Р. К. Баучиева
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Работа представлена кафедрой математики и методики ее обучения Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Г. Везиров
В статье предлагается один из подходов решения проблемы профессиональной подготовки будущего учителя музыки в условиях информатизации педагогического образования. Одним из средств решения данной проблемы являются инфокоммуникационные технологии, которые играют некоторую особую роль в активизации познавательной деятельности будущего учителя музыки.
The article presents one of the approaches to decision of the vocational training problem of a future music teacher in conditions of informatisation of pedagogical education. One of the means of this problem’s solution is infocommunication technologies, which play some special role in activisation of learning activity of a future music teacher.
Применение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в обучении на современном этапе, несомненно, может явиться катализатором в решении важных социальных задач повышения доступности и качества образовательных ресурсов и услуг, реального обеспечения равных возможностей граждан в получении образования независимо от места проживания, социального статуса, уровня доходов.
Все более актуальной становится проблема подготовки кадров для инфокомму-никационного общества, которое приходит на смену индустриального уклада мировой экономики. Особое место в решении этой задачи отводится высшим учебным заведениям, сосредоточившим необходимые материально-технические и кадровые ресурсы1.
Информатизация такой многообразной и социально-значимой сферы человеческой деятельности, каковой является система образования, охватывает множество организационных, технических, методических,
педагогических, правовых проблем, решаемых в условиях постоянно расширяющегося применения средств коммуникационной и вычислительной техники.
В этих условиях не обойтись без планомерной работы по повышению квалификации специалистов.
В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми, хорошего результата давали технологии, используемые известными педагогами: В. П. Беспалько, В. П. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, И. П. Волковым, Г. С. Альтшулером, но наибольший результат дают технологии с использованием информационных систем и новых технических средств обучения.
Проведенный анализ научной, психоло-го-педагогической, методической литера -туры и диссертационных исследований, посвященных проблеме использования ИКТ в образовании в целом, а также вопросам обучения с компьютерной поддерж-
кой в процессе преподавания музыкальнотеоретических дисциплин, выявил актуальность проблемы применения ИКТ в музыкальном образовании, поскольку ИКТ являются важными составляющими современного образовательного процесса, направленного на формирование специалиста с критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихся условиях профессиональной деятельности.
Проблема развития технологий обучения занимает важное место в современной педагогической науке, поскольку достижение максимальной эффективности учебного процесса напрямую зависит от наличия грамотно разработанного методического обеспечения и определения места и роли ИКТ в учебном процессе. Характеризуя современное образование как личностно ориентированное, представляется важной необходимость проведения исследований, отражающих восприятие учащимися процесса внедрения инфокоммуникационных технологий при изучении различных дисциплин2.
Деятельность студентов на занятиях может носить в определенной мере исследовательский характер. Эта деятельность включает усвоение информации, тренировку навыков, фиксацию полученных результатов, содействует формированию творческих умений и потребностей. Причем умение сознательно обращаться с информацией, организация работы и решение практических задач играют в этом большую роль, ибо только так можно прийти к творческим решениям. Степень самостоятельности студентов в организации работы должна быть высокой . Это относится ко всем этапам работы - от первого знакомства с проблемой и определения заданий по исследуемым вопросам до разработки обоснования и защиты полученных результатов.
Качество курсов по выбору зависит от качества полученных знаний по курсам, установленным государственным образова-
тельным стандартом. Если уже заложены прочные знания и умения, если студенты научились работать самостоятельно, творчески и дисциплинированно, то при работе на курсах по выбору можно поставить более высокие цели. Если этого нет, то фактически на этих курсах наверстывается упущенное.
Отвечая требованиям современного общества и развития информационных технологий в рамках высшего музыкального образования, была проведена попытка расширить и модернизировать долю применения ИКТ для будущих учителей музыки. Для этого был предложен курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности будущего учителя музыки». Мы подобрали спектр музыкально-теоретических тем, которые целесообразно продемонстрировать, используя звуковые возможности компьютерных программ. Для реализации данного курса были предложены некоторые занятия на музыкально-педагогическом факультете. Подобные занятия, с использованием музыкального редактора, виртуальной музыкальной студии, стали более наглядными и интересными. Особенно активно получались занятия, где студентам предлагалось создать свои композиции. Результаты творческих работ студентов демонстрировались и защищались в кабинете информатики, такой подход к изучению практической сущности дисциплины значительно расширяет возможности преподавателя для объяснения нового материала и закрепления пройденного.
Несомненный успех данной идеи вызвал предложение о создании специального курса по выбору. Работа студентов оказалась достаточно активной. Несомненная польза от такого синтеза двух дисциплин (музыки, информатики) налицо. Студент во время работы с применением ИКТ достаточно тщательно прорабатывает изучаемый материал и умеет грамотно изложить результат своей работы.
Первые занятия с использованием ИКТ были проведены в качестве эксперимента на музыкально-педагогическом факультете Карачаево-Черкесского университета им. У. Д. Алиева. Проведение таких видов занятий очень понравилось будущим учителям музыки. При выполнении работ у студентов формировались умения и навыки работы с компьютером, готовыми программными продуктами, способность проводить творческие эксперименты над музыкальными произведениями.
Програмное направление курса определяет круг вопросов, связанных с изучением о возможностях компьютера, программных средств, предназначенных для создания и обработки звуковой информации и технологии работы в них. Техническое направление определяет знание аппаратной части компьютера, используемой непосредственно при работе со звуком.
В процессе изучения курса надо научиться работать в различных редакторах, познакомиться с приемами обработки звуковой информации, с основными этапами создания музыкальных ремиксов.
В итоге студенты должны представить на обсуждение свои готовые проекты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: применение инфокоммуникационных технологий является высокоэффективным средством активизации позна-
вательной деятельности студентов, отвечающим всем требованиям современности.
В современных условиях использование ИКТ при изучении музыкально-теоретических дисциплин способствует созданию культуросообразной среды, реализации личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного подхода. Учащиеся знакомятся с музыкальными редакторами, вовлекаются в творческую деятельность, в процессе этого развивается их мышление, ценностные ориентации, потребность в самообразовании.
На основе анализа традиционного музыкально-теоретического обучения, выявления его положительных и отрицательных аспектов построена модель использования ИКТ в процессе подготовки будущих учителей музыки. Были рассмотрены частные вопросы методики использования инфокоммуникационных средств в обучении: работа с музыкальными редакторами, поиск в сети Интернет сайтов для работы с музыкой, составление собственных проектов и их защита3.
Экспериментальная проверка эффективности методики применения разработанной модели показала влияние внедрения инфокоммуникационных технологий на повышение качества знаний, мотивации учащихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Везиров Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Дисс... док. пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2002. С. 15.
2 Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 25.
3 Биджиев Д. У., Алиева Р. К. Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности будущих учителей музыки. Учебное пособие. Карачаевск: КЧГУ, 2007. С. 8.