Научная статья на тему 'Исследование возможностей внелечебного варианта терапии творческим самовыражением в работе практического психолога'

Исследование возможностей внелечебного варианта терапии творческим самовыражением в работе практического психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ / CREATIVE SELF-EXPRESSION THERAPY / ART / CREATION / ART-THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна

Содержится обзор исследовательских работ, посвященных изучению возможностей внелечебного варианта авторского метода М. Е. Бурно терапии творческим самовыражением в работе практического психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF OPPORTUNITIES OF EXTRA MEDICAL OPTION OF THERAPY BY CREATIVE SELF-EXPRESSION IN WORK OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST

Contents of article is the review of the research works devoted to studying of opportunities of extra medical option of an author's method of M.E.Burno Terapiya by creative self-expression in work of the practical psychologist.

Текст научной работы на тему «Исследование возможностей внелечебного варианта терапии творческим самовыражением в работе практического психолога»

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 33-41. УДК 159.923.2

Н. В. Грушко

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВНЕЛЕЧЕБНОГО ВАРИАНТА ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Содержится обзор исследовательских работ, посвященных изучению возможностей внелечеб-ного варианта авторского метода М. Е. Бурно - терапии творческим самовыражением - в работе практического психолога.

Ключевые слова: терапия творческим самовыражением; искусство; творчество; терапия творчеством.

N. V. Grushko

RESEARCH OF OPPORTUNITIES OF EXTRA MEDICAL OPTION OF THERAPY BY CREATIVE SELF-EXPRESSION IN WORK OF THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST

Contents of article is the review of the research works devoted to studying of opportunities of extra medical option of an author's method of M.E.Burno Terapiya by creative self-expression in work of the practical psychologist.

Keywords: creative self-expression therapy; art; creation; art-therapy.

Современная реальность кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняется система ценностей. Тревожность, стресс, эмоциональное напряжение постепенно становятся обыденными и привычными состояниями. Адаптация к таким эмоциональным феноменам приводит к необходимости создавать и применять новые методы коррекции и регуляции этих состояний. Возникает необходимость по-новому рассмотреть ключевые вопросы организации психологической помощи населению и обществу в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают работы по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов психокоррекции и психопрофилактики, повышающих резервные возможности организма человека, способствующие адаптации личности к меняющимся условиям среды.

Известно, что искусство и творчество несут в себе глубокое исцеляющее начало. Искусство может пробудить в человеке такую внутреннюю силу, которая способна полно-

© Грушко Н. В., 2017

стью изменить работу организма, в результате чего исцеляются дух, разум и тело. В творчестве, какой бы сферы оно ни касалось, человек начинает ощущать себя как созидающую личность, индивидуальность, что позволяет ему почувствовать единение с близкими по духу людьми, осознать свою значимость.

Использование разнообразных методик: арт-терапии, танцевальной терапии, сказкоте-рапии, танцевально-двигательной терапии, музыкотерапии и многих других - позволяет помочь человеку с различным спектром трудностей, кризисных ситуаций (Л. С. Брусилов-ский [1], Е. В. Конорова [2], А. И. Копытин [3]; В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Вере-меенко [4; 5; 6]; В. В. Козлов, М. С. Горячева [7], В. М. Элькин [8] и др.).

Цель данной статьи заключается в осмыслении теоретических и практических исследований, посвященных изучению психокор-рекционного воздействия методик терапии творчеством в различных сферах деятельности практического психолога. В статье представлен краткий обзор работ, которые проводились

под нашим руководством с участием студентов факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в течение ряда лет. Эти работы объединяет использование в качестве основы авторского метода - терапии творческим самовыражением (ТТС) М. Е. Бурно. Далее в тексте мы также будем использовать термин «психокоррекция творческим самовыражением» как синоним внелечебного варианта клинически ориентированного авторского метода - ТТС. Также в статье представлены ссылки на публикации в этом направлении с целью интегрировать обзор напечатанных материалов.

