III. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
УДК 159 © Р.Д. Санжаева, Ю.В. Боленко
ДИНАМИКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ
В статье рассматривается процесс формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов специальности «Пожарная безопасность» военизированного вуза и представлены результаты диагностики его динамики.
Ключевые слова: готовность, профессиональная деятельность, курсант, военизированный вуз, курсант, компоненты готовности
R.D. Sanzhaeva, Yu.V. Bolenko
DYNAMICS OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY AT CADETS OF PARAMILITARY UNIVERSITIES
The article considers the process of formation the readiness for professional activity of cadets of specialty «Fire safety» ofparamilitary University and the results of diagnostics of its dynamics.
Keywords: readiness, professional activity, cadet, paramilitary University, cadet, components of readiness.
Для выявления специфики развития готовности к профессиональной деятельности были обследованы курсанты Восточно-Сибирского института МВД России. Выборка включала 126 курсантов факультета пожарной безопасности, работа с которыми проводилась в течение трех лет обучения. Выборку составили лица мужского пола.
Психодиагностические срезы на курсантах проводились по окончании учебного года: на первом, втором и третьем годах обучения.
Когнитивно-ориентационный компонент готовности к профессиональной деятельности определялся академической успеваемостью по профилирующим предметам и учебной практике. Количественный показатель для каждого курсанта рассчитывался как среднее арифметическое оценок, полученных на протяжении учебного года. После каждого среза проводились индивидуальные диагностические беседы с целью подтверждения и уточнения полученных результатов.
Для изучения динамики данного компонента готовности к профессиональной деятельности нами проанализирована успеваемость курсантов второго и третьего годов обучения по общепрофессиональным (ОПД) и специальным дисциплинам (СД). Поскольку на первом году обучения изучаются дисциплины только общетеоретического профиля (история, иностранный язык, ма-
тематика, философия, основы права и др.), мы не анализируем курсантов первого курса. Со второго года обучения большая часть учебного времени отводится на ОПД и СД: пожарно-строевая подготовка, пожарная техника, государственный пожарный надзор, пожарная тактика, пожарная безопасность объектов и населенных пунктов и другие, а также курсанты несут суточное дежурство в созданной при институте учебно-пожарной части.
Согласно результатам (табл.1), средний балл успеваемости на третьем году обучения незначительно (~ 0,16) превышает уровень успеваемости второго года обучения. Диапазон уровня успеваемости на втором году обучения составляет от 3,17 до 4,29, на третьем - от 3,41 до 4,37, то есть учебное заведение выполняет установленные перед ним задачи.
Таблица 1
Уровень академической успеваемости курсантов по ОПД и СД
Курс Средний балл о
II 3,73 0,56
III 3,89 0,48
Таким образом, изучение ориентационного компонента готовности к профессиональной деятельности свидетельствует о повышении
уровня профессиональных знаний и навыков у курсантов с каждым годом обучения.
При работе с различными документами (служебные характеристики, личные дела, медицинские карты, журналы контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства, протоколы собраний и заседаний и т.п.) применялся метод контент-анализа, который предоставил возможность выявить в текстах отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива.
Для количественного анализа использовались математико-статистические методы. С помощью множественного регрессионного анализа оценивалась интенсивность влияния содержания компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности на успешность профессиональной деятельности начальника караула (НК). Оценка статистического качества определялась по критерию F-Фишера (числовые
величины, показывающие «вклады» независимых переменных, факторов, в дисперсию исследуемого показателя). Нами было проведено лон-гитюдное изучение структуры готовности к профессиональной деятельности курсантов и ее изменения в процессе их обучения в вузе.
Согласно теоретической модели психологической готовности к профессиональной деятельности, состоящей из четырех компонентов (эмоционально-волевой, мотивационный, когни-тивно-ориентационный и деятельностно-опера-циональный), рассмотрим структуру и динамику психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности.
