Научная статья на тему 'Специфика самоотношения и способов его формирования у субъектов разного возраста в связи с полом'

Специфика самоотношения и способов его формирования у субъектов разного возраста в связи с полом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
946
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / АУТОСИМПАТИЯ / САМОИНТЕРЕС / ОЖИДАЕМОЕ ОТНОШЕНИЕ ОТ ДРУГИХ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION / SELF-ESTEEM / AUTOSYMPATHY / SELF-INTEREST / THE EXPECTED RELATION FROM OTHERS / THE SUBJECT - THE SUBJECT SELF-RELATION / THE SUBJECT - THE OBJECTIVE SELF-RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасенко Инна Владимировна

В статье изложены результаты исследования самоотношения субъектов разного возраста юношеского, ранней взрослости и поздней взрослости. Автором раскрывается специфика формирования отношения к себе у респондентов данных групп в связи с половой дифференциацией. Анализируются способы формирования самоотношения у мужчин и женщин разных возрастных групп субъект-субъектный и смешанный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the self-relation and ways of its formation at subjects of different age in connection with a sexual differentiation

The article includes results of research of the self-relation of subjects of different age youthful age, age of an early maturity and age of a late maturity. The author opens specifics of formation self-relation at respondents of these groups in connection with sexual differentiation. Ways of formation self-relation at men and women of different age groups: the subject the subject self-relation and mixed are analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика самоотношения и способов его формирования у субъектов разного возраста в связи с полом»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

специфика самоотношения и способов его формирования у субъектов разного возраста в связи С полом

Афанасенко И.В.

В статье изложены результаты исследования самоотношения субъектов разного возраста - юношеского, ранней взрослости и поздней взрослости. Автором раскрывается специфика формирования отношения к себе у респондентов данных групп в связи с половой дифференциацией. Анализируются способы формирования самоотношения у мужчин и женщин разных возрастных групп - субъект-субъектный и смешанный.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидаемое отношение от других, субъект-субъектное самоотношение, субъект-объектное самоотношение.

Самоотношение личности обусловливает адекватность ее поведения, оказывает влияние на проявление социальной активности личности, сказывается на специфике межличностного общения. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и проявляется на всех стадиях реализации поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения [6]. Под самоотношением понимается: сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих [2]; обладающая собственным строением, относительно стабильная и активно поддерживаемая личностью многомерная структурно-уровневая составляющая самосознания [5]; индикатор успешности самореализации субъекта как личности; феноменологически представленное выражение смысла Я для субъекта, в котором существуют две разноуровневые подсистемы - система самооценок и система эмоционально-ценностных отношений [3].

Самоотношение структурно определяется как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», реализуемая на трёх уровнях: уровне определённых внутренних действий и установках на эти действия; уровне эмоциональных измерений, в которых разворачиваются эти действия и уровне интегрального самоотношения [3, 5]. Интегральная самооценка не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным строением, определяемым различными факторами и процессами. При этом различные характеристики общего самоотношения могут выражаться в чувствах и переживаниях различных модальностей и обладать раз-

личным психологическим содержанием. В структуре самоотношения выделяют два способа отношения к себе: 1) субъект-объектный, при котором личность может искать причинное объяснение собственных поступков, как во внешних обстоятельствах, так и во внутренних диспозициях; и 2) субъект-субъектный, при котором действия относительно «Я» в целом определяются усилиями, способствующими самовыражению [3].

Актуальность изучения самоотношения субъектов юношеского возраста и возрастов ранней и поздней взрослости связана с тем, что данные периоды жизни характеризуются проблемами выбора профессии для первых и достижения профессионального мастерства, сохранения социального статуса, а также ухода на заслуженный отдых - для остальных. Широкий спектр направлений и степень самореализации женщин и мужчин этих возрастов, несомненно, связаны с их отношением к себе.

Целью исследования явилось изучение особенностей самоотношения мужчин и женщин возрастов: юношеского, ранней взрослости и поздней взрослости.

