ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.891
В. Г. Капустин
ГИС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: геоинформатика; географическая информационная система (ГИС); ГИС-технологии; цифровые карты; информационный геокомплекс; школьная географическая информационная система.
АННОТАЦИЯ. Анализируется современное состояние проблемы использования ГИС-технологий в процессе подготовки учителя географии и в изучении географии в средней школе.
V. G. Kapustin
GIS-TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE MEANS OF DEVELOPMENT OF GEOGRAPHICAL EDUCATION IN RUSSIA
KEY WORDS: Geoinformatics; Geographic Information System (GIS); GIStechnologies; digital maps; information geocomplex; schools geographic information system.
ABSTRACT. The Analysis modern with-standings and problems of the use GIStechnology in process of preparing the teacher to geographies and in study of the geographies in secondary school.
Современную общеобразовательную и высшую школу характеризует активный переход к использованию новых информационных технологий. В учебном процессе реализуются программы информатизации, разработаны электронные учебники, развиваются дистанционные технологии получения образования, создана Российская Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [9]3. Учебно-
3 Единая Коллекция была создана в ходе проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время пополнение и развитие Коллекции осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
методические материалы Коллекции ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов по всем школьным дисциплинам, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Коллекция содержит, соответственно, различные материалы по географии, в том числе представлена школьная геоинформа-ционная система (ШГИС). Кроме того, в Коллекции представлены и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие учителя к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информа-
ционного общества. Подключение всех школ России к Интернету в рамках приоритетного национального проекта «Образование» обеспечило доступность ресурсов коллекции для всех образовательных учреждений.
Важно подчеркнуть, что новые технологии открывают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника высшего учебного заведения или школы.
ФГОС второго поколения — и в этом его принципиальное отличие от предшествующих разработок — во главу угла ставит личностный результат образования [11]. Современные образовательные технологии позволяют максимально решать задачи развивающего обучения, индивидуализации образования.
Однако активному внедрению информационных технологий в образование мешают несколько сложных проблем. Действующие образовательные стандарты высшего педагогического образования не в полной мере обеспечивают подготовку специалистов для работы с электронными образовательными ресурсами. Система переподготовки и повышения квалификации учителей (и преподавателей педагогических вузов) также недостаточно учитывает жизненную необходимость освоения информационных технологий работающими учителями. Пока что в освоении таких технологий преобладают процессы самообразования.
Качество многих электронных ресурсов оставляют желать лучшего. Материалы Единой Коллекции по географии разнообразны как по содержанию, так и по уровню выполнения. Однако, часть материалов, на наш взгляд, малопригодна или непригодна для использования в школе. Видимо, период накопления таких разнородных и разноуровневых материалов неизбежен и в дальнейшем, в результате целенаправленной работы ведущих методических центров, будет произведен отбор материалов, действительно отвечающих современным требованиям информационно-образовательной среды.
Изложенное свидетельствует о существовании серьезного противоречия, обусловленного с одной стороны интенсивно развивающимися процессами информатизации образовательной практики, с другой стороны — стихийным, слабоуправляемым характером этих процессов в системе отече-
ственного географического образования как на уровне общеобразовательной, так и высшей школы. Обсудим некоторые аспекты указанной проблемы. Первый из них связан с анализом способов представления современной географической информации.
Географическая информация. Значительная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной, или географической.
Пространственная информация передается в основном с помощью мелкомасштабных общегеографических и тематических карт и атласов, топографических карт, аэрокосмических снимков, планов и схем, адресов размещения объектов, маршрутов движения и других сведений.
Однако крылатая фраза «Карта — альфа и омега географии» наполняется в современном обществе новым содержанием. Кроме традиционной бумажной карты в жизнь человека врывается электронная карта, несущая разнообразную географическую пространственную информацию.
Географическая карта становится динамичной, интерактивной. Карту можно совместить с космическим снимком — с изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Космический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности.
Сегодня в Интернете стали привычными карты и космические снимки облачности, циклонов, ландшафтов и т. д. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разрабатывается Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.
По существу, в современный период человек изучает, анализирует, просматривает результаты обработки пространственных данных в географических информационных системах.
