нию неудач. Например, не получая взыскания за несение службы, курсант будет иметь возможность получить внеочередное увольнение, избежать неприятных разговоров и взаимоотношений с руководством служебно-боевых подразделений и родителей.
Как уже отмечалось, результаты, полученные на первом этапе исследования, можно интерпретировать через призму осознаваемости представлений курсантов, поэтому второй этап исследования был направлен на выявление неосознаваемых представлений о мотивационных проявлениях курсантов при выполнении учебно-служебной деятельности. На данном этапе была проведена.методика ТАТ-тематический тест апперцепции (Г. Мюррей). С помощью методики TAT нами выявлены неосознаваемые представления курсантов. была отмечена мотивационная направленность курсантов! Результаты опроса курсантов методикой TAT подвергнуты количественному и качественному анализу. По результатам проведения методики TAT можно отметить наличие в рассказах курсантов I и III курса главных героев (действующих лиц), потребности и давления, испытываемые центральным персонажем, чувства и состояния героев.
Так, курсантами I и III курса получены высокие баллы по персонажам (число соответствует количеству человек, указавших этого героя): женщина (курсанты I курса - 150; курсанты III курса - 156); мужчина (курсанты I курса - 142; курсанты III курса - 112). Это может говорить о том, что курсанты идентифицируют себя с главными героями, а также
0 том, что актуальными в их рассказах являются темы поло-ролевого взаимодействия, например, тема "Знакомство", "Флирт", "Свидание", "Любовь".
В рассказах курсантов III курса имеются персонажи, отличные от персонажей курсантов I курса. Так, наличие персонажей "теща", "любовники", "семья", "родители" подтверждают актуальность темы полоролевых взаимоотношений. Среди ответов курсантов III курса выявлены и такие персоналки, как "вор", "хулиган". Отсюда можно предположить взаимосвязь ответов старшекурснйкбв с формирующимся профессиональным мышлением будущего сотрудника ОВД.
Выделяя в качестве главных действующих лиц "духа", сказочных персонажей, "охотника", "колдуна", "орла", курсанты идентифицируют (или признают) физическую силу, выносливость, стойкость духа, состояние постоянной готовности ("быть начеку") и др.
У курсантов I курса также имеются персонажи, отличные от персонажей курсантов III курса. Так, персонажи "служанка". "няня", "друзья" могут быть связаны с несамостоятельностью и зависимость«? от окружающих людей, указывать на потребность курсантов в поддержке, опоре; а персонажи "актер", "турист", "ковбой" - исполнением различных ролей, временностью пребывания, желанием свободы, активности и независимости. В рассказах курсантов I курса прослеживаются потребности в аффилиации (принадлежности к группе окружающих людей), любви и понимании, стремление к власти. Ответы курсантов свидетельствуют о наличии доминирующих чувств и состояний на данный период обучения, таких как "горе"; "ссора": "одиночество"; "радость"; "огорчение"; "тоска"; "страх": "раскаяние".
У курсантов I курса можно отметить наличие чувств тревоги и гордости, а у курсантов III курса - наличие агрессии, усталости, мечты и долгожданной встречи. Указанные чувства и состояния могут свидетельствовать об особенностях периода адаптации, а также об особенностях межличностного общения.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: существуют различия и сходства в представлениях курсантов о том, что, по их мнению, влияет на эффективность процесса обучения. Так, например, ведущим мотивом поступления в вуз у курсантов
1 курса являлся пример товарищей, у курсантов III курса -возможность реализовать себя; на качество обучения боль-
шинства курсантов I курса влияет требовательность родителей, у курсантов III курса - желание стать квалифицированным юристом; как для курсантов I курса, так и для курсантов III курса важнее похвала авторитетных людей, чем собственная оценка, при выполнении служебной деятельности и др.
В ходе исследования была выявлена статистическая значимость различий результатов изучения мотивации избегания неудач.
Анализ неосознаваемых представлений о мотивационных проявлениях курсантов при выполнении учебно-служебной деятельности выявил различия относительно мотива-ционной направленности курсантов.
На основе полученных результатов руководству служебно-боевых подразделений и профессорско-преподавательскому составу были представлены рекомендации по повышению положительной мотивации курсантов к выполнению учебных и служебных задач.
Материалы настоящего исследования успешно используются при проведении индивидуальных консультаций. Подчеркнем, что данное исследование также может служить основой для проведения дополнительных разработок, направленных на повышение положительной мотивации курсантов к выполнению учебной и служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974.
2. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения - Горький, 1974.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003.
4. Кузнецова Н.Ф. Мотивация преступлений и тенденции ее изменения: Вопросы современной криминологии. - М., 1975. -Ч. 2.