Эмпирическим объектом исследования выступили 180 человек: 100 человек юношеского возраста: 57 юношей и 43 девушек в возрасте от 15 до 18 лет; 40 человек возраста ранней взрослости: 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 21-25 лет; 40 человек возраста поздней взрослости: 20 мужчин и 20 женщин в возрасте 41-55 лет. Научно-теоретическим основанием для разделения на группы выступила периодизация возрастного развития Д. Бромлей, которая делит периоды жизни на циклы и стадии, измеряемые различной продолжительностью в зависимости от жизненного содержания этих моментов становления,

от специфики развития интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации и социальной динамики личности [1].

Методы исследования: психологическое тестирование - тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, 1985); методы математической статистики: критерий Х2г Фридмана, Т-критерий Вилкоксона, корреляционный анализ Спирмена [4]. При интерпретации полученных результатов учитывались достоверно значимые показатели при р < 0,05.

Результаты исследование специфики самоотношения у мужчин и женщин разного возраста выявили следующее (табл. 1).

У респондентов юношеского возраста обоего пола выявлен высокий уровень интегрального самоотношения и единые основания для его формирования. Интегральное самоотношение как чувство «за» или «против» собственного Я формируется как на основе оценок (в системе сравнения «Я-Другой»), так и на основе эмоционального отношения (в системе сравнения «Я-Я»). Для респондентов значимо преобладающими являются ожидаемые отношения от других людей, а также - аутосимпатия. На уровне конкретных действий ведущей выступает самоуверенность. Юноши и девушки в силу своего возраста и еще незавершенного временного периода, связанного с профессиональным обучением, не склонны при формировании самоотношения основываться на том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательными. Однако для них чрезвычайно важным выступает ожидание позитивного или негативного отношения к себе от окружающих, как от посторонних или мало с ними связанных людей, так и от тех, чье мнение имеет для них значение. От других людей они ожидают отрицания их внутренних достоинств, антипатии к своей внешности. При этом они склонны принимать (постулируемую ими) антипатию других, что проявляется в том, что себе они не желают добра по-настоящему. При этом респонденты склонны считать себя уникальными, непохожими на других и не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения. Как отмечает В.В. Столин [5], благодаря многомерности самоотношения и аддитивности глобального самоотношения возможно одновременное поддержание глобального самоотношения на высоком уровне и какого-то аспекта самоотношения, прежде всего, самоуважения - на низком. При этом низкое самоуважение компенсируется повышением симпатии к себе, а повышение симпатии «покупается» ценой сохранения низкого

самоуважения. Так, низкий уровень самоуважения у субъектов юношеского возраста компенсируется высокой выраженностью аутосимпатии, как показателя, в данном случае, дружественности к собственному «Я», одобрения себя в целом и в существенных частностях, доверие себе и позитивную самооценку. То есть они не склонны к таким эмоциональным реакциям на себя, которые могут сопровождаться раздражением, презрением, издевкой, вынесением самоприговоров. На наиболее конкретном уровне самоотношения (внутренних действий в адрес самого себя или готовности к таким действиям) у респондентов юношеского возраста преобладает самоуверенность - как вера в то, что у них достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

Таблица 1

Ведущие показатели самоотношения в когнитивно-эмоциональном и поведенческом компонентах у группах женщин и мужчин разного возраста

Возраст Женщины Мужчины

Когнитивно-эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Юность

Женщины ожидаемое отношение от других, аутосимпатия самоуверенность

Мужчины

Ранняя взрослость

Женщины самоинтерес, аутосимпатия. самоинтерес, самопринятие

Мужчины самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес самопринятие, самопонимание, самоинтерес

Поздняя взрослость

Женщины самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес самопринятие, самоинтерес

Мужчины самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес самопринятие, самопонимание, самопоследовательность

