Научная статья на тему 'Художественный музей, культурное пространство и образовательная деятельность: теоретико-аналитические аспекты'

Художественный музей, культурное пространство и образовательная деятельность: теоретико-аналитические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное наследие / традиции / творчество / художественный музей / пространство / музейно-образовательная деятельность / молодое поколение / культурно-образовательное. / cultural heritage / traditions / creativity / art museum / space / museum and educational activities / young generation / cultural and educational.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Л.Л.

В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся приобщения молодого поколения к всемирному наследию на основе образовательной деятельности в уникальном культурном пространстве отечественных художественных музеев. Автором выделены наиболее существенные признаки, характеризующие культурно-образовательное пространство современного художественного музея. На примере самых известных музеев (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и др.), а также музейных собраний образовательных учреждений, показана специфика и направленность реализуемых программ, проектов и т.п. для детей и юношества; предложены целевые ориентиры для разработки перспективных образовательных программ региональных художественных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Museum, Cultural Space and Educational Activities: theoretical and analytical aspects

The article discusses some questions related to the inclusion of the younger generation in the world heritage based on educational activities in the unique cultural space of domestic art museums. The author highlighted the most significant features that characterize the cultural and educational space of the modern art museum. The example of the most famous museums (State Russian Museum, State Tretyakov Gallery, etc.), as well as museum collections of educational institutions, shows the specifics and orientation of programs, projects, etc. for children and youth; targets for the development of promising educational programs of regional art museums have been proposed.

Текст научной работы на тему «Художественный музей, культурное пространство и образовательная деятельность: теоретико-аналитические аспекты»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-98-113

Художественный музей, культурное пространство и образовательная деятельность:

теоретико-аналитические аспекты

Л.Л. Алексеева

Высшая школа народных искусств (Академия)

191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2, литера А

Higher School of Folk Arts (Academy)

Griboedov Canal emb., 2 Lit. A, St. Petersburg 191186 Russia

e-mail: klara63@list.ru, larissaalekseeva63@gmail.com

Ключевые слова: культурное наследие, традиции, творчество, художественный музей, пространство, музейно-образовательная деятельность, молодое поколение, культурно-образовательное.

Key words: cultural heritage, traditions, creativity, art museum, space, museum and educational activities, young generation, cultural and educational.

Резюме: В статье рассмотрены отдельные вопросы, касающиеся приобщения молодого поколения к всемирному наследию на основе образовательной деятельности в уникальном культурном пространстве отечественных художественных музеев. Автором выделены наиболее существенные признаки, характеризующие культурно-образовательное пространство современного художественного музея. На примере самых известных музеев (Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея и др.), а также музейных собраний образовательных учреждений, показана специфика и направленность реализуемых программ, проектов и т.п. для детей и юношества; предложены целевые ориентиры для разработки перспективных образовательных программ региональных художественных музеев.

Abstract: The article discusses some questions related to the inclusion of the younger generation in the world heritage based on educational activities in the unique cultural space of domestic art museums. The author highlighted the most significant features that characterize the cultural and educational space of the modern art museum. The example of the most famous museums (State Russian Museum, State Tretyakov Gallery, etc.), as well as museum collections of educational institutions, shows the specifics and orientation of programs, projects, etc. for children and youth; targets for the development of promising educational programs of regional art museums have been proposed.

[Alekseeva L.L. Art Museum, Cultural Space and Educational Activities: theoretical and analytical aspects]

В жизни современного общества художественный музей занимает особое место. Это, как правило, концентр культуры и просвещения в самом широком смысле, где аккумулируются материальные и духовные ценности, отражающие всё имеющееся разнообразие исторически сложившихся традиций, культурного наследия и богатейшего опыта художественно-творческого воплощения проектов и замыслов, идей и образов в многочисленных экспонатах. В настоящее время культурное пространство художественного музея неразрывно связано с образованием детей и юношества в самом широком смысле. О значении художественных коллекций музея, их возможностях в воспитании, культурном и духовно-нравственном развитии взрослеющего молодого поколения достаточно хорошо известно в теории и практике современной педагогики, музейно-образовательной деятельности (Алексеева, 2020; Иванова, 2012; Ильинская, 2011; Лазарев, Ласкин, 2016; Максимович, 2015: 7-10; Озерова, Полякова и др., 2018; Троянская, 2007 и др.).