5. Магомед-Эминов Mill. Мотивация и контроль за действием. - М., 1998.
6. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. - Томск, 1981.
7. Фридман Л.Ф., Кулагина И В. Психологический справочник учителя. - М., 1998.
8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 2003.
9. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫПУСКНОГО КУРСА
В.К. Михайлова, ст. психолог-инспектор отделения психологического обеспечения Канд. пед. наук, доцент А.Ф. Караваев
Омская академия МВД России
Изучение готовности к профессиональной деятельности слушателей выпускного курса высшего профессионального образования по специальности "юриспруденция" на основе исследования индивидуально-типологических особенностей и уровня социальной зрелости проведено в Омской академии МВД России. В апреле 2004 г. осуществлена оценка уровня социальной зрелости, индивидуально-типологических качеств и когнитивного стиля выпускников. Всего было исследовано 282 человека (94% личного состава курса).
Цель исследования - изучение способностей слушателей выпускного курса к ответственному поведению в различных сферах жизнедеятельности, выявление ведущих тенденций в
троля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять. и, таким образом, они чувствуют собственную ответственность за эти события и за то. как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видя I связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей (табл. 1).
Интернальность в области достижений. Высокие показатели соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем, и. таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и зато, как складывается их жизнь в целом. Низкие показатели указывают на то, что такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и приписывают успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей (табл. 1).
Интернальность в области неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям. что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения (табл. I)
Интернальность в области производственных отношений. Высокие показатели соответствуют тому, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной профессиональной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении по служебной лестнице и т.д. При низких показателях он склонен приписывать важное значение внешним обстоятельствам -руководству, товарищам по работе, везению-невезению и др. (табл. 1).
Интернальность в области межличностных отношений. Высокие показатели в области межличностных отношений указывают на то, что человек считает себя в силах копт-
Го блм1/а 1
Показатели интернальностн выпускников 2004 г.
Интернальность Уровень Курсанты
Кол-во %
Общая Высокий 88 31,2 ji',¡ ;>'(
Средний 90 31,9
Низкий 104 36,9
В сфере достижений Высокий 248 87,9
Низкий 34 12,1
В сфере неудач Высокий Oí 123 43,6
Низкий 159 56,4
В сфере производственных отношений Высокий 171 60,6
Низкий 111 39,4
В сфере межличностных отношений Высокий 236 83,7
Низкий 46 16,3
В сфере семейных отношений Высокий 256 90,8
Низкий 26 9,2
В сфере здоровья и болезни Высокий 74 26,2
Низкий 208 73,8
структуре индивидуально-типологических качеств и коммуникативных особенностей молодых специалистов.
Методы исследования:
1) УСК - исследование уровня субъективного контроля ("локуса контроля") над жизненными обстоятельствами или социальной ответственности личности;
2) НТО - исследование индивидуально-типологических качеств личности. Позволяет всесторонне охарактеризовать личность и с высокой долей вероятности прогнозирует поведение человека и уровень его адаптивности.
На основе индикаторов индивидуально-типологических особенностей, уровня социальной ответственности личности, ее направленности можно выйти на интегральный показатель, определяющий степень социализации личности, готовность соответствовать требованиям профессионально-служебной деятельности.
Результаты исследования УСК
Метод исследования УСК позволяет быстро и эффективно оценить сформированный у человека уровень социальной зрелости в разнообразных жизненных ситуациях, который определяется мерой собственной ответственности в различных сферах жизнедеятельности: в области достижений, в области неудач, в области семейных, межличностных, производственных отношений, в отношении здоровья и болезни. Интернальность предполагает контроль "изнутри", посредством собственных усилий и действий. Экстернальность опирается на контроль случая или внешних сил.
Экстерналы не уверены в своих способностях, неуравновешенны. стремятся отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожны, подозрительны, конформны и агрессивны. Отсюда могут наблюдаться сложности в адаптации. Интерналы уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении намеченной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, более популярны, проявляют большую терпимость, доброжелательны и независимы. Внутренний контроль является социально одобряемой ценностью. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Интерналы лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением, для экстерналов характерно обратное.
Общая интернальность. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного кон-
ролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, способен адекватно строить межличностные отношения. Низкие показатели означают, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров по общению (табл. 1). . / Интернальность в области семейных отношений. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни, низкие-он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье (табл. 1).
Интернальность в области здоровья и болезни. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями считает здоровье и болезнь результатом случая, и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей (табл. 1).