Особенности самоотношения женщин и мужчин возраста ранней взрослости. Как у женщин, так и у мужчин возраста ранней взрослости выявлен высокий уровень глобального самоотношения. Самоотношение мужчин и женщин основывается на оценке своих возможностей контролировать собственную жизнь, понимании себя, доверии к себе, позитивной самооценке, интересе к собственным мыслям и чувствам. Как для мужчин, так и для женщин не имеет большого значения уверенность в своей ин-тересности для других. Таким образом, в отношении к себе они склонны ориентироваться как на уровень своих достижений, так и на веру в свои силы и способности, доверие к себе. Самоотношение субъектов данной группы дифференцированно на уровне конкретных действий (готовностей к ним) в отношении

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

к своему «Я»: у женщин доминируют самоинтерес и самопринятие, а у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание и самоинтерес. Таким образом, женщины и мужчины склонны к «дружескому» отношению к себе, обладают готовностью к проживанию своего опыта, интересом к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их. Мужчинам также присущ высокий уровень понимания своих желаний и стремлений. На конативном уровне самоотношения доминируют самопринятие и самоинтерес, т. е. проявляется готовность к проживанию своего опыта, интересе к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их.

В группе женщин и мужчин возраста поздней взрослости выявлен высокий уровень интегрального самоотношения. Самоотношение женщин и мужчин дифференцированно по основным шкалам методики самоотношения, т. е. оно основывается в равной степени на оценке своих возможностей контролировать собственную жизнь, понимании себя, доверии к себе, позитивной самооценке, интересе к собственным мыслям и чувствам, но как для мужчин, так и для женщин не имеет большого значения уверенность в своей интересности для других. Таким образом, в отношении к себе они склонны ориентироваться как на уровень своих достижений, так и на веру в свои силы и способности, доверие к себе, а не на отношение к себе со стороны окружающих. Вместе с тем, самоотношение женщин и мужчин данного возраста дифференцированно на уровне конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». У женщин на уровне конкретных действий доминируют самопринятие и самоинтерес, что говорит об их склонности к «дружескому» отношению к себе, о готовности к проживанию своего опыта, интересе к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их. А у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание, самопоследовательность, самоинтерес и самообвинение. Это свидетельствует о том, что мужчины возраста поздней взрослости так же склонны к «дружескому» отношению к себе, обладают готовностью к проживанию своего опыта, но еще обладают стремлением к внутреннему управлению своим поведением и способностью действовать на основе своих убеждений и ценностей.

На конативном уровне самоотношения у женщин доминируют самопринятие и самоинтерес, а у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание, самопоследовательность, самоинтерес и самообвинение. Следовательно, их отношение к себе основано на объективной оценке собственных достижений, возможностей, способностей и общих достоинств, а так же на отсутствии отрицательное отношения к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения.

Результаты исследования способа отношения к себе у мужчин и женщин возрастов: юношеского, ранней и поздней взрослости. В результате суммирования данных по шкалам I и III (отражающих субъект-объектный способ самоотношения), II и IV (отражающих субъект-субъектный способ самоотношения), а также выявления значимых корреляционных связей между показателями данных шкал, были выделены следующие особенности способа формирования самоотношения у субъектов разного возраста (табл. 2).

Таблица 2

Ведущие способы самоотношения у женщин и мужчин разного возраста

Возраст Ведущий способ самоотношения

Женщины Мужчины

Юность Смешанный: субъект-субъектный и субъект-объектный (целостный) Смешанный: субъект-субъектный и субъект-объектный (целостный)

Ранняя взрослость Субъект-субъектный Смешанный: субъект-субъектный и субъект-объектный (дискретный)

Поздняя взрослость Смешанный: субъект-субъектный и субъект-объектный (дискретный) Смешанный: субъект-субъектный и субъект-объектный (целостный)

