Научная статья на тему 'Концептуальные основы региональной музейно-образовательной деятельности в центрах традиционных художественных промыслов Московской области – филиалах Высшей школы народных искусств (академии)'

Концептуальные основы региональной музейно-образовательной деятельности в центрах традиционных художественных промыслов Московской области – филиалах Высшей школы народных искусств (академии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные традиции / художественные промыслы / образование / художественный музей / молодое поколение / деятельность / развитие / концепты / традиционное прикладное искусство / Высшая школа народных искусств (академия) / филиалы Московской области. / regional traditions / art crafts / education / art museum / young generation / activity / development / concepts / traditional applied art / Higher school of folk arts (academy) / branches in the Moscow region.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

В статье представлены теоретические воззрения на образование молодого поколения в современном художественном музее. На основе сложившихся традиций, специфики и образовательных достижений, а также анализа состояния вопроса в филиалах Московской области Высшей школы народных искусств (академии), автор представляет ключевые концепты (традиции и современность для будущего, восприятие – познание – творчество, интеграция искусств и т.д.), важнейшие цели и задачи, базовые принципы (системность, динамичность, сохранение в развитии и др.). Детально показаны ведущие направления и основное содержание музейно-образовательной деятельности в уникальных региональных центрах традиционных художественных промыслов; сделан вывод о возможностях эффективной реализации предлагаемых перспективных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations of regional museum-educational activities in the centers of traditional artistic crafts of the Moscow region – branches of the Higher school of folk arts (academy)

The article presents theoretical views on the education of the younger generation in the modern art museum. Based on the established traditions, specifics and educational achievements, as well as on the analysis of the current state and activities in the branches of the Higher school of folk arts (academy) in the Moscow region, the author presents the key concepts (tradition and modernity for the future, perception – cognition – creativity, integration of arts, etc.), the most important goals and objectives, basic principles (systematicity, dynamism, preservation in development, etc.). The leading areas and the main content of museum and educational activities in the unique regional centers of traditional art crafts are presented in detail. The conclusion is made about the possibilities of effective implementation of the proposed promising guidelines.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы региональной музейно-образовательной деятельности в центрах традиционных художественных промыслов Московской области – филиалах Высшей школы народных искусств (академии)»

Педагогика музейной деятельности в области традиционного прикладного искусства

Алексеева JI.JI., доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2, литера А, е- mail: larissaalekseeva@gmail.com

Alekseeva L.L., Doctor of pedagogical sciences, associate professor, chief scientist of the Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboedov Canal embankment, 2 Lit. A, e- mail: larissaalekseeva@gmail.com

Концептуальные основы региональной музейно-образовательной деятельности в центрах традиционных художественных промыслов Московской области - филиалах Высшей школы народных искусств (академии)

Conceptual foundations of regional museum-educational activities in the centers of traditional artistic crafts of the Moscow region - branches of the

Higher school of folk arts (academy)

Аннотация. В статье представлены теоретические воззрения на образование молодого поколения в современном художественном музее. На основе сложившихся традиций, специфики и образовательных достижений, а также анализа состояния вопроса в филиалах Московской области Высшей школы народных искусств (академии), автор представляет ключевые концепты (традиции и современность для будущего, восприятие - познание -творчество, интеграция искусств и т.д.), важнейшие цели и задачи, базовые принципы (системность, динамичность, сохранение в развитии и др.). Детально показаны ведущие направления и основное содержание музейно-образовательной деятельности в уникальных региональных центрах традиционных художественных промыслов; сделан вывод о возможностях эффективной реализации предлагаемых перспективных ориентиров.

Ключевые слова: региональные традиции, художественные промыслы, образование, художественный музей, молодое поколение, деятельность, развитие, концепты, традиционное прикладное искусство, Высшая школа народных искусств (академия), филиалы Московской области.

Abstract. The article presents theoretical views on the education of the younger generation in the modern art museum. Based on the established traditions, specifics and educational achievements, as well as on the analysis of the current state and activities in the branches of the Higher school of folk arts (academy) in the Moscow region, the author presents the key concepts (tradition and modernity for the future, perception - cognition - creativity, integration of arts, etc.), the most important goals and objectives, basic principles (systematicity, dynamism,

préservation in development, etc.). The leading areas and the main content of muséum and educational activities in the unique régional centers of traditional art crafts are presented in détail. The conclusion is made about the possibilities of effective implementation of the proposed promising guidelines.

