ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
особенности самоотношения мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости
Афанасенко И.В., Онищенко А.И.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей самоотношения мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости - даны определения самоотношения в содержательном, структурном и функциональном аспектах его изучения; проведен сравнительный анализ особенностей компонентов самоотношения и способов самоотношения у мужчин и женщин в группах ранней взрослости и поздней взрослости; обозначены перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: самоотношение, интегральное самоотношение, субъект-субъектный и субъект-объектный способы отношения к себе.
Самоотношение является важнейшим компонентом самосознания личности, оказывающим влияние на проявление ее социальной активности и обусловливающим адекватность и дифференцированность последней. Самоотношение связано с саморегуляцией поведения и актуализируется на всех этапах реализации поведенческого акта. Самоотношение структурно определяется как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», реализуемая на трёх уровнях: уровне определённых внутренних действий и установках на эти действия; уровне эмоциональных измерений, в которых разворачиваются эти действия и уровне интегрального самоотношения [2, 7]. Интегральное самоотношение не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а само обладает сложным строением, определяемым различными факторами и процессами. Различные характеристики интегрального самоотношения могут выражаться в чувствах и переживаниях различных модальностей и обладать различным психологическим содержанием. Интегральное самоотношение понимается нами вслед за В.В. Столиным как особое когнитивно-аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения; общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [7]. В структуре самоотношения выделяют два способа отношения к себе: 1) субъект-объектный, при котором личность может искать причинное объяснение собственных поступков как во внешних обстоятельствах, так и во внутренних
диспозициях, и 2) субъект-субъектный, при котором действия относительно «Я» в целом определяются усилиями, способствующими самовыражению [4].
Функционально самоотношение понимается как специфическая активность личности, сигнализирующая о смысле «Я» личности, способствующая самовыражению и самореализации личности, сохраняющая внутреннюю стабильность и контроль над действиями личности [2, 3, 4, 7].
Актуальность изучения самоотношения женщин и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости связана с тем, что данные периоды жизни характеризуются проблемой достижения профессионального мастерства, сохранения социального статуса и ухода на заслуженный отдых, а также различными аспектами привязанности к семье. Широкий спектр направлений и степень самореализации женщин и мужчин этих возрастов, несомненно, связаны с их отношением к себе.
Целью исследования явилось изучение особенностей самоотношения мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости.
Предмет исследования - самоотношение субъектов возрастов ранней и поздней взрослости.
Объектом исследования выступили субъекты возрастов ранней (21-25 лет) и поздней (41-55 лет) взрослости в количестве 80 человек (по 20 человек мужчин и женщин каждой возрастной группы).
Методы исследования. - Метод психологического тестирования - опросник самоотношения (Столин В.В., 1985); символические задания на выявление «социального Я»
(Long B., Ziller R., Henderson R., 1968); «Кто я есть в этом мире» [6].
- Метод качественного анализа.
- Методы математической статистики: критерий X2r Фридмана, Т-критерий Вилкоксона для выявления иерархии показателей самоотношения и значимости различий между ними [5]. При интерпретации полученных результатов учитывались достоверно значимые показатели при p < 0,05.
Были выдвинуты следующие гипотезы исследования.
1. Самоотношение женщин и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости будет обладать собственной спецификой.
2. Самоотношение женщин и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости будет различаться по способу отношения к себе (субъект-субъектное, субъект-объектное, смешанное).
В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Особенности самоотношения женщин и мужчин возраста ранней взрослости. Ведущие показатели самоотношения субъектов возраста ранней врослости отражены в таблице 1. Как у женщин, так и у мужчин возраста ранней взрослости выявлен высокий уровень глобального самоотношения. Самоотношение мужчин и женщин основывается на оценке своих возможностей контролировать собственную жизнь, понимании себя, доверии к себе, позитивной самооценке, интересе к собственным мыслям и чувствам. Как для мужчин, так и для женщин не имеет большого значения уверенность в своей интересности для других. Таким образом, в отношении к себе они склонны ориентироваться как на уровень своих достижений, так и на веру в свои силы и способности, доверие к себе.
Самоотношение женщин и мужчин возраста ранней взрослости дифференцированно на уровне конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». На уровне конкретных действий у женщин доминируют самоинтерес и самопринятие, а у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание и самоинтерес. Таким образом, женщины и мужчины склонны к «дружескому» отношению к себе, обладают готовностью к проживанию своего опыта, интересом к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их. Мужчинам так же присущ высокий уровень понимания своих желаний и стремлений.
На уровне частных самооценок (когнитивный аспект) в структуре самоотношения у женщин и у мужчин доминируют оценки себя по следующим параметрам: доброта, общительность, счастье, искренность. В отличие от мужчин женщины так же основываются на честности, а для мужчин большое значение имеют принципиальность, здоровье и ум.
Таблица 1.
Ведущие показатели в когнитивно-эмоциональном и поведенческом компонентах самоотношения и на уровне частных самооценок в группах женщин и мужчин возраста ранней взрослости
Женщины Мужчины
Когнитивно-эмоциональный компонент
самоинтерес, аутосимпатия (X2r = 28,74; Т = 31) самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес (X2r = 6,01; Т = 40)
Поведенческий компонент
самоинтерес, самопринятие (X2r = 41,11; Т = 29) самопринятие, самопонимание, самоинтерес (X2r = 40,62; Т = 43,5)
Уровень частных самооценок
доброта, привлекательность, общительность, счастье, искренность, честность (X2r = 19,72; Т = 32,5) общительность, счастье, доброта, принципиальность, искренность, здоровье, ум № = 12,88; Т = 3,5)
Качественный анализ изучения самоотношения женщин и мужчин возраста ранней взрослости позволил сделать следующие выводы: 90 % женщин и 75 % мужчин имеют средний уровень самооценки, которая является одним из жизненных регуляторов поведения личности. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Мысленное сходство с другими людьми в равной степени переживают как мужчины, так и женщины (65 % субъектов). Все женщины и 90 % мужчин считают себя частью социального целого или группы. Эгоцентричность в большей степепени выражена у мужчин (70 %), чем у женщин (55 %), что определяет их отношение к окружающему миру, которое характеризуется сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я».
Таким образом, самоотношение женщин и мужчин возраста ранней взрослости характеризуется высоким уровнем глобального самоотношения, которое дифференцировано на когнитивно-эмоциональном и конативном уровнях, формируется у мужчин как на основе внешних оценочных оснований (самоуважение), так и на основе внутренних оценочных оснований (аутосимпатия и самоинтерес), а у женщин только на основе внутренних оценочных оснований (аутосимпатия и самоинтерес).
На конативном уровне самоотношения доминируют самопринятие и самоинтерес, т.е. проявляется готовность к проживанию своего опыта, интересе к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их.
На уровне частных самооценок (когнитивный аспект) в структуре самоотношения у женщин и у мужчин доминируют оценки себя по таким параметрам
как доброта, общительность, счастье, искренность. В отличие от женщин, которые основываются еще и на честности, для мужчин большую значимость имеют принципиальность, здоровье и ум. Следовательно, самоотношение женщин и мужчин возраста ранней взрослости будет строиться в зависимости от выраженности у них этих качеств.
Особенности самоотношения женщин и мужчин возраста поздней взрослости. Ведущие показатели самоотношения субъектов возраста поздней врослости отражены в таблице 2. В группе женщин и мужчин возраста поздней взрослости выявлен высокий уровень глобального самоотношения. Самоотношение женщин и мужчин дифференцированно по основным шкалам методики самоотношения, т.е. оно основывается в равной степени на оценке своих возможностей контролировать собственную жизнь, понимании себя, доверии к себе, позитивной самооценке, интересе к собственным мыслям и чувствам, но как для мужчин, так и для женщин не имеет большого значения уверенность в своей интересности для других. Таким образом, в отношении к себе они склонны ориентироваться как на уровень своих достижений, так и на веру в свои силы и способности, доверие к себе, а не на отношение к себе со стороны окружающих.
Вместе с тем, самоотношение женщин и мужчин данного возраста дифференцированно на уровне конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Однако у женщин на уровне конкретных действий доминируют самопринятие и самоинтерес, что говорит об их склонности к «дружескому» отношению к себе, о готовности к проживанию своего опыта, интересе к внутренним потребностям и побуждениям и принятии их. А у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание, самопоследовательность, самоинтерес и самообвинение. Это свидетельствует о том, что мужчины возраста поздней взрослости так же склонны к «дружескому» отношению к себе, обладают готовностью к проживанию своего опыта, но еще обладают стремлением к внутреннему управлению своим поведением и способностью действовать на основе своих убеждений и ценностей.
На уровне частных самооценок (когнитивный аспект) в структуре самоотношения при общих с женщинами значимо доминирующих оценках по следующим параметрам: доброта, честность, общительность, искренность и счастье, у мужчин также можно отметить выраженность высоких оценок себя по таким параметрам как принципиальность и ум. Таким образом, самоотношение женщин и мужчин возраста поздней взрослости будет строиться в зависимости от выраженности у них этих качеств.
Таблица 2.
Ведущие показатели в когнитивно-эмоциональном и поведенческом компонентах самоотношения и на уровне частных самооценок в группах женщин и мужчин возраста поздней взрослости
Женщины мужчины
Когнитивно-эмоциональный компонент
самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес ^2г = 3,61; Т = 35,5) самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес $2г = 2,92; Т = 40)
Поведенческий компонент
самопринятие, самоинтерес № = 30,77; Т = 40) самопринятие, самопонимание, самопоследовательность, самоинтерес, самообвинение $2г = 19,78; Т = 26)
Уровень частных самооценок
доброта, общительность, счастье, искренность, честность $2г = 28,21; Т = 3,5) общительность, доброта, принципиальность, ум, искренность, честность, счастье $2г = 19,12; Т = 24)
Качественный анализ изучения самоотношения женщин и мужчин возраста поздней взрослости позволил сделать следующие выводы: 85 % мужчин имеют средний уровень самооценки, а 55 % женщин имеют высокий уровень самооценки, следовательно, женщины более склонны к завышению оценки собственной личности, её значения, достоинств и недостатков. Мысленное сходство с другими людьми переживает большее количество женщин 85 %, чем мужчин 75 %. Частью социального целого или группы воспринимают себя 90 % мужчин и женщин возраста поздней взрослости, т.е. подавляющее большинство из них реализует потребности в принадлежности.
Высокая выраженность эгоцентричности присуща 35 % опрошенных мужчин и 70 % женщин. Это говорит о большей выраженности сосредоточенности на своём индивидуальном «Я» у женщин, а также об их стремлении в своих мыслях и поступках ставить в центр внимания собственное «Я».
Таким образом, самоотношение женщин и мужчин возраста поздней взрослости характеризуется высоким уровнем глобального самоотношения, которое дифференцировано на когнитивно-эмоциональном и конативном уровнях и формируется и у мужчин и у женщин как на основе внешних оценочных оснований (самоуважение), так и на основе внутренних оценочных оснований (аутосимпатия и самоинтерес).
На конативном уровне самоотношения у женщин доминируют самопринятие и самоинтерес, а у мужчин доминируют самопринятие, самопонимание, самопоследовательность, самоинтерес и самообвинение. Следовательно, их отношение к себе основано на объективной оценке собственных достижений, возможностей, способностей и общих достоинств, а так же на отсутствии отрицательного отношения к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения.
На уровне частных самооценок у женщин доминируют оценки себя по следующим параметрам: доброта, честность, общительность, искренность и счастье, а у мужчин по таким параметрам как общительность, доброта, принципиальность, ум, искренность, честность и счастье, т.е. самоотношение женщин и мужчин возраста поздней взрослости будет строиться в зависимости от выраженности у них этих качеств.
Особенности способа отношения к себе у мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости. Ведущие способы отношения субъектов отражены в таблице 3. В результате исследования путём суммирования данных по шкалам I и III (отражающих субъект-объектный способ самоотношения) и II и IV (отражающих субъект-субъектный способ самоотношения) были выделены следующие особенности самоотношения женщин и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости.
Таблица 3.
Выводы о способе самоотношения в группах женщин
и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости
Воз- Женщины Мужчины
раст
Субъект-субъектный способ Смешанный способ отноше-
.о отношения к себе: самоот- ния к себе: самоотношение
о ношение дифференцировано дифференцировано и стро-
о и строится преимущественно ится преимущественно на
СС СС на основании самоинтереса основании самоуважения,
ТО и аутосимпатии да = 28,74; самоинтереса и аутосимпатии
Т = 31) да = 6,01; Т = 40)
Смешанный способ отноше- Смешанный способ отноше-
ния к себе: ния к себе: самоотношение
о самоотношение дифферен- дифференцировано и стро-
о цировано и строится преиму- ится преимущественно на
£2 СС щественно на основании основании самоуважения,
СС самоуважения, самоинтереса самоинтереса и аутосимпатии
ГО О и аутосимпатии да = 2,92; Т = 40)
^2Г = 3,61; Т = 35,5)
Женщины возраста ранней взрослости отличаются субъект-субъектным способом отношения к себе. Следовательно, женщины данного возраста склонны проявлять к себе интерес и принимать себя такими, какие они есть. Действия относительно «Я» при данном способе отношения к себе в целом определяются усилиями, способствующими самовыражению. Внутренний диалог способствует расширению «диапазона приемлемости» возможных способов действий в мире, самовыражения и самореализации. В результате такого отношения к себе повышается уровень пластичности жизнедеятельности субъекта. Самоотношение женщин с субъект-субъектным способом отношения к себе дифференцированно и строится преимущественно на основании самоинтереса и аутосимпатии, что говорит
о том, что они практически не нуждаются в признании со стороны других людей, характеризуются высокой степенью близости к себе, интересом к своим мыслям и чувствам, низким уровнем тревожности, уверенностью в себе и в собственном интересе для других людей, а также приятием себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств.
Мужчины возраста ранней взрослости, а так же женщины и мужчины возраста поздней взрослости отличаются смешанным способом отношения к себе. Самоотношение этих мужчин и женщин так же дифференцированно и строится в равной степени на основании самоуважения, аутосимпатии и самоинтереса. Это свидетельствует о том, что в формировании отношения к себе они склонны ориентироваться на свои достижения, также как и женщины возраста ранней взрослости не нуждаются в признании со стороны других людей, уверены в себе. Это говорит об их готовности принимать то, что они думают, чувствуют, желают и делают, о довольно высокой чувствительности к своим потребностям и желаниям, а также о стремлении лучше познать самих себя. В отличие от женщин этого возраста у мужчин в формировании самоотношения значительное место занимает оценка собственных достижений.
Таким образом, женщины и мужчины возрастов ранней и поздней взрослости различаются по способу формирования самоотношения: женщины возраста ранней взрослости склонны к субъект-субъектному способу отношения к себе и в формировании самоотношения основываются на самоинтересе и аутосимпатии; мужчины возраста ранней взрослости, а так же женщины и мужчины возраста поздней взрослости склонны к смешанному способу отношения к себе и в формировании самоотношения основываются на самоуважении, аутосимпатии и самоинтересе. Вместе с тем для всех групп респондентов характерно отсутствие потребности в оценке их другими людьми, т.е. при формировании самоотношения они не склонны ориентироваться на общественное мнение в собственный адрес. Следовательно, самоотношение женщин и мужчин возрастов ранней и поздней взрослости различается в зависимости от способа отношения к себе. Таким образом, в результате эмпирического исследования выдвинутые гипотезы были подтверждены.
Изучение самоотношения у мужчин и женщин возрастов ранней и поздней взрослости может быть практически значимо в области психологии личности для расширения представлений о феномене самоотношения, в области возрастной психологии, в практике психологического консультирования по вопросам развития личности и её самореализации.
Перспективы исследования мы видим в изучении особенностей самоотношения у людей возраста
средней взрослости, предпенсионного возраста, а так же изучение особенностей самоотношения в связи с полом, возрастом, семейным статусом и профессиональной направленностью.
литература
1. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.
2. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М: Изд-во МГУ, 1991. -110 с.
3. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
4. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: «Мецниереба», 1989. - 206 с.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб: Речь, 2001. - 350 с.
6. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во института психотерапии, 2005. - 490 с.
7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.