ТТС имеет свою историю развития, отражающуюся в исторически сложившихся методах терапии творчеством. ТТС как метод психотерапии была принята сравнительно недавно, но попытки исцеления творчеством существовали, по-видимому, с тех пор, как человек смог создавать что-то новое, вкладывая в это свою душу, открывать что-то новое для себя, одним словом, творить. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством (игровая терапия, музыкотерапия, арт-терапия и др.) возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека и постепенно становятся самостоятельными направлениями психологической работы. Современные медики выделяют новые приемы, продолжающие старую тему терапевтических увлекающих занятий без отчетливого момента самораскрытия в творчестве, - это библиотерапия, музыкотерапия, хоббитерапия, эстетотера-пия, ландшафтотерапия, натурпсихотерапия.

ТТС - клинический, непсихоаналитически ориентированный терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный М. Е. Бурно. В основе его лежат две идеи. Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения. Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно.

В ТТС М. Е. Бурно выделяет несколько этапов:

1) самопознание («познай самого себя» -nosce te ipsum с лат.) - изучение собственных болезненных расстройств, своего характера. Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь, и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни;

2) познание других человеческих характеров («каждому свое» - suum cuique с лат.) -занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств. Для того чтобы человек, страдающий, например, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в «психотерапевтической гостиной» вначале слушает рассказы участников группы о художниках, писателях, композиторах, философах. Цель такого знакомства - постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер. Чаще всего объектом анализа становятся художники, так как знание о них легко подкрепить репродукцией, иллюстрациями;

3) продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения при помощи конкретных методик. Конкретные методики, представленные в методе ТТС: терапия созданием творческих произведений; творческим общением с природой; творческим общением с литературой, искусством, наукой; творческим коллекционированием; проникновенно-творческим погружением в прошлое; ведением дневника и записных книжек; домашней перепиской с врачом; творческими путешествиями; творческим поиском одухотворенности в повседневном.

«Термин "творческий" понимается здесь широко, как и вообще в сегодняшней нашей жизни. Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное (а не трафаретное, банальное, машинное)

есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осозна-вание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы (что мне созвучно, а что чуждо), и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения» [9, с. 72].

Психокорреция творческим самовыражением как внелечебный вариант ТТС представлена в исследованиях психологов конкретными методиками: фототерапией, музы-котерапией, сказкотерапией, танцевальной терапией и др. Все эти направления имеют свою теорию, методы и практику, однако объединяющим звеном является использование творческой способности клиента на пути к нормализации собственной жизни. Реализация программ, в основе которых лежит метод ТТС М. Е. Бурно, «создает условия для получения опыта эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыта самовыражения через творчество и художественно-творческую деятельность собственных впечатлений от творческой деятельности» [10, с. 37].

Психокоррекционный вариант ТТС направлен на то, чтобы помочь человеку с дефензивными особенностями личности найти адекватные способы самовыражения и снизить напряженность базового конфликта дефензивной личности. Как отмечает М. Е. Бурно, «дефензивность (от лат. defense -«оборонять») - понятие, по содержанию противоположное понятию "агрессивность". Это переживание своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности, малодушии, склонности к сомнениям, неуверенности в себе, и, наконец, все это проникнуто ранимым самолюбием» [11, с. 27]. Очень важный коррекционный момент заключается в том, что психологом создаются условия, чтобы участники программы сами

осознали свойственный им, их характерологии путь творческой самореализации.

Ниже в таблице представлены курсовые и дипломные работы, которые интересны с точки зрения попытки привнести в развитие ТТС как новые методики (танцевально-двигательная терапия, фототерапия и др.), так и новые приемы (психокоррекция созданием хокку [12, с. 87], проективная методика «Дерева» [13] и др.), а также предложить использование метода в различных сферах жизнедеятельности.

