Научная статья на тему 'Психокоррекция творчеством в работе со студентами старших курсов и выпускниками вузов'

Психокоррекция творчеством в работе со студентами старших курсов и выпускниками вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Н. В., Чернобровкина С. В.

Theoretical and practical aspects of psychocorrection by creativity in work with students of older years and graduates of higher education institutions are considered. Authors analyze various approaches to therapy and psychocorrection by creativity. The analysis of work with young people in groups of psychocorrection by creative selfexpression is presented

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушко Н. В., Чернобровкина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психокоррекция творчеством в работе со студентами старших курсов и выпускниками вузов»

УДК 159.923.2+159.924.24

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСТВОМ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ СТАРШИХ

КУРСОВ И ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ

Н.В. ГРУШКО, С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Theoretical and practical aspects of psychocorrection by creativity in work with students of older years and graduates of higher education institutions are considered. Authors analyze various approaches to therapy and psychocorrection by creativity.

The analysis of work with young people in groups of psychocorrection by creative selfexpression is presented.

В настоящее время общество вошло в постиндустриальную эпоху развития, которая сопровождается изменением приоритетов в сфере социальных ценностей, что влечет за собой повышение интереса к психологическим проблемам самореализации творческого потенциала личности. Современная социально-экономическая ситуация связана с востребованностью личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою ответственность, стремящейся к саморазвитию, способной противостоять усредняющему воздействию окружающего мира.

Развитие такой личности связано с саморазвитием и творческой реализацией, которые формируются в процессе получения профессионального образования. Проблемой современного высшего профессионального образования является его исключительная направленность на формирование систематизированных знаний, умений и навыков, отсутствие создания условий для гармоничного развития личности, что, в свою очередь, приводит к подготовке обезличенных молодых квалифицированных кадров.

С 2000 г. в Омске организуются семинары, творческие мастерские для психологов, преподавателей, старшеклассников (занимающихся по программам дополнительного образования), студентов вузов (ОмГУ, ОмГПУ,

ОмГИС, РИЦ и др.), на которых участники знакомятся с конкретными методиками творческого самовыражения в русле внелечебного варианта терапии творческим самовыражением (ТТС), принимают участие в научных исследованиях, тренингах, мастер-классах.

Результаты этой работы отражены в исследованиях в рамках курсовых и дипломных работ; разработан и реализуется спецкурс «Психокоррекция творческим самовыражением» для студентов-психологов факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского; изданы статьи и методические пособия [1; 2; 3]; проводятся мастер-классы в рамках декадников Омского отделения Профессиональной психотерапевтической лиги.

Методологической и научной основой этой научной и практической работы является метод ТТС - отечественный психотерапевтический метод известного отечественного психотерапевта М.Е. Бурно [4] - профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования.

Содержанием данной статьи является научное исследование, опирающееся в своей основе на базовые принципы метода ТТС М. Е. Бурно. Согласно данному подходу творчество позволяет человеку проявлять и укреплять свою самобытность, направляет человека

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (№ 11-16-55005).

© Грушко Н.В., Чернобровкина С.В., 2012

к людям, дает возможность обрести смысл жизни, позволяет смягчить негативные эмоциональные переживания и актуализировать позитивные. «В творчестве человек ощущает себя самим собой во имя нравственных связей с людьми. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему тем самым дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность» [4, с. 76].

В настоящее время в области психологической науки существуют различные подходы к терапии и психокоррекции творчеством. Одним из первых подходов, поставивших вопрос о целительной силе творчества, явился психодинамический подход. Творчество в данном подходе рассматривается как средство, помогающее выразить бессознательное человека в виде образов, поддающихся интерпретации. Кроме того, оно представляется как проявление механизма сублимации: позволяет выражать бессознательные влечения и импульсы в социально-приемлемом виде [5].

По мнению классиков гуманистического подхода А. Маслоу, К. Роджерса, творчество предоставляет неисчерпаемые возможности для самовыражения, самореализации, самоутверждения и самопознания, а также способствует оптимизации межличностных отношений [6].

Терапевтическая ценность творчества подчеркивается В. Франклом в рамках экзи-стенционального подхода. Автор рассматривает творчество как один из способов нахождения и реализации смысла жизни [7].

В контексте гештальт-подхода творчество выполняет следующие психокоррекционные функции: пробуждает ресурсный потенциал, помогает установить контакт с «внутренним ребенком», восстанавливает адекватную Я-функцию, помогает с помощью образов интерпретировать неосознаваемые переживания [5].

