3.3 «Цветные палочки Дж. Кюизенера как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» 2
4. Олимпиады, конкурсы, квесты, соревнования
4.1 Конкурс «Методика преподавания в начальном и дошкольном образовании» 14
4.2 Конкурс «Мир виртуального спорта» 15
5. Профориентационная работа со студентами СПО
5.1 Цикл мероприятий «Стань студентом университета на один день» 20
5.2 Игра «Виртуальные олимпийские игры» 10
6. Подготовка междисциплинарных учебных проектов 30
7. Курсы повышения квалификации
7.1 «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 15
7.2 «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста» 15
8. Информационно-просветительская акция «Знакомство с технопарком» 30
После реализации формирующего этапа опытно-экспериментального исследования (а именно - участия студентов - будущих педагогов в данных мероприятиях) нами был проведен контрольный срез с целью определения уровня результативности представленной программы.
Сравнительный анализ данных на начало и конец исследования подтвердил изменения в мотивации студентов. Так, количество студентов с доминирующим мотивом получения диплома на констатирующем этапе значительно
Библиографический список
уменьшилось. Соответственно количество студентов, у которых доминирующим мотивом стал выступать мотив овладения профессией, возросло.
Таким образом, результаты исследования подтверждают значимость создания на базе университетов междисциплинарных кластеров практической подготовки студентов. Образовательная и воспитательная деятельность, осуществляемая в рамках кластеров, позволяет успешно решать многие задачи, а именно:
- усилить практическую подготовку студентов в вузе с целью осознанного овладения и развития педагогических компетенций;
- составить индивидуальные траектории профессионального развития студентов на основе ресурсов междисциплинарных кластеров;
- включить студентов в междисциплинарные исследования;
- апробировать новые формы сетевого взаимодействия вуза и других образовательных организаций;
- повысить мотивационный потенциал выпускников вуза к педагогической деятельности [4].
В настоящее время в междисциплинарных кластерах накапливается ресурсная база для формирования профессионального образовательного пространства: современная материально-техническая база аудиторий, кадровые ресурсы, система социального партнёрства, дающая возможность проведения занятий с педагогами, студентами и обучающимися разных возрастных групп. Такие площадки взаимодействия в вузе в значительной степени повышают интерес и мотивацию студентов - будущих педагогов к обучению, что сказывается на их стремлении участвовать в таком образовательном процессе [5]. Использование цифровых технологий, современного оборудования, интерактивных приемов взаимодействия способствует положительным личностным изменениям студентов, повышает их мотивацию к изучению дисциплин, стимулирует совершенствование педагогических способностей и практических навыков использования информационных, интерактивных и цифровых средств, что оказывает непосредственное влияние на перспективное развитие студентов в их будущей профессиональной деятельности.
1. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И. и др. Критерии сформированное™ образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 10: 147-151.
2. Луференко У С. Становление и развитие образовательных технопарков. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 4: 128-137.
3. Лытаева Н.Н., Липатников В.С. Факторы успехов российских технопарков: экономическая модель. Инновации. 2018; № 4 (234): 85-95.
4. Мишутина О.В. Особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013; № 3 (27): 212-223.
5. Романович М.А., Оспищев П.И., Романович Л.Г, Кузнецова И.А. Технопарки России: проблемы и пути их решения. Наука Красноярья. 2020; Т. 9, № 2: 206-223.
References
1. Il'yasov D.F., Kespikov V.N., Solodkova M.I. i dr. Kriterii sformirovannosti obrazovatel'nogo tehnoparka i osnovnye principy organizacii ego deyatel'nosti. Sovremennyenaukoemkie tehnologii. 2016; № 10: 147-151.
2. Luferenko U.S. Stanovlenie i razvitie obrazovatel'nyh tehnoparkov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2021; № 4: 128-137.
