Научная статья на тему 'Специфика применения внелечебного варианта терапии творческим самовыражением для коррекции эмоционального состояния и адаптации осужденных подростков'

Специфика применения внелечебного варианта терапии творческим самовыражением для коррекции эмоционального состояния и адаптации осужденных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Н. В., Кузекина Р. Б.

In this work especially actual is a question about the specific of application of Therapy by a creative self-expression for the best adaptation of convict teenagers, and similarly for their further socialization on returning from the places of confinement

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика применения внелечебного варианта терапии творческим самовыражением для коррекции эмоционального состояния и адаптации осужденных подростков»

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 1. С. 44-48.

УДК 159.9+159.942.5+615.851

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВНЕЛЕЧЕБНОГО ВАРИАНТА ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Н.В. ГРУШКО, Р.Б. КУЗЕКИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In this work especially actual is a question about the specific of application of Therapy by a creative self-expression for the best adaptation of convict teenagers, and similarly for their further socialization on returning from the places of confinement.

В наше время тема творчества актуальна для всего мира. Развитие личности в период творчества, самореализация, диагностика творческого потенциала, условия, способствующие проявлению креативности - этим и многим другим аспектам посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых (З. Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Т. Торранс, А. Мас-лоу, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская и др.). Однако творчество позволяет не только повысить уровень развития личности и приблизить её к самоактуализации, но и помочь травмированной личности с проблемными переживаниями найти свое место в жизни и пути реализации в дальнейшем. Например, человеку с переживанием своей неполноценности может быть показана и рекомендована коррекция по методу «терапия творческим самовыражением» (ТТС) М.Е. Бурно [4; 5].

Использование разнообразных методик -арт-терапии, танцевальной терапии, сказкоте-рапии и многих других - позволяют помочь человеку, испытывающему различные затруднения, переживающему кризисные моменты жизни (Л.С. Брусиловский, Е.В. Коно-рова, А.И. Копытин и др.) [3; 7; 8].

На протяжении жизни человек встречается с необходимостью проживания самых различных стрессовых ситуаций: потеря близкого человека, потеря смысла жизни, развод, заключение в места лишения свободы и мно-

© Н.В. Грушко, Р.Б. Кузекина, 2011

гие другие. В последнем случае человек абсолютно дезадаптирован, зачастую чувствует себя одиноким и брошенным. О том, как помочь таким людям наилучшим образом адаптироваться к данному жизненному испытанию, сохранить наиболее значимые и социально приемлемые личностные качества и наилучшим образом войти в социум по возвращении из мест заключения, написано множество работ [1; 2; 9]. Однако в данных работах нет указаний на то, каким образом можно помочь личности в данной ситуации при помощи психокоррекции.

В нашей работе особо актуальным является вопрос о специфике применения внеле-чебного варианта ТТС для наилучшей адаптации осужденных, а также для дальнейшей их социализации по возвращении из мест заключения. Известно, что в условиях социальной депривации, лишения свободы, вдали от родственников, друзей человек может быть абсолютно дезадаптирован, возможны депрессивные проявления и всевозможные нарушения и психологические проблемы. Творчество в данных условиях может быть проявлением своей «личной свободы», это, как «ниточка на свободу», позволяющая осужденному выходить за рамки регламента и за ограничения его свободы. Терапевтическая роль творчества в данном случае неоспорима, но мало изучена.

Основой для проявления личной творческой уникальности могут быть различные художественные произведения, музыка, фотография и т. д. Их влияние на «творца» является терапевтическим. Данный вопрос хорошо изучен в работах таких авторов, как М.Е. Бурно, Н.В. Грушко и др. [4; 5; 6].

ТТС - «психотерапевтический (психопрофилактический) метод, способный, прежде всего, серьезно помочь людям с тягостным переживанием своей неполноценности» [4, с. 3]. Основные цели данного метода - вызвать стойкое, по возможности необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться «самими собой» - по-своему творчески активными, полезными членами общества с постоянным прочувствованным пониманием этого как светлого смысла своей жизни; открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые, подчас богатые резервы общественной, нравственной деятельности. В русле клинического метода терапии творчеством появился внелечебный вариант - психокоррекция творческим самовыражением. Свое поле деятельности этот метод обозначил уже в 80-х гг. XX в. [4].

В наше время активно развиваются множество направлений по разработке различных конкретных методик психокоррекции творчеством, с каждым годом происходит дальнейшая их разработка, дополнение, апробация. В нашей работе мы исследовали возможности различных методик психокоррекции творчеством (фототерапия, музыкотерапия и др.) на конкретной выборке - заключенных. Значимость исследования заключалась также в том, что подобные методики на сегодняшний день практически не используются при коррекции личностных особенностей людей, находящихся в условиях лишения свободы.

Творческие методики для коррекции проблем малолетних заключенных применяются в разных городах нашей страны. В Белгороде куклотерапия, песочная терапия применяются для коррекции преступного поведения, в результате занятий, в частности, происходит переосмысление отношения к содеянному, построение нового жизненного сценария, повышение коммуникативной компетентности. В Вологде сказкотерапия применяется для повышения уверенности в себе, уровня собственного достоинства и т. д. В Омске творческие методики применяются также только для коррекции трудностей ма-

лолетних заключенных. Их применение направлено на снятие эмоционального напряжения, тревожности, состояния фрустрации, повышенной агрессивности и возбудимости, что помогает контролировать групповые процессы, адаптироваться в коллективе осужденных и облегчает процесс ресоциализации.

В нашей работе мы хотели провести апробацию специально разработанной для данной группы программы психокоррекции творчеством. Одной из идей нашей программы было включение в занятия биографий известных людей, прошедших в своей жизни путь заключения и успешно преодолевших эту стрессовую ситуацию при помощи творчества - через создание собственных произведений в местах заключения. Одним из основных психокоррекционных механизмов явился механизм самоидентификации с личностью известных писателей, общественных деятелей.

Основанием для выбора методик психокоррекции были исследования особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Согласно исследованиям, у несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств. Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники -это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны: «постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т. д.); следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм; бродяжничество, систематические побеги из дома, учебновоспитательных и иных учреждений; ранние половые связи, половая распущенность; частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия; умышленное создание

конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе; привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека» [1, с. 125].

Таким образом, составляя краткий психологический портрет малолетнего осужденного, необходимо отметить такие особенности личности, как деформации нравственных и правовых ценностных ориентаций, ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. Они часто склонны к постоянной демонстрации пренебрежения к нормам общепринятого поведения, частому проявлению, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия и т. д.

На основании вышесказанного мы сделали вывод о необходимости проведения психокоррекционных мероприятий с подобной категорией людей. Психокоррекцию творческим самовыражением мы расценивали как возможность знакомства с собственной личностью, с ее положительными ресурсными качествами и овладения новыми социально приемлемыми формами выражения чувств и эмоций через творчество.

Объект исследования - личность заключенных, предмет - динамика личностных особенностей (тревожность, агрессивность, отношение к себе и другим) заключенных в ходе групповой коррекции. Цель исследования - изучение динамики личностных качеств (тревожность, агрессивность, отношение к себе и другим) заключенных в ходе групповой коррекции. Задачи исследования: изучить выраженность деструктивных особенностей личности (тревожность, агрессивность, негативного отношение к себе и другим) в экспериментальной и контрольной группах; провести ряд занятий по коррекции деструктивных особенностей личности (тревожность, агрессивность, негативное отношение к себе и другим) методом ТТС; выявить и сравнить динамику деструктивных качеств личности. Теоретическая гипотеза: в процессе проведения групповой психокоррекции методами ТТС происходит коррекция личностных свойств клиента. Эмпирическая гипотеза:

психокоррекция творческим самовыражением способствует коррекции личностных качеств, таких как тревожность, агрессивность, негативное отношение к себе и окружающим.

Нашу выборку составили молодые люди

- заключенные ОВК (10 человек в каждой группе, возраст от 15 до 17 лет). В контрольную группу вошли заключенные этой же колонии, относящиеся к «лидерскому активу» (подростки, отличающиеся активной лидерской позицией). Критерием для отбора в экспериментальную группу являлось заключение в воспитательную колонию, нахождение респондентов в «группе риска» - это личности, склонные к побегу, избегающие контактов со сверстниками и сотрудниками колонии, необщительные, малоактивные, агрессивно настроенные, часто находящиеся в одиночестве и подвергающиеся насилию со стороны «лидерского актива».

В связи с тем, что лишение свободы - это стрессовая, критическая ситуация для каждого, приводящая к дезадаптации и высокому уровню напряжения, мы посчитали правомерным использование ряда психологических методик, направленных на выявление динамики таких свойств личности, как тревожность («Исследование личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина), неуверенность в себе, низкая самооценка и т. д. («Личностный дифференциал» - вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева), состояние агрессии («Диагностика состояния агрессии» А. Басс -

А. Дарки).

Для этого исследования нами была разработана и проведена серия психокоррекционных занятий - программа состояла из 5 занятий, основанных на ТТС. При создании краткосрочной программы психокоррекции мы учитывали, с одной стороны, личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, с другой стороны, - психокоррекционные механизмы, задействованные в каждой конкретной методике психокоррекции творчеством, описанные в работах М.Е. Бурно, Н.В. Грушко [4; 6].

Программа состояла из двух этапов. Первый - «диагностико-ознакомительный». Его основные цели - знакомство, диагностика, установление доверительных отношений, ознакомление с программой. Содержание: знакомство с биографией О. Генри, чтение рассказа «дары Волхвов», обсуждение. Далее, -

по методике сказкотерапии, создание испытуемыми своих собственных историй (для помощи можно было воспользоваться предметами из коллекции игрушек). По завершению данного этапа - чтение созданных историй и их корректировка при необходимости с участием группы.

Второй «психокоррекционный этап» состоял из 4 встреч. Первая включала знакомство и обсуждение биографии А. С. Грина. Далее использовалась методика на основе музыкоте-рапии: слушались 8 музыкальных отрывков с последующей оценкой услышанного материала и рисованием наиболее понравившегося фрагмента. В качестве заключения - презентации работ. Следующая встреча - знакомство и обсуждение биографии Ф.М. Достоевского; создание списка помогающих/мешающих качеств собственной личности; выбор 1-2 качеств из списка и создание о них небольших рассказов. По завершению - чтение и корректировка их. На третьей встрече участники знакомились с биографией А.И. Солженицына. Далее предлагалось из коллекции предметов выбрать 2 персонажа: наиболее похожего на себя и антагонистичного себе, с тем чтобы в ходе занятия либо создать коллаж, либо написать рассказ о выбранных предметах. В заключение - обсуждение проделанной подборки, темы «я - это...», презентация работ. Четвертая встреча - знакомство и обсуждение биографии Н.Г. Чернышевского. Далее, по методу фототерапии, следовал выбор двух фотографий из предложенных по принципу «нравится /не нравится», описание /рисование чувств, которые они вызывают, прочтение по желанию. Это был завершающий этап, на котором обсуждалась проделанная работа и прощались.

Отслеживая динамику эмоциональных проявлений участников психокоррекции, можно отметить, что испытуемые в начале занятий были более закрыты, молчаливы, неохотно высказывались. Ближе к окончанию занятий испытуемые обнаружили наибольшую активность, приветливость, общительность и открытость, они чаще высказывались и охотнее шли на контакт. Сравнивая данные, полученные в контрольной и экспериментальной группах, можно отметить следующее: уровень личностной тревожности значимо не изменился по сравнению с результатами первичного замера (значимые различия были обнаружены и до и после проведения психокоррекционных занятий). Следует от-

метить, что после проведения занятий стерлись различия между группами по уровню ситуативной тревожности. Результаты, полученные после занятий, приближены к умеренному уровню тревожности (и = 24,5; р < 0,01). До проведения занятий группы различались по критерию «силы», после эти различия устранились и экспериментальная группа показала результаты, приближенные к результатам контрольной группы - более высокие показатели по шкале «сила». Можно предположить, что этому способствовало активное включение ребят в творческий процесс и желание сотрудничать. В результате они проявили активность, инициативность, что способствовало самораскрытию, развитию ресурсных сторон личности, таких как воля и самоконтроль. После проведения серии психокоррекционных занятий значимые различия были выявлены по шкале «вербальная агрессия». Подобные данные были получены при замере этого показателя перед проведением программы. Следовательно, вербальная агрессия слабо поддается коррекции в процессе занятий, направленных на снижение общего уровня агрессии. Также следует отметить, что в целом данную программу можно считать эффективной в связи с тем, что уровень агрессии по таким шкалам, как «физическая агрессия», «обида», «чувство вины», был заметно снижен и приближен к уровню проявления данных характеристик в контрольной группе. Это можно объяснить следующим: в процессе занятий испытуемые овладели социально приемлемыми формами выражения эмоций (рисунок, рассказ и т. д.), в том числе негативных, что способствовало снижению потребности активного выражения агрессии в отношении другого лица и ее переориентации на социально одобряемые формы выражения.

Сравнивая данные диагностики перед проведением занятий и после них, мы обнаружили, что после проведения психокоррекционных занятий в экспериментальной группе было выявлено, что оно оказало положительное влияние на проявление таких личностных качеств, как ситуативная тревожность (Т = -2,66; р < 0,01), физическая агрессия (Т = -2,72; р < 0,05), чувство обиды и вины (Т = -2,37; р < 0 ,05), заметно снизив показатели по этим параметрам; параметр «силы» был заметно повышен (Т = -2,68; р < 0,01). Мы оцениваем данные результаты как поло-

жительное влияние проведения психокоррекционной программы.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы: до проведения серии психокоррекционных занятий экспериментальная и контрольная группа значимо различались по уровню тревожности, уровню проявления физической, вербальной агрессии, обиды и чувства вины, а также по уровню развития волевых качеств и самоконтроля. В результате проведения серии психокоррекционных занятий был обнаружен их положительный эффект, что проявилось в снижении уровня ситуативной тревожности, развитии волевых качеств личности и самоконтроля, а также снизило уровень проявления физической агрессии и обиды. После проведения групповой психокоррекции были выявлены различия по нескольким параметрам: ситуативная тревожность, волевые качества личности и самоконтроль, физическая агрессия, чувство вины и обиды. По шкалам личностной тревожности и вербальной агрессии показатели остались относительно неизменными, обнаруживая различия между экспериментальной и контрольной группой. При анализе общей динамики личностных качеств, таких как тревожность, негативное отношение к себе и окружающим, агрессивность, можно отметить, что групповые психокоррекционные занятия способствовали коррекции этих проявлений.

Таким образом, психокоррекционная программа с использованием методик творческого самовыражения положительно влияет на личность заключенных и может быть реко-

мендована для использования в местах лишения свободы. Анализ полученных данных подтвердил гипотезы и предположения о целительном действии метода ТТС, и дальнейшая теоретическая и практическая разработка данного метода для данной категории людей является актуальной задачей и может позволить найти новые возможности для ресоциализации личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). - М. : Прометей, 1993

2. Бородин С. В. Преступления против жизни.

- М. : Наука, 1999,

3. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / под ред.

В. Е. Рожнова. - Ташкент : Медицина, 1979.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - Новокузнецк : ИПК, 2003.

5. Бурно М. Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии (руководство для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и социальных работников). - М. : Академический Проект ; Альма Матер, 2009.

6. Грушко Н. В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. (Из опыта практической работы в группах творческого самовыражения) : методическое пособие. -Омск : ОмГУ, 2002.

7. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М. : Музыка, 1972.

8. Копытин А. И. Арт-терапия - СПб. : Питер, 2001.

9. Малков В. Д. Криминология : учебник для вузов. - М. : Юстицинформ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.