Арт-терапия - один из активно развивающихся методов, использующих творчество как ресурс. Возникнув на стыке науки и искусства, данное направление вобрало в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Как отмечает М.В. Киселева, «методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптиро-

ваны к различным задачам, начиная от проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышая планку психического и духовного здоровья...» [8, с. 9].

Фототерапия - один из методов психокоррекции творчеством (наряду с музыкоте-рапией, сказкотерапией, изотерпией и др.), связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественное описание. Для выделения возможностей фотографии в психокоррекционной работе мы обращаемся к практическому опыту А.И. Копытина, одного из ведущих разработчиков данного направления психологической работы, по мнению которого, «фотография позволяет «играть» с реальностью, её зримыми отображениями» [9, с. 11]. Эта возможность возникает благодаря способности выбирать из окружающего мира то, что наиболее интересно и важно. Также фотография позволяет «творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность, которая невидима физическим зрением. Именно благодаря игровым возможностям автор-фотограф способен переживать удивительное ощущение свободы» [9, с. 11].

В отечественной практике существуют различные примеры применения человеческой увлеченности творчеством в терапевтических целях (Н.Н. Баженов, А.Т. Болотов, П. А. Бутковсий, В.Ф. Саблер).

Далее мы представляем результаты психокоррекционной работы со студентами вузов Омска 4-5 курсов, направленной на коррекцию внутриличностных конфликтов с использованием методик творческого самовыражения и методов терапии искусством, а также результаты эмпирического исследования по определению ее эффективности.

Цель исследования - изучить динамику показателей внутриличностного конфликта, самооценки и уверенности в себе у молодых людей в ходе групповой психокоррекции творчеством.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения.

1. Участие в психокоррекционной программе с использованием методов терапии искусством (изотерапии, фототерапии) и творческого самовыражения приводит к снижению общих показателей внутреннего конфликта и повышению общего эмоционального тона участников.

2. Психокоррекция творческим самовыражением и групповая арт-терапия повышают показатели самооценки и уверенности личности.

В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов вузов в количестве 64 человек (32 человека - экспериментальная группа - участники психокоррекционной программы - студенты Омского государственного института сервиса; 32 человека -контрольная группа - студенты Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского).

Стратегия исследования состояла в проведении сравнительного анализа показателей внутриличностного конфликта, самооценки и уверенности в себе у испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального воздействия (участия в специально разработанной психокоррекционной программе).

Основанием исследования явилось положение о важности превентивной психологической помощи студентам старших курсов, выпускникам вузов, направленной на повышение эффективности их социально-психологической адаптации в ситуации окончания учебного заведения и трудоустройства [10].

Цель психокррекционной программы -выявление внутриличностных конфликтов молодых людей в период кризиса юности, снижение их интенсивности и поиск средств разрешения. Достижение данной цели осуществлялось посредством реализации следующих задач: диагностика внутриличностного конфликта; интеграция, сближение образов «Я реального» и «Я идеального»; актуализация латентных желаний; повышение уровня самооценки, формирование уверенности в себе.

Психокоррекционная программа включала в себя 7 занятий. Содержание первого занятия: знакомство с участниками, обсуждение содержания занятий; изотерапия - создание образов реальных и желаемых состояний, рисование автопортретов; анализ и интерпре-

тация рисунков. Занятие второе включало работу с фотографиями (фототерапия). Участникам предлагается выбрать изображения, наиболее полно отражающие их состояние «здесь-и-сейчас» и желаемое состояние в будущем. На следующем занятии создавались хокку на основе переживаний, возникших в ходе восприятия фотографий. Четвертое занятие состояло из создания кодекса внутренних правил, помогающих решать жизненные задачи. Далее участникам предлагалось ответить на вопрос «Кто я?». Среди полученных ответов выбирались наиболее близкие и наиболее далекие образы, вызывающие положительные и негативные эмоции. В завершении создавалась бумажная маска этого образа. Пятое занятие было посвящено работе с социальными контактами. Студенты рисовали автопортреты, портреты значимых людей, объединяя затем их в общее «древо». Шестое занятие было направлено на работу с уверенностью. Участники перечисляли слабые и сильные стороны своей личности. Список положительных качеств дополнялся другими участниками группы. На основе собранного материала участнику предлагалось создать рекламу своей личности, в которой были бы отражены все качества. На заключительной встрече участники писали письма себе, музе, мечте, идеальному Я. И как интегрирующий момент программы создавали ответные послания самим себе.

Психокоррекционным результатом данной программы стало осознание и новое проживание своей индивидуальности. Участники психокоррекционных занятий, анализируя свои личные качества, сформировали более объективное их восприятие, переосмыслили их из «мешающих» в «помогающие» жить.

