Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РОДНОЙ ЯЗЫК / ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Ангина Анастасия Дмитриевна

В статье раскрыт опыт преподавания интегрированной программы производственной практики «Родной язык и родная литература», включающей тематические блоки программы «Методика преподавания родного языка и родной литературы» и «Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера» на базе КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» для будущих педагогов в рамках реализации инновационного комплекса по проблеме формирования культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулеш Елена Васильевна, Ангина Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TEACHING NATIVE LANGUAGES OF FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF MULTI-ETHNIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT (FROM EXPERIENCE OF REALIZATION OF THE REGIONAL COMPLEX OF KHABAROVSK TERRITORY)

The article reveals the experience of teaching the integrated program of industrial practice "Native language and native literature", which includes the thematic blocks of the program "Methods of teaching native language and native literature" and "Decorative and applied arts and culture of the peoples of the North" on the basis of the KGB POU "Nikolaev-on-Amur Industrial and Humanitarian College" as part of the implementation of an innovative complex on the problem of the formation of cultural intelligence of the student in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

10. Круподерова К.Р. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. - 84 с.

11. Круподерова К.Р., Бочко О.А., Бардин А.В. Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в рамках модуля «Информационные технологии» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-6. - С. 120-127.

12. Круподерова К.Р., Попенко Н.В., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. - С. 147-150.

13. Круподерова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Образовательный веб-квест как способ мотивации обучающихся к освоению информационных технологий // Педагогический вестник. 2020. № 16. -С. 34-36.

14. Степанова С.Ю. Образовательные коммуникации в интернет-проекте. // В сборнике: Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. - С. 23-26.

15. Шкунова А.А., Колода С.А. Командообразование как исследовательский проект студентов в курсе «Организационное поведение» // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). - С. 24.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); педагог иностранного и родного языка Ангина Анастасия Дмитриевна

ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре)

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье раскрыт опыт преподавания интегрированной программы производственной практики «Родной язык и родная литература», включающей тематические блоки программы «Методика преподавания родного языка и родной литературы» и «Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера» на базе КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» для будущих педагогов в рамках реализации инновационного комплекса по проблеме формирования культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Ключевые слова: языковая культура, культурный интеллект, субъекты образовательной деятельности, развивающая образовательная среда, родной язык, переводоведение.

Annotation. The article reveals the experience of teaching the integrated program of industrial practice "Native language and native literature", which includes the thematic blocks of the program "Methods of teaching native language and native literature" and "Decorative and applied arts and culture of the peoples of the North" on the basis of the KGB POU "Nikolaev-on-Amur Industrial and Humanitarian College" as part of the implementation of an innovative complex on the problem of the formation of cultural intelligence of the student in the multi-ethnic educational environment of the Khabarovsk Territory.

Keywords: language culture, cultural intelligence, subjects of educational activity, developing educational environment, native language, translation studies.

Введение. В числе ключевых проблем в сфере межэтнических отношений в современной России первой, и, следовательно, важнейшей определяется «слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации» в рамках реализации Федеральной целевой программе (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Именно данная программа является основополагающей для развития этнокультурного потенциала всех народов и реализации на ее основе в КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» - инновационного проекта «Развитие культурного интеллекта будущих педагогов средствами переводоведения (на примере преподавания ульчского языка)», реализуемого в рамках инновационного комплекса по проблеме формирования культурного интеллекта личности обучающегося в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края.

Изложение основного материала статьи. Отметим, что преподавание родных языков - языков народов Приамурья - в Николаевском-на-Амуре педагогическом училище (ныне «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум») имеет давнюю историю. Преподавание родных языков велось с момента основания училища, потому что представители коренных малочисленных народов всегда обучались в стенах этого старейшего образовательного учреждения Хабаровского края. На протяжении всего периода преподавание родных языков претерпело большие изменения в форме организации процесса обучения: изначально это был кружок, затем факультатив, потом учебная дисциплина, обязательная для обучающихся по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование». Сейчас дисциплина «Родной язык и родная литература» является междисциплинарным курсом, входящим в профессиональный модуль.

Кроме того, стоит отметить, что сначала родные языки преподавались только студентам из числа коренных малочисленных народов Севера, причем преподаватель родного языка чаще всего был просто носителем какого-либо языка, и преподавание не носило системного характера. Затем, когда предмет стал обязательным, контингент стал смешанным, количество студентов из числа КМНС составляло не менее половины. В настоящее время количество студентов - представителей народов Севера - резко сократилось и составляет одну десятую часть от общего состава обучающихся. На фоне меняющихся условий работы

менялись и подходы к обучению родному языку. От работы в рамках кружка, где преподавание не носило системного характера до работы в рамках профессионального модуля, которая обязывает применять научные достижения в области языкознания, методики, психологии для достижения результатов в процессе обучения.

Так, междисциплинарный курс «Родной язык и родная литература» вместе с двумя другими МДК «Методика преподавания родного языка и родной литературы» и «Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера» и производственной практикой входят в ПМ.05 «Организация занятий по сохранению и развитию национальной самобытности и культурного развития наследия коренных малочисленных народов Севера». Начиная со 2 курса, обучающиеся изучают 3 МДК и на 4 курсе проходят производственную практику.

Поэтому данная практика становится своеобразным подведением итогов трехлетней работы, в связи с чем встает вопрос о контенте программы производственной практики. Поэтому она носит интегрированный характер и включает в себя «Родной язык и родная литература», «Методика преподавания родного языка и родной литературы» и «Декоративно-прикладное искусство и культура народов Севера», где во главу становится преподавание лингвистических дисциплин с языковой составляющей, основывающейся на диалогическом подходе [1].

На этом фоне естественным образом возникает вопрос, о специфике выстраивания процесса обучения ульчскому языку, который является совершенно чужим, инородным для существующего контингента обучающихся в школе. Заострим внимание, что процесс изучения языка включает в себя три основных компонента: языковой, речевой и социокультурный. Поэтому при планировании курса, раздела, темы, занятия всегда необходимо решать, каково будет соотношение этих компонентов. К примеру, в школе с. Булава Ульчского района, месте компактного проживания ульчей, на подобных занятиях соотношение языкового, речевого и социокультурного контента выглядело бы по-другому. Несомненно, было бы преобладание языкового и речевого контента, так как обучающиеся знакомы с культурой и традициями ульчского этноса. В условиях же Николаевского района было решено сделать основной социокультурную часть, где через культуру, декоративно-прикладное искусство знакомить обучающихся с ульчским языком естественным путем, в процессе деятельности.

Остановимся на характеристике структуры программы практики, которая включает шесть проектных тематических модуля. Так, вводное занятие включает знаниевый компонент о столице края, народах проживающих на территории Хабаровского края. Продуктом проекта становится карта Хабаровского края с обозначенными на ней коренными народами. Второй тематический модуль посвящён созданию куклы хакуа и знаниям ульчском традиционном искусстве, детских игрушках. Занятие включает демонстрацию образцов традиционного женского искусства, образцы женских халатов, образцов кукол. Продуктом тематических занятий становится кукла хакуа из бумаги.

Далее третья тема посвящена созданию ковру - хадасу, включающей беседу о ульчском орнаменте, украшениям орнаментами всех предметов быта. Продукт тематического модуля - ковер-хадасу из бумаги. Следующая тема освещает традиционное ульчское жилище (хагду, такту), где продуктом является - домик-такту из бумаги. Далее тематический модуль посещен созданию древа жизни с беседами о смысле, значении и использовании его как орнамента. И завершающий модуль практики посвящён созданию музею в сундуке, где речь идет о их видах, значении и продуктом становится музейная композиция в сундуке-гусэ. Таким образом, на каждом занятии обучающиеся выполняют проект-поделку и используют ульчскую лексику. Например, кукла-хакуа называется именно хакуа, и целесообразным, и естественным является использовать именно слово «хакуа». Халат куклы называется именно «тэту», а не «кимоно», «сарафан», «платье» и т.п. Итоговым продуктом производственной практики становится музей, а школьники экскурсоводами, которые организуют встречи в мини-музее, включающего национальной культуры экспонаты.

Перейдем к анализу результатов эмпирической части исследования, которая включала изучение динамики развития культурного интеллекта будущих педагогов в полиэтнической образовательной среде Хабаровского края. Выборка составила из 20 студентов, в возрасте от 17 до 25 лет, обучающихся в КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно гуманитарный техникум». Для исследования уровня культурного интеллекта мы выбрали методику Г.У. Солдатовой «Расширенная шкала культурного интеллекта» [2, 3].

На первом этапе нашего исследования мы изучили общий уровень культурного интеллекта будущих педагогов до прохождения производственной практики по сохранению и развитию национальной самобытности и культурного наследия коренных малочисленных народов Приамурья Хабаровского края. Анализ полученных показателей выявил следующие результаты.

Низкий уровень метакогнитивного компонента культурного интеллекта может свидетельствовать о недостаточной способности студентов рефлексировать по поводу собственной этнической и культурной принадлежности, а также о невозможности прогнозирования поведения в ситуации межкультурного взаимодействия. Кроме того, низкий уровень мотивационного компонента культурного интеллекта, может свидетельствовать о их слабой готовности к познанию новой культуры.

Средний уровень когнитивного и поведенческого компонента культурного интеллекта может свидетельствовать об знаниях будущих педагогов об обычаях, ценностях, нормах и человеческой деятельности в различных культурах, а также о наличии вербальных и невербальных форм поведения, которые бы подходили для контакта с лицами из других культур.

На втором этапе нашего исследования мы изучили общий уровень культурного интеллекта будущих педагогов после прохождения производственной практики по сохранению и развитию национальной самобытности и культурного наследия коренных малочисленных народов Хабаровского края. Результаты исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели проявления культурного интеллекта будущих педагогов Г.У. Солдатовой «Расширенная шкала культурного интеллекта» (в %)

Компоненты До проведения производственной После проведения

культурного программы практики производственной программы

интеллекта (КИ) практики

высокий средний низкий Высокий средний низкий

Метакогнитивный КИ 44 21 35 47 51 4

Мотивационный КИ 35 42 23 40 52 12

Поведенческий КИ 38 46 26 94 4 2

Когнитивный КИ 40 24 36 74 16 10

Выводы. Таким образом, резюмируя сказанное можно отметить, что специфика преподавания родных языков заключается в комплексном характере. Как следствие, это вызывает необходимость различать культуру литературного языка и культуру выражения и, конечно, составную часть культурного поведения человека. В обозначенном контексте, каждый язык оригинален и неповторим, а каждое языковое общество по-своему относится к собственному языку и стремится предъявлять к нему свои требования. Все это находит отражение при решении проблем языковой культуры и в стилистике того или многонационального языка.

Литература:

1. Вязникова Л.Ф., Кулеш Е.В. Принцип диалогичности в контексте становления этнокультурной компетентности, учащихся в полиэтнической образовательной среде // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017. Т. 14, №4. - С. 52-56.

2. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Кулеш Е.В., Тихомиров М.Ю. Этносоциальные и личностные предикторы направленности межкультурной коммуникации у жителей российских городов с различным этническим составом населения. Психологические исследования, 2018, 11 (62), 8. http://psystudy.ru

3. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии расширенной шкалы культурного интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 3. - С. 510-526.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции Куршев Альберт Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье проводится общий анализ важнейших направлений воспитательной работы в вузах России. Авторами подробно рассматривается значение воспитательной работы для профессионального становления студента в будущей профессии, его уровня культурного развития, становления его гражданско-патриотической позиции и его морально-нравственный облик в целом. Особое внимание обращается на систематическое анализирование успешности проводимой воспитательной работы и ее оценка ректором и профессорско-преподавательским составом. Авторы исследуют влияние воспитательной работы на дальнейшее положение выпускника в обществе и уровень его правовой культуры. Даются рекомендации по увеличению эффективности воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова: воспитание, преподаватель, студенческий совет, саморазвитие, патриотизм, культура, выпускник, профессионализм.

Annotation. The article provides a general analysis of the most important areas of educational work in Russian universities. The authors consider in detail the importance of educational work for the professional development of the student in the future profession, his level of cultural development, the formation of his civil-patriotic position and his moral and moral image as a whole. Special attention is paid to the systematic analysis of the success of the educational work carried out and its assessment by the rector and the teaching staff. The authors investigate the influence of educational work on the further position of the graduate in society and the level of his legal culture. Recommendations are given to increase the effectiveness of educational work at the university.

Keywords: education, teacher, student council, self-development, patriotism, culture, graduate, professionalism.

Введение. Подготовка специалистов в вузе по любому направлению требует не только обучению их необходимым знаниям и навыкам по избранной профессии, но и обучению их умению решать актуальные проблемы взаимоотношений в обществе, с коллегами, друзьями. Обучаясь в высшем учебном заведении, студенты проходят профессиональный и личностный рост, участвуют в различных общественных коллективах, выражают свои творческие умения. Именно в тот период складываются их главные жизненные ориентиры и взгляды на жизнь. В данный период жизни для студента очень важна эффективная воспитательная работа преподавателей, помогающая ему решить насущные проблемы, возникающие в период нахождения в новом коллективе - с педагогами и однокурсниками.

Изложение основного материала статьи. Воспитательная работа в вузе имеет очень большое значение для его становления как специалиста. Общение студентов друг с другом, их адаптация в новых условиях позволяют ему приобрести новый социальный опыт и навыки. Осознавая всю важность данного этапа для студентов, вузы обращают большое внимание на помощь студентам и их воспитание.

Главными задачами воспитательной работы в вузе является:

1. помощь студентам в приобретении необходимых духовно-нравственных качеств;

2. воспитание у студентов чувства патриотизма;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.