3. Lytaeva N.N., Lipatnikov V.S. Faktory uspehov rossijskih tehnoparkov: 'ekonomicheskaya model'. Innovacii. 2018; № 4 (234): 85-95.
4. Mishutina O.V. Osobennosti professional'noj podgotovki studentov vuza k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah tehnoparka. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2013; № 3 (27): 212-223.
5. Romanovich M.A., Ospischev P.I., Romanovich L.G., Kuznecova I.A. Tehnoparki Rossii: problemy i puti ih resheniya. Nauka Krasnoyar'ya. 2020; T. 9, № 2: 206-223.
Статья поступила в редакцию 10.05.23
УДК 378
Borzova T.A., Cand. of Art Studies, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
Voronina O.A., senior teacher, Vladivostok State University; postgraduate, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY OF THE APPLICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES IN RFL CLASSES. The article studies the specifics of the use of a training in the classes of Russian as a foreign language (RFL). A training is one of the teaching methods aimed at correcting deficiencies, improving students' knowledge and skills, and at the same time, it is interactive and dynamic. The article discusses advantages and limitations of using training technologies in RFL classes, and also provides practical recommendations for using training in RFL classes. Special attention is paid to the creation of a communicative environment, exercises to improve oral speech skills and the development of the grammatical and vocabulary part of the language. In addition, the article talks about the prospects of using training technologies in RFL classes and the possibilities of distance learning, which can significantly improve the effectiveness of training. In general, the article offers an effective approach to the study of RFL for students of different levels of language training and can be useful for teachers and students in the field of RFL.
Key words: training, Russian as a foreign language, active teaching methods, modern educational technologies, language training
Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
О.А. Воронина, ст. преп., Владивостокский государственный университет, аспирант, Дальневосточный государственный университет,
г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ
Статья посвящена специфике применения тренинга на занятиях по изучению русского языка как иностранного (РКИ). Тренинг является одним из методов обучения, направленных на исправление недостатков, улучшение знаний и навыков студентов, и в то же время является интерактивным и динамичным. Статья обсуждает преимущества и ограничения использования тренинговых технологий на занятиях РКИ, а также предоставляет практические рекоменда-
ции для использования тренинга на занятиях РКИ. Особое внимание уделяется созданию коммуникативной обстановки, упражнениям на улучшение навыков устной речи и развитию грамматической и словарной части языка. Кроме того, статья говорит о перспективах использования тренинговых технологий на занятиях РКИ и возможностях дистанционного обучения, что может значительно улучшить эффективность обучения. В целом статья предлагает действенный подход к изучению РКИ для студентов разных уровней языковой подготовки и может быть полезной для преподавателей и студентов в области РКИ.
Ключевые слова: тренинг, русский язык как иностранный, активные методы обучения, современные образовательные технологии, языковая подготовка
Актуальность данного исследования обусловлена увеличивающимся интересом к изучению русского языка как иностранного и возрастающей потребностью в эффективных методах обучения для различных типов студентов. Тренин-говые технологии являются эффективными методами обучения, которые можно адаптировать к различным уровням языковой подготовки студентов; использование тренингов на занятиях РКИ может улучшить навыки устной речи и коммуникативные навыки студентов, что является важным аспектом в изучении языка; с ростом популярности дистанционного обучения тренинги на занятиях РКИ могут быть эффективно организованы и проведены онлайн, что повышает их доступность и удобство.
Цель данной статьи - определить принципы и особенности тренинговых технологий на занятиях по РКИ.
Для осуществления поставленной авторами цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить принципы и особенности тренинговых технологий, их эффективности и применения в обучении РКИ.
2. Определить возможности и ограничения тренинговых технологий на занятиях по РКИ в зависимости от уровня владения языком, целей и потребностей учащихся.
3. Обосновать рекомендации по применению тренинговых технологий на занятиях по РКИ с учетом особенностей учащихся и целей обучения.
