Научная статья на тему 'Выявление профессиональных качеств преподавателя-офицера в военном вузе'

Выявление профессиональных качеств преподавателя-офицера в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PEDAGOGICAL INTERACTION / JOINT ACTIVITY / MUTUAL UNDERSTANDING / PERSONAL PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Ольга Александровна

Качество преподавания в военном вузе в значительной мере зависит от личностных профессиональных качеств преподавателя и его психологической подготовки, которая должна включать в себя умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса взаимодействия с обучающимися. В статье представлены результаты по определению необходимых личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного инженерного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER-OFFICER IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The quality of teaching in a military high school greatly depends on personal professional qualities of a teacher and their psychological preparation, which should include the skills which provide effective interaction with students. The article describes the results of the determination of personal professionally important qualities of a teacher of technical disciplines which contribute to effective teacher interaction with cadets of military engineering high schools.

Текст научной работы на тему «Выявление профессиональных качеств преподавателя-офицера в военном вузе»

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОААВАТЕЛЯ-ОФИИЕРА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Педагогическое взаимодействие, совместная деятельность, взаимопонимание, личностные профессиональные качества преподавателя.

Вооруженные силы Российской Федерации — составная и неотъемлемая часть нашего общества. Экономические и соцально-политические преобразования в стране привели к необходимости модернизации Вооруженных сил. В настоящее время решаются задачи создания современной, технически оснащенной, профессиональной армии и повышения ее качественного потенциала. Перед высшей военной школой ставятся новые задачи, в том числе повышаются требования к качеству подготовки военных инженеров. Это обусловлено тем, что эксплуатируемая военная техника и вооружение отличаются высоким уровнем сложности. В подготовке военного инженера основу составляют специальные технические дисциплины, которые отличаются определенной спецификой учебного материала. Поэтому в условиях реформирования современных Вооружённых сил особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса, возрастают требования к личностным и профессиональным качествам преподавателей технических дисциплин, влияющим на эффективность педагогического взаимодействия с курсантами.

Анализ теории и практики современного образования показывает, что накоплен значительный фонд знаний по проблеме организации педагогического взаимодействия, в то время как данный процесс при изучении технических дисциплин в системе военного образования недостаточно разработан в психологической и педагогической науках. Преподавателями технических дисциплин военного вуза назначаются, как правило, офицеры, проходившие службу на инженерных должностях. Они отличаются, с одной стороны, наличием глубоких профессиональных знаний в области преподаваемых учебных дисциплин, с другой — недостаточной педагогической компетентностью [Зверяев, 2004, с. 37]. Следовательно, возникает необходимость в выявлении условий, способствующих формированию профессиональнопедагогических компетенций у данных специалистов.

Требования, предъявляемые к преподавателям высшей школы, обозначенные Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, обязывают их быть субъектом профессиональной деятельности. В таких условиях возрастает значимость профессиональных качеств преподавателя.

Исходя из вышесказанного, была сформулирована цель работы - определение необходимых личностных профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию педагога с курсантами военного инженерного вуза.

Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся становится сегодня важнейшим фактором профессионального воспитания будущего специалиста, в значительной степени определяя эффективность процесса обучения и воспитания [Барабанщиков, 1998, с. 346; Герасимов, 2001, с. 134; Зеер, 1988, с. 213; Клинг, 2002, с. 20; Кондратьев, 2004, с. 135; Федотова, 2000, с. 5]. Поэтому важ-

нейшим условием достижения эффективности обучения курсантов является учет психологических закономерностей процесса обучения, предполагающий психологически правильное взаимодействие обучающих и обучающихся, преодоление объективных трудностей в ходе усвоения знаний, умений и навыков профессиональной деятельности [Еременко и др., 2005, с. 134].

Качество преподавания в военном вузе, отмечают А.В. Барабанщиков и В.Н. Герасимов, в значительной мере зависит от личности преподавателя, его личностных профессиональных качеств, которые должны включать в себя умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса взаимодействия с обучающимися, что способствует повышению качества обучения [Барабанщиков, 1998, с. 344; Герасимов, 2001, с. 135]. В структуре профессионально значимых качеств личности педагога В.А. Крутецкий выделяет (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) специальные способности (качества), к ним относятся: абстрактное мышление, пространственное воображение и т. д. Эти качества необходимы для организации продуктивного взаимодействия с обучающимися [Крутецкий, 1986, с. 298].