В современных научных трудах, посвященных музейной педагогике в целом, достаточно широко и обстоятельно освещены различные вопросы реализации просветительской и культурно-образовательной, экскурсионно-выставочной и т.п. деятельности музеев, приобщения детей и юношества к историко-культурному наследию, воспитания уважительного отношения к народным художественным традициям, национальному достоянию (Агеева, Ванюшкина и др., 2015; Лончинская, 2019; Федотова, 2019 и др.). Вместе с тем, в поле зрения многих педагогов, ученых и работников музеев неизменно актуальной остается проблема, связанная с привлечением молодого поколения к «жизни и творчеству в музее».

Но дело не только в том, чтобы дети дошкольного возраста, школьники, юноши и девушки приходили, участвовали каким-либо образом в жизни музея во время специально организованных экскурсий, различных культурных, досуговых мероприятий в результате более или менее тесного взаимодействия образовательных учреждений разного уровня. Главное, чтобы посещение художественного музея стало частью всей дальнейшей, насыщенной культурной жизни взрослеющих детей, т.е. не обязанностью, но потребностью для ребенка, школьника, молодого человека. И реализация этой задачи напрямую связана со специальной организацией и оптимизацией содержания всей системной, целенаправленной и непрерывной деятельности педагогов, научных сотрудников для воплощения концептуальной идеи - музей в радость (по словам В.Ф. Максимович).

Эта радость от встречи детей и юношества с культурным наследием человечества не всегда возникает непроизвольно («сама по себе»), но, как правило, предопределяется многими факторами, и обусловлена, на взгляд автора, не только культурным, но в значительной степени культурно-образовательным пространством и специальной музейно-образовательной деятельностью каждого современного художественного музея. В ряде научных публикаций понятие «культурно-образовательное пространство» в целом характеризуется множеством трактовок, различными нюансами и подходами к определению его границ и специфических характеристик (см., к примеру, Лысикова, 2010; Пронина, 2007; Янутш, 2017 и др.).

В контексте данной работы выделим наиболее существенные признаки, характеризующие в той или иной мере культурно-образовательное пространство музея, и влияющие в значительной степени на возникновение у юных посетителей эмоционально-положительной обратной связи, позитивной ответной реакции:

- увлекательность как мгновенный и/или отсроченный, продолжительный эффект, оказывающий особое воздействие с целью «вызова» у детей и юношества положительных эмоций и глубоких эстетических чувств;

- содержательность как отражение всей совокупности духовных и материальных художественных ценностей, а также средоточие воспитательного и обучающего потенциала в контексте сложившихся традиций и современных значимых педагогических достижений;

- информационная насыщенность, определяемая качеством и количеством представленного и предлагаемого для обозрения тематического собрания, художественной коллекции музея в целом и отдельных его залов, экспозиций в частности.

Но при всем этом - художественно неповторимом и своеобразном, безусловно специфичном для каждого музея, - особое значение имеет человек, сотрудник музея, непосредственный «проводник» посетителей в мир культурных ценностей и исторических традиций. Человеком, а в целом всем коллективом сотрудников, уровнем их профессионализма во всех отношениях определяется во многом специфика культурно-образовательного пространства современного художественного музея, от конкретных знаний в области художественных событий и фактов, мнений, комментариев и т.п. до внешнего эстетичного вида, благозвучности, доброжелательности интонаций речи и др. При этом вопрос соответствия, взаимовлияния и соподчиненности культурно-образовательного пространства и музейно-образовательной деятельности может быть предметом специального исследования.

