3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 32 интересных факта об Олимпиаде (5-tv.ru)/ (дата обращения: 07.12.2021).
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Тараканова А.М.
Тараканова Алеся Михайловна - преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, факультет иностранных языков, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматриваются преимущества использования электронных средств обучения в современных условиях, обосновывается необходимость применения компьютерных технологий для формирования и совершенствования иноязычных фонетических навыков, приведены примеры сайтов и компьютерных приложений для тренировки иноязычной артикуляции и интонации.
Ключевые слова: электронные средства обучения, формирование фонетических навыков, интернет-ресурсы.
Задача современного преподавателя сегодня состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к переходу в информационное общество, одним из приоритетных направлений развития которого является поиск путей и средств решения проблемы интенсификации образовательного процесса. Основой образования в современном информационном обществе является мобильность каждого участника образовательного процесса - возможность доступа к электронным образовательным ресурсам как в учреждении образования, так и дома. Применение электронных средств обучения значительно расширяет возможности преподавателя, предоставляет большую свободу для творческого поиска новых методов и приемов обучения. Среди преимуществ использования электронных средств обучения в образовательном процессе можно отметить следующие:
- возможность свободного доступа к информации, знаниям, накопленным мировым сообществом;
- индивидуализация процесса обучения, мобильность, интерактивность;
- визуализация информации, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений;
- рациональное использование учебного времени, возможность быстро адаптироваться в изменяющихся условиях;
- развитие мотивации и интереса, творческого потенциала обучающихся;
- возможность учащихся заниматься самообразованием, самоанализом и формировать ключевые компетенции;
- возможность организации диагностического и коррекционного тестирования;
- визуальный контроль за усвоением учебного материала.
Фонетика является такой лингвистической дисциплиной, где учебный процесс принципиально невозможен без использования зрительной и аудитивной наглядности. Современные лингафонные системы позволяют осуществлять все виды аудиовизуальной наглядности при обучении произношению, дают возможность преподавателю организовать одновременную работу в группах с элементами самостоятельных действий каждого студента, проконтролировать или скорректировать деятельность каждого учащегося на занятии.
Интернет-ресурсы, содержащие тренировочные репродуктивные и коммуникативно-ориентированные фонетические упражнения, могут использоваться студентами при
подготовке домашних заданий как справочные или вспомогательные средства. К примеру, на начальном этапе формирования слухо-произносительных навыков можно использовать сайт Native English, на котором содержится подробный теоретический материал по артикуляции гласных и согласных звуков, произношению некоторых звукосочетаний, особенностям английской интонации.
Короткие видеоинструкции с примерами по артикуляции различных звуков можно найти на сайте BBC, на YouTube. Обширные возможности для работы с аутентичными фономатериалами предоставляет сайт Learnenglish British Council. Студенты могут работать с аудио- и видеозаписями озвученных текстов, монологических высказываний и диалогов на разнообразные темы. Можно давать студентам задания на анализ интонационных структур в различных высказываниях или интонационную разметку текстов, прилагающихся к каждой записи, с последующим разбором и воспроизведением на занятии.
Нельзя не отметить обучающий потенциал специализированных приложений для тренировки артикуляции и интонации. Среди наиболее популярных можно отметить Learn English Sounds Right, разработанное Британским Советом, Speak English Pro для работы над американским английским, Quick Pronunciation Tool, которое можно использовать без подключения к интернету. Приложение English Pronunciation помимо диаграмм и видео к каждому звуку содержит раздел, посвященный правилам английского ударения, а также функцию записи голоса с последующим анализом правильности произношения. Приложение Say It: English Pronunciation, разработанное Оксфордским университетом, позволяет сравнить свое произношение с произношением носителя английского языка, визуализируя запись в виде звуковой волны. ELSA - приложение, использующее искусственный интеллект - помогает выявить конкретные ошибки и неправильные тенденции в речи, отслеживает успехи и показывает текущий уровень владения английским произношением. Большинство приложений бесплатны; некоторые приложения имеют платную версию с набором дополнительных опций для отработки звуков и интонации при помощи тестов, подсказок, списков словарных слов, возможностью проверить правильность своего произношения.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению, приучает студентов к самостоятельной работе с материалами, при этом обеспечивая моментальную обратную связь. Однако нельзя забывать о том, что компьютер и Интернет не может заменить преподавателя, это лишь вспомогательное техническое средство обучения, дополнительный источник для поиска новых эффективных форм работы и творческих идей. Безусловно, необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе занятия для достижения оптимальных результатов.
Список литературы
1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
2. Авдеева Н.А. Молодое поколение и новые методы преподавания иностранного языка // Вопросы интернет образования, 2015. № 132.