Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПИСЬМЕННАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифэн Ян, Юймэй Лю

В данной статье обсуждаются актуальные вопросы организации дистанционного изучения русского языка как иностранного. Цель статьи - изучить процесс дистанционного образования применительно к обучению китайских студентов письменной монологической речи на русском языке. В работе акцентируется внимание на возможность использования Интернет-технологий как современных методов преподавания, способных повысить эффективность учебного процесса. Автор статьи считает, что, вопреки сложившемуся стереотипу, дистанционное обучение является достаточно перспективной формой организации занятий по РКИ для китайских студентов. Он делает вывод, что благодаря профессионально выстроенной методике преподавателя и активной деятельности студентов успешное овладение китайскими студентами русским языком не только в устной, но и в письменной форме становится возможным и в рамках дистанционного формата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лифэн Ян, Юймэй Лю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN WRITTEN MONOLOGUE TO CHINESE STUDENTS

The article considers topical issues of organizing distance learning of teaching Russian as a foreign language. The purpose of the article is to study the process of distance education concerning to teaching Chinese students written monologue in Russian. . The work focuses on the possibilities of Internet-technologies as modern and effective methods of teaching. The author of the article believes that, in spite of the prevailing stereotype, distance learning is a rather perspective form of organizing Russian lessons for Chinese students. He concludes that the professional methodology of the teacher and the activity of students help the students to master Russian not only orally but in written form.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

Использование дистанционных технологий в обучении русской письменной монологической речи китайских студентов

Ян Лифэн,

ассистент, Цзилиньский университет иностранных языков, Институт языков Центрально-восточной Европы, аспирант, Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: yanglifeng666@mail.ru

Лю Юймэй,

аспирант, Ляонинский педагогический университет E-mail: 18845767009@163.com

В данной статье обсуждаются актуальные вопросы организации дистанционного изучения русского языка как иностранного. Цель статьи - изучить процесс дистанционного образования применительно к обучению китайских студентов письменной монологической речи на русском языке. В работе акцентируется внимание на возможность использования Интернет-технологий как современных методов преподавания, способных повысить эффективность учебного процесса. Автор статьи считает, что, вопреки сложившемуся стереотипу, дистанционное обучение является достаточно перспективной формой организации занятий по РКИ для китайских студентов. Он делает вывод, что благодаря профессионально выстроенной методике преподавателя и активной деятельности студентов успешное овладение китайскими студентами русским языком не только в устной, но и в письменной форме становится возможным и в рамках дистанционного формата.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-образо-вание, русский язык как иностранный, письменная монологическая речь, Интернет-ресурсы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке провинции Цзилинь (научный проект № JGJX2020C45 «Теория и практика применения модели смешанного обучения (онлайн + офлайн) в преподавании русского языка в китайских вузах в соответствии с реализацией программы Министерства образования «Лучшее качество предметов») и российского фонда фундаментальных исследований (научный проект № 1901300-895 «Учимся понимать Россию: когнитивные стратегии формирования методического материала по русскому языку как иностранному»).

Начало XXI века ознаменовалось новым форматом получения знаний. Речь идет о так называемом дистанционном обучении, предполагающем отсутствие прямого контакта между преподавателем и учащимся. Дистанционное обучение есть результат информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), вошедших в нашу жизнь еще в 90-е годы ХХ столетия. Интернет с его учебно-методическими сайтами и справочными порталами, сетевыми курсами и форумами стал неотъемлемой частью современной технологически ориентированной коммуникации, которая все больше и прочнее входит в жизнь современно человека, ставшего практически с раннего возраста активным пользователем глобальной информационной сети [7, с. 60] В современной методике обучения иностранному языку, в частности русскому языку как иностранному, несмотря на то, что этот предмет ориентирован на коммуникативно-прагматическое взаимодействие людей в ситуациях реального общения (то, что зарубежные методисты называют термином "face to face"), процесс обучение тоже все чаще и чаще приобретает виртуальный характер, основанный на использовании ИКТ.