Строго говоря, музейно-образовательная деятельность представляет собой специально организованную деятельность по реализации разработанных экскурсионных занятий, разноуровневых образовательных программ. В художественном музее такая деятельность осуществляется через искусство, иначе говоря на основе восприятия и познания разных видов изобразительного, прикладного искусства, самостоятельного художественного творчества детей и юношества. В настоящее время можно говорить о том, что музейно-образовательная деятельность во многом с идентичными целями и задачами, реализуется как в учреждениях культуры, так и в образовательных учреждениях разного уровня. При этом сохраняется присущая тем или иным учреждениям специфика в плане пополнения фондов и представления имеющихся коллекций, разработки программ и экскурсий, в том числе виртуальных, осуществлении работы с посетителями разного возраста, а также в организации системной научной и практической деятельности, подготовке и издании научных каталогов, научных трудов и т.п.

В широком культурном пространстве нашей страны есть уникальные учреждения культуры, с многолетней историей и замечательными во всех отношениях педагогическими достижениями. Так, в Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург) к настоящему времени имеются сложившиеся, глубокие культурные традиции в сфере многоуровневой музейно-образовательной деятельности. Вся разнообразная педагогическая работа сотрудников музея по приобщению растущего молодого поколения к художественному достоянию человечества концентрируется в Российском центре музейной педагогики и детского творчества. «Музей (культура) - образование», «Музей - детям» - это, по сути, концептуальные идеи, в рамках которых на протяжении уже нескольких десятилетий осуществляется целенаправленная образовательная деятельность, и не только с детьми, но и с учащейся молодежью, а также с педагогами образовательных учреждений, работниками музеев многих регионов нашей страны (ФГБУК «Государственный Русский музей»).

Имеющееся учебно-методическое обеспечение, в том числе разработанные и обновляющиеся музейно-педагогические технологии, Фонд детского творчества с многочисленными работами детей не только нашей страны, но и других стран мира, образовательный портал с коллекцией медиаресурсов «Здравствуй, музей!», деятельность Студенческого клуба и творческого клуба «Встречи в Русском музее», Сектор эстетического воспитания с программой «Диалоги в музее», в том числе о декоративно-прикладном и народном искусстве, Сектор прикладной социологии и работы с молодежью, экскурсионные занятия - все эти и многие другие формы и виды, само содержание современной музейно-образовательной деятельности в полной мере обеспечивает реализацию соответствующих программ культурно-просветительского характера.

Подчеркнем особое значение работающих в музее студий творческого развития - это «Арт-Ателье Палитра» (совместный проект с Фондом «В поисках гармонии») и детская студия (ФГБУК «Государственный Русский музей»). Очевидна ориентация этих студий на гармоничное, художественно-творческое развитие детей с помощью изобразительной деятельности, специальных программ и на основе системной организации различных познавательных, просветительских, культурных мероприятий (праздников, творческих встреч, тематических выставок и т.п.), посещений музея и его филиалов, и др. Но при этом крайне важным видится и привлечение других видов искусства - театрального, музыкального, литературного, - к реализации поставленных задач разностороннего творческого развития молодого поколения. В целом именно такой широко содержательный спектр музейно-образовательной деятельности Русского музея способствует успешному формированию культуры содержательного досуга у многих и многих растущих детей и подростков нашей страны.

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва) также имеет специальные программы для осуществления постоянной, динамичной и глубоко содержательной музейно-образовательной деятельности с детьми, начиная с четырех лет, а также с подростками и семейной аудиторией. При этом образовательная деятельность в галерее имеет свои отличительные, характерные черты. В первую очередь, скажем о вариативности как основополагающем принципе разрабатываемых образовательных программ при их непрерывном обновлении, пополнении. Отметим и весьма широкое тематическое разнообразие, исходя из интересов и увлечений растущего молодого поколения. Предлагаемые программы имеют нередко краткосрочный характер реализации, что свидетельствует о гибком и быстром реагировании сотрудников галереи на запросы современных юных посетителей и их родителей.

