КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 58-64.
УДК 159.9.072.43+159.98
Н. В. Грушко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ»
В ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Представлен опыт исследования эффективности психокоррекционного варианта метода «Терапия творческим самовыражением» в групповой работе. Описаны примеры применения метода в групповой психокоррекции с использованием конкретных методик творческого самовыражения.
Ключевые слова: психокоррекция; терапия творческим самовыражением; эффективность; методики творческого самовыражения; групповая психокоррекция.
N. V. Grushko
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
RESEARCH OF THE EFFECTIVENESS OF METHOD «PSYCHOCORRECTION CREATIVE EXPRESSION»
IN GROUP PSYCHOCORRECTIONAL WORK
This paper presents the experience of research on the effectiveness of the method variant psychocorrectional Therapy creative expression in group work. Examples of application of the method described in Group psychocorrection using specific techniques of creative expression.
Keywords: psychological correction; creative expression therapy; efficacy; methods of creative expression; psycho-correction in the group.
Нестабильность экономических, политических и социальных условий порождает большое количество стрессогенных факторов, влияющих деструктивно на современного человека. Результатом такого воздействия становится постоянно нарастающее чувство напряженности, душевного и физического дискомфорта, нервные срывы, потеря жизненных ориентиров и смысла жизни. Преодолеть эту кризисную ситуацию помогают различные копинг-стратегии, получившие в настоящее время широкое распространение благодаря отечественным [1; 2] и зарубежным исследованиям [3]. Учеными копинг определяется как «... когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или
чрезвычайные для ресурсов человека» [3, с. 210].
Одним из вариантов копинг-стратегии может выступать психокоррекция творчеством. В творчестве - какой бы сферы деятельности оно ни касалось - человек ощущает самого себя как созидающую личность, индивидуальность, что позволяет ему почувствовать свое единение с близкими по духу людьми, осознать свою значимость. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [4]. М. Е. Бурно отмечает, что «терапия творчеством в глубоком, философском понимании есть терапия творческими занятиями в поисках смысла жизни, своего места среди людей и природы» [5, с. 30].
© Грушко Н. В., 2014 58
Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением»...
В данной статье мы ставим своей целью обобщить исследовательскую и методическую работу в изучении эффективности психокоррекционного варианта терапии творческим самовыражением (ТТС) в качестве метода, использующего творческие практики для помощи людям, испытывающим трудности.
Актуальность исследования психокоррекционных возможностей внелечебного варианта ТТС определяется, с одной стороны, востребованностью в обучении студентов-психо-логов практико-ориентированным подходам; с другой стороны, возможностями, которые предоставляет данный метод для специалистов, использующих в своей практической деятельности методы, основанные на терапии творчеством. Терапия творческим самовыражением как самостоятельный и активно развивающийся в лечебном и внелечебном контексте авторский метод (М. Е. Бурно) [5] в течение ряда лет вызывает интерес у специалистов - психотерапевтов, психологов, социальных работников.
ТТС - психотерапевтический психопрофилактический метод, способный помочь прежде всего людям с тягостным переживанием своей неполноценности. Этим методом могут овладеть не только врачи-психотерапевты, но и психологи, педагоги. Это становится возможным, когда, по мнению автора метода, специалист способен искренне сочувствовать людям, переживающим свою неполноценность; испытывает живой интерес к духовной культуре и стремится помочь человеку выразить себя целебно-творчески сообразно его природе. Метод ТТС, изначально разработанный для больных людей, получил большое распространение во внелечебной психологической практике. В частности, применение ТТС уже дает обнадеживающие результаты в школах и детских садах в России и за рубежом (М. Е. Бурно, 2006, 2008; Т. Е. Конрад-Вологина, Е. А. Поклитар, 1997; Е. С. Журова, 2000; О. В. Спиридонов, 2000; Н. В. Грушко, 2002, 2009; Н. И. Галеева, 2006 и др.). ТТС как клинический психотерапевтический метод опирается на естественно-научную характерологию Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно. Сущность данного метода заключается в доступном преподавании азбуки психологии, характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества. По мнению автора метода, ТТС -не просто помощь творчеством и искусством
в широком смысле. Это достаточно глубокое и сложное психотерапевтическое воспитание, образование с помощью творческого погружения в природу, науку и искусство.
Психокоррекция творческим самовыражением как внелечебный вариант метода ТТС на протяжении ряда лет вызывает научноисследовательский интерес у студентов, обучающихся по специальности «Психология» в вузах г. Омска. Исследуется психокоррекционный эффект применения метода в разных сферах жизнедеятельности человека, в групповой и индивидуальной работе психолога-практика. Так, например, одно из исследований было проведено нами в рамках социальной работы с подростками - воспитанниками детского дома. Впервые в основные этапы ТТС были включены техники танцевальнодвигательной терапии. Они использовались как основной метод воздействия в психокоррекции творческим самовыражением [6] .