Геоинформационные системы (ГИС) и геоинформационные технологии (ГИС-технологии) получили сегодня в мире самое широкое применение. ГИС активно используются для решения научных и практических задач на локальном, региональном, федеральном и глобальном уровнях. ГИС-технологии применяют для комплексного изучения природно-экономического потен-
циала крупных регионов, инвентаризации природных ресурсов, проектирования транспортных магистралей, обеспечения безопасности человека и т. д.
Современное состояние общества, значительное усложнение его инфраструктуры требуют от новых поколений овладения новыми средствами и методами обработки и анализа пространственной информации, методами оперативного решения задач управления, оценки и контроля изменяющихся процессов. Геоинформационные технологии предоставляют такие новые методы и средства обработки информации, которые обеспечивают высокую наглядность отображения разнородной информации и доступный инструментарий для анализа реальности. ГИС обладают огромным потенциалом для анализа информации с целью принятия управленческих решений в социально-экономической сфере [i; 2; 15 и др.].
Но процессы, свойственные всему обществу, определяют необходимость внедрения инновационных геоинформационных технологий в процесс обучения на уровне не только высшего профессионального образования, но и на уровне общеобразовательной школы. Для реализации огромного потенциала ГИС необходимо проводить широкую подготовку пользователей географическими информационными системами. Среди технологий, которые должны занять центральное место в подготовке учителя географии, особо выделим технологии ГИС (технологии географических информационных систем, ГИС-технологии).
Сущность ГИС технологий и их образовательные возможности. Кратко ГИС определяются как информационные системы, обеспечивающие сбор, хранение, обработку, отображение и распространение данных, а также получение на их основе новой информации и знаний о пространственно-координированных явлениях. Необходимо подчеркнуть их способность хранить и обрабатывать пространственные, или географические, данные, что и отличает ГИС от иных информационных систем. Важность ГИС-технологий для географического образования определяется их функциональными возможностями, которые полностью соответствуют традиционным методам географического изучения окружающего пространства, более того, заметно
расширяют их и выводят на совершенно иной, качественно новый уровень.
Инструментальные возможности ГИС включают простейшие картометрические операции, в том числе вычисление расстояний между объектами, площадей объектов, абсолютных высот; выполнение морфометрических операций; операции оверлея с выявлением взаимосвязей между географическими объектами и процессами; пространственный анализ; пространственное моделирование. ГИС-технологии обеспечивают визуализацию исходных, производных или итоговых данных и результатов обработки в виде тематических географических карт.
ГИС-технологии предоставляют пользователям возможности создания, отображения и анализа растровых данных. Растровые данные, или грид-данные, особенно удобны для отображения географических явлений непрерывных в пространстве, таких как рельеф, осадки, температура, плотность населения и других данных, которые можно представить в виде статистических поверхностей. Грид-данные используются также для анализа различного рода потоков по поверхности, например, поверхностного стока, а также изменений географических явлений во времени. ГИС поддерживают функции пространственного анализа: анализ близости, оверлейный анализ и пространственные операции. Становятся доступными для географов многие сложные функции трехмерного и перспективного отображения, моделирования и анализа поверхностей. В частности, ГИС включают возможности создания и работы с триангуляционными нерегулярными сетями (TIN). TIN — это специфическая векторная топологическая модель данных, наиболее подходящая для отображения и моделирования поверхностей, создания 3-D моделей рельефа.
ГИС-технологии обеспечивают работу с данными дистанционного зондирования, которые сегодня являются одним из главных источников пополнения новой информацией пространственных баз данных в геоинформационных системах и в географии в целом.
Сказанное выше подчеркивает высокий образовательный потенциал ГИС технологий. Создание методических условий для его реализации в образовательном процессе
позволяет говорить о геоинформационном образовании.
Высшее геоинформационное образования. Во всем мире быстро прогрессирует геоинформатика — новая отрасль науки, техники и производства. Геоинформа-ционные (ГИС) технологии завоевывают все большую популярность и официальное признание в нашей стране. За последние 10—15 лет в России созданы крупные гео-информационные научно производственные центры (в том числе «Уралгеоинформ» в Екатеринбурге). В ряде университетов открыты кафедры геоинформатики, ГИС, геоинформационного картографирования и т. п. В учебные профессионально-образовательные программы подготовки специалистов в университетах России введен курс «Геоинформатика» (в вузах Свердловской области — в Уральском горно-геологическом университете, Уральском лесотехническом университете, Уральском государственном университете и некоторых других). Издаются монографии, научные журналы, проведены сотни научных съездов и конференций. Разрабатываются отечественные учебники и учебные пособия, учебные ГИС. Появились специалисты, получившие высшее образование в области создания и использования ГИС. В Роскарто-графии геоинформатика — одно из основных направлений деятельности. Геоинформатика входит в перечень специальностей ВАК с правом присуждения ученых степеней по географическим, геологическим, техническим и математическим наукам.
