Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЛАСТЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЛАСТЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технопарк / кластеры междисциплинарной практической подготовки / мотивация / мотивационный потенциал / профессиональная педагогическая деятельность / студенты – будущие педагоги / technopark / clusters of interdisciplinary practical training / motivation / motivational potential / professional pedagogical activity / students – future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Бажук

В статье рассматривается проблема формирования внутренней мотивации студентов – будущих педагогов к профессиональной деятельности. В качестве основного инструмента решения данной проблемы предлагается использовать созданные на базе образовательных организаций (в рамках реализации программы Министерства просвещения «Учитель будущего поколения России») технопарки универсальных педагогических компетенций, направленные на подготовку студентов к профессиональной деятельности в образовательной среде. В статье определяются основные образовательные задачи, на решение которых направлены технопарки в высших учебных заведениях. Приводятся примеры современного оборудования и педагогических технологий, необходимых для формирования профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов начального образования и дошкольного образования в филиале ОмГПУ в г. Таре в рамках междисциплинарного кластера практической подготовки «Цифровая педагогика, начальное образование и дошкольное образование». Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, студентов и всех заинтересованных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Бажук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY CLUSTER OF PRACTICAL TRAINING AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS’ MOTIVATIONAL POTENTIAL FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with a problem of formation of internal motivation of students – future teachers for professional activity. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use educational organizations created on the basis of (within the framework of the program of the Ministry of Education “Teacher of the future generation of Russia”) technoparks of universal pedagogical competencies aimed at preparing students for professional activity in an educational environment. The article defines the main educational tasks that technoparks in higher educational institutions are aimed at solving. Examples of modern equipment and pedagogical technologies necessary for the formation of professional competencies of students in the Branch of OmSPU in Tara within the interdisciplinary cluster of practical training (laboratory) “Digital pedagogy, primary education and preschool education” are given. The article is intended for teachers of higher educational institutions, students and all interested researchers.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЛАСТЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

образовательные платформы часто интегрируют различные игровые элементы, способствующие практическому закреплению материала, вызывающие положительные эмоции у учащихся.

Поощрение самостоятельности и сосредоточенности учащихся на процессе обучения.

Внедрение информационных технологий в процесс проектирования образовательного процесса привело к изменению роли учителя - из лектора в помощника, который помогает учащимся стать более самодостаточными [11]. Новые подходы и методы преподавания следуют новой парадигме образования, которая поддерживает и расширяет участие студентов и обеспечивает большую их вовлеченность в обучение. Информационные технологии и компьютеры, в частности, используются для реализации большого набора инновационных методик в языковом классе. Основанный на стандартах подход и компетентностный подход, проектное обучение и обучение на основе задач в значительной степени выиграли от веб-технологий и помогли студентам разработать набор стратегий и тактик, способствующих автономному обучению и формирующих комфортную среду для самообучения и построения индивидуальных образовательных траекторий [12].

Погружение в реальную языковую среду.

Еще одним очевидным преимуществом использования ИКТ на уроках иностранного языка является обилие аутентичных учебных материалов. Электронная образовательная среда обеспечивает аутентичное языковое окружение на основе информации культурного, этнического и социального характера, включенной в мультимедийный учебно-методический комплекс (аутентичные тексты, видео, аудио, блоги, подкасты и т. д.).

Однако внедрение информационно-коммуникационных технологий в проектирование образовательного процесса при обучении иностранному языку также имеет определенные недостатки. Так, многие специалисты в области лингводидактики (S. Livingstone и др.) полагают, что ИКТ не подходят для всех

Библиографический список

учащихся, во всех ситуациях, для всех целей и могут потребовать от учителей и учеников определенных умений и навыков [13]. Преподаватели могут испытывать трудности в связи с интеграцией и внедрением технологических инструментов в программу курса и учебный план. Прежде чем использовать ИКТ в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать ряд факторов. Проблемы с техническим оснащением классных комнат; нехватка опытных преподавателей; выбор наилучшего цифрового инструмента, соответствующего содержанию курса; поиск надежных и приемлемых методик для уровня обучения учеников; обеспечение надежного доступа к электронным образовательным ресурсам; затраты на новые технологические устройства и оборудование; недостаточная физическая вместимость классных комнат; отсутствие единой информационно-методической службы для учащихся и учителей; корректное определение дидактической роли цифрового инструментария и т. д. - все это лишь некоторые важные вопросы, которые следует принимать во внимание перед использованием ИКТ в языковых классах [13; 14].