В качестве наиболее показательных примеров назовем такие программы, как «Мир мозаики. Часть 1. 5+» и «Мир мозаики. Часть 1. 7+» (срок реализации с 11 января 2019 г. по 22 марта 2019 г.); «Семейные выходные в Новой Третьяковке. Город, движение, скорость: мастерские авангарда» (с 01 июня 2019 г. по 27 июля 2019 г.); «Движение и живопись 8+» - онлайн курс для школьников (с 30 июня 2020 г. по 10 июля 2020 г.); «Я открываю музей мечты» - летняя проектная онлайн-школа для молодых людей от 14 до 18 лет (с 06 июля 2020 г. по 12 июля 2020 г.); «С музеем по пути. 8 - 10 лет» (с 29 января 2021 г. по 23 апреля 2021 г.), где также предполагается проведение занятий онлайн; «Картинки с выставки. 6 - 7 лет»; Семья (с 18 января 2021 г. по 19 апреля 2021 г.), проведение также онлайн, причем программа, наряду с виртуальным посещением залов филиала Новой Третьяковской галереи на Крымском валу, предполагает и знакомство с высокохудожественными произведениями отечественной и зарубежной классической музыки, и др. (ФГБУК «Государственная Третьяковская галерея»).

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) также осуществляет систематическую целенаправленную работу с детьми и молодежью. В рамках многосторонней деятельности научно-методического отдела «Школьный центр» сотрудниками Эрмитажа разработаны образовательные программы для посетителей самого разного возраста: «Воспитание культурой» и «Музей глазами ребенка»; «Игры-путешествия (квесты)» для самостоятельного знакомства детей с художественными коллекциями; «Мастер-класс выходного дня» и специально разработанная программа «Большой секрет для маленькой компании» и др. На протяжении многих лет в Эрмитаже работает «Изостудия» для детей с пяти лет и ежегодно организуется специальная выставка самых лучших художественно-творческих работ обучающихся. Скажем и о ежегодно проводимом общегородском музейном фестивале «Детские дни в Петербурге» (с 21 ноября по 13 декабря), в рамках которого предусмотрены игровые маршруты различной тематики с возможностью использования электронной версии в условиях распространения covid-19 (ФГБУК «Государственный Эрмитаж»).

В многообразии регулярно проводимых мероприятий, тематических экскурсий и осуществляемых образовательных программ Эрмитажа имеют место быть и специальные занятия для особых детей, социально незащищенных, социально уязвимых, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы с социальной адаптацией. Так, в течение ряда лет реализуется программа «Наш Эрмитаж», воплощающая в музейно-образовательной практике идею «гармонизации ребенка искусством» и учитывающая специфику имеющихся заболеваний, уровень развития и возрастные особенности таких детей. Еще одним ярким примером деятельности в данном направлении является специально разработанный онлайн-квест «Приключения Мюнхгаузена в Зимнем дворце» для участия Эрмитажа во Всероссийском фестивале «Эстафета доброты» в рамках Международного дня инвалидов (3 декабря 2020 г.).

Отметим особо и наличие таких направлений просветительской и образовательной деятельности, как «Эрмитажный театр» и «Эрмитажная академия», а также «Молодежный центр Эрмитажа» (с конференциями, лекциями и семинарами, трансляциями онлайн разнообразной тематики, Интеллектуальным марафоном, Специальными проектами, Инклюзивными программами, Международной летней школой и т.д.). Примечательная история и современная жизнь Эрмитажного театра в виде тематических трансляций, лекций и коллекций онлайн, включая «Эрмитажный театр и Диалог искусств», а также уникальный по содержанию проект «Эрмитажные вечера Михайловского театра» представляют собой яркий пример воплощения культурных традиций и новаций во всем их художественном многообразии и самобытности (ФГБУК «Государственный Эрмитаж»).