Однако среди специальностей высшего профессионального образования мы не найдем геоинформатику. Она все еще остается частью «прикладной информатики». Но геоинформатика сегодня — не только «прикладная наука в географии», но и в геологии, геодезии, геофизике, океанологии, планетологии — словом, во всех науках о Земле и связанных с ними социально экономических отраслях знания (экономической географии, демографии, этнографии, археологии и многих др.). Геоинформатика — базовая наука для всех наук о Земле, их общий язык и метод, стоящий в одном ряду с математикой, физикой, информатикой и кибернетикой [3].
Отсутствие специальности «геоинформатика» приводит к целому ряду проблем в области геоинформационного образования.
Одна из них — кадровая: квалифицированных кадров, подготовленных для работы с геоинформационными системами в нашей стране, явно недостаточно. Этот тезис фактически был сформулирован около 10 лет назад [17]. Однако он остается актуальным и в настоящее время. По-прежнему остается проблемным техническое и программное обеспечение в силу их дороговизны. Как и раньше не хватает хороших учебников по геоинформатике, учитывающих содержание подготовки по разным специальностям, в частности по географии.
Высшее педагогическое образование практически не занимается подготовкой специалистов в области геоинформатики. В Государственном образовательном стандарте по специальности «Информатика» такой дисциплины нет. В отдельных вузах введено преподавание геоинформатики в рамках блока «дисциплин по выбору» или факультативов [7; 8].
Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по географии ограничивается одной фразой в рамках курса «Картографии с основами топографии», которая предполагает лишь знакомство будущих учителей географии с несколькими понятиями из геоинформатики [5]. То же относится и к учебникам по данному курсу, в содержании которых на географические информационные системы отведено 2—3 страницы текста. Такое положение дел вряд ли можно признать правильным и соответствующим современному уровню и значимости геоинформационных технологий.
ГИС-технологии в Уральском государственном педагогическом университете. В учебные планы географов и экологов Уральского государственного педагогического университета в рамках национально-регионального компонента введен курс «Географические информационные системы» в объеме 80 часов общей трудоемкости. Основная образовательная цель курса: овладение ГИС-технологиями на уровне пользователя, что позволило бы выпускникам, специалистам использовать эти технологии как мощное инновационное средство обучения географии в общеобразовательной школе.
Для методического обеспечения процесса изучения курса «Географические информационные системы» автором разрабо-
тана серия ГИС-проектов, точнее — основа этих проектов. Среди них: ГИС «Свердловская область», ГИС «Екатеринбург», ГИС «Калиновский лесопарк», ГИС «Топографическая карта», ГИС «Студенческий городок УрГПУ» и другие. Материалы ГИС, имеющиеся на географо-биологическом факультете, позволяют внедрять эти технологии в основные дисциплины профессионально-образовательной программы по специальности «география»: Физическая
география России, Физическая география материков, Экономическая география зарубежных стран, Экономическая география России, География Свердловской области, Региональная экология и многие другие.
Приоритетным проектом в системе методического обеспечения учебного курса «Географические информационные системы» выступает ГИС «Свердловская область». Он нацелен на разностороннее изучение студентами своего региона в рамках национально-регионального компонента высшего образования.
На основе растровых изображений топографических и мелкомасштабных карт созданы основные темы (слои) ГИС: рельеф в горизонталях, реки, озера и водохранилища, дороги, растительность и другие. Производится формирование баз данных для отдельных слоев. В частности для административных районов Свердловской области в атрибутивную таблицу внесены статистические данные по населению (численность, рождаемость, смертность), по экологической ситуации (объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнение поверхностных вод) и другие.
