Научная статья на тему 'Лекарство, которое слушают, или как укрепить здоровье детей при помощи музыкотерапии?'

Лекарство, которое слушают, или как укрепить здоровье детей при помощи музыкотерапии? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1018
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / УВЕРТЮРА / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чернега Алла Александровна

В статье автором рассматривается музыкотерапия, обеспечивающая снятие напряжения, утомления и повышение эмоционального тона дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекарство, которое слушают, или как укрепить здоровье детей при помощи музыкотерапии?»

МАСТЕР-КЛАСС

J

Л

Чернега Алла Александровна

музыкальный руководитель МДОУ№ 29 «Росинка» г.Егорьевск

ЛЕКАРСТВО, КОТОРОЕ СЛУШАЮТ,

ИЛИ КАК УКРЕПИТЬ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКОТЕРАПИИ?

________________________Г

Аннотация. В статье автором рассматривается музыкотерапия, обеспечивающая снятие напряжения, утомления и повышение эмоционального тона дошкольника.

Ключевые слова: музыка, увертюра, музыкотерапия, музыкальная энергия, классическая музыка, психическое развитие дошкольника.

В наш сложный, скоростной век информационных технологий мы не замечаем того, что наши дети нуждаются в родительском внимании, порой даже в помощи. И этой помощью для дошкольника может быть музыка [1,2].

Как же это прекрасно наблюдать за детьми - как они реагируют на волшебные звуки: глазки загораются, ножки, ручки двигаются в такт, их лица озаряет улыбка и на моей душе становится тепло и спокойно.

С появлением маленького ребёнка музыка в каждой семье должна стать постоянным гостем. Утром радуйтесь новому дню и пойте веселую песенку. Днем, перед сном слушайте музыкальную сказку, ну а вечером спокойную, приятную мелодию. Колыбельные песенки всегда уместны и днем перед сном и на ночь, их дети очень любят и всегда просят спеть.

Вся моя жизнь связана с музыкой, и я приобщаю детей к прекрасному искусству - слушать и слышать ее. Работая с детьми уже на протяжении 30 лет, постоянно наблюдаю за их развитием, интересами. На своих занятиях большое внимание уделяю восприятию музыкальных произведений, проще говоря, слушанию музыке, и очень внимательно слежу за реакцией ребят, их отношению к услышанному. Все дети по-разному реагируют на музыку, но абсолютно все к ней не равнодушны.

Подбор произведений произвожу, прислушиваясь к своему сердцу, учитывая интересы малышей. Главной целью работы является положительная реакция детей, их радостное отношение к услышанному.

На музыкальных занятиях звучит не только музыка современных композиторов, но и композиторов классиков XIX века [2,6].

Наша цель состоит в том, чтобы малыши полюбили музыку! У ребенка может быть много разных причин любить ее, о которых он, в силу своего возраста, даже не догадывается, но мы, взрослые, просто обязаны донести до своего чада всю пользу этой универсальной терапии.

В детском саду «Росинка» г. Егорьевска праздники частые гости, и музыка звучит на них постоянно. Подбору музыке на праздниках и занятиях мы уделяем большое внимание. Музыкальные руководители, работающие с детьми дошкольного возраста должны стараться, чтобы развитие музыкой приносило детям не только радость и положительные эмоции, но и производило оздоравливающий эффект, создавало возможность для самовыражения. С этой целью используем на своих занятиях элементы музыкотерапии.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с ребенком правильно подобранную музыку - это окажет благоприятное влияние на его развитие [3,6].

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

МАСТЕР-КЛАСС

раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм дыхания дошкольника, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение [3,4,5].

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии [1].

Итак, как видите, влияние музыки на организм дошкольника очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.

Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах

мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод [2].

Нами было замечено, что легкая спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, колыбельные песни. Причем, мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для детей с синдромом угнетения (не активным, малоподвижным) полезны произведения в быстром темпе Моцарта, Шуберта, Гайдна.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Обратите внимание на своего ребенка, какая музыка ему по душе? Родителям мы всегда рекомендуем новый день начинать с музыки - утром взбодриться, перед дневным сном спойте спокойную песенку или дайте послушать расслабляющую мелодию, а на ночь любимую музыкальную сказку. По мнению медиков, слуховой аппарат детей природой приспособлен только для рассеянного звука. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму [4].

По нашему мнению, музыкотерапия противопоказана детям с предрасположенностью к судорогам, в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма, больным отитом и детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Мы считаем, что для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы детям необходимо слушать произведения классической музыки, такие как «Мазурка» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна. Уменьшают чувства тревоги и неуверенность у детей музыка Баха, «Лунная соната» Бетховена. Для общего успокоения - «Симфония № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта. Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми мы рекомендуем «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

69

МАСТЕР-КЛАСС

дошкольника, мы используем на занятиях «Шестую симфонию» Чайковского, «Увертюру Эдмонда» Бетховена. Уменьшить озлобленность, зависть к успехам других поможет, по нашему мнению, прекрасная музыка «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна. А для повышения концентрации внимания, сосредоточенности у дошкольника - «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают в основные пункты тренировочных программ [3].

Наиболее важными для дошкольников являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики [4].

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми [2].

Рассмотрим на примере интегрированного занятия с элементами музыкотерапии для детей подготовительной группы: «Поэзия и музыка в творчестве

С. Есенина и композиторов Г. Струве, А. Вивальди, Э. Грига и Н. Петрова».

Мы проводили необычное музыкальное занятие на лоне природы. Слушали звуки леса, любовались его красотой. Смотрели на небо - какое оно необыкновенно голубое и слушали музыку Э. Грига «Утро в лесу». Далее проводили игру «Ау» на слова С. Есенина под музыку Г. Струве. Под музыку Н. Петрова дети выкладывают «Прогулку в лесу» разноцветными карточками и видят, как музыка прекрасно сочетается и с поэзией, и с живописью, и с движением, и даже с цветом. Получили настоящее наслаждение от чарующих звуков. Дети слушали стихи С. Есенина, музыку Г. А. Струве, Э. Грига, А. Вивальди и Н. Петрова.

А вот музыку Моцарта можно и полезно слушать всем ребятам и взрослым! Сейчас у родителей большой выбор - они могут купить CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении или диски, аранжированные специально для малышей. Существуют записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса. «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»... очень приятное лекарство. Дорогие мамы, слушайте музыку вместе с ребенком и расслабляйтесь, ведь и мамам просто необходим хороший отдых!

Как показывает опыт, музыкотерапия способствует улучшению общего эмоционального состояния дошкольника, развивает выразительность, ритмичность, координацию движений и стимулирует речевую функцию (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Пусть музыка будет с вами везде и всегда, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, пойте ему колыбельные песни на ночь.

И помните - ребенок запоминает только то, что ему интересно.

Литература

1. Артюхова Е. С. Влияние музыкального восприятия на умственное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 2.

2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова.- М.: Медицина, 2005.- 284с.

3. Зарипова М. С., Барон С. А. Создание здоровьесберегающего пространства школы // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 4.

4. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново». // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.- СПб.: Речь, 2008.- 216с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М.: Академия, 2009.- 169с.

7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика.- М.: ВЛАДОС, 2010.- 372с.

8. Сиденко Е. А. Фестиваль учителей в г. Елабуга // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.-№ 5.

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.