Таким образом, применение инновационных цифровых технологий в контексте языкового образования обеспечивает гибкий и разнообразный технологический инструментарий; способствует развитию у учащихся навыков критического мышления, работы в команде и эффективной обработки данных; поощряет автономный режим и индивидуальный маршрут обучения; повышает мотивацию учащихся; стимулирует развитие цифровой грамотности. Однако совершенно очевидно, что интеграция ИКТ в практику преподавания языков имеет ряд ограничений, так как деятельность без надлежащего педагогического планирования - технологически усовершенствованная или нет - приведет к неудовлетворительным результатам, даже если эта деятельность привлекательна с мультимедийной точки зрения. Информационные технологии должны выступать в качестве эффективного дополнительного средства обучения, обеспечивающим надежную мультимедийную языковую среду, обладающую высоким лингводидак-тическим потенциалом.

1. Тевс Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул: БГПУ, 2006.

2. Фурсевич И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам. Сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. Москва: Просвещение, 2005.

3. Дробышева И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ. Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. Available at: https:// refdb.ru/look/2338682-pall.html

4. Kennedy D., McNaught C. Design elements for interactive multimedia. Australian Journal of Educational Technology. 1997; № 13 (1): 1-22.

5. Asabere N.Y., Enguah S.E. Integration of expert systems in mobile learning. International. Journal of Information and Communication Technology Research. 2012; № 2 (1): 55-61.

6. Altun M. The integration of technology into foreign language teaching. International Journal on New Trends in Edication and Their Implications. 2015; № 6 (1): 22-27.

7. Jurich S. ICT and the teaching of foreign languages. TechKnowLogia. 2001: 7-8.

8. Ciroma Z.I. ICT and education: issues and challenges. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014; № 5 (26): 98-100.

9. Warschauer M. Computer-assisted language learning: An introduction. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International, 1996: 3-20.

10. Murray D.E. et al. Information technology and innovation in language education. Davison. Hong Kong: Hong Kong University press. 2005: 81-101.

11. Lee C. Web-based Teaching and English Language Teaching. A Hong Kong Experience. Hong Kong: The Chinese University Press of Hong Kong, 2005.

12. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education. Oxford Review of Education. 2012. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03054985.2011.577938

13. Аржановская А.В. Дидактический потенциал ИКТ в проектировании образовательного процесса при обучении иностранному языку. Индоевропейские языки: общелингвистические и методологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022: 6-9.

14. Аржановская А.В. Конвергенция технологий в образовании: новая детерминанта развития общества. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 93-95.

References

1. Tevs D.P. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Barnaul: BGPU, 2006.

2. Fursevich I.A. Osobennosti ispol'zovaniya IKT pri obuchenii inostrannym yazykam. Sbornik nauchnyh trudov regional'nyh prepodavatelej inostrannyh yazykov. Moskva: Prosveschenie, 2005.

3. Drobysheva I.V. Obuchenie studentov metodike ispol'zovaniya COR i IKT. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2007. Available at: https://refdb.ru/ look/2338682-pall.html

4. Kennedy D., McNaught C. Design elements for interactive multimedia. Australian Journal of Educational Technology. 1997; № 13 (1): 1-22.

5. Asabere N.Y., Enguah S.E. Integration of expert systems in mobile learning. International. Journal of Information and Communication Technology Research. 2012; № 2 (1): 55-61.

6. Altun M. The integration of technology into foreign language teaching. International Journal on New Trends in Edication and Their Implications. 2015; № 6 (1): 22-27.

7. Jurich S. ICT and the teaching of foreign languages. TechKnowLogia. 2001: 7-8.

8. Ciroma Z.I. ICT and education: issues and challenges. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014; № 5 (26): 98-100.

9. Warschauer M. Computer-assisted language learning: An introduction. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International, 1996: 3-20.

10. Murray D.E. et al. Information technology and innovation in language education. Davison. Hong Kong: Hong Kong University press. 2005: 81-101.

11. Lee C. Web-based Teaching and English Language Teaching. A Hong Kong Experience. Hong Kong: The Chinese University Press of Hong Kong, 2005.

12. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education. Oxford Review of Education. 2012. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/03054985.2011.577938

13. Arzhanovskaya A.V. Didakticheskij potencial IKT v proektirovanii obrazovatel'nogo processa pri obuchenii inostrannomu yazyku. Indoevropejskie yazyki: obschelingvisticheskie i metodologicheskie aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 6-9.

14. Arzhanovskaya A.V. Konvergenciya tehnologij v obrazovanii: novaya determinanta razvitiya obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 93-95.

Статья поступила в редакцию 02.05.23

УДК 378

Bazhuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tara Branch of Omsk State Pedagogical University (Tara, Russia), E-mail: kaf_pro@omgpu.ru

INTERDISCIPLINARY CLUSTER OF PRACTICAL TRAINING AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATIONAL POTENTIAL FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. The article deals with a problem of formation of internal motivation of students - future teachers for professional activity. As the main tool for solving this problem, it is proposed to use educational organizations created on the basis of (within the framework of the program of the Ministry of Education "Teacher of the future generation of Russia") technoparks of universal pedagogical competencies aimed at preparing students for professional activity in an educational environment. The article defines the main educational tasks that technoparks in higher educational institutions are aimed at solving. Examples of modern equipment and pedagog-

ical technologies necessary for the formation of professional competencies of students in the Branch of OmSPU in Tara within the interdisciplinary cluster of practical training (laboratory) "Digital pedagogy, primary education and preschool education" are given. The article is intended for teachers of higher educational institutions, students and all interested researchers.

Key words: technopark, clusters of interdisciplinary practical training, motivation, motivational potential, professional pedagogical activity, students -future teachers

О.В. Бажук, канд. пед. наук, доц., филиал ГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре, г. Тара,

Е-mail: kaf_pro@omgpu.ru

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КЛАСТЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема формирования внутренней мотивации студентов - будущих педагогов к профессиональной деятельности. В качестве основного инструмента решения данной проблемы предлагается использовать созданные на базе образовательных организаций (в рамках реализации программы Министерства просвещения «Учитель будущего поколения России») технопарки универсальных педагогических компетенций, направленные на подготовку студентов к профессиональной деятельности в образовательной среде. В статье определяются основные образовательные задачи, на решение которых направлены технопарки в высших учебных заведениях. Приводятся примеры современного оборудования и педагогических технологий, необходимых для формирования профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов начального образования и дошкольного образования в филиале ОмГПУ в г Таре в рамках междисциплинарного кластера практической подготовки «Цифровая педагогика, начальное образование и дошкольное образование». Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений, студентов и всех заинтересованных исследователей.

Ключевые слова: технопарк, кластеры междисциплинарной практической подготовки, мотивация, мотивационный потенциал, профессиональная педагогическая деятельность, студенты - будущие педагоги

На современном этапе развития модернизация системы образования определяет новые требования к профессиональной деятельности педагога, заключающиеся в использовании цифровых образовательных ресурсов, применении современных педагогических технологий.

В условиях обновления содержания образования увеличивается необходимость проведения научных исследований, направленных на изучение методов и форм повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов. В связи с этим руководители образовательных организаций должны не просто уделять особое внимание каждому педагогу и каждому студенту (будущему педагогу), а признать возрастающую роль субъектов образовательного процесса в обеспечении роста результативности образовательной деятельности в результате оказания ими образовательных услуг

В настоящее время необходимость формирования такой профессиональной деятельности, способствующей сбалансированному удовлетворению потребностей личности педагога и реализации основных целей организации образования, заявляет о себе достаточно часто. Одним из условий достижения такого уровня является повышение мотивационного потенциала студентов - будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Сущность понятия «мотивационный потенциал» определяется через возможность комплексного использования в профессиональной деятельности различных форм и способов деятельности, умений применять интерактивные методы обучения и воспитания, цифровые ресурсы, современное оборудование и многое другое. Следует отметить, что нереализованные возможности педагогической деятельности приводят к снижению её эффективности. Низкие результаты, отрицательное отношение к труду и коллегам во многом обусловлены недостаточным знанием сущностных особенностей профессиональной деятельности и своих личностных ресурсов. Поэтому на этапе профессионализации личности необходимо уделять особое внимание совершенствованию профессиональных компетенций будущих педагогов, которые, в свою очередь, будут мотивировать его к осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне. Образовательная среда высшего учебного заведения должна обладать высоким мо-тивационным потенциалом, определяющим познавательные и профессиональные потребности всех субъектов образовательного процесса.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и реализации направлений работы технопарка универсальных педагогических компетенций, включающих в себя цикл мероприятий для педагогов, студентов и школьников (на примере кластера междисциплинарной практической подготовки «Цифровая педагогика, начальное и дошкольное образование»).

Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования кластера междисциплинарной практической подготовки, направленного на повышение мотивационного потенциала студентов - будущих педагогов.

Теоретическая значимость исследования определена изучением понятия «технопарк универсальных педагогических компетенции», уточнением целей и задач данной образовательной структуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа работы технопарка универсальных педагогических компетенций может быть использована педагогами высших учебных заведений и студентами, а также всеми заинтересованными лицами.

Базой опытно-экспериментального исследования выступил Филиал Омского государственного педагогического университета в городе Таре. Объём вы-

борки составил 50 человек - обучающиеся 3—4 курсов, направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профиль) «Начальное образование и Дошкольное образование».

Для изучения основных мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов были использованы следующие диагностические методики:

- «Мотивация обучения в вузе» (автор Ильина Т.И.). Результаты данной диагностической методики позволяют говорить о том, что у 20 обучающихся (40%), принимавших участие в исследовании, доминирует мотив приобретения знаний. Мотив получения диплома является ведущим также у 20 обучающихся (40%). Мотив овладения профессией определился как наиболее значимый у 10 обучающихся, что составило 20% от общего числа студентов.

- «Мотивация учения студентов» (авторы Реан А.А., Якунин В.А.). Согласно анализу результатов данной методики ведущими для 30 студентов (60%) являются познавательные мотивы, в то время как профессиональные мотивы доминируют лишь у 20 человек, что составляет 40% от общего числа обучающихся.

- «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (автор Фе-тискин Н.П.). Полученные на основе данной методики результаты определяют внутренние и внешние мотивы профессиональной деятельности обучающихся. Высокий уровень профессиональной потребности, согласно результатам данной методики, определился у 10 человек (20% обучающихся); функциональный интерес к будущей профессии был выявлен у 12 человек (24%); развивающаяся любознательность проявила себя у 15 человек (30%): эпизодическое любопытство выступило ведущим мотивом у 5 студентов (10%); ярко выраженное равнодушие к педагогическому опыту показали 3 студента (6%), а показная заинтересованность в профессии была выявлена у 5 студентов (10%).

Полученные данные позволяют говорить о том, что у многих студентов педагогического вуза профессиональная мотивация находится на низком уровне. Это ещё раз подтверждает необходимость включения в образовательный процесс активных методов обучения, цифровых образовательных ресурсов, использование современного оборудования, позволяющих выстроить и отследить индивидуальную траекторию профессионального развития каждого студента.

Использование данных методов и форм работы позволяет не только определить отношение студентов к будущей профессии, но и выработать новые стратегии решения проблемных ситуаций, развить творческие способности, а также повысить мотивационный потенциал к профессиональной деятельности.

В качестве основного инструмента, раскрывающего потенциальные возможности студентов - будущих педагогов в повышении качества образования и профессиональной мотивации, являются технопарки универсальных педагогических компетенций, «Точки кипения», междисциплинарные кластеры практической подготовки.

В рамках реализации программы Министерства просвещения «Учитель будущего поколения России» образовательные организации высшего педагогического образования получили финансовую поддержку на создание технопарков универсальных педагогических компетенций, которые стали основой для создания в высших учебных заведениях современной образовательной среды, обеспечивающей практическую подготовку будущих педагогов и способствующей повышению качества образования в регионе.

Интеллектуальная междисциплинарная образовательная среда с современно оборудованным учебным пространством выступает необходимым услови-

ем приобретения будущими педагогами опыта междисциплинарного и метапред-метного конструирования [1].

Данная структура обеспечивает организацию образовательной, научной и инновационной деятельности обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, преподавателей и иных сотрудников, направленной на реализацию научно-исследовательских проектов, технологий, разработанных структурными подразделениями и научно-педагогическими работниками образовательной организации [2].