Key words: régional traditions, art crafts, éducation, art muséum, young génération, activity, development, concepts, traditional applied art, Higher school of folk arts (academy), branches in the Moscow région.

Введение.

В современном социокультурном пространстве возрастает роль и значение музеев. Это связано не только с общей прогрессивной тенденцией существенного расширения функций музеев в нашей стране и за рубежом, усилением их влияния на разные категории посетителей в плане просветительской, образовательной, досуговой и другой деятельности, развитием технологий и стремительным ростом технических возможностей для создания виртуальных музейных экспозиций и т.д. [2; 8; 9; 11; 15]. Обширные ресурсы современных музеев в целом, и художественных в том числе, представляются крайне важными в деле сохранения и развития традиций, приумножения национального культурного достояния, формирования у людей уважительного отношения к историческому художественному наследию во всей его самобытности.

Расширение функций музеев нашло отражение не только в разнообразии спектра деятельности существующих, но и в создании, воссоздании новых художественных музеев и виртуальных художественных галерей по инициативе многих образовательных организаций, муниципалитетов, региональных общественных объединений, руководителей художественно-промышленных предприятий. Один их ярких примеров -активизация, оптимизация всесторонней деятельности музеев в ряде образовательных учреждений - филиалах Московской области Высшей школы народных искусств (академии), осуществляющих профессиональную подготовку в области разных видов традиционных художественных промыслов. Именно здесь при глубоком «погружении» в региональные традиции в процессе обучения создаются разнообразные произведения искусства, которые становятся художественно ценными объектами музейного показа в настоящее время, достоянием материальной и духовной культуры в будущем [5; 10; 12; 14].

Художественный музей в современном образовательном учреждении -это уникальное явление культуры не только регионального, федерального, но и мирового значения. Такой высокий и многозначный статус подобных музеев определяется рядом существенных факторов. Общеизвестно представление о музее как региональном культурном центре, уникальном средоточии накопленных духовных и материальных ценностей «малой родины»; имеет место быть всемерная инкультурация растущего поколения, сохранение культурного разнообразия при активном продвижении

региональных инициатив в мировом художественном пространстве с помощью новейших и стремительно развивающихся информационных и коммуникационных технологий; очевидно интенсивное, многостороннее развитие международных культурных связей, профессионального и межкультурного диалога, партнерства и консолидации специалистов, разнообразных форм сотрудничества и т.д.

В этом контексте сложившийся опыт и имеющиеся достижения филиалов Московской области ВШНИ - Сергиево-Посадского института игрушки со структурным подразделением «Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама», Богородского института художественной резьбы по дереву и его Музея, успешная реализация выставочных проектов Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, - обращают на себя пристальное внимание и отражены в ряде публикаций [4; 6; 7]. Вместе с тем, сложившиеся направления музейно-образовательной деятельности названных филиалов - уникальных региональных центров традиционных художественных промыслов, - предопределяют дальнейшее научное обобщение для популяризации и более широкой трансляции, активного продвижения в российском и международном культурном пространстве, включая онлайн.

Материалы и методы.

Материалами для аналитического рассмотрения реального состояния музейно-образовательной деятельности в названных филиалах ВШНИ стали: планы (2020-2021 гг.) и отчеты о научно-исследовательской работе (2020 г.); содержательная информация, размещенная в соответствующих разделах на официальных сайтах образовательных учреждений; сложившиеся к настоящему времени традиции, формы и виды, имеющиеся достижения в данной области, очевидные на примере отдельных публикаций [3; 4; 6; 7; 13].

Кроме того, в январе-феврале 2021 года был проведен экспресс-опрос директоров филиалов Московской области ВШНИ в отношении проводимой музейно-образовательной деятельности. На основании анализа материалов, научного обобщения результатов, полученных от директора Богородского института художественной резьбы по дереву, кандидата юридических наук В.М. Наумова, директора Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, кандидата педагогических наук М.А. Салтанова, директора Сергиево-Посадского института игрушки, кандидата педагогических наук О.В. Озеровой, сделан ряд принципиально важных выводов, во многом обуславливающих предлагаемые далее концепты и перспективы дальнейшего эффективного развития музейно-образовательной деятельности в обозначенных филиалах как центрах традиционных художественных промыслов.

