Научная статья на тему 'Современное состояние обучения истории искусств будущих художников традиционных художественных промыслов'

Современное состояние обучения истории искусств будущих художников традиционных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание обучения / история искусств / среднее профессиональное образование / традиционное прикладное искусство / художественный вкус / профессиональные компетенции / рабочие программы дисциплины / учебники / учебно-методические комплексы / интерактивные пособия / educational content / art history / secondary vocational education / traditional applied art / artistic taste / professional competencies / work programs of the discipline / textbooks / educational and methodological complexes / interactive manuals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Е.И.

В статье исследуется современное состояние содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов и её влиянию на разработку содержания истории искусств. Автор выделяет значимость изучения истории искусств как эффективного инструмента формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. Основными источниками исследования являются рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы и интерактивные пособия. Результаты исследования способствуют пониманию текущего состояния образовательного процесса и могут быть использованы для оптимизации содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of teaching art history to future artists of traditional arts and crafts

The article examines the current state of the content of teaching art history in secondary vocational education. Particular attention is paid to the specifics of professional training in the field of traditional artistic crafts and its influence on the development of the content of art history. The author highlights the importance of studying art history as an effective tool for developing artistic taste and professional competencies of future artists in the field of traditional applied art. The main sources of research are work programs of the discipline, textbooks, educational and methodological complexes and interactive manuals. The results of the study contribute to understanding the current state of the educational process and can be used to optimize the content of training in this area

Текст научной работы на тему «Современное состояние обучения истории искусств будущих художников традиционных художественных промыслов»

История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

УДК 377.6:7.03

Семенова Е.И., аспирант II курса кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», преподаватель Сибирского института традиционного прикладного искусства - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 644045 г. Омск, ул. М. Никифорова, д. 5, e-mail: elena-andreenko@mail.ru

Semenova E.I., postgraduate student of the II year of the Department of Theory and Methodology of Professional Education of the Higher school of folk arts (academy)», teacher of the Siberian institute of traditional applied arts -branch of the Higher school of folk arts (academy), 644045, Omsk, M. Nikiforova str.,5, e-mail: elena-andreenko@mail.ru

Современное состояние обучения истории искусств будущих художников традиционных художественных промыслов The current state of teaching art history to future artists of traditional

arts and crafts

Аннотация. В статье исследуется современное состояние содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов и её влиянию на разработку содержания истории искусств. Автор выделяет значимость изучения истории искусств как эффективного инструмента формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. Основными источниками исследования являются рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы и интерактивные пособия. Результаты исследования способствуют пониманию текущего состояния образовательного процесса и могут быть использованы для оптимизации содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании.

Ключевые слова: содержание обучения, история искусств, среднее профессиональное образование, традиционное прикладное искусство, художественный вкус, профессиональные компетенции, рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы, интерактивные пособия.

Abstract. The article examines the current state of the content of teaching art history in secondary vocational education. Particular attention is paid to the specifics of professional training in the field of traditional artistic crafts and its influence on the development of the content of art history. The author highlights the importance of studying art history as an effective tool for developing artistic

taste and professional competencies of future artists in the field of traditional applied art. The main sources of research are work programs of the discipline, textbooks, educational and methodological complexes and interactive manuals. The results of the study contribute to understanding the current state of the educational process and can be used to optimize the content of training in this area.

Keywords: educational content, art history, secondary vocational education, traditional applied art, artistic taste, professional competencies, work programs of the discipline, textbooks, educational and methodological complexes, interactive manuals.

Специфика профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов должна в значительной мере определять особенности разработки содержания истории искусств, т.к. его изучение является эффективным инструментом формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций.

По данным сайта «Все колледжи РФ» в настоящее время подготовку в области традиционных художественных промыслов осуществляет 64 колледжа, однако лишь 29 из них разместили на сайте текст программ истории искусств полностью, а не краткие аннотации. Сравнительный анализ сводных данных 29 программ истории искусств позволил сформулировать несколько ключевых выводов, релевантных для исследования.

Первое. Объем программ. Содержание курса «История искусств», реализуемого в колледжах, соответствует требованиям ФГОС среднего профессионального образования, но с разной степенью подробности раскрывает этапы развития искусства, творческие направления, художественно-стилистические особенности. Велик разброс количества учебных часов, отведенных на освоение: от 36 ч.5 - до 327 ч.6, количество зачетных единиц варьируется в интервале 1-8.

Второе. Целеполагание. Анализ содержания программ выявил значительное расхождение целеполагания освоения истории искусств. В большинстве из них нет отчетливой формулировки цели, являющейся фундаментальной основой отбора содержания дисциплины7. Фактически,

5 ГПОУ «Сибирский колледж сервиса и технологий» : официальный сайт. - Кемерово. -URL: https://scst42.ru/sveden/education/ (дата обращения: 08.10.2023). - Текст: электронный.

6 ОБПУ «Железногорский художественный колледж им. A.A. Дейнеки». - Железногорск : официальный сайт,- URL: https://zh-art.kursk.muzkult.ru/ (дата обращения: 08.10. 2023). -Текст : электронный.

7 ГПОУ ЯО «Ярославский колледж культуры» : официальный сайт. - Ярославль. - URL: https://yarcult.ru/obrazovanie/ (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст : электронный; ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» : официальный сайт. - Новосибирск. - URL: https://nokki.ru/education.html (дата обращения: 08.10. 2023). -Текст : электронный; КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств» : официальный сайт. - Барнаул. - URL: https://www.kult22.ru/sveden/education/ (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст : электронный; ГБПОУ «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» : официальный сайт. : официальный сайт. -

цель и задачи подменяются перечнем требований стандарта к формированию компетенций, перечислением того, что обучающиеся должны знать и уметь. Такой подход, по сути, значительно редуцирует образовательную миссию до уровня подготовки квалифицированных ремесленников. При этом, игнорируется важнейшее положение педагогики искусства, диктующее отношение к данной области знания как уникальному средству развития личности [3; 4; 8; 11; 12; 16; 17; 19; 22].

Большая часть программ в качестве цели позиционирует «формирование основных знаний об эволюции мировых художественных процессов, истории изобразительного искусства; понимание их сущности и многообразия, умения характеризовать тенденции современного искусства»8. Эта логика определяет в качестве приоритета освоение информационного компонента содержания, т.е. изучение искусства ради искусства, без учета методологии современного образования и идей развивающего обучения, а также приоритета профессиональной направленности содержания истории искусств.

В трех программах цель связана с формированием системы «... профессиональных знаний в области предмета и умения применять их в профессиональной деятельности»9. Однако в самих учебных программах

Самара. - URL: https://sgkstd.rn/content/obrazovanie/ (дата обращения: 10.10. 2023). -Текст: электронный; ФГБОУ ВО «Абрамцевский художественно-промышленный колледж» : официальный сайт. - Хотьково. - URL: http://ahpkv.rn/sveden/education/ (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст : электронный; ФГБОУ «Семеновский индустриально-художественный техникум» официальный сайт. - Семенов. - URL: http://spo-sixt.ru/obrazovanie.html. (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст : электронный; ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств» : официальный сайт. - Краснотурьинск. - URL: https://www.art-kki.ru/about/obrazovanie/ (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст электронный.

8 ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского» : официальный сайт. - Челябинск. - URL: https://uyrgii.ru/sites/default/files/eduop/rpd/od.02.01_istoriya_iskusstv_2023.pdf (дата обращения: 08.10. 2023). - Текст : электронный; ГБПОУ «Псковский областной колледж искусств имени H.A. Римского-Корсакова» : официальный сайт. - Псков. - URL: https://poki-rk.ru/svedeniya/obrazovanie/(flaTa обращения: 10.10. 2023). - Текст электронный; ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» : официальный сайт. -Самара. - URL: https://pgk63.ru/assets/storage/2003/02.03-istoriya-iskusstv.pdf/ (дата обращения: 10.10. 2023). - Текст : электронный; ФГБОУ ВО ВШНИ «Сибирский институт традиционного прикладного искусства : [филиал] : официальный сайт. - Омск. - URL: http://www.vshni-55.ru/sveden/education (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст электронный.

9 КОГПОБУ «Вятское художественное училище имени A.A. Рылова» : официальный сайт.

- Киров. - URL: https://artvhu.ru.html/ (дата обращения: 10.10. 2023). - Текст : электронный; ГАПОУ «Кузбасский художественный колледж» : официальный сайт. -Кемерово. - URL: http://xn--jlaal2a.xn~plai/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizats/obrazovanie / (дата обращения: 10.10. 2023). Текст : электронный; ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» : официальный сайт. - Санкт-Петербург.

- URL: https://vshni.ru/sveden/education/ (дата обращения: 10.10. 2023). - Текст : электронный.

неотчетливо отражена профессиональная направленность, не прослеживается профессиональная полезность содержания истории искусств как инструмента совершенствования профессионального мастерства в сфере создания художественных образов изделий традиционного прикладного искусства.

Несколько учебных заведений видят миссию истории искусства в органичном единстве совершенствования профессионального мастерства и развития личности средствами искусства, формирования мировоззренческих позиций студента, направленных «на раскрытие духовного потенциала, профессиональной компетентности и художественно-эстетической грамотности»10. Такая формулировка подчеркивает важность художественного образования, его способность стимулировать личностно-значимое восприятие искусства, трансформировать глубинные эмоциональные и ценностные ориентиры обучающихся, обеспечивать продвижение в зоне ближайшего как общекультурного, так и профессионального развития. Выбранная методология разработки содержания истории искусств является наиболее педагогически эффективной и соответствует приоритетному личностно-ориентированному подходу в образовании и профессиональной полезности курса.

Третье. Приоритеты содержания. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» дисциплина «История искусств» является профильной, ее изучение должно быть обязательно интегрировано в содержание профессиональной подготовки, обеспечивать глубокие и функциональные связи теоретических знаний и практических навыков [23].

Анализ программ показал, что обучение истории искусств этому требованию соответствует лишь частично и преимущественно формально. Из 29 программ, содержание которых представлено на сайтах в полном объеме, в 78% отсутствует четкий вектор профессиональной направленности и профессиональной полезности содержания. Несмотря на декларирование необходимости подготовки студентов к профессиональной деятельности, фактическое содержание истории искусств, чаще всего, является «упрощенной и сокращенной версией» академических программ искусствоведческой направленности11. Но, если для будущих

10 ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» : официальный сайт. -Салехард. - URL: https://ymk.yanao.m/documents/active/262571/ (дата обращения: 10.10.2023). - Текст электронный; ГБПОУ «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже» официальный сайт. - Москва. - URL: https://collegefaberge.mskobr.rU/info_edu/education#/ (дата обращения: 10.10. 2023). - Текст : электронный; ГБПОУ «Самарское областное училище культуры и искусств» официальный сайт. - Самара. - URL: https://souk-sm.ru/uchebnyj-process.html / (дата обращения: 10.10. 2023). - Текст : электронный.

11 ФГБПОУ «Палехское художественное училище имени М. Горького» : официальный сайт. - Палех. - URL: http://www.palekh-artschool.ru/-data/education.р1ф/(дата обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; ГАПОУ «Колледж технического и художественного образования» официальный сайт. - Тольятти. - URL:

искусствоведов, художников, скульпторов, обучающихся в вузе, такой подход органичен, эффективен и целесообразен именно потому, что обеспечивает высокую степень профессионализации, то вполне очевидно, что их «калькирование» для подготовки художников традиционного прикладного искусства является методологически и содержательно неоправданным.

Приоритетом истории искусств в среднем профессиональном образовании должна являться подготовка студентов к профессиональной деятельности именно в области традиционных художественных промыслов, учитывающая специфику, сущность, стилевые художественно-образные решения этой части культурного наследия. Сбалансированное соотношение базовой «академической» истории искусств и профессионально полезного компонента содержания в программах обеспечивает формирование профессиональной насмотренности [24, с. 90], визуальной грамотности, приобретение необходимого профессионального художественно-творческого опыта и навыков для создания высокохудожественных произведений традиционного прикладного искусства.

Другой важный аспект проблемы декларативности подготовки студентов к профессиональной деятельности при обучении истории искусств заключается в «универсальности» содержания программ. Колледжи осуществляют подготовку студентов по различным видам традиционного прикладного искусства, каждый из которых обладает собственной спецификой, определяемой культурно-историческими особенностями формирования данного вида промысла [15]. Но в программах эта специфика не находит адекватного отражения, а освоение истории искусств оторвано от вида подготовки. Такой подход не способствует решению одной из приоритетных задач курса - осознанию традиционных художественных промыслов как важнейшей составляющей мировой и отечественной культуры, обеспечивающих национальную самоидентификацию и национальное самосознание.

Студенты, осваивая содержание истории искусств вне связи со спецификой вида подготовки, не осознают его практического применения не только для расширения собственного кругозора, формирования функциональной художественной грамотности, совершенствования общекультурных компетенций, но, прежде всего, для профессионального роста и стимула успешности собственной профессиональной деятельности.

http://www.ktiho.ru/sveden/education/(flaTa обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; ОГБПОУ «Томский механико-технологический техникум» : официальный сайт. - Томск. -

URL: https://tomtmtt.tomsk.ru/?page_id=23/(flaTa обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; ГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского» официальный сайт. - Челябинск. - URL:

https://uyrgii.ru/sveden/education/OaaTa обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; ГАПОУ «Кузбасский художественный колледж» : официальный сайт. - Кемерово. - URL: http://xn--jlaal2a.xn~plai/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizats/obrazovanie/(flaTa обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный.

Четвертое. Соотношение объема отечественного и зарубежного искусства. Представляется совершенно неоправданным и даже недопустимым исключение разделов об отечественном искусстве12 или редуцирование уникальной истории искусства России только до истории XX века13. Такой подход неизбежно приводит к неполноте и искажениям восприятия культурного контекста, тогда как именно изучение собственной культуры - ключевой фактор формирования культурной идентичности, механизм трансляции национальных художественных традиций и культурного кода [13].

Представляется педагогически целесообразным подход, воплощенный в программах Высшей школы народных искусств (академии), а также Поволжского государственного колледжа, в которых на изучение отечественного искусства отводится половина учебного времени, и оно изучается в контексте общемирового. Например, тема «Искусство Киевской Руси и периода феодальной раздробленности» логично расположена после «Византийского искусства», а реформы Петра I и их отражение в искусстве, рассматриваются после изучения европейского искусства XVIII века. Такая структура позволяет создать условия, при которых студенты могут на конкретных примерах произведений отечественного искусства осознать и оценить уникальный вклад художественного наследия России в мировую культуру, понять, что русское и советское искусство являются важнейшей частью национального культурного кода.

Пятое. Наличие регионального компонента. Следствием неоправданного редуцирования отечественного искусства в программах является отсутствие регионального компонента в содержании, раскрывающего особенности культуры малой Родины, отсутствует и ссылка на межпредметные связи даже в том случае, когда в учебном плане колледжа есть специальный курс по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам (64 час.). Лишь в программы трех учебных заведений14 включены региональные аспекты.

12 ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств» официальный сайт. - Новосибирск. - URL: https://nokki.ru/education.html (дата обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств» : официальный сайт. - Барнаул. - URL: https://www.kult22.ru/sveden/education/ (дата обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный.

13 ГАПОУ «Колледж технического и художественного образования» : официальный сайт. - Тольятти. - URL: http://www.ktiho.ru/sveden/education/ (дата обращения: 12.10. 2023). -Текст : электронный.

14 ГБПОУ «Псковский областной колледж искусств имени H.A. Римского-Корсакова» : официальный сайт. - Псков. - URL: https://poki-rk.ru/svedeniya/obrazovanie/ (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный; ОГБПОУ «Томский механико-технологический техникум» официальный сайт. - Томск. - URL: https://tomtmtt.tomsk.ru/?page_id=23 (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный; ФГБОУ ВО ВШНИ «Сибирский институт традиционного прикладного искусства : [филиал] : официальный сайт. - Омск. - URL: http://www.vshni-55.ru/sveden/education (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный.

Исключение регионального искусства имеет особенно негативные образовательные и личностные последствия для будущих художников традиционных художественных промыслов. Знание художественно-стилистических, технико-технологических и колористических характеристик традиционных художественных промыслов, выработанных в исторических центрах, представляется определяющим фактором глубокого понимания уникальности художественного наследия и культурных традиций конкретного региона. Включение регионального компонента в содержание программы истории искусств позволит изучать и интерпретировать произведения искусства, созданные в регионе, анализировать их культурное и историческое значение, стимулирует развитие аналитических и исследовательских способностей студентов, содействует пониманию взаимосвязей между художественными традициями различных регионов и культур.

Шестое. Взаимосвязь дисциплин. Результаты научных исследований Ю.А. Бесшапошниковой, Е.А. Лапшиной, М.О. Ломакина, Т.М. Носань, Е.В. Сайфулиной, О.В. Федотовой, Д.Ю. Христолюбовой и др., подтверждают значимость междисциплинарного подхода в разработке содержания программ подготовки художников традиционного прикладного искусства [2]. В учебных программах некоторых колледжей15 указывается на существование междисциплинарных связей между историей искусств и другими курсами (историей, историей мировой культуры, обществознанием, перспективой, декоративно-прикладным искусством и народными промыслами и др.). Однако тезис обозначен формально, т.к. анализ содержания программ не позволил выявить общие направления и конкретные формы взаимосвязи. Лишь в программах двух колледжей16 прослеживается взаимосвязь истории искусств с декоративным и традиционным прикладным искусством, выраженная в форме заданий для самостоятельной работы.

Интеграция истории искусств с другими дисциплинами является непременным условием качества профессиональной обученности. Особенно значимо взаимодействие с историей традиционного прикладного искусства, композицией, цветоведением; курсы не просто дополняют друг друга, но разработанные в единой логике, позволяют выстроить профессионально

15 КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств» : официальный сайт. -Барнаул. - URL: https://www.kult22.ru/sveden/education/ (дата обращения: 12.10. 2023). -Текст : электронный; КОГПОБУ «Вятское художественное училище имени A.A. Рылова» : официальный сайт. - Киров. - URL: https://artvhu.ru.html/ (дата обращения: 12.10. 2023). -Текст : электронный; ГАПОУ «Кузбасский художественный колледж» : официальный сайт. - Кемерово. - URL: http://xn—jlaal2a.xn—plai/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizats/obrazovanie / (дата обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный.

16 ФГЪОУ РГУПУ «Уральский колледж прикладного искусства и дизайна» : [филиал] : официальный сайт. - Нижний Тагил. - HURL: https://xn—7sbabalfgj4aslarldlaqs8v.xn— plai/uralskij-filial-fgbou-vo-rgxpu-im-sg-stroganova/(flaTa обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный; ФГБОУ ВО ВШНИ «Сибирский институт традиционного прикладного искусства [филиал] официальный сайт. - Омск. - URL: http://www.vshni-55.ru/sveden/education (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный.

направленное содержание; создать условия для освоения таких базовых понятий как идея, форма, цвет, фактура, декоративность, содержание, художественный образ, пластический строй, ритм, пространство. Именно интеграция обеспечивает профессиональную полезность курсов, как с общим направлением подготовки студентов, так и с конкретным видом художественного промысла, который осваивает студент в ходе обучения.

Седьмое. Методическое обеспечение. Совершенствование содержания истории искусств не может не затронуть методическую составляющую процесса обучения. Сравнительный анализ учебных материалов показал, что традиционно приоритет отдается аудиторным, прежде всего, лекционным занятиям, преимущественно информационного характера, а иногда и при полном отсутствии семинаров, практикумов и других активных форм образовательной деятельности17.

Такой же репродуктивный формальный характер имеет большинство заданий для самостоятельной работы, суть и смысл которой неочевиден. Примером могут служить задания, разработанные в Самарском областном училище культуры и искусств18. Студентам предлагают выписать и заучить термины по каждой теме (110 час.), никак не мотивируя цель. Репродуктивный характер предлагаемых заданий, ориентация на работу исключительно с интернет-источниками не способствует развитию и личностному росту. Механическое запоминание без контекстуального понимания сути терминов, неизбежно приведет к негативным результатам.

Очевидно, что доминирование информационных репродуктивных подходов в обучении никак не коррелирует с личностно-ориентированным методом организации деятельности обучающихся, тогда как педагогическая наука и практика акцентируют внимание на создании условий для развития инициативности, любознательности, креативности, критического мышления, творческих способностей личности, готовности принимать решения в условиях, не имевших аналога. Изменение ценностных установок детерминирует приоритет интерактивных развивающих методик, перенос

17 БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов» : официальный сайт. -Вологда. - URL: https://gubcollege.m/college/obrazovanie/rabochie-programmy (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст электронный; ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова» : официальный сайт. - Златоуст. - URL: https://www.anosov.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/obrazovanie (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный; ГАПОУ «Кузбасский художественный колледж» : официальный сайт. - Кемерово. - URL: http://xn~j 1аа12а.хп—plai/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizats/obrazovanie (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный; ГБПОУ «Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже» официальный сайт. - Москва. - URL: https://collegefaberge.mskobr.rU/info_edu/education#/ (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный; ГПОУ ЯО «Ярославский колледж культуры» : официальный сайт. - Ярославль. - URL: https://yarcult.ru/obrazovanie/ (дата обращения: 11.10. 2023). - Текст : электронный.

18 ГБПОУ «Самарское областное училище культуры и искусств» : официальный сайт. -Самара. - URL: https://souk-sm.ru/uchebnyj-process.html / (дата обращения: 10.10. 2023). -Текст : электронный.

акцента в педагогической деятельности с информирования на исследовательскую, самостоятельную внеаудиторную деятельность.

Редким исключением являются программы, выполненные в соответствии с идеями развивающего обучения. Так, в Поволжском государственном колледже запланированы практические занятия с использованием интерактивных форм и методов обучения студентов (метод проектов, ротационные группы, мозговой штурм, визуализация образов, подготовка электронных или иных презентаций, групповая, научная дискуссия) разработана программа самостоятельной внеаудиторной работы, направленная на исследовательскую деятельность студентов19.

Восьмое. Самостоятельная работа. Важнейшей частью любой учебной программы является самостоятельная работа студентов, которая должна реализовываться преимущественно во внеурочной деятельности. Однако на практике в большинстве учебных заведений ни содержание этого важнейшего компонента образовательной стратегии, ни методика его реализации не разработаны совсем. Если программы основного курса истории искусств имеют статус обязательного документа, то самостоятельная деятельность в части отбора содержания и форм реализации, не регламентирована и, фактически, представляет свободное творчество не столько педагога, сколько самих студентов, а чаще, просто осмысливается как необязательный компонент основной программы. Анализ сайтов колледжей выявил отсутствие разработанных программ самостоятельной работы, которые подменяются отдельными, преимущественно несвязанными между собой домашними заданиями.

В ходе анализа современного состояния преподавания истории искусств была установлена необходимость разработки основной (базовой) программы истории искусств в комплексе с программой самостоятельной внеаудиторной работы студентов, ведущим принципом отбора содержания которых будет являться профессиональная направленность и профессиональная полезность содержания. Обе программы должны быть скорректированы в плане содержания и методики таким образом, чтобы дополнять и компенсировать друг друга, иными словами, реализовывать принцип комплементарности, сформулированный в 1927 г. Н. Бором

Конструкция взаимодополняемых программ открывает широкие возможности для включения регионального компонента в программу самостоятельной работы, позволяя восполнить пробелы содержания, касающиеся истории возникновения и современного состояния традиционных художественных промыслов, их художественно-стилистических и технико-технологических особенностей, которые не вошли в базовую программу. По сути, меняется место самостоятельной работы в общей иерархии, превращая ее из второстепенного и малозначимого

19 ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» : официальный сайт. - Самара. -URL: https://pgk63 .m/education/department/diz/dpi/rabochie-programmy.html (дата обращения: 12.10. 2023). - Текст : электронный.

компонента обучения, в важнейший инструмент общекультурной и профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства.

Девятое. Методики. Модернизация должна коснуться не только содержания программы, но и выбора комплекса приоритетных методик: способов, форм, педагогических технологий реализации. Выше уже было отмечено преобладание информационного подхода, что входит в противоречие не только с современной философией образования, главенством активных методов обучения, направленных на личностный рост и развитие обучающихся, но и с сущностью самого искусства: его многомерностью, зоной ближайшего развития, возможностью диалогового взаимодействия. Это обуславливает приоритет активных форм взаимодействия с искусством, прежде всего, самостоятельной работы, т.к. есть возможность учета личных вкусов и интересов студентов в области искусства, выстраивания собственной индивидуальной траектории, но с учетом заданной программой рамки.

Адекватной и эффективной формой реализации самостоятельной деятельности являются внеаудиторные формы организации деятельности обучающихся. Сущность и концепция внеаудиторного образования разработаны и обоснованы Л.М. Ванюшкиной [4].

Дополнение методического арсенала образовательного процесса внеаудиторными методами познания окружающего мира способно создать образовательную среду, в которой личность имеет возможность избавиться от привычной роли «потребителя» готовых истин и реализовать собственные познавательные потребности, используя и обобщая огромный субъективный опыт. Пространство внеаудиторного образования в наибольшей степени отвечает задачам развития креативности мышления, освобождения от ограничений, сковывающих творчество, выработке навыков нестандартного подхода к любым проблемам [5].

Десятое. Учебники и учебные пособия. Эффективность реализации программы, во многом, обеспечивается наличием качественного методического сопровождения, особенно современными интерактивными пособиями. В контексте диссертационного исследования представляется необходимым кратко проанализировать учебники, учебные пособия и учебно-методические комплексы для среднего профессионального образования, размещенные на сайтах электронных библиотечных систем «Университетская библиотека онлайн» и «Лань», образовательной платформе «Юрайт» (2017-2023). Проанализировано 12 основных изданий, рекомендованных учебно-методическим отделом для среднего профессионального образования, которые условно можно разделить на три группы:

• учебники и учебные пособия, обеспечивающие краткое изложение основных этапов развития изобразительного искусства [14; 18]. Основной недостаток - поверхностный анализ стилистических направлений и произведений, не способствующий пониманию исторического и

культурного контекста, критическому анализу и интерпретации произведений искусства;

• «классические учебники», в которых история искусств раскрывается более полно и многомерно, имеет методический аппарат сопровождения (задания для самопроверки, дополнительные материалы, вопросы для закрепления материала). Примером является «История искусства» (Т.В. Ильина, М.С. Фомина) [9; 10], охватывающий историю отечественного и зарубежного изобразительного искусства, в т.ч. декоративно-прикладное искусство. Интересен подход к отбору содержания в учебнике и практикуме Н.М. Сокольниковой «История изобразительного искусства» [21]. В основе содержания художественные стили, сменяющие друг друга, и их художественные особенности, которые воплощены в творчестве выдающихся художников. Вместе с тем, необходимо отметить, что данный вид учебной литературы не позволяет выделить в их содержании профессионально полезную составляющую подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства;

• учебно-методические комплексы, в которых авторы не только раскрывают содержание отечественного и зарубежного искусства, но видят цель не в информировании, а в создании зоны ближайшего развития, условий для личностного роста средствами искусства. Информационная компонента дополнена многоуровневым методическим аппаратом, материалами для практикумов и самостоятельной работы, основанном на идеях развивающего обучения. В учебник и практикуме «История зарубежного и русского искусства XX века» Е.Е. Агратиной [1] (к сожалению, содержание охватывает только искусство XX века) особое внимание уделено новаторским художественным явлениям: авангарду, модернизму и постмодернизму. Издание сопровождено контрольными вопросами, темами для написания эссе, тестовыми заданиями. Живой образный язык, логика изложения делают издание интересным не только для студентов, но и для широкой аудитории.

К этой же группе можно отнести учебно-методический комплекс, разработанный коллективом авторов Высшей школы народных искусств (академии) [6; 7]. Его особенность в том, что в центре деятельности студента не освоение текста информационного характера о разных эпохах истории искусств, а комплекс разноуровневых материалов, размещенных в хронологической последовательности, раскрывающих логику его развития, преемственные художественные и стилистические особенности языка пластических искусств и ориентированных на исследовательскую креативную работу.

Системообразующим стержнем являются «Константы эпохи», с которого начинается каждый раздел - выявление ключевых проблем эпохи, осмысление которых и является сверхзадачей. Содержательное «ядро» каждой темы - вопросы и творческие задания, ответы на которые предполагают знание фактического контекста, умение «вести диалог» с произведениями и анализировать их, обосновывать и аргументировать свою

точку зрения. Важная часть учебника - тестовые задания и задания для самопроверки, дополнительные информационные и справочные материалы, маршруты образовательных путешествий в городском и музейном пространствах, словари, списки литературы, интернет-ресурсы, ссылки на документальные и художественные фильмы.

Одиннадцатое. Интерактивные пособия. В условиях тотальной цифровизации неизбежна разработка цифровых комплексов, ориентированных на использование современных интерактивных компьютерных технологий. Анализ этого сегмента методического сопровождения свидетельствует, что большая его часть ориентирована на «изучение искусства», а не на развитие личности средствами искусства.

Активный процесс создания интерактивных пособий по истории искусств приходится на первые полтора десятилетия XXI века. Прежде всего, это пособия энциклопедического типа с разнообразными информационными ресурсами, базами данных по видам искусства, словарями, анимированными картами, интерактивными схемами, трехмерными моделями20. Именно широкая информационная база, логически структурированный отбор произведений предоставляет возможность их детального изучения. Однако отсутствие связи пособий с конкретной учебной программой, большой объем информации, размытая адресная группа значительно ограничивают возможности их использования в учебном процессе.

Другая группа - интерактивные ресурсы для решения учебных задач по истории искусств. Пособия сохраняют характерные черты энциклопедий по истории искусств, но адаптированы для использования в образовательном процессе. Например, «Учимся понимать архитектуру» и «Азбука искусств. Как научиться понимать картину» предоставляют методический материал, демонстрационные материалы, видеофрагменты, схемы и анимации, упражнения и тесты. В пособии предлагается использовать электронные инструменты, обеспеченные методической поддержкой. Фактически, пособия создают информационную образовательную среду, используя которую преподаватель разрабатывает модели занятий, строя разнообразные учебные траектории. Использование таких пособий требует от педагога определенного уровня владения интерактивными технологиями, умения адаптировать ресурсы под конкретные учебные задачи лекции. Наиболее эффективны пособия при организации самостоятельной работы студентов.

Наконец, мультимедийные пособия, разработанные на основе коллекций художественных музеев, представляют разнообразные ресурсы,

«История искусства: классические труды», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «5555 шедевров мировой живописи», «Искусство Средних веков: Часть первая. П-ХП вв.», учебное электронное издание по курсу «История искусства» в двух дисках», «Стили живописи», «Жанры живописи», «Возрождение», «Барокко», «Романтизм», «Импрессионизм», «Импрессионизм, постимпрессионизм», «Искусство символизма», «Грани современного искусства. Серия «Высокий стиль»», «Искусство Древнего Египта», «Византийское искусство» и др. (изготовитель ЗАО «Новый диск»).

охватывающие различные аспекты художественной культуры: «Библейские сюжеты», «Евангельские сюжеты в западноевропейской живописи», «Галерея истории древней живописи», «Рембрандт в Эрмитаже» и др. Могут быть использованы в учебных занятиях или организации музейных путешествий.

Необходимо отметить, что большинство проанализированных мультимедийных пособий изготовлены в начале XXI века и в настоящее время устарели не только в плане содержания и подачи материала, но, прежде всего, технически, т.к. представляют собой CD и DVD, практически не используемые в современных компьютерах.

Перспективным направлением цифрового методического сопровождения является платформа Moodle - система для организации электронного смешанного или полностью удаленного обучения. Преподаватель имеет возможность модифицировать учебные материалы, дополнять их различными блоками и обновлять, улучшая содержание курса. Интерфейс системы доступен для всех пользователей, не требует специальных знаний в области информационных технологий, что обеспечивает быструю подготовку учебных материалов. Наличие чата и форума способствует проведению онлайн-консультаций. Элемент курса «Опросник» предназначен для получения обратной связи21.

На платформе Moodle в 2019 г. в Сибирском институте традиционного прикладного искусства - филиале Высшей школы народных искусств (академии) был разработан электронный курс «История искусств» для дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов. Курс структурирован по недельным тематическим блокам и включает лекции, учебные пособия, видеолекции, задания и дополнительные материалы, такие как ссылки на документальные фильмы и презентации. Разнообразные методы оценки, включая эссе, тесты и творческие задания, обеспечивают контроль усвоения материала. Возможности дистанционного обучения дополняются видеоэкскурсиями, позволяя студентам познакомиться с коллекциями музеев страны.

Двенадцатое. Уровень общекультурной подготовки абитуриентов. Изучение истории искусств является важным условием освоения общекультурных и профессиональных компетенций, развития креативного мышления и функциональной художественной грамотности.

Эффективность подготовки будущих художников в традиционных художественных промыслах в значительной степени зависит от уровня общекультурного образования абитуриентов, их способности анализировать и взаимодействовать с художественными произведениями и понимать их

21 Семенова Е. И. Общекультурный компонент профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов / Е. И. Семенова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2022. -№4(42). - С. 67-84. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-4-67-82. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-16.pdf (дата обращения: 07.02.2024). - EDN SYVYXF.

стилистические особенности. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования привели к сокращению учебного времени, выделенного на предметы искусства: курс «Музыка» завершается после 7-го класса, «Изобразительное искусство» - после 8-го, а «Мировая художественная культура» полностью исключена из учебного плана. В результате дисциплины, направленные на стимулирование творческого развития и расширение культурного кругозора, утратили актуальность, в то время как школьные программы по литературе, русскому и иностранным языкам, истории не в состоянии полностью заполнить этот значительный пробел [21, с. 67].

Для абитуриентов, чья будущая профессиональная деятельность связана с искусством, высокий уровень общекультурной компетентности является необходимым требованием, а недостаточная подготовленность считается неприемлемой. Ограниченный кругозор, недостаточный опыт визуальной коммуникации, неспособность к анализу художественных произведений представляют серьезные проблемы в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов. Для оценки уровня общекультурной компетентности и кругозора абитуриентов, поступивших в Сибирский институт традиционного прикладного искусства - филиал Высшей школы народных искусств (академии) в г. Омске, было проведено вступительное анкетирование с целью определения направлений усовершенствования содержания и методики преподавания истории искусств. В опросе приняли участие 75 студентов, которым было предложено ответить на 12 вопросов, разработанных с учетом содержания школьных курсов литературы, истории (в тематике культуры), музыки и изобразительного искусства. Цель анкеты состояла в оценке уровня осведомленности об основных художниках, музыкантах, писателях и их произведениях, а также способности участников сопоставлять авторов и произведения, выражать и обосновывать собственное мнение.

Результаты исследования показали, что участники анкетирования обладают ограниченными знаниями в области мировой и отечественной культуры, не обладают навыками анализа и понимания произведений искусства, что может негативно сказаться на качестве профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов [21, с. 84].

Тринадцатое. Кадры. Важным аспектом, влияющим на качество подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, является кадровый состав преподавателей. Информация о педагогическом составе, размещенная на сайтах колледжей Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Калуги, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Торжка, Семёнова, Мстёры, Алтайского края и др. указывает, что из 17 преподавателей истории искусств 16 имеют высшее образование, при этом педагогическое - 9 человек. Квалификацию педагога имеют 3 учителя культурологии, 4 учителя истории, 2 учителя русского языка и литературы. Остальные преподаватели истории искусств в данных учебных заведениях: 6

искусствоведов, один художник декоративно-прикладного искусства, один -культпросветработник.

Преподаватели без педагогического образования не имеют достаточных знаний о методике обучения, психологии студентов и эффективных педагогических стратегиях, что снижает качество обученности студентов.

Улучшение качества подготовки будущих художников требует комплексного подхода, включающего как повышение профессиональной квалификации преподавателей, так и обновление содержания учебных программ истории искусства и методик обучения.

Сопоставительное исследование программ истории искусств и учебной документации колледжей выявило следующее: все программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта и отличаются лишь второстепенными деталями - количеством часов аудиторной и самостоятельной работы, формами контроля, наличием или отсутствием методического сопровождения и др.; сохраняется хронологический принцип изложения материала; большинство программ направлены на усвоение информации. Общим «слабым звеном» является недостаточное внимание, уделяемое истории отечественного искусства и отсутствие регионального компонента в содержании.

Главным недостатком проанализированных учебных программ по истории искусств является слабая профессиональная направленность и полезность содержания на подготовку именно будущих художников традиционного прикладного искусства, учитывающая специфику и сущность художественных промыслов.

Проведенный анализ программ и учебной документации определил комплекс приоритетных задач для преподавателей истории искусства Высшей школы народных искусств (академии) и филиалов, позволяющий создать модернизированный инструментарий для эффективной реализации миссии вуза:

необходимость выбора адекватных задачам исследования методологических подходов и их обоснования для разработки содержания обучения истории искусств, минимизирующих выявленные недочеты и риски;

- определение системообразующих теоретических оснований отбора содержания обучения истории искусств;

- разработку содержания обучения история искусств, опирающегося на тезисы о профессиональной направленности и полезности курса для подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов, идею личностного роста и развития студентов средствами искусства;

- необходимость дополнения основной программы программой внеаудиторной самостоятельной исследовательской деятельности как компенсаторного механизма, включающего региональный компонент;

- создание мультимедийного курса «Диалоги об искусстве», который вместе с программой внеаудиторной самостоятельной деятельности являются инструментом осуществления интеграции и взаимодействия истории искусств и истории традиционных художественных промыслов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Агратина Е. Е. История зарубежного и русского искусства XX века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Агратина. - 2-е издание. - Москва: Юрайт, 2023. - 325 с. -(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-16253-0.

2. Александрова Н. М. Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства / Н. М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2018. - № 1 (23). - С. 1-9. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_l (дата обращения: 23.10.2023).

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; составитель С. Г. Бочаров; примечания С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -Москва : Искусство, 1979. - 437 с.

4. Ванюшкина JI. М. Внеаудиторное образование - путь в открытое образовательное пространство : монография / JI. М. Ванюшкина. - Санкт-Петербург : Лита, 2003. - 223 с. - ISBN 5-7434-0326-0.

5. Ванюшкина Л. М. Теория и практика внеаудиторного образования: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ванюшкина Любовь Максимовна. - Санкт-Петербург, 2003. - 44 с. - EDN NHKPYF.

6. Ванюшкина Л. М. История искусств. Древний мир и Средневековье: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2023. - 538 с. -(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13459-9.

7. Ванюшкина Л. М. История искусств. Возрождение и Новое время : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина. - Москва: Юрайт, 2023.

- 484 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13474-2.

8. Гессен С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен; составители: Е. Г. Осовский, М. В. Богуславский, О. Е. Осовский; подготовка текста и комментарии Е. Г. Осовского, В. П. Киржаевой, О. Е. Осовского. - Саранск: Красный Октябрь, 2001. - Т. 1. - 564 с. -(Педагогическая библиотека Российского Зарубежья). - ISBN 5-7493-0376-4.

- EDN UIUFHJ.

9. Ильина Т. В. История искусства: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина. - 2-е издание - Москва: Юрайт, 2023. - 203 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-10779-1.

10. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней : учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина, М.С. Фомина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. -Москва: Юрайт, 2023. - 330 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-07318-8.

П.Кабалевский Д. Б. О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании детей: по материалам разных лет / Д. Б. Кабалевский // Теория музыкального образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», 050100.62 «Педагогическое образование», профили «Музыка» и «Дополнительное образование». - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2013. - С. 322-337. - EDN UTLUQZ.

12. Каган М. С. Перспективы развития гуманитарного знания в XXI веке / М. С. Каган // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7. - № 4 (28). - С. 60-69. - EDN HTMPER.

13. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. - Санкт-Петербург : Петрополис, - 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-9676-0146-5. - EDN RYSCNZ.

14. Креленко Н. С. Введение в историю искусства: учебное пособие / Н. С. Креленко. - Текст : электронный. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 236 с. - Режим доступа: для авториз. пользователей. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=479473 (дата обращения: 03.10.2023). - ISBN 978-5-4475-9407-7. -DOI: 10.23681/479473.

15. Максимович В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В. Ф Максимович // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 387-400.

16. Неменский Б. М. Искусство как форма познания и организации жизни (проблемы художественной педагогики) / Б. М. Неменский // Гуманитарное пространство. - 2012. - Т. 1. - Приложение 9. - С. 7-98. - EDN QTHWGG.

17. Предтеченская JI. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории: из опыта работы / JI. М. Предтеченская. -Москва : Просвещение, 1978. - 167 с.

18. Павлов А. Ю. История искусств : учебное пособие / А. Ю. Павлов. -Текст: электронный. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 210 с. -Режим доступа: для авториз. пользователей. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573329 (дата обращения: 03.10.2023). -DOI: 10.23681/573329. - ISBN 978-5-4499-0674-8.

19. Савенкова JI. Г. Интегрированные технологии и гуманитаризация образования / JI. Г. Савенкова // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7. -№ 1. - С. 142-166.

20. Семенова Е. И. Общекультурный компонент профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных

промыслов / Е. И. Семенова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2022. - № 4 (42). - С. 67-82. -DOI: 10.24412/2619-1504-2022-4-67-82. -EDN SYVYXF.

21. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. М. Сокольникова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2023. - 405 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-14735-3.

22. Школяр JI. В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы / JI. В. Школяр, Н. В. Курбатова // Пространство и время. - 2013. - № 3 (13). - С. 76-78.

23. ФГОС 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам): приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1389. -Текст : электронный. - URL: https://gubcollege.ru/college/obrazovanie/rabochie-programmy. (дата обращения: 11.10. 2023).

24. Федотова О. В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах / О. В. Федотова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2021. - № 3 (37). - С. 80-88. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf (дата обращения: 11.10. 2023). - EDN OLHRSF.

References

1. Agratina Е. Е. Istoriya zarubezhnogo i russkogo iskusstva XX veka : uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / E. E. Agratina. - 2-е izdanie. - Moskva : Yurajt, 2023. - 325 s. - (Professionafnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-16253-0.

2. Aleksandrova N. M. Metadiscipliny, v professional'nom obrazovanii v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N. M. Aleksandrova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - 2018. - № 1 (23). - S. 1-9. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_l (data obrashheniya: 23.10.2023).

3. Baxtin M. M. E stetika slovesnogo tvorchestva / M. M. Baxtin ; sostavitef S. G. Bocharov; primechaniya S. S. Averincev i S. G. Bocharov. -Moskva : Iskusstvo, 1979. - 437 s.

4. Vanyushkina L. M. Vneauditornoe obrazovanie - puf v otkry toe obrazovatefnoe prostranstvo : monografiya / L. M. Vanyushkina. - Sankt-Peterburg : Lita, 2003. - 223 s. - ISBN 5-7434-0326-0.

5. Vanyushkina L. M. Teoriya i praktika vneauditornogo obrazovaniya: speciaTnosf 13.00.01 «Obshhaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskix nauk / Vanyushkina Lyubov Maksimovna. - Sankt-Peterburg, 2003. - 44 s. - EDN NHKPYF.

6. Vanyushkina L. M. Istoriya iskusstv. Drevnij mir i Srednevekov'e : uchebnik i praktikum dlya srednego professionaf nogo obrazovaniya / L. M.

Vanyushkina, S. A. Tixomirov, I. I. Kurakina, L. V. Dmitrieva. - 2-e izd. -Moskva : Yurajt, 2023. - 538 s. - (ProfessionaTnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-13459-9.

7. Vanyushkina L. M. Istoriya iskusstv. Vozrozhdenie i Novoe vremya : uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov, I. I. Kurakina. - Moskva: Yurajt, 2023. - 484 s. -(Professionarnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-13474-2.

8. Gessen S. I. Pedagogicheskie sochineniya / S. I. Gessen; sostaviteli : E. G. Osovskij, M. V. Boguslavskij, O. E. Osovskij ; podgotovka teksta i kommentarii E. G. Osovskogo, V. P. Kirzhaevoj, O. E. Osovskogo. - Saransk : Krasny'j Oktyabr, 2001. - T. 1. - 564 s. - (Pedagogicheskaya biblioteka Rossijskogo Zarubezh ya). - ISBN 5-7493-0376-4. - EDN UIUFHJ.

9. irina T. V. Istoriya iskusstva : uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / T. V. Il ina. - 2-e izdanie - Moskva : Yurajt, 2023. - 203 s. - (ProfessionaFnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-10779-1.

10. irina T. V. Istoriya iskusstva Zapadnoj Evropy\ Ot Antichnosti do nashix dnej : uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / T. V. irina, M.S. Fomina. - 7-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2023. - 330 s. - (ProfessionaFnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-07318-8.

11. Kabalevskij D. B. O muzy' kal' no-e' steticheskom i nravstvennom vospitanii detej: po materialam razny' x let / D. B. Kabalevskij // Teoriya muzy'kaFnogo obrazovaniya : uchebnik dlya studentov vy'sshix uchebny'x zavedenij, obuchayushhixsya po napravleniyu podgotovki 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie», profiF «Muzy'ka», 050100.62 «Pedagogicheskoe obrazovanie», profili «Muzy'ka» i «DopolniteFnoe obrazovanie». - 2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - Moskva : Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvenny'j universitet, 2013. - S. 322-337. - EDN UTLUQZ.

12. Kagan M. S. Perspektivy' razvitiya gumanitarnogo znaniya v XXI veke / M. S. Kagan // Lichnosf. KuFtura. Obshhestvo. - 2005. - T. 7. - № 4 (28). - S. 60-69. - EDN HTMPER.

13. Kalugina T. P. Xudozhestvenny'j muzej kak fenomen kuFtury' / T. P. Kalugina. - Sankt-Peterburg : Petropolis, - 2008. - 224 s. - ISBN 978-5-9676-0146-5. - EDN RYSCNZ.

14. Krelenko N. S. Vvedenie v istoriyu iskusstva: uchebnoe posobie / N. S. Krelenko. - Tekst: eTektronny'j. - Moskva ; Berlin : Direkt-Media, 2017. - 236 s. - Rezhim dostupa dlya avtoriz. poFzovatelej. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=479473 (data obrashheniya: 03.10.2023). - ISBN 978-5-4475-9407-7. -DOI: 10.23681/479473.

15. Maksimovich V. F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy' podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / V. F Maksimovich // Nauchny j dialog. -2016. -№ 12 (60). - S. 387-400.

16. Nemenskij B. M. Iskusstvo kak forma poznaniya i organizacii zhizni (problemy' xudozhestvennoj pedagogiki) / B. M. Nemenskij // Gumanitarnoe prostranstvo. - 2012. - T. 1. - Prilozhenie 9. - S. 7-98. - EDN QTHWGG.

17. Predtechenskaya L. M. Izuchenie xudozhestvennoj kuTtuiy v kursax novoj i novejshej istorii: iz opy'ta raboty' / L. M. Predtechenskaya. - Moskva : Prosveshhenie, 1978. - 167 s.

18. Pavlov A. Yu. Istoriya iskusstv : uchebnoe posobie / A. Yu. Pavlov. -Tekst : eTektronny'j. - Moskva ; Berlin : Direkt-Media, 2020. - 210 s. - Rezhim dostupa : dlya avtoriz. pofzovatelej. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573329 (data obrashheniya: 03.10.2023). -DOI: 10.23681/573329. - ISBN 978-5-4499-0674-8.

19. Savenkova L. G. Integrirovanny'e texnologii i gumanitarizaciya obrazovaniya / L. G. Savenkova // Gumanitarnoe prostranstvo. - 2018. - T. 7. - № l.-S. 142-166.

20. Semenova E. I. Obshhekufturnyj komponent professional'noj podgotovki budushhix xudozhnikov tradicionny'x xudozhestvenny'x promy'si ov / E. I. Semenova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e'lektronny'j zhurnal. - 2022. - № 4 (42). - S. 67-82. - DOI: 10.24412/2619-1504-2022-4-67-82. - EDN SYVYXF.

21. Sokofnikova N. M. Istoriya izobrazitefnogo iskusstva : uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / N. M. Sokofnikova. -2-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. - Moskva : Yurajt, 2023. - 405 s. -(Professionafnoe obrazovanie). - ISBN 978-5-534-14735-3.

22. Shkolyar L. V. Klyuchevy'e tendencii sovremennogo prepodavaniya iskusstva : problemy' i perspektivy' / L. V. Shkolyar, N. V. Kurbatova // Prostranstvo i vremya. - 2013. - № 3 (13). - S. 76-78.

23. FGOS 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny'e promy' sly' (po vidam): prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.10.2014 № 1389. - Tekst : e'lektronny'j. - URL: https://gubcollege.ru/college/obrazovanie/rabochie-programmy. (data obrashheniya: 11.10. 2023).

24. Fedotova O. V. Nasmotrennosf kak odno iz uslovij sozdaniya tvorcheskogo obraza v professional'nom obrazovanii v tradicionny'x xudozhestvenny'x promy 'si ax / O. V. Fedotova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2021. - № 3 (37). - S. 80-88. -DOI: 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf (data obrashheniya: 11.10. 2023). - EDN OLHRSF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.