Эмоционально-волевой компонент. Для измерения индивидуальных различий по составляющим темперамента и характера личности использовался опросник PEN. Полученные результаты по годам обучения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность свойств личности курсантов
Курс Шкала психотизма Шкала экстраверсии-интроверсии Шкала нейротизма
Средний результат о Средний результат о Средний результат о
I 9,29 2,39 15,79 2,79 11,57 3,4
II 10,08 2,93 14,69 2,79 12,12 3,7
III 8,63 2,5 15,84 4,53 10,74 3,14
После первого года обучения у большинства курсантов по шкале психотизма отмечаются средние показатели, которые находятся в пределах нормы (диапазон от 6,9 до 11,68). К концу второго курса обучения уровень психотизма незначительно возрастает, разница с первым годом обучения составляет 0,7, что говорит об увеличении склонности к асоциальному поведению, неадекватности эмоциональных реакций, а также к конфликтности у курсантов. Согласно статистике, которая ведется в отделе кадров института, большая доля отчисленных курсантов приходится на второй год обучения. Возможно, это связано с тем, что к концу второго курса наиболее выражены возрастные особенности личности, неудовлетворенность от однообразия проведения досуга и «замкнутого пространства», так как они не имеют возможности свободного выхода за пределы учебного заведения. К концу третьего года обучения (выпускного) уровень
психотизма стабилизируется (диапазон составляет от 6,12 до 11,14). Выпускники осознают себя взрослыми и более опытными по отношению к остальным курсантам института. Этому способствуют и существенные изменения: увеличение количества стажировок (1-2 недели), прохождение практики (2-3 месяца), а также переход из казарменного проживания в общежитие.
По шкале психотизма у основной части студентов первого курса (80,74%) отмечаются средние значения, у 19,26% - показатель выше среднего, что говорит об их склонности к неадекватным действиям, эмоциональным всплескам и конфликтности. Большей части курсантов второго курса (78,24%) также свойственны средние значения. Остальные (21,76%) имеют высокие показатели. Исследование уровня психотизма у третьекурсников показало, что большая часть
обследуемых (95,86%) имеет средние значения, лишь 4,14% - высокие показатели.
Таким образом, с каждым годом обучения уровень психотизма у курсантов снижается, за исключением второго - критического - курса, когда завершается процесс адаптации к условиям вуза, а под влиянием всех видов и форм учебно-воспитательной работы изменяется фон эмоционального и волевого напряжения. Возможно также наличие неудовлетворенности выбором профессии (специализации) усложняет процесс профессиональной и социальной адаптации.
Согласно результатам анализа по шкале экст-раверсии-интроверсии у большинства курсантов преобладает экстравертированный тип личности или социальной активности. На первом и третьем годах обучения показатели по данной шкале незначительно отличаются (15,79 и 15,75, соответственно). Однако к концу второго курса показатель экстраверсии снижается, что говорит о преобладании интровертированного типа личности среди курсантов. Темперамент личности претерпевает с годами изменения, что подтверждает его динамический характер. Для некоторых курсантов второго курса с увеличением профилирующих дисциплин увеличивается интерес к изучению новых дисциплин, что оказывает, с одной стороны, положительное влияние на их успеваемость, а с другой - проявление замкнутости, направленность на внутренний мир, повышенное внимание к собственным переживаниям, ощущениям.
Основная доля опрошенных курсантов первого курса по данной шкале является умеренными экстравертами (61,1%), другая состоит из значительных экстравертов (33,34%) и умеренных интровертов (5,56%). Умеренный экстра-вертированный тип личности присущ основной части учащихся второго курса (75,03%), значительными экстравертами являются 10,71% обследованных, остальные (14,26%) имеют интро-вертированный тип личности. Большинство сту-
дентов третьего курса обладают экстравертиро-ванным типом личности (87,92%), из них умеренные экстраверты - 77,58% и значительные -10,34%. Остальная часть обследуемых (12,08%) является интровертами.
По шкале нейротизма наибольшее число испытуемых имеет средние показатели. Самые высокие показатели эмоциональной неустойчивости выявлены на втором курсе - 12,12 (диапазон от 8,42 до 15,82). У курсантов к концу третьего года обучения отмечается стабильная эмоциональная устойчивость, которая проявляется в зрелости, хорошей адаптации, отсутствии большой напряженности и беспокойства, а также склонности к лидерству, общительности.
Значительное число первокурсников (44,93%) характеризуется средним уровнем эмоциональной устойчивости, у 31% обследуемых - высокий уровень эмоциональной устойчивости, остальные (24,04%) имеют показатели высокого нейротизма, т.е. относятся к группе эмоционально неустойчивых, тревожных и плохо адаптируемых.