Так, музейно-образовательная деятельность в целом характеризуется отсутствием стагнации, что в первую очередь обеспечивается непрерывным профессиональным вниманием руководителей к различным аспектам развития данного направления работы. К наиболее успешным формам

музейно-образовательной деятельности следует отнести выставочную, причем как на международном уровне, так всероссийском и региональном. Тематика осуществляемой выставочной деятельности различна, и в полной мере отражает не только запросы потенциальных посетителей разного возраста, отличается содержательностью, образовательной и эстетической ценностью. Например, «Краса России» (Республика Беларусь, г. Гомель, Картинная галерея Г.Х. Ващенко); «Любимых книг забытые страницы» (Российская Федерация, Московская область, г. Сергиев Посад, Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама -структурное подразделение Сергиево-Посадского института игрушки) и т.д.

Востребованной и эффективной формой приобщения молодого поколения к традиционным художественным промыслам, являются мастер-классы, проводимые преподавателями, сотрудниками филиалов, например, по изготовлению богородской и сергиево-посадской игрушки и др. для разностороннего художественно-творческого развития детей разного возраста. Причем, очевидна необходимость дальнейшей разработки именно этой формы образовательной деятельности в формате онлайн для ранней профессиональной ориентации детей, предпрофессиональной подготовки обучающихся, глубокого освоения всего видового многообразия отечественных традиционных художественных промыслов.

Отметим имеющую место профессиональную мобильность в отношении музейно-образовательной деятельности. При этом, в контексте всех принимаемых мер в системе профессионального образования страны бесспорна и дальнейшая актуализация в филиалах имеющихся информационных образовательных ресурсов, а также увеличение общего количества разнообразных по содержанию электронных учебных материалов (экскурсионных занятий, тематических выставок, интеллектуально-познавательных игр, студий творческого развития, образовательных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, и др.) для быстрого переключения при необходимости с формата «вне сети» на формат «в сети».

В ряду других современных и достаточно распространенных форм, зарекомендовавших себя с положительной стороны в музейно-образовательной деятельности филиалов, обозначим непосредственное проведение групповых учебных занятий (в том числе лекций и т.п.) в музеях, т.е. вне аудиторий самих образовательных учреждений. Такое посещение с обучением, само присутствие в Доме муз с собранием традиционных художественных ценностей, уникальных памятников материальной и духовной культуры своего народа, позволяет увидеть нечто новое в известном, знакомом, в значительной степени способствует расширению у обучающихся представлений о своей будущей профессиональной деятельности, привносит в учебно-воспитательный процесс большее разнообразие и в плане методического обеспечения в целом.

В дополнение к уже сказанному, подчеркнем особо реализацию информационной составляющей всей музейно-образовательной деятельности и за пределами филиалов [14]. Так, достаточно регулярное взаимодействие со средствами массовой информации (федеральными и региональными) обеспечивает «выход» этого направления работы в широкое образовательное и культурное пространство, привлекает внимание профессиональных деятелей и широкого круга современных специалистов к имеющимся достижениям и актуальным проблемам развития традиционного прикладного искусства, обеспечивает популяризацию научных знаний о художественных музеях, повышает в общественном сознании эстетическую и историческую ценность традиционных художественных промыслов народов нашей страны.

Результаты.

Дальнейшее устойчивое, непрерывное развитие региональной музейно-образовательной деятельности в центрах традиционных художественных промыслов - филиалах Московской области ВШНИ базируется на концептуальной идее «музей в радость» (В.Ф. Максимович). Реализация этой идеи, на взгляд автора, теснейшим образом связана с оптимизацией образовательной деятельности в музеях на основе ключевых концептов.