Социально-экономические аспекты характеристики региона базируются на материалах Областного комитета государственной статистики. Это данные по населению области, по состоянию окружающей среды, по экономике, на основе которых возможно составление серии тематических карт. Изучение природных особенностей региона на начальном этапе опирается на ряд тематических карт природных компонентов. Материалы дистанционного зондирования могут быть использованы для корректировки содержания отдельных тем и для разработки новых материалов. Разработка этого ГИС-проекта позволило насытить картографическими материалами учебное пособие по курсу «География Свердловской области».
ГИС «Заповедник Денежкин Камень» — локальный проект, содержащий разнообразные материалы и базы данных по заповеднику. В рамках проекта возможен детальный пространственный анализ рельефа территории, который включает преобразования слоя с горизонталями в растровый формат и в grid-темы, анализ grid-тем, анализ растра, построение карт рельефа методом отмывки, построение карт углов наклона, экспозиции склонов, построение топографической триангуляционной поверхности (TIN-слоя), построение поперечных профилей, построение 3-D моделей.
Данные растительности содержат подробные характеристики каждого выдела по составу, возрасту, полноте, бонитету древостоя, характеру наземного покрова, т. е. подробные таксационные материалы. Это позволяет получить подробную характеристику растительности всего заповедника и отдельных его частей методами ArcView GIS. В рамках проекта возможен анализ данных фенологических исследований (построение карты мощности снежного покрова, карты сроков наступления основных фенологических явлений и другие).
Проект «Топографическая карта». Проект содержит изображения ряда реальных топографических карт масштаба 1: 100000 на территорию Свердловской области, а также учебную карту масштаба 1 : 50 000 «У-34—37-В Снов». Карты имеют привязку в системе реальных прямоугольных координат, которая выполнена с помощью программы Rectify. Соответственно разработанные на основе карт-подложек файлы-источники данных (темы ArcView) хранятся спроектированными (в проекции Гаусса-Крюгера).
Локальные проекты «Город Екатеринбург», «Кытлымские среднегорья», «Калиновский лесопарк», «Университет», «Моя школа» имеют учебное и справочное значение. Главное их отличие от крупных региональных проектов заключается в возможности применения в этих проектах, помимо основных возможностей программы Arc-View GIS, методов пространственного анализа, построения топографических поверхностей, профилирования и 3-х мерного моделирования.
ГИС «Университет» представляет проект, который может быть по аналогии реализован в школах (ГИС «Родная школа»,
ГИС «Мой микрорайон») и вызовет, несомненно, большой интерес у школьников. В рамках такого проекта выполняется серия карт (планов) участка, для которых можно сформировать базы данных по всем объектам, расположенным на таком участке: различные строения, сооружения, растительность, тропинки и т. д. В дальнейшем на основе наблюдений за объектами могут быть получены и внесены в базы данные о загрязнении атмосферного воздуха, данные
о характере растительности, о почвенном покрове и т. д. Трехмерные модели школы и прилегающего микрорайона с показом отдельных объектов привнесут в такие проекты элементы новизны и необычности, вызовут особый интерес у школьников. Все это предоставляет уникальные возможности для организации самостоятельной работы школьников поискового, творческого характера, основанной на ГИС технологиях.
ГИС технологии в образовательной школе. Государственный стандарт общего среднего образования по географии требует, чтобы изучение данного предмета в школе было направлено на овладение умениями ориентироваться на местности; использование одного из «языков» международного общения — географической карты, статистических материалов, современных геоинформационных технологий для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
В настоящее время в ряде стран мира (в частности, в США, Великобритании, Австрии и др.) цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. О необходимости внедрения геоинформационных технологий в систему общего образования России говорили еще 10 лет назад [4,6, 16,19]. Однако проблема использования и проектирования геоинформационных систем в средней школе на практическом уровне до настоящего времени не решена. Применение ГИС происходит пока только в рамках отдельных экспериментов. Проводятся редкие научные исследования с целью обоснования и практической реализации методической системы обучения созданию и использованию учебных геоинформационных систем в различных курсах средней школы [18].
Особого внимания заслуживает Школьная ГИС «Живая география» (Информационный источник сложной структуры), разработанная ЗАО КБ «Панорама» и ИТЦ «СканЭкс» [10; 13; 14]. Имеется опыт применения ГИС «Живая География» в школах Москвы и других регионов России. Программная оболочка (инструмент) для работы с геопространственными данными, комплект цифровых карт мира и России а также коллекция космических снимков доступны для пользователей на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [http: //school-collection.edu.ru/].
