Научная статья на тему 'Профессиологические основы разработки содержания педагогических дисциплин в области традиционного прикладного искусства'

Профессиологические основы разработки содержания педагогических дисциплин в области традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / функции деятельности / профессиональный стандарт / содержание / педагогические дисциплины / традиционное прикладное искусство / pedagogical activity / functions of activity / professional standard / content / pedagogical disciplines / traditional applied art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н.М., Тихомиров С.А.

Статья посвящена обоснованию разработки содержания педагогических дисциплин в области подготовки бакалавров традиционного прикладного искусства. Основаниями разработки содержания педагогических дисциплин являются функции и действия педагогической детальности, заявленные в профессиональных стандартах, утверждающих педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном и среднем общем, а также дополнительном образовании. Предложен для освоения педагогической деятельности комплекс дисциплин, включающий психологические и педагогические дисциплины. Прослежена связь между дисциплинами, установлено их содержание по разделам и темам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н.М., Тихомиров С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional basis for developing the content of pedagogical disciplines in the field of traditional applied arts

The article is devoted to the substantiation of the development of the content of pedagogical disciplines in the field of bachelor's degree in traditional applied arts. The basis for the development of the content of pedagogical disciplines are the functions and actions of pedagogical detail stated in professional standards approving pedagogical activity in preschool, primary general, basic and secondary general, as well as additional education. A set of disciplines, including psychological and pedagogical disciplines, is proposed for the development of pedagogical activity. The connection between the disciplines has been traced, their content by sections and topics has been established

Текст научной работы на тему «Профессиологические основы разработки содержания педагогических дисциплин в области традиционного прикладного искусства»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITION AL

ARTISTIC CRAFTS

Пути совершенствования системы подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства

Ways of improvement of the training system of future artists of

traditional applied art

УДК 37.013:745

Александрова H.M., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: profped@bk.ru

Тихомиров С.А., кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: nauka_vshni@mail.ru

Aleksandrova N.M., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Research institute for traditional arts and crafts of the «Higher school of folk arts (academy)», 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail:profped@bk.ru

Tikhomirov S.A., candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Vice-Rector for Research, Associate Professor of the Department of Art History of the «Higher school of folk arts (academy)», 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: nauka vshni@mail.ru

Профессиологические основы разработки содержания педагогических

дисциплин в области традиционного прикладного искусства Professional basis for developing the content of pedagogical disciplines in the

field of traditional applied arts

Аннотация. Статья посвящена обоснованию разработки содержания педагогических дисциплин в области подготовки бакалавров традиционного прикладного искусства. Основаниями разработки содержания педагогических дисциплин являются функции и действия педагогической детальности, заявленные в профессиональных стандартах, утверждающих педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном и среднем общем, а также дополнительном образовании. Предложен для освоения педагогической

деятельности комплекс дисциплин, включающий психологические и педагогические дисциплины. Прослежена связь между дисциплинами, установлено их содержание по разделам и темам.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, функции деятельности, профессиональный стандарт, содержание, педагогические дисциплины, традиционное прикладное искусство.

Abstract. The article is devoted to the substantiation of the development of the content of pedagogical disciplines in the field of bachelor's degree in traditional applied arts. The basis for the development of the content of pedagogical disciplines are the functions and actions of pedagogical detail stated in professional standards approving pedagogical activity in preschool, primary general, basic and secondary general, as well as additional education. A set of disciplines, including psychological and pedagogical disciplines, is proposed for the development of pedagogical activity. The connection between the disciplines has been traced, their content by sections and topics has been established.

Keywords: pedagogical activity, functions of activity, professional standard, content, pedagogical disciplines, traditional applied art.

Профессиологические основания разработки содержания педагогических дисциплин в области подготовки бакалавров по различным видам традиционного прикладного искусства в высшем образовании исходят из теории профессиологии педагогического образования, которая разработана в Российской академии образования в начале 2000-х гг. [16, 25] и представляют собой функции и действия педагогической деятельности, профессиональные педагогические стандарты, педагогические должности.

В соответствии с понятийным аппаратом этой теории под профессиологии педагогического образования понимают научный раздел профессиональной педагогики, который образован междисциплинарной интеграцией профессиологии профессионального образования и педагогики.

Научный раздел исследует профессии, которые реализуют педагогическую деятельность, а также проблемы отбора и профессиональной адаптации студентов к педагогической деятельности; становление и развитие профессионально важных качеств личности педагога, т. е. проблемы, так или иначе сопровождающие создание, функционирование и развитие педагогических профессий, видов деятельности педагога и педагогического образования [25, с. 4].

Положения теории профессиологии профессионального образования в исследовании образовательной области традиционного прикладного искусства были применены ранее к созданию профессиологических моделей - профессионально-квалификационных характеристик (ПЕСХ) выпускников-бакалавров конкретной области традиционного прикладного искусства. Так, были предложены: группы видов профессиональной деятельности, систематизированные по их производственному предназначению (общеотраслевая, профессиональная, специальная группы); новые условия разработки должностей области традиционного прикладного искусства и

профилей их профессиональной подготовки с учетом результатов анализа не только одного вида профессиональной деятельности или одной должности, а и смежных, родственных видов деятельности или должностей [19, с. 89-90]. Кроме этого, в диссертационном исследовании М. А. Салтанова, посвященном системе образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи представлена ГЖХ художника-бакалавра этого вида живописи [21, с. 83-94]. В этой характеристике рассматривается профессиональная деятельность художника лаковой миниатюрной живописи.

Педагогическая же деятельность в соответствии с профессиональными стандартами «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» не изучалась.

Данный факт является причиной, побудившей углубленно изучить подготовку выпускников бакалавриата к педагогической деятельности. Это поддерживается тем, что на этом уровне высшего образования по направлениям «Декоративно-прикладное искусство и образование» и «Традиционное прикладное искусство» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами [1, 21] осуществляется подготовка не только по художественной, но и по педагогической деятельности и предполагается трудоустройство выпускников в соответствии с выше указанными профессиональными стандартами на должности педагогов. Это актуализирует разработку эффективного содержания педагогических дисциплин при подготовке педагогов в области традиционного прикладного искусства.

Основными методами разработки эффективного содержания педагогических дисциплин являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, эксперимент. Необходимым инструментарием исследования являются Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, образовательные программы, учебные планы и рабочие программы педагогических дисциплин. Исследования осуществлялись в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах.

Анализ содержания педагогических профессиональных стандартов, указанных в Федеральных государственных образовательных стандартах уровня бакалавриата [19, 20], убеждает, что они предназначены для формирования у студентов ориентации в их будущих педагогических должностях, трудовых функциях и действиях, а также разработки и реализации преподавателями такого содержания педагогических дисциплин, которое бы соответствовало уровню педагогической подготовки, заявленному в профессиональных стандартах.

Однако, как показала практика, подготовка к практической педагогической деятельности выпускников в вузе осуществляется изучением содержания дисциплин «Основы психологии», «Педагогика» и «Методика преподавания дисциплин» с добавлением педагогической двухнедельной

практики, обычно проходящей в стенах вуза. При этом, педагогическим экспериментом выявлено, что нет четкого согласования между содержанием педагогических дисциплин и содержанием трудовых функций и действий, утвержденных в профессиональных стандартах.

Например, трудовые функции «воспитательная деятельность» и «развивающая деятельность», указанные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11] и раскрытые там же конкретные трудовые действия (около 20 по каждой функции) сформировать у студентов на требуемом образовательном уровне проблематично в рамках изучения названных выше дисциплин и педагогической практики. Объясняется это тем, что основной вид осваиваемой профессиональной деятельности студентов, обучающихся в области конкретных видов традиционного прикладного искусства -художественно-творческий. Однако в Федеральных государственных образовательных стандартах в разделе, посвященном будущему трудоустройству бакалавров, приведены указанные выше педагогические профессиональные стандарты как приоритетные для трудоустройства выпускников с высшим образованием и не заявлены профессиональные стандарты для реализации художественно-творческой деятельности. Это означает, что выпускники, освоившие художественно-творческую деятельность могут ее применить, трудоустроившись как преподаватели в учреждения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования детей и взрослых.

Сказанное выше доказывает, что содержание педагогических дисциплин в области традиционного прикладного искусства должно быть пересмотрено в соответствии с содержанием деятельности, заявленной в профессиональных педагогических стандартах. Более подробно остановимся на этом.

Для освоения педагогических трудовых функций, заявленных в обсуждаемых профессиональных стандартах, студентам необходимы основные знания и умения по психологии и педагогике, что продиктовано профессиональными действиями педагогов, включенными в трудовые функции. В этом смысле дисциплины «Основы психологии» и «Педагогика» нужны. Однако в их содержание не должны входить только общие сведения о науках «Психология» и «Педагогика», требуется и узкоспециальная информация, раскрывающая специальные разделы наук в соответствии с сферой будущей профессиональной деятельности выпускников - дошкольное, начальное, основное, среднее школьное образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Этого требуют профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17, 18].

В связи с этим можно предложить структуру содержания этих дисциплин в двухкомпонентном составе (комплексно): первый компонент -

общие сведения науки, второй - специальный (профессионально направленный). Например, содержание первого компонента дисциплины «Основы психологии» может включать: определение категории «психология»; структуру науки; сведения о психологических методах исследования; информацию о развитии психики в соответствии с возрастом человека; основные сведения о сознании; сущность понятий «личность», «индивид», «деятельность», «индивидуальность», «психическая регуляция поведения»; индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, интеллект, творчество); сведения о эмоционально-волевой сфере личности; информацию о познавательных процессах; научные знания о межличностных отношениях.

Содержание же второго компонента - специального, разрабатывается с учетом содержания профессиональных функций и действий, указанных в профессиональных педагогических стандартах, и его освоение базируется на знаниях и умениях, полученных в процессе обучения дисциплине «Основы психологии». Второй компонент раскрывает особенности психологической информации о детях дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, которая необходима для успешной реализации обучения, воспитания и развития детей разного возраста, а также обучения взрослых.

Например, в специфическую информацию о детях младшего школьного возраста включено: механизмы развития личности средствами традиционного прикладного искусства в младшем школьном возрасте; потребность в самостоятельности действий посредством выполнения простых заданий в области этого искусства; процесс становления предметной деятельности от активности к авторской позиции; развитие познавательной мотивации с учетом традиционного прикладного искусства.

В этой связи содержание компонента представляет собой сложный многоаспектный раздел дисциплины и может быть выделен в отдельную дисциплину, например, с названием «Психологические особенности детей и взрослых».

В ходе исследования, в соответствии с функциями профессиональной деятельности педагогов, определенными в профессиональных стандартах «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [17] и «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [18] и в результате изучения содержания научных трудов и учебников по психологии дошкольного возраста, психологии детей школьного возраста, психологии взрослых (среди них труды Л.С. Выготского [5], В.С. Мухиной [3], Л.Ц. Кагермазовой [4], О.О. Гониной [7], И.С. Кон [9], З.И. Айгумовой [15], Е.И. Степановой [23], Г.А. Урунтаевой [26] и др.) были сформулированы разделы и темы специального компонента.

Выделено четыре раздела: психологические особенности детей дошкольного возраста, психологические характеристики детей младшего школьного возраста, психологические характеристики детей среднего и

старшего школьного возраста, психологические особенности взрослых. Каждый раздел включает от трех до восьми тем.

Например, в раздел «Психологические характеристики детей среднего и старшего школьного возраста» включена информация: о психическом развитии детей этого возраста; психологических особенностях мальчиков и девочек этого возраста; психологической характеристике успешности обучения детей с различными психологическими особенностями; развитии памяти, внимания, мышления детей; влиянии социальной ситуации на взаимодействие и общение ребенка; трудовой и исследовательской деятельности детей; кризисе подросткового возраста; развитии психики юношеского возраста; особенностях психики детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, при изучении психического развития детей среднего и старшего школьного возраста освещаются следующие вопросы: выстраивание стремлений, ценностей, влечений, интересов подростков за счет углубления знаний о развитии различных видов традиционных художественных промыслов России и совместной с преподавателем художественно-творческой деятельности по созданию художественных изделий; использование традиционного прикладного искусства в формировании эстетических потребностей личности и открытии в юном человеке искусства как источника счастья.

Отметим, что в каждый из трех разделов специального компонента содержания дисциплины, связанных с психологией детей, входит тема, раскрывающая проблемы психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, девиациями поведения, а в четвертый раздел тема, раскрывающая психологическую характеристику взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья. Это поддерживается и объясняется тем, что педагог в сфере дошкольного и школьного образования в соответствии с пунктами 3.1.3, 3.2.1 профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также педагог дополнительного образования в соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» должны не только знать «особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)», но и «проводить мероприятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием» [18], корректировать учебную деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей [17].

Все разделы психологической дисциплины в обязательном порядке включают темы, раскрывающие когнитивные особенности личности человека разного возраста, т. к. они в большой степени влияют на успешность обучения, воспитания и развития.

Психологическая дисциплина (или дисциплины) изучаются ранее освоения курса по педагогике ввиду высокой значимости их содержания для дифференцированного овладения педагогической деятельностью на уровнях дошкольного, школьного и дополнительного образования. Отметим, что процесс обучения, как и по любой иной дисциплине, разделен на две части теоретическую - лекционную и практическую - семинарские и практические занятия. При этом, как показала практика проведения занятий по психологии, освоению психологических компетенций на высоком уровне способствует разделение учебных часов по теоретическому и практическому обучению в равных долях.

Учитывая тот факт, что выпускник согласно указанным выше педагогическим профессиональным стандартам будет осуществлять одновременно процессы обучения, воспитания и развития личности, в содержание педагогических дисциплин включена дифференцированная информация теоретического и практического назначения об особенностях преподавания в дошкольном учреждении, школе и учреждениях дополнительного образования для детей и взрослых, которая дополняется сведениями о воспитании и развитии детей. Это позволяет содержание педагогического образования рассматривать как сложную систему и включить в нее минимум две учебные педагогические дисциплины: «Общая педагогика» и «Педагогическая деятельность на разных уровнях образования».

Содержание дисциплины «Общая педагогика» имеет целью введение студентов в педагогическую деятельность путем ознакомления с общими категориями и понятиями педагогики, разделами науки и общими теоретическими положениями, значимыми для дошкольного, школьного и профессионального образования [6, 8, 12]. Дисциплина может включать следующие разделы: предмет, задачи, методы и понятийный аппарат педагогики; систему образования в Российской Федерации; содержание и процесс обучения - основные разделы дидактики; система воспитания и ее технологии; методика и учебно-программная документация обучения и воспитания; основные понятия, принципы, методы и формы управления образовательными системами.

На базе освоенных общезначимых педагогических понятий, теоретических положений дидактики, методики и управления образованием овладение студентами специфичной педагогической деятельностью в дошкольном, школьном и дополнительном образовании продолжается в рамках дисциплины «Педагогическая деятельность на разных уровнях образования». Структура этой дисциплины представляет собой систему взаимосвязанных компонентов. Для разработки ее содержания руководствовались научными трудами и учебниками по дошкольной педагогике, педагогике и методике школьного образования, а также профессиональной педагогике В.В. Кузнецова [10], М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, Т.Б. Гребенюка [11, 24], Н.Е. Щурковой [27], И.П. Подласыго [13, 14], В.И. Блинова [2], Л.Д. Стариковой [22] и др.

Педагогическое знание выше указанной дисциплины дифференцировано по уровням образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, дополнительное для детей и взрослых); затрагивает обучение, воспитание и развитие личностных качеств обучающихся; включает специфические методы, средства обучения и воспитания детей с ограниченными особенностями здоровья и одаренных детей.

При разработке содержания дисциплины учитываются художественно-творческие компетенции выпускников - будущих педагогов в области традиционного прикладного искусства, освоенные ими на уровне бакалавриата. К таким компетенциям относятся (на примере подготовки к решению художественных задач выпускников бакалавриата по профилю «художественная вышивка»): разработка авторского художественно-графического проекта по художественной вышивке с обязательным использованием вида вышивки конкретного регионального центра; способность владеть технологией изготовления изделий с художественной вышивкой; знание свойств применяемых материалов и приемов работы в макетировании и моделировании изделий с художественной вышивкой и др. Это предполагает включение в содержание тем разделов дисциплины в соответствии с их профессиональной направленностью информацию о педагогической деятельности по реализации обучения традиционному прикладному искусству и воспитанию средствами искусства личностно и социально значимых качеств.

Основными разделами дисциплины являются следующие: Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования; обучающая деятельность и ее особенности в соответствии с уровнями образования; специфика воспитательной деятельности педагога в зависимости от осваиваемого обучающимися уровня образования; организационная и методическая деятельность педагога на разных образовательных уровнях. Каждый раздел включает от трех тем.

Например, раздел «Обучающая деятельность и ее особенности в соответствии с уровнями образования» включает следующие темы:

- обучающая деятельность в дошкольном образовании в соответствии с направлениями развития ребенка и профильными профессиональными компетенциями педагога в традиционном прикладном искусстве;

- деятельность в начальном общем образовании по разработке и реализации содержания учебных предметов художественно-эстетической направленности и учебного процесса;

- педагогическая деятельность по разработке и реализации учебных предметов художественно-эстетической направленности и учебного процесса в основном и среднем общем образовании;

- деятельность педагога, связанная с освоением детьми содержания дополнительной общеобразовательной программы, частью которой является освоение конкретного вида традиционного прикладное искусство;

- организация дополнительного образования взрослых по одному или нескольким видам деятельности в традиционном прикладном искусстве;

- особенности методов, средств и технологий обучения традиционному прикладному искусству в зависимости от уровня общего и профессионального образования.

В раздел «Специфика воспитательной деятельности педагога в зависимости от осваиваемого обучающимися уровня образования» входят темы: проектирование и реализация воспитательных программ в соответствии с возрастом и осваиваемым уровнем общего образования; разработка и реализация воспитательных целей и задач в учреждениях дополнительного образования для детей; способы развития познавательной активности и самостоятельности детей в учебных учреждениях; методы и средства воспитания творческой личности в образовательной деятельности учреждений основного и дополнительного образования с использованием различных видов традиционного прикладного искусства.

Дисциплины «Общая педагогика» и «Педагогическая деятельность на разных уровнях образования» в соответствии с технологией их реализации включают теоретические и практические занятия по каждой теме раздела. При этом практические занятия в равном количестве часов разделены на семинарские и практические работы. На семинарских занятиях обсуждаются проблемы обучения, воспитания и развития детей на различных уровнях образования; в форме выступлений и дискуссий студенты устанавливают и формулируют теоретические положения педагогики. Практические работы посвящены овладению такими педагогическими умениями как: проектирование содержания разделов и тем учебного предмета для обучения детей в общеобразовательной школе; анализ учебной ситуации на занятии в образовательных учреждениях разного уровня; организация деятельности по разработке методов, средств, методик и технологий обучения и воспитания детей различного возраста и на разных уровнях образования; разработка условий создания художественно-творческой среды для поддержания интереса обучаемых к образованию и др.

Предложенное выше психолого-педагогическое содержание обучения будущих бакалавров в области традиционного прикладного искусства обеспечивает освоение трудовых функций и действий, разработанных в профессиональных стандартах, представленных в действующих федеральных государственных образовательных стандартах по направлениям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Традиционное прикладное искусство» и способствует трудоустройству выпускников.

Дальнейшие исследования в направлении обеспечения знаниями и умениями выпускников бакалавриата в области педагогической деятельности будут посвящены созданию эффективных технологий обучения психологии и педагогике, а также разработке системы оценки качества обучения.

Литература

1. Александрова Н. М. Возможности использования профессиологического подхода в исследовании образовательной области традиционного прикладного искусства / Н. М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2020. - № 2 (40). - С. 85-95. - URL: https://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-09.pdf (дата обращения: 14.04.2024).

2. Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. - Москва : Юрайт, 2023. - 129 с. - ISBN 978-5-534-08088-9.

3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / составители и научные редакторы : В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е издание, стереотипное. - Москва : Академия, 2007. - 624 с. - ISBN 978-5-7695-5004-1.

4. Возрастная психология (психология развития): электронный учебник / автор-составитель JI. Ц. Кагермазова. - Текст : электронный // Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершенолетних : сайт. - URL:

https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastna ya_psixologiya_uchebnik.pdf (дата обращения: 27.04.2024).

5. Выготский JI. С. Психология развития ребенка / JI. С. Выготский. -Москва : Смысл, Эксмо, 2005. - 512 с. - ISBN 5-699-13731-9.

6. Голованова Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2023. - 372 с. - ISBN 978-5-534-01228-6.

7. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2023. - 460 с. - ISBN 978-5-534-17771-8.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2024. - 711 с. - ISBN 978-5-534-14492-5.

9. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Текст : электронный // StudFiles : [сайт]. - URL: https://studfile.net/preview/9750493/ (дата обращения: 27.04.2024).

10. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. В Кузнецов. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2024. - 156 с. - ISBN 978-5-534-09036-9.

11. Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, JI. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова // Педагогика : в 2 т. Том 1. - Москва : Юрайт, 2023. - 402 с. - ISBN 978-5-534-06487-2.

12. Педагогика: учебник и практикум для бакалавриата / JI. С. Подымова, Е. А. Дубицкая, Н. Ю. Борисова [и др.]; под общей редакцией: JI. С. Подымовой, В. А. Сластёнина; Московский

государственный педагогический университет. - Москва: Юрайт, 2018. -246 с.

13. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 2 : учебник и практикум для вузов / И. П. Подласый. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2020. - 404 с.

14. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 2 : учебник и практикум для вузов / И. П. Подласый. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2020. - 386 с.

15. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / 3. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. - Москва : Юрайт, 2024. - 424 с. - ISBN 978-5-534-00595-0.

16. Профессиональное поле деятельности педагога системы общего и профессионального образования : сборник научных трудов / под научной редакцией Н. М. Александровой. - Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 95 с. - ISBN978-5-902064-54-1.

17. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544 Н. - Текст : электронный // КонтурНорматив : справочно-правовая система. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleld=l&documentld=281205 (дата обращения: 13.04 2024).

18. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н. - Текст : электронный // ГАРАНТ.РУ : справочно-правовая система. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/ (дата обращения: 19.04.2024).

19. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.05 Традиционное прикладное искусство. - Текст : электронный // ГАРАНТ.РУ : справочно-правовая система. - URL: https://base.garant.ru/400114628/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (дата обращения: 27.04.2024).

20. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. // ГАРАНТ.РУ : справочно-правовая система - URL: https://base.garant.ru/74566320/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (дата обращения: 13.04.2024).

21. Салтанов М. А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Михаил Алексеевич Салтанов. - Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 2020. - 172 с.

22. Старикова JI. Д. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / JI. Д. Старикова, М. JI. Вайнштейн. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2023. - 125 с. - ISBN 978-5-534-07379-9.

23. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология / Е. И. Степанова ; ответственный редактор А. А. Крылов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 286 с. - ISBN 5-89329-239-1.

24. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, JI. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. - Москва : Юрайт, 2024. - 330 с. - ISBN 978-5-534-06464-3.

25. Теория профессиологии педагогического образования : монография / под научной редакцией Н. М. Александровой. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 230 с. - ISBN 978-5-8064-1803-7.

26. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студентов учреждений высшего образования / Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2013. - 336 с. - ISBN 978-5-7695-9674-2.

27. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н. Е. Щуркова. - 2-е издание. - Москва : Юрайт, 2023. - 319 с. - ISBN 978-5-534-06546-6.

References

1. Aleksandrova N. М. Vozmozhnosti ispofzovaniya professiologicheskogo podxoda v issledovanii obrazovatefnoj oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N. M. Aleksandrova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2020. - № 2 (40). - S. 85-95. - URL: https://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-09.pdf (data obrashheniya: 14.04.2024).

2. Blinov V. I. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatefnosf : uchebnoe posobie dlya vuzov / V. I. Blinov. - Moskva : Yurajt, 2023. - 129 s. - ISBN 978-5-534-08088-9.

3. Vozrastnaya psixologiya : detstvo, otrochestvo, yunosf : xrestomatiya : uchebnoe posobie dlya studentov vy'sshix uchebny x zavedenij / sostaviteli i nauchnye redaktory' : V. S. Muxina, A. A. Xvostov. - 6-e izdanie, stereotipnoe. -Moskva : Akademiya, 2007. - 624 s. - ISBN 978-5-7695-5004-1.

4. Vozrastnaya psixologiya (psixologiya razvitiya): e lektronny j uchebnik / avtor-sostavitef L. Cz. Kagermazova. - Tekst : e lektronny j // Chukotskij social'no-reabilitacionnyj centr dlya nesovershenoletnix sajt. - URL:

https://chukotkabezsirotxhao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastna ya_psixologiya_uchebnik.pdf (data obrashheniya: 27.04.2024).

5. Vygotskij L. S. Psixologiyarazvitiyarebenka/L. S. Vy'gotskij. - Moskva : Smy si, Fksmo, 2005. - 512 s. - ISBN 5-699-13731-9.

6. Golovanova N. F. Pedagogika : uchebnik i praktikum dlya vuzov / N. F. Golovanova. - 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2023. - 372 s. - ISBN 978-5-534-01228-6.

7. Gonina O. O. Psixologiya doshkornogo vozrasta : uchebnik i praktikum dlya vuzov / O. O. Gonina. - 3-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2023. - 460 s. - ISBN 978-5-534-17771-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika : uchebnik dlya vuzov / G. M. Kodzhaspirova. - 4-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2024. - 711 s. - ISBN 978-5-534-14492-5.

9. Kon I. S. Psixologiya rannej yunosti /1. S. Kon. - Tekst : eTektronny'j // StudFiles : [sajt], - URL: https://studfile.net/preview/9750493/ (data obrashheniya: 27.04.2024).

10. Kuzneczov V. V. Obshhaya i professional'naya pedagogika : uchebnik

1 praktikum dlya vuzov / V. V Kuzneczov. - 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2024. - 156 s. - ISBN 978-5-534-09036-9.

11. Obshhie osnovy' pedagogiki. Teoriya obucheniya : uchebnik i praktikum dlya vuzov / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova, O. S. Grebenyuk, T. B. Grebenyuk ; pod redakciej M. I. Rozhkova // Pedagogika : v 2 t. Tom 1. -Moskva : Yurajt, 2023. - 402 s. - ISBN 978-5-534-06487-2.

12. Pedagogika uchebnik i praktikum dlya bakalavriata / L. S. Pody'mova, E. A. Dubiczkaya, N. Yu. Borisova [i dr.]; pod obshhej redakciej : L. S. Pody'movoj, V. A. Slastyonina ; Moskovskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet. - Moskva : Yurajt, 2018. - 246 s.

13. Podlasy'j I. P. Pedagogika v 21. Tom 1. Teoreticheskaya pedagogika v

2 knigax. Kniga 2 : uchebnik i praktikum dlya vuzov /1. P. Podlasy'j. - 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2020. - 404 s.

14. Podlasy'j I. P. Pedagogika v 21. Tom 2. Teoreticheskaya pedagogika v 2 knigax. Kniga 2 : uchebnik i praktikum dlya vuzov /1. P. Podlasy'j. - 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2020. - 386 s.

15. Psixologiya detej mladshego shkornogo vozrasta : uchebnik i praktikum dlya vuzov / Z. I. Ajgumova [i dr.] ; pod obshhej redakciej A. S. Obuxova. - Moskva : Yurajt, 2024. - 424 s. - ISBN 978-5-534-00595-0.

16. Professionafnoe pole deyatefnosti pedagoga sistemy' obshhego i professional'nogo obrazovaniya : sbornik nauchny'x trudov / pod nauchnoj redakciej N. M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg : FGNU IPOOV RAO, 2012. -95 s. -ISBN978-5-902064-54-1.

17. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo truda i social'noj zashhity'. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatef, uchitel' )» : Prikaz Mintruda ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544 H. - Tekst: eTektronny'j // KonturNormativ : spravochno-

pravovaya sistema. - URL:

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=l &documentId=281205 (data obrashheniya: 13.04 2024).

18. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo truda i sociaFnoj zashhity'. Ob utverzhdenii professionaFnogo standarta «Pedagog dopolniteFnogo obrazovaniya detej i vzrosly'x» : prikaz Ministerstva truda i sociaFnoj zashhity' RF ot 5 maya 2018 g. № 298n. - Tekst : eTektronny'j // GARANT.RU : spravochno-pravovaya sistema. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71932204/ (data obrashheniya: 19.04.2024).

19. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya. FederaFnyj gosudarstvenny'j obrazovateFny'j standart vy' sshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.05 Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo. - Tekst: e'lektronny'j // GARANT.RU : spravochno-pravovaya sistema.

- URL: https://base.garant.ru/400114628/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (data obrashheniya: 27.04.2024).

20. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vy' sshego obrazovaniya. FederaFny gosudarstvenny'j obrazovateFny'j standart vy' sshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy'sly'. // GARANT.RU : spravochno-pravovaya Sistema-URL: https://base.garant.ru/74566320/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (data obrashheniya: 13.04.2024).

21. Saltanov M. A. Sistema obrazovaniya bakalavrov v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi : special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaFnogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Mixail Alekseevich Saltanov. - Sankt-Peterburg, FGBOU VO «Vy sshaya shkola narodny' x iskusstv (akademiya)», 2020.

- 172 s.

22. Starikova L. D. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyateFnosf : uchebnoe posobie dlya vuzov / L. D. Starikova, M. L. Vajnshtejn. - 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2023. - 125 s. - ISBN 978-5-534-07379-9.

23. Stepanova E. I. Psixologiya vzrosly'x : experimental'naya akmeologiya / E. I. Stepanova ; otvetstvenny'j redaktor A. A. KryTov. - Sankt-Peterburg : Aletejya, 2000. - 286 s. - ISBN 5-89329-239-1.

24. Teoriya i metodika vospitaniya : uchebnik i praktikum dlya vuzov / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova, O. S. Grebenyuk, T. B. Grebenyuk ; pod redakciej M. I. Rozhkova. - Moskva : Yurajt, 2024. - 330 s. - ISBN 978-5-534-06464-3.

25. Teoriya professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya : monografiya / pod nauchnoj redakciej N. M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg : RGPU im. A. I. Gercena, 2013. - 230 s. - ISBN 978-5-8064-1803-7.

26. Uruntaeva G. A. Detskaya psixologiya : uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vy' sshego obrazovaniya / G. A. Uruntaeva. - Moskva : Akademiya, 2013. - 336 s. - ISBN 978-5-7695-9674-2.

27. ShhurkovaN. E. Pedagogika. Vospitaternaya deyateFnosf pedagoga : uchebnoe posobie dlya vuzov / N. E. Shhurkova. - 2-е izdanie. - Moskva : Yurajt, 2023. - 319 s. - ISBN 978-5-534-06546-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.