Дистанционное обучение - это один из важных инструментов образовательного процесса, помогающих повысить у школьников и студентов мотивацию к изучению, в том числе и к изучению иностранного языка. Поэтому преподаватели, не отвергая общепринятые стратегии освоения иностранного языка, часто внедряют в традиционные формы обучения виртуальную среду: проводят онлайн экскурсии, онлайн тестирование, используют Интернет-ресурсы на различных этапах освоения учебного материала.

Как отмечает Л.П. Владимирова, «процесс внедрения дистанционного обучения в систему образования в разных странах имеет свои особенности. Это зависит от государственной политики страны: либо дистанционное обучение признается одной из форм получения образования наряду с другими формами обучения, либо дистанционные образовательные технологии используются в системе образования как средства обучения» 3, с. 68]. Выбор формы зависит как от целей обучения, так и от условий, при которых возможно осуществлять обучение в дистанционной форме. В последнее время, когда мир столкнулся с угрозой жизни и здоровью миллионов людей на планете в связи с распространением опасной коронави-русной инфекции, произошло не только расширение функций дистанционного обучения, но и была

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

проведена ускоренная его модернизация. Теперь онлайн-обучение постепенно перестает выполнять вспомогательную функцию и постепенно начинает играть ведущую роль в современной системе образования. Педагоги и методисты считают, что дистанционное обучение, хотя и не может полностью стать альтернативой традиционных методов, направлено «на индивидуальные потребности студента и уровень его знаний, что дает возможность сделать образовательный процесс более гибким, универсальным и личностно-ориентированным» [8, с. 114].

Если говорить о дистанционном обучении иностранному языку, то оно имеет свою специфику. Как известно, ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а обучение различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму). Поэтому целью обучения иностранному языку является не изучение некоторого круга идей и понятий, что свойственно другим учебным дисциплинам, а формирование коммуникативной компетенции. Однако, аудиторные занятия не способствуют широкому общению на изучаемом языке, особенно если это общение ограничено мононациональной аудиторией. С точки зрения Л.П. Владимировой, «специфика предмета «Иностранный язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются сетевое (удаленное) взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно больший объем самостоятельной работы, проводимой в режиме "Just in time", интерактивность, отбор и структурирование учебного материала (аутентичные тексты) и др.» [3, с. 70].

Начиная с 2020 года, в Китае, как и во многих других странах мира, дистанционное обучение стало не только основным выбором для большинства учебных заведений, но и новой моделью образовательного процесса. В отличие от традиционной модели обучения, которая требует одновременного нахождения обучаемых и обучающихся в одном месте, «дистанционное обучение... ломает временные и пространственные ограничения. Учителя и студенты с помощью интернета должны войти в онлайн-класс. Преподаватели выбирают гибкое время для проведения занятий, а учащиеся... обмениваются опытом как с носителями языка, так и друг с другом, улучшая свой языковой уровень» [10]. Еще одной моделью дистанционного обучения является модель «один на один», заключающаяся в том, что преподаватель подготавливает учебные материалы конкретно для каждого студента и дает задания в соответствии с возможностями и целями студентов. Китайские методисты считают, что индивидуализация обучения имеет много «плюсов». В связи с тесным взаимо° действием преподавателя и студента повышается " эффективность обучения.

§ На онлайн-занятиях по обучению РКИ применяются следующие способы организации учебной Ц деятельности:

- предъявление учебного материала (фото, аудио, видео, текстовой материал, презентация и др.);

- групповая работа в виртуальной учебной среде (теле-, видеоконференции);

- индивидуальная работа под руководством преподавателя с помощью телекоммуникационных средств общения;

- выполнение тренировочных заданий и упражнений;

- свободное обсуждение учебного материала в любое время;

- организация тестов для измерения успешности обучения на основе объективно наблюдаемых учебных показателей [1, с. 732].

Несмотря на то что онлайн обучение РКИ получило заслуженное признание, можно сказать, что не все виды речевой деятельности в дистанционном формате осваиваются студентами с легкостью. Очень сложно, например, научить студентов практике письменной речи.

Н.К. Григорьева считает, что овладение умениями письменной речи является важной частью обучения иностранцев русскому языку, поскольку большая часть потенциала языка заключена именно в ней. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фонетические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке» [4, с. 23].

