Научная статья на тему 'Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности'

Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
897
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА / ТЕРАПИЯТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / CRISIS OF YOUTHFUL AGE / THERAPY BY CREATIVE SELF-EXPRESSION / PSYCHOCORRECTION BY CREATIVE SELF-EXPRESSION / THE INTERNAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Чернобровкина Светлана Владимировна

Рассматриваются теоретические и практические аспекты психокоррекции творчеством в работе с молодыми людьми. Авторы анализируют психологические особенности кризиса юности. Представлен анализ работы с молодыми людьми в группах психокоррекции творческим самовыражением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Чернобровкина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychocorrection by creativity in work with young men in youth crisis

Theoretical and practical aspects of psychocorrection by creativity in work with young men are considered. Authors analyze psychological features of crisis of a youth. The analysis of work with young men in psychocorrection groups creative self-expression is presented.

Текст научной работы на тему «Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

6. Актуальные проблемы социального воспитания [Текст] / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. — М.-Запорожье : Изд-во АПН СССР, 1990. - 168 с. - КВМ 57155-0249-7.

7. Орлова, Э. Л. Социокультурные проблемы и формы решения. Парадигмы социального взаимодействия [Текст] / Э. Л. Орлова. - М., 2001. - 290 с. - БВМ 5-7562-0100-9.

АКСЮТИНА Зульфия Абдулловна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальной педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: aksutina_zulfia@mail. ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2010 г.

© З. А. Аксютина

УДК 159.923 Н. В. ГРУШКО

С В ЧЕРНОБРОВКИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСТВОМ В РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ В ПЕРИОД КРИЗИСА ЮНОСТИ___________________________________

Рассматриваются теоретические и практические аспекты психокоррекции творчеством в работе с молодыми людьми Авторы анализируют психологические особенности кризиса юности Представлен анализ работы с молодыми людьми в группах психокоррекции творческим самовыражением.

Ключевые слова кризис юношеского возраста терапия творческим самовыражением, психокоррекция творческим самовыражением внутренний конфликт.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ (№ 11-16-55005а/Г)

Принципиально новая общественная, социальноэкономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто функционировать в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность: глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность, способную принимать решения и нести за них ответственность, стремящуюся к саморазвитию, способную противостоять усредняющему воздействию окружающего мира.

Развитие такой личности связано с саморазвитием и творческой реализацией, которые формируются в процессе получения профессионального образования. Проблемой современного высшего профессионального образования является его исключительная направленность на формирование систематизированных знаний, умений и навыков, отсутствие создания условий для гармоничного развития личности, что в свою очередь приводит к подготовке обезличенных молодых квалифицированных кадров.

При этом важно помнить, что приобретение профессионального образования не является единственным фактором взросления личности. Период окончания учебного заведения совпадает, как правило, для молодого человека с решением целого спектра задач, связан с переходом к следующему возрастному этапу.

Переход от юности к ранней взрослости — этап возрастного развития, на котором человек принимает ряд жизненно важных решений, касающихся профессионального и личностного самоопределения,

создания семьи, приобретения нового социального статуса, построения жизненных планов. Данный период связан с окончанием учебного заведения, переходом к трудовой деятельности, вступлением в брак, возможно, с рождением детей. Главная задача личностного развития в данный период — поиск своего места и закрепление в мире взрослых — переживается молодыми людьми очень остро, носит характер кризиса.

Кризис юности анализируется в психологической литературе с разных точек зрения: с позиции выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения молодых людей, с точки зрения вхождения в самостоятельную жизнь в обществе, обретения нового статуса и новых социальных ролей и, наконец, в аспекте перестройки внутреннего мира личности, обретения смысла жизни, построения целостной, непротиворечивой Я-концепции. Большинство исследователей соотносят кризис юности с началом третьего десятилетия жизни человека (20 - 23 г.) и связывают с окончанием периода обучения в учебном заведении. В литературе можно встретить метафорическое определение данного кризиса как «встреча со взрослостью».

В целом возрастной кризис рассматривается нами с позиции нормативного подхода (Л. С. Выготский, К. Н. Поливанова, Е. Л. Солдатова, Г. Шихи, Д. Б. Эль-конин, Э. Эриксон и др.) как неизбежный переход от одной возрастной стадии к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития и преобразованиями в сфере социальных взаимосвязей личности.

Изучение кризиса юности представляет с точки зрения психологической поддержки особый интерес, т.к. далеко не всегда молодые люди могут решить возникающие перед ними задачи самостоятельно.

История изучения кризиса юности начинается с трудов зарубежных авторов: Б. Ливехуда, Г. Шихи, Э. Эриксона и имеет свое продолжение в исследованиях отечественных ученых: Г. С. Абрамовой, К. Н. Поливановой, В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, Е. Л. Солдатовой, О. В. Хухлаевой и др.

В позитивном варианте кризис юности завершается принятием ответственности за свою жизнь, выбором собственного жизненного пути (личностного, профессионального, социального). Субъективно окончание кризиса юности переживается как удовлетворенность собой и окружением, происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, формируется ощущение тождественности себе и представлениям о себе со стороны окружающих. Приходит осознание своих стремлений и надежд. Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов, теперь это общение на равных (взрослого со взрослым). В процессе выхода из кризиса вырабатывается новая система ценностей, благодаря переосмыслению молодым человеком своей жизни, переоценке ее сторон и своего места в ней.

Для реализации психологической поддержки молодых людей — студентов старших курсов и выпускников вузов необходим поиск методов, способствующих адекватному переживанию ими возрастного кризиса юности и перестройке отношений с миром. В качестве эффективных методов психокоррекции проблем, с которыми сталкивается личность, особое место занимают методы терапии и психокорреции творчеством, что обуславливается возрастной предрасположенностью к реализации потенциала личности в различных творческих увлечениях.

Под психокоррекцией как одним из видов психологический помощи мы понимаем «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного функционирования и развития индивида» [1, с. 412].

В настоящее время в области психологической науки существуют различные подходы к терапии и психокоррекции творчеством. Одним из первых подходов, поставивших вопрос о целительной силе творчества, явился психодинамический подход. Творчество в данном подходе рассматривается как средство, помогающее выразить бессознательное человека в виде образов, поддающихся интерпретации. Кроме того оно представляется как проявление механизма сублимации: позволяет выражать бессознательные влечения и импульсы в социально-приемлемом виде [2].

По мнениею классиков гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерса) творчество предоставляет неисчерпаемые возможности для самовыражения, самореализации, самоутверждения и самопознания, а также способствует оптимизации межличностных отношений [3].

Терапевтическая ценность творчества подчеркивается В. Франклом в рамках экзистенционального подхода. Автор рассматривает творчество как один из способов нахождения и реализации смысла жизни [4].

В контексте гештальт-подхода, творчество выполняет следующие психокоррекционные функции: пробуждает ресурсный потенциал, помогает установить контакт с «внутренним ребенком», восстанавливает адекватную Я-функцию, помогает с помощью образов интерпретировать неосознаваемые переживания [2].

Арт-терапия — один из активно развивающихся методов, использующих творчество как ресурс. Воз-

никнув на стыке науки и искусства, данное направление вобрало в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Как отмечает М. В. Киселева, «методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышая планку психического и духовного здоровья...» [5, с. 9].

Фототерапия — один из методов психокоррекции творчеством (наряду с музыкотерапией, сказко-терапией, изотерпией и др.), связан с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественное описание. Для выделения возможностей фотографии в психокоррекционной работе мы обращаемся к практическому опыту А. И. Копытина, одного из ведущих разработчиков данного направления психологической работы. По мнению автора, «фотография позволяет «играть» с реальностью, её зримыми отображениями» [6, с. 11]. Эта возможность возникает благодаря способности выбирать из окружающего мира то, что наиболее интересно и важно. Также фотография позволяет «творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность, которая невидима физическим зрением. Именно благодаря игровым возможностям автор-фотограф способен переживать удивительное ощущение свободы» [6, с. 11].

В отечественной практике существуют различные примеры применения человеческой увлеченности творчеством в терапевтических целях (Н. Н. Баженов, А. Т. Болотов, П. А. Бутковсий, В. Ф. Саблер). Широко известен авторский подход отечественного врача-психотерапевта М. Е. Бурно — Терапия творческим самовыражением (ТТС). Научно-исследовательское и практическое поле авторского метода М. Е. Бурно формируется с 80-х годов XX века. Согласно данному подходу, творчество позволяет человеку проявлять и укреплять свою самобытность, направляет человека к людям, дает возможность обрести смысл жизни, позволяет смягчить негативные эмоциональные переживания и актуализировать позитивные. «В творчестве человек ощущает себя самим собой во имя нравственных связей с людьми. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему тем самым дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность» [7, с. 76].

Психокоррекция творческим самовыражением является внелечебным вариантом более широкого метода Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно. В течение ряда лет со студентами высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования г. Омска нами осуществляются исследования в русле этого метода [8, 9, 10].

В марте —апреле 2011 гг. нами было проведено эмпирическое исследование со студентами вузов г. Омска 4 — 5 курсов, направленное на работу с внутриличностными конфликтами, связанными с переживанием кризиса юности — перехода к ран-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

Таблица 1

Динамика показателей внутриличностного конфликта, эмоционального состояния, уверенности в себе у испытуемых экспериментальной и контрольной групп «до» и «после» психокоррекционного воздействия

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

до участия в психокоррекционной программе после участия в психокоррекционной программе до психо- коррекционной программы после психо- коррекционной программы

Интегральный показатель внутриличн о стн ого конфликта (ср. значение) 36,2 35 38,8 39,8

Значения критерия Т Вилкоксона 173* 178

Количество испытуемых, имеющих выраженное состояние внутреннего эмоционального дискомфорта (%) 25 3,1 9,4 6,3

Значения ф* критерия Фишера 2,23* 1,47

Показатель уверенности в себе (ср. значение) 5,8 6,9 6,5 6,5

Значения критерия Т Вилкоксона 174* —

Примечание: *— различия значимы при р < 0,05

ней взрослости, с использованием методик творческого самовыражения и методов терапии искусством.

Цель исследования — изучить динамику показателей внутриличностного конфликта, самооценки и уверенности в себе у молодых людей в ходе групповой психокоррекции творчеством.

В качестве эмпирических гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

— участие в психокоррекционной программе с использованием методов терапии искусством (изотерапии, фототерапии) и творческого самовыражения приводит к снижению общих показателей внутреннего конфликта и повышению общего эмоционального тона участников;

— психокоррекция творческим самовыражением и групповая арт-терапия повышают показатели самооценки и уверенности личности.

В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов вузов в количестве 64 человек (32 человека — экспериментальная группа — участники психокоррекционной программы — студенты Омского государственного института сервиса; 32 человека — контрольная группа — студенты Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского).

Стратегия исследования состояла в проведении сравнительного анализа показателей внутрилич-ностного конфликта, самооценки и уверенности в себе, у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального воздействия (участия в специально разработанной психокоррекционной программе).

Цель психокррекционной программы — выявление внутриличностных конфликтов молодых людей в период кризиса юности, снижение их интенсивности и поиск средств разрешения. Достижение данной цели осуществлялось посредством реализации следующих задач: диагностика внутриличностного конфликта; интеграция, сближение образов «Я реального» и «Я идеального»; актуализация латентных

желаний; повышение уровня самооценки, формирование уверенности в себе.

Психокоррекционная программа включала в себя 7 занятий. Содержание первого занятия: знакомство с участниками, обсуждение содержания занятий; изотерапия — создание образов реальных и желаемых состояний, рисование автопортретов; анализ и интерпретация рисунков. Занятие второе включало работу с фотографиями (фототерапия). Участникам предлагается выбрать изображения, наиболее полно отражающие их состояние «здесь-и-сейчас» и желаемое состояние в будущем. На следующем занятии создавались хокку на основе переживаний, возникших в ходе восприятия фотографий. Четвертое занятие состояло из создания кодекса внутренних правил, помогающих решать жизненные задачи. Далее участникам предлагалось ответить на вопрос «Кто я?». Среди полученных ответов выбирались наиболее близкие и наиболее далекие образы, вызывающие положительные и негативные эмоции. В завершение создавалась бумажная маска этого образа. Пятое занятие было посвящено работе с социальными контактами. Студенты рисовали автопортреты, портреты значимых людей, объединяя затем их в общее «Древо». Шестое занятие было направлено на работу с уверенностью. Участники перечисляли слабые и сильные стороны своей личности. Список положительных качеств дополнялся другими участниками группы. На основе собранного материала участнику предлагалось создать рекламу своей личности, в которой были бы отражены все качества. На заключительной встрече участники писали письма себе, музе, мечте, идеальному Я. И, как интегрирующий момент программы, создавали ответные послания самим себе.

Психокоррекционным результатом данной программы стало осознание и новое проживание своей индивидуальности. Участники психокоррекционных занятий, анализируя свои личные качества, сформировали более объективное их восприятие, переосмыслили их из «мешающих» в «помогающие» жить.

Соотношение групп испытуемых, имеющих внутриличностный конфликт (преобладание «ценного» над «доступным») в различных жизненных сферах (в %)

Таблица 2

Конфликтные жизненные Экспериментальная группа Контрольная группа

до участия после участия до после

сферы в психо- в психо- психо- психо-

коррекционной коррекционной коррекционной коррекционной

программе программе программы программы

Счастливая семейная жизнь 26,5 0 24,3 24,6

Материально обеспеченная жизнь 22,1 12,2 21,5 22

Любовь 20,63 16,18 20 18,8

Здоровье 18 0 21,9 21,8

Таблица 3

Соотношение групп испытуемых, имеющих состояние «внутреннего вакуума»

(преобладание «доступного» над «ценным») в различных жизненных сферах (в %)

Сферы внутреннего вакуума Экспериментальная группа Контрольная группа

до участия в психокоррекционной программе после участия в психокоррекционной программе до психо- коррекционной программы после психо- коррекционной программы

Активная деятельная жизнь 22,81 15,94 20,55 20,55

Красота природы и искусства 23,19 21,05 24,66 24,66

Исследование динамики показателей внутрилич-ностного конфликта, самооценки и уверенности в себе у молодых людей позволило сделать заключение об эффективности программы психокоррекции творчеством.

В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: 1) «Диагностика внутреннего конфликта» (автор Е. Б. Фан-талова), направленная на выявление внутриличност-ного конфликта (мотивационно-личностной дезинтеграции), определение актуального для личности эмоционального состояния, конкретных жизненных сфер локализации внутреннего конфликта (областей преобладания «ценного» над «доступным»), а также сфер внутреннего «вакуума» (областей преобладания «доступного» над «ценным»); 2) «Методика личностного дифференциала» (в адаптации сотрудников психоневрологического института им. В. М. Бехтерева), позволяющая изучить самооценку личности; 3) «Тест уверенности в себе» (автор В. Г. Ромек).

Было выявлено значимое уменьшение выраженности внутриличностного конфликта у студентов экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе произошло некоторое увеличение степени его проявления (табл. 1). Статистически значимым явилось снижение показателей состояния эмоционального дискомфорта и повышение уверенности молодых людей в себе.

Участие в психокоррекционной программе позволило участникам осуществить анализ внутрилич-ностных конфликтов, связанных с конкретными жизненными сферами (семейная жизнь, материальное обеспечение, любовь, здоровье). В экспериментальной группе произошло уменьшение количества человек, имеющих конфликты преобладания «ценного» над «доступным» в указанных сферах (табл. 2).

Также произошло снижение напряженности конфликтов, отражающих состояние «внутреннего вакуума» у молодых людей (табл. 3). Сферами, в кото-

рых «доступное» значительно превышает «ценное» как в экспериментальной, так и в контрольной группах, выступили: «Активная деятельная жизнь» и «Красота природы и искусства». Участники программы осуществили поиск возможных путей и способов реализации собственной активности, в том числе посредством удовлетворения эстетических потребностей.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Программа психокоррекции творчеством способствует снижению напряженности внутрилич-ностного конфликта молодых людей — студентов старших курсов и выпускников вузов, находящихся на этапе кризиса юности — перехода к ранней взрослости.