В числе современных учреждений культуры со специальным структурным подразделением, в рамках которого также осуществляется непрерывная, целенаправленная деятельность по приобщению молодого поколения к отечественному и зарубежному культурному достоянию на основе имеющихся художественных коллекций, выделим особо Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с Центром эстетического воспитания «Мусейон» (г. Москва) (Центр). Скажем о весьма широком спектре деятельности, осуществляемой данным Центром. Это не только специально создаваемые образовательные программы для развития детей от пяти до восемнадцати лет с реализацией различных форм занятий (студийных, аудиторных), в том числе вместе с родителями и включая онлайн.

Отметим многообразие кружков, студий и клубов для детей и юношества (например, «Объединение выпускников», «Клуб любителей искусства» (нумизматика, археология и др.) и «Клуб юных искусствоведов», мастерские компьютерной графики, эстампа и др.); подчеркнем активное применение в практике работы Центра мультимедийных и аудиовизуальных средств, наличие на сайте Центра и таких разделов, как «Квесты для самостоятельной прогулки», адресованные детям разного возраста и т.п. Обращает на себя внимание разработанная сотрудниками Центра программа «ART-POINT», содержание которой предполагает обсуждение с молодыми людьми наиболее острых вопросов искусства и его значении в жизни каждого человека. Например, взаимодействие, грани соприкосновения современного и классического искусства, воздействие новейших информационных и коммуникационных технологий на изобразительное искусство и его язык, предлагаемая к размышлениям тема об универсальных формах познания окружающего мира (науке и искусстве) (Центр).

Для многих образовательных учреждений нашей страны музей является не только структурным подразделением, но также неотъемлемой частью обучения и воспитания, профессионального становления и развития студентов. Обращаясь к направлениям музейно-образовательной деятельности на примере Музея декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (Московская область, Раменский район, п. Электроизолятор) (ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»), скажем о существовании и такой интересной формы работы, как студенческое туристическое бюро. Бюро создано для организации специальных экскурсий для посетителей силами обучающихся с целью популяризации и просвещения, широкого распространения знаний о самобытности старейшего отечественного промысла. Это ознакомление с историей появления и дальнейшего развития гжельского народного художественного промысла, вкладе выдающихся личностей и различных династий в его формирование, расширение и продвижение. Причем работа такого бюро предусматривает не только организацию экскурсий для посетителей в Музее на базе Гжельского университета, но и предполагает при необходимости выездные маршруты с передвижными музейными экспонатами, с проведением мастер-классов и т.п.

Деятельность Музея включает в себя три важнейших направления: международное сотрудничество (раздел официального сайта Музея «Внешние связи»); организация и проведение образовательных, просветительских, культурных и т.п. мероприятий (раздел «Мероприятия»); организация и проведение выставок преподавателей университета, ведущих мастеров отечественной живописи, графики, керамики, а также учебно-творческих работ обучающихся (раздел «Персональные выставки») (ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет). В образовательной деятельности Музея следует отметить два вектора: в одном случае это методический центр для студентов; в другом - дополнительное профессиональное образование (лекции, мастер-классы и др.) по декоративно-прикладному искусству и народно-художественным промыслам с получением по окончании соответствующего свидетельства.

Вместе с тем в настоящее время есть образовательное учреждение, в структуре которого имеется уникальный музей с более чем 100-летней единственной и неповторимой историей - это Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» со структурным подразделением в виде Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама (Сергиево-Посадский институт игрушки, Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама). В образовательной деятельности музея - мастер-классы по изготовлению бумажной игрушки, росписи деревянной, глиняной игрушки и др., экскурсии, программы самой разной направленности и тематики, как для школьников («Игрушечные промыслы России», «История большой страны в игрушке», «Сергиев Посад - столица игрушечного царства» и др.), так для учителей и педагогов («Игрушечные промыслы Сергиева Посада и района»).