Для определения наиболее значимых профессиональных качеств был проведен опрос преподавателей факультета летательных аппаратов Военного авиационного инженерного университета (Воронеж), который позволил выявить, что преподавателю технических дисциплин необходимо иметь не только специальные знания и владеть методикой обучения, но и обладать хорошо сформированными коммуникативными, социально-перцептивными умениями, эмпатией, рефлексией, абстрактным мышлением и пространственным воображением [Корытова, Черкасова, 2011, с. 255].

В ходе исследования было проведено анкетирование курсантов восьми учебных групп вторых и четвертых курсов факультета летательных аппаратов Военного авиационного инженерного университета (Воронеж). Это дает возможность проследить отношение курсантов вторых и четвертых курсов к качествам преподавателя, влияющим на эффективность педагогического взаимодействия. Второй курс более адаптирован к процессу обучения по сравнению с первым. Специальные дисциплины на втором курсе только начинают изучаться. На четвертом курсе курсанты в основном изучают специальные дисциплины.

Курсантам была предложена анкета, которая состояла из перечня качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами, оценить которые необходимо было по десятибалльной шкале, где «10»— очень высокая оценка, а «0»— очень низкая. В анкете был указан вопрос: «Как Вы считаете, насколько перечисленными качествами необходимо обладать преподавателю и какими качествами обладают преподаватели технических дисциплин?».

Обработка результатов анкетирования проводилась с использованием программы «8ТАТ18Т1СА-7», применялась описательная статистика для определения среднеквадратического отклонения - о и среднего значения оценки - х . Результаты математико-статистической обработки данных опроса приведены в табл. 1, 2.

Результаты анкетирования курсантов вторых курсов в количестве 43 человек показывают, что оценка качеств, которыми обладают преподаватели (среднее значение — 8,45), ниже оценки качеств, которыми необходимо обладать преподавателям (среднее значение — 7,68). Наиболее это проявляется по отношению к таким качествам, как умение доступно излагать материал (среднее значение качества, которым необходимо обладать, — 9,06, качества, которыми обладают в настоящий момент, — 8,84), рефлексия (9,00 и 7,18), коммуникативность (8,88 и 8,04), эмпатия (8,76 и 7,25), пространственное воображение (8,72 и 7,72), ответственность (8,72 и

8,32), перцептивность (8,42 и 7,16), абстрактное мышление (8,37 и 7,39). Среднеквадратическое отклонение среднего значения от 1,05 до 1,09 (табл. 1).

Таблица 1

Результаты математико-статистической обработки данных опроса курсантов второго курса

№ Перечень качеств Необходимо обладать Обладают

п / п преподавателя X о X о

1 Эмпатия (понимание курсанта) 8,76 0,86 7,25 1,16

2 Рефлексия (осознание преподавателем того, как он воспринимается курсантами и как они его понимают) 9,00 0,96 7,18 1,15

3 Коммуникативность (общение) 8,88 0,83 8,04 1,17

4 Перцептивность (наблюдательность по отношению к обучающимся, проникновение в их духовное состояние) 8,42 1,07 7,16 1,12

5 Требовательность 8,25 1,20 8,13 1,05

6 Умение доступно излагать материал 9,06 0,86 8,84 0,76

7 Терпимость к мнению обучающихся 7,09 1,20 7,11 1,19

8 Отв етств енность 8,72 1,24 8,32 0,87

9 Абстрактное мышление 8,37 1,15 7,39 1,13

10 Пространственное воображение 8,72 1,17 7,72 1,15

11 Эмоциональная устойчивость 7,37 0,98 7,40 1,20

12 Итого (среднее значение) 8,45 1,05 7,68 1,09

Таблица 2

Результаты математико-статистической обработки данных опроса курсантов четвертого курса

