Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
УДК 159.9:37.015.3:15.81.43
О. А. Черкасова
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА
Представлены результаты эмпирической верификации профессионально значимых личностных качеств преподавателей технических дисциплин военного вуза. Аналитический обзор научных публикаций по проблеме исследования позволил прийти к предварительному заключению о том, что эффективному педагогическому взаимодействию преподавателя технических дисциплин с обучающимися военного вуза в первую очередь способствуют такие профессионально значимые индивидуально-психологические свойства и качества, как эм-патия, рефлексия, коммуникативность, социальная перцептивность, абстрактное мышление и пространственное воображение. Опрос экспертов (преподавателей и курсантов военного вуза) продемонстрировал, что преподавателю технических дисциплин военного вуза необходимо обладать определенным сочетанием профессионально значимых личностных качеств и свойств, и в первую очередь таких, как эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность, социальная перцептивность, абстрактное мышление, пространственное воображение. Итоги формирующего эксперимента подтвердили, что профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин военного вуза можно целенаправленно развивать посредством реализации специально разработанных психотренинговых программ.
Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, развитие, эффективность педагогического взаимодействия, участники образовательного процесса, преподаватель технических дисциплин, военный вуз, курсант.
В условиях модернизации российских Вооруженных сил стратегически приоритетным направлением государственной политики становится создание профессиональной армии и усовершенствование ее кадрового потенциала. Эксплуатируемая сегодня в воинских частях и подразделениях военная техника характеризуется высоким уровнем сложности, вследствие чего в подготовке современного военного инженера технические учебные дисциплины составляют ее основу и характеризуются определенной спецификой учебного материала, военизированностью и оборонно-техническим уклоном. В связи с этим перед высшей военной школой встают новые задачи по поиску эффективных путей овладения воинской специальностью, повышаются требования к качеству подготовки курсантов, возрастает роль личностного фактора. Актуальной становится проблема развития профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза, определяемых авторами в виде устойчивой совокупности личностных и индивидуальных свойств и характеристик специалиста, обусловливающих эффективность педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, успешность профессиональной деятельности педагога [1, 2].
Знакомство с теорией и практикой современного образования показывает, что профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин, способствующие эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного вуза, до сих пор не исследованы в полной мере. Многие преподаватели технических дисциплин военного вуза талантливо владеют предмет-
ной областью, но при этом некоторые из них недостаточно педагогически и психологически компетентны, нуждаются в обогащении знаний в области педагогической психологии, развитии профессионально значимых качеств и закреплении навыков эффективного их применения. Это актуализирует проблему данного исследования и обусловливает необходимость развития профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин в военном вузе.
В педагогической психологии выполнен ряд серьезных исследований (Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Г. С. Корытова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков и др.) в области изучения профессионально значимых личностных качеств преподавателя [3-9]. Следует отметить, что в последние десятилетия заметно возрос интерес исследователей к проблеме педагогического взаимодействия преподавателя военного вуза с курсантами в процессе обучения, отраженный в работах А. В. Барабанщикова, В. Н. Герасимова, О. Ю. Ефремова, А. П. Зверяева, Г. В. Зиброва, Т. В. Кисиле-вой, А. Г. Маклакова и др. [10-16]. Вместе с тем вопрос целенаправленного изучения и развития профессионально значимых качеств преподавателей военных инженерно-технических вузов остается по-прежнему недостаточно исследованным.
Аналитический обзор научных источников показывает, что система организации труда преподавателя военного вуза состоит из трех взаимосвязанных структурных компонентов: личности преподавателя, педагогической деятельности и педагогического общения. Для того чтобы качественно организовать учебный процесс, преподавателю
необходимо правильно управлять педагогической деятельностью, развивать свои личностные профессионально значимые качества, способствующие эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися. Именно личностные качества педагога считаются важнейшим фактором успешной педагогической деятельности: особенно значимыми из них являются готовность к эмпатии, рефлексии, перцепции, взаимодействию. Вместе с тем центральным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально значимые качества. Качества личности, необходимые для успешного осуществления преподавателем профессиональной деятельности, выражены в педагогических способностях, подробно рассмотренных в исследованиях В. А. Крутецкого, А. К. Марковой, Г. С. Корытовой, Ю. П. Поваренкова и др. [6, 7, 9, 17, 18]. При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности некоторые исследователи разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. Наибольшее внимание в литературе уделено исследованию педагогических способностей - общих (необходимых всем преподавателям независимо от преподаваемой дисциплины) и специальных (с учетом специфики преподаваемых дисциплин). Так, в частности, отмечается, что для преподавателя технических дисциплин чрезвычайно необходимы такие специальные способности, как абстрактное мышление, пространственное воображение и др.