Сравнивая проведенные исследования, интересно обратить внимание на предпочтения в выборе конкретных методик, которые студенты, организующие исследование, выбирали для психокоррекционной программы. Среди предпочитаемых методик можно выделить: фототерапию (экспрессивную и им-прессивную), рисуночные техники (мандалу, каракули, автопортрет, нарисованный с закрытыми глазами, и др.), музыкотерапию, терапию, связанную с созданием прозаических и поэтических произведений (хокку, сказки).

В процессе работы были выделены основные этапы психокоррекционного варианта ТТС, которые использовались в перечисленных выше исследованиях. Собственно пси-хокоррекционной работе предшествует этап формирования групп, который осуществляется с помощью психологов-консультантов, психотерапевтов. Сначала проводится обследование и отбор участников с дефензивными особенностями личности, диагностика индивидуально-личностных особенностей, выявление симптомокомплекса дефензивной личности. Затем проводятся индивидуальные консультации о сущности метода, особенностях и проявлениях дефензивных расстройств.

По итогам диагностики и консультаций осуществляется формирование групп для занятий психокоррекцией творчеством. Собственно коррекционным звеном в работе является организация и проведение психокор-рекционных занятий с последующей диагностикой, анализом и интерпретацией результатов работы.

Курсовые и дипломные работы, посвященные изучению метода ТТС

Автор

Название работы

Цель исследования

Выборка

Примечание

К. А. Мелкунова

Динамика внутриличностно-го конфликта в ходе групповой арт-терапии и психокоррекции творческим самовыражением [14]

Изучить динамику показателей внутриличностного конфликта, самооценки и уверенности личности в ходе групповой психокоррекции творчеством

64 студента Омских ВУЗов: ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, художественно-

технологического факультета Омского государственного института сервиса_

Практико-ориентриро-ванная работа; исследование, пси-хокоррекционная программа разрабатывались с учетом социального заказа

Т. Е. Полякова

Исследование эффективности использования элементов танцевально-двигательной терапии в психокоррекции дефензивных особенностей личности подростков [15]

Проследить динамику психических свойств личности, соответствующих симптомокомплексу де-фензивности в процессе психокоррекции творческим самовыражением с использованием методов танцевально-двигательной терапии

Подростки, воспитанники детского дома № 4 (25 человек)

Впервые (по мнению М. Е. Бурно) используется танцевально-двигательная терапия как метод психокоррекции

Р. Б. Кузекина

Специфика применения внелечебного варианта ТТС для коррекции эмоционального состояния и адаптации осужденных подростков [16]

Изучение динамики личностных качеств (тревожности, агрессивности, отношения к себе и другим) заключенных в ходе групповой коррекции

Заключенные ОВК в возрасте 15-17 лет (20 человек)

Одна из первых попыток применения ТТС для данной выборки

Одна из первых работ по психокоррекции ТТС, посвященная нашим студентам

М. В. Павленко

Динамика эмоциональной сферы личности в ходе групповой психокоррекции средствами музыкотерапии [17]

Изучить динамику показателей эмпатии, перцепции, понимания и анализа своих и чужих эмоций в ходе групповой психокоррекции средствами музы-котерапии_

26 студентов 2-3-го курсов факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского

Н. В. Елкина

Динамика ситуативной тревожности, самочувствия, активности, настроения, отношения к болезни в ходе применения музыкотерапии при лечении пациентов стоматологического профиля [18]_

Изучить динамику тревожности, самочувствия, активности, настроения, отношения к болезни пациентов стоматологического профиля в ходе применения музыкотера-пии

40 испытуемых в возрасте от 22 до 71 года

Одна из первых прак-тико-ориентирован-ных работ студентов с применением ТТС в профессиональном контексте и для данной выборки

Е. Е. Заворотько

Психокоррекция творчеством в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (на примере Казенного учреждения Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"»)_

Создание и реализация эффективной психокор-рекционной программы с использованием ресурсов искусства и творчества, направленной на помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

30 детей дошкольного и младшего школьного возраста (воспитанники Казенного учреждения Омской области «Социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"»)

Одна из первых прак-тико-ориентирован-ных работ студентов с применением ТТС для данной выборки

Основными этапами психокоррекцион-ной работы являются: психообразовательные занятия; занятия по знакомству со своей индивидуальностью; знакомство с «силой своей слабости»; знакомство и овладение конкретными методиками творческого самовыражения.

