зовать зрительный субъективный опыт при работе в новых (нестандартных) ситуациях.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что процесс обучения в условиях общего образования младших школьников с нарушением зрения имеет свои особенности, связанные с состоянием их зрительных функций. Учет преподавателем этих особенностей позволит предупредить ряд трудностей в обучении данной категории детей.
А. Б. Звоненко
Самоотношение подростков с нарушениями зрения
В отечественной и западной психологии вопросы, касающиеся проблемы самоотношения, поднимались еще представителями философской школы экзистенциализма, стремившимися постигнуть бытие как некую непосредственную целостность субъекта и объекта (В. Франкл, С Киркегор, Камю, Ясперс и др.). Хотя они и не рассматривали самоотношение как отдельную категорию, но затрагивали вопросы, касающиеся самосознания, личной ответственности, самопереживания и др. Более глубоким и детальным изучением самоотношения занимались отечественные (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В.В. Занков и др.) и зарубежные психологи (Э. Берн, Р. Бернс, У. Джеймс, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.).
На сегодняшний момент отсутствует четкая терминология, раскрывающая сущность отношения человека к себе. В отечественной психологии самоотношение рассматривается в двух направлениях: как вид человеческих отношений (Лазурский А.Ф., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.) и как один из важнейших компонентов самосознания (Бодалев А.А., Пантилеев С.Р., Столин В.В. и др.). Впервые термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе в 1974 г. Выделяя самоотношение в качестве самостоятельного феномена, психологического образования, автор, однако, отмечает, что самоотношение не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным или регулятивными компонентами сознания, «а в качестве отдельных своих сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное отношение к себе, самоконтроль, саморегуляцию и является родовым относительно понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности». С.Р. Пантилеев, анализируя природу самоотношения, приходит к выводу о том, что разграничение двух аспектов самосознания:
309
процесса получения знаний о себе и процесса самоотношения является некой научной абстракцией, так как разделение знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности крайне трудно. Основываясь на концепции В.В. Столина, который в качестве единицы самосознания личности предложил «конфликтный личностный смысл», С.Р. Пантилеев определил самоотношение как «лежащее на поверхности сознания непосредственнофеноменологическое выражение (или представленность) личностного смысла «Я» для самого субъекта». Причем специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме. Оно обладает определенной качественной спецификой, выражающейся как в эмоциональном тоне, так и в семантическом содержании.
Вопросы, касающиеся роли самоотношения в нормальном функционировании личности, онтогенеза самоотношения, основных механизмов формирования устойчивого позитивного самоотношения и значимых факторов нарушения и снижения адекватного отношения личности к себе и окружающим рассматривают отечественные и зарубежные исследователи (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, Е.Н. Андреева, Е.Т. Соколова, К. Хорни, И.И. Чеснокова и др.). Многие авторы отмечают, что наиболее остро проблема становления самоотношения обнаруживается в подростковом возрасте. Ведь именно этот период жизни человека характеризуется перестройкой всех прежних отношений к миру и самому себе и развитием процессов осознания и самоопределения, приводящих к заниманию подростком той жизненной позиции, которая является началом отсчета его взрослой, самостоятельной жизни.
Проблема формирования позитивного самоотношения подростков с нарушениями зрения изучена недостаточно, что придает ей актуальность и особую значимость. Формирование позитивного отношения к себе и адекватной оценки последствий зрительного дефекта является приоритетной задачей комплексной психологопедагогической коррекции, реабилитации лиц со зрительной депривацией, что отмечают такие авторы, как А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, И.Н. Никулина, Аль-шав Набила Али Ахмед и др. Именно позитивное самоотношение и адекватное отношение к своему дефекту влияет на характер усвоения подростком с нарушениями зрения широкого социального опыта, который необходим для формирования дифференцированной системы отношений личности.
В связи с этим нами было предпринято изучение особенностей формирования самоотношения подростков с нарушениями зрения, проводимого на базе специальных (коррекционных) общеобразова-
310
тельных школ-интернатов № 1 и № 2 III и IV вида Санкт-Петербурга. В обследовании принимали участие 65 учащихся 5-10 классов со следующими диагнозами: ретинопатия недоношенных, косоглазие, амблиопия, миопия и гиперметропия средней и высокой степени, глаукома, катаракта, частичная и полная атрофия зрительных нервов и др. Программа исследования включала в себя ряд методик, одной из которых являлся тест-опросник самоотношения В.В. Сто-лина.
