Ф1Л0Л0Г1ЧЕСК1Е ННУК1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Т. К. Щербакова, А. В. Якушев
FUTURE GEOGRAPHY TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE BASED ON GIS-TECHNOLOGIES AS CONDITION OF EDUCATION QUALITY
Scherbakova T. K., Yakushev А. V.
The article considers an aspect of using geoinformation systems in the development of future geography teachers' professional competence level on the basis of GIS-technologies. A model and author selective course have been elaborated for its achievement.
В работе рассматривается один из аспектов использования геоинформационных систем в развитии уровня профессиональной компетентности будущих учителей географии на основе ГИС-технологий, для достижения которого разработаныы модель и авторский курс по выбору.
Ключевые слова: профессиональная
компетентность, учитель географии, модель, ГИС-технологии.
УДК 178.01
Содержание профессиональной деятельности учителя географии за последние несколько лет претерпело значительные изменения, но совершенствование профессионального мастерства учителей и качества образования идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации специалистов в новой информационно-образовательной среде.
Образование, воспитание и обучение, являясь единой задачей педагогической деятельности, закладывают фундамент готовности педагога к социальной жизни, что и осуществляется путём передачи ему и усвоения им всего социального опыта. Социальная ценность педагогической деятельности и будет заключаться в способности общества хранить, перерабатывать и передавать знания, умения и ценностные установки, организуя педагогический процесс, атрибутами которого и являются образование, воспитание, обучение.
Однако можно констатировать, что в настоящее время в преподавании учебных предметов еще слабо проявляется ориентация на НИТ, в частности, на ГИС-технологии. Сохраняется классическая
структура учебного процесса, в которой нет места ни дидактическим инновациям, ни информационным технологиям обучения. Назрела необходимость существенных изменений в сфере профессиональной подготовки будущих учителей географии, в направлении их методической взаимосвязи с вопросами осваиваемой профессии и вне-
т
Ш Щербакова Т. К., Якушев А. В.
Профессиональная компетентность будущего учителя географии на основе.
дрения инновационных образовательных технологий.
Исходя из этого, развитие творческой индивидуальности будущего педагога способствует повышению его компетентности и профессионализма.
Геоинформационные технологии в учебном процессе университетов являются весьма актуальными и перспективными. Геоинформационные технологии в настоящее время проникают практически во все науки о Земле. С их помощью можно осуществлять инвентаризацию различных объектов и ресурсов, выполнять и представлять результаты расчетов; обрабатывать данные полевых изысканий, осуществлять проектные работы; выполнять экологические прогнозы, расчеты и многое другое.
Если говорить об исследованиях, которые охватывали бы практически все современные аспекты геоинформатики и гео-информационных технологий, до настоящего времени в России, и в частности, в Карачаево-Черкесской Республике, они практически отсутствуют.
Функционирование в образовании традиционной концепции, когда целью обучения было лишь усвоение научных сведений без формирования умений использовать содержание полученных знаний, привело к возникновению противоречий в деятельности высшей школы между:
- существующими дисциплинами, сформировавшимися как традиционные, в противовес интегрирующимся учебным дисциплинам;
- значимостью и все возрастающей ролью геоинформационных технологий в различных образовательных областях и недостаточным представлением этой функции в образовательном пространстве;
- необходимой потребностью образовательной практики в профессионалах, владеющих ГИС-технологией и их неприспособленностью использовать эту технологию как средство решения задач в педагогической деятельности.
Модельным объектом обучения студентов нами выбран географический факультет Карачаево-Черкесского государст-
венного университета им. У. Д. Алиева, где подготовка ведется по специальности «География». Проанализировав Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (1) и учебные планы по данной специальности, мы сделали вывод, что существуют реальные предпосылки для рассмотрения возможности моделирования интегративного подхода в обучении студентов географического факультета с информатикой на основе новых ИКТ, в частности геоинформационных технологий.
На наш взгляд, наиболее полно интегративная модель обучения, опирающаяся на ИКТ, может быть разработана для специальности «География». Это связано с тем, что образовательный стандарт по данной специальности по своей сути несет как информационную, так и предметную направленность. В стандарте сказано: выпускник, получивший квалификацию учитель географии, осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию в полном объёме. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом специфики преподаваемого предмета (1).
При разработке модели профессиональной компетенции будущих учителей географии на основе ГИС-технологий, мы исходили из того, что научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления.
Разработка нашей модели подчинялась следующей логике: 1) определение границ модели и формулировка цели проектирова-
ния; 2) формулировка цели и задач модели; 3) обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели; 4) обоснование компонентов модели и разработка их содержания; 5) выделение методики поэтапного развития как системообразующего компонента модели;
6) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели; 7) экспериментальная апробация модели в рамках реализации профессиональной компетенции будущих учителей географии на основе ГИС-технологий в процессе профессиональной подготовки.
Разработка модели профессиональной компетенции будущих учителей географии на основе ГИС-технологий и ее экспериментальная апробация осуществлялись с учетом положений системного, личностно-профессионального и рефлексивного подходов.
При разработке компонентов модели были учтены: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке специальности 032500 - география, квалификация -учитель географии; подходы к активизации профессиональной компетентности студентов; понимание содержания понятия «профессиональной компетенции будущих учителей географии на основе ГИС-
технологий»; потребность студентов в информационных знаниях и умениях; недостаточный уровень развития у студентов информационной деятельности; потребность студентов в саморазвитии информационной деятельности.
Разработанную модель профессиональной компетентности будущих учителей географии на основе ГИС-технологий мы рассматриваем как подсистему, встроенную в контекст педагогической системы вуза. Модель четко ориентирована на конкретную цель - развитие профессиональной компетентности будущих учителей географии на основе ГИС-технологий. Конкретная цель дополнена перспективной - сформировать у студентов установку на развитие и активизацию познавательной деятельности на основе геоинформационных технологий.