Согласно научным позициям Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Г. С. Кожухарь, А. Н. Петровой, Г. С. Корытовой и др. необходимо различать личностные и профессионально значимые качества преподавателя, при этом личностная составляющая выступает необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя. Профессионально значимые качества рассматриваются как совокупность личностных и индивидуальных особенностей преподавателя, обеспечивающих эффективность и успешность профессиональной деятельности. Они являются следствием профессиональной деятельности, в ходе которой совершенствуются [3, 7, 19, 20].
Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств, присущих преподавателям технических дисциплин, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления. Вполне очевидно, что преподавателю технических дисциплин необходимо иметь не только специальные знания и владеть методикой обучения, но и учитывать коммуникативные, эмоциональные, перцептивные и когнитивные аспекты педагогического взаимодействия.
Опираясь на взгляды ряда исследователей (А. В. Барабанщиков, В. Н. Герасимов, А. П. Зве-ряев, Г. В. Зибров, Т. В. Кисилева, А. Г. Маклаков и др.), можно выделить наиболее важные профессиональные качества преподавателя технических дисциплин военного инженерного вуза как собственно личностные: эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность, социальная пер-цептивность, так и индивидуальные: абстрактное мышление и пространственное воображение, в совокупности необходимые для эффективного педагогического взаимодействия с курсантами [10-16]. Данный перечень качеств представляет собой обобщенный портрет профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин. Его основой являются собственно личностные характеристики и дополняющие их индивидуальные свойства. Таким образом, профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин военного вуза следует рассматривать как совокупность личностных и индивидуальных свойств и характеристик, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности педагога.
Подводя общий итог обзора научной литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что изучение профессионально значимых качеств преподавателя является одной из важнейших и актуальных задач в педагогической психологии и педагогике. Аналитический обзор имеющихся публикаций позволил прийти к предварительному заключению о том, что эффективному педагогическому взаимодействию преподавателя технических дисциплин с обучающимися военного вуза в первую очередь способствуют такие профессионально значимые личностные характеристики и индивидуальные свойства, как эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность, социальная перцептив-ность, абстрактное мышление и пространственное воображение.
С целью эмпирической верификации и выявления условий развития профессионально значимых качеств преподавателей технических дисциплин военного вуза, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися, было проведено опытно-экспериментальное изучение профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза и их развитие в ходе апробации авторской программы психологического тренинга.
Эмпирическая часть исследования была проведена на базе военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») (г. Воронеж). В качестве испытуемых были привлечены 45 преподавателей
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
технических дисциплин (средний возраст 37 лет) и 103 юноши-курсанта второго и четвертого курсов (в возрасте от 18 лет до 21 года) факультета летательных аппаратов, обучающихся по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
Программа эмпирического исследования состояла из нескольких последовательных этапов. На начальном этапе с целью дополнения теоретического анализа был проведен экспертный опрос преподавателей технических дисциплин военного вуза и анкетирование курсантов. Для анализа исследования профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися, использовался специально разработанный опросный лист. Группе преподавателей технических дисциплин факультета летательных аппаратов ВУНЦ ВВС «ВВА» предлагался ряд вопросов, которые необходимо было оценить по 10-балльной шкале.
Для статистической обработки результатов использовалась программа Statistica 7.0 (StatSoft Inc, США), определялись средние значения x и сред-неквадратические отклонения о данных опроса. Рассчитывалась весовая оценка каждого качества личности преподавателя по всей группе свойств, что позволило эмпирически верифицировать качества, признанные преподавателями-экспертами наиболее профессионально значимыми.
Из предложенного (открытого) перечня профессионально значимых качеств и характеристик преподавателя технических дисциплин на среднем и выше среднего уровнях экспертами были оценены (по 10-балльной системе) следующие качества: требовательность - 8,11; ответственность - 8,00; эмоциональная устойчивость - 7,94; коммуникативность - 7,94; абстрактное мышление - 7,71; пространственное воображение - 7,68; умение логично излагать мысли - 6,58. Несколько ниже среднего уровня эксперты оценили проявление терпимости к чужому мнению - 4,98. Среднее значение равно 7,40, среднеквадратическое отклонение среднего значения результатов незначительное - 1,07.