1. Психообразовательные занятия. На этом этапе происходит знакомство с индивидуальными характерологическими особенностями себя и окружающих. Участники твор-

ческих гостиных изучают под руководством психолога типологию личностей по современной научно-популярной литературе и классическим научным трудам, читают книги об известных людях с дефензивными свойствами, автобиографии, письма, воспоминания о них, рассматривают картины и репродукции, слушают музыку композиторов-классиков. Таким образом, происходит снижение некоторого психоэмоционального напряжения, облегчение от осознания того,

что и великим мира сего (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов) свойственны дефензивные переживания. На психообразовательных занятиях участникам предлагают ознакомиться с характерологическими типами (радикалами), выделенными на основе характерологических радикалов, разработанных М. Е. Бурно [13]. Это такие типы характеров:

- демонстративный (истероид). Ядро данного характера - эгоцентризм на фоне инфантилизма;

- замкнуто-углубленный (аутист). Главные особенности - замкнутость и отрешенность от реальной жизни;

- синтонный (циклоид). Главные особенности - стремление жить с удовольствием и разрешение другим делать то же самое, колебание «душевной погоды», реалистичность мышления, цельное душевно-телесное тепло (по временам чем-то «занавешивающееся»);

- напряженно-авторитарный (эпилепто-ид). Ядром данного характера является напряженная прямолинейность;

- застенчиво-сомневающийся (психастеник). Ядро психастенического характера состоит из: а) оборонительности, б) неестественности, в) аналитичности и реалистичности;

- полифонический. Для полифонического радикала характерно одновременное звучание нескольких характерологических радикалов. Соединяя в себе несоединимое, этот характер представляет собой взаимопроникновение идеалистического и материалистического мировоззрения.

После знакомства с каждым из радикалов исследуются биографии, примеры из жизни великих людей, творчество которых показывает принадлежность их к определенному типу характера. На данном этапе психокоррекции творчеством приходит понимание того, что есть закономерности типа характера, которые возможно узнать, а значит, корректировать, лучше владеть собой. Механизмом психокоррекционного эффекта в данном случае является развитие психологической защиты - рационализации; понимание и объяснение ранее необъяснимых и пугающих эмоциональных состояний (тревожных, депрессивных настроений, срывов, зажатости и др.), что приводит к облегчению от осознания того, что есть объективные составляющие этих состояний. Познавая себя в поисках созвучного и чуждого ему в других характерах, подро-

сток учится понимать и уважать не только себя, но и поступки и переживания других людей.

2. Знакомство со своей индивидуальностью. На этом этапе осуществляется знакомство со своей индивидуальностью, слабыми и сильными сторонами характера через сравнение, отождествление, разотождествление с героями, авторами художественных произведений. Целью этого этапа является идентификация своей личности, своих индивидуально-типологических особенностей в сравнении с великими писателями, художниками и музыкантами. Содержанием данного этапа является просмотр репродукций, слайдов, чтение произведений, слушание музыки известных авторов с дефензивными особенностями личности. Психокоррекционным результатом второго этапа становится осознание человеком своих дефензивных индивидуально-типологических особенностей. Происходит понимание того, что человек не одинок в своих переживаниях неполноценности: и великие художники, страдая, находили отдохновение и помощь в процессе целительного творчества, создавая шедевры мирового искусства.

Например, для коррекции эмоционального состояния и адаптации осужденных подростков нами были подобраны примеры биографий известных людей, прошедших в своей жизни путь заключения (О. Генри, А. Грин, Ф. Достоевский, А. Солженицын, Н. Чернышевский) и успешно преодолевших эту стрессовую ситуацию при помощи творчества. В результате проведения серии психокоррек-ционных занятий положительный эффект проявился в снижении уровня ситуативной тревожности (результаты, полученные после занятий в экспериментальной группе, приблизились к умеренному уровню тревожности (и = 24,5 прир < 0,01)), развитии волевых качеств личности и самоконтроля, а также снизился уровень проявления физической агрессии и обиды.