Профессиональная компетентность будущего учителя географии на основе ГИС-технологий должна предполагать разработку и проектирование методик информационных систем, баз данных цифровой картографической информации; выполнение геоинформационного картографирования,
создание электронных карт и атласов и других картографических произведений; использование геоинформационных систем для обработки данных дистанционного зондирования и других геоизображений; совместное использование геоинформационных, телекоммуникационных и мультимедийных технологий в картографии и географических исследованиях; проведение экспериментальных исследований для использования геоинформационных технологий в целях системного анализа; эксплуатация и модернизация геоинформационных технологий и их картографических подсистем (2).
Таким образом, подводя итоги всего выше изложенного, мы предлагаем модель развития профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе ГИС-технологий (рис.).
Компонентный состав процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей географии на основе ГИС-технологий представлен в модели следующими взаимосвязанными компонентами:
1. Мотивационно-целевой компонент. Формирование у студентов устойчивой положительной мотивации к восприятию и анализу ГИС-технологий. Формирование устойчивой мотивации целенаправленного изучения ГИС-технологий. Развитие мотивационно-целевых установок работы с ГИС-технологиями. Мотивационно-целевой аспект восприятия и интерпретация ГИС-технологий.
2. Содержательный компонент. Дидактические средства, адекватные целям и задачам каждой формы организации процесса обучения. Теоретико-методологическая база об основах ГИС-технологий. Сообщения студентов по заявленным вопросам, упражнения на отработку формируемых умений. Различные ГИС-системы, используемые в учебном процессе.
Щербакова Т. К., Якушев А. В. Профессиональная компетентность будущего учителя географии на основе
Цель: развитие профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе ГИС — технологий
Подходы к развитию профессиональной компетенции будущего учителя географии
Мотивационно- Содержательный Операционный Результативноцелевой диагностический
I_________________I_________________I________________I
I Ж •
Уровни развития профессиональной
компетентности _____
▼
Низкий Средний Высокий
Результат:
Высокий уровень развития профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе ГИС — технологий
Рис. Модель развития профессиональной компетентности будущего учителя географии
на основе ГИС-технологий
3. Операционный компонент. Ком-
плекс психолого-педагогических условий организации процесса обучения для развития профессиональной компетентности студентов. Принципы: научности, системности, сознательности, активности, доступности, прочности, оптимального сочетания методов, средств, форм обучения. Формы организации учебной деятельности студентов при развитии профессиональной компетентности: лекции с проблемным изложением теоретического материала; комплекс тренировочных упражнений и заданий; аналити-ко-синтетический анализ фрагментов ГИС-систем, презентаций. Методы: словесный, наглядный, устный, письменный, практический, коммуникативный. Объяснительноиллюстративный, репродуктивный; преобразовательный, проблемный, частично-
поисковый; научно-исследовательский, систематизирующий.
4. Результативно-диагностирующий компонент. Умения интерпретации ГИС-технологий, их соответствие критериальным показателям. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей географии.
Главную роль в предложенной модели играют уровни развития профессиональной компетентности.
Для определения показателей уровня развития профессиональной компетентности будущего учителя географии мы обратились к уровням усвоения, предложенным В. Беспалько:
- низкий уровень - знание-знакомство, репродуктивная деятельность
с «подсказкой», «узнавание» объектов, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации;
- средний уровень - знания-копии, предполагает репродуктивное воспроизведение и применение полученной информации. На этом уровне обучаемые без помощи извне воспроизводят ранее усвоенную информацию и решают типовые задачи;
- высокий уровень - знания-трансформации предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в процессе самостоятельной деятельности. Эта деятельность названа эври-
стической. Творческое применение полученной информации посредством самостоятельного конструирования собственной деятельности. На этом уровне испытуемый демонстрирует умение выполнять исследовательскую и изобретательскую деятельность.
Конечный ожидаемый результат -высокий уровень развития профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе ГИС-технологий
Процесс развития профессиональной компетентности не заканчивается на каком-то определенном этапе, то есть это процесс непрерывный. Внутренним механизмом непрерывности является обращение к прошлому опыту информационной деятельности студента через сохранение базовых информационных знаний, умений, навыков и его личностных качеств как результата предшествующих этапов и возможности их дальнейшей реализации. Для решения указанной проблемы нами разработан курс по выбору «Использование ГИС-систем в развитии профессиональной компетентности учителя географии».
Генетический анализ проектируемой модели и авторского курса позволяет увидеть два среза: горизонтальный и вертикальный. Этапы «горизонтального» продвижения (мотивационно-целевой, содержательный, операционный и результативнодиагностический) отражают количественное накопление субъективных характеристик профессиональной компетентности у каждого студента. «Вертикальное» продвижение -это качественный скачок как переход на более высокий уровень развития профессиональной компетентности будущих учителей географии на основе ГИС-технологий.
Спроектированные нами модель и курс характеризуется: целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - достижение высокого уровня развития профессиональной компетенции будущих учителей географии на основе ГИС-технологий.
т
Ш Щербакова Т. К., Якушев А. В.
Профессиональная компетентность будущего учителя географии на основе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 032500 «География».
- М., 2000.
2. Кошкарев А. В. Геоинформатика. / [Текст] / А. В. Кошкарев, В. С. Тикунов. - М.: Картге-оцентр-Геодезиздат, 1993.
Об авторах
Щербакова Татьяна Константиновна, Ставропольский государственный университет, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономической, социальной и политической географии, доцент. Сфера научных интересов - педагогические проблемы географического образования. [email protected]
Якушев Александр Владимирович, Карачаево-Черкесский государственный университет, аспирант. Сфера научных интересов - педагогические проблемы географического образования. [email protected]