Научная статья на тему 'Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренинга'

Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННЫЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисилева Т. В.

Статья посвящена исследованию динамики выраженности профессионально-важных качеств военных педагогов-психологов в учебном процессе. Выявлено повышение уровня эмпатии, рефлексии, коммуникабельности, эмоционально-волевой стабильности под воздействием психологического тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article features the research of dynamics of military teachers' significant professional qualities in training. The author reveals the increase of empathy, reflexion, sociability, emotional stability levels as a result of psychological training

Текст научной работы на тему «Исследование динамики выраженности профессионально важньгх качеств курсантов под воздействием тренинга»

Т. В. Кисилева

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ИОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ТРЕНИНГА

Работа представлена кафедрой психологии Воронежского экономико-правового института Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор Е. А. Корсунский

Статья посвящена исследованию динамики выраженности профессионально-важных качеств военных педагогов-психологов в учебном процессе. Выявлено повышение уровня эмпатии, рефлексии, коммуникабельности, эмоционально-волевой стабильности под воздействием психологического тренинга.

The article features the research of dynamics of military teachers’ significant professional qualities in training. The author reveals the increase of empathy, reflexion, sociability, emotional stability levels as a result of psychological training

Контакты военного педагога-психо-лога в направлении «подчиненный - начальник» основываются на единоначалии: приказы не подлежат обсуждению, их выполнение обязательно, неповиновение считается воинским преступлением. Это требует от офицера исполнительности, повиновения, восприятия информации без критического осмысления, волевой регуляции и эмоциональной устойчивости1 . В то же время общение в режиме «начальник - подчиненный» должно характеризоваться личностной позицией, наличием коммуникативной гибкости, доброжелательным отношением2.

Преодолеть противоречие, по нашему мнению, военным педагогам-психо-логам поможет наличие и высокий уровень выраженности профессионально важных качеств, которые являются интегральными психологическими характеристиками, влияющими на эффективность деятельности и успешность ее освоения3. Исходя из этого предположения нами был разработан и апробирован тренинг формирования профессионально важных качеств курсантов в целях формирования у них профессионально важных качеств.

Цель данного тренинга заключалась в том, чтобы способствовать выработке

интегральных личностных характеристик курсантов: эмпатии, рефлексии, коммуникативности и эмоционально-волевой стабильности.

Задачи тренинга: 1) осознание курсантами этих качеств как профессионально важных; 2) организация совместной продуктивной деятельности; 3) тренировка регуляции эмоциональных и волевых процессов; 4) проработка личностно и профессионально значимых ситуаций.

Механизмы воздействия тренинговой группы, оказывающие влияние на процесс формирования профессионально важных качеств, - это конфронтация, корригирующее эмоциональное переживание и научение, которые охватывают все три сферы изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую4.

В тренинге формирования профессионально важных качеств приняли участие 30 курсантов 1 курса, обучающихся на факультете «Морально-психологическое обеспечение деятельности подразделений». Курсанты были разделены для проведения тренинга на 2 группы по 15 человек. Процедура состояла из 17 занятий, проводившихся два раза в неделю в послеобеденное время.

Структура тренинга включала в себя

4 блока, каждый из которых был направ-

лен на формирование отдельного профессионально важного качества.

В ходе тренинга использовались следующие методы: психогимнастические упражнения, групповая дискуссия, ролевая игра, методы гештальттерапии, саморегуляции, межличностная обратная связь.

В процессе проведения тренинга реализовывались следующие принципы: принцип «здесь и сейчас», принцип активности, принцип искренности и открытости, принцип персонификации высказываний, принцип конфиденциальности, принцип равенства позиций, принцип уважительного отношения ко всем участникам5.

Эффект формирования профессионально важных качеств в ходе проведения тренинга достигался за счет управляющего воздействия на механизмы корригирующего эмоционального воздействия, конфронтации и научения, направлением их на решение личностно и профессионально значимых проблем.

Для проведения исследования нами был выбран доэкспериментальный план с предварительным и итоговым тестированием на одной группе 01 X 02: первичная оценка выделенных профессионально важных качеств курсантов (01); формирующий эксперимент - проведение тренинга (X); вторичная оценка профессионально важных качеств (02)6.

О выраженности профессионально важных качеств курсантов можно судить по следующим признакам. Признаки эмпатии - направленность на состояние, проблемы, поведение любого другого человека, способность сопереживать, соучаствовать, установки, способствующие эмпатии. Признаки рефлексии - позитивное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, самопонимание (открытость альтернативам и восприятию нового в себе). Признаки коммуникативности - высокий уровень коммуникативных склонностей, повышенный уровень экстравертированности,

направленность на установление межличностных контактов. Признаки эмоционально-волевой стабильности - преобладание внутреннего контроля результатов поведения и деятельности, низкий уровень нейротизма и высокий уровень стабильности.

Для оценки данных признаков, а также их сравнения до и после воздействия тренинга на формирование качеств курсантов были использованы следующие психодиагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко; опросник Г. Айзенка, содержащий шкалы интро-экстраверсии и стабильности-нейротизма; опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера; методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Для статистической обработки данных был использован 1-критерий Стьюдента. Оценка изменений выраженности характеристик профессионально важных качеств приведена в таблице 1.