Исходя из того, что взаимодействие преподавателей и курсантов в ВУНЦ ВВС «ВВА» по многим позициям регламентируется выполнением общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации, приказов министра обороны и главнокомандующего Военно-воздушными силами, такие личностные качества, как требовательность, ответственность, эмоциональная устойчивость, выдержка, дисциплинированность, должны быть априори высокоразвитыми у преподавателя военного вуза. Поэтому далее в работе подробно не
рассматривается перечень данных и аналогичных им качеств.
Учитывая, что одной из задач исследования является верификация профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, а также обсуждение вопроса «Какими качествами преподаватели военных вузов объективно обладают?», возникает необходимость изучения мнения курсантов для уточнения перечня профессиональных качеств преподавателя, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию. С этой целью в ходе исследования было проведено анкетирование курсантов вторых и четвертых курсов восьми учебных групп факультета летательных аппаратов ВУНЦ ВВС «ВВА». Указанные курсы обучения выбраны для того, чтобы проследить динамику требований курсантов младших и старших курсов к качествам преподавателей. Имеет значение и то, что на четвертом курсе в большей мере изучаются специальные военно-технические дисциплины; обучающиеся уже ближе знакомы и лучше знают преподавательский состав своего факультета.
Курсантам предлагалась разработанная авторами анкета, включающая в себя открытый перечень качеств преподавателя технических дисциплин, оценить которые необходимо было по 10-балльной шкале. В анкете был указан вопрос «Как Вы считаете, насколько перечисленными качествами необходимо обладать и обладают ими преподаватели технических дисциплин?». Результаты анкетирования курсантов младших курсов показывают, что оценка качеств, которыми реально обладают преподаватели (среднее значение 7,68), ниже гипотетической оценки качеств, которыми необходимо обладать преподавателям (среднее значение 8,45). Анкетирование курсантов старших курсов позволило выявить, что их требования к личностным качествам преподавателей довольно высоки и свидетельствуют о более низкой оценке качеств, которыми обладают преподаватели (по сравнению с оценкой курсантов младших курсов). Оценка старшекурсниками личностных качеств, которыми необходимо обладать преподавателям (среднее значение оценки старших курсов составило 9,02), выше той, которую предъявляют курсанты младших курсов (8,45). При этом среднее значение оценки качеств, которыми обладают преподаватели на данный момент, полученное в выборочной совокупности курсантов четвертого года обучения, составило 7,43, что ниже оценки качеств, которыми, по их мнению, необходимо обладать преподавателям (среднее значение 9,02; значения среднеквадрати-ческого отклонения результатов анкетирования курсантов вторых и четвертых курсов варьируют от 0,72 до 1,27). Таким образом, результаты прове-
денного экспертного опроса преподавателей и анкетирования курсантов позволили эмпирически верифицировать, что преподавателю технических дисциплин военного вуза необходимо обладать определенным сочетанием профессионально значимых качеств (эмпатийностью, рефлексивностью, коммуникативностью, социальной перцептивно-стью, абстрактным мышлением, пространственным воображением) и целенаправленно их развивать.
В рамках эмпирической верификации профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза была разработана и апробирована тренинговая программа развития профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза. В основе данной программы лежит представленный выше обобщенный портрет профессиональных качеств преподавателя технических дисциплин. Цель данной программы заключалась в том, чтобы с помощью активных методов практической психологии развивать профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин, способствующие эффективному педагогическому взаимодействию с обучающимися.
Структурно тренинговая программа состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Основными методами и техниками ее практической реализации являются групповая дискуссия, методы саморегуляции, психогимнастика, анкетирование, организационно-деятельностная игра, функциональная тренировка поведения, межличностная обратная связь. В ходе апробации данной программы соблюдались все требования, предъявляемые к проведению формирующего эксперимента, и условия, необходимые для развития личностных профессионально значимых качеств преподавателей. Развитие профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза достигалось за счет привития навыков эффективной работы в коллективе, умения прислушиваться к мнению других, понимания психического состояния собеседника, регулирования своих эмоциональных и волевых процессов при формировании и развитии таких личностных качеств и психологических свойств, как эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность, социальная пер-цептивность, абстрактное мышление, пространственное воображение.