Школьная ГИС повышает эффективность учебного процесса за счет использования ГИС технологий в решении разнообразных традиционных и новых географических задач, решаемых на уроках географии. Среди таких задач поиск и анализ географической информации, имеющейся на карте; определение по карте расстояний, направлений, высот точек; географических координат, местоположения, протяженности и площади географических объектов; описание свойств географических объектов. Сопоставление и сопряженный анализ карт разного содержания на одну и ту же территорию целью выявления взаимосвязей, например, между климатом и рельефом, климатом и растительностью и т. п. Подобные задания сложны для выполнения при использовании традиционных карт, поскольку основаны на операциях наложения нескольких карт мысленно, порой имеющих разные масштабы. ГИС-технологии решают эту задачу быстро и помогают провести ученику такой сопряженный анализ, что развивает навыки интеллектуального труда.
Сложностью отличаются учебные задачи чтения рельефа по карте. При их решении школьникам необходимо представить территорию, изображенную на плоскости в трехмерном виде. Геоинформационные технологии оказывают существенную помощь в решении этой задачи на основе визуализации трехмерных моделей территории, что несомненно развивает пространственное воображение учащихся.
На основе ГИС-технологий школьникам становятся доступным создание собственных цифровых карт на базе имеющихся тематических слоев, редактирование цифровых контурных карт, подготовка карт к изданию (выполнение компоновки карт).
Кроме того, ГИС-технологии обеспечивают возможность постоянного обновления статистических материалов и цифровых карт силами самих школьников под руководством учителя, в отличие от традиционных «бумажных» карт. Таким образом, у современного учителя появляется возможность обучать географии, используя самые последние актуальные географические данные о природе, населении и хозяйстве и их взаимосвязях, рассматриваемых на разных уровнях организации географического пространства.
Разработка локальных проектов, расширение баз данных, привлечение новых картографических материалов, материалов дистанционного зондирования, вполне доступны для школьников и могут быть использованы в учебном и внеучебном процессе в школе.
Итак, технологии ГИС значительно усиливают деятельностный аспект обучения. Учащиеся самостоятельно добывают «новые знания», одновременно усваивая новые приемы работы, транслирующие особенности современных научных методов географического познания. Они получают начальную подготовку и опыт практической деятельности с использованием современных технологий. ГИС способствуют достижению важной цели, заложенной ФГОС второго поколения, — личностному результату образования.
Программы ГИС. Перечень современных программных продуктов ГИС достаточно разнообразен и обширен. В нем можно насчитать более двух десятков программ, относящихся к профессиональным или к настольным ГИС. Среди наиболее распространенных: ГИС MapInfo Pro, Arc/INFO, ArcView GIS, GeoMedia, WinGIS, GeoGraph/ GeoDraw, ГИС «Панорама» и некоторые другие.
Функциональные возможности этих программ, по большому счету, близки, особенно для учебных целей в рамках рассматриваемой проблемы внедрения ГИС технологий в систему географического образования. Программы ГИС имеют средства создания и редактирования цифровых векторных и растровых карт, выполнения измерений и расчетов расстояний и площадей, оверлейных операций, построения 3D-моделей, обработки растровых данных, (например, данных дистанционного зондиро-
вания, в частности цифровых космических снимков), средства тематического картографирования, подготовки карт к изданию, инструментальные средства для работы с базами данных. Вместе с тем выбор программ для использования в учебном процессе в вузе, пока опирается на субъективную оценку преподавателя. А оценка зависит во многом от политики ведущих фирм производителей программных продуктов по продвижению их на рынок.
В соответствии со стратегией ESRI (разработчик Arc/INFO и ArcView GIS), учебные заведения и библиотеки могут приобрести распространяемые этой компанией программные продукты по льготным ценам. Кроме того, ESRI и дистрибьюторы этой компании (ДАТА+) реализуют долгосрочную программу поддержки учебных заведений, направленную на развитие ГИС образования. В соответствии с этой программой учебные заведения, организующие на своей базе учебные классы и включившие ГИС-курсы в учебное расписание, могут на конкурсной основе получить необходимые программные продукты семейства ArcGIS практически бесплатно (оплачиваются только расходы за доставку, таможенную очистку и льготную стоимость обучения работе с полученными продуктами в сертифицированных учебных центрах).
