Перед началом опыта учитель должен ввести время, в течение которого будет работать мышь, массы грузов и перегрузка.
1. Машина Атвуда.
2. Грузы.
3. Перегрузок.
4. Мышь.
5. Штатив с муфтой и лапкой.
6. Компьютер.
Принцип работы: нить, на которой подвешены грузы, проходит через один из роликов, отвечающий за считывание информации о движении мыши по экрану. В результате в памяти компьютера формируется массив данных, по которым строятся графики зависимости перемещения и скорости от времени.
В результате работы программы на экране будут построены графики s(t) и v(t), выведен путь, который прошло тело во время движения, ускорение, с которым двигалось тело, и ускорение, рассчитанное из масс грузов и перегрузка. Программа написана на языке Turbo Pascal 7.0.
Описанные выше примеры показывают, как, используя информационные технологии, можно, во-первых, существенно разнообразить содержание лабораторных работ, во-вторых, организовать по-новому работу учащихся при подготовке и выполнении физического эксперимента.
Литература
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1997.
3. Михайлова В.В. Элементы информационных технологий в обучении физике. // Современные проблемы физико-математического и методического образования: Труды Всероссийской научной конференции (16-17 сентября 2004г., г. Стерлитамак). - Уфа: Гилем, 2004. - Т.3.
4. Михайлова В.В. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебно-методическое пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2002.
5. Смирнов А.В. Технические средства обучения на базе современных информационных технологий. // Наука и школа, 1996, №1.
особенности информационной подготовки студентов вуза - будущих
бухгалтеров
Червова А.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета
Груздева М.Л., кандидат педагогических наук, доцент, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Н.Новгород
На основе анализа основных тенденций в развитии информационного общества, анализа информационных задач, решаемых специалистами в профессиональной деятельности, средств, используемых для решения этих задач, можно сделать вывод, что наиболее профессионально значимыми умениями и навыками для специалистов в области экономики являются умения и навыки организации работы с экономической информацией как частью информационного ресурса общества.
Нами были определены основные требования к уровню сформированности информационного компонента готовности специалиста-бухгалтера к профессиональной деятельности в условиях современного информационного пространства, которые мы представляем в виде следующих необходимых знаний, умений и качеств:
• умение пользоваться рациональными способа-
ми обработки экономической информации для решения профессиональных задач;
• знание программного обеспечения в бухгалтерской деятельности;
• знание особенностей использования современных программных продуктов и пакетов прикладных программ в экономических расчетах и прикладных бухгалтерских расчетах;
• знание перспективы развития информационных технологий в экономической деятельности и в частности в деятельности бухгалтера;
• формирование современного взгляда на информационные технологии, получившие развитие и внедрение в практику решения профессиональных задач в области экономики;
• воспитание интереса к информационно-коммуникационным технологиям, использующим новые методы решения профессиональных задач;
• формирование основы для осмысления и реализации возможностей применения технологий создания
профессионального информационного пространства при организации профессиональной деятельности.
Изучение информационной подготовки студентов специальности 080901 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», которое включало в себя изучение учебных планов и рабочих программ этой специальности, показало, что обучение основам информатики студентов - будущих бухгалтеров происходит на протяжении всего курса обучения в вузе (дисциплины «Информатика», «Информационные технологии в коммерческой деятельности», «Информационные системы в экономике», «Автоматизированные системы в экономике»). В рамках курсов информационных дисциплин происходит знакомство обучающихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, применения универсальных информационных технологий в профессиональной деятельности. Однако при всей актуальности информационной подготовки будущих бухгалтеров рабочие программы по обучению студентов информатике и информационным дисциплинам в практической составляющей не отвечают возросшему уровню требований к бухгалтерам на практике.
Указанная проблема решена нами следующим образом: обучение информатике студентов специальности 080901 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» построено с учетом того, что информационная подготовка будущих бухгалтеров будет продолжена в рамках специальных дисциплин.
Нами предложено продолжить информационную подготовку студентов - будущих бухгалтеров в рамках курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете». В рамках этого нами разработан лабораторный практикум по
формационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов - будущих бухгалтеров.