Реализация данной программы осуществлялась в рамках формирующего эксперимента, в котором принимали непосредственное участие 30 преподавателей технических дисциплин факультета летательных аппаратов ВУНЦ ВВС «ВВА», образовавшие контрольную группу (КГ), состоящую из 15 преподавателей трех кафедр (72-й кафедры кон-
струкции летательных аппаратов и авиационных комплексов, 73-й кафедры авиационных двигателей, 74-й кафедры аэродинамики безопасности полетов) и экспериментальную группу (ЭГ), также включающую 15 преподавателей вышеназванных кафедр. Обе принявшие участие в формирующем эксперименте группы (ЭГ и КГ) отвечают требованию эквивалентности (по роду занятий, стажу профессиональной деятельности, уровню образования, возрасту, полу); они были образованы на добровольной основе на доэкспериментальном этапе. Продолжительность формирующего эксперимента (апробации программы психологического тренинга по развитию профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин) составила 3 мес.
На начальном этапе формирующего эксперимента был осуществлен входной срез с использованием батареи психодиагностических валидных тестов, направленных на определение выраженности (уровня развития) анализируемых в исследовании профессионально значимых качеств у испытуемых как ЭГ, так и КГ. По окончании апробации психотренинга в рамках формирующего эксперимента была проведена постэкспериментальная (выходная) диагностика профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин. В диагностировании одновременно принимали участие испытуемые обеих групп (ЭГ и КГ), задействованных в работе эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента проверялась зависимость выраженности показателей изучаемых личностных качеств от воздействия программы развития, реализованной в психологическом тренинге, т. е. влияние совокупности экспериментальных условий на развитие изучаемого явления (профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин). В качестве зависимой экспериментальной переменной оценивались количественные показатели выраженности профессионально значимых качеств: эмпатийно-сти, коммуникативности, рефлексивности, социальной перцептивности, абстрактного мышления и пространственного воображения. Независимой переменной для экспериментальной группы выступили условия и содержание реализованной в форме психологического тренинга программы развития, для контрольной группы - обычные условия жизнедеятельности.
В исследовании в соответствии с процедурой од-нофакторного дисперсионного анализа по Р. Фишеру (ЛКОУЛ) сопоставлялись показатели профессионально значимых качеств двух групп преподавателей (экспериментальной и контрольной) до и после проведения психотренинговой программы. Анализировался уровень развития профессионально
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
значимых качеств преподавателей технических дисциплин в контрольной группе на первоначальном этапе эмпирического исследования и спустя 3 мес, а в экспериментальной группе - до проведения психотренинговой программы и сразу после нее (т. е. психологическая диагностика обеих групп проводилась в одни и те же временные сроки). Табличное критическое значение критерия Фишера ^крит при уровне значимости р = 0,05 равно 4,20; при р = 0,01 значение ^крит достигает 7,64. Стоит отметить, что статистически значимые изменения в экспериментальной группе произошли по параметрам показателей уровня развития эмпатии, коммуникативности, рефлексии, перцептивности (взаимопознания, взаимопонимания), абстрактного мышления и пространственного воображения. В частности, наблюдаемое значение критерия Фишера ^набл, полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа показателей уровня развития эмпатии, в экспериментальной группе имеет цифровое выражение, равное 6,50. Табличное значение ^крит при р < 0,01 дает основание считать, что полученный результат является достоверным. Соотношение средних показателей по данной методике свидетельствует о выраженных «сдвигах» в развитии эмпатии после экспериментальной реализации программы тренинга по развитию профессионально значимых качеств преподавателя.
Поскольку по итогам математико-статистиче-ских процедур однофакторного дисперсионного анализа выявлены превышения ^набл над ^кри„ это позволяет сделать вывод о воздействии проведенной психотренинговой программы на развитие профессионально значимых качеств преподавателей, принявших участие в работе экспериментальной группы. Иными словами, по итогам формирующего эксперимента было обнаружено статистически достоверное влияние психотренинговой программы на развитие профессионально значимых качеств преподавателей. Влияние рассматриваемых факторов достоверно прир < 0,01 ир < 0,05, что подтверждают статистические расчеты.
Развитие профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин военного вуза, влияющих на эффективность педагогического взаимодействия с обучающимися, достигалось на тренинговых занятиях за счет привития навыков
эффективной работы в коллективе, умения прислушиваться к мнению других, понимания психического состояния собеседника, регулирования своих эмоциональных и волевых процессов, выполнения упражнений функциональной тренировки поведения и т. п.