В России в рамках поэтапной реализации этой стратегии DATA+ совместно с Министерством образования Российской Федерации и Государственным НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информатика» оснастили ГИС— продуктами более 100 учебных классов в разных районах России и других стран ближнего зарубежья [6].
ЗАО КБ «Панорама» проводит аналогичную политику, реализуя программу поддержки высших учебных заведений, использующих ГИС технологии в учебном процессе. 48 вузов России, из них 11 классических университетов и 1 педагогический вуз (Воронежский ГПУ) используют ГИС «Панорама» («ГИС Карта-2008», «Панорама редактор» и другие приложения). Эти программные продукты применяют 19 вузов Украины, 3 — Белоруссии, один — Сирийской Арабской Республики.
Как было показано выше, КБ «Панорама» разработало Школьную ГИС «Живая география», которая проходит апробацию в
школах Москвы и в некоторых других регионах. К сожалению, опыт использования этой программы почти не известен широкому кругу преподавателей географических специальностей вузов и учителей географии. В журнале «География в школе» за последние 5 лет появилась всего лишь одна статья по рассматриваемой проблеме [12].
По нашей оценке Школьная ГИС наряду со многими положительными качествами, и прежде всего функциональными возможностями, имеет существенный недостаток, который вытекает из содержания исходный ГИС «Панорама». Цифровые географические карты мира и России, включенные в Школьную ГИС не адаптированы к задачам школьного образования.
В качестве базовой карты используются слои цифровой карты России, соответствующие по своей подробности и содержанию карте масштаба 1 : 1 000 000 (для карт мира — 1 : 5 000 000). Напомним, что карты атласов России и мира имеют масштабы
1 : 25 000 000 и 1 : 80 000 000. Такая детальность базовых карт Школьной ГИС абсолютно не нужна и более того, она мешает построению обобщенных карт различной тематики. Хотя процесс генерализации карт авторами программы предусмотрен. Школьная ГИС, на наш взгляд, также имеет и достаточно сложный интерфейс. Однако, несмотря на эти замечания, можно только приветствовать эту важную попытку донесения ГИС технологий до школьного образования. Это первый реальный шаг по внедрению новой инновационной технологии в географическое образование.
Выводы. Необходимость использования ГИС технологий в системе отечественного географического образования очевидна. Очевидно и то, что ГИС необходимо рассматривать как один из важных инновационных ресурсов дальнейшего развития системы отечественного географического образования. Однако для реализации этого потенциала требуются определенные организационные решения Министерства образования и науки Российской Федерации для оптимизации перехода от деятельности отдельных преподавателей-энтузиастов к целенаправленному внедрению ГИС техноло-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
гий в учебный процесс вузов и школ. Необходима разумная стандартизация всей деятельности в области ГИС-образования: от подготовки учителей географии до внедрения технологий в школьное географическое образование.
Приоритетным направлением деятельности в области ГИС-образования должно стать развитие учебно-методического обеспечения, разработка структуры и содержания подготовки специалистов — учителей географии в области ГИС технологий. Разработка структуры учебно-методического обеспечения должна учитывать достижения ведущих отечественных педагогических вузов. Целесообразно, на наш взгляд, определение ведущего программного обеспечения ГИС технологий на конкурсной основе с участием географов, преподавателей педагогических вузов и учителей географии.
Наряду с подготовкой специалистов, необходимо осуществлять переподготовку и подготовку учителей географии в области ГИС-образования. Это важнейшая и более сложная задача в силу ряда причин: отсутствие или недостаток специалистов, обеспечивающих проведение курсов ПК, проблемы с приобретением программных продуктов, общий недостаточный уровень компьютерной грамотности действующих учителей географии и другие.
Именно поэтому важно определить адаптированное к школьному образованию ведущее программное обеспечение ГИС, обеспечить свободный доступ к нему (на сайте Единой коллекции цифровых ресурсов Министерства образования и науки РФ) или определить льготные условия приобретения с поставщиками. Выполнение этого условия позволит многократно активизировать процесс внедрения ГИС технологий в школьное образование.
Повышение квалификации учителей может осуществляться через Интернет, с размещением на сайте учебных материалов и методик их использования для школьного образования. Доступность материалов в сети Интернет позволит существенно расширить число подготовленных учителей географии, по сравнению с традиционным способом повышения квалификации.