Показатели^би/ем интернальности курса имею! следующее распределение: 1/3 опрошенных имеют высокий уровень общей интернальности, 1/3 - средний и 1/3 - низкий, поэтому можно сделать вывод о том, что лишь около половины выпускников обладают хорошим уровнем социальной зрелости и смогут адаптироваться к условиям практической деятельности.
Для выпускников 2004 г. характерны высокие показатели интернальности в области достижений, что свидетельствует о том, что успехи в своей жизни опрошенные считают собственной заслугой и считают себя способными добиваться своего в будущем и нести ответственность за это.
Показатели интернальности в области неудач говорят о том, что половина выпускников отличаются личностной незрелостью, неумением нести ответственность за неудачи в своей жизни и анализировать их причины, что не может не отразиться на их профессиональной карьере.
Средние показатели интернальности в области производственных отношений достаточно хорошие - 60.6% курса имеют высокую интернальность в этой области, что говорит о готовности к практической деятельности.
В области межличностных отношений отмечаются повышенные средние показатели интернальности. В силу молодости. активности, поиска своего места в жизни слушатели придают большое значение неформальным отношениям с другими людьми и научились вызывать к себе уважение и симпатию. Эти качества являются важнейшей составляющей профессионализма будущих работников правоохранительных органов и они формировались у учащихся на практических и семинарских занятиях на протяжении всего обучения в вузе.
Средние показатели интернальности в области семейных отношений на курсе очень высокие, что свидетельствует о готовности значительного большинства слушателей к ответственности за события, происходящие в их семейной жизни. Это положительная тенденция, отражающая социальную зрелость выпускников в этой области.
Показатели интернальности в области здоровья и болезни низкие по веем группам курса. Объяснением этому явлению может служить молодость слушателей, хороший уровень здоровья, присущий их возрасту, и в силу этого - непонимание того, что сохранение здоровья зависит в первую очередь от самого человека, а не от действий других людей.
Результаты исследования ИТО
Они получены путем теста на определение ведущих индивидуально-типологических свойств и стиля межличностного поведения, который дает интерпретацию индивидуально-личностных особенностей, выраженных в: 1) пределах нормы; 2) рамках акцентуированной личности; 3) разных вариантах состояния дезадаптации. Кроме того, определяется стиль межличностного поведения, преобладающий когнитивный стиль
и уровень самооценки, выражающийся в степени искренности и открытости.
На основании многолетнего опыта применения психодиагностических методов Л.Н. Собчик разработана ортогональная система признаков, позволяющая выявить индивидуальный стиль личности, определяемый ведущими личностными тенденциями (2). Индивидуальный стиль личности проявляется в основных подструктурах личности: мотивационной сфере, эмоциональных особенностях, когнитивном стиле и коммуникативных свойствах.
Мотивационная сфера может быть образно представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность деятельности индивида.
Эмоции представляют собой индивидуальный стиль переживания, субъективную чувствительность к явлениям окружающей жизни, являющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Эмоции с особой яркостью проявляются в нестандартных ситуациях и в значительной степени определяют тип реагирования индивида на стресс.
Когнитивный стиль индивида определяется типом восприятия информации, способом ее переработки и затем - воспроизведения.
Индивидуальный стиль межличностного поведения определяется свойствами нервной системы, типом реагирования, в основе которых лежат эти же ведущие тенденции.
Все это в совокупности: мотивация, эмоциональные особенности, тип мышления и стиль межличностного поведения - составляет индивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой формируется личность. Пронизывая всю структуру личности от основания до ее вершины, ведущие тенденции многое предопределяют в судьбе человека, заставляя его при прочих равных возможностях выбирать из всех предлагаемых жизнью ценностей лишь те, к которым его притягивает как магнитом.
Чем умереннее выражено то или иное свойство, тем ближе к норме эта тенденция, тем устойчивее структура индивидуально-личностных свойств. В норме, относимой к гармоничной и полностью сбалансированной личности, все свойства выражены поровну или почти поровну, и поэтому ни одно из них не звучит как черта, создающая серьезные проблемы адаптации. Нормативные личности обладают уравновешенностью различных тенденций (эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных и поведенческих): даже в сложных ситуациях, приближающихся к стрессовым, личностные резервы (адаптационные ресурсы) способствуют уменьшению эмоциональной напряженности, компенсируют элементы психической дезорганизации. В связи с этим ролевой диапазон у лиц гармоничных, сбалансированных достаточно велик и разнообразен.
Если некоторые индивидуально-типологические черты проявляются несколько более заостренно, можно говорить об акцентуации личностных свойств. В этом случае речь может идти о более сложном характере, при котором затрудняется адаптация человека, дающаяся ценою большого эмоционального напряжения, проявляющаяся в реакциях и поведении данного лица. Акцентуация характера может быть усилена одной из личностных тенденций, но может также быть мозаичной, т.е. сочетать в себе акценты по нескольким типологическим свойствам.