Исследование динамики показателей внутриличностного конфликта, самооценки и уверенности в себе у молодых людей позволило сделать заключение об эффективности программы психокоррекции творчеством.

В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики: 1) «Диагностика внутреннего кон-

фликта» (автор Е.Б. Фанталова), направленная на выявление внутриличностного конфликта (мотивационно-личностной дезинтеграции), определение актуального для личности эмоционального состояния, конкретных жизненных сфер локализации внутреннего конфликта (областей преобладания «ценного»

значительно превышает «ценное» как в экспериментальной, так и в контрольной группах выступили: «Активная деятельная жизнь» и «Красота природы и искусства». Участники программы осуществили поиск возможных путей и способов реализации собственной активности, в том числе посредством удовлетворения эстетических потребностей.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Программа психокоррекции творчеством, способствует снижению напряженности внутриличностного конфликта молодых людей - студентов старших курсов и выпускников вузов, находящихся на этапе кризиса юности - перехода к ранней взрослости.

2. В результате использования методов

психокоррекции творчеством: арт-терапии,

фототерапии и психокоррекции творческим самовыражением - у участников групп снижаются показатели эмоционального дискомфорта, происходит повышение общего эмоционального состояния, а также уверенности молодых людей в себе.

3. Перспективным является разработка и реализация программ психологической помощи молодым людям - выпускникам вузов Омска, направленных на повышение уверенности в себе, преодоление закономерно возникающих проблем, связанных с окончанием учебного заведения и будущим трудоустройством.

Таблица 1

Соотношение групп испытуемых, имеющих внутриличностный конфликт (преобладание «ценного» над «доступным») в различных жизненных сферах, %

Конфликтная жизненная сфера Экспериментальная группа Контрольная группа

до участия в психокоррекционной программе после участия в психокоррекционной программе до психокоррекционной программы после психокоррекционной программыы

Счастливая семейная жизнь 26,5 0 24,3 24,6

Материально-обеспеченная жизнь 22,1 12,2 21,5 22

Любовь 20,63 16,18 20 18,8

Здоровье 18 0 21,9 21,8

Таблица 2

Соотношение групп испытуемых, имеющих состояние «внутреннего вакуума» (преобладание «доступного» над «ценным») в различных жизненных сферах, %

Экспериментальная группа Контрольная группа

Сфера внутреннего вакуума до участия в психо- после участия в психо- до психо- после психо-

коррекционной про- коррекционной про- коррекционной коррекционной

грамме грамме программыы программыы

Активная деятельная жизнь 22,81 15,94 20,55 20,55

Красота природы и искусства 23,19 21,05 24,66 24,66

над «доступным»), а также сфер внутреннего «вакуума» (областей преобладания «доступного» над «ценным»); 2) «Методика личностного дифференциала» (в адаптации сотрудников психоневрологического института им. В.М. Бехтерева), позволяющая изучить самооценку личности; 3) «Тест уверенности в себе» (автор В.Г. Ромек).

Было выявлено значимое уменьшение выраженности внутриличностного конфликта у студентов экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе произошло некоторое увеличение степени его проявления. Статистически значимым явилось снижение показателей состояния эмоционального дискомфорта и повышение уверенности молодых людей в себе.

Участие в психокоррекционной программе позволило участникам осуществить анализ внутриличностных конфликтов, связанных с конкретными жизненными сферами (семейная жизнь, материальное обеспечение, любовь, здоровье). В экспериментальной группе произошло уменьшение количества человек, имеющих конфликты преобладания «ценного» над «доступным» в указанных сферах (см. табл. 1).

Также произошло снижение напряженности конфликтов, отражающих состояние «внутреннего вакуума» у молодых людей (см. табл. 2). Сферами, в которых «доступное»

1. Грушко Н. В. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога : учеб. пособие. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. - 36 с.

2. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» с элементами фототерапии в тренинге : методическое пособие. - Омск : Изд-во ИП За-гурский С.Б., 2009. - 72 с.

3. Грушко Н. В., Полякова Т. Е. Активизация личностных ресурсов студентов-дизайнеров посредством психокоррекции творческим самовыражением // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы : материалы Международной научной конференции. - Саратов : Научная книга, 2007. -С. 123-126.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М. : Академический Проект,

2006. - 432 с.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. -

М. : Сфера, 2002. - 510 с.

6. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. -1995.- № 1. - С. 132-139.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

8. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе - М. : Речь, 2007. - 336 с.

9. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. -СПб. : Речь, 2003. - 96 с.

10. Чернобровкина С. В. Особенности социально-психологической адаптации молодых людей в период кризиса юности // Общественные науки. - 2011. - № 7. - С. 201-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.