11. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд; пер. с англ. М.Р. Гинзбург. -М.: Педагогика, 1993. - 144 с.
12. Хекхаузен Х. Мотивация и личность / Х. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с. - (Серия: Мастера психологии).
13. Ainsworth M.D.S. Attachments beyond infancy // American Psychologist. 1989, №4
14. Schwartz, S. Н. (1994). Are there universal aspects in the content and structure of values // Journal of Social Issues, 50, pp 19-45
15. Schwartz, S. H. (1992). Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries // In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1—65). New York: Academic Press
Е.В. Апасова
самоотношение офицеров специальных
подразделений
Ключевые слова: самоотношение, профессия офицера, профессионализм.
Акмеологический подход к среднему возрасту предполагает учет влияния профессии на психическое и личностное развитие человека. Кроме того, профессиональное самоопределение, процессы кристаллизации (Э. Гинзберг, Д. Сьюпер) при выборе профессии и подготовке к ней включают ориентацию не только на саму профессиональную деятельность, но и на образ жизни, ценности, принятые в соответствующей среде и отвечающие потребностям и запросам молодого человека. Таким образом, с одной стороны, в определенную профессию, в частности профессию офицера, приходит молодежь, готовая к ней в личностном плане, с другой стороны - включение в профессиональную деятельность на следующем возрастном этапе оказывает воздействие на дальнейшее развитие личности.
Недостаточно изученной областью в системе акмеологического знания остается становление личности офицера спецназа как военного, имеющего высокий уровень профессионального мастерства. В исследовании, посвященном этой проблеме, мы прежде всего остановились на определении специфики самоотношения.
Теоретические предпосылки исследования
Под самоотношением понимается, в первую очередь, отношение к себе как личности, осознание своего «я» в социальном окружении, самоопределение в системе социальных отношений. Термин «самоотношение» использовал Ш.Н. Чхартишвили, считавший, что в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности [4]. Это положение было конкретизировано Н.И. Сарджвеладзе, выделившим структурные единицы самоотношения [3]. Самоотношение описано Н.И. Сарджвеладзе через категорию установки как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека. В этом контексте оно в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию, отражая широкий спектр феноменов внутренней жизни личности. Представление лично-
© Апасова Е.В., 2013
сти о самой себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле своего поведения. То, каким субъект представляет себя, соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею, на основе чего вырабатывается определенная стратегия действия.
В нашем исследовании мы опираемся на работы В.В. Столина и вслед за автором считаем, что основой самоотношения является процесс, в котором собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Структура самоотношения, предложенная В.В. Столиным, представляет собой дифференцированную модель, которая включает в себя такие измеряемые величины, как самоуверенность, ожидаемое отношение других, самоприятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес и самопонимание [1].
Самоотношение - это устойчивое чувство в адрес собственного «я», содержащее ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе [2]. Оно в значительной степени определяет оценку окружающей действительности, формирование представлений о мире и себе самом, обеспечивает прогнозирование своей социальной эффективности и отношений к себе окружающих, регулирует межличностные отношения, постановку и достижение целей, разрешение кризисных ситуаций, оказывает влияние на процессы самоактуализации, самосовершенствования, самореализации. В то же время определенные особенности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом (высокая нормативность и жесткая иерархичность профессиональных и личных взаимодействий, нестабильность, частое возникновение трудно прогнозируемых профессиональных и жизненных ситуаций и действие экстремальных факторов и т.п.) оказывают негативное влияние на самоотношение, что приводит к переживанию человеком своей ненужности, утрате своей ценности, трудностям в самореализации. В связи с этим феномен самоотношения становится объектом акмеологических исследований, имеющим как теоретическое, так и практическое значение.
Организация и методика исследования
Проведенное нами эмпирическое исследование личностных особенностей офицеров специальных подразделений включало, в частности, изучение самоотношения. Были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. определить особенности самоотношения офицеров спецназа на трех уровнях - глобального самоотношения, дифференцированного самоотношения, уровне готовности к действию;
2. установить специфику самоотношения офицеров спецназа, сравнив эти данные с показателями самоотношения гражданских лиц;
3. соотнести показатели самоотношения офицеров специальных подразделений с показателями курсантов военного училища, готовящего офицеров спецназа.
Основную группу составили 60 военнослужащих-офицеров специальных подразделений Московского региона в возрасте 25-45 лет, контрольную группу (которую можно считать общей популяционной нормой) - мужчины того же возраста, являющиеся представителями различных профессий, не связанных с военной службой. Кроме того, обследовано 40 курсантов Новосибирского военного училища.
Использовалась методика В.В. Столина и С.Р. Пантелеева - опросник самоотношения, направленный на выявление уровня отношения испытуемого к самому себе [2]. С
помощью опросника определяются три уровня самоотношения, отличающиеся степенью обобщенности:
- глобальное самоотношение;
- самоотношение, дифференцированное по параметрам самоуважения, аут-симпатии, самоинтереса и ожиданий определенного отношения к себе;
- уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему
Методика представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Содержит 57 вопросов-суждений, на которые необходимо ответить положительно («да») или отрицательно («нет»). Вопросы группируются по следующим шкалам.
Шкала S - глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «я» испытуемого.
- Шкала I - самоуважение.
- Шкала II - аутосимпатия.
- Шкала III - ожидаемое отношение от других.