Лабораторный практикум предназначен:
- для проведения лабораторных и практических работ со студентами третьих-пятых курсов экономического факультета, где углубленно изучается практика ведения бухгалтерского учета;
- для получения практических навыков работы в информационной среде бухгалтера;
- для проведения тестового контроля на всем интервале обучения;
- для осуществления обратной корректирующей связи на основе применения компьютерной системы контроля знаний студентов по информатике и бухгалтерскому учету.
В рамках лабораторного практикума обучение информатике студентов - будущих бухгалтеров предлагается построить из двух частей:
1. обучение работе в программной среде, типа Microsoft Excel с учетом будущей профессиональной деятельности;
2. обучение работе в специализированных бухгалтерских программах, таких как «1С:Бухгалтерия», «Парус», «Инфо-бухгалтер» и др.
Разработанный лабораторный практикум состоит из 7 модулей, в состав каждого модуля включены несколько тем, по которым сформированы лабораторные работы.
Содержание лабораторного практикума представлено в приведенной ниже таблице.
бухгалтерскому учету, основанный на использовании ин-
№ п/п Наименование разделов лабораторного практикума
Предметные модули Лабораторные работы Знания и умения по информатике, приобретенные студентом в результате освоения модуля
1 2 3 4
1. Процедуры и функции программы Excel для решения аналитических задач Лабораторная работа №1. Вычисление точки безубыточности Лабораторная работа №2. Расчеты по кредиту с помощью программы Excel Овладение навыками работы с функциями программы Excel для решения аналитических задач, такими как «Поиск решения», «Подбор параметра» и др.
2. Построение простейшего автоматизированного бухгалтерского учета на основе программы Excel Лабораторная работа №3. Деловые расчеты с помощью программы Excel Лабораторная работа №4. Заполнение журнала хозяйственных операций с помощью программы Excel Овладение навыками работы с логическими функциями, с функцией СУММЕСЛИ(), с функцией «Промежуточные итоги», с командой «Сводная таблица» и т.д.
3. Регистры аналитического учета с помощью программы Excel Лабораторная работа №5. Регистры учета денежных средств Лабораторная работа №6. Ведомость учета банковских операций Лабораторная работа №7. Регистры учета Построение бухгалтерских форм с помощью программы Excel. Овладение навыками работы со статистическими функциями, с функциями проверки свойств и значений и др.
расчетов с партнерами Лабораторная работа №8. Регистры учета заработной платы
4. Генерация бухгалтерских документов с помощью программы Excel Лабораторная работа №9. Генерация платежных поручений Лабораторная работа № 10. Генерация кассовых документов Лабораторная работа № 11. Генерация счетов-фактур Лабораторная работа № 12. Генерация бухгалтерской отчетности Умение создавать собственные пользовательские функции на встроенном языке VBA
5. Проведение оперативного и производственного учета с помощью программы Excel Лабораторная работа № 13. Ведение журналов учета доверенностей и учета расчетов с партнерами Построение сводных таблиц, овладение навыками построения и работы с массивами в программе Excel
6. Бухгалтерский баланс в программе «1 С:Бухгалтерия» Лабораторная работа №14. Первичная регистрация хозяйственных операций Лабораторная работа №15. Составление баланса предприятия и отражение в нем изменений под влиянием хозяйственных операций Лабораторная работа №16. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи, составление оборотных ведомостей и баланса Приобретение пользовательских умений работы с бухгалтерской программой
7. Формирование бухгалтерской отчетности с помощью программы «1 С:Бухгалтерия» Лабораторная работа №17. Составление оборотной ведомости на указанный период Лабораторная работа №18. Бухгалтерский Приобретение пользовательских умений работы с бухгалтерской программой
баланс
Разработанный нами лабораторный практикум ставит своей целью повысить уровень усвоения знаний по информатике и профессионально направленных знаний, научить студентов самостоятельному теоретическому осмыслению полученных результатов, приобщить студентов к элементам исследовательской работы.
Анализируя современные средства информационных технологий, мы пришли к выводу, что в качестве инструмента, позволяющего эффективно проводить экономический анализ и строить собственные модели обработки данных необходимо выбрать табличный процессор Microsoft Excel и организовать более углубленное его изучение в профессионально ориентированном курсе «Информационные технологии в бухгалтерском учете».