Анализ экспериментальных данных позволил выявить особенности отношения к себе подростков с нарушениями зрения. Согласно данным по шкале, позволяющей оценить глобальное самоотношение, оценить чувство «за» и «против» себя, 32,3 % испытуемых имеют высокий уровень выраженности, 58,5 % - средний и 9,2 % низкий. Причем высокий уровень по данной шкале обнаруживают преимущественно, 16-17-летние школьники, тогда как низкий уровень - 12-13-летние, что свидетельствует о более позитивно настроенном отношении к себе старших подростков с нарушениями зрения по сравнению с младшими. Оценивая результаты диагностики по шкале самоуважения, мы можем отметить, что 15,4 % испытуемых имеют низкий уровень выраженности данного признака, который характеризуется чувством ущербности, болезненной реакцией на критику и замечания окружающих, стремлением утвердиться за их счет, преимущественно это 12-13-летние школьники со зрительной депривацией. В то же время 16-17-летние испытуемые не обнаруживают низкого уровня по данной шкале. У 14,6 % респондентов - высокий уровень самоуважения, большинство из них находятся в возрастном диапазоне от 15 до 17 лет, оставшиеся 60 % имеют средний уровень выраженности данного признака, значения которого близки к значениям низкого уровня. Результаты тестирования по шкале «аутосимпатия» показали преимущественно средний уровень выраженности этого признака - 53,8 %. Высокий уровень подростков показали 33,8 %, в основном, школьники от 15 до 17 лет, 12,3 % - низкий, что свидетельствует о склонности видеть в себе недостатки (чаще, физические), к самообвинению. Так же как и в предыдущих описаниях, низкий уровень аутосимпатии обнаруживают испытуемые более младшего, 12-14-летнего возраста. Подростки с нарушениями зрения нуждаются в положительной оценке окружающих, симпатии в адрес своего «Я», что подтверждают данные по шкале «ожидаемое положительное отношение других». Так, низкие показатели у 6,2 % испытуемых, говорящие о тенденции к формированию комплекса неполноценности, наличии неуверенности в своих силах, сомнении в способности вызывать уважение и симпатию других, обнаружили, преимущественно, младшие подростки 12-14 лет. Высокий уровень по данной шкале выявился у
311
большинства подростков со зрительной депривацией - 53,8 %, что демонстрирует чрезмерную зависимость от мнения окружающих. Это лишний раз доказывает, что дети регулируют свое поведение и формируют отношение к себе под влиянием внешних обстоятельств, зависимость от которых не всегда положительно сказывается на развитии их самоотношения. Анализ данных по шкале «самоинтерес» дает основание говорить о том, что наибольшее количество подростков обнаружило средний уровень развития самоинтереса - 66 %, что свидетельствует о том, что, несмотря на то, что у них имеется определенный интерес к своему «Я», испытуемые не уверены в том, что их личность может вызвать интерес у других людей, о наличии противоречивых тенденций в развитии такого элемента эмоционально-конативного аспекта самоотношения школьников с нарушениями зрения подросткового возраста, как самоинтерес. 14 % подростков не проявляют интерес к своему «Я», считают себя человеком неинтересным, не заслуживающим внимания. Одновременно анализ результатов по данной шкале показывает, что 20 % подростков с нарушениями зрения имеют достаточно высокий уровень развития самоинтереса. Их ответы указывают на то, что их собственное «Я» представляет интерес как для них самих, так, возможно, и для других. Данные по шкале «самоуверенность» свидетельствует о том, что подростки с нарушениями зрения обнаружили средний уровень развития самоуверенности - 43 %, высокий - 35,4 % и низкий - 21,6 %. Причем низкий и средний уровни выявили преимущественно подростки 12-14 лет, тогда как 16-17-летние в основном обнаруживают высокий уровень самоуверенности. Можно сделать вывод о том, что подростки со зрительной депривацией с возрастом становятся более уверенными в своих силах и возможностях. Наибольшее количество подростков обнаружило средний уровень развития ожидания отношения других по одноименной шкале -34 %. В то же время 13 % респондентов продемонстрировали низкий уровень развития ожидания отношения других, проявляющегося в ожидании равнодушного или отрицательного отношения к себе, антипатии как со стороны людей, мало связанных с подростком, так и тех, любовь и признание которых ему важны. Группа подростков с нарушениями зрения продемонстрировала высокий уровень развития ожидания отношения других - 18 %, что проявилось в наличии у респондентов представлений о том, что их личность, деятельность, поведение способны вызвать у других уважение, симпатию и одобрение.