Под письменной речью понимают письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи. В практике обучения письменная речь характеризуется как сложная творческая деятельность, направленная на выражение мыслей в письменной форме [2, с. 83]. Письменная речь чаще всего носит монологический характер, поскольку эта форма речи, в отличие от устной, во время которого происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, свойственна одному лицу, выражающему в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [2, с. 33]. Монолог, хотя и может входить в структуру диалога, в процессе которого говорящий, высказывая свое мнение, обращается к собеседнику, более информативен, развернут, последователен и логичен, если он соотносится с письменной речью, За время обучения, в какой бы форме оно ни проходило, студенты должны научиться продуцировать письменные монологические высказывания и тексты на заданную тему в соответствии с коммуникативной установкой и осуществлять письменное дистанционное общение [4, с. 23].

В процессе обучения китайских студентов письменному монологу на русском языке преподаватель сталкивается с трудностями. Особенно в том случае, когда обучение проходит дистанционно. При оффлайн обучении прежде чем студенты начнут составлять письменный текст, этому этапу предшествует проговаривание порождаемого тек-

ста и сокращенное прослеживание порядка изложения. Студенты под руководством преподавателя составляют план, выбирают нужные слова, подбирают синтаксические структуры. Формированию письменных монологических навыков помогают специальные упражнения, выполняемые в аудитории. Но когда изучение РКИ проходит в онлайне, то подобная подготовительная работа исключается. Процесс обучения письменной монологической речи проходит с опорой на самостоятельность.

Языковой процесс, в основе которого лежит овладение тематическим материалом и подготовка к операциям, связанным с выражением мыслей в письменной форме, предполагает обращение к Интернет-ресурсам. С участием глобальной сети проводится и дистанционное обучение практике русской письменной монологической речи студентов китайских вузов, которое имеет много форм работы: дистанционные уроки, семинары, практикумы и т.п. Правда, следует учитывать, что не все Интернет-ресурсы и программы доступны на территории КНР, так как заблокированы на государственном уровне [9]. Поэтому мы обратимся к возможностям тех сервисов «Всемирной паутины», которые функционируют в Китае, помогая китайским студентам освоить русский язык, в том числе и русскую монологическую речь в письменной форме.

Так, можно воспользоваться ресурсом LearningApps.org, созданным для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных упражнений. Данные упражнения выполняются онлайн, но их можно сохранить и в дальнейшем использовать в процессе обучения.

Ресурс LearningApps.org. предлагает такого рода упражнения: 1) заполнить в тексте пропуски слов и выражений; 2) прослушать аудиозапись или просмотреть видеофрагмент и подобрать к теме предложения из нескольких возможных; 3) описать кратко картинку, использовав одно-два предложения; 4) расположить фразы в нужном порядке. При выполнении такого рода упражнений у студентов формируются навыки построения предложений. К тому же, китайские студенты, особенно на начальном этапе обучения, плохо воспринимают информацию без визуальных опор. А упражнения ресурса LearningApps.org. как раз и построены на визуализации материала.

Данный ресурс интересен тем, что на нем предлагаются упражнения в игровой форме, которые, несомненно, вызывают живой интерес. К примеру, студентам предлагается викторина по принципу игры «Как стать миллионером». Ответив на вопросы по содержанию литературного произведения (из четырех вариантов нужно выбрать один), студенты научатся кратко пересказывать текст, зафиксировав свои ответы в письменной форме.

Т.В. Игнатович отмечает, что в условиях отсутствия языковой среды студенты должны многократно повторять лексику и грамматические правила [5, с. 120]. Не забывая и постоянно обогащая

лексический запас, держа в памяти грамматические явления, студент сможет составить связный текст. А ресурс LearningApps.org. располагает большим количеством упражнений грамматического и лексического характера. Выполненные упражнения студенты сохраняют и отправляют своему преподавателю, который не только ставит им оценки, но и дает дальнейшие рекомендации по работе с материалом. Кроме того, ресурс LearningApps.org помогает формировать у китайских студентов навыки восприятия устной речи на слух, что отразится и на успешности монологического высказывания.

Интерес представляет и платформа Zoom, пользующаяся популярностью у преподавателей и студентов китайских вузов. Возможности данной программы позволяют проводить со студентами не только индивидуальные занятия, но и занятия с группой студентов. Наличие экрана, являющегося альтернативой доски, позволяет преподавателю в режиме реального времени писать тексты, выделяя слова и предложения, на основе которых студенты смогут сами, по образцу, придумывать монологические высказывания и записывать их.