Кроме того, успешно реализуются и иные программы. Это познавательно-развлекательная программа «По волшебной стране книжных героев» с театрализованным представлением, викториной и мастер-классом и др.; спортивная программа «Спорт в игре - радость детворе», в рамках которой предлагается ознакомление детей с историей спортивных игр, а также конкурс и кроссворд для обучающихся разного возраста, игра-поиск и мастер-класс, традиционная русская народная игра в команде; «Путешествие в мир театра» с посещением выставки «Вся жизнь - театр», знакомством с видами театрального искусства и кукольным театром, викторинами и конкурсами, изготовлением театральной маски и др. (Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама).

Само название музея - художественно-педагогический, и его систематизированное собрание - игрушка во всем культурно-историческом разнообразии, - являет собой пример целостной, органичной взаимосвязи в деле эффективной реализации культурной и эстетической, образовательной и просветительской миссии современного музея. Тем самым определяется направленность всей многоуровневой деятельности сотрудников музея по сохранению, поддержке и развитию сложившихся традиций, их творческому переосмыслению для приобщения взрослеющего поколения к национальному наследию нашей страны.

Отдельно скажем и о других региональных художественных музеях как важнейшей части всего образовательного процесса учебных заведений. Например, Музей Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», а также возможное создание в перспективе регионального виртуального музея (художественной галереи) на базе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (далее ВШНИ). Упомянутым учреждениям профессионального образования отводится особая роль, единственное в своем роде предназначение. Именно эти региональные музеи, как уже существующие, так и перспективные, обладают уникальными по своей значимости художественными ценностями, высокими образцами традиционного прикладного искусства, уже созданными и бережно сохраняемыми сегодня. Но при этом в непосредственной, теснейшей визуальной коммуникации, на основе восприятия эстетических идеалов нашего народа и постижения национального самосознания, глубокого «погружения» в пространство региональных культурных традиций, усилиями преподавателей и обучающихся создаются новые шедевры («здесь и сейчас») для современных и будущих выставок, художественных коллекций, в том числе виртуальных.

Музей Богородского филиала ВШНИ аккумулирует в себе не только собрание оригинальной деревянной скульптуры с присущей многогранностью художественных образов и эстетической выразительностью (Музей Богородского филиала). Данный музей как хранилище духовных и материальных ценностей народной художественной культуры позволяет посетителям, студентам, преподавателям и самому широкому кругу современных исследователей наглядно обозреть, изучить, сопоставить и сравнить традиционное и инновационное на всем протяжении многовекового культурно-исторического развития одного из самобытных народных художественных промыслов России - Богородской резьбы по дереву. Воплощение незыблемости художественно-технологических особенностей при изготовлении изделий, отражение творческих идей и ярких авторских замыслов, традиционного опыта и высокого мастерства прошлого в контексте современности придают всей коллекции музея неповторимый и своеобразный характер.

Разносторонняя выставочная деятельность занимает особое место в создании культурно-образовательного пространства Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ВШНИ (Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи). Регулярно организуемые выставки подготовленных дипломных работ выпускников и реализуемых краткосрочных и долгосрочных учебных проектов различной тематики, выставки студенческих работ по итогам выполнения учебных заданий по разным дисциплинам («Живопись», «Рисунок»), творческие встречи с выдающимися современными художниками, видеолекции о федоскинской лаковой миниатюрной живописи и художественной росписи по эмали в интернет-сообществах и т.д., являются основой для создания в перспективе виртуальной художественной галереи с периодически обновляемой экспозицией.

Подводя итоги выполненного теоретико-аналитического обозрения на примере ведущих музеев страны и отдельных образовательных учреждений, имеющих музейные собрания, выделим самое главное. В широком культурном пространстве современного художественного музея образовательная деятельность в отношении детей и юношества занимает особое место. При всей имеющейся специфике художественных коллекций, общности и различии тематики реализуемых инициатив, экскурсий, разработанных программ и проектов, разнообразии организационных форм (включая онлайн и оффлайн), методических подходов приобщения молодого поколения к культурному наследию, образовательная деятельность рассмотренных музеев имеет комплексный характер при органичной взаимосвязи научной, образовательной и просветительской деятельности. Содержание имеющихся программ рассчитано на разновозрастную аудиторию взрослеющих посетителей, учитывает их современные интересы, склонности и потребности, особенности восприятия и специфику социального взаимодействия.

При разработке перспективных образовательных программ, главным образом для региональных художественных музеев, имеет смысл учитывать следующие приоритеты (целевые ориентиры):

- общее культурное развитие детей и юношества через приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной культуры всего человечества, включая наиболее активное применение образовательных возможностей экскурсионных маршрутов онлайн;

- общее художественное развитие молодого поколения на основе приобщения к культурному достоянию и с помощью элементарной творческой деятельности в каких-либо видах искусства (живопись, традиционное прикладное, рисунок и др.);

- интенсивное развитие художественных способностей обучающихся на основе приобщения к культурному достоянию и с помощью самостоятельной творческой деятельности в каком-либо одном виде искусства (живопись, традиционное прикладное, рисунок и др.).

Отличительной чертой, наиболее характерным признаком музейно-образовательной деятельности в современном художественном музее следует считать профессиональную мобильность и оперативность реагирования сотрудников на запросы современной детской и юношеской аудитории в плане тематики экскурсий и программ, а также форм их трансляции, проведения (принимая во внимание ситуацию с распространением новой коронавирусной инфекции). Уникальный опыт ведущих художественных музеев и художественных коллекций музеев образовательных учреждений нашей страны показывает очевидную необходимость создания программ и проектов для молодого поколения с разными сроками реализации (краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными), ориентируясь при этом на широкий спектр целей и задач музейно-образовательной деятельности и культурного пространства в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Л.Л. 2020. Национальное культурное наследие и воспитание человека: противодействие вызовам информационной эпохи. - Традиционное прикладное искусство и образование. 4: 93-105.

Иванова С.В., Милованов К.Ю., Никитина Е.Е., Иванова О.В. 2012. Музейная педагогика как область педагогической науки: сборник научно-методических трудов. Под общей ред. докт. философ. наук, проф. С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО. 72 с.

Ильинская Н.И. 2011. Культурно-образовательное пространство музеев как педагогический феномен. - Знание. Понимание. Умение. 4: 194-199.

Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2016. Воспитание интереса молодежи к отечественной культуре в условиях глобализации. - Государственная служба и кадры.1: 109-113.

Лончинская Т.Е. 2019. Предметно-художественное творчество деятелей русской культуры начала XX века как объект музейно-педагогического исследования. - Традиционное прикладное искусство и образование. 2:128-138.

Лысикова Н.П., Вакулич Н.Р., Алимаева О.И., Листвина Е.В. 2010. Культурно-образовательное пространство современного человека: коллективная монография. Под ред. проф. Ю.Г. Голуба. Саратов: Издательство «Саратовский источник». 167 с.

Максимович В.Ф. 2015. Развитие Художественно-педагогического Музея игрушки как фактор совершенствования образования и культуры России: гл. в моногр. «Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика». Агеева Ольга Гениевна и др.; общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Высш. шк. нар. искусств (ин-т)», Художественно-пед. Музей игрушки. Санкт-Петербург: ВШНИ. 118: 7-10.

Музей Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://bogorodskoe-hpy.narod.ru/#openModal3 [23.12.2020].

Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография. Агеева Ольга Гениевна и др.; общ. науч. ред. Л.М. Ванюшкина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Высш. шк. нар. искусств (ин-т)», Художественно-пед. Музей игрушки. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. 118 с.