3. Знакомство с «силой своей слабости». Содержанием данного этапа является чтение любимых книг, слушание любимых музыкальных композиций своих сверстников -участников группы. Осуществляется обсуждение и анализ созвучных своей внутренней природе фрагментов, характеров. Особое внимание следует обратить на произведения, героев, которые «не подошли», не соответ-

ствуют внутреннему складу души, вызывают дискомфорт, с целью понимания / принятия, чем такое творчество может быть целебным и полезным для других людей. Психокоррек-ционным результатом является еще более полное проживание и осмысление / осознание своей индивидуальности; знакомство с собой на более глубоком уровне. Происходит переоценка ценностей: перевод некоторых качеств из «мешающих» в помогающие жить. Формирование адекватного отношения к своим отрицательным чертам характера помогает принятию и пониманию других людей. Происходит принятие своих слабостей, смягчение напряженности, снижение требовательности к себе и к окружающим, «обогащение» новыми положительными эмоциями, налаживаются отношения с родными, близкими, сверстниками. В поведении появляется уверенность, в эмоциональном плане - большая стабильность. Снижение уровня переживания базового конфликта дефензивной личности приводит к улучшению социальной адаптации.

4. Знакомство с конкретными методиками творческого самовыражения. Содержанием этапа является знакомство, освоение и развитие на практических занятиях с различными видами творческой деятельности. Подростки обучаются творчеству, осваивают и развивают навыки творческой деятельности. На этих занятиях подростки пробуют свои силы в создании творческих произведений, по-своему отражая в них собственные черты характера. Целью данного этапа является знакомство с конкретными методиками психокоррекции творчеством и выбор наиболее подходящих методик для коррекции дефензивных расстройств и развития индивидуально-личностных качеств. Психокоррекционным результатом этого этапа является обогащение и обновление набора собственных психокоррекционных средств для снижения остроты тревожных или депрессивных состояний и приобретения стабильного уравновешенного состояния.

Например, в исследовании о психокоррекции творчеством в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (на примере Казенного учреждения Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"»), краткосрочная психокоррекционная программа состояла из пяти занятий. Занятия были выстроены таким образом, чтобы задействовать все каналы восприятия, и занятие, тематиче-

ски сочетающее в себе элементы искусства и творческой деятельности, способствовало повышению уровня как социализации, так и индивидуализации каждого ребенка. Нами была выявлена положительная динамика психосоциальных характеристик у детей, принявших участие в эксперименте, в сравнении с незначительным улучшением некоторых показателей у детей контрольной группы, что позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы. В наибольшей степени совместная творческая деятельность повлияла на повышение самооценки детей, о чем свидетельствовало значимое снижение таких показателей, как чувство неполноценности и недоверие к себе.

В ходе анализа возможностей психокор-рекционного варианта ТТС были сформулированы следующие психологические условия, обеспечивающие эффективность метода.

Организация пространства для занятий по творческому самовыражению (место, условия, техническое оснащение и т. д.). Организация пространства продумывается каждый раз с учетом формы или вида творческих встреч: где будет находиться ведущий, как и где будут располагаться в комнате участники группы, технические средства. То есть продумывание таких деталей в итоге складывается в общую картину дружественного пространства. Кроме того, принципиальным моментом является возможность трансформировать, менять это пространство под цели и задачи творческих гостиных. Для работы используются бумага (формата A4 и больше), карандаши, фломастеры, краски. Важно создать атмосферу уюта и душевного тепла, располагающую к доверию. Это возможно с помощью продуманного интерьера: мягкое ковровое покрытие, мягкие стулья, диван, кресла. Техническое оснащение в кабинете: музыкальный центр с фонотекой, проектор, экран, подборка слайдов, компьютер. Например, в исследовании, которое проводилось с подростками - воспитанниками детского дома, основным способом коррекционного воздействия были выбраны методы танцевально-двигательной терапии. Выбор метода обоснован пожеланиями самих участников творческих занятий. Занятия проводились в просторном классе с техническим оснащением: музыкальный центр с фонотекой.

