Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника'

Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3944
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / ценность / ценностная ориентация / professional self-determination / value / value orientation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Юлия Евгеньевна

Статья представляет собой анализ теоретического и исследовательского материала, посвященного изучению влияния ценностных ориентаций личности на выбор профессии старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of theoretical and research material devoted to studies of the impact of personal value orientations of high school students on the choice of future profession is presented.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника»

Ю. Е. Смирнова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья представляет собой анализ теоретического и исследовательского материала, посвященного изучению влияния ценностных ориентаций личности на выбор профессии старшеклассниками.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ценность, ценностная ориентация.

Yu. Smirnova

VALUE ORIENTATIONS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

An analysis of theoretical and research material devoted to studies of the impact of personal value orientations of high school students on the choice of future profession is presented.

Keywords: professional self-determination, value, value orientation.

Старший школьный возраст в психологической литературе традиционно интерпретируется как возраст, в котором личность ориентирована на будущее. Перед старшеклассником встают сложные вопросы выбора социального, личностного, профессионального пути. Психологи, исследующие особенности становления личности в данный период (Л. И. Божович, К. А. Абульханова-Славская, Н. Н. Толстых, Е. И. Головаха, И. С. Кон, А. В. Муд-рик и др.), связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что ориентация в будущее становится основной направленностью личности, а вопрос выбора профессии — центром внимания, интересов и планов старшеклассника.

С точки зрения исследователей вопроса, профессиональное самоопределения — это основное психологическое новообразование старшего школьного возраста, поскольку именно в нем заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни юношей и девушек, в тех требованиях, которые предъявляются на этом этапе к каждому из них. Мы полагаем, что интерес к построению будущей жизни, спровоцированный внешней ситуацией выбора, является определяющим фактором в развитии юношества. Установка на выбор будущей профессии усиливает реализацию внутренних процессов личностного, профессионального, жизненного самоопределения, связанных с пересмотром ценностей, с выработкой мотивов, целей, с оценкой личных достижений, с построением планов.

Мотивы, планы, цели личности регулируются личностной системой ценностей. В психологии (В. П. Тугаринов, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин) ценности понимаются как предметы, явления и их свойства, необходимые личности для удовлетворения ее потребностей, интересов. Направленность личности на опреде-

ленные ценности формирует его ценностную ориентацию.

Ценности и ценностные ориентации в научной литературе часто связываются с личностными смыслами [3; 5], со смыслом жизни вообще [1], обретение которого посредством осознания значимых для личности ценностей приводит к формированию доминирующих мотивов [2], позволяющих впоследствии воплотить определенные ценности в некоторых видах деятельности, то есть самореализоваться [4]. В данном контексте профессиональное самоопределение может рассматриваться как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой... профессии, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения» [8, а 32]. Исходя из этого психологи видят свою задачу в построении вместе с клиентом системы ценностей и смыслов, что позволило бы клиенту определиться в своих личностных и профессиональных пристрастиях.

Изучая взаимосвязь мотивационной направленности личности и факторов, определяющих профессиональное самоопределение старшеклассников, В. Н. Колюцкий и И. Ю. Кулагина [7] выделили три типа направленности, характерные для современных подростков: гедонистическая (мотивация удовольствия и развлечения), эгоцентрическая (мотивы достижения, полностью направленные на собственные интересы) и духовно-нравственная (доминирование

сущностных мотивов). В ходе исследования выяснилось, что на границе подросткового возраста и ранней юности по-разному решается вопрос о профессиональном самоопределении: гедонистическая направленность затрудняет выбор профессионального пути, эгоцентрическая — детерминирует выбор профессии на основе стремления к получению престижа, власти, материального благополучия, карьерного роста; духовно-нравственная — ведет к профессиональному самоопределению на основе призвания.

