УДК 373.167.1
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ
© Анна Алексеевна ПРИБЫТКОВА
Липецкий филиал Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, г. Липецк, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры английского языка и перевода;
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]
Рассмотрено определение этапов формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ. Анализ научной литературы позволил автору выделить следующие этапы: 1) подготовительный; 2) обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности студентов при выполнении проекта; 3) демонстрация и постановка фонетического явления; 4) закрепление фонетического явления; 5) коммуникативный; и 6) оценочный.
Ключевые слова: фонетические навыки; методические условия; мультимедийные программы; информационно-коммуникативные технологии.
Многие ученые, занимающиеся вопросами обучения иноязычному произношению, в своих работах выделяли этапы формирования фонетических навыков речи учащихся и студентов [1-6].
Одним из первых исследователей, который обратился к вопросу определения этапов формирования языковых навыков речи, был С.Ф. Шатилов [5]. Он выделял три этапа формирования любых языковых навыков (лексических, грамматических или фонетических): ориентировочно-подготовительный, стереотипизирующе-ситуативный и варьи-рующее-ситуативный этапы.
На первом ориентировочно-подготовительном этапе учащиеся знакомятся с новым языковым (фонетическим) явлением и выполняют первичные языковые операции по предлагаемому образцу либо с опорой на правило, либо без правила. Этим создается
ориентировочная основа для последующего формирования языкового навыка речи. Ориентировка может быть двух видов: практическая или осознанно-теоретическая. Практическая ориентировка основана на имитационных упражнениях, когда ученик овладевает новым языковым явлением через практику и без объяснения правил функционирования этого языкового явления. Осознанно-теоретическая ориентировка означает первоначальное ознакомление с правилами функционирования изучаемого языкового явления. В связи с физиологическими и интеллектуальными способностями учащихся, практическая ориентировка используется при формировании языковых навыков в младшем школьном возрасте. На других этапах обучения используется осознанно-теоретическая ориентировка.
На втором стереотипизирующе-ситуа-тивном этапе учащиеся выполняют задания на автоматизацию языкового навыка путем многократного повторения.
На третьем варьирующе-ситуативном этапе учащиеся продолжают формировать языковые навыки, формируя их гибкость путем выполнения повторяющихся действий в вариативных речевых ситуациях [5, с. 29-30].
Несколько по-другому к выделению этапов формирования фонетических навыков речи подошли Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева [2]. Исследователи выделили пять основных этапов: восприятие-ознакомление, имитация, дифференцировка-осмысление, изолированная репродукция, комбинирование.
На этапе восприятия-ознакомления обучающиеся знакомятся с прагматическим аспектом произносительного явления, а также создают правильный звуковой (слуховой) образ, без которого невозможно дальнейшее овладение произносительным навыком. На этапе имитации обучающиеся занимаются укреплением представления о прагматике произносительного явления: закрепляют связи слуховых и речедвигательных образов речевой единицы, формируют способность к воспроизведению. На этапе дифференциров-ки-осмысления происходит осмысление
дифференциальных признаков звука, формируется операция артикулирования, укрепляется способность к воспроизведению. На этапе изолированной репродукции обучающиеся целенаправленно используют произносительное явление и закрепляют его прагматическое значение в единстве с артикуляцией. На этапе комбинирования происходит переключение внимания с одного формируемого навыка на другой, тем самым укрепляя операции, составляющие произносительный навык [2, с. 274]. Авторы справедливо уточняют, что эти этапы могут видоизменяться и могут использоваться в другой последовательности.
Как показывает анализ, некоторые этапы классификации Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовле-вой [2] повторяют этапы С.Ф. Шатилова [5]. В частности, варьирующе-ситуативный этап последовательности этапов С.Ф. Шатилова имеет много общего с дифференцировкой-осмыслением у Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовле-вой, а ориентировочно-подготовительный, стереотипизирующе-ситуативный С.Ф. Ша-
тилова - с восприятием-ознакомлением и имитацией Е.И. Пассова. Существенное различие в двух последовательностях этапов заключается во внешнем выходе на речевое взаимодействие. Последнее представлено в этапах Е.И. Пассова и Н.Е. Кузовлевой, однако отсутствует у С.Ф. Шатилова.
А.А. Миролюбов и К.С. Махмурян в своей работе высказали свое понимание вопроса выделения этапов формирования навыков произношения у обучающихся, предложив алгоритм, состоящий из шести этапов [1]. На первом этапе учащиеся воспринимают на слух новые фонетические единицы. На втором учащиеся знакомятся со способами производства звука (артикуляции). На третьем учащиеся воспроизводят за диктором или учителем изучаемые фонетические единицы (от звуков и сочетания звуков до слов и предложений). На четвертом учащиеся знакомятся с транскрипционным значком звука. На пятом учащиеся читают слова с изучаемым звуком. На шестом осуществляется контроль учителем произнесения звука учеником [1, с. 220].
Описание этапов показывает, что во многом алгоритм А.А. Миролюбова и К.С. Мах-мурян повторяет этапы, обозначенные в работах Е.И. Пассова и С.Ф. Шатилова. Вместе с тем ученые выделили работу с транскрипцией в отдельный этап, что представляется весьма важным для осознанного овладения иноязычным произношением.
Не менее интересным для обсуждения представляется алгоритм формирования фонетических навыков речи обучающихся А.Н. Щукина [6]. Алгоритм включает в себя четыре этапа: демонстрация звука, постановка звука, закрепление произношения звука, совершенствование фонетических навыков. На демонстрационном этапе преподаватель демонстрирует ученикам отчетливое произношение звука сначала в изолированной позиции, а затем уже в контексте слова. На постановочном этапе преподаватель объясняет учащимся способы произнесения изучаемого звука. При объяснении необходимо использовать наглядные материалы, иллюстрирующие положения органов речи при артикуляции звука. На этапе закрепления произносительного звука учащиеся выполняют тренировочные упражнения на формирование навыков произношения. Упражнения могут
быть сначала рецептивными, когда не требуется словесной реакции со стороны учеников, а затем продуктивными, предусматривающими словесную реакцию. На заключительном этапе совершенствования фонетических навыков происходит использование фонетических единиц в речевых ситуациях [6, с. 43-44].
Анализ приведенных этапов формирования фонетических навыков показывает, что в целом ученые пришли к определенному согласию относительного того, что включает в себя формирование фонетического навыка. Используя в своих работах разные термины, а также иногда разделяя один более крупный этап на мелкие этапы или наоборот, они определили методику формирования фонетических навыков речи обучающихся. Из всех перечисленных этапов, на наш взгляд, более четко процесс формирования фонетических навыков представлен в работе А.Н Щукина [6]. Именно его алгоритм положен в основу разработки нашего алгоритма формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ.
В научной литературе последних лет также появилось много работ, посвященных использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении иностранному языку [7-13]. Большинство из них выделяли этапы и шаги формирования конкретного аспекта языка или развития вида речевой деятельности на основе выбранной компьютерной технологии. Кроме того, в методической литературе есть немало работ, в которых учеными предлагаются этапы реализации проектной деятельности на основе ИКТ [14; 15]. Анализ упомянутых выше работ показывает, что многие исследователи выделяют три основных этапа реализации проектной деятельности на основе компьютерных технология: вводный или подготовительный этап, процессуальный этап и заключительный или оценочный этап. На вводном, или подготовительном этапе учащимся и студентам объясняется цель и задачи проектной деятельности, особенности реализации проекта на конкретной интернет-платформе (блог-технология, вики-технология, подкасты, корпус). Некоторые исследователи уделяют внимание обсуждению вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности обучающихся при выполнении
интернет-проекта [16]. На процессуальном этапе происходит формирование обозначенных аспектов языка или развитие видов речевой деятельности посредством выбранной интернет-технологии. Этот этап обычно включает несколько шагов. На заключите ль -ном или оценочном этапе обучающиеся оценивают свое участие в проекте, а также учитель оценивает сформированность необходимых навыков или развитие определенных умений у обучающихся.
Ввиду того, что традиционно ученые представляли методику (технологию) формирования фонетических навыков речи в терминах «этапы», в нашем исследовании мы продолжим эту традицию и выделим этапы формирования навыков произношения на основе мультимедийных программ.
Этап 1. Подготовительный. Преподаватель объясняет студентам цель водного коррективного курса фонетики, знакомит с мультимедийной программой, на основе которой студенты будут формировать навыки произношения, обсуждает график работы с мультимедийной программой.
Этап 2. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности при выполнении проекта. Ввиду того, что многие мультимедийные программы являются сетевыми, а сеть Интернет может причинить человеку моральный и материальный ущерб, перед началом использования программы необходимо напомнить студентам о правилах обеспечения информационной безопасности [16].
Этап 3. Демонстрация и постановка фонетического явления. Студенты знакомятся с артикуляцией и произношением изучаемого звука (фонетического явления) по анимационной презентации, слушают произношение звука диктором. Демонстрация изучаемого звука начинается с произношения изолированного звука, а затем переходит к произношению звука в контексте слова. По аналогии происходит демонстрация ударения, ритма и интонации.
Этап 4. Закрепление фонетического явления. Студенты формируют навык произношения в результате выполнения тренировочных упражнений. Особое внимание отводится упражнениям на запись произношения изучаемого фонетического явления, сравнение ее с записью эталона (сравнение
- на слушание и одновременное чтение текста;
- на слушание и чтение столбиков слов на различие изучаемых звуков;
- на слушание и запись фрагментов текста;
- на слушание и выделение слов, произносимых диктором;
- на запись изучаемых звуков, звукосочетаний, слов с последующим сравнением осциллограмм сделанной записи и эталона;
- на постановку ударения в словах;
2) упражнения на формирование ритмико-интонационных навыков речи студентов:
- на выделение в предложении синтагм;
Таблица 1
Этапы формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ
Этап Название Описание Форма обучения
1. Подготовительный Преподаватель объясняет студентам цель водного коррективного курса фонетики, знакомит с мультимедийной программой, на основе которой студенты будут формировать навыки произношения, обсуждает график работы с мультимедийной программой Аудиторная
2. Обсуждение вопросов обеспечения информационной безопасности при выполнении проекта Ввиду того, что многие мультимедийные программы являются сетевыми, а сеть Интернет может причинить человеку моральный и материальный ущерб, перед началом использования программы необходимо напомнить студентам о правилах обеспечения информационной безопасности Аудиторная
3. Демонстрация и постановка фонетического явления Студенты знакомятся с артикуляцией и произношением изучаемого звука (фонетического явления) на анимационной презентации, слушают произношение звука диктором. Демонстрация изучаемого звука начинается с произношения изолированного звука, а затем переходит к произношению звука в контексте слова. По аналогии происходит демонстрация ударения, ритма и интонации Внеаудиторная
4. Закрепление фонетического явления Студенты формируют навык произношения в результате выполнения тренировочных упражнений. Особое внимание отводится упражнениям на запись произношения изучаемого фонетического явления, сравнение ее с записью эталона (сравнение осциллограмм) с последующей корректировкой. На этом этапе предполагается использовать серию упражнений на формирование навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ Внеаудиторная
5. Коммуникативный Студенты используют изученные фонетические явления на практике в коммуникативных ситуациях. Именно на этом этапе результативность предлагаемой методики и сформированность навыков произношения показывается через виды речевой деятельности, в частности говорение Аудиторная
6. Оценочный Студентами проводится рефлексия своей учебной деятельности. Преподаватель оценивает сформированность навыков произношения на основе мультимедийных программ у студентов Аудиторная
осциллограмм) с последующей корректировкой. На этом этапе предполагается использовать серию упражнений на формирование навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ, разработанную нами:
1) упражнения на формирование звукопроизносительных навыков:
- на выявление слов с изучаемым звуком;
- на выявление различий между звуками (сочетаниями звуков), близких по звучанию;
- на слушание и повторение вместе с диктором текста;
- на слушание и повторение текста в
- на выделение ритма в предложении;
- на выявление типа предложения по интонации;
- на выявление пауз в предложении;
- на расстановку в предложении словесного ударения и прочтение его вслух;
- на запись предложений или фрагментов текста с последующим сравнением осциллограмм сделанной записи и эталона.
Этап 5. Коммуникативный. Студенты используют изученные фонетические явления на практике в коммуникативных ситуациях. Именно на этом этапе результативность предлагаемой методики и сформиро-ванность навыков произношения показывается через виды речевой деятельности, в частности говорение.
Этап 6. Оценочный. Студентами проводится рефлексия своей учебной деятельности. Преподаватель оценивает сформирован-ность навыков произношения на основе мультимедийных программ у студентов.
Дидактические свойства мультимедийных программ позволяют их использовать в различном объеме во внеаудиторное время. В табл. 1 представлен алгоритм формирования навыков произношения у студентов на основе мультимедийных программ и возможные формы обучения.
1. Миролюбов А.А., Махмурян К.С. Обучение произношению // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск, 2010. С. 221-226.
2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М., 2010.
3. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2002.
5. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.
6. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М., 2011.
7. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. 2010. № 1. С. 99-111.
8. Сушкова Н.А. Методика формирования меж-культурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.
11. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
12. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
13. Сысоев П.В., Пустовалова О.В. Использование сервиса «Твиттер» в развитии умений письменной речи обучающихся // Иностранные языки в школе. 2013. № 1. С. 12-18.
14. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 2, 3.
15. Сафонова В.В., Сысоев П.В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7-16.
16. Сысоев П. В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной Интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 20-24.
Поступила в редакцию 16.01.2013 г.
UDC 373.167.1
STAGES OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PRONUNCIATION SKILLS VIA LANGUAGE MULTIMEDIA PROGRAMS
Anna Alekseyevna PRIBYTKOVA, Lipetsk branch of Nizhny Novgorod Linguistic University, Lipetsk, Russian Federation, Senior Lecturer of English Language and Translation Department; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The issue of defining stages for the development of pronunciation skills via language multimedia programs is considered. The author proposes the following stages: a) introductory, b) discussion of the issues if informational security while taking part in web-based learning, c) demonstration and set up of a phonetic phenomena, d) fixation of pronunciation skills, e) communicative, f) assessment.
Key words: pronunciation skills; methodological conditions; multimedia programs; information communication technologies.