Научная новизна работы состоит в том, что тема применения тренинговых технологий на занятиях по РКИ представляет собой довольно новую сферу исследований в области преподавания русского языка как иностранного. Несмотря на то, что сама методика тренинга широко известна и используется в разных сферах деятельности для активизации участников, в РКИ она была до последнего времени мало применимой. В связи с этим исследования, связанные с применением тренинговых технологий на занятиях по РКИ, по сути, отражают новую тенденцию в образовании, которая связана с переходом от традиционных методов обучения к более активным методам, основанным на развитии психологических и социально-коммуникативных навыков студентов-иностранцев.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение этой темы способствует расширению научных знаний в области преподавания русского языка как иностранного и методологии обучения в целом, а также позволяет раскрыть потенциал тренинговых технологий для улучшения качества обучения РКИ и развития компетенций у студентов-иностранцев. Кроме того, исследование применения тренингов на занятиях по РКИ может способствовать более глубокому пониманию социокультурных аспектов обучения и преподавания русского языка как иностранного, что является важным фактором для успешного образования и коммуникации в международном контексте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть использовано для улучшения методик преподавания русского языка как иностранного и оптимизации учебного процесса для студентов-иностранцев. Введение тренингов в образовательный процесс позволяет создать более инновационные, интерактивные и учебно-познавательные среды для студентов-иностранцев, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному изучению русского языка и более быстрой адаптации в стране пребывания. Исследование также может быть полезно для преподавателей РКИ и методистов, которые могут использовать данные результаты для разработки новых учебных программ и методических материалов, а также для переосмысления и оптимизации своего учебного процесса. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для организаций, занимающихся обучением русскому языку как иностранному, которые могут использовать эти данные для улучшения качества своих услуг и привлечения большего количества студентов-иностранцев.
Методика тренинга в образовании начала активно использоваться в середине XX века. В 1947 году в США был создан институт «Национальная фондовая программа обучения», который занимался разработкой и популяризацией новых методов обучения. В рамках этого института был разработан метод тренинга, который состоял из ряда групповых упражнений, нацеленных на развитие практических навыков и умений [1].
В 1950-х годах метод тренинга начал применяться в области делового обучения и подготовки кадров [2]. В 1960-х годах также были созданы специальные центры тренинга, в которых проводились курсы и тренинги для различных категорий специалистов [3].
В Советском Союзе применение тренинговых технологий в образовании начало активно использоваться в 1960-х годах. Тогда началось возрождение отечественной педагогической мысли и образования, в рамках которого были разработаны новые подходы к обучению и выработаны методы, которые опирались на активное участие студентов в процессе обучения. Этот подход передался дальше и продолжил развиваться уже после распада СССР Применение тре-нинговых технологий в преподавании русского языка как иностранного началось
в Российской Федерации в 1990-е годы, когда процесс формирования рынка образовательных услуг привел к появлению новых подходов и методик обучения РКИ.
Вопрос о применении тренинговых технологий на занятиях по РКИ был исследован многими учеными в области методики преподавания русского языка как иностранного. Достаточно большое количество научных работ посвящено исследованию эффективности и специфики применения тренинговых технологий в обучении русскому языку иностранцев. Например, в своих работах ученые исследовали вопросы научно обоснованной методики преподавания РКИ с использованием современных тренинговых технологий, таких как метод мозгового штурма, интерактивное обучение, игры и т. д. [4]; рассматривали проблему адаптации тренинговых технологий к обучению рКи студентов-иностранцев из различных культурных сред [5]; изучали применение тренинговых технологий для развития языковой и культурной компетенций студентов-иностранцев на занятиях по РКИ [6] и т. д.
Некоторые исследования показывают, что тренинговые технологии, такие как игровые методы, принципы групповой работы, различные формы интерактивного обучения и т. д., могут быть эффективными в контексте обучения русскому как иностранному (РКИ). Они позволяют студентам более оперативно усваивать знания и навыки, в частности из-за того, что тренинговые технологии могут быть индивидуальными, адаптированными к потребностям студентов и интересными [7; 8].