По нашему мнению, ценностные ориентации являются ведущим фактором профессионального самоопределения старшеклассников. Выбор профессии во многом обусловливается уровнем сформированно-сти и качественным набором ценностей, которыми руководствуется оптант. Большинство исследований профессионального самоопределения осуществляется на базе старшей школы (10-11 классы). Однако реализация профильной старшей ступени обучения ставит уже выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. И без того напряженная ситуация выбора осложняется тем, что важное решение должно быть принято значительно раньше. Можем ли мы говорить о том, что девятиклассник готов к решению столь сложной задачи? Можем ли мы быть уверены в том, что выбор, который он сделает, будет осознанным?

Чаще всего учащиеся совершают свой выбор интуитивно, под влиянием случайных факторов. Ведь для того чтобы выбрать профессию, необходимо понимать цели, которых хочется достичь в жизни, обладать гражданской позицией и нравственными убеждениями, иметь знания о себе, о своем регионе, о различных профессиях. Ценностные ориентации личности характеризуют содержательную сторону ее направленности, служат «свернутой» программой жизнедеятельности, основанием для воплощения определенной модели личности, в том числе и в профессии. Готовность девятиклассника к выбору зависит от ценностно-смыслового аспекта психической жизни школьника.

Целью данного исследования является изучение ценностной позиции девятиклассника на этапе выбора профиля обучения в старших классах. Для исследования мы подобрали группу выпускников основной школы. Выборка составила 83 челове-

ка. Находясь на рубеже подросткового и юношеского возраста, учащиеся стоят перед выбором профиля будущего обучения в старшей школе.

Результаты анкетирования девятиклассников показали, что к концу учебного года 46% из них определили свою будущую профессию или направление, в котором они будут продолжать обучение, 39% учащихся не определились с будущей профессией, 15% испытуемых сделали более одного выбора, порой из совершенно разных областей человеческих знаний.

Изучение ценностных ориентаций учащихся проводилось при помощи методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка термальных (цели) и инструментальных (средства) ценностей.

Среди термальных ценностей наиболее значимыми для современных девятиклассников оказались активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) — средний ранг 6,5783, здоровье (физическое и психическое) — средний ранг 7,0361 и любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) — 7,3976; материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) — 8,0723; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) — 8,1446; наличие хороших и верных друзей — 8,1807; наиболее значимые инструментальные ценности — это жизнерадостность (чувство юмора) — 5,7470; ответственность (чувство долга, умение держать слово) —

7,6867, а также образованность (широта знаний, высокая общая культура) —

7,9157.

Наименее значимыми ценностями для данной группы испытуемых оказались счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) — 12,0843; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

— 12,0964; продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) —

12,0964; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) — 11,3494; творчество (возможность творческой деятельности) — 11,0361; развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) — 10,8313; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) — 12,0602; непримиримость к собственным недостаткам и недостаткам других —

12,6867.

Середину иерархической структуры ценностных ориентаций занимают интересная работа — 8,5301; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) — 8,9518; счастливая семейная жизнь — 9,0120; общественное признание — 9,8554; развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) — 9,9518; свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) — 10,0361; воспитанность (хорошие манеры) — 8,4337; честность (правдивость, искренность) — 8,5301;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) — 8,8434; терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) — 9,0120; аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) — 9,4217; твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) — 9,4819; независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) — 9,5542; самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) — 9,9036; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) — 9,9518; чуткость (заботливость) —

10,2651; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) — 10,2892; рациона-

лизм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) — 10,3012; исполнительность

(дисциплинированность) — 10,4578.

Данные, полученные в ходе исследования, характеризуют возрастные особенности формирования ценностных ориентаций, свойственные старшеклассникам. Очевидно, что ценности современного мира, активно пропагандируемые средствами массовой информации, также находят свое отражение в полученных результатах. Кроме того, мы наблюдаем небольшую дифференциацию средних рангов теста, что, по нашему мнению, позволяет предполагать высокий уровень проявления индивидуальных взглядов при ранжировании ценностей.