Более трудными акцентуациями считаются те, при которых сочетаются признаки, соотносящиеся с полярными свойствами нервной системы или противоположными типами реагирования. Так, сочетание повышенной тревожности при повышенной агрессивности создает весьма противоречивый рисунок личности, значительно затрудняющий социальную адаптацию человека. Такое противоречивое сочетание нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта личности и становится почвой для развития психических расстройств.
Все варианты акцентуации характера могут оказаться настолько сильно выраженными, что приведут к дезадапта-
ции - нарушению нормального взаимодействия человека с окружающей средой, перенапряжению. Степень дезадаптации зависит от того, насколько выражена асимметрия полярно направленных личностных тенденций.
В этом случае поведение человека и его контакты с окружением резко затрудняются и могут осуществляться только при условии, если: 1) окружающие во всем ему уступают, но при этом вынуждены в значительной мере отказаться от реализации своих собственных интересов; 2) для данного липа создается особая социальная ниша, в которую вписывается его резко заостренная индивидуальность; 3) окружающий социум вынужден прибегать к мерам пресечения и выделяет специальный тип обучения или труда под особым надзором.
Таким образом, не только по качественным, но и по количественным показателям можно судить, насколько каждый конкретный человек способен к самореализации и к самоконтролю. в каком направлении преимущественно проявляются его склонности и какой индивидуализированный подход здесь наиболее адекватен для того, чтобы процесс его взаимодействия и адаптации был максимально эффективен.
Типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях - первичных признаках, производными которых являются разные варианты социального поведения. Кроме того, сочетание двух первичных признаков формирует вторичные признаки, позволяющие полнее описать личностные особенности человека и сделать прогноз его поведения. Сочетание первичных и вторичных признаков определяет устойчивые личностные характеристики, основные аспекты социальной направленности, адаптивные качества, что в целом составляет основу профессиональной и социальной ориентации индивида (см. схему).
Схема
Описание индивидуально-типологических качеств личности
Вторичные признаки Лидерство
Неконформность
Конфликтность
Индивидуализм
Комиромнсеность Зависимость Конформность Ком му н и кати в н ость
Первичные признаки Экстраверсия
Спонтанность (социальная активность)
Агрессивность
Ригидность
Интроверсия (социальная пассивность)
Сензитивность
I'
Тревожность
Лабильность
Экстраверсия
Первичные индивидуально-типологические качества личности
Экстраверсия - высокая внешняя реактивность, опти-мистичность, социальная активность, склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность. но при этом ослаблены склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению, импульсивность. инициативность, гибкость поведения.
Интроверсия - внешняя пассивность и сдержанность в эмоциональных проявлениях, склонность к мечтам и фантазированию. высокая чувствительность к внешним воздействиям. напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию.
Спонтанность - активное стремление к самоутверждению. яркость эмоций, оптимистичность. базирующаяся на завышенной самооценке и стремлении к лидированию.
Агрессивность - активная самореализация, отстаивание своих интересов, но при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до безапелляционных высказываний или физических действий.
Тревожность - при умеренных показателях указывает на осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде, при высоких показателях выявляет избыточну ю тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.
Лабильность - выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, постоянный поиск признания.
Ригидность - жесткость установок, негибкость поведения. настойчивость, при высоких показателях - педантизм, повышенная подозрительность, мелочная мстительность.
Сензитивность - избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения, чувствительность и ранимость, с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности. в защите со стороны более сильной личности, поведение направлено на избегание конфликта и поиск щадящей социальной ниши.
Аггравация - преувеличение выраженности личностных качеств.
Ложь (неискренность) - стремление скрыть свои негативные качества, неадекватность самооценки.
Вторичные индивидуально-типологические качества личности
Вторичные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух веду ших тенденций. формирующих свойства, проявляющиеся в социальной активности индивида:
Конформность - стремление следовать общепринятым нормам поведения - проявляется па стыке таких веду ших тенденций. как тревожность и сензитивность.
Компромиссность - одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой. формируется через сочетание повышенной тревожное! и с эмоциональной неустойчивостью.
Зависимость - стиль взаимодействия с микросоциумом, направленный на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши, тесно связан с такими типологическими свойствами. как интроверсия и сензитивность.
Лидерство - свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть "ведущим", формируется сочетанием умеренно выраженной спонтанности и агрессивности. При высоких баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, даже самовлюбленность и манию величия.