Таким образом, научная литература содержит многочисленные исследования и обзоры, посвященные использованию тренинговых технологий в обучении русскому как иностранному, что свидетельствует о значительном интересе к данному вопросу в сфере современного языкознания.
Итак, обратимся к самому термину «тренинг». Тренинг - это метод подготовки и обучения, который используется в различных областях, включая учебную технологию. В научной литературе тренинг определяется как целенаправленная деятельность с использованием групповой динамики, направленная на подготовку человека к выполнению определенных задач или на формирование определенных навыков и умений [9]. В контексте обучения РКИ тренинг может представлять собой различные групповые упражнения, направленные на работу над практическими навыками и умениями, необходимыми для эффективного освоения языка. Примерами таких тренингов могут быть игровые ситуации, ролевые игры, лингвистические гимнастики, презентации и другие виды активных упражнений. Использование тренинговых методов и технологий позволяет студентам развивать свои коммуникативные и языковые навыки, учиться реагировать на коммуникативные ситуации и более эффективно использовать языковые знания в практическом общении.
Тренинговые технологии в обучении РКИ предусматривают использование практических заданий и упражнений, направленных на развитие навыков и компетенций, связанных с эффективным общением на русском языке. Использование тренинговых технологий на занятиях по русскому как иностранному имеет свои специфические особенности, связанные с особенностями изучения русского языка у иностранных студентов. Отметим некоторые особенности:
1. При использовании тренинговых технологий на занятиях по русскому языку необходимо учитывать различия в культуре и менталитете учащихся. Например, культура общения в России может отличаться от культуры общения в других странах. Поэтому тренинги должны быть ориентированы на развитие навыков общения с учетом этих различий.
2. Тренинги могут быть использованы для развития основных языковых навыков, таких как грамматика, лексика, аудирование, чтение и письмо. Тренин-говые технологии могут помочь студентам освоить эти навыки более эффективно и применять их на практике.
3. Тренинги могут использоваться для развития коммуникативных навыков на русском языке. Такие упражнения включают в себя ролевые игры, дискуссии, игры и другие упражнения, которые помогают студентам развивать свои навыки общения на русском языке.
4. Тренинговые технологии могут создать положительный опыт обучения на занятиях по русскому языку. Благодаря использованию интерактивных методик и игр студенты могут получить удовольствие от процесса обучения, что способствует более глубокому пониманию и освоению языка.
5. Тренинги должны включать в себя постоянный мониторинг прогресса студентов. Это позволяет тренеру убедиться, что студенты успешно осваивают язык, применяют новые навыки и умения на практике. Также мониторинг помогает вовремя корректировать методики, если что-то не работает, и создавать наиболее эффективную методику для каждой группы и каждого ученика.
Среди методов, используемых в тренингах РКИ, можно выделить:
1. Ролевые игры и деловые игры - это упражнения, в которых участники играют роли и имеют возможность практиковать определенные умения и навыки.
Например, участники могут играть роли продавца и покупателя, обсуждать условия договора, оформлять заказы и т. д.
2. Имитационные упражнения - это практические задания, в которых участники имитируют реальные ситуации и обращаются к стандартным словам и выражениям для того, чтобы оперативно и эффективно решать задачи. Например, участники могут практиковать диалог на темы «Бронирование гостиничного номера», «Приём пациента в больнице», «Покупка товаров в магазине одежды» и др., используя стандартные выражения.
3. Работа с текстами и аудиоматериалами - это метод, позволяющий участникам улучшить свои навыки понимания и реагирования на тексты и аудиоматериалы на русском языке. Например, участники могут изучать тексты о российской культуре, политическом устройстве, истории, экономике и т. д.