Соотнесение результатов выбора профессии и ранжирования жизненных ценностей показало, что девятиклассники, сделавшие профессиональный выбор, наиболее значимыми ценностями считают любовь (6,32); жизнерадостность (6,63) при твердой воле (7,00); наименее значимы для них высокие запросы (13,39) и непримиримость к недостаткам у себя и у других (13,29). Учащиеся, сделавшие в ходе анкетирования более двух выборов профессионального пути, в качестве наиболее значимых ценностей определяют жизнерадостность (5,31); ответственность (6,23); счастливую семейную жизнь (6,77); наименее значима для них непримиримость к недостаткам у себя и у других (13,00). Девятиклассники, не выбравшие профессию, наиболее ориентированы на жизнерадостность (4,88); активную деятельную (5,42) и здоровую жизнь (5,59). Наименее значимой ценностью для них является счастье других (12,66).

Результаты ранжирования ценностей тремя группами девятиклассников, безусловно, схожи, но тем не менее в них также наблюдаются различные подходы к пониманию значимости предложенных ценностей. Мы полагаем, что группа подростков,

выбравших профессию, демонстрирует большую приверженность ценностям дела (активная деятельная жизнь — 7,08; уверенность в себе — 8,13; образованность — 8,13; ответственность — 7,84; твердая воля — 7,00; эффективность в делах — 8,61). Группа девятиклассников с несколькими выборами профессионального пути в значительной степени ориентирована на личные ценности и ценности взаимоотношений (счастливая семейная жизнь — 6,77; чуткость — 7,38; терпимость — 7,31; счастье других — 9,69). Анализ результатов ранжирования ценностей учащимися, не выбравшими профессию, приводит нас к выводу о недостаточной сформированно-сти их ценностных ориентаций. В пользу данного положения говорит слабая дифференциация баллов, когда большинство ценностей получают усредненный результат при вычислении среднего ранга.

Изложенные выше положения имеют гипотетический характер и, безусловно, требуют статистического подтверждения указанных различий. Однако тенденции,

проявившиеся в ходе пилотного исследования, по нашему мнению, позволяют рассматривать жизненные смыслы, ценностные ориентации как важные факторы профессионального самоопределения старшеклассников, отражающие основные направления развития современного общества в целом.

Центральной задачей образовательных структур в этой связи мы видим формирование стройной системы психологопедагогической поддержки процесса профессионального самоопределения школьников. Важно, чтобы современные подростки уже к моменту выбора профиля обладали набором ценностных представлений, свойственных «делателям» [6]: ориентированность на преобразование, совершенствование окружающей среды; позитивное, конструктивное отношение к жизни; нацеленность на реализацию своих способностей и склонностей в деятельности; стремление к взаимообмену опытом, знаниями и интересами; толерантное, понимающее отношение к окружающим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психоло-го-социальный институт, 1997.

3. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психологическая клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 19S4.

4. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 19S0.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфера, 200S.

S. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация: Учебное пособие для студ. высш. учеб.

заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

REFERENCES

1. Abul'hanova-SlavskajaK. A. Strategija zhizni. M.: Mysl', 1991.

2. Bozhovich L. I. Problemy formirovanija lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy / Pod red. D. I. Fel'dshtejna. M.; Voronezh: Akademija pedagogicheskih i social'nyh nauk; Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1997.

3. Bratus' B. S., Sidorov P. I. Psihologicheskaja klinika i profilaktika rannego alkogolizma. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984.

4. Ginzburg M. R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredelenija// Voprosy psihologii. 1994. № 3. S. 43-52.

5. ZejgarnikB. V., Bratus'B. S. Ocherki po psihologii anomal'nogo razvitija lichnosti. M., Izd-vo Mosk. unta, 1980.

6. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004.

7. Pedagogicheskaja psihologija: Uchebnoe posobie / Pod red. I. Ju. Kulaginoj. — M.: TC Sfera, 2008. (Uchebnoe posobie).

8. Prjazhnikova E. Ju., Prjazhnikov N. S. Proforientacija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.