Психокоррекционная программа была составлена с учетом основных этапов психокоррекции творческим самовыражением, а именно: психообразовательное занятие, знакомство со своей индивидуальностью, знакомство с «силой своей слабости», знакомство с конкретными методиками творческого самовыражения. Знакомство со своей индивидуальностью осуществлялось в ходе знакомства с примерами музыкальных произведений и биографией авторов этих музыкальных произведений, соответствующих определенному типу характера (демонстративный, авторитарный и др.). Прослушивание музыкальных произведений на занятиях способствует более глубокому пониманию характера исполнителя и отнесению себя к определенному типу характера, созвучного своему типу. Как основной метод воздействия был выбран способ творческого самовыражения через танец с использованием методик танце -вально-двигательной терапии. Последующий цикл занятий включал встречи с использованием элементов танцевально-двигательной терапии - работу с телесными зажимами или «мышечным панцирем» и др. (В. Райх, А. Лоуэн, Ф. Александер). Следует отметить, что воспитанники детских домов, согласно исследованиям и наблюдениям специалистов в этой области, имеют ряд психологических проблем [7]. В общении со сверстниками наблюдаются «затруднение освоения детьми дифференцированных ролевых позиций в иг-
59
Н. В. Грушко
рах и в социальном взаимодействии, неразборчивая подражательность, незрелость «Я»-концепции; в эмоциональной сфере отмечаются неустойчивость и пониженный фон настроения, склонность к быстрым переменам настроения, повышенная склонность к тревожности, страхам, беспокойству, низкая мотивация к эмпатийному пониманию другого; сиюминутное проживание жизни без опоры на опыт - отдельные эпизоды личностной истории не вносятся в копилку опыта, что препятствует формированию устойчивой позитивной самооценки и уровня притязаний» [8]. Психокоррекционная работа продолжалась в течение трех месяцев (февраль - март 2008 г.), частота встреч - два раза в неделю. В исследовании принимало участие 20 человек.
По результатам психокоррекционной групповой работы были сделаны выводы о том, что использование техник танцевальнодвигательной терапии в психокоррекции творческим самовыражением способствует: значительному снижению ситуативной тревожности; незначительному снижению уровня личной тревожности, агрессивности и ригидности; позитивной динамике отношения к себе испытуемых в сторону увеличения степени принятия себя, уверенности в своих возможностях, достижении желаемого результата; увеличение общей активности личности.
Таким образом, был сделан вывод об эффективности использования танцевально-двигательных техник и танца как способа творческого самовыражения в контексте психокоррекции и терапии творческим самовыражением в дополнение к уже существующим методам.
Следующее исследование было посвящено теме сохранения здоровья личности, находящейся в местах лишения свободы [9]. Объектом нашего исследования явилась личность заключенных, предметом - динамика их личностных особенностей (тревожности, агрессивности, отношения к себе и другим) в ходе групповой коррекции. В исследовании принимали участие 20 заключенных в возрасте 15-17 лет (заключенные «группы риска» - это личности, склонные к побегу, избегающие контактов со сверстниками и сотрудниками колонии, необщительные, малоактивные, агрессивно настроенные, часто находящиеся в одиночестве и подвергающиеся насилию со стороны «лидерского актива»).
Для проведения краткосрочного психокоррекционного курса была выбрана программа занятий на основе внелечебного варианта терапии творческим самовыражением [10; 11]. Терапевтический эффект достигался путем раскрытия ресурсных состояний и качеств личности при выборе методик творческого самовыражения с учетом характерологической индивидуальности участников группы. Краткий психокоррекционный курс состоял из 5 встреч, каждая из которых начиналась с прочтения биографии известной личности. Новой с точки зрения развития конкретных методик творческого самовыражения была идея включить в краткосрочную психокоррекционную программу творчество известных писателей, общественных деятелей, которые имели опыт отбывания наказания и создавали свои известные произведения в этот сложный для них жизненный период:
О. Генри, А. Грин, Ф. М. Достоевский, А. Солженицын, Н. Чернышевский. При обсуждении поднимались вопросы сходства судеб известных людей и заключенных, участвующих в данном исследовании (все перечисленные личности отбывали наказание), и способов преодоления трудностей через творческое самовыражение. Основной психокоррекционный механизм, задействованный в данном случае, - механизм идентификации с великими творцами, которые в трудных жизненных условиях не только не сломились, но и создавали произведения, вошедшие в золотой фонд литературы. Также участники группы отмечали инсайты, происходящие в результате обнаружения сходств в биографиях творцов и своих собственных. Проведение психокоррекционных занятий в экспериментальной группе оказало положительное влияние на проявление таких личностных качеств, как ситуативная тревожность, физическая агрессия, чувство обиды и вины (заметно снизились показатели по этим параметрам; параметр «сила» был заметно повышен). При выявлении и сравнении динамики личностных качеств, таких как тревожность, негативное отношение к себе и окружающим, агрессивность у контрольной и экспериментальной групп, было определено, что различия между проявлениями этих качеств личности у контрольной и экспериментальной групп почти уравнены. Это было выявлено по положительному оцениванию отношения к себе у испытуемых, входивших в эксперименталь-
60
Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением»...