Как будущему специалисту, студенту необходимо заранее осваивать те инструменты, с которыми ему придется работать. В этом студенту может и должен помочь правильно поставленный учебный процесс. При обучении студентов - будущих бухгалтеров среди множества программных продуктов должны подлежать рассмотрению те программы, которые можно встретить на его будущем рабочем месте. С помощью программы Microsoft Excel можно успешно решать вопросы бухгалтерского учета: построение и заполнение расчетных форм и хозяйственных журналов, проведение расчетов, проведение аналитического учета, составление отчетности и т.д. Более того, зачастую ведение бухучета на Microsoft Excel имеет преимущества перед специализированными программами: например, существует возможность создания удобных для конкретного пользователя форм учетных регистров, расширенные возможности анализа информации, дополнительные возможности автоматизации некоторых рутинных операций. Изучение электронных таблиц, благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного, системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.
Для обучения студентов - будущих бухгалтеров углубленное изучение программы Microsoft Excel с помощью профессионально направленного лабораторного практикума имеет важнейшее значение. В будущей профессиональной деятельности бухгалтеру понадобятся:
- умения и навыки работы с финансовыми, статистическими функциями Microsoft Excel, допускающими решение широкого круга вычислительных, информационных, исследовательских задач,
- умения построить бухгалтерские формы с помощью электронных таблиц,
- умения создавать собственные пользовательские функции на языке VBA для решения профессиональных задач и др.
В состав лабораторного практикума также входят пять лабораторных работ по составлению бухгалтерского баланса и формированию бухгалтерской отчетности с помощью программы «1С:Бухгалтерия», что позволит закре-
пить пользовательские умения работы с бухгалтерской программой, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Информационные системы в экономике» и «Автоматизированные системы в экономике».
Для помощи студентам в освоении материала при подготовке к занятиям используются следующие средства:
- разработка методического материала: вспомогательных кратких текстовых заготовок, способствующих пониманию и усвоению материала, а также схем, таблиц, обобщающих, концентрирующих и группирующих информацию либо отражающих алгоритмы работы с информацией;
- разработка учебных примеров, дающих представление о диапазоне возможностей при решении экономических задач и краткие инструкции по их выполнению. Эти примеры хранятся в дисковых файлах, доступны студентам для обозрения, обращение к ним может осуществляться на любом занятии.
После выполнения каждой лабораторной работы проводится тестирование, для выявления уровня усвоения материала. Таким образом, реализуется обратная связь в системе диагностирования и осуществляется мониторинг динамики информационной подготовки студентов. Заключительным этапом является компьютерная тестовая диагностика, позволяющая комплексно оценить уровень знания студента. Тестирование проводится как по информатике, так и по использованию информационных технологий в бухгалтерском учете.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровень информационной подготовки будущих бухгалтеров возможно, руководствуясь следующей системой критериев:
• умение использовать теоретические и практические знания, умения и навыки интегрируемых дисциплин (информатика и бухгалтерский учет) при выполнении лабораторных работ по дисциплинам информационного цикла;
• правильность выполнения действий (количество правильно выполненных заданий);
• качество выполнения действий (их осознанность, системность, полнота);
• время, затраченное на выполнение задания;
• самостоятельность при выполнении задания.
Эти критерии мы использовали, наблюдая за работой студентов на практических занятиях, самостоятельной аудиторной работой студентов, во время выполнения тестовых заданий, анализируя результаты отдельных действий студентов при выполнении ими каждой конкретной лабораторной работы, а также используя систему тестовых заданий по информатике и применению информационных технологий в профессиональной деятельности.
На основе выделенных критериев мы различаем следующие уровни усвоения знаний по дисциплинам информационного цикла студентов - будущих бухгалтеров.
Низкий уровень - студент проявляет неустойчивый ин-
К.г. Э.г. К.г. Э.г.
Низкий 65% 63% 61% 19%
Средний 25% 25% 28% 46%
Высокий 10% 12% 11% 35%
терес к изучению информатики: наблюдается слабая мотивация к выполнению заданий. Студент показывает знание лишь единичных понятий, условных знаков; испытывает большие трудности при выполнении заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; не способен объединить разрозненные сведения в систему и вычленить ее составляющие.