4. Игры и упражнения на развитие лексики и грамматики - это метод, направленный на развитие словарного запаса и грамматических навыков. Например, участники могут играть в «Сканворды», «Кроссворды», «Счет на ходу» и другие игры, использующие лексический и грамматический материал.
5. Самоанализ и обратная связь - это метод, позволяющий участникам оценивать свой уровень владения русским языком и получать обратную связь от преподавателя и других участников. Например, участники могут записывать свои выступления и анализировать их с помощью преподавателя.
Стоит отметить, что, как любая технология в обучении, тренинг является, бесспорно, одной из самых продуктивных технологий в области эффективной коммуникации. Авторы статьи выделяют, на их взгляд, сильные стороны тренинга в обучении русскому как иностранному: практическая ориентированность - тренинги предоставляют возможность практиковать реальные ситуации общения на русском языке, что помогает учащимся развивать коммуникативные навыки; интерактивность: тренинги дают возможность для обмена мнениями и опытом между учениками и тренером, что создает взаимодействие между участниками и повышает мотивацию к обучению; гибкость - тренинги могут быть адаптированы к различным уровням владения языком и разнообразным потребностям учеников; эффективность - тренинги дают возможность интенсивно работать над улучшением языковых навыков в короткий промежуток времени; индивидуальный подход - тренинги позволяют разработать индивидуальную стратегию обучения для каждого ученика в зависимости от его потребностей и уровня владения языком.
Однако следует обратить внимание и на слабые стороны тренинга в обучении русскому как иностранному, к ним относятся: ограниченный объем знаний -тренинги часто ограничены определенной тематикой и не могут охватить широкий спектр тем и задач; отсутствие индивидуального обучения - тренинги могут не соответствовать потребностям отдельных учеников, которые нуждаются в индивидуальной работе; необходимость доступа к компьютеру/Интернету - тренинги, которые используют интернет-технологии, могут быть недоступны для тех, у кого нет возможности работы с компьютером или Интернетом; неэффективность для определенных типов личности - некоторые ученики могут предпочитать обучение в более традиционных форматах (например, лекции), а не в формате
Библиографический список
тренинга; ограничение времени - на тренингах может не хватать времени для глубокого анализа или обсуждения темы.
Тренинг относится к одной из активных форм обучения, и, на наш взгляд, применение тренинга на занятиях по РКИ будет способствовать улучшению коммуникативных навыков и изучения русского языка как иностранного; повышению мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения, так как тренинги создают интерактивную и динамичную обучающую среду; развитию критического и творческого мышления у студентов [10]. Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что существуют определенные ограничения в использовании тренинговых технологий на занятиях РКИ [11]: во-первых, требуется большой объем времени для планирования и подготовки занятий, во-вторых, необходимы определенные технические возможности для проведения он-лайн-тренингов, в-третьих, не все студенты обладают одинаковым уровнем языковой подготовки, и некоторые могут испытывать трудности с пониманием материала.
В целом использование тренинговых технологий на занятиях РКИ имеет множество возможностей, но также является вызовом для преподавателей. Однако развитие возможностей дистанционного обучения и появление новых технологий помогает преодолеть эти ограничения и повысить эффективность обучения. Дальнейшей перспективой использования активного применения тренинга на занятиях с иностранными учащимися авторы статьи видят в увеличении и улучшении доступности образования в сети Интернет, в развитии дистанционного обучения (которое удобно не только для студентов, но и для преподавателей), в возможности проведения онлайн-тренингов на различных языках и для студентов разных стран.
Таким образом, тренинг на занятиях РКИ представляет собой динамичный и интерактивный метод обучения, который главным образом устремлен на развитие коммуникативных навыков и улучшение устной речи. Благодаря креативному подходу и возможности индивидуализации того или иного занятия тренинг на занятиях по РКИ выступает эффективным методом обучения, который может помочь студентам быстрее выйти на желаемый языковый уровень.