- Традиции и современность для будущего - подразумевается опора на культуру региона, исторически сложившийся музейный опыт, этические нормы и грани разностороннего сотрудничества, имеющиеся традиционные и современные, инновационные формы и направления работы, многообразные культурные практики, сформировавшиеся на всем протяжении развития и сопряженные с актуальными, перспективными художественными и образовательными достижениями;

- Открытость и открытие - это равная возможность эстетического познания и постижения художественного многообразия, ценностей и традиций при заинтересованном освоении художественных промыслов, изучении многообразных коллекций региональных музеев для гармоничного, общего, культурного и творческого развития молодого поколения, включая детей и юношество с ограниченными возможностями здоровья;

- Восприятие - познание - творчество - как триединый подход к организации содержательной, насыщенной эмоционально-духовной жизни детей и юношества в музее для исследования примечательных фактов и явлений, обогащения эстетического и художественного опыта, дальнейшего творческого самовыражения по законам красоты, формирования обобщенного представления о сущности, природе и специфике традиционных художественных промыслов;

- Интеграция искусств - в данном контексте представляет собой потенциальный образовательный ресурс для акцентирования внимания обучающихся на шедеврах и достижениях региональных музеев, художественных достоинствах исторических и современных произведений традиционных художественных промыслов при помощи выразительных средств и других видов искусства - литературы, театра, музыки, кино.

В этой логике важнейшие цели образовательной деятельности в художественных музеях концентрируются на сохранении и приумножении духовных и материальных региональных культурных ценностей; активном продвижении идей, опыта и предназначения традиционных художественных промыслов в современном социуме; восполнении кадрового потенциала и наличии эффективной обратной связи между детьми, педагогами и родителями; преобразовании, оптимизации содержания для разностороннего развития личности в пространстве современной культуры региона. В обобщенном виде весь спектр задач фокусируется вокруг реализации системного подхода к теоретической и практической деятельности в культурно-образовательном пространстве музея; интенсификации всех необходимых действий, касающихся организационных средств по реализации намеченных планов; актуализации, связанной с «вызовом», выявлением и наибольшим проявлением всех имеющихся интеллектуальных и творческих возможностей как у растущих детей, так и у педагогов.

Базовыми принципами, определяющими направленность музейно-образовательной деятельности в региональных центрах традиционных художественных промыслов, являются:

- Системность в виде органичной, целостной взаимосвязи различных форм и видов упорядоченных педагогических действий (аналитических, предполагаемых, управленческих, организационных, информационных и др.) для достижения максимального эффекта, когда посещение художественного музея становится неотъемлемой «частью всей дальнейшей ... культурной жизни взрослеющих детей, т.е. не обязанностью, но потребностью для ребенка, школьника, молодого человека» [1, с. 99-100].

- Динамичность - понимается как последовательное и постоянное, активно, быстро реализуемое содержательное, насыщенное и привлекательное для посетителей обновление культурно-образовательного пространства музея. Особое значение здесь имеет регулярное пополнение художественных галерей и коллекций за счет подготовленных обучающимися в центрах традиционных художественных промыслов ВШНИ учебных, конкурсных и выпускных квалификационных работ, творческих проектов различной тематики по итогам выполнения учебных заданий по разным дисциплинам.

- Вариативность, предопределяемая необходимым и возможным, наиболее широким разнообразием направлений работы, а также сроков, форм реализации и содержания музейно-образовательных программ в соответствии с изменяющимися возрастными интересами и увлечениями, интеллектуальным и творческим потенциалом, способностями юных и взрослеющих посетителей, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

- Сохранение в развитии - определяет перспективные направления оптимизации всей музейно-образовательной деятельности; подразумевает неделимую целостность при передаче всего накопленного регионального

традиционного опыта для современных и будущих поколений в виде особенностей художественного стиля, художественного мастерства, специфики художественно-технологической деятельности при активной трансляции с помощью традиционных способов передачи («вне сети») и новейших, стремительно развивающихся технологий («в сети»).

Более детально музейно-образовательную деятельность в региональных центрах традиционных художественных промыслов -филиалах Московской области ВШНИ целесообразно представить в таблице, демонстрирующей ведущие направления и их основное содержание (Таблица 1). Представленное ниже основное содержание в полной мере отражает и перспективное видение музейно-образовательной деятельности со стороны руководства филиалов ВШНИ - центров традиционных художественных промыслов. По результатам проведенного и упомянутого выше экспресс-опроса - это, в первую очередь, дальнейшее пополнение существующих электронных образовательных ресурсов для сохранения и передачи наиболее значимой, художественно ценной информации (видео-экскурсии, видеолекции и т.д.).

Таблица 1.

Региональная музейно-образовательная деятельность в центрах традиционных художественных промыслов - филиалах Московской области ВШНИ: ведущие направления и основное содержание

№ Ведущие направления деятельности («вне сети» и «в сети») Основное содержание деятельности

1 Художественно-просветительское Подготовка и проведение разнообразных по срокам реализации тематических секций, экскурсионных маршрутов, творческих встреч и лабораторий, художественных студий, мастер-классов, творческих клубов для детей и их родителей, юношей и девушек, семейной аудитории

2 Учебно-методическое Разработка образовательных программ общего культурного развития, общего художественного развития и интенсивного развития художественных способностей [1, с. 110] для детей и юношества, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; Создание современного методического обеспечения с мультимедийным, аудиовизуальным сопровождением для реализации образовательных программ разного уровня

3 Проектное Воплощение в практике различных проектов студентов под руководством преподавателей: «Виртуальная галерея традиционных художественных промыслов»; «Тематические выставки онлайн», Виртуальный выставочный зал, «Художественные коллекции онлайн» (по видам традиционного прикладного искусства); Электронная студенческая газета «Традиционные художественные промыслы в современном мире»; Видеоряд «Шедевры традиционного прикладного искусства», а также иные творческие, содержательные инициативы обучающихся

4 Организационное Подготовка и проведение научно-практических мероприятий, различных по формам участия (очно, заочно), видам (международные, всероссийские, межрегиональные, областные и др.): конференции, теоретические и практические семинары, циклы лекций, круглые столы и творческие объединения, конкурсы, выставки, в том числе студенческие

5 Научно-практическое Обобщение и систематизация ключевых понятий в области музейно-образовательной деятельности; Разработка специального художественно-педагогического инструментария для реализации основных концептов в практике

6 Исследовательское Мониторинг как специально организованная система наблюдения, сбора, целевого контроля и диагностики при реализации всех ведущих направлений и основного содержания музейно-образовательной деятельности; анализ информации, обобщение, сопоставление текущего состояния и ожидаемых результатов, прогнозирование

Обсуждение.

Музейно-образовательная деятельность подразумевает

систематические и целенаправленные действия по реализации разработанных экскурсионных занятий для посетителей разного возраста, а также образовательных программ, проектов, инициатив и т.п., в том числе для детей и юношества. В художественном музее такая деятельность осуществляется через искусство, иначе говоря, на основе художественного восприятия и художественного познания разных видов изобразительного, традиционного прикладного искусства, разностороннего, самостоятельного художественного творчества молодого поколения. При этом музейно-образовательная деятельность, осуществляемая в образовательных

учреждениях - обозначенных филиалах ВШНИ, имеет и свою специфику, касающуюся накопления, пополнения художественных коллекций новыми экспонатами - результатами обучения. Иначе говоря, вдохновением, усердием и творческими усилиями преподавателей и студентов образовательных учреждений создаются и воссоздаются новые, художественно ценные экспонаты традиционных художественных промыслов для дальнейшей демонстрации, публичного показа при непосредственном и глубоком постижении сложившихся региональных культурно-исторических традиций и художественных технологий.

Структурное подразделение Сергиево-Посадского института игрушки Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама -учреждение с единственной в своем роде историей [10]. Современное название музея предопределяет и обобщенно характеризует основные направления его деятельности во всем культурно-историческом своеобразии, органичной, целостной взаимосвязи. В систематизированном уникальном собрании музея - историческая и современная игрушка, театральные рисунки основателя музея Николая Дмитриевича Бартрама и игрушки его дочери Анастасии Николаевны Изергиной, театральные куклы как отечественные, так и зарубежные, и др. Такая художественная коллекция дает возможность работникам музея осуществлять достаточно широкий спектр экскурсионных и образовательных, познавательно-развлекательных, досуговых и спортивных программ, театрализованных представлений, конкурсов, творческих мастер-классов для детей школьного возраста, а также специальных программ для учителей и педагогов [14].