1. БЕРЛЯНТ, А. М. Географические информационные системы в науках о Земле / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 1999. — №5.
2. БЕРЛЯНТ, А. М. Электронное картографирование в России / А. М. Берлянт // Соросовский образовательный журнал. — 2000. — Т. 6, №1.
3. БЕРЛЯНТ, А. М. УМО по классическому университетскому образованию России. Секция картографии и геоинформатики / А. М. Берлянт // «Геопрофи», М., 2003. — №4.
4. ГИС способствует развитию школьного образования. По статье в ArcNews, зима 2001—2002 гг. — Режим доступа: http: //www.dataplus.ru/ARCREV/Number_21/ 3_Scool2. html (дата обращения: 15. 03.2008).
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «032500 География». — М., 2005 .
6. ГОХМАН, В. Познание мира через ГИС / В. Гохман. — Режим доступа: http: //www.dataplus. ru/Industries/15Study/1_world. htm (дата обращения: 15.03.08).
7. ГУТОРОВА, Л. Е. Преподавание геоинформатики в вузе / Л. Е. Гуторова // Педагогическая информатика. — 2003. — №2.
8. ГУТОРОВА, Л. Е. Основы геоинформатики и геоинформационных технологий : электронный учебник по курсу «Основы геоинформатики и ГИТ» для студентов педагогических вузов / Л. Е. Гуторова ; НТГСПА. — Нижний Тагил, 2004.
9. ЕДИНАЯ коллекция цифровых образовательных ресурсов. — Режим доступа : http: //school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 20.02.09).
10. ЖЕЛЕЗНЯКОВ, А. В. Информационный геокомплекс, предназначенный для использования в процессе обучения географии в общеобразовательной школе и включающий программный инструмент для работы с цифровыми географическими картами, комплект цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли : руководство пользователя / А. В. Железняков, О. В. Григорьев, Д. В. Новенко [и др.]. — М., 2007.
11. КОНДАКОВ, А. М. Новые информационные технологии и стандарт второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС Публикации /А. М. Кондаков. — Режим доступа: http: //standart.edu.ru/doc.aspx? DocId=761 (дата обращения: 08. 02. 09).
12. НОВЕНКО, Д. В. Использование геоинформационных технологий в школьном географическом образовании / Д. В. Новенко // География в школе. — 2007. — №7.
13. НОВЕНКО, Д. В. Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)» : метод. пособие для учителя географии / Д. В. Новенко, Н. Н. Петрова, А. В. Симонов, Е. В. Смирнова.— М., 2008.
14. НОВЕНКО, Д. В. Информационный источник сложной структуры «Использование школьной ГИС (Живая География)» : учеб.-метод. пособие для учащихся / Д. В. Новенко, Н. Н. Петрова, А. В. Симонов, Е. В. Смирнова — М., 2008.
15. ОСНОВЫ геоинформатики: в 2 кн. : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Г. Капралов, А. В. Кошкарев, В. С. Тикунов [и др.] ; под ред. В. С. Тикунова. — М. : Изд. центр «Академия», 2004.
16. ПРОЛЕТКИН, И. В. ГИС и средняя школа. — Режим доступа: http: //old. sgu.ru/ogis/gis_otd/publ8. htm (дата обращения: 23.01.09).
17. СИМОНОВ, А. В. Геоинформационное образование в России : проблемы, направления и возможности развития / А. В. Симонов. — Режим доступа : http: //cnit.pgu.serpukhov.su/WIN/gisobrru.htm (дата обращения: 23.01.09).
18. ХАСАНШИНА, Н. З. Теория и методика использования учебных геоинформационных систем в профильной подготовке школьников : дис. ... канд. пед. наук / Н. З. Хасаншина. — Тольятти, 2004.
19. ШАЙТУРА, С. В. Концепция создания и использование единой школьной геоинформационной гиперсистемы. Интернет. Общество. Личность — ИОЛ-2000. Секция: F. Телекоммуникации и Интернет в среднем образовании / С. В. Шайтура. — Режим доступа : http: //www.ict.edu.ru/vconf/index. php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=139&id_thesis=5408 (дата обращения: 23.01.09).
Получено 14.05.09 © Капустин В. Г., 2009