Коммуникативность - умение строить межличностные отношения, формируется сочетанием таких свойств, как эмоциональная лабильность и экстраверсия. Демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта позволяют индивиду успешно общаться.
Индивидуализм - свойство, проявляющееся устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения, формируется сочетанием интровер-тированности с ригидностью.
Конформность - стремление сохранить традиции и,устои общества, образуется сочетанием ригидности с агрессивностью.
Конфликтность - стремление отстоять свою позицию, без учета интересов другой стороны, склонность к противоборству; формируется при сочетании таких качеств, как агрессивность и ригидность.
Таблица 2
Распределение ведущих индивидуально-типологических тенденций по курсу, %
Тенденция Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интро-версия Сензитив-ность Тревожность Лабильность
абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Гипоэмотивность 9 3,2 11 3,8 10 3,5 7 2,5 119 41,7 19 6,7 74 26.0 2 0,7
Норма 13 4,6 51 17,9 93 32,7 68 23,8 87 30,5 82 28,8 131 46,0 30 10,5
Акцентуация 127 44,5 192 67,4 170 59,6 185 64,9 74 25,9 164 57,5 74 26,0 223 78,3
Дезадаптация 136 47,7 31 10,9 12 4,2 25 8,8 5 1,9 20 7,0 6 2,0 30 10,5
Примечания. Всего респондентов - 285 чел. Ложь (неискренность): данные достоверны - 254 чел. (89,1%); данные недостоверны - 31 чел. (10.9%). Аггравация (преувеличение): данные достоверны - 283 чел. (99,3%); данные недостоверны -2 чел. (0,7%).
Сравнивая показатели основных индивидуально-типологических свойств по группам, можно отметить, что имеются общие тенденции.
1. Распределение выпускников по силе проявления индивидуально-типологических качеств имеет следующий характер: 20% ± 5 - нормативные индивидуально-типологические качества, 50% ± 10 - акцентуация характера, 10%± 5 - дезадаптация личностных свойств.
2. Основную группу выпускников представляют стенич-ные лица, имеющие следующие индивидуально-типолог ические свойства: социальная активность, импульсивность, спонтанность, экстравертированность, неконформность. Эти лица имеют лидерские качества, но они эмоционально незрелые, инфантильные, что может привести в дальнейшем к психической дезадаптации с проявлениями агрессивности, конфликтности, дисциплинарных нарушений.
3. Вторую группу составляют ригидные лица, социально пассивные индивидуалисты, прагматичные, с аналитическим складом ума. настойчивые, подозрительные, педантичные. Но и среди этой группы много инфантильных, эмоционально незрелых личностей. В случае дезадаптации группа может стать малоактивной, безынициативной, возможны невротические реакции с нарушениями сна, пониженным настроением. избыточной тревожностью, мнительностью.
4. Третью группу составляют лица с противоположными тенденциями в структуре личностных черт. Противоречивое сочетание противоположных тенденций нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта личности и может стать основой для дезадаптации.
5. В каждой учебной группе отмечается выраженность той или иной акцентуации характера. Причина такой тенденции неясна. Возможно, в период становления мировоззрения и самоопределения личности (1-Й курс) направленность группы определяется выделившимися лидерами, обладающими заостренными чертами характера, и срабатывает эффект подражания у остальных членов коллектива. Возможно, существуют другие механизмы, изучение которых требует дальнейших исследований.
6. Выделенные группы выпускников имеют противоположные индивидуально-типологические качества и отличаются друг от друга кошитивными особенностями, стилем поведения. направленностью мотивационных структур. Объединяет их одно общее качество - наступательность, стремление иметь определенный социально-экономический статус при несформи-рованном уровне социальной зрелости, ответственности.
Анализ результатов исследования показал, что среди выпускников специализированного вуза значительную часть представляют лица с акцентуацией характера и дезадаптацией. Нормативные личности, которые легче адаптируются в сложных житейских перипетиях и реже нуждаются в помощи, индивидуализированном подходе, составляют малую часть. Гораздо большую сложность представляет контингент акцентуированных личностей, к сожалению, широко представленный среди разных социальных групп общества, в том числе
среди молодежи вузов. Общество пожинает плоды распространившихся социально-экологических недугов. Идущая вслед за этими недугами генерация несет на себе отпечаток сниженной физиологической и психической выносливости, повышенной готовности к дезадаптации и девиантным формам поведения. Это сегодняшний коридор нормы, те самые лица, которым нужен индивидуальный педагогический и кадровый подход, социальная реадаптация (2, 87). Но именно эта значительная по численности группа лиц обладает наиболее выраженным творческим потенциалом. Мы не можем требовать соответствия разных людей усредненному образу социально желательной модели человека. Эта модель - лишь внешний фасад поведения, приобретаемый человеком в процессе воспитания. Истинные, глубинные его влечения и реакции на явления окружающей жизни остаются тесно связанными со структурирующими базу личности ведущими тенденциями, обусловливающими определенную избирательность в отношении жизненных ценностей, рода занятий, выбора объектов общения и привязанности, сферы интересов. способа социальной акгивности. критериев нравственности. Выделенные нами в ходе исследования группы имеют свои особенности, основанные на ведущих тенденциях.
