Научная статья на тему 'Программно-информационное обеспечение учебного процесса'

Программно-информационное обеспечение учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгаль Людмила Суреновна

В статье рассматривается процесс развития информатизации образовательного пространства в вузе, направленного на подготовку специалистов, которым предстоит стать не только пользователями, но и разработчиками, экспертами, исследователями новой развивающейся информационно-образовательной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довгаль Людмила Суреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-информационное обеспечение учебного процесса»

как информатика, механика и моделирование технологических процессов, иностранные языки, менеджмент и др.

В 1991 г. первые 20 российских студентов приступили к изучению курса Открытого университета Великобритании «Эффективный менеджер»; был создан Международный центр дистанционного образования ЛИНК (сейчас Международный институт менеджмента ЛИНК).

Пятый этап развития дистанционного обучения начался в конце ХХ века и продолжается по настоящее время. Основное отличие от предыдущего этапа видится в том, что для организации и проведения дистанционного обучения самым активным образом стали использоваться компьютерные коммуникационные технологии и, в первую очередь, возможности сети Интернет.

В заключение необходимо отметить, что Россия имеет огромный опыт в области организации заочного обучения. Богатые история и практика использования в России и бывшем СССР технологий дистанционного обучения требует серьезного анализа с целью сохранения лучших традиций и наиболее удачного опыта с возможностью трансформации их в образовательную систему XXI века.

Литература

1. Андреев, А. А., Солдаткин, В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [ Текст]/А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: МЭСИ, 2001 - 232 с.

2. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие [Текст]/ Под ред. Е. С. Полат. - М., 2001.- 272 с.

3. Карпова, Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине ХХ века [Текст]/Г.Ф. Карпова.- Ростов-на-Дону, 1994 .- 28 с.

4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст]/ М.: Гос. Комитет РФ по высш. образованию, 1995. - 24 с.

5. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие [ Текст]/ Д.И. Латышина. - М., 2000.- 532 с.

Л. С. Довгаль

Программно-информационное обеспечение учебного процесса

Сегодня, в условиях глобальной информатизации образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение студентами необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации.

Задачи информатизации образования нельзя рассматривать в отрыве от целей самого образования, которые изменяются по мере развития и усложнения научных знаний, накопления информации об окружающем нас мире.

Обеспечение информационными технологиями направлено на реализацию возможностей современных информационных и коммуникативных технологий в целях развития личности и интеллектуализации деятельности студентов.

Первостепенными задачами работы ЧГА в рамках данного направления являются:

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося в условиях информатизации и массовой глобальной коммуникации современного общества;

- создание методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельного представления и извлечения знания при использовании современных методов и средств информационного взаимодействия и коммуникации;

- информатизация процессов управления образованием на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, телекоммуникационных сетей, создание единого информационного образовательного пространства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход как в процессе обучения, воспитания, так и в процессе информационного взаимодействия, дифференцированного по профессиональным интересам и предпочтениям;

- использование ресурсов инфраструктур информационных магистралей в процессе самообразования, повышения профессиональной квалификации;

- создание и использование инструментальных средств психолого-педагогических диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний и продвижения в учении;

- создание нового содержательного наполнения информационной среды образовательными ресурсами, разрабатываемыми с учетом особенностей их дальнейшего применения в учебном процессе;

- массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведений к эффективному применению информационно-коммуникационных технологий и образовательных ресурсов в организации и проведении учебного процесса;

- информатизация администрирования учебного процесса, суть которой заключается в том, что территориально распределенные студенты и преподаватели применяют в обучении образовательные ресурсы (например, фонды электронных библиотек, автоматизированное лабораторное оборудование и другие необходимые им средства), которые так же территориально распространены.

Развитие информатизации образовательного пространства Черноморской гуманитарной академии является одним из ключевых направлений ее развития.

Внедряя современные технологии обучения, в Черноморской гуманитарной академии созданы также и собственные разработки - обучающие программные продукты на основе технологий мультимедиа. Преподавателями Черноморской гуманитарной академии подготовлены программы виртуального лабораторного практикума, электронные учебники, методические указания и другие учебно-методические документы. Продолжается работа по формированию электронной библиотеки на базе мультимедийных и электронных учебников и учебно-методических материалов, разработанных преподавателями.