Ко второму году обучения курсанты имеют высокие средние показатели эмоциональной стабильности (45,87% и 39,85%, соответственно), однако 14,28% курсантов присущ высокий уровень эмоциональной нестабильности. Высоким уровнем эмоциональной устойчивости обладают лишь 51,85% третьекурсников, 38,04% -имеют средний уровень. 10,11% курсантов относятся к группе с высоким уровнем нейротиз-ма. Предположительно, что к окончанию учебного заведения курсантов тревожит их дальнейшая жизнь, перемены, новая работа, коллектив. В целом к завершению каждого года обучения уровень эмоциональной устойчивости у курсантов стабилизируется.
Следующим исследуемым фактором является состояние тревожности и депрессии у курсантов, которое может быть обусловлено неуравновешенностью нервных процессов. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Коэффициенты тревожности и депрессии курсантов
Курс Уровень тревожности Уровень депрессии
Среднее о Среднее о
I 2,18 3,25 2,88 3,58
II 4,12 3,19 3,92 3,45
III 4,36 2,37 5,23 3,14
Отмечается тенденция снижения с каждым годом обучения уровня тревожности и депрессии и увеличения показателей, свидетельствующих об оптимальном психическом состоянии. На первом курсе преобладает средний и высокий уровень (диапазон составляет от 1,11 до 7,61) тревожности и депрессии. На втором курсе - низкий и средний уровень. На третьем курсе отмечается реактивная тревожность, которая
Результаты склонн
обусловлена прежде всего временным переживанием и беспокойством, а также у курсантов отсутствуют депрессивные состояния. Таким образом, к окончанию срока обучения в вузе психоэмоциональное состояние курсантов нормализуется.
В таблице 4 представлены результаты обследования курсантов к рискованному поведению в различных ситуациях.
Таблица 4
и к риску курсантов
Курс Среднее значение с
I 51,45 7,38
II 47,48 8,61
III 44,79 6,86
Согласно анализу полученных результатов, курсанты первого года обучения склонны к неоправданному риску. У курсантов третьего года обучения, имеющих представления о специфике выбранной ими профессии, показатели склонности к риску находятся в установленных пределах.
С первого по третий годы обучения отмечается снижение от высокого уровня склонности к риску - к среднему, который является оптимальным для профессии пожарного. Это обусловлено, во-первых, возрастными особенностями юношей, а во-вторых, формированием личности курсанта.
Характеристики инт
Для того чтобы определить в какой степени курсант ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действий других людей и внешних обстоятельств, нами была использована методика УСК.
Исходя из результатов, представленных в таблице 5, по шкале интернальности курсанты всех трех годов обучения имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Самые низкие показатели отмечены на втором курсе (диапазон от 11,43 до 17,85), а высокие - на третьем курсе (диапазон от 11,25 до 18,47).
Таблица 5
шльности курсантов
Курс И(+) Ин Ид Ип
Среднее с Среднее с Среднее с Среднее с
I 14,66 3,31 10,5 3,85 6,5 1,8 4,7 1,4
II 14,64 3,21 8,87 4,09 6,7 1,31 4,9 1,25
III 14,86 3,61 8,6 3,69 6,89 1,87 5,12 1,33
Примечание: И+ - шкала интернальности, Ин - шкала интернальности в области неудач, Ид - шкала интернальности в области достижений, Ип - шкала интернальности в области производственных отношений.
Первокурсники имеют высокие показатели по шкале интернальности в области неудач, что говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. Это проявляется в склонности обвинять себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
На втором и третьем годах обучения курсанты имеют низкие показатели, которые незначи-
тельно (0,27) отличаются друг от друга. Низкие показатели свидетельствуют о том, что обследуемые склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
На протяжении трех лет обучения у курсантов отмечены средние показатели, несмотря на рост этих показателей с каждым годом. Средние показатели свидетельствуют о том, что иногда
курсанты считают, что сами добились всего в своей жизни, а иногда склонны предписывать свои успехи обстоятельствам - удаче, счастливой судьбе, помощи других людей.
На первом и втором годах обучения выявлены низкие показатели по шкале интернальности в области производственных отношений, так как курсанты склонны придавать большое значение внешним обстоятельствам - руководству курса, преподавателям, сокурсникам, везению - невезению, в складывающихся отношениях в коллективе, в учебе. К окончанию третьего курса показатели по данной шкале приближаются к высоким. Возможно, курсанты считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в отношениях с преподавателями, коллективом и т.д.