Из таблицы данных видно, что в результате тренинга усилилась направленность внимания, восприятия и мышления курсантов на состояние, проблемы, поведение других людей. У курсантов повысилась способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими -сопереживать, соучаствовать. Участие в тренинге подразумевало проявление интереса к другой личности, расширение диапазона личных контактов, что способствовало развитию эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Также снизилась роль установок личности участников тренинга, препятствующих различным каналам эмпатии -рациональному, эмоциональному и интуитивному.

Качественный анализ изменений выраженности рефлексии позволяет сделать вывод о повышении одобрения себя в целом и в существенных частно-

Таблица 1

Оценка изменений выраженности ПВК

Название шкалы До тренинга После тренинга Критерий разности, ! Уровень значимости, р

M M

Эмпатия (Методика В. В. Бойко)

Рациональный канал 3,03 3,53 2,92 р < 0,01

Эмоциональный канал 1,66 2,13 2,72 р < 0,01

Интуитивный канал 2,4 2,33 -0,44 Незнач.

Установки 3,56 4 2,64 р < 0,05

Проникающая способность 3,8 3,73 0,34 Незнач.

Идентификация 3,6 3,63 0,2 Незнач.

Общий уровень эмпатии 18 19,36 3,03 р < 0,01

Рефлексия (МИС В. В. Столина, С. Р. Пантелеева)

S 12,56 13,7 3,53 р < 0,01

Самоуважение 4,76 5,3 2,89 р < 0,01

Аутосимпатия 5,13 6,36 6,95 р < 0,001

Ожидаемое отношение от других 9,3 9,4 0,46 Незнач.

Самоинтерес 4,7 5,2 1,47 Незнач.

Самоуверенность 4,33 4,9 4,26 р < 0,001

Отношение других 5,66 5,93 1,4 Незнач.

Самопринятие 3,06 4,8 6,29 р < 0,001

Саморуководство 3,63 3,86 1,12 Незнач.

Самообвинение 5,1 4,26 -3,39 р < 0,01

Самоинтерес 4,36 5,13 2,75 р < 0,01

Самопонимание 3,03 4,03 4,6 р < 0,001

Продолжение таблицы

Название шкалы До тренинга После тренинга Критерий разности, t Уровень значимости, р

M M

Коммуникативность (КОС, шкала интро-экстраверсии)

Коммуникативные склонности 3,1 3,5 3,26 р < 0,01

Организаторские склонности 2,1 2,26 1,07

Интро -экстраверсия 4,9 5,46 2,98 р < 0,01

Эмоционально-волевая стабильность (УСК, шкала стабильности-нейротизма)

Интернальность общая (Ио) 4,7 5,1 2,56

Достижений (Ид) 5,6 5,43 -0,93 Незнач.

Неудач (Ин) 5,9 5,7 -0,92 Незнач.

Производственных отношений (Ии) 4,76 5,1 1,77 Незнач.

Семьи (Ис) 3,1 3,43 1,72 Незнач.

Межличностных отношений (Им/о) 5,93 6,4 2,04 р < 0,05

Здоровья (Изд) 4,8 4,46 -1,24 Незнач.

Стабильность-нейротизм 6 5,43 -2,89 р < 0,01

стях, доверия к себе и позитивной самооценки. Также можно говорить о повышении у курсантов интереса к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных», уверенности в своей интересности для других.

Появилась некоторая раскованность в межличностных контактах, искренность и заинтересованность в отношениях друг с другом. Повысился уровень экстравер-тированности. Такие позитивные изменения можно объяснить действием психологических механизмов научения и корригирующего эмоционального переживания, которые реализовывались с помощью упражнений, направленных на расширение опыта психологического анализа вербальной информации в профессионально значимых ситуациях, а также актуализации и проработки психологических проблем курсантов, связан-

ных с межличностной коммуникацией, их анализа.

Наблюдается повышение уверенности в возможности управлять собственными действиями, а также ответственности за жизненные события, происходящие с курсантами. Как следствие, увеличивается уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями и способность их регулирования. Курсанты начинают больше считать себя в силах контролировать неформальные отношения с другими, вызывать к себе уважение и симпатию.

Обучение курсантов в ходе тренинга использованию резервов психики и навыкам саморегуляции, проведение различных релаксационных упражнений способствовало снижению уровня ней-ротизма, который является следствием неразвитых коммуникативных навыков,

неуверенности в своих силах, неумении справляться с излишним волнением, раздражительностью и переутомлением.

Таким образом, исходя из полученных результатов и их количественного и качественного анализа можно сделать вывод о том, что включение тренинговых процедур в учебно-воспитательный процесс курсантов - будущих военных педагогов-психологов - способствует повышению уровня выделенных про-

фессионально важных качеств, необходимых как для дальнейшего военно-профессионального обучения, так и для будущей профессиональной деятельности. Данный тренинг также способствует личностному росту курсантов, профилактике негативных функциональных состояний, повышению военно-профессиональной мотивации, повышению уровня адаптированности в условиях воинской деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Волкоеицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: 1994.

2 Трусь А. А. Личностные психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: 1998.

3 Шадрикое В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1997.

4 Прутченкое А. С. Тренинг личностного роста. М.: 1993.

5 Кондратенко В. Т. Общая психотерапия. М.: 1999.

6 Носс И. Н., Васина Н. В. Введение в практику психологического исследования. М.: 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.