Первой группе - социально-активных экстравертов -свойственны широкие контакты, острые ощущения, перемены. важна возможность самодемонстрации, лидирования, общение, социальная вовлеченность, а также ценна позиция в группе, свобода от ограничений, потребность в борьбе. Эта группа лиц больше стремится к двигательной, а не мыслительной активности, поэтому многие из них выбирают профессии, связанные с повышенными физическими нагрузками.
Когнитивный стиль. Отличается преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия, познавательные способности проявляются больше в сфере постижения смысла и обобщения информации. Мышление целостно и интуитивно, опережает опыт и обеспечивает достаточно высокую прогностичность.
Мотиваиионная сфера. Направленность на достижение успеха, на самореализацию и удовлетворение эгоистических потребностей.
Реакция на стресс. Активно стремятся к самоутверждению, их эмоции жизнеутверждающи и оптимистичны, базируются на завышенной самооценке и стремлении к лидированию. Отличаются склонностью к избыточной драматизации сложившейся ситуации, бурное взаимодействие с окружением при выраженном стремлении завоевать симпатии значимой группы, яркие физиологические проявления (сердечно-сосудистые реакции, функциональные нарушения разного рода).
Индивидуальный стиль межличностного взаимодействия. Активно стремятся к независимости и лидированию, проявляют высокую предприимчивость в деловых отношениях. Отличаются выраженной вовлеченностью в межличностные отношения при заметном стремлении найти признание, занять значимую социальную позицию.
Совокупность указанных качеств поможет их обладателям успешно реализоваться в оперативной работе.
Второй группе - социально-пассивных интровертов -
свойственны осмотрительность, благоразумие, надежность, спокойствие, любовь к порядку, важен социально-экономический статус, собственные принципы, материальные блага. Их профессиональный выбор чаще всего сводится к точным наукам, военной службе (в том числе и правоохранительной деятельности) и другим профессиям, где нужны точность, соразмерность, у порядоченность.
Когнитивный стиль. Тип восприятия информации, ее переработки и затем воспроизведения отличается формально-логическим. прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области цифр, четких схем, конкретных конструкций и формул.
Мотивационная сфера. Мотивация избегания неуспеха, уход от конфликта с окружением, установки на соответствие ожиданиям социального окружения у тревожных личностей. У личностей ригидного склада мотивация ориентирована на отстаивание собственного мнения и сохранения своих социо-экономических интересов.
Реакция на стресс. Реагируют на неблагоприятные обстоятельства депрессивно-тревожными реакциями или накапливают негативные эмоции, которые впоследствии проявляются "уходом" 01 проблем в сферу ирреальных интересов, мир фантазий и мечты или дают аффективные вспышки, которые приводят к конфликту с окружением.
Индивидуальный стиль межличностного взаимодействия. Тревожные личности отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением, зависимой от лидирующей личности позицией в группе, а индивидуалистичные личности проявляются трудно корригируемым субъективизмом, который приводит или к конфликту с окружением или к уходу от контактов.
Лица с такими индивидуально-типологическими качествами могут успешно справляться с работой в следственных органах.
Третью группу - противоречивых личностей -составляют выпускники, имеющие противоположные тенденции в структуре личностных черт, сочетающие в себе качества первой и второй группы. Успешная адаптация к практической деятельности лиц этой группы зависит от степени выраженности этих тенденций: чем ближе к норме проявленность противоречивых тенденций. тем шире ролевой диапазон личности и уравновешеннее поведение. В случае акцентуации характера или дезадаптивности эти качества вступают в противоречие друг с другом и не поддаются коррекции.
В отношении лиц с противоречивыми тенденциями, отнесенных к третьей группе, прогноз адаптации к практической деятельности может быть неблагоприятным. Такие лица требуют к себе более внимательного подхода, особых воспитательных и профессиональных мер воздействия.
Для того, чтобы общественные институты не ломали человека. а способствовали оптимальной его реализации в русле социально полезной деятельности, необходимо вооружиться научными методами социализации. Социум должен повернуться к человеку лицом, но не с позиции безжалостной эксплуатации, а с установкой на бережное к нему отношение и создание максимально приближенных к его индивидуальным особенностям условий.