В группе субъектов юношеского возраста у респондентов обоего пола выражен смешанный способ формирования самоотношения: субъект-субъектный -на основе аутосимапитии и субъект-объектный - на основе ожидаемого отношения других людей, причем выявлен ряд значимых корреляционных связей между показателями самоотношения. У юношей выявлена связь между ведущими показателями самоотношения - аутосимпатией и ожидаемым отношением от других людей (К = 0,79 при р < 0,01), а также их связь с невыраженными показателями самоотношения: аутосимпатии с самоуважением (К = 0,57 при р < 0,01) и самоинтересом (К = 0,4 при р < 0,01); ожидаемого отношения от других людей с самоуважением (К = 0,79 при р < 0,01) и самоинтересом (К = 0,4 при р < 0,01). У девушек также имеет место значимая связь между ведущими показателями самоотношения (К = 0,31 при р < 0,04), причем ауто-симпатия также связана с самоуважением (К = 0,34 при р < 0,03) и самоинтересом (К = 0,33 при р < 0,03). Следовательно, для женщин и мужчин юношеского возраста характерен смешанный целостный способ формирования самоотношения (субъект-субъектный и субъект-объектный), при котором самоотношение выступает целостной системой, формирующейся на основе неразрывной связи внешних и внутренних факторов, его формирующих.

Женщины возраста ранней взрослости отличаются субъект-субъектным способом отношения к себе (на основании самоинтереса и аутосимпатии). Это свидетельствует о том, что субъекты данной группы практически не нуждаются в признании со стороны других людей, у них проявляются: высокая степень близости к себе, интерес к своим мыслям и чувствам, низкий уровень тревожности, уверенность в себе и в собственном интересе для других людей, а также приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Наличие высокой корреляционной связи между показателями аутосимпатии и самоуважения (К = 0,79 при р < 0,01) при ведущем значении аутосимпатии свидетельствует о том, что женщины данной группы уважают себя тем больше, чем сильнее чувствуют близость к самим себе. У мужчин возраста ранней взрослости выявлен смешанный способом отношения к себе, основанный на ведущих показателях его формирования: самоуважения, аутосимпатии и самоинтереса, причем не выявлено значимых корреляционных связей между данными показателями. Это свидетельствует о том, что в формировании отношения к себе мужчины склонны ориентироваться на свои достижения, как и женщины возраста ранней взрослости не нуждаются в признании со стороны других людей, и при этом уверенны в себе. Это говорит о готовности принимать то, что думаешь, чувствуешь, желаешь и делаешь, о довольно высокой чувствительности к своим потребностям и желаниям, а также о стремлении лучше познать самого себя. Таким образом, у мужчин данной группы формируется смешанный дискретный (субъект-субъектный и субъект-объектный) способ самоотношения, предполагающий специфику его про проявления в зависимости от конкретной ситуации и оценки своей деятельности субъектом.

Самоотношение женщин и мужчин возраста поздней взрослости формируется, как на основе внешних оценочных оснований (субъект-объектный способ самоотношения), так и на основе внутренних

оценочных оснований (субъект-субъектный способ самоотношения). Однако отсутствие в группе женщин корреляционных связей между основными ведущими показателями самоотношения - самоуважения, аутосимпатии и самооинтереса - свидетельствует о том, что женщины выстраивают отношение к себе более дискретно, ситуативно, опираясь на тот или иной способ отношения в зависимости от ситуации, своего в ней участия и других переменных. В свою очередь, у мужчин данной группы выявлены положительные корреляционный взаимосвязи между ведущими показателями самоотношения: самоуважением и ау-тосимпатией (К = 0,62 при р < 0,01), самоуважением и самоинтересом (К = 0,45 при р < 0,05), а также между самоуважением и наименее выраженным у них основанием для формирования самоотношения -ожидаемым отношением от других людей (К = 0,73 при р < 0,01). Следовательно, самоотношение мужчин возраста поздней взрослости является более целостным, системным образованием, все составляющие которого находятся в тесной взаимосвязи, поэтому способы самоотношения - субъект-субъектный и субъект-объектный - у мужчин являются слитыми, отражающими их специфику формирования отношения к себе и к миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр. психол.тр. - М., 1980.

2. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: автореф. дис.... канд. псих, наук: 19.00.01. -М., 1984.

3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

6. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.