При обучении монологической речи важную роль играет текст. Как отмечает Л.В. Ковалева, «активная работа с учебными текстами даже на элементарном уровне способствует быстрому закреплению в речи лексико-грамматических моделей-образцов на уровне словосочетания, предложения, текста» [6, с. 83]. А освоив эти модели-образцы, студент уже сам сможет по аналогии составлять монологические высказывания и закреплять их в письменной форме. Практически все Интернет-ресурсы, направленные на дистанционное обучение РКИ, располагают серией мини-текстов, на основе которых студенты должны создать монологическое высказывание в письменной форме по заданию преподавателя. Например, «Найдите в тексте описание героя и по этому образцу опишите своего друга». При написании монологического высказывания студенты должны использовать лексико-грамматические средства различных функциональных стилей русского языка. После выполнения заданий, выложенных в кабинетах студентов на образовательных порталах, к которым имеет доступ только преподаватель, и их проверки, начинается вебинар (о дате сообщается посредством СМС-сообщения или электронного письма), на котором подводятся итоги домашнего задания. Лучшие сочинения зачитываются либо преподавателем, либо сами студентами.

В Китае, как и во всем мире, широко используется система онлайн образования под названием Moodle. На данной платформе размещены для каждого курса электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Возможности ЭОР весьма разнообразны: от отработки необходимого навыка до контроля за посещаемостью студентами веби-наров и конференций. На ЭОР преподавателями университетов размещены задания, которые студент обязан выполнить после вебинара [8, с. 119].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

Развитию умений письменной монологической речи помогают видео-ресурсы, размещенные на Moodle. Предложив посмотреть фрагмент небольшого фильма или мультфильма, преподаватель может дать такие задания:

- дать письменную характеристику одному из персонажей;

- изложить содержание видео-рассказа в форме письма другу;

- дать краткую письменную рекламу видеофильму;

- письменно пересказать сюжет фильма, использовав следующие слова и выражения. Подводя итоги, сделаем вывод, что дистанционное обучение является достаточно перспективной формой обучения, а правильная организация учебного процесса при обучении русского языка как иностранного в онлайн-среде позволяет студентам развивать не только коммуникативные и речевые навыки и умения, необходимые для овладения русским языком в устной форме, но и будет способствовать формированию навыков и умений логической и связной письменной речи, что является необходимым элементом общения в современном мире, поскольку большинство юношей и девушек во всех уголках мира живому общению предпочитают общение виртуальное. Конечно, для перехода на полноценное онлайн-образование преподавателям необходимо не только иметь большой опыт работы в цифровой образовательной среде, но и переосмыслить содержание и уровень электронных учебных пособий, модифицировать методическую базу и научиться сочетать свои технические возможности с методической грамотностью. Но учитывая качество китайских и мировых программ, позволяющих вести обучение студентов дистанционно, можно сказать, что китайские преподаватели и русские преподаватели, работающие в Китае, справятся с задачей и смогут грамотно организовать онлайн-обучение, сделав занятия по РКИ не только увлекательными, но и продуктивными. Таким образом, благодаря грамотно выстроенной и тщательно спланированной деятельности преподавателя и активного вовлечения студентов в образовательный процесс, успешное овладение китайскими студентами русским языком как в устной, так и в письменной форме становится возможным и в рамках дистанционного формата.

Литература

1. Азимов Э.Г., Сун Тао. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении русскому языку как иностранному в Китае // Горизонты современной русистики: сборник статей. - М: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2020. -С.729-734.

2. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам

речевой деятельности: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.

3. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. -2014. - № 2 (29). - С. 68-72.

4. Григорьева Н.К. Обучение письменной речи на занятиях по русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов. Выпуск 3. -Минск: БГУ, 2015. - С. 22-31.

5. Игнатович Т.В. Интерактивные приложения в курсе РКИ: опыт использования // // Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века: материалы XI Международной научно-методической конференции. - Минск: БГУИР, 2019. - C. 120-121.

6. Ковалева Л.В. Особенности обучения китайских студентов монологической речи на начальном этапе обучения // Актуальные проблемы довузовской подготовки / Под ред. А. Р. Аве-тисова. - Минск: БГМУ, 2017. - С. 61-86.

7. Методика обучения русскому языку как неродному / под ред. И.П. Лысаковой. - М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 160 с.

8. Савилова С.Л., Кропоткина А.А. и др. Дистанционное обучение иностранному языку в период пандемии на примере русского языка как иностранного: из опыта работы // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: Сборник материалов. - М.: Издательство ФГ-БОУ ВО МГППУ, 2020. - С. 112-123.

9. Церюльник А.Ю. Изучение русского языка как иностранного с использованием дистанционных технологий (из практики работы с китайскими студентами) // URL: https://scipress. ru/fam/articles/izuchenie-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-s-ispolzovaniem-distantsionnykh-tekhnologij-iz-praktiki-raboty-s-kitajskimi-studentami.html.

10. Цзэн Юньтин. Дистанционное обучение китайскому языку // Научный Вестник социально-гуманитарного института. - 2021. - № 12 [Электронный журнал]. URL: https://www. researchgate.net/publication/350732272_ Distancionnoe_obuchenie_kitajskomu_yazyku

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN WRITTEN MONOLOGUE TO CHINESE STUDENTS

Yang Lifeng, Liu Yumei

Jilin International Studies University, Liaoning Normal University

The article considers topical issues of organizing distance learning of teaching Russian as a foreign language. The purpose of the article is to study the process of distance education concerning to teaching Chinese students written monologue in Russian. . The work focuses on the possibilities of Internet-technologies as modern and effective methods of teaching. The author of the article believes that, in spite of the prevailing stereotype, distance learning is a rather perspective form of organizing Russian lessons for Chinese students. He concludes that the professional methodology of the teacher and the activity of students help the students to master Russian not only orally but in written form.

Keywords: distance learning, online education, Russian as a foreign language, written monologue, Internet resources.

References

1. Azimov E.G., Sun Tao. The use of information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language in China // Horizons of modern Russian studies: collection of articles. - M: State Institute of the Russian Language. A.S. Pushkin, 2020. - S. 729-734.

2. Bredikhina I.A. Methods of teaching foreign languages: Teaching the main types of speech activity: textbook. allowance. -Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2018. - 104 p.

3. Vladimirova L.P. Distance learning foreign languages: specificity and prospects // Foreign languages in higher education. -2014. - No. 2 (29). - S. 68-72.

4. Grigorieva N.K. Teaching written speech in the classroom in Russian as a foreign language // Actual problems of philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages: collection of scientific papers. Issue 3. - Minsk: BSU, 2015. - S. 2231.

5. Ignatovich T.V. Interactive applications in the course of RFL: experience of use // // Distance learning - educational environment of the XXI century: materials of the XI International scientific and

methodological conference. - Minsk: BSUIR, 2019. - C. 120121.

6. Kovaleva L.V. Features of teaching Chinese students monologue speech at the initial stage of training // Actual problems of pre-university training / Ed. A.R. Avetisova. - Minsk: BSMU, 2017. - S. 61-86.

7. Methods of teaching Russian as a non-native language / ed. I.P. Lysakova. - Moscow: Rusays Publishing House, 2015. -160 p.

8. Savilova S.L., Kropotkina A.A. et al. Distance learning of a foreign language during a pandemic on the example of Russian as a foreign language: from work experience // Digital humanities and technologies in education: Collection of materials. - M .: Publishing house of FSBEI VO MGPPU, 2020 .. - P. 112-123.

9. Tserulnik A. Yu. Learning Russian as a foreign language using distance technologies (from the practice of working with Chinese students) // URL: https://scipress.ru/fam/articles/ izuchenie-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-s-ispolzovaniem-distantsionnykh-tekhnologij -iz-praktiki-raboty-s-kitajskimi-studentami.html.

10. Zeng Yongting. Distance learning of the Chinese language // Scientific Bulletin of the Social and Humanitarian Institute. -2021. - No. 12 [Electronic journal]. URL: https://www.research-gate.net/publication/350732272_Distancionnoe_obuchenie_ kitajskomu_yazyku

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.