Следовательно, поставленная авторами цель в начале исследования достигнута. Авторы показали, что изучение принципов и особенностей тренинговых технологий, выявление их преимуществ и недостатков, определение эффективности их применения на занятиях по РКИ позволит разработать более гибкие и адаптивные методики, учитывающие потребности и разнообразную культурную и языковую среду учащихся РКИ. Задачи, поставленные авторами в статье, также были решены в ходе данного исследования. Авторы определили, что введение тренингов в образовательный процесс позволяет создать более инновационные, интерактивные и учебно-познавательные среды для студентов-иностранцев, что, в свою очередь, может способствовать более эффективному изучению русского языка и более быстрой адаптации в стране пребывания. По мнению авторов, материалы статьи вызовут интерес у преподавателей РКИ, работающих над улучшением методик обучения РКИ и созданием более эффективной и динамичной учебной среды для студентов-иностранцев.
1. Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга. Челябинск: Издательство ЮУГУ 2008.
2. Алексеева Е.М., Донецкая О.И. Модуль «Коммуникативный тренинг»: апробация на занятиях иностранного языка в высшей школе. Иностранные языки в современном мире: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Казань: Издательство Казанского федерального университета, 2016: 15-20.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. Москва: АПН РСФСР 1960.
4. Беленкова Н.М. Использование технологии коммуникативного тренинга в обучении иностранному языку для специальных целей. Вестник государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015; № 2: 47-53.
5. Домбровская М.А. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку: коммуникативные упражнения и их роль. Бизнес и дизайн-ревью. 2016; № 3: 14-26.
6. Сидоров С.В. Тренинг как форма активного обучения. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/publ/14-1-0-387
7. Барышникова Е.Н., Трифонова ГН. Симулятивные тренинги на уроке РКИ (уровень В2). Русский язык за рубежом. 2020; № 2 (279): 42-47.
8. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2008.
9. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР 2009.
10. Романова Л.Л. Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023; № 2: 17-29.
11. Борзова Т. А. Тренинг как технология активного обучения эффективной коммуникации студентов вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023; Т. 15, № 1 (65): 168-181.
References
1. Zaharova G.I. Teoriya i metodika psihologicheskogo treninga. Chelyabinsk: Izdatel'stvo YuUGU, 2008.
2. Alekseeva E.M., Doneckaya O.I. Modul' «Kommunikativnyj trening»: aprobaciya na zanyatiyah inostrannogo yazyka v vysshej shkole. Inostrannye yazyki v sovremennom mire: sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo federal'nogo universiteta, 2016: 15-20.
3. Vygotskij L.S. Razvitie vysshih psihologicheskih funkcij. Moskva: APN RSFSR, 1960.
4. Belenkova N.M. Ispol'zovanie tehnologii kommunikativnogo treninga v obuchenii inostrannomu yazyku dlya special'nyh celej. Vestnikgosudarstvennogooblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2015; № 2: 47-53.
5. Dombrovskaya M.A. Kommunikativnyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku: kommunikativnye uprazhneniya i ih rol'. Biznes i dizajn-rev'yu. 2016; № 3: 14-26.
6. Sidorov S.V. Trening kak forma aktivnogo obucheniya. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/publ/14-1-0-387
7. Baryshnikova E.N., Trifonova G.N. Simulyativnye treningi na uroke RKI (uroven' V2). Russkijyazykza rubezhom. 2020; № 2 (279): 42-47.
8. Konysheva A.V. Igrovoj metod v obuchenii inostrannomu yazyku. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Karo», 2008.
9. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.
10. Romanova L.L. Trening kak instrument formirovaniya gibkih navykov u studentov vuza. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal "Koncept. 2023; № 2: 17-29.
11. Borzova T.A. Trening kak tehnologiya aktivnogo obucheniya 'effektivnoj kommunikacii studentov vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; T. 15, № 1 (65): 168-181.
Статья поступила в редакцию 15.05.23