Научная статья на тему 'Эрмитажный центр в Омске как перспективная точка роста кросс-культурного пространства'

Эрмитажный центр в Омске как перспективная точка роста кросс-культурного пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР "ЭРМИТАЖ-СИБИРЬ" / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. А. ВРУБЕЛЯ / БРЕНД МУЗЕЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвеев В.Ю.

В статье автор подробно останавливается на опыте работы Эрмитажа по организации выставочных проектов в музеях России, который стал основой для организации культурно-образовательного центра «Эрмитаж Сибирь» на базе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Автор считает, что содержание и формы конкретной деятельности создаваемого Центра «Эрмитаж Сибирь» определяются накопленным опытом образовательной деятельности, особенностями аудиторий и характером взаимодействия музеев с учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Матвеев В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HERMITAGE CENTRE AS A STRATEGIC POINT OF CROSS-CULTURAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT

The article gives a detailed analysis of the experience of the Hermitage activities on organizing exhibition projects in the Russian museums. The experience of the implemented exhibition events became the foundation for the organization of the Cultural-Educational Centre "Hermitage-Siberia" in the Omsk Regional Museum of Fine Arts named after M. A. Vrubel. The author considers that the content and the forms of activities of the "HermitageSