Социология, психология, культурология традиционного прикладного искусства
УДК 37.035.6:93
Лебедев С. В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д.2, литер A, e-mail:[email protected]
Lebedev S.V., doctor of philosophical sciences, head of the department of philosophy of the «Higher school offolk arts (academy)», 191186, St.-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., Lit. A, e-mail: [email protected]
Специфика преподавания основ российской государственности будущим художникам традиционных художественных промыслов Specifics of teaching the discipline «Fundamentals of Russian Statehood» to future artists of traditional arts and crafts
Аннотация. В статье рассматривается специфика преподавания новой учебной дисциплины - основы российской государственности, обосновывается ее необходимость. Приведен пример преподавания дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии). Указаны проблемы, возникающие при преподавании дисциплины в художественном вузе. На основании первого опыта предложены варианты решения проблемы и рекомендации в учебно-методический комплекс дисциплины.
Ключевые слова: основы российской государственности, патриотизм, идеология, традиционные ценности.
Abstract. This article examines the peculiarity of the new academic discipline fundamentals of russian statehood, substantiates its necessity. A positive example of teaching this discipline at the Higher school of folk arts (academy) is given. The problems arising when teaching the discipline at an art university are indicated. Based on the first experience, recommendations for the educational and methodological complex of the discipline are proposed.
Keywords: fundamentals of the Russian statehood, patriotism, ideology, traditional values.
С 2023/24 учебного года в российских вузах с целью формирования у студентов системы знаний, ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, введена новая учебная дисциплина -«Основы российской государственности». В указе Минобрнауки № МН -11/1516 ПК от 21.04.2023 г. сказано: «Реализация курса предполагает последовательное освоение студентами знаний, представлений, научных концепций, а также исторических, культурологических, социологических и иных данных, связанных с проблематикой развития российской цивилизации
и её государственности в исторической ретроспективе и в условиях актуальных вызовов политической, экономической, техногенной и иной природы» [6]. Для сокращенного названия дисциплины основы российской государственности появилась аббревиатура ОРГ.
Актуальность данной темы не подлежит сомнению. Поскольку опыт преподавания данной дисциплины у всех преподавателей страны еще невелик, то пока нет научных исследований по эффективности и результативности курса «Основы российской государственности». Но уже сейчас можно изложить опыт преподавания дисциплины в вузах России, в частности, в Высшей школе народных искусств (академии). В данной статье применены формально-логический (индукция, дедукция) и содержательно-логические (анализ и синтез) методы. Сбор материалов проводился непосредственно на учебных занятиях по дисциплине. Материалы представлены в виде анкет опроса студентов, их докладами и сообщениями, а также общими результатами зачетов. Предметом статьи является специфика преподавания дисциплины основы российской государственности будущим художникам традиционных художественных промыслов.
Решение о введении дисциплины в российских вузах принято Президентом Российской Федерации в 2022 г. Междисциплинарный курс «Основы российской государственности» был разработан историко-культурным проектом «ДНК России», созданным «Фондом достояния нации» во исполнение поручения от 29 января 2023 г. Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 22 декабря 2022 г. Концепция дисциплины была представлена 31 марта 2023 г. в Общественной палате РФ.
Для преподавания дисциплины подготовлены два учебника: для изучающих социо-гуманитарные науки и естественно-научные / инженерно-технические специальности. Профессорско-преподавательский состав почти всех высших учебных заведений России прошел подготовку в опорных вузах. В частности, заведующий кафедрой философии Высшей школы народных искусств (академии) прошел курс подготовки в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. По окончании курса повышения квалификации преподаватели новой дисциплины могут развивать новые образовательные методики, формировать теоретическую базу будущих лекций и практических занятий. Кроме того, что всегда было немаловажным в преподавательском сообществе, появилась возможность установить личные горизонтальные связи в профессиональной среде.
Учебная дисциплина ориентирована на изучение истории возникновения российской государственности, ее особенностей, многонациональности народа, основных традиций, указание роли российской науки и культуры в мировом развитии, выявлении того, что создает образ будущего страны и народа, и т. д. «Основы российской государственности» является системообразующим компонентом в процессе развития
общекультурных компетенций федерального государственного образовательного стандарта.
Основные задачи дисциплины лежат в сфере воспитания подрастающего поколения - необходимости формирования у молодежи четких мировоззренческих ценностей и чувства гражданственности. Как отмечает Т.А. Борзова, «задача новой дисциплины,... состоит в усилении историко-ценностного основания образовательной подготовки будущих выпускников вуза. Запросы современного общества усиливают и расширяют требования к социально-гуманитарной подготовке обучающихся всех направлений и специальностей» [1, с. 139]. Таким образом, речь идет о необходимости воспитания патриотов, а не потребителей.
Не менее значимой является и образовательная функция дисциплины. Нельзя отрицать, что знания по отечественной истории, культуре, экономике и праву у многих студентов являются весьма упрощенными и неполными, что делает молодежь уязвимой перед деструктивной деятельностью, которая периодически возникает на разных онлайн-платформах.
Указ Президента РФ от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определил стратегическое планирование в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выделил цели, задачи и средства реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». В указе Президента Российской Федерации отмечается, что: «Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений...» [7]. Далее говорится о решении задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Речь идет о воспитании в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры. Отмечается острая необходимость создания условий для формирования гармонично развитой личности. Говорится о поддержке общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России.
Подавляющее большинство педагогического сообщества России давно ждало появления подобного мировоззренческого курса. Статья 13 конституции России, принятой в 1993 г., гласит: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [4]. Однако провозглашение отсутствия идеологии не означает исчезновения идеологии. Если государство отказывается от идеологии, то умы граждан, особенно подрастающих поколений, будут обрабатываться чужой идеологией. Начиная с периода «Перестройки» и особенно «диких 1990-х» в Россию волной пошли учебники, выпущенные на средства западных фондов. Своего рода «классикой» такого рода учебников стали творения A.A. Кредера, который внедряет в умы подрастающего поколения «теорию тоталитаризма», согласно которой не было никакой разницы между фашистской Германией и Советским Союзом. По мнению A.A. Кредера, разгром фашистской Германии являлся исторически отрицательным событием, ведь в результате «советский тоталитаризм» был распространен на страны Восточной Европы. При этом вообще не упоминались многие события Второй мировой войны, если они шли в разрез с установкой A.A. Кредера. В 1990-е гг. неоднократно делались попытки реабилитировать Власова и власовцев и провозгласить их борцами с коммунизмом, по образцу прибалтийских и западноукраинских коллаборационистов. Но российское общество восприняло это негативно. Однако в школьном учебнике A.A. Левандовского и Ю.А. Щетинова Власов изображен не изменником Родины, а «патриотом», которого обманул коварный Гитлер. И вот школьники с такими «промытыми» мозгами поступают в вузы.
Однако в бывших советских республиках, ставших независимыми государствами, идеологизация носит тотальный характер. В латвийском учебнике истории на 11 страницах 24 раза упоминается слово «оккупация» [2, с. 234-245]. И ведь прибалтийские учебники истории еще могут считаться объективными на фоне украинских! По крайней мере, в Прибалтике еще не придумывают «великих событий» прошлого.
Преподавательское сообщество России не без успеха пыталось противодействовать подрывной деятельности работающих на гранты западных фондов преподавателей и чиновников образования. Многие темы дисциплины основы российской государственности рассматривались и изучались (в том числе и автором) при преподавании дисциплин социально-гуманитарного профиля. В частности, в Высшей школе народных искусств (академии) на учебных занятиях по дисциплине обществоведение для обучающихся по программам среднего профессионального образования автором излагались темы особенностей российской цивилизации. Студентами высшего образования темы цивилизационной особенности и самостоятельности России изучались на дисциплинах «История России», «Философия» (особенно в части изучения русской философской мысли), наконец, при изучении отдельных тем «Религиоведения», «Этнологии» также рассматривались те темы, которые легли в основу новой дисциплины.
Подобным образом вели не только педагогическую, но также и патриотическую деятельность большинство преподавателей. И не случайно, на курсах подготовки к чтению новой дисциплины большинство профессорско-преподавательского состава отмечало, что, в общем-то, они и прежде при чтении дисциплин гуманитарного и социального блока излагали взгляды, близкие по содержанию к программе «Основ российской государственности». Но теперь пришло время их комплексного сведения в одну учебную дисциплину. От уже имеющихся социогуманитарных дисциплин курс должен отличаться комплексностью, системным взглядом на российскую государственность, затрагивая вопросы не только истории страны, но также показывая культурно-цивилизационную особенность России, ее этноконфессиональную специфику, роль страны в развитии мировой науки и культуры.
О том, что не только в преподавательском сообществе, но и российском социуме введение «Основ российской государственности» вызывает одобрение, свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, проведенные ВЦИОМ. Две трети наших сограждан назвали его нужным (68%) и лишь 16% считают, что изучать основы российской государственности в российских вузах не требуется. Молодые люди 18-24 лет чаще других поколений считают, что молодежь должна знать о своей стране (42% уб. 28-35% в других возрастных группах), однако о важности изучения истории они говорят в 4-6 раз реже (18-24 лет - 5% уб. 19-29% среди 25-летних и старше) [5].
Высшая школа народных искусств (академия) является единственным образовательным учреждением в мире, которое на протяжении более 20 лет ведет подготовку будущих художников традиционного прикладного искусства по программам высшего образования. Кафедра философии разработала методику преподавания дисциплины «Основы российской государственности» на базе рекомендаций Минобрнауки России. Особое внимание было уделено учету специфики вуза.
Высшая школа народных искусств (академия) имеет ту особенность, что является не просто художественным вузом, а готовит художников традиционного прикладного искусства. Это отражается на контингенте обучающихся: студенты являются уроженцами разных регионов России, включая новые федеральные территории (в частности, Крыма). Выступления с докладами и сообщениями о своей малой Родине, ее национальных и культурных особенностях неизменно пользуются популярностью. То, что студенты вуза намереваются заниматься русским традиционным прикладным искусством, априорно делает их патриотически настроенными. В силу этого дисциплина основы российской государственности воспринимается ими благожелательно. Влияет также и тендерный состав обучающихся -преобладают девушки. Будущим художницам могут быть мало интересны истории войн и политических проблем прошлого, но происходящие в мире события и участие в них России вызывает большой интерес. Географическое расположение Высшей школы народных искусств в центре Санкт-
Петербурга помогало проводить в качестве дополнительных занятий экскурсии по городу, местам, связанных с историей Российского государства.
Всего лекции по дисциплине «Основы российской государственности» прослушали 105 студентов (46 - бакалавриата, 25 - специалитета, 34 студента филиалов).
В целом отношение к новой дисциплине у первокурсников позитивное. Из 46 обучающихся, опрошенных в головном вузе, на вопрос анкеты «Считаете ли Вы необходимым преподавание дисциплины "Основы российской государственности"?» 45 ответили - «Да», один ответил - «Не знаю». Отрицательных ответов не было. Однако отметим, что вуз в силу специфики студенческого коллектива выгодно отличается от остальных вузов страны. По этой причине опыт преподавания дисциплины «Основы российской государственности» не может считаться универсальным, но свидетельствует о необходимости этой дисциплины.
При преподавании дисциплины «Основы российской государственности» учитывались следующие аспекты:
1. Дисциплина основывалась на изучении и изложении исторических, этнических, культурных и политических аспектов формирования и развития государственности России.
2. Применялся интердисциплинарный подход, т. е. темы дисциплины ОРГ перекликались с темами дисциплин «История России», «Философия», «Религиоведение», «Этнология».
3. Преподавание ОРГ имело практическую направленность, в частности, студенты получали знания об истории и культуре этносов России, традиционных национальных ценностях страны, стоящих перед страной проблемах.
4. Учитывались современные тенденции мирового развития, в том числе и состояние современного искусства. Подчеркивалось, что в традиционном прикладном искусстве проявляется национальная идентичность русского этноса и исторических этносов России.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в учебно-методический комплекс дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии) должен быть внесен ряд определенных изменений, не носящих, впрочем, принципиального характера. Так, предлагается усилить блок, связанный с русским искусством как одним из проявлений российской идентичности, а также усилить региональный компонент, отражающий специфику отдельных субъектов РФ, что позволит раскрыть глубокую сущность культурного многообразия страны и уникального исторического опыта российского государства.
Литература
1. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе / Т. А. Борзова - Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №4(101). - С. 138-142. - ВОТ. 10.24412/1991-5497-
2023-4101-138-142. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-k-istokam-o-podhodah-kprepodavaniyu-kursa-osnovy-rossiyskoy-gosudarstvennosti-v-vysshey-shkole (дата обращения: 24.01.2024).
2. История Латвии. XX век / Д. Блейере, И. Бутулис, А. Зунда [и др.]. - Рига : Jumava, 2005. - 474 с.
3. Коневецкая Е. В. В школах Эстонии по литературе проходят пошлые анекдоты / Е. В. Коневецкая. - Текст : электронный // РБК : [сайт]. -2007. - 19 октября. - URL:
https://www.rbc.ru/society/19/10/2007/5703c9769a79470eaf76772e (дата
обращения: 26.01.2024).
4. Конституция Российской Федерации: Статья 13. - Текст : электронный // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701f be63f48c943e8175bel6462/ (дата обращения: 23.01.2024).
5. Можно ли научить государственности? Две трети опрошенных поддержали введение в вузах учебного курса «Основы российской государственности» : обзор. - Текст : электронный // ВЦИОМ. Новости : [официальный сайт]. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (дата обращения: 23.01.2024).
6. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Руководителям образовательных организаций высшего образования : [документ]. - Текст: электронный. -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_ll_1516_PK_2104202 3.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
7. Российская Федерация. Президент. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 № 8. - Текст : электронный // Kremlin.ru : официальный сайт. -2022. - 9 ноября. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 23.01.2024).
References
1. Borzova Т. A. Vozvrashhenie k istokam: о podxodax к prepodavaniyu kursa «Osnovy* rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole / Т. A. Borzova -Tekst : elektronnyj // Mir nauki, kuTtury\ obrazovaniya. - 2023. -№4(101).-S. 138-142. - DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-k-istokam-o-podhodah-kprepodavaniyu-kursa-osnovy-rossiyskoy-gosudarstvennosti-v-vysshey-shkole (data obrashheniya: 24.01.2024).
2. Istoriya Latvii. XX vek / D. Blejere, I. Butulis, A. Zunda [i dr.]. -Riga : Jumava, 2005. - 474 s.
3. Koneveczkaya E. V. V shkolax E stonii po literature proxodyat poshly'e anekdoty' / E. V. Koneveczkaya. - Tekst: eTektronny'j // RBK : [sajt], -2007. - 19 oktyabrya. - URL:
https://www.rbc.ru/society/19/10/2007/5703c9769a79470eaf76772e (data
obrashheniya: 26.01.2024).
4. Konstituciya Rossijskoj Federacii : Stat'ya 13. - Tekst : eTektronny'j // Konsul' tantPly us. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a7944b7701f be63f48c943e8175be 16462/ (data obrashheniya: 23.01.2024).
5. Mozhno li nauchif gosudarstvennosti? Dve treti oproshennyx podderzhali wedenie v vuzax uchebnogo kursa «Osnovy* rossijskoj gosudarstvennosti» : obzor. - Tekst : elektronnyj // VCIOM. Novosti : [ofíciaFny'j sajt], - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti (data obrashheniya: 23.01.2024).
6. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Rukovoditelyam obrazovatelnyx organizacij vysshego obrazovaniya : [dokument], - Tekst : elektronnyj. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_MN_l 11516PK 21042023 .pdf (data obrashheniya: 23.01.2024).
7. Rossijskaya Federaciya. Prezident. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyx rossijskix duxovno-nravstvennyx cennostej : ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 8. - Tekst : eTektronny'j // Kremlin.ru : oficiarny'j cajt. - 2022. - 9 noyabrya. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (data obrashheniya: 23.01.2024).