№ п / и Перечень качеств преподавателя Необходимо обладать Обладают

X о X о

1 Эмпатия 9,30 1,14 7,19 1,19

2 Рефлексия 9,07 1,02 6,94 1,27

3 Коммун икативность 9,33 1,13 7,71 0,98

4 Перцептивность 8,65 0,72 6,16 0,80

5 Требовательность 8,98 1,14 7,85 1,16

6 Умение доступно излагать материал 9,51 0,85 7,96 1,09

7 Терпимость к мнению обучающихся 8,75 1,14 7,21 1,13

8 Ответственность 9,28 1,05 8,19 1,11

9 Абстрактное мышление 8,98 1,24 7,37 1,17

10 Пространственное воображение 9,05 1,28 7,42 1,19

11 Эмоциональная устойчивость 8,51 0,89 7,69 0,97

12 Итого (среднее значение) 9,02 0,93 7,43 1,09

Результаты анкетирования курсантов четвертых курсов в количестве 56 человек позволили выявить, что их требования к качествам преподавателей более высокие и свидетельствуют о более низкой оценке качеств, которыми обладают преподаватели по сравнению с оценкой, данной курсантами вторых курсов. Оценка качеств, которыми необходимо обладать преподавателям, курсантов четвертых курсов выше (среднее значение оценки составило 9,02), чем оценка курсантов вторых курсов (среднее значение - 8,45).

Оценка качеств, которыми обладают преподаватели на данный момент (эмпатией — 7,19, коммуникативностью— 7,17, рефлексией — 6,94, перцептивностью— 6,16), ниже оценки качеств, которыми необходимо обладать преподавателям.

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что преподавателям технических дисциплин необходимо обладать соответствующими профессионально значимыми качествами. Значение среднеквадратического отклонения результатов анкетирования курсантов вторых и четвертых курсов незначительное: от 0,72 до 1,27. Результаты анкетирования представлены в табл.2.

Анализируя ответы курсантов вторых и четвертых курсов, можно отметить, что курсанты старших курсов предъявляют более высокие требования к качествам преподавателя. На предложение дополнить не указанные в анкете качества преподавателя технических дисциплин, способствующие эффективному педагогическому взаимодействию, курсанты вторых и четвертых курсов отметили следующие: уважительность, терпение, понимание, внимательное отношение. Предложенные курсантами качества можно отнести к таким личностным и профессионально значимым качествам, как эмпатия, перцептивность, коммуникативность [Кисилева, 2009, с. 134], что подтверждает их значимость.

Выделенные качества (эмпатия, коммуникативность, перцептивность, рефлексивность, абстрактное мышление и пространственное воображение) являются значимыми в профессиональной деятельности преподавателя технических дисциплин. Результаты проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования показывают, что преподавателям необходимо развивать личностные профессионально значимые качества. На основании полученных в исследовании данных преподавателям технических дисциплин можно рекомендовать принимать участие в развивающих тренинговых программах.

Полученные результаты исследования могут использоваться при разработке программы индивидуального развития профессионально значимых качеств преподавателя технических дисциплин, обеспечивающих взаимодействие с курсантами военного авиационного инженерного университета.

Библиографический список

1. Барабанщиков А.В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы: учеб. пособие. М.: Воениздат, 1998. 380 с.

2. Герасимов В.Н. Педагогика высшей военной тттколът: учебник. М., 2001. 173 с.

3. Еременко В.Д., Зибров Г.В., Колосова Л.А., Самсонова И.М. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие / под ред. Г.В. Зиброва. Воронеж: ВВАИУ, 2005. 253 с.

4. Зверяев А.П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военнотехнических дисциплин высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 183 с.

5. Зеер Э.Ф. Психологические основы становления личности инженера педагога: дис. ... д-ра психол. наук. Свердловск, 1988. 348 с.

6. Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009. 185 с.

7. Клинг В.И. Специфика педагогического взаимодействия преподавателя и студента в лингвистической среде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 8. С. 19-22.

8. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130-137.

9. Корытова Г.С., Черкасова О.А. Качества преподавателя, влияющие на эффективность профессиональной деятельности в военном инженерном вузе // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: материалы IX Всероссийской науч.-практич. конф. Воронеж: Научная книга, 2011. С. 254-257.

10. Крутецкий М.Г. Психология: учебник. М.: Просвещение, 1986. 336 с.

11. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие учителя и учащихся: опыт эмпирического исследования: монография. Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2000. 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.