Научная статья на тему 'Особенности формирования экономического мышления выпускников вузов федеральной службы исполнения наказаний'

Особенности формирования экономического мышления выпускников вузов федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECONOMIC THINKING / PRACTICAL WORK / ECONOMIC CRIME / ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / СУДЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагин В. В.

В статье исследуется формирование экономической культуры слушателей и выпускников вузов федеральной службы исполнения наказаний средствами лабораторного практикума по дисциплине «Судебная бухгалтерия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPING GRADUATES ECONOMIC THINKING IN FEDERAL SERVICE OF PUNISHMENT EXECUTION UNIVERSITIES

The article investigates how listeners and graduates of federal service of punishment execution universities develop their economic thinking by means of practical work in the Economic Crime course.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экономического мышления выпускников вузов федеральной службы исполнения наказаний»

ф

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ —

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

PECULIARITIES OF DEVELOPING GRADUATES' ECONOMIC THINKING IN FEDERAL SERVICE OF PUNISHMENT EXECUTION UNIVERSITIES

В.В. Елагин

В статье исследуется формирование экономической культуры слушателей и выпускников вузов федеральной службы исполнения наказаний средствами лабораторного практикума по дисциплине «Судебная бухгалтерия».

Ключевые слова: экономическая культура, лабораторный практикум, судебная бухгалтерия.

Yelagin V.V.

The article investigates how listeners and graduates of federal service of punishment execution universities develop their economic thinking by means of practical work in the Economic Crime course.

Keywords: economic thinking, practical work, economic crime.

Путь к обновлению России, повышению благосостояния ее граждан лежит через экономико-правовое образование. Знания, получаемые школьниками на уроках обязательного курса общество-знания, включают и экономические, и правовые вопросы.

К сожалению, уровень подготовки выпускников школ очень низок, что подтверждается проверкой их знаний при поступлении в высшие учебные заведения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

В новых условиях перед вузами ФСИН России встала задача дать обучающимся необходимый объем экономико-правовых знаний. Соответственно у преподавателей возникла необходимость в поиске нового содержания, диктуемого требованиями времени, отслеживании нового законодательства, моделировании реальных жизненных процессов, изучении вопросов социальной практики.

Изучение дисциплины «Экономика» слушателями вузов ФСИН нацелено на формирование экономических знаний и творческое осмысление основных проблем экономической деятельности применительно к регулируемой рыночной экономике. Изучаются достижения современной отечественной и зарубежной экономической науки, хозяйственной практики. Особое внимание уделяется экономическим проблемам, определяющим противоправное поведение.

Рост удельного веса экономической преступности, появление ее новых видов требуют от работников правоохранительных органов и гражданских юристов соответствующих знаний, понимания сути происходящих в экономике изменений.

Кроме того, выпускники вузов ФСИН России должны иметь довольно широкий экономический кругозор, обеспечивающий им возможность быстро реагировать на изменения в рыночной экономике.

Изучение основ экономических знаний необходимо: - для понимания зависимости юридического законодательства от объективных экономических законов;

- для уяснения необходимости многообразия форм собственности, поддержки предпринимательства и экономической роли государства;

- для изучения экономических причин преступности и механизма преступных деяний в сфере экономики;

- для принятия экономически обоснованных управленческих решений;

- для принятия экономически правильных решений в обыденной жизни в условиях рыночной экономики.

Изучение курса «Экономика» необходимо для дальнейшего понимания и более глубокого усвоения таких учебных дисциплин, как «Судебная бухгалтерия», «Основы аудита», «Экономика органов и учреждений УИС», «Финансовое право», «Налоговое право», «Коммерческое право», «Российское предпринимательское право».

Одной из основных изучаемых учебных дисциплин в вузах ФСИН России является «Судебная бухгалтерия».

Судебная бухгалтерия как наука направлена на разработку и адаптацию методик применения экономических и бухгалтерских знаний в уголовном, гражданском и других видах судопроизводства, обеспечение законного и грамотного назначения и проведения ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз, обоснование на базе нормативных правовых актов эффективных рекомендаций, с помощью которых можно разрешать специальные вопросы, возникающие в юридической деятельности, а также прививать юристам навыки эффективного использования экономического анализа различных источников информации. Судебная бухгалтерия обогащает юридическую практику, разрабатывая новые методы исследования. Данная дисциплина также служит теоретической базой использования специальных экономических и бухгалтерских познаний в уголовном и гражданском процессах.