Проведенный однофакторный дисперсионный анализ позволил выявить достоверные результаты (положительные сдвиги) по большинству анализируемых параметров у участников экспериментальной группы по сравнению с аналогичными показателями в контрольной группе. Таким образом, результаты формирующего эксперимента статистически достоверно доказывают эффективность разработанной программы по развитию профессионально значимых качеств (эмпатийности, рефлексивности, коммуникативности, социальной пер-цептивности, абстрактного мышления и пространственного воображения) преподавателей технических дисциплин и возможность ее практического применения.
Итоги формирующего эксперимента подтвердили исходное предположение о том, что профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин военного вуза можно целенаправленно развивать посредством реализации специально разработанных психотренинговых программ. Показатели однофакторного дисперсионного анализа данных, полученных в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют о достоверности и положительных изменениях в заданном направлении изучаемых параметров у участников экспериментальной группы по сравнению с результатами контрольной группы.
Вместе с тем, подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что представленное исследование не может претендовать на окончательное решение проблемы эмпирической верификации профессионально значимых качеств личности преподавателя технических дисциплин военного вуза. Данное направление исследований имеет дальнейшие перспективы изучения, поскольку все еще остаются открытыми многие вопросы, касающиеся влияния специфики инженерно-технического образования и социально-культурного пространства военного образовательного учреждения на личность и педагогическое взаимодействие преподавателей и курсантов.
Список литературы
1. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 2. С. 193-197.
2. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Исследование качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного вуза // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 4. С. 176-182.
3. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. 54 с.
4. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 117-123.
5. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундам. исследования. 2006. № 11. С. 89-92.
6. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 307 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 193 с.
8. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
9. Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский пед. вестн. 2002. № 1. С. 232-237.
10. Барабанщиков А. В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М.: Воениздат, 1998. 280 с.
11. Герасимов В. Н. Педагогика высшей военной школы. М.: Военный ун-т, 2001. 173 с.
12. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
13. Зверяев А. П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 183 с.
14. Зибров Г. В. Педагогические основы подготовки курсантов вузов к воспитательной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2001. 287 с.
15. Кисилева Т. В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. 185 с.
16. Маклаков А. Г. Военная психология. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
17. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
18. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109-112.
19. Кожухарь Г. С., Петрова А. Н. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 65-72.
20. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 175-181.
Черкасова О. А., научный сотрудник.
Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.
Ул. Старых Большевиков, 54а, Воронеж, Россия, 394064. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 09.06.2014.
O. A. Cherkasova
EMPIRICAL VERIFICATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF A MILITARY
UNIVERSITY TEACHER
The article presents the results of empirical verification of professionally important personal qualities of teachers of technical subjects of military higher educational institutions. Analytical review of scientific publications on the problem of research allowed to come to the preliminary conclusion that effective pedagogical interaction of a technical disciplines' teacher with the students of military university in the first place contribute to such professionally significant individual psychological qualities and characteristics, as empathy, reflection, communicativeness, social perceptiveness, abstract thinking and spatial imagination. A survey of experts (teachers and students of military higher institution) showed that a teacher of technical disciplines needs to have a certain combination of professionally significant qualities and properties, and, first of all, such as empathy, reflexivity, communicativeness, social perceptiveness, abstract thinking, spatial imagination. The results of the experiment verified the assumption that professionally significant qualities of the teacher of military university can be purposefully developed through the implementation of the specially designed training programs.
Keywords: professionally significant qualities of personality development, efficiency of the pedagogical interaction, the participants of the educational process, the teacher of the technical disciplines, military university, military student.
References
1. Korytova G. S., Cherkasova O. A. Analiz podhodov k issledovaniyu problemy pedagogicheskogo vzaimodeystviya prepodavatelya s uchashchimisya [The analysis of approaches to research of a problem of pedagogical interaction of the teacher with pupils]. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Bulletin, 2011, no. 2, pp. 193-197 (in Russian).
EecmHUK imY (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
2. Korytova G. S., Cherkasova O. A. Issledovanie kachestv prepodavatelya tehnicheskikh distsiplin, sposobstvuyushchikh effektivnomu pedagogicheskomu vzaimodeystviyu s kursantami voennogo vuza [Research of qualities of the teacher of the technical disciplines promoting effective pedagogical interaction with cadets of military higher education institution]. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Bulletin, 2011, no. 4, pp. 176-182 (in Russian).