Создание креативной среды, способствующей творческому самовыражению. В поня-

тие креативной среды входят следующие компоненты: принятие и стимулирование. Принятие здесь рассматривается в контексте свободы выражения себя, своих мыслей, своего творчества и принятия его окружающими, участниками творческой гостиной. Для креативной составляющей это необходимо, так как креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение не принуждаемой другими личности в непринужденной обстановке. Для творческих гостиных характерно принятие любого мнения, варианта поведения (за исключением поведения, которое может причинить моральный и материальный ущерб участникам).

Следующий компонент креативной среды - стимулирование, когда поддерживается, приветствуется любая инициатива, которая может помогать развитию группы, развитию каждого конкретного человека. Здесь можно использовать различные варианты стимулирования: улыбку, словесное поощрение, аплодисменты и т. д. Важным моментом является богатый выбор вариантов эмоциональной поддержки инициативы, и можно подробно обсудить, как сказать, показать человеку, что ему удалось получить результат, даже если он на первый взгляд невелик; это способствует созданию и закреплению ситуации успеха.

Например, в одном из наших исследований для создания креативной среды в изучении психокоррекционного потенциала музы-котерапии в стоматологической практике музыкальное сопровождение подбиралось персонально для каждого пациента. В исследовании принимали участие две группы пациентов стоматологического профиля. Пациенты контрольной группы проходили лечение обычным образом. Пациенты экспериментальной группы лечились с применением му-зыкотерапии. Основная идея исследования заключалась в том, что прослушивание музыки через наушники способствует отвлечению пациентов от неприятных мыслей и ощущений во время лечения. В результате совмещения лечения с применением музыкотерапии было выявлено значительное снижение ситуативной тревожности, улучшение самочувствия и настроения, изменение отношения к болезни. Был сделан вывод о том, что применение музыкотерапии при лечении стоматологических пациентов является достаточно доступным и эффективным способом снятия

тревожности, изменения эмоционального состояния пациента.

Одна из трудностей, с которой мы столкнулись в процессе работы, - это специфичность выборки: воспитанники детского дома, осужденные подростки, дети дошкольного возраста, находящиеся в реабилитационном центре, стоматологические пациенты и др. Специфичность связана как с ситуацией, в которой находились участники психокор-рекционной программы (приют для несовершеннолетних, детский дом и др.), так и реальными возможностями организовать участие респондентов в программе психокоррекции творчеством. Трудность также заключалась в глубокой оценке эффективности методик, так как возможно было предложить для работы только краткосрочный вариант внеле-чебного варианта ТТС.

Отличительными чертами краткосрочного варианта являются следующие: количество занятий варьируется от 4 до 7 встреч, продолжительность которых 1,5-2 астрономических часа; психокоррекционная работа осуществляется в сотрудничестве с психологом учреждения, куратором групп. Психокоррек-ционные методики отбираются с учетом приоритетов как студента, работающего над исследованием, так и участников групп.

В целом можно сказать, что, несмотря на относительную молодость ТТС и ее внеле-чебного варианта, она активно разрабатывается психологами-практиками и дает положительные результаты. Так, психокоррекция элементами искусства и творчества может быть рекомендована к использованию в работе педагогов-психологов, социальных работников и воспитателей детских домов, интернатов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Творчество позволяет не только повысить уровень развития личности и приблизить ее к самоактуализации, но и помочь травмированной личности с проблемными переживаниями найти свое место в жизни и пути развития в дальнейшем. Важным моментом для образовательного процесса, для развития компетенций студентов-психологов, выбравших для курсовых и дипломных работ метод ТТС, стало углубленное изучение ими конкретных методик творческого самовыражения, стремление понять психокоррекционные механизмы каждой методики, что, на наш взгляд, является примером, развивающим профессионализм и моти-

вацию к овладению разнообразными приемами психологической помощи. В целом, независимо от подхода, в рамках которого осуществляется психологическая помощь, распространение идей и практических программ, ориентированных на поддержание целостности личности с использованием творческих практик, является важнейшим направлением развития психологии.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / под ред. B. Е. Рожнова. - Ташкент : Медицина, 1979.

2. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. - М. : Музыка, 1972.

3. Копытин А. И. Арт-терапия - СПб. : Питер, 2001.

4. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Инте-гративная танцевально-двигательная терапия. - СПб. : Речь, 2006. - 286 с.

5. Гиршон А. Истории, рассказанные телом. Практика аутентичного движения. - Минск, 2008. - 128 с.

6. Сайт Александра Гиршона. - URL: old.gir shon.ru/project/book.htm (дата обращения: 12.04.2017).

7. Козлов В. В., Горячева М. С. Музыкотерапия как регулятор тревожности // Психотехнологии в социальной работе : сб. ст. / под ред. В. В. Козлова. - Вып. 8. - Ярославль, 2003. - 207 с.

8. Элькин В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. - СПб. : Петрополис, 2005. - 295 с.

9. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М. : Медицина, 1989. - 304 с.

10. Галеева Н. И. Метод терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в социокультурном пространстве кадетского корпуса в психолого-педагогической практике // Психотерапия здоровых. Психотерапия России (Практическое руководство по характерологической креатологии) / сост. и отв. ред. Г. Ю. Канарш ; общ. ред. М. Е. Бурно. - М. : Институт консультирования и системных решений, 2015.

11. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2008. - 640 с.

12. Грушко Н. В. О психокоррекционном варианте терапии творческим самовыражением

в условиях дополнительного образования // Психотерапия здоровых. Психотерапия России (Практическое руководство по характерологической креатологии).

13. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» с элементами фототерапии в тренинге : методическое пособие. - Омск : ИП Загур-ский С. Б., 2009. - 69 с.

14. Грушко Н. В., Мелкунова К. А. Психокор-рекционная программа, направленная на работу с внутриличностным конфликтом и реализацию творческого потенциала личности в юношеском возрасте : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса» (Омск, 11 ноября 2011 г.). - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.

15. Грушко Н. В., Полякова Т. Е. Метод танцевально-двигательной терапии как способ регуляции психических состояний подростков-воспитанников детского дома // Психология психических состояний: теория и практика : материалы I Всероссийской конференции (Казань, 13-15 ноября 2008 г.). -Казань, 2008.

16. Грушко Н. В., Кузекина Р. Б. Психокоррекция методом ТТС как ресурс здоровьесбере-гающих технологий личности малолетнего преступника // Психотерапия здоровых. Психотерапия России (Практическое руководство по характерологической креатоло-гии).

17. Грушко Н. В., Павленко М. В. Музыкотера-пия как инструмент активизации эмоциональных способностей личности // Ресурсы и антиресурсы личности в современных ко-пинг-исследованиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-9 ноября 2012 г.) / под ред. Л. И. Дементий. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та. - С. 194-199.

18. Грушко Н. В., Елкина Н. В. Применение му-зыкотерапии как метода коррекции тревожности при лечении стоматологических пациентов // Актуальные вопросы службы медицины катастроф : материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (Омск, 21-22 июня 2012 г.). - Омск : ООО «Издательский центр "Омский научный вестник"», 2012.

Сведения об авторе

Грушко Наталья Викторовна - канд. пси-хол. наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия); e-mail: natvic2000@mail.ru.

Для цитирования

Грушко Н. В. Исследование возможностей внелечебного варианта терапии творческим самовыражением в работе практического психолога // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 33-41.

About the author

Grushko Natalya Victorovna - Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Psychology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia); e-mail: natvic2000@mail.ru.

For citations

Grushko N. V. Research of Opportunities of Extra Medical Option of Therapy by Creative Self-expression in Work of The Practical Psychology. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 33-41. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.