Что касается такого элемента эмоционально-конативного аспекта самоотношения, как самопринятие, то наибольшее количество подростков обнаружило средний уровень развития самопринятия -55 %, эту группу школьников в целом устраивает то, какие они есть,
312
негативные черты не кажутся им чужыми, хотя и не всегда у них имеет место дружеское отношение к себе, одобрение своих планов и поступков, они не считают, что их достоинства перевешивают недостатки, это говорит о непостоянном характере самопринятия. Достаточно большое количество респондентов - 33 % не принимают, не одобряют и не доверяют себе, практически всегда не согласны с собой. Ответы, в которых отсутствует уважение, доверие к себе, свидетельствуя о противоречивом этапе в развитии личности (В. В. Столин), обнаруживают благоприятную почву для формирования негативного самоотношения. В то же время 12 % подростков с нарушениями зрения имеют достаточно высокий уровень самопринятия. Их ответы подтверждают дружеское отношение к себе, одобрение своих планов и поступков. Они считают, что их достоинства перевешивают недостатки. Данную группу респондентов в целом устраивает то, какие они есть и даже их негативные черты не кажутся им чуждыми. Интересно, что с возрастом уровень самопринятия повышается. Подростки с нарушениями зрения преимущественно обнаружили средний уровень развития самопоследовательности -68 %. Отметим, что высокие показатели по шкале саморуководства (самопоследовательности), отражающие представление человека о том, что основным источником активности и результатов деятельности является он сам, продемонстрировали всего 1,5 % испытуемых. Напротив, 30,5 % подростков находятся на низком уровне развития этого элемента самоотношения, они в меньшей степени способны к саморегуляции в соответствии с собственными целями, у них практически не выражена тенденция поиска причин поступков, результатов активности в самих себе. Данные, полученные по шкале «Самообвинение», свидетельствуют о том, что у подростков со зрительной депривацией менее выражена тенденция к поиску причин собственных неудач в себе самих, так как на низком уровне находятся 30 % опрошенных, среднем - паоловина. На высоком уровне развития самообвинения находятся 12 % респондентов, эта группа с большей готовностью ставит себе в вину свои промахи, неудачи и собственные недостатки. Результаты по шкале, отражающей меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других, получены следующие: 33,8 % подростков находятся на высоком уровне развития самоинтереса, 55,2 % - среднем и 11 % - низком. С возрастом обнаруживается рост самоинтереса подростков с нарушениями зрения.
Низкий уровень развития самопонимания по данным одноименной шкалы обнаружили 62 % испытуемых, что связано, с одной стороны, с возрастными особенностями подросткового возраста, с развитием образа «Я», в процессе которого ребенок не всегда успе-
313
вает осознать и понять те изменения, которые произошли в нем, слабо понимает свои «сильные» и «слабые» стороны, свои возможности, что, как отмечает Л.А. Регуш, сопровождается у них обостренным чувством беспокойства и внутренним напряжением. А с другой стороны, это связано с наличием особенностей психического и личностного развития лиц со зрительной депривацией, обусловливающих возникновение трудностей познания себя и других. Средний уровень обнаружили 38 % испытуемых. Интересно, что высокий уровень по шкале самопонимания не продемонстрировал ни один респондент.
Результаты нашего исследования показали наличие ряда особенностей, влияющих на формирование позитивного отношения к себе подростков с нарушениями зрения, касающихся ожидания отношения других, самопонимания, самопринятия, самопоследовательности (саморуководства). Были выявлены три группы подростков со зрительной депривацией по характеру самоотношения. Для первой группы характерно в целом положительное самоотношение, наличие стойкого интереса к себе, своему внутреннему миру, самопринятие. Вторая группа объединяет школьников, которые, хотя и признают свою непохожесть на других людей, однако это сочетается с непринятием себя, отсутствием стойкого самоинтереса, ожиданием антипатичного к себе отношения. Третья группа включает в себя тех, кому не интересна собственная персона, они отличаются низкой аутосимпатией, самоуважением, неспособностью оценить свои положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, ожидают негативного к себе отношения. Одной из особенностей этой группы школьников является недифференцированное отношение к себе и другим. В связи с этим можно сделать вывод о том, что отсутствие своевременной педагогической и психологической помощи в условиях неблагоприятного социального воздействия, негативного влияния зрительного дефекта может способствовать развитию отрицательного отношения к себе подростков с нарушениями зрения.
Т. А. Круглова
Изучение готовности учащихся со зрительной депривацией к развитию навыков описания в период обучения грамоте
Отклонения в речевом развитии осложняют процесс овладения грамотой первоклассников со зрительной депривацией. Общеизвестно, что успешность дальнейшего обучения школьников во многом зависит от фундамента знаний, умений, навыков заложенных в начальной школе. Обучение грамоте в свете модернизации учебного
314