2. В результате использования методов психокоррекции творчеством: арт-терапии, фототерапии и психокоррекции творческим самовыражением — у участников групп снижаются показатели эмоционального дискомфорта, происходит повышение общего эмоционального состояния, а также уверенности молодых людей в себе.

3. Перспективными являются разработка и реализация программ психологической помощи молодым людям — выпускникам вузов г. Омска, направленных на повышение уверенности в себе, преодоление закономерно возникающих проблем, связанных с кризисом юности и приобретением новой жизненной позиции взрослого.

Библиографический список

1. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Кар-васарского. — СПб. : Питер, 2002. — 1024 с.

2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. / А. А. Осипова. — М. : Сфера, 2002. - 510 с.

3. Роджерс, Н. Путь к целостности: человекоцентри-рованная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 132-139.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

4. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

5. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М. В. Киселева. — СПб. : Речь, 2007. — 336 с.

6. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии / А. И. Ко-пытин. — СПб. : Речь, 2003. — 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М. Е. Бурно. — М. : Академический проект, 2006. — 432 с.

8. Грушко, Н. В. Активизация личностных ресурсов сту-дентов-дизайнеров посредством психокоррекции творческим самовыражением / Н. В. Грушко, Т. Е. Полякова. // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы : матер. Межд. науч. конф. — Саратов : Научная книга, 2007. — С. 123-126.

9. Грушко, Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога : учеб/ пособие / Н. В. Грушко. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 36 с.

10. Грушко, Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» с элементами фототерапии в тренинге : методическое пособие / Н. В. Грушко, Н. Н. Карловская. — Омск : Изд-во ИП Загурский С. Б., 2009. — 72 с.

ГРУШКО Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: natvic2000@mail.ru ЧЕРНОБРОВКИНА Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail chernobrovkina_s @list.ru

Статья поступила в редакцию 12.08.2011 г.

© Н. В. Грушко, С. В. Чернобровкина

удк 378.147 т. В. САВЧЕНКО

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ_______________________

Статья посвящена проблеме развития интеллектуального потенциала личности будущего специалиста с высшим образованием поиску путей активизации процесса интеллектуального развития студентов вуза приобщению их к творческой деятельности. Ключевые слова интеллектуальный потенциал интеллектуальное развития личности, творческая деятельность интеллектуальные образовательные технологии.

Уровень интеллектуального потенциала любой страны является важнейшим фактором ее экономического, социального и политического развития. Он, в свою очередь, в значительной мере определяется качеством высшего образования. Другими словами, высшая школа должна обеспечить рост научного потенциала страны. Именно в студенческой среде готовятся необходимые в будущем кадры интеллектуальной элиты, поэтому на современном этапе развития высшей школы идет постоянный поиск путей активизации процесса формирования и развития интеллектуального потенциала студентов.

Это связано с тем, что обществу нужны люди, умеющие самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, самостоятельно приобретать необходимые знания и заниматься самообразовательной деятельностью. В рамках университетов этот процесс проявляется и выражается в подготовке специалистов, способных действовать в неопределенных ситуациях, интегрировать свои усилия в совместную продуктивную деятельность коллектива, осуществлять научные и инновационные проекты и т.п. Можно отметить, что интеллектуальный потенциал — это комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, профессиональных, творческих возможностей как страны в целом, так и отдельно взятой личности. Под интеллектуальным развитием в высшей школе нами понимается

совершенствование логического, абстрактного, творческого мышления студента и способов его практического применения для решения различного рода задач посредством целенаправленного использования методов и приемов как учебного, так и внеучеб-ного характера. «Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вуза является постижение самого главного требования, предъявляемого к специалисту, — умение применять научные знания на практике в соответствии с имманентными качествами гармонично развитой личности» [1].

Интеллектуальное развитие рассматривается как один из возможных путей привлечения студенчества к научно-исследовательской работе, а также как необходимый элемент личностного и профессионального становления.

В современных условиях, когда главной задачей образования является обеспечение разностороннего развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, к преобразующей, творческой деятельности, одним из ведущих направлений реформирования высшего образования выступает создание условий для осознанного, непрерывного и поступательного личностно-профессионального роста обучающихся. Это становится возможным на основе формирования устойчивых познавательных потребностей личности, совершенствования ее интеллектуально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.