- Шкала IV - самоинтерес.
Семь шкал направлены на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «я» респондента.
- Шкала 1 - самоуверенность.
- Шкала 2 - отношение других.
- Шкала 3 - самопринятие.
- Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность.
- Шкала 5 - самообвинение.
- Шкала 6 - самоинтерес.
- Шкала 7 - самопонимание.
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком, и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится в накопленные частоты (%).
Результаты исследования
На уровне глобального самоотношения показатели офицеров специальных подразделений выше показателей гражданских лиц того же возраста. У курсантов - молодых людей, обучающихся данной профессии в военном училище, показатели глобального самоотношения также находятся на высоком уровне: различия между группами офицеров и курсантов статистически не значимы. (см. рис. 1).
Рассмотрим, какие параметры самоотношения обеспечивают такое преимущество военных-офицеров спецназа и курсантов. На уровне самоотношения, дифференцированного по параметрам самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса и ожидаемого отношения к себе, прослеживаются сходство и различия между тремя группами (см. рис. 2).
Рис. 1. Уровень глобального самоотношения
I Самоуважение II Аутосимпатия III Ожидаемое IV Самоинтерес
отношение от других
■ гражданские ■ курсанты ■ спец наз
Рис. 2. Уровень дифференцированного самоотношения
Основные (статистически значимые) различия между военными и гражданскими лицами наблюдаются по двум параметрам - самоуважение и аутосимпатия. И самоуважение, и аутосимпатия значительно выше у офицеров и курсантов. Можно предположить, что их нестандартный (практически элитарный) профессиональный выбор и высокий социальный статус специальных подразделений обеспечивают как уважение к себе, так и принятие себя.
Для офицеров спецназа характерны высокие самоуважение и аутосимпатия, высокие ожидания в плане оценки окружающих, более низкий, по сравнению с этими параметрами, самоинтерес. Не очень ярко выраженный самоинтерес, вероятно, связан с
высоким уровнем понимания себя - своих способностей, степени профессионального мастерства, склонностей, сопряженных с преданностью делу и осознанием его социальной значимости, а также определенностью, стабильностью функций и места спецназа в социуме. Офицеров специальных подразделений отличает от курсантов военного училища только более низкий самоинтерес. Более высокий самоинтерес юношей-курсантов, безусловно, определяется их возрастными особенностями, интенсивным самоанализом, развивающейся личностной рефлексией (что типично для подросткового и юношеского возрастов как переходных от детства к зрелости). И, видимо, еще недостаточным пониманием себя на этапе подготовки к профессии, при отсутствии опыта, реальных достижений в профессиональной деятельности.
Третий уровень самоотношения раскрывает готовность человека к действиям в отношении к своему «я». Здесь из семи параметров самоотношения для офицеров специальных подразделений наиболее выраженными являются самоуверенность, самопринятие и самопонимание (см. рис. 3). В этом офицеры сходны с курсантами. По всем трем параметрам самоотношение гражданских лиц оказывается значительно ниже, чем у военных.
100
■ гражданские ■ курсанты испецназ
Рис. 3. Уровень готовности к действиям в отношении к своему «Я»
Военных (офицеров и курсантов) также отличают от гражданских лиц более низкие показатели самообвинения, что может объясняться требованиями к профессии - с одной стороны, необходимостью подчиняться вышестоящим, ставящим задачи и принимающим на себя ответственность за их выполнение, с другой стороны - верой в необходимость, значимость для общества, целесообразность и оправданность своих профессиональных действий в экстремальных ситуациях. С этой точки зрения понятно, почему
самообвинение у реально действующих офицеров спецназа ниже, чем у неопытных еще курсантов.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Глобальное самоотношение офицеров специальных подразделений выше по своему уровню, чем самоотношение гражданских лиц того же возраста (25-45 лет). Эти различия обусловлены более высокими самоуважением и аутосимпатией офицеров, имеющих высокий уровень профессионального мастерства.
2. Для курсантов военного училища, готовящего офицеров для специальных подразделений, характерно самоотношение, сходное по большинству параметров с самоотношением офицеров спецназа. Исключение составляют самоинтерес и самообвинение, более высокие у юношей-курсантов.
3. Сходство и различия показателей самоотношения офицеров спецназа, курсантов военного училища и гражданских лиц свидетельствуют о значимости возрастного фактора и фактора профессиональных требований к личности.
Библиографический список
1. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С. 284.
2. Столин В.В. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -С. 123-130.
3. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджве-ладзе. - Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1989. - С. 204.
4. Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей / Под ред. Ш.Н.Чхартишвили. - Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1974. - С. 5-32.
И.С. Верстин
гибкость понятий и проблема формализации «прелогичности» в этнологической концепции
л. леви-брюля
Ключевые слова: первобытный, прелогичность, мышление, формализация, понятие, гибкость.
Одной из важнейших проблем диалектики является проблема диалектической гибкости понятий. В отечественной философии подвижность, гибкость, «обломанность» понятий как аспект познания людей разных общественно-исторических эпох с различных сторон рассматривали Б.М. Кедров в книге «Характер изменения объема и содержания развивающихся понятий», П.В. Копнин и П.С. Дышлевый в статье «Идеи В.И. Ленина о всесторонней гибкости понятий и современное физическое познание». Однако в этих работах лишь частично учитывались результаты, полученные в рамках современ-
© Верстин И.С., 2013