Учебная дисциплина «Судебная бухгалтерия» - это прикладная юридическая дисциплина, которую слушатель вуза ФСИН, будущий юрист, изучает, чтобы получить основные знания по данной специализации.

#

$

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Усвоение изучаемого предмета поможет слушателю в познании основ бухгалтерского учета с целью использования их в юридической практике. Данная дисциплина предполагает изучение слушателями - будущими юристами наблюдаемых хозяйственных явлений, проникновение в их суть, для чего требуются разносторонние и широкие знания, прежде всего, в экономике и бухгалтерском учете.

Деятельность криминальных структур, к сожалению, приобретает все большие масштабы и проникает во все сферы экономики. Для эффективной борьбы с такими противоправными проявлениями необходимо не только обладать специальными юридическими знаниями, но и иметь хорошую экономическую подготовку.

Судебная бухгалтерия разрабатывает научные основы применения специальных бухгалтерских и иных экономических познаний в юридической практике. Применение этих познаний приобретает решающее значение при расследовании дел о хищениях, должностных и хозяйственных преступлениях.

Как прикладная дисциплина, судебная бухгалтерия несет раскрываемую и читаемую в цифровом выражении информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данная дисциплина знакомит студентов с документами, применяемыми на предприятиях для отражения своей финансовой деятельности. Одновременно она раскрывает и приемы возможного хищения государственной, муниципальной и частной собственности путем подделки, фальсификации, исправления документов недобросовестными должностными лицами.

Формирование экономических знаний и умений у слушателей вузов ФСИН - процесс закрепления у них, во-первых, ориентаций и установок, ведущих к консолидации общества на основе усвоения общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян; во-вторых, компетенций, достаточных для корректировки своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов (понимание своей роли как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места, налогоплательщика и т. д.); в-третьих, собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов, информации прессы и электронных СМИ; в-четвертых, специальных знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность преподавания экономических дисциплин в вузах ФСИН будущим юристам имеет не только экономические, но и юридические аспекты.

С целью улучшения усвоения необходимых в профессиональной деятельности будущих юристов экономических знаний и умений разработан лабораторный практикум, основанный на использовании информационных технологий и вычислительной техники. За основу взяты профессионально ориентированные программы «1С: Бухгалтерия», «Консультант+», табличный процессор Microsoft Excel и др.

Применение программного продукта Microsoft Excel позволило слушателям значительно повысить эффективность аналитической работы. Это достигнуто за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную. Во время разработки эффективной методики применения табличного процессора Microsoft Excel при формировании экономических умений в профессиональной деятельности юриста была осуществлена следующая аналитическая работа:

- систематизирована функция и процедура обработки информации, необходимость в которой возникает при решении экономических задач;

- формализованы и классифицированы по типам выявленные основные профессиональные задачи;

- установлена связь между типами задач и средствами их компьютерной реализации.

В ходе аналитической работы мы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровень информационной и экономической подготовки слушателей возможно, руководствуясь следующей системой критериев:

- умение использовать теоретические и практические знания, умения и навыки интегрируемых дисциплин (информатика и бухгалтерский учет) при выполнении лабораторных работ по дисциплинам информационного цикла;

- правильность выполнения действий (количество правильно выполненных заданий);

- качество выполнения действий (их осознанность, системность, полнота);

- время, затраченное на выполнение задания;

- самостоятельность выполнения задания.

Эти критерии мы использовали, наблюдая за работой слушателей на практических занятиях, самостоятельной аудиторной работой студентов, во время выполнения тестовых заданий, анализируя результаты отдельных действий слушателей и применение ими информационных технологий в профессиональной деятельности.

В результате проведения лабораторных работ по разработанному нами лабораторному практикуму уровень экономической культуры слушателей значительно повысился.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеева АА. Методическая система обучения дисциплинам информационного цикла студентов вуза

- будущих бухгалтеров. - Н. Новгород, 2006.

2. Евсеева АА Информатика как научное направление // Актуальные вопросы развития образования и производства. - Н. Новгород: ВГИПА, 2005.

3. Евсеева АА. Научно-инновационная деятельность в вузе и системеобразования специалистов-бухгалтеров // Актуальные вопросы развития образования и производства. - Н. Новгород: ВГИ-ПУ, 2006.

4. Закон РФ «Об образовании». - М., 2004.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.