Выводы и рекомендации
Проведенное исследование позволило установить, что выпускники специализированного вуза МВД России в основном соответствуют выбранной ими профессии в силу сформированных у них индивидуально-типологических качеств и уровне социальной ответственности. Но есть ряд особенностей, которые указывают на то. что около половины выпускников не обладают должной готовностью к профессиональной деятельности и будут испытывать проблемы в период адаптации.
1. Хороший обший уровень социального контроля и. следовательно, умение быть ответственным в своей жизни, выявлены лишь у 50% выпускников, поэтому только в отноше-
нии этой части опрошенных можно прогнозировать успешность адаптации к практической деятельности.
2. Для выпускников специализированного вуза МВД России характерно понимание того, что они сами способны добиваться успехов в будущем и нести ответственность за свои достижения, но в отношении неудач половина опрошенных отличается личностной незрелостью, неумением анализировать причины неудач и отвечать за них, что не может не отразиться на их профессиональной карьере.
3. Средние показатели социальной зрелости выпускников в области производственных отношений достаточно хорошие. что свидетельствует в целом о их готовности к практической деятельности.
4. В области межличностных отношений отмечаются высокие средние показатели социальной ответственности. В силу молодости, активности, поиска своего места в жизни слушатели придают большое значение неформальным отношениям с другими людьми и научились вызывать к себе уважение и симпатию.
5. Средние показатели социальной зрелости в области семейных отношений очень высокие на курсе, что свидетельствует о готовности значительного большинства слушателей к ответственности за события, происходящие в их семейной жизни, зато показатели в области здоровья и болезни нюкие по всем группам курса в силу непонимания того, что сохранение собственного здоровья зависит в первую очередь от самого человека, а не от действий других людей.
6. Исследование индивидуально-типологических качеств выпускников позволило выделить 3 основные группы, отличающиеся друг от друга когнитивными особенностями, стилем повеления, направленностью мотивационных структур, но объединенных одним общим качест вом-стремлением иметь определенный социально-экономический статус при недостаточно сформированном уровне социальной зрелости, ответственности.
7. Более половины выпускников имеют заострение личностных черт - акцентуацию характера. При отсутствии социальной зрелости (в том числе нравственных установок) и хорошего интеллектуального уровня для контроля выраженных черт характера адапт ация у акцентуированных личностей чревата дисциплинарными нарушениями, конфликтами и дезадаптацией.
8. Распределение выпускников по силе проявления инди-видуально-типологических качеств имеет следующий характер: 20% ± 5 - нормативные индивидуально-типологические качества, 50%± 10 - акценту ация характера. 10%± 5 - дезадаптация личностных свойств.
9. Можно выдвинуть гипотезу о том, что менее успешной в практической деятельности будет адаптация выпускников с нормативной и дезадаптивной выраженностью личностных черт. Нормативной личности сложнее будет вписаться в напряженный, непредсказуемый распорядок практических органов, хорошая гибкость поведения и внутренняя гармоничность помогут найти им более стабильные и комфортные условия деятельности. А дезадаптированные личности в силу выраженности черт характера и необходимости особых условий для их стабилизации не смогут закрепиться на конкретном рабочем месте.
10. В каждой учебной группе существует выраженность той или иной акцентуации характера, присущей большинству членов группы. Механизмы формирования этих тенденций пока неясны, требуются дальнейшие исследования в этом направлении.
Таким образом, можно говорить о правильности профессионального выбора выпускников специализированного вуза МВД России, обучавшихся той деятельность, в которой они будут наиболее успешны, но в силу выраженности личностных черт и социальной незрелости нуждающихся в особых условиях формирования профессионально важных качеств и адаптации к практической деятельности. Задача специализированного ведомственного вуза - формировать самостоятельность и ответственность учащихся при условии достаточно регламентированных дисциплинарных правил и
норм, контроля со стороны преподавателей и курсовых офицеров, что позволит сгладить акцентуацию личностных черт и воспитать социальную зрелость. На период адаптации в практических органах важен институт наставничества и внимательное, чуткое отношение к выпускникам, создание условий социальной защищенности. Исследование доказало важность социальных институтов в период формирования самосознания ибо без нравственных критериев - долга и чести - невозможно создание личности профессионала правоохранительной деятельности. Кроме того, имеет значение хороший уровень интеллектуального развития курсантов и слушателей, который несет в себе контролирующую и регулирующую функцию поведения и характерологических проявлений. Высокая нравственность и хороший интеллект могут стать фундаментом для готовности выпускников к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА ii:
1. Горбач H.A. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002
2. Собчик H.H. Введение в психологию индивидуальных различий. - СПб : Речь, 2002.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА АБИТУРИЕНТОВ
Е.А. Скиданов, начальник отделения ¡.л rw психологического обеспечения
] ' Омская академия МВД России
• ДО ' i-l ; /Н) ■
Омская академия МВД России - одно из старейших учебных заведений в системе МВД и звание "выпускник Омской школы милиции" считается гарантом качества специалиста. Об этом говорят не только воспитанники вуза и те, кто с ними работают, но и официальные данные анализа адаптации выпускников в практических органах. После окончания две трети из них работают в криминальной милиции, другие - в следственных органах и иных службах. При этом уровень подготовки оценивается выше среднего у 70% выпускников, а около 8% оценены как лица, имеющие максимальный уровень профессиональной подготовки.