ную группу, а также по снижению уровня тревожности и агрессивности и более полному пониманию себя и своих особенностей. Результатом занятий также можно считать приобретение участниками новой возможности для ощущения себя свободным в ограниченном пространстве - через написание рассказов, писем и других произведений, позволяющих в своих фантазиях побывать в самых различных местах. Основные методики психокоррекции творчеством, которые были включены в программу: фототерапия с использованием фотоальбома «Дерева» [12], киндер-сюрприз-терапия [13], музыкотерапия, психокоррекция созданием собственных произведений - коллажей и метафор.
Интересным опытом с точки зрения дополнения метода новыми методиками творческого самовыражения стал опыт использования в наших психокоррекционных занятиях приёма «рисование на лепестках роз».
При разработке психокоррекционного приёма «Рисование на лепестках роз» в дополнение к перечисленным выше методикам мы опирались на основные положения метода ТТС, а именно: доступность (данным приёмом могут овладеть, как показала практика, не только взрослые, но и дети самого разного возраста), направленность на развитие художественного отношения к жизни. Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает и развивает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. М. Е. Бурно обращает внимание на то, что, изучая характеры и то, как они себя обнаруживают в творчестве известных художников, а также в творчестве, поступках, переживаниях вообще, в терапии с пациентами есть стремление и в собственном творчестве к своей духовной неповторимости, уникальности [10].
Применение данного приёма в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему социально приемлемые, допустимые формы; дает возможность невербального контакта; способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет то-
го, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей; оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций; существенно повышает личностную ценность; содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания группой ценности авторского произведения, созданного в ходе творческих занятий.
Занятия с использованием данного приёма проходили в непринужденной обстановке, под располагающую к релаксации классическую музыку. Выбор средства творческого самовыражения соотносится с характерологической индивидуальностью участников занятий. В ходе психокоррекционных занятий участникам предлагалось вглядеться в линии на лепестке розы, выбранном из предложенной коллекции, создать рисунок, отражающий эмоциональное состояние по отношению к травмирующей ситуации. Затем создавался образ, отражающий желаемое состояние. Зачастую созданные образы позволяли по-новому посмотреть на ситуацию, найти варианты выхода из сложного эмоционального переживания. В отдельных случаях рисование на лепестке розы давало возможность оживить иные целебные творческие способности, «высвечивая индивидуальность» [5, с. 128].
Цели приёма «Рисование на лепестках роз» - визуализировать, озвучить, осознать мысли и чувства, которые человек привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений); сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; развить художественные способности и повысить самооценку. В ходе психокоррекционной работы возможна интеграция данного приема с перечисленными выше методиками творческого самовыражения.
Помимо групп, рассчитанных на оказание длительной терапевтической помощи, использование данного метода возможно и в рамках краткосрочных мастер-классов.
Очень интересные результаты принес приём «Рисование на лепестках роз» в работе с детьми дошкольного возраста. Ребятам старшего дошкольного возраста на занятиях
61
Н. В. Грушко
по психологии общения в ходе изучения раздела «Мои эмоции» было предложено нарисовать своё эмоциональное состояние. Работы получились разные, каждая по-своему интересна и неповторима. У ребят появилась возможность самоутверждения через практическую деятельность, что способствовало повышению самооценки и уважения к себе. В процессе разнообразной художественной деятельности были выявлены наклонности, способности детей, их интересы. Для каждого имело большое значение увидеть свои положительные черты и научиться развивать их. «Творческое углубление в себя само по себе (в смысле уяснения своих особенностей в творчестве) действует, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, беспомощности, расстройство настроения» [10, с. 75].
Использование приёма «Рисование на лепестках роз» возможно без помощи специа-листа-художника, потому что его цель не в создании истинных произведений искусства, а в возможности, наполнившись целебным вдохновением, принести обществу «гораздо больше жизненной, профессиональной пользы, раскрепостив свои скрытые резервы» [5, с. 4], а также в стремлении выяснить, подчеркнуть свою характерологическую индивидуальность.
Среди исследования психокоррекционного эффекта конкретных методик творческого самовыражения музыкотерапия занимает особое место. Проблемам взаимосвязи музыки и медицины посвящены работы М. Бехтерева, И. М. Догеля, С. М. Консторум, С. С. Корсакова, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова,
Г. И. Шипулина, В. С. Шушарджан. Отечественные ученые В. А. Гиляровский, Г. И. Ши-пулин отмечали положительное воздействие ритмики на общий тонус, процессы центральной нервной системы, деятельность лимбической системы.
В настоящее время музыкотерапия насчитывает ряд авторских методов, практикуемых в рамках отечественных и зарубежных школ: система постановки голоса В. Баг-рунова; метод музыкальной электростимуляции В. С. Тесленко; метод «цветомузыкальных соответствий» В. Элькина; «музыка мозга» Я. Левина; вокало- и музыкотерапия С. Шушарджана, музыкотерапия В. Петрушина, онтопсихологическая музыкотерапия А. Менегетти, психотренинги с музыкой
В. Басова, «бинауральные» технологии
Р. Монро, терапия творческим самовыражением М. Бурно и др.
К настоящему времени не существует достоверно обоснованных принципов отбора музыкальных образцов для составления музыкальных программ терапевтического назначения. Вопрос о принципах подбора музыки (имеется в виду тот факт, что она должна отвечать возможностям восприятия пациента) остается открытым.
Одно из наших исследований [15] было направлено на изучение возможностей применения музыкотерапии как метода коррекции тревожности при лечении пациентов в стоматологии. Область применения музыкотерапии в стоматологии практически не исследована. Предчувствие болевых ощущений, вызванных стоматологическим вмешательством, способствует негативному отношению пациентов к лечению, откладыванию визита к стоматологу, нарастанию уровня ситуативной тревожности, связанной с визитом к врачу. Напряженность, страхи, мрачные предчувствия, неприятие звука работающей стоматологической установки - таковы некоторые варианты негативного отношения к стоматологии. У пациентов среди страхов, ассоциирующихся со стоматологией, можно выделить такие, как страх неизвестного, боязнь иглы, страх потери сознания, страх перед работой врача в ротовой полости, страх в результате предшествующего негативного опыта посещения стоматолога, страх от свиста турбины, страх перед болезненностью лечебных процедур и т. д. [16]. Эмпирические наблюдения стоматологов за пациентами свидетельствуют о том, что подавляющее большинство пациентов очень чувствительны к звукам, сопровождающим процесс лечения зубов. Звуки работающей стоматологической установки являются одним из факторов, влияющих на тревожность.
В связи с этим основной идеей нашего исследования выступила мысль о том, что максимальная изоляция пациентов от негативных звуков, ассоциирующихся с лечением у стоматолога, может способствовать снижению уровня ситуативной тревожности, а впоследствии и изменению отношения к лечению. Наиболее полно реализовать эту идею в процессе лечения можно, используя наушники с альтернативным, позитивным, звуком. В этом контексте музыка используется для того, чтобы переключить внимание пациен-
62
Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением»...
тов на другое, более ресурсное состояние, которое формируется в результате прослушивания специально подобранного музыкального сопровождения, и закрепить этот позитивный опыт эмоционально комфортным состоянием [17]. Музыка в данном случае выступает как дополнительный ресурс переключения внимания и закрепления нового позитивного опыта [18]. Объект данного исследования - музыкотерапия как метод коррекции тревожности и отношения к лечению пациентов стоматологического профиля. Предмет исследования - влияние музыкотерапии на уровень тревожности, особенности отношения к болезни, самочувствия, настроения пациентов стоматологического профиля.
Цель работы - изучение влияния музыкотерапии на уровень ситуативной тревожности, особенности отношения к болезни, самочувствия, настроения пациентов. Выборку составили 40 испытуемых в возрасте от 22 до 71 года. В данной работе мы изучали применение музыкотерапии как метода коррекции тревожности при лечении стоматологических пациентов. Как правило, музыка в стоматологических кабинетах звучит редко, это отмечают 75 % пациентов контрольной группы и 55 % экспериментальной. Прослушивание музыки через наушники во время лечения практически не практикуется. Об этом свидетельствуют результаты опроса пациентов: 95% пациентам никогда не предлагали совместить прослушивание музыки с лечением у стоматолога.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что применение музыкотерапии при лечении пациентов стоматологического профиля способствует снижению уровня ситуативной тревожности, улучшению самочувствия, повышению активности и настроения пациентов во время лечения, положительной динамике в отношении к болезни (боязни терапевтических процедур, страха ухудшения самочувствия, нежелания обращать внимание на проблемы с зубами). Звучание музыки в кабинете стоматолога является одним из значимых факторов формирования позитивного настроя у пациентов к процессу лечения.
Результаты исследования психокоррекционного варианта ТТС в групповой работе с 2005 г. и по настоящее время используются в спецкурсе «Психокоррекция творческим самовыражением», который включен в про-
грамму обучения студентов-психологов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Студенты с увлечением исследуют возможности внелечебного варианта ТТС в коррекции проблем детей и подростков - воспитанников детского дома; подростков, находящихся в местах заключения; студентов-дизайнеров, психологов и других, заинтересованных в реализации своего творческого потенциала.
Занятия по творческому самовыражению позволяют участникам в ходе групповой психокоррекции познать, прочувствовать диалектическую ценность прежде презираемых собственных душевных свойств; познакомиться с ядром, фундаментом своей личности - сильными и слабыми ее гранями; творчески выражая свою индивидуальность в рисунках, поэзии, музыке и тому подобном, использовать «силу своей слабости», духовно обогатить свой мир, творчески отнестись к своей собственной жизни и наполнить ее большими радостями и открытиями.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психокоррекционные возможности внелечебного варианта ТТС в качестве ко-пинга активно исследуются для самых разных возрастных и социальных групп, дополняются новыми конкретными методиками творческого самовыражения. Психокоррекция творческим самовыражением как метод, развиваясь, успешно интегрируется с различными направлениями терапии творчеством, сохраняя основные принципы и этапность освоения информации о характерологических особенностях участников творческих групп и возможностях самореализации в различных творческих практиках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3.
2. Корнев К. И. Проблемы исследования ситуационного контекста совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России / под ред. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2009.
3. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A., Richard S. Lazarus. Stress and Coping. - N. Y., 1991.
4. Мышление и речь : сборник / Лев Выготский. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 668 с.
63
Н. В. Грушко
5. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. : Академический Проект, 2006. - 432 с.
6. Грушко Н. В., Полякова Т. Е. Метод танцевально-двигательной терапии как один из способов воздействия на дефензивные особенности личности подростков-воспитанни-ков детского дома // Психология психических состояний: теория и практика : материалы I Всероссийской научно-практической конференции (13-15 ноября 2008 г.). - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та : Новое знание, 2008.
7. Психосоматические и пограничные нервно-
психические расстройства в детском и подростковом возрасте : сборник статей социально-психологических исследований. -
Новосибирск, 2008.
8. Социальная психология 21 столетия : сборник статей социально-психологических исследований / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2004.
9. Грушко Н. В., Кузекина Р. Б. Психокоррекция методом ТТС как ресурс здоровьесберегающих технологий личности малолетнего преступника // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г. ) / под. ред. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 120-124.
10. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Академический проект : Мир, 2008. - 639 с.
11. Грушко Н. В. Творчество, которое помогает жить и радоваться жизни. (Из опыта практической работы в группах творческого самовыражения) : методическое пособие. -Омск, 2002. - 50 с.
12. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Фотоальбом «Дерева»: возможности использования в
психотерапевтическом контексте // Психотерапия : ежемесячный научно-практический журнал. - Специальный выпуск. Материалы IV Паназиатского конгресса по психотерапии и консультированию. - Екатеринбург : Гениус, 2007. - С. 3-4.
13. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Использование метафоры в краткосрочной групповой психокоррекции. Из опыта практической работы // Психотерапия. - 2009. - № 5 (77). - С. 32-35.
14. Грушко Н. В., Темченко Р. В. «Рисование на лепестках роз» как метод психокоррекции творческим самовыражением в индивидуальной и групповой работе // Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г.) / под. ред. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - С. 125-128.
15. Грушко Н. В., Елкина Н. В. Применение музыкотерапии как метода коррекции тревожности при лечении стоматологических пациентов // Актуальные вопросы службы медицины катастроф : материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (г. Омск, 21-22 июня 2012 г.). - Омск, 2012. - С. 147-150.
16. Ауер У. Психология в стоматологической практике. - СПб. : Питер, 2008.
17. Элькин В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. - СПб. : Петрополис, 2005.
18. Грушко Н. В. Использование музыки как средства психокоррекции личностных проблем творческим самовыражением // Вестник ОмГУ. Серия «Психология». - 2008. -№ 2.
64