3. Kuz'mina N. V., Rean A. A. Professionalizm pedagogicheskoj dejatel'nosti [Professionalism of pedagogical activity]. St. Petersburg, Research
center of development of creativity of youth, 1993. 54 p. (in Russian).
4. Korytova G. S. Strategii sovladaniya v professional'nom povedenii [The basic coping-strategy in professional behavior]. Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 117-123 (in Russian).
5. Korytova G. S. Vliyanie vozrasta i stazha professional'noy deyatel'nosti na uroven' zrelosti psikhozashchitnogo povedeniya u pedagogicheskikh
rabotnikov [Influence of age and experience of professional activity on level of a maturity of psychodefensive behavior among pedagogical staff]. Basic researches, 2006, no. 11, pp. 89-92 (in Russian).
6. Korytova G. S. Zashchitno-sovladayushchee povedenie u pedagogicheskikh rabotnikov [Defense and coping behavior in pedagogical activity].
Ulan-Ude, Buryat State University Publ., 2006. 307 p. (in Russian).
7. Markova A.K. Psihologiya truda uchitelya [Psychology of the teacher's work]. Moscow, Education, 1993. 193 p. (in Russian).
8. Mitina L. M. Psihologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of the teacher]. Moscow,
Academy Publ., 2004. 320 p. (in Russian).
9. Povarenkov Yu. P. Sistemogeneticheskiy podkhod k ponimaniyu professional'no vazhnykh kachestv sub'ekta truda [Sistemogenetic approach to
understanding of professionally important qualities of the subject of work]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2002, no. 1, pp. 232-237 (in Russian).
10. Barabanschcikov A. V. Aktual'nye problemy pedagogiki i psikhologii vysshey voennoy shkoly [Actual problems of pedagogics and psychology of the higher military school]. Moscow, Voyenizdat Publ., 1998. 280 p. (in Russian).
11. Gerasimov V. N. Pedagogika vysshey voennoy shkoly [Pedagogics of the higher military school]. Moscow, Military university Publ., 2001. 173 p. (in Russian).
12. Efremov O. Yu. Voennaya pedagogika [Military pedagogics]. St. Petersburg: Piter Publ., 2008. 640 p. (in Russian).
13. Zveryaev A. P. Professional'noe stanovlenie nachinayushchikh prepodavateley voenno-tekhnicheskih distsiplin vysshikh uchebnykh zavedeniy Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii: dis. kand. ped. nauk [Professional formation of beginning teachers of military and technical disciplines of higher educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2004, 183 p. (in Russian).
14. Zibrov G. V. Pedagogicheskie osnovy podgotovki kursantov vuzov k vospitatel'noy deyatel'nosti: dis. d-ra ped. nauk [Pedagogical bases of preparation of cadets of higher education institutions to educational activity. Dis. doct. ped. sci.]. Voronezh, 2001, 287 p. (in Russian).
15. Kisileva T. V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'no znachimykh kachestv voennykh pedagogov-psikhologov: dis. d-ra psichol. nauk [Psycho-pedagogical conditions of development of professionally significant qualities of military educational psychologists. Dis. doct. psich. sci.] Kursk, 2009, 185 p. (in Russian).
16. Maklakov A. G. Voennaya psikhologiya [Military psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 464 p. (in Russian).
17. Krutetsky V. A. Psihologiya [Psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 336 p. (in Russian).
18. Korytova G. S., Korytov I. V. Problema pedagogicheskogo vzaimodeystviya v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problem of pedagogical interaction in educational space of higher education institution]. Global scientific integration, 2013, no. 6, pp. 109-112 (in Russian).
19. Kozhuhar' G. S., Petrova A. N. Issledovanie professional'no vazhnyh kachestv spetsialistov pomogayushchikh professiy [Research of professionally important qualities of experts of supporting professions]. Psychological science and education, 2006, no. 3, pp. 65-72 (in Russian).
20. Korytova G. S. Emotsional'noe vygoranie v professional'noy pedagogicheskoy deyatel'nosti: zashchitno-sovladayushchiy aspect [Emotional burnout in the professional pedagogic activity: the defensive and coping aspect]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 175-181 (in Russian).
MERC AF "Air Force Academy".
Ul. Starykh Bolshevikov, 54а, Voronezh, Russia, 394064. E-mail: [email protected]