Среди преподавателей и сотрудников академии, непосредственно участвующих в воспитании и подготовке специалистов для системы МВД, не последнее место занимают сотрудники отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Подразделение функционирует с 1991 г.: сначала как группа, а с 1995 г. - отделение. Коренные изменения в штатной струкгуре отделения произошли в 2002 г. Если на начало 2002 г. отделение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса при штате 4 человека насчитывало 3 человека, то в настоящий момент отделение выросло до 6 человек и укомплектовано на 100%. Штат отделения: начальник отделения, старший психолог^инспектор, 2 психолога, инспектор и старший лаборант.
Наибольшее внимание сотрудники отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса уделяют профессионально-психологическому отбору кандидатов на учебу в академию. Профессионально-психологический отбор в вуз осуществляется в целях повышения качественного состава учащихся, профилактики преждевременной утраты здоровья под влиянием различных неблагоприятных факторов и отклоняющихся форм поведения курсантов. Он представляет собой комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направлен-
ных на социально-психологическое изучение личности, активное выявление и оценку индивидуальных особенностей психики. Основные задачи отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса следующие:
- прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;
- выявление среди кандидатов на учебу лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
- выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества.
При проведении профессионального психологического отбора используются методики, утвержденные ГУК и КП МВД России. Отбор кандидатов на учебу проводится на основании приказов Министерства, в соответствии с требованиями инструкций, методических указаний, пособий, рекомендаций, перечень которых определяется ГУК и КП.
Отделение психологического обеспечения до начала всту пительных экзаменов изучает материалы личных дел, медицинские психологические данные кандидатов на учебу, анализирует результаты основного этапа отбора, организует и проводит профессионально-психологическое обследование кандидатов на учебу. Лица, не прошедшие и не закончившие про-фессионально-психологическое обследование, к экзаменам не допускаются. Профессионально-психологическое обследование проводится при строгом соблюдении единых условий для всего контингента кандидатов на учебу, включая стандартность обстановки, инструкции, процедуры обследования. Повторное психологическое обследование не проводится. При низкой результативности или неоткровенности кандидата в процессе обследования данные трактуются как неспособность абитуриента реализовать профессионально важные качества. По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из экспертных заключений, отражающее степень соответствия выявленных качеств требованиям к кандидату:
I группа - рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям обучения;
II группа - рекомендуется, в основном соответствует требованиям обучения;
III группа - рекомендуется условно, частично соответствует требованиям к обучению;
IVгруппа - не рекомендуется, не соответствует требованиям к обучению.
Анализируя данные профессионального психологического отбора, отметим, что в последнее время отмечается снижение мотивационного уровня курсантов, степени интеллектуальной подготовленности к учебе в академии (табл. 1).
С 1995 г., наряду с повышением требований к кандидатам. поступающим в ОмА, происходит резкое снижение уровня интеллектуальных показателей. Одной из важных причин сложившейся ситуации является некачественная работа комплектующих органов по отбору кандидатов на учебу в академию.
Кандидатов на учебу в Омскую академию МВД России комплектует в основном УВД Омской области. В 2002 г. от комплектующего органа УВД Омской области поступило 311 личных дел. При повторном медицинском освидетельствовании 1 человек признан негодным по состоянию здоровья. Допущено к сдаче вступительных экзаменов 310 личных дел. Прибыли на экзамен 281 абитуриент, 29 кандидатов для поступления не прибыли для сдачи вступительных экзаменов. Это связано с тем, что кандидаты параллельно подают документы в другие вузы г. Омска.
Говоря о качестве работы комплектующего органа УВД Омской области, можно констатировать тот факт, что изначально направляются кандидаты с диагностируемыми трудностями в адаптации к служебной и учебной деятельности. Некоторые РОВД направляют 100% кандидатов, относящихся к "группе риска". Этот факт говорит о том, что деятельность комплектующего органа ограничивается оформлением