В многоплановой деятельности музея теснейшим образом переплетается прошлое и настоящее, история и современность. Именно в этой логике на основе сложившихся традиций разработаны теоретико-методологические основы и важнейшие направления работы, включая научно-исследовательское, научно-просветительское и научно-методическое, что в полной мере отражено в Концепции развития музея на период 2017-2020 гг. [7, с. 64-78]. Еще один пример - регулярно проводимые занятия, раскрывающие характерные черты имеющегося традиционного художественного наследия, в том числе для студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования; открытые защиты выпускных квалификационных работ студентов Сергиево-Посадского института игрушки (направление подготовки 54.03.01. «Дизайн игрушки»). Скажем о новых поступлениях в фонды от художника по куклам Е.В. Кагальниковой, а также систематическом освещении разнообразной исторической и современной культурно-просветительской и образовательной деятельности музея в региональных и общероссийских средствах массовой информации и т.д. [14].

Собрание Музея Богородского института художественной резьбы по дереву, со всей присущей уникальностью, многогранностью художественных образов и особой эстетической выразительностью экспонатов, отличается

своего рода моноколлекцией, поскольку посвящено одному традиционному художественному промыслу - богородской художественной резьбе по дереву. Для потенциальных посетителей разного возраста, абитуриентов и студентов такой мономузей дает возможность рассмотреть, детально изучить специфику культурно-исторического развития промысла и его самобытные художественно-технологические особенности в сопоставлении традиций и новаций, проследить в динамике процесс воплощения авторских замыслов и творческих идей, опыта прошлого и настоящего [5]. Музейно-образовательная деятельность филиала в большей степени сфокусирована на внешнем векторе развития, что заключается главным образом в активном проведении мастер-классов, раскрывающих участникам «вторую жизнь дерева», участии будущих специалистов и преподавателей в международных и всероссийских, региональных мероприятиях (фестивалях и выставках, творческих конкурсах и праздничных программах, музейно-познавательных проектах и т.д.), разностороннем сотрудничестве с многочисленными учреждениями культуры и образовательными учреждениями.

Примечательная во всех отношениях многолетняя и славная история Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи являет собой интересный пример сохранения и изучения, демонстрации и приумножения имеющихся достижений в области традиционных художественных промыслов [12]. Можно с уверенностью говорить о том, что музейно-образовательная деятельность этого филиала осуществляется по большей части в виде живой взаимосвязи истории и современности, когда каждое происходящее событие во всей своей многозначности, множественности художественных смыслов и есть своего рода факт музеефикации. Проводимые учебные, воспитательные и др. мероприятия, являются, по сути, специфическими, непосредственными и опосредованными формами музейно-образовательной деятельности. Это разнообразная по тематике выставочная деятельность в своем регионе, нашей стране и далеко за ее пределами, в том числе выставки художественно-творческих студенческих работ по итогам выполнения учебных заданий, регулярно организуемые конкурсные мероприятия и вечера, творческие консультации, встречи студентов и преподавателей с современными художниками, работа студенческого жюри в начальной школе и детском саду, выездные мастер-классы в пределах Московской области и не только, видеолекции о федоскинской лаковой миниатюрной живописи и художественной росписи по эмали в интернет-сообществах и т.д.

Рассмотрение специфики музейно-образовательной деятельности каждого из названных выше учреждений, позволило выделить наиболее общие характерные черты. Так, в целом региональная музейно-образовательная деятельность в филиалах Московской области Высшей школы народных искусств (академии) на системном уровне обеспечивает:

- всемерное сохранение исторического художественного наследия, сбережение культурного разнообразия нашей страны, привнося в него

неповторимость, творческую оригинальность при воплощении эстетических идеалов традиционной культуры, отражении самосознания и характера нашего народа;

- поддержку и развитие культурной самобытности своего региона, реализацию преемственности, восполнения и творческого переосмысления сложившихся традиций отечественных народных художественных промыслов во всем их своеобразии;

- активное художественное восприятие растущих детей и юношества с непосредственным участием молодого поколения в создании произведений традиционного прикладного искусства на основе разнообразной художественно-творческой деятельности.

Выводы.

Сложившиеся самобытные традиции, специфика и имеющиеся музейно-образовательные достижения Богородского института художественной резьбы по дереву, Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи, Сергиево-Посадского института игрушки, в организационной структуре которого имеет место быть «Художественно -педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама», явились фундаментом для обозначенных выше теоретических посылов. Разработанные концептуальные основы региональной музейно-образовательной деятельности во взаимосвязи всех составляющих призваны обеспечить дальнейшее интенсивное продвижение неповторимого культурно-исторического опыта образовательных учреждений Московской области -филиалов Высшей школы народных искусств (академии) в широком российском и международном культурном пространстве.

Предлагаемые ключевые концепты и базовые принципы, обозначенные цели и задачи, ведущие направления музейно-образовательной деятельности («вне сети», «в сети») и основное ее содержание - это, по сути, «взгляд в будущее», общие перспективные ориентиры для реализации в ближайшее и более отдаленное время. Эффективность, успешность непосредственного и полного воплощения разработанных концептуальных основ в практике работы рассмотренных образовательных учреждений определяется, на взгляд автора, общеизвестным изречением - «кадры решают все». И кроме того, неустанным, усердным трудом всех единомышленников во имя максимальной поддержки традиционных художественных промыслов России, сохранения духовной памяти нашего народа и национальных культурных приоритетов.

Литература

1. Алексеева JI.JI. Художественный музей, культурное пространство и образовательная деятельность: теоретико-аналитические аспекты / JI.JI. Алексеева // Humanity space International almanac. - 2021. - VOL. 10. - No 2. -C. 98-113. DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-98-113.

2. ИКОМ России: ИКОМ в России (International Council of Museums (ICOM-RUSSIA): официальный сайт. - URL: http://icom-russia.com/ (дата обращения: 25.01.2021).

3. Лончинская Т.Е. Предметно-художественное творчество деятелей русской культуры начала XX века как объект музейно-педагогического исследования / Т.Е. Лончинская // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 2. - С. 128-138. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-19.pdf (дата обращения: 16.03.2021). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00037.

4. Максимович В.Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств / В.Ф. Максимович // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 1. - С. 55-60. -URL: http: //www. art-education, ru/sites/default/files/j ournal_pdf/maksimovich_5 5 -60.pdf (дата обращения: 26.03.2021).

5. Музей Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»: официальный сайт. - URL: http://www.bogorodskoe-hpy.narod.ru/myzej.html (дата обращения: 16.04.2021).

6. Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография / Агеева Ольга Гениевна и др.; общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкиной; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Высш. шк. нар. искусств (ин-т)», Художественно-пед. музей игрушки. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. - 118 с.

7. Озерова О.В., Полякова В.А., Ванюшкина Л.М., Лончинская Т.Е., Александрова Н.М. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама - 100 лет / под науч. ред. В. Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 96 с.

8. О Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года: Решение Коллегии от 07 февраля 2013 г. № 3. - URL: https://culture.gov.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-goda-3/ (дата обращения: 18.01.2021).

9. О Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года: Решение Коллегии Министерства культуры РФ от 23 сентября 2017 года № 21. - URL: https://culture.gov.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynogo-dela-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2030-goda/ (дата обращения: 18.01.2021).

10. Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия): официальный сайт: Структура и органы управления образовательной организацией. - URL: http://spf-vshni.ru/sveden/struct/ (дата обращения: 16.04.2021).

11. Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире / Е.С. Соболева, М.З. Эпштейн // Вопросы музеологии. -2011. -№ 1 (3). - С. 8-19.

12. Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи -филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»: официальный сайт: Выставочная деятельность. - URL: https://fedoskino-vshni.ru/activities/vystavochnaya-deyatelnost (дата обращения: 16.04.2021).

13. Федотова О.В. Роль художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций / О.В. Федотова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 2. - С. 122-127. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-18.pdf (дата обращения: 18.01.2021). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00036.

14. Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия): официальный сайт - URL: http://museumot.info/ (дата обращения: 05.02.2021).

15. International Council of Museums (ICOM): official Website [Electronic resource], - URL: https://icom.museum/en/ (date of treatment: 25.01.2021).

References

1. Alekseeva L.L. Hudojestvennii muzei, kulturnoe prostranstvo i obrazovatelnaya deyatelnost: teoretiko-analiticheskie aspekti / L.L. Alekseeva // Humanity space International almanac. - 2021. - VOL. 10. - No 2. - S. 98-113. DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-98-113.

2. IKOM Rossii: IKOM v Rossii (International Council of Museums (ICOM-RUSSIA): oficialnii sait [Elektronnii resurs], - URL: http://icom-russia.com/ (data obrascheniya: 25.01.2021).

3. Lonchinskaya Т.Е. Predmetno-hudojestvennoe tvorchestvo deyatelei russkoi kulturi nachala XX veka kak obekt muzeino-pedagogicheskogo issledovaniya / Т.Е. Lonchinskaya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2019. -№2. - S. 128-138. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-19.pdf (data obrascheniya: 16.03.2021). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00037.

4. Maksimovich V.F. Vospitanie detei i molodeji sredstvami tradicionnih hudojestvennih promislov v obrazovatelnoi praktike Vishei shkoli narodnih iskusstv / V.F. Maksimovich // Pedagogika iskusstva: setevoi elektronnii nauchnii jurnal. - 2018. - № 1. - S. 55-60. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/maksimovich_55-60.pdf (data obrascheniya: 26.03.2021).

5. Muzei Bogorodskogo instituta hudojestvennoi rezbi po derevu - filiala FGBOU VO «Vishaya shkola narodnih iskusstv (akademiya)»: oficialnii sait. -

http://www.bogorodskoe-hpy.narod.ru/myzej.html (data obrascheniya: 16.04.2021).

6. Muzei - universalnoe kulturno-obrazovatelnoe prostranstvo: teoriya i praktika: monografiya / Ageeva Olga Genievna i dr.; obsch. nauch. red. L.M. Vanyushkina; M-vo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federacii, Federalnoe gos. byudjetnoe obrazovatelnoe uchrejdenie vish. prof, obrazovaniya «Vish. shk. nar. Iskusstv (in-t)», Hudojestvenno-ped. muzei igrushki. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2015.-118 s.

7. Ozerova O.V., Polyakova V.A., Vanyushkina L.M., Lonchinskaya T.E., Aleksandrova N.M. Hudojestvenno-pedagogicheskii muzei igrushki imeni N.D. Bartrama - 100 let / pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018.-96 s.

8. O Koncepcii razvitiya muzeinoi deyatelnosti v Rossiiskoi Federacii na period do 2020 goda: Reshenie Kollegii ot 07 fevralya 2013 g. № 3. - URL: https://culture.gov.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2020-goda-3/ (data obrascheniya: 18.01.2021).

9. O Koncepcii razvitiya muzeinogo dela v Rossiiskoi Federacii na period do 2030 goda: Reshenie Kollegii Ministerstva kulturi RF ot 23 sentyabrya 2017 goda № 21. - URL: https://culture.gov.ru/documents/o-kontseptsii-razvitiya-muzeynogo-dela-v-rossiyskoy-federatsii-na-period-do-2030-goda/ (data obrascheniya: 18.01.2021).

10. Sergievo-Posadskii institut igrushki - filial FGBOU VO «Vishaya shkola narodnih iskusstv (akademiya): oficialnii sait: Struktura i organi upravleniya obrazovatelnoi organizaciei. - URL: http://spf-vshni.ru/sveden/struct/ (data obrascheniya: 16.04.2021).

11. Soboleva E.S., Epshtein M.Z. Evolyuciya koncepcii muzeev v menyayuschemsya mire / E.S. Soboleva, M.Z. Epshtein // Voprosi muzeologii. -2011. -№ 1 (3). -S. 8-19.

12. Fedoskinskii institut lakovoi miniatyurnoi jivopisi - filial FGBOU VO «Vishaya shkola narodnih iskusstv (akademiya)»: oficialnii sait: Vistavochnaya deyatelnost. - URL: https://fedoskino-vshni.ru/activities/vystavochnaya-deyatelnost (data obrascheniya: 16.04.2021).

13. Fedotova O.V. Rol hudojestvenno-pedagogicheskogo muzeya igrushki imeni N.D. Bartrama i ego znachenie v sohranenii nacionalnih tradicii [Elektronnii resurs] / O.V. Fedotova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2019. - № 2. - S. 122-127. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-18.pdf (data obrascheniya: 18.01.2021). DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00036.

14. Hudojestvenno-pedagogicheskii muzei igrushki imeni N.D. Bartrama Sergievo Posadskogo instituta igrushki - filiala FGBOU VO «Vishaya shkola narodnih iskusstv (akademiya): oficialnii sait: - URL: http://museumot.info/ (data obrascheniya 05.02.2021).

15. International Council of Museums (ICOM): official website. - URL: https://icom.museum/en/ (date of treatment: 25.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.