Средний уровень - студент понимает необходимость и важность информационной подготовки для будущей профессиональной деятельности, осуществляет этот вид деятельности осознанно и целенаправленно, но нерегулярно. Студент достаточно активен в обучении, но прилагает недостаточно усилий для овладения недостающими знаниями, умениями и навыками к осуществлению информационной деятельности, не проявляет инициативы. Студент владеет теоретическими знаниями, но эти знания недостаточно полные и систематизированные, им недостает глубины и прочности. Он умеет самостоятельно применять усвоенные знания в знакомых условиях деятельности, но испытывают трудности в применении знаний в новой ситуации.
Высокий уровень - студент демонстрирует вариативный тип мышления, аргументирует свои действия, полученные результаты и делает выводы, гибко переключается с отражения одних свойств объектов на другие.
Для оценки достигнутого уровня информационной подготовки будущих бухгалтеров после изучения курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете» с применением разработанной нами методики использовалась система лабораторных работ, наблюдение, проводились текущие зачеты и выходной контроль в форме зачета по разделам курса. Итоговый контроль осуществлялся на основе выполнения 20 заданий трех уровней сложности, позволивших выявить достижения студентами одного из уровней информационной подготовки.
Анализ результатов выходного контроля по окончании изучения разработанного нами курса позволяет констатировать переход большинства студентов на более высокий уровень информационной подготовки (см. таблицу ниже).
Уровни
Начало эксперимента
Окончание эксперимента
Результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемой методики обучения дисциплинам информационного цикла на уровень информационной подготовки студентов - будущих бухгалтеров.
В дальнейшем опыт лабораторного практикума используется для дипломного проектирования, а после завершения учебы выпускники обладают высоким уровнем профессионально-ориентированных знаний и умений по информатике и, как следствие, более быстро и качественно входят в будущую профессиональную деятельность. Организация современного бухгалтерского учета и аудита на предприятии невозможна без высококвалифицированного специалиста, который владеет современной технологией учётного процесса с использованием информационных технологий. Современные вузы должны готовить специалистов, способных не только работать с бухгалтерскими компьютерными программами, но и предусматривать взаимосвязь между информационной учетной системой, вариантом управленческого решения на базе этой системы и событиями, по которым принимается решение.
Литература
1. Барашков С.В. Экономическая информация и информационные технологии: цели и средства обучения / С.В. Барашков С.В., Т.Ю. Иванова // Эффективность использования новых информационных технологий в учебном процессе (ЭНИЕ-2000): Материалы электронной научно-практической конференции. - Ульяновск: УлГУ, 2000.
2. Бычкова С.М., Ивахненков С.В. Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите: учебное пособие по ред. С.М. Бычковой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
компьютерные модели как средство повышения эффективности обучения физике в
школе
Дьякова Е.А.,
доктор педагогических наук, зав.кафедрой ТиМПФ Армавирского государственного педагогического университета, Илющенко А.И.,
аспирант кафедры ТиМПФ Армавирского государственного педагогического университета
Массовое внедрение компьютеров в учебную деятельность школ открывает возможности использования средств компьютерного моделирования в изучении физики этими средствами.
Понятие учебной компьютерной модели, впервые введенное в методику физики В.В. Лаптевым, позволило переосмыслить возможности компьютера как учебного инструмента, расширить существовавшие ранее классификации учебных моделей.
В.В. Лаптев [1] указывает, что реализуемые с помощью компьютера модели имеют и сходство с традиционными, и отличия от последних. Он утверждает, что сходство носит внешне-функциональный характер и заключается в том, что на экран дисплея, как на бумагу или киноэкран, выводится текстовое описание, графики зависимостей физических величин, статические и динамические изображения и т.п., т.е. все то, что включают в классы и группы описательных, графических, ри-суночно-фотографических моделей. В этом же состоит и первое отличие компьютерных моделей - их универсальность. Но главное отличие заключается в том, что только компьютерные модели могут стать основой для проведения вычислительного эксперимента, в котором моделирующая программа часто еще и синтезирует несколько традиционных подобных типов моделей.
В основу компьютерных моделей положены математические модели, которые выражают существенные черты изучаемых реальных систем или явлений посредством систем уравнений.
В педагогической и методической литературе к настоящему времени нет единого общепризнанного определения компьютерной модели. Мы остановимся на определении, данном в диссертационном исследовании А.А. Немцева: