ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 2. С. 77-81.
© Н.В. Грушко, 2008 УДК 613.86+615.851
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ
Н.В. Грушко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Лечебное воздействие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые обращения к описанию и изучению этого феномена мы находим в работах античных философов. С именем Пифагора связана традиция «сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль» [цит. по 4, с. 7]. Пифагором, по свидетельству его учеников, были найдены мелодии против неумеренных страстей, против уныния, раздражения и других душевных недугов. По мнению другого греческого мыслителя - Платона
- могущественность и сила государства напрямую зависели от того, какая музыка, в каких ладах и ритмах в нем звучит. Аристотель, развивая представления философов о важности музыки в жизни общества, обращал внимание на способность музыки выступать средством гармонизации индивида с общественной жизнью. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. В Древнем Китае музыка входила в число наук, обязательных для изучения и составляла важнейший элемент воспитания. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства: вибрации, которые возникали в организме при пропевании определенных мантр, приводили к улучшению состояния пациентов и использовались для лечения многих болезней.
В средние века появляются работы музыкантов - философов, объясняющих природу музыкальных предпочтений с точки зрения соответствия темпераменту человека. Немецкий теоретик А. Кирхер дал следующее описание особенностей музыкальных вкусов: «Меланхолики любят непрерывающуюся, грустную гармонию, сангвиники благодаря
легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса» [цит. по 8, с. 195].
На протяжении длительного времени использование музыки в лечении и коррекции проблемных состояний человека оформлялось в самостоятельный метод - музыкотера-пию.
Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX в. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов.
Довольно широкое распространение му-зыкотерапия как метод получила после второй мировой войны, когда определились два независимых друг от друга течения в лечении музыкой психических расстройств: американская и шведская школы. Американская музы-котерапия имеет эмпирико-клиническую направленность. В рамках этого подхода выделяют две стороны лечебного воздействия музыки: стимулирующую и седативную, описывается клинический эффект воздействия музыки, на основании этих описаний составляются каталоги музыкальных произведений, имеющих лечебный эффект. Шведская школа, ориентированная на глубинную психологию, отводит музыкотерапии центральную роль в коррекционной работе. С этой точки зрения, музыка, благодаря своим особенностям воздействия на человека, в состоянии проникать в глубинные слои личности.
В современной психотерапевтической и психологической практике музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и других симптомах, которые проявляются как следствие пережитого стресса, потрясения. Б.Д. Карвасарский определяет музыкотерапию как «психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства» [7, с. 286].
В России давно существует интерес к терапевтическому влиянию музыки как основного и ведущего фактора воздействия. Проблемам взаимосвязи музыки и медицины посвящены работы М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.М. Консторум, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.И. Шипулина, B.C. Шушарджан. По инициативе В.М. Бехтерева в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. О музыкотерапии в психиатрическом стационаре защищена диссертация ленинградского психиатра-психотерапев-та Л.С. Брусиловского (1973). В детской психиатрии музыкальные, театральные, ритмические лечебные приемы разрабатывала Е.В. Конорова (1949).
В ходе исследования проблем взаимосвязи музыки и медицины было выявлено положительное влияние музыки на сердечнососудистую, двигательную, центральную нервные системы человека. Отечественные ученые В.А. Гиляровский, Г.И. Шипулин отмечали положительное воздействие ритмики на общий тонус, процессы центральной нервной системы, деятельность лимбической системы. Благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние человека вокалоте-рапии (пения) отмечают Л.С. Брусиловский, B.C. Шуржан. Согласно данным исследованиям, коррекция в ходе терапевтических сессий происходит путем стимуляции внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса. В результате их исследований были сделаны важнейшие выводы о влиянии положительных эмоций от общения с искусством на психосоматические процессы, мобилизации резервных сил человека, активизации творчества во всех областях науки и жизни.
В работах Л.С. Брусиловского, В.Ю. Завьялова, М.Е. Бурно дан подробный анализ различных аспектов музыкотерапии. В авторском методе «Терапия творческим самовыражением» (ТТС) М.Е. Бурно предлагает подбирать методики творческого самовыражения с учетом характерологической индивидуальности пациента. Среди конкретных методик творческого самовыражения такие как: терапия созданием творческих произведений; творческим общением с природой; творческим общением с литературой, искусством, наукой, музыкой и др.
Согласно данным исследованиям музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психотерапевтом, психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное от-реагирование в ходе психокоррекционной работы. В целом можно выделить четыре основных направления коррекционного воздействия музыки:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
4. Повышение эстетических потребностей.
«...Игровое, личностное включение в шедевры живописи, мелодики позволяют оживить дух творчества, скрытый в подсознании любого человека, это прививка культуры, которая потом заставит его искать общения с искусством» [9, с. 193].
Различные методики музыкотерапии предусматривают, с одной стороны, целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия: прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование. Так, например, В.И. Петрушин для музыкально-творческого развития предлагает упражнения, основанные на импровизации: на ударных инструментах (бубны, барабаны, маракасы и др.) создается импровизация
ритмического рисунка основных эмоциональных состояний - печали, радости, спокойствия, гнева.[5, с. 361].
lS
С другой стороны, используется дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов: рисуночных методик, танцевально-двигательной терапии, фототерапии и другого для усиления их воздействия и повышения эффективности. Выбор музыкальных композиций может быть достаточно разнообразным, чтобы помочь в активизации и интеграции различных чувств и состояний. Для таких занятий используются различные группы музыкальных произведений: энергезирующая, активная, с использованием барабанов; эмоциональная, выражающая различные состояния - от радости до скорби; нейтральная, активизирующая музыка, без явно выраженного эмоционального состояния; релаксационная, медитативная; «странная» музыка - для стимулирования спонтанности. И, наконец, самое главное -«вы используете только ту музыку, которая по-настоящему нравится вам, как ведущему, увлекает вас самих, только пропуская музыку через себя, вы дадите людям возможность действительно отдаться потоку музыки», -пишут авторы книги по танцевальнодвигательной терапии [2, с. 152-153].
Все перечисленные выше возможности музыкотерапии позволили нам разработать программу психокоррекции различных проблемных состояний личности средствами музыки. Программа получила название «Семь нот» и включает в себя цикл занятий по музыкотерапии. Название программы метафорично - это аналогия семи нотам, из которых музыканты создают самые различные произведения. Количество занятий определятся состоянием личности, нуждающейся в помощи. В зависимости от симптоматики возможно двойное ведение клиента психотерапевтом и психологом. Форма работы - индивидуально и в группе.
Материалом для создания психокоррекционной программы стала собранная автором музыкальная коллекция. В данной статье мы предлагаем краткое описание программы, созданной в результате работы психолога в рамках внелечебного варианта метода М.Е. Бурно «Терапии творческим самовыражением» - психокоррекции творческим самовыражением.
На занятиях по творческому самовыражению для помощи людям, имеющим дефен-
зивные особенности личности (склонность к мнительности, тревожности, стеснительности и т. д.) мы используем различные методики. Данная программа представляет собой цикл занятий с использованием рецептивной музыкотерапии. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую.
1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия. Цель этой наиболее простой формы музыкотерапии - установление и улучшение контакта психолога с клиентом.
2. Реактивная - направления на достижение катарсиса.
3. Регулятивная форма способствует снижению нервно-психического напряжения.
1 занятие. Нота «до» - знакомство, диагностика, прослушивание музыкальных отрывков. Цель занятия - определить мишени психокоррекционного воздействия, начать выбирать музыкальные метафоры, созвучные состоянию на данный момент, желаемые состояния.
2 занятие. Нота «ре» - поиск ноты, мелодии, про которую можно сказать: это «я», создание музыкальной метафоры «мое здоровье», «мое любимое животное». Даже, если пациент не знает музыкальную грамоту, не музыкант - важно, чтобы психолог мог создать ситуацию успеха. Конечно, для данного занятия важно, чтобы сам ведущий имел навыки игры на инструменте и знал музыкальную грамоту.
3 занятие. Нота «ми» - прослушивание произведений профессиональных музыкантов, с целью поиска метафор ресурсного состояния: мелодии детства; мелодии, связанные со значимыми моментами жизни, которые оцениваются как позитивные.
4 занятие. Нота «фа» - прослушивание записей с целью нахождения мелодий по разным видам воздействия:
- музыкальные произведения, дающие ощущение энергии, оптимистичность (энер-гизаторы);
- музыкальные произведения, позволяющие расслабиться, успокоиться (релаксаторы).
5 занятие. Нота «соль» - это занятие предполагает опыты самостоятельного музыкального творчества - пение, музыкальная импровизация на фортепиано, гитаре - если пациент владеет музыкальным инструментом; или подыгрывание на ударных инструментах, маракасах и другом - если у участника коррекционных занятий нет навыков музицирования.
6 занятие. Нота «ля» - прослушивание созданного психологом для участника психокоррекционной программы музыкального диска с учетом эффективности воздействия. В данном случае очень важно учитывать мнение участника психокоррекционной программы.
7 занятие. Нота «си» - обратная связь от прослушивания диска, внесение изменений, дополнений. На этом этапе полезно инициативу максимально отдать клиенту.
В основе программы - использование им-прессивного и экспрессивного подхода воздействия музыкой. В первом случае для музыкотерапии используются произведения профессиональных музыкантов. Главным исцеляющим фактором в данном случае является высокий уровень предлагаемых произведений и, соответственно, высокий уровень переживаний в них содержащийся. Во втором случае мы используем творчество самого человека, обратившегося за помощью. В нашей программе эти два подхода интегрированы. Ключевым фактором влияния музыки является выбор музыкальной программы в соответствии с эмоциональным состоянием, индивидуальным рисунком характера личности.
Одним из важнейших психологических условий действенности музыкотерапии как метода творческого самовыражения является создание креативной среды, основывающейся на принципах принятия и стимулирования. В благоприятных условиях для развития креативности недостаточно только «принятия» личности окружением, должно также происходить стимулирование членами группы друг друга. Для наших творческих занятий по музыкотерапии характерно принятие любого мнения, варианта поведения (за исключением поведения, которое может причинить моральный, материальный ущерб участникам). Поэтому подготовительным этапом для создания атмосферы творчества может быть при
групповой работе этап совместного создания правил комфортного поведения в группе, так как для проявления творчества нужна свободная непринужденная обстановка. Участники наших групп назвали это правило правилом экологичности.
Принцип стимулирования реализуется через поддержку, приветствие любой инициативы, которая может помогать развитию группы, развитию каждого конкретного человека. Например, неумелая, но искренняя музыкальная импровизация. Здесь мы используем различные варианты стимулирования: улыбка, словесное поощрение, аплодисменты и т. д. Важным моментом мы считаем богатый выбор вариантов эмоциональной поддержки инициативы и подробно обсуждаем, как можно сказать, показать человеку, что ему удалось получить результат, даже если он на первый взгляд невелик, это способствует созданию и закреплению ситуации успеха. Каким образом, как мы узнаем о том, что креативная среда сформирована? Основной критерий - качественная обратная связь, эмоциональная вовлеченность участников занятий в процесс совместного целительного творчества.
В процессе групповой коррекции активность может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий. Например, можно предложить определить, у кого из членов группы эмоциональное состояние соответствует прослушанному музыкальному произведению; из предложенных музыкальных отрывков выбрать «эмоциональные» подарки членам группы и т. д.
Результаты психокоррекционной работы средствами музыки позволяют сделать следующие выводы:
1. Музыкотерапия в современной психотерапевтической и психологической практике выделилась как самостоятельный метод, использующий музыку в качестве средства коррекции психоэмоционального состояния, регулирования психовегетативных процессов, повышения социальной активности, активизации творческих проявлений.
2. Импрессивная функция творчества (занятие 1, 2, 3, 4, 6) дает возможность сопричастности к великим творениям музыкантов -слушание, проживание музыки, проживание
эмоций, отраженных в произведениях великих музыкантов.
3. Экспрессивная функция творчества в программе предполагает создание своей музыки, пение, создание оркестра из различных музыкальных инструментов, подыгрывание великим музыкантам и создает эффект сопричастности и самостоятельного творчества (занятие 2, 5, 7).
4. Музыкотерапия как метод имеет по-
лифункциональные возможности в помощи людям, нуждающимся в психокоррекции различных состояний, и имеет различные форму психокоррекции: коммуникативную, реак-
тивную и регулирующую.
Из опыта практической работы по результатам наблюдений за участниками психокоррекционных групп можно сделать вывод, что музыкотерапия позволяет экологично обойти психологические защиты, ограничивающие когнитивно-рациональные убеждения. В ходе психокорреционных занятий участники говорят о «чуде», «очаровании» музыкой, процессом музицирования. Создание музыкальных метафор позволяет достигать глубокого проживания личностью различных эмоциональ-
ных состояний и осознания путей и способов изменения, развития индивидуальных ресурсов.
1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2006. - 437 с.
2. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия.
- М., 2005. - 255 с.
3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - СПб.: Лань, 1999. - 256 с.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. -М.: Академический Проект, 2006. - 400 с.
5. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М.: Академический проект, 2006. - 490 с.
6. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. - 880 с.
7. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д. - СПб.: Питер Ком, 1999 -752 с.
8. Шестаков В.П. От эпоса к аффекту. - М., 1975. -215 с.
9. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии ваших страстей. - СПб.: ИД «Петрополис», 2005. - 292 с.