В данный момент электронная библиотека ЧГА является сложным программно-аппаратным комплексом, включающим в себя совокупность ресурсов информации в электронном виде и в виде ссылок на библиотеки, расположенные в сети Интернет по различным тематикам. Технически электронная библиотека ЧГА представляет собой клиент-серверную платформу, где, для удобства, используются специальные интерфейсы для получения доступа к информации и набор серверов и баз данных для хранения ресурсов.

Доступ к электронной библиотеке осуществляется из любой точки интрасети академии. Систематическая модернизация образования, проводимая Черноморской гуманитарной академией, направлена на подготовку специалистов, которым предстоит стать не только пользователями, но и разработчиками, экспертами, исследователями новой развивающейся информационно-образовательной среды.

В ЧГА разработана методика применения телекоммуникационных сетей в профильных курсах информатики, в частности проведения телеконференций. Их сущность заключается в создании мультимедийного аудиовизуального портала для связи с удаленными ВУЗами, в том числе зарубежными. В рамках телеконференции создается возможность обмена мнениями, знаниями, информацией со студентами других ВУЗов.

Технически телекоммуникационные конференции реализованы в виде учебного класса, снабженного проектором, видеокамерами и микрофонами, подключенными к сети Интернет через программное обеспечение NetMeeting от фирмы Microsoft. Опираясь на системно-функциональный подход, определены особенности содержания вариативных образовательных программ по информатике для студентов с различной подготовкой и интересами. Определена типология учебных программ по информатике, в которой выделены образовательные блоки и соответствующие им модули: базовый блок включает модули «Компьютерная грамотность», «Работа на компьютере»; общеразвивающий - «Редактор текстов», «Графический редактор», «Электронные таблицы»; профессионально-функциональный - модули по основам делопроизводства, издательскому делу и офисному обслуживанию.

Дисплейные классы академии оснащены современным программным обеспечением. Установка программного обеспечения производится централизованно специалистами кафедры информатики, математики и естественнонаучных дисциплин по заявкам, подаваемым преподавателями кафедр академии.

В перечень используемого программного обеспечения входят: операционные системы: Windows 2000, Windows ХР, которые позволяют использовать сетевые ресурсы, такие как общие принтеры и дисковое пространство серверов; программы оболочки: NC, DN, Windows Commander; утилиты группы Tools, для диагностики компьютера из комплекта Norton Utilities; программы-архиваторы: ARJ, RAR, PKZIP; антивирусные программы DrWeb, AVP; специализированное программное обеспечение: «1С: Предприятие», Project Expert, Best Office; графические редакторы Photoshop 7.0 и CorelDraw 10; системы управления базами данных FoxPro, FoxPro for Windows, Visual FoxPro; инструментальные системы - системы программирования TBasic, TPascal, Delphi, С; обучающие - контролирующие системы и другое программное обеспечение устанавливаемое по специальным заявкам преподавателей. Для обучения основам пользования ПЭВМ используются обучающие программы: Baby Type, DemoNC, Instructor.

Все рабочие станции оборудованы интегрированной системой Microsoft Office, включающей в себя текстовый редактор Word, табличный процессор Excel, систему управления базами данных Access, систему подготовки презентаций Power Point.

Комплекс подготовки студентов ЧГА в области информационных технологий включает три уровня: компьютерную грамотность и знакомство с компьютерными технологиями обучения и обработки информации; подготовленность к применению компьютеров в своей профессиональной деятельности; профессиональную подготовленность на разработку информационных технологий в экономике, юриспруденции, психологии, управлении, создании компьютерных сетей. Большой интерес преподаватели и студенты проявляют к получению необходимой информации через сеть «Интернет», обмену информацией с зарубежными вузами и вузами России. Подготовлена и издана брошюра «Автоматизированные информационные технологии», сборник заданий с методическими указателями, ч. 1, 2.

Подготовлены электронные учебники: «Архитектура ЭВМ», «Основы информатики», «Самоучитель Microsoft Windows 98», «Шаг за шагом Word 97», «Курс высшей математики» (в 4-х частях), «Информационные системы в экономике», «Статистические методы в экономике», по дисциплинам, курируемым кафедрой информатики, а также учебно-методические комплексы в электронном виде: «Математика», «Математические методы в психологии», «Логистика», «Автоматизированные информационные технологии», «Информационные системы в управлении», «Информационные системы в экономике», «Информатика», «Эконометрика».

Большинство кафедр используют авторские и лицензионные программные продукты для выполнения курсового и дипломного проектирования, практических и семинарских занятий и т. д.