Озерова О.В., Полякова В.А., Ванюшкина Л.М., Лончинская Т.Е., Александрова Н.М. 2018. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама - 100 лет. Под науч. ред. В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ. 96 с.

Сергиево-Посадский институт игрушки - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия): Структура и органы управления образовательной организацией: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://spf-vshni.ru/sveden/struct/ [24.12.2020].

Пронина Л.А. 2007. Открытое культурно-образовательное пространство как образовательная парадигма общества знаний. - Аналитика культурологии. 2 (8). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/1649-открытое-культурно-образовательное-пространство-как-образовательная-парадигма-общества-знаний.html [11.01.2021].

Троянская С.Л. 2007. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие. Ижевск: Ассоциация «Научная книга». 131 с.

ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея: официальный сайт: Программы. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tretyakovgallery.ru/programs/; https://www.tretyakovgallery.ru/programs/?auditory=deti&type=all&program=archive&place=all&year=all [29.12.2020].

ФГБУК «Государственный Русский музей»: Российский центр музейной педагогики и детского творчества; Музей - детям; Сектор прикладной социологии и работы с молодежью; Студенческий клуб Русского музея: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://rusmuseum.ru/education/child-center/; https://rusmuseum.ru/for-visitors/children/; https://rusmuseum.ru/education/sector-of-applied-sociology-and-work-with-youth.php; https://rusmuseum.ru/education/student-club/ [24.12.2020].

ФГБУК «Государственный Эрмитаж»: Программы для детей; Молодежный центр: Эрмитажный театр; Эрмитажная академия: официальный сайт. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/children/?lng=ru; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/youth-center/?lng=ru ; https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/learn/theatre/music_theatre/?lng=ru; http://academy.hermitagemuseum.org/ [24.12.2020, 11.01.2021].

Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи - филиал Высшей школы народных искусств (академии): Выставочная деятельность: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://fedoskino-vshni.ru/index.php/activities [24.12.2020 г.].

Федотова О.В. 2019. Роль художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама и его значение в сохранении национальных традиций. - Традиционное прикладное искусство и образование. 2: 122-127.

Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама» Сергиево-Посадского института игрушки - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия); Мастер-классы; Программа «По волшебной стране книжных героев»; Программа «Спорт в игре - радость детворе»: «Путешествие в мир театра»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: http://museumot.info/ ; http://museumot.info/master-klassy/ ; http://museumot.info/programma-po-volshebnoj-strane-knizhnyx-geroev/ ; http://museumot.info/sportivnaya-programma-provodimaya-v-muzee-s-16-iyunya-sport-v-igre-radost-detvore/ ; http://museumot.info/23-11-19-v-nashem-muzee-proshlo-meropriyatie-puteshestvie-v-mir-teatra-rebyata-poznakomilis-s-vystavkoj-vsya-zhizn-teatr-uznali-kakie-sushhestvuyut-vidy-teatralnogo-iskusstva-mastera-kak/ [24.12.2020, 12.01.2021].

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pushkinmuseum.art/education/museyon/index.php?lang=ru; https://www.pushkinmuseum.art/museum/structure/departments/museyon/; https://www.pushkinmuseum.art/education/museyon/forparents/musquest/index.php?lang=ru; https://www.pushkinmuseum.art/education/museyon/clubs/highschool/index.php?lang=ru [28.12.2020].

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»: Музей декоративно-прикладного искусства Гжельского государственного университета: официальный сайт. URL: http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=otdih&m_act=14; http://www.art-gzhel.ru/?param=infa&sub=mus_gistory [25.12.2020].

Янутш О.А. 2017. Культурно-образовательное пространство: к определению границ и содержания понятия. Человек и культура. 5: 38-44.

Получена / Received: 18.01.2021

Принята / Accepted: 25.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.