Ориентационная
В целом по эмоционально-волевому компоненту готовности к профессиональной деятельности можно отметить, что у курсантов в период с первого до третьего курса обучения происходит наиболее интенсивное преобразование личностных характеристик (социальная активность, эмоциональная устойчивость, локус контроля, тревожность и др.). Наиболее критичным является второй год обучения - это подтверждается максимальными показателями по некоторым факторам (экстраверсия-интроверсия, коэффициент тревожности и депрессии, шкала психо-тизма и эмоциональной устойчивости).
Мотивационный компонент. Исследование данного фактора личностной ориентационной направленности позволило определить соотношение трех групп мотивов у курсантов: личных, коллективистских и деятельностных (табл. 6).
Таблица 6
ность личности курсантов
Курс Направленность на себя Направленность Направленность на задачу
на взаимодеиствие
Среднее а Среднее а Среднее а
I 22,68 6,5 25,02 6,11 17,81 7,56
II 23,55 6,23 17,66 5,59 22,03 4,34
III 19,87 5,01 23,37 4,32 24,39 4,68
Анализ шкалы «направленность на себя» позволяет сделать вывод, что большинство курсантов второго года обучения имеют высокие показатели (17,3-29,8), а низкие отмечены на третьем курсе (14,8-24).
По шкале «направленность на взаимодействие» показатели представлены в обратном порядке, высокие результаты зафиксированы на первом курсе (18,9-31,2), а низкие - на втором (11,6-23,5).
В последней шкале «направленность на задачу» статистические показатели меняются в противоположную сторону: высокие результаты (от 19,7-29,1) наблюдаются на третьем году обучения, а низкие - на первом (10,25-25,3).
Таким образом, на первом году обучения у курсантов преобладает мотивационная направленность «на взаимодействие» (48,3%), и наименее выражена ориентация «на задачу» (18,6%), что обусловлено возрастными особенностями юношей, а также предстоящим знакомством не только с коллективом курса, но и с руководством института в целом (преподавателями, начальствующим составом).
К концу второго года обучения у курсантов доминирует интровертированность, что и отра-
жается на высоких показателях мотивационной направленности «на себя» у их большинства (39,9%). Значительная часть курсантов (36,7%) имеет мотивационную направленность «на задание», что подтверждается результатами учебной деятельности.
К моменту окончания учебного заведения ситуация меняется, так как у большинства курсантов (51,8%) отмечается мотивационная направленность «на задачу», приобретен опыт не только теоретический, но и учебно-практический, поскольку студенты четко осознают необходимость специализироваться к началу практической деятельности. У группы курсантов (29,8%) присутствует направленность «на взаимодействие». Выявлено, что у отмеченной выше группы доминирует сочетание мотивационных направ-ленностей «на взаимодействие» и «на задачу», так как деятельность пожарных носит коллективный характер.
Следовательно, мотивационный компонент готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения трансформируется с изменением субъективного отношения к будущей профессиональной деятельности, к себе и к обществу, что говорит о развитии профессиональных
интересов в процессе обучения и воспитания курсантов.
Деятельностно-операциональный компонент. Согласно апробированной модели готовности к профессиональной деятельности для начальника караула пожарной части, критериями деятельностно-операционального компонента выступают: коммуникативные и организаторские способности, профильность образования и
Коммуникативные (КС) и организ>
стаж работы. Но, учитывая то обстоятельство, профильность образования и стаж работы у курсантов отсутствуют, в нашей работе будет рассмотрено только два критерия - коммуникативные и организаторские способности.
Для констатации уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей у курсантов использовалась методика «КОС-1» (табл.
7).
Таблица 7
рские (ОС) склонности курсантов
Курс Коэффициент КС Коэффициент ОС
Средний балл о Средний балл о
I 0,6 0,14 0,56 0,15
II 0,63 0,15 0,62 0,13
III 0,69 0,11 0,7 0,12
При интерпретации полученных данных по уровню развития коммуникативных склонностей отмечается, что у первокурсников он соответствует среднему (диапазон составляет от 0,46 до 0,74 баллов), то есть курсанты стремятся к контактам с окружающими, не ограничивая круг своих знакомых. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. На втором курсе наблюдается незначительное повышение оценочного коэффициента, однако уровень коммуникативных склонностей остается средним. Курсанты третьего года обучения имеют высокий уровень коммуникативных склонностей (разброс значений 0,58-0,8). Отражается это в том, что они не теряются в сложных ситуациях, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, проявляют инициативу в общении.
Уровень организаторских склонностей на первом курсе определяется методикой как ниже среднего (диапазон показателей 0,41-0,71). Проявляется это в том, что во многих делах курсанты предпочитают избегать принятия самостоятельных решений, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение и т.п. К концу второго курса наблюдается динамика оценочного коэффициента организаторских склонностей в сторону повышения (разброс показателей 0,49-0,75), но уровень остается ниже среднего. Для курсантов третьего года обучения характерен средний уровень проявления организаторских склонностей (0,58-0,82). Курсанты отстаивают собственную точку мнения, планируют свою работу, но еще не способ-
ны принимать самостоятельные решения в трудной ситуации.
Таким образом, деятельностно-операцио-нальный компонент готовности к профессиональной деятельности имеет динамический характер, подтверждая формирование и развитие коммуникативных и организаторских склонностей у курсантов в процессе их обучения. Однако после завершения обучения в вузе, уровень коммуникативных склонностей наиболее развит, чем организаторских. Профессиограмма начальника караула пожарной части подчеркивает значение организаторских способностей для их профессиональной деятельности.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что происходящие в период обучения курсантов качественные изменения в структурных компонентах психологической готовности к профессиональной деятельности (эмоционально-волевом, мотивационном, когнитивно-ориен-тационном и деятельностно-операциональном) подчеркивают динамический характер данного образования.
Литература
1. Актуальные проблемы Байкальской Азии в условиях трансграничья: коллективная монография / науч. ред. Р.Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. - 312 с.
2. Боленко Ю.В. Апробация модели готовности к профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны // Научно-практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности» - 2008. - №6 (90) - С. 10-16.
Д.Г. Гадеева. Исследование саморегуляции менеджеров с внутренней и внешней мотивацией профессиональной деятельности
3. Боленко Ю.В. К проблеме изучения профессионально важных качеств начальника караула пожарной части // Сибирская психология сегодня: сб. науч. трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -Вып. 2. - С. 353-356.
4. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 1997. - 186 с.
5. Санжаева Р.Д. Проблемы психологической готовности личности к профессиональной деятельности // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л.Г. Дикой и Т.Х. Невструевой. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т.2. - С. 32-46.
Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Боленко Юлия Владимировна, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. Email: [email protected]
Sanzhaeva Rimma Dugarovna, doctor of psychological sciences, professor, department of age and pedagogical psychology, Buryat State University. E-mail: [email protected]
Bolenko Yulia Vladimirovna, postgraduate student, department of age and pedagogy, Buryat State University. Email: [email protected]
УДК 159.9.07 © Д.Г. Гадеева
ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ С ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена исследованию особенностей саморегуляции произвольной активности менеджеров с внешней и внутренней мотивацией профессиональной деятельности. Изучены особенности саморегуляции менеджеров с внешней и внутренней мотивацией профессиональной деятельности, а также их личностные особенности.
Ключевые слова: мотивы, мотивация профессиональной деятельности, саморегуляция.
D.G. Gadeeva
THE RESEARCH OF SELF-REGULATION OF MANAGERS WITH INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY
The article is devoted to the research of self-regulation peculiarities of spontaneous activity at managers with external and internal motivation of professional activity. The self- regulation peculiarities of managers with external and internal motivation ofprofessional activity, their personal features have been studied.
Keywords: motives, motivation for professional activity, self-regulation.
В жизнедеятельности любого человека большое значение имеет проблема регуляции активности в изменяющихся условиях окружающей действительности. Согласно современным представлениям, сущностной характеристикой целостной психики человека является именно саморегуляция целенаправленной активности, способность «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.
Развитие и становление идей саморегуляции происходит в тесной связи с такими направлениями психологических исследований, как регуляция деятельности, стиль деятельности, моти-
вация, воля, произвольность, самодетерминация, ответственность и принятие решений, а также в контексте проблем общей структуры и динамики человеческой активности.
Современное представление о саморегуляции (о содержании и механизмах этого процесса, его формировании и проявлениях) складывается на основе общих научных принципов детерминизма и развития, субъектно-деятельностного подхода к изучению психических явлений (С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Те-плов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев).
В нашем исследовании мы рассматриваем мотивацию как фактор, влияющий на саморегуляцию произвольной активности личности. Так, еще А.Г. Асмоловым (1979) в качестве регулятора протекания деятельности была выделена мотивация. О мотивационной саморегуляции