На кафедре прикладной информатики и математики все виды занятий по всем дисциплинам специальности «Прикладная информатика» (в экономике) проводятся с использованием компьютерных технологий.

Специально для обучения по дисциплинам «Информационные технологии» и «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации» все компьютерные классы связаны в локальную сеть, на серверах установлена операционная система Windows 2000 Server. В учебном процессе используются лабораторные работы, входящие в комплект учебного пособия "Компьютерные сети".

Была разработана методика преподавания профильного курса информатики для студентов экономико - правового факультета, факультета управления и курортного сервиса, информационно-технического факультета. Содержание профильного курса для студентов экономического факультета строится вокруг следующих основных положений: информация в значительной мере определяет современные товарно-денежные отношения; информация с экономической точки зрения есть товар, к которому применимы все характеристики товара.

Компьютерная программа MS Excel реализует работу табличного процессора по организации расчётов, построению диаграмм и трендов, обеспечивающих возможности прогнозов по имеющимся дискретным данным. Включая в собственные возможности особенности и функционально-коммутативные свойства, MS Excel содержит пакеты анализа, позволяющие осуществлять статистический анализ данных, автоматизировать выполнение финансовых расчётов по вопросам дисконтирования и кредитов, расчётам процентных ставок и амортизационных отчислений, операциям с акциями, облигациями и векселями и прогнозирования их курса.

Приложение MS Excel осуществляет создание и работу с базами данных и списками с применением логических функций, что развивает логическое мышление и творческий потенциал пользователя. По существующим положениям программного обеспечения компьютеров разработана система их гибкой специализации для различных ВУЗов.

Продукт MS Excel предоставляет широкие возможности для управления финансовыми потоками в рыночных условиях. Выполнена установка системы программного обеспечения 1С-предприятие «Типовая конфигурация 8.1» на персональные рабочие места компьютерного класса. Установка системы дает возможность ознакомиться и получить навыки работы с одной из последних версий программ автоматизации бухгалтерского учета студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Подготовка по специальности «Финансы и кредит», а также «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» оснащена рядом программных продуктов, обеспечивающих современный подход к экономическим проблемам. Для каждого рабочего места существует возможность работы со специализированным приложением "Автоматизация санаторно-курортных предприятий".

Продукт 1С - бухгалтерия составляет программно-информационный пакет для решения вопросов бухгалтерского уровня собственности. Освоение и умение применить 1С - бухгалтерия позволяет на практике готовить специалистов современного уровня, соответствующих состоянию рыночной экономики. Количественный финансовый анализ предполагает применение унифицированных моделей и методов расчета, финансовых показателей.

Среди методов и моделей используются базовые и прикладные. Базовыми являются: простые и сложные проценты как основа операций, связанных с наращением или дисконтированием платежей, расчет последовательностей (потоков) платежей применительно к различным видам рент. К прикладным методам финансовых расчетов относятся: планирование и оценка эффективности финансово-кредитных операций; планирование погашения долгосрочной задолженности; планирование погашения ипотечных ссуд и потребительских кредитов; финансовые операции по ценным бумагам; лизинговые, факторинговые и форфейтинговые банковские операции; планирование и анализ инвестиционных проектов и др. Программно-информационный продукт позволяет осуществлять хранение и многовариативность информации с целью сравнительного анализа.

На кафедре экономики используется в учебном процессе система Project Expert, позволяющая автоматизировать процесс расчета бизнес-плана развития какого-либо предприятия. Каждый студент, для работы с этой программой, имеет свое универсальное имя и рабочий каталог, организованный на одном из специализированных серверов. Персонализированный подход к каждому студенту позволяет проводить занятия, требующие сохранения промежуточных результатов работы во время семестра или даже на протяжении всего времени обучения в вузе.

Последние годы в Черноморской гуманитарной академии функционирует Центр компьютерной диагностики личностного развития и профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных школ города и студентов вузов.

В академии в практику семинарских занятий вошли тестирование, решение соответствующих задач на базе имеющихся компьютерных классов. Развитое программное обеспечение позволяет применять компьютерную технику в ходе учебных занятий, при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ.

Из-за усиления внимания к обеспечению учебного процесса электронными учебными изданиями и расширением доступа к ним, электронная библиотека содержит основные учебные пособия, электронные версии периодических изданий.

Аппаратно-программное обеспечение учебного процесса ЧГА соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, что, в свою очередь, является залогом успешного выполнения теоретической и практической подготовки студентов по всем направлениям высшего профессионального образования факультетов ЧГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.