Основная цель технопарка - создание единой образовательной среды, позволяющей осуществлять подготовку будущих педагогов, применяющих в своей работе междисциплинарные знания.

Задачи технопарка:

1) создание образовательного пространства, оснащенного современным оборудованием и ориентированного на усиление практической междисциплинарной подготовки будущих педагогов;

2) содействие развитию внеучебной и исследовательской (проектной) деятельности;

3) создание условий для функционирования федерального научно-методического центра сопровождения педагогических работников;

4) предоставление материально-технической базы для осуществления деятельности в области дополнительного образования и повышения квалификации;

5) материально-техническое обеспечение образовательного и научно-исследовательского процессов филиала ОмГПУ в г Таре современным учебно-лабораторным оборудованием;

6) создание комфортных условий образовательного процесса для студентов;

7) интеграция образовательной, проектной и исследовательской деятельности факультетов, кафедр и других структурных подразделений филиала ОмГПУ в г Таре [3].

Поэтому на формирующем этапе эксперимента студенты филиала ОмГПУ в г Таре были включены в реализацию мероприятий, запланированных в рамках основных направлений деятельности технопарка в 2022-2023 учебном году:

- 1 направление работы технопарка - технопарк преподавателям и учителям.

Данное направление включает в себя просветительскую деятельность по различным областям знаний, развитие лекторского сообщества; научную деятельность преподавателей (публикации статей РИНЦ, ВАК); разработку и реализацию программ дополнительного образования; экскурсии; мастер-классы; занятия в рамках реализации проекта «Сопровождение деятельности психолого-педагогических классов образовательных организаций северных районов Омской области.

Так, например, план работы междисциплинарного кластера «Цифровая педагогика, начальное и дошкольное образование» по данному направлению деятельности технопарка представлен в табл. 1.

Таблица 1

Направление 1. Технопарк преподавателям и учителям

№ п/п Мероприятие Количество участников

1. Научная деятельность преподавателей

1.1 Подготовка и публикация статей (ВАК и РИНЦ): - «Технопарк как средство формирования педагогических способностей студентов»; - «Использование ресурсов технопарка с целью развития универсальных компетенций студентов педагогического вуза»; - «Развитие языковой компетенции обучающихся посредством использования возможностей технопарка» и др. 5

2. Профессиональная консультация «Организация и проведение уроков иностранных языков, учитывая требования обновленных ФГОС» 10

3. Воркшоп «Методика обучения различным видам речевой деятельности на иностранных языках с использованием интерактивных информационных ресурсов» 10

4. Мастер-класс «Многофункциональный онлайн-инстру-мент для создания интерактивных материалов для младших школьников» 10

5. Мастер-класс «Совершенствование двигательных навыков с помощью VR» 8

Деятельность студентов в рамках данного направления представляется возможным благодаря тому, что определенное количество студентов нашего вуза, принимающих участие в исследовании, являются действующими педаго-

гами образовательных организаций города Тары и Тарского района Омской области.

Многие школы и дошкольные образовательные организации в настоящее время оснащаются современным оборудованием. Поэтому каждому выпускнику педагогического вуза, который после его окончания идёт работать в систему образования, необходимо не только обладать определенными теоретическими знаниями, но и быть готовым к работе с данным оборудованием.

Так, например, в междисциплинарном кластере практической подготовки «Цифровая педагогика, начальное и дошкольное образование» (созданной в рамках технопарка универсальных педагогических компетенций в филиале ОмГПУ в г Таре) представлены такие образцы оборудования, как презентационный стол, интерактивный пол и песочницы, образовательные наборы (М. Мон-тессори, В.В. Воскобовича, З. Дьенеша и др.), интерактивный образовательный комплекс «Играй и развивайся» и др.

Работа интерактивной песочницы основана на технологии дополненной реальности, благодаря которой обычный песок «оживает», и на нём появляются различные объекты. Модель включает в себя 26 разных игровых и развлекательных режимов, которые направлены на изучение детьми основ безопасности жизнедеятельности, счета и алфавита, обучение чтению, географии и даже иностранному языку. Данное оборудование может работать как образовательный комплекс, презентационный стенд или песочница и выступает отличной платформой для формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Интерактивный пол превращает обычный пол в мультимедийное интерактивное пространство и дарит детям не только хорошее настроение, но и стимулирует физическую активность, познание окружающего мира и развитие командного взаимодействия. В разработке данного оборудования принимали участие конечные пользователи системы - сами дети, что позволило объединить игровой и образовательный процессы по различным предметам (русский язык, ПДД, география, история и др.).

Занятия с использованием интерактивного образовательного комплекса «Играй и развивайся» помогают развивать у детей желание изучать окружающий мир, формируют навыки счёта, содействуют закреплению базовых тем (животные, семья, цвета) на английском языке, способствуют двигательной активности обучающихся и др.

Опыт использования интерактивных методов обучения, современного оборудования в системе профессионального образования придает профессиональной деятельности творческий характер, способствует приобретению студентами опыта инновационной деятельности в контексте будущей профессии.

Поэтому в качестве второго направления деятельности технопарка было определено такое направление, как технопарк студентам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное направление включает в себя центры развития компетенций учителя будущего (учебные занятия - предметные знания, методическая подготовка); организацию практик; мастер-классы; научно-исследовательскую работу студентов в рамках ВКР и курсовых проектов; олимпиады, конкурсы, квесты, соревнования и др.; профориентационную работу со студентами СПО; программы повышения квалификации; получение профессий будущего (цифровой вожатый, онлайн-педагог); подготовку междисциплинарных учебных проектов; секцию ки-берспорта.

План работы междисциплинарного кластера «Цифровая педагогика, начальное и дошкольное образование» по данному направлению представлен в табл. 2.

Таблица 2

Направление 2. Технопарк студентам

№ п/п Мероприятие Количество участников

1. Учебные занятия с использованием современного оборудования:

2. Мастер-классы

2.1 «Чудеса на песке» 15

2.2 «Возможности использования программы SMART Notebook (в комплексе с интерактивной панелью) в образовательном процессе» 15

2.3 «Интерактивные методы преподавания иностранного языка с использованием возможностей технопарка» 20

2.4 «Цифровые ресурсы LearningApps.org и Wordwall в работе учителя начальных классов» 15

3. НИР в рамках ВКР и курсовых проектов

3.1 «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» 1

3.2 «Формирование элементарных математических представлений о количестве и счете у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (на примере игрового набора М. Монтессори)» 2

3.3 «Цветные палочки Дж. Кюизенера как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста» 2

4. Олимпиады, конкурсы, квесты, соревнования

4.1 Конкурс «Методика преподавания в начальном и дошкольном образовании» 14

4.2 Конкурс «Мир виртуального спорта» 15

5. Профориентационная работа со студентами СПО

5.1 Цикл мероприятий «Стань студентом университета на один день» 20

5.2 Игра «Виртуальные олимпийские игры» 10

6. Подготовка междисциплинарных учебных проектов 30

7. Курсы повышения квалификации

7.1 «Формирование читательской грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 15

7.2 «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста» 15

8. Информационно-просветительская акция «Знакомство с технопарком» 30

После реализации формирующего этапа опытно-экспериментального исследования (а именно - участия студентов - будущих педагогов в данных мероприятиях) нами был проведен контрольный срез с целью определения уровня результативности представленной программы.

Сравнительный анализ данных на начало и конец исследования подтвердил изменения в мотивации студентов. Так, количество студентов с доминирующим мотивом получения диплома на констатирующем этапе значительно

Библиографический список

уменьшилось. Соответственно количество студентов, у которых доминирующим мотивом стал выступать мотив овладения профессией, возросло.

Таким образом, результаты исследования подтверждают значимость создания на базе университетов междисциплинарных кластеров практической подготовки студентов. Образовательная и воспитательная деятельность, осуществляемая в рамках кластеров, позволяет успешно решать многие задачи, а именно:

- усилить практическую подготовку студентов в вузе с целью осознанного овладения и развития педагогических компетенций;

- составить индивидуальные траектории профессионального развития студентов на основе ресурсов междисциплинарных кластеров;

- включить студентов в междисциплинарные исследования;

- апробировать новые формы сетевого взаимодействия вуза и других образовательных организаций;

- повысить мотивационный потенциал выпускников вуза к педагогической деятельности [4].

В настоящее время в междисциплинарных кластерах накапливается ресурсная база для формирования профессионального образовательного пространства: современная материально-техническая база аудиторий, кадровые ресурсы, система социального партнёрства, дающая возможность проведения занятий с педагогами, студентами и обучающимися разных возрастных групп. Такие площадки взаимодействия в вузе в значительной степени повышают интерес и мотивацию студентов - будущих педагогов к обучению, что сказывается на их стремлении участвовать в таком образовательном процессе [5]. Использование цифровых технологий, современного оборудования, интерактивных приемов взаимодействия способствует положительным личностным изменениям студентов, повышает их мотивацию к изучению дисциплин, стимулирует совершенствование педагогических способностей и практических навыков использования информационных, интерактивных и цифровых средств, что оказывает непосредственное влияние на перспективное развитие студентов в их будущей профессиональной деятельности.

1. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И. и др. Критерии сформированное™ образовательного технопарка и основные принципы организации его деятельности. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 10: 147-151.

2. Луференко У С. Становление и развитие образовательных технопарков. Сибирский педагогический журнал. 2021; № 4: 128-137.

3. Лытаева Н.Н., Липатников В.С. Факторы успехов российских технопарков: экономическая модель. Инновации. 2018; № 4 (234): 85-95.

4. Мишутина О.В. Особенности профессиональной подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013; № 3 (27): 212-223.

5. Романович М.А., Оспищев П.И., Романович Л.Г, Кузнецова И.А. Технопарки России: проблемы и пути их решения. Наука Красноярья. 2020; Т. 9, № 2: 206-223.

References

1. Il'yasov D.F., Kespikov V.N., Solodkova M.I. i dr. Kriterii sformirovannosti obrazovatel'nogo tehnoparka i osnovnye principy organizacii ego deyatel'nosti. Sovremennyenaukoemkie tehnologii. 2016; № 10: 147-151.

2. Luferenko U.S. Stanovlenie i razvitie obrazovatel'nyh tehnoparkov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2021; № 4: 128-137.

3. Lytaeva N.N., Lipatnikov V.S. Faktory uspehov rossijskih tehnoparkov: 'ekonomicheskaya model'. Innovacii. 2018; № 4 (234): 85-95.

4. Mishutina O.V. Osobennosti professional'noj podgotovki studentov vuza k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah tehnoparka. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki. 2013; № 3 (27): 212-223.

5. Romanovich M.A., Ospischev P.I., Romanovich L.G., Kuznecova I.A. Tehnoparki Rossii: problemy i puti ih resheniya. Nauka Krasnoyar'ya. 2020; T. 9, № 2: 206-223.

Статья поступила в редакцию 10.05.23

УДК 378

Borzova T.A., Cand. of Art Studies, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),

E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

Voronina O.A., senior teacher, Vladivostok State University; postgraduate, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: voronina.olesya@vvsu.ru

THE SPECIFICITY OF THE APPLICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES IN RFL CLASSES. The article studies the specifics of the use of a training in the classes of Russian as a foreign language (RFL). A training is one of the teaching methods aimed at correcting deficiencies, improving students' knowledge and skills, and at the same time, it is interactive and dynamic. The article discusses advantages and limitations of using training technologies in RFL classes, and also provides practical recommendations for using training in RFL classes. Special attention is paid to the creation of a communicative environment, exercises to improve oral speech skills and the development of the grammatical and vocabulary part of the language. In addition, the article talks about the prospects of using training technologies in RFL classes and the possibilities of distance learning, which can significantly improve the effectiveness of training. In general, the article offers an effective approach to the study of RFL for students of different levels of language training and can be useful for teachers and students in the field of RFL.

Key words: training, Russian as a foreign language, active teaching methods, modern educational technologies, language training

Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

О.А. Воронина, ст. преп., Владивостокский государственный университет, аспирант, Дальневосточный государственный университет,

г. Владивосток, E-mail: voronina.olesya@vvsu.ru

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ

Статья посвящена специфике применения тренинга на занятиях по изучению русского языка как иностранного (РКИ). Тренинг является одним из методов обучения, направленных на исправление недостатков, улучшение знаний и навыков студентов, и в то же время является интерактивным и динамичным. Статья обсуждает преимущества и ограничения использования тренинговых технологий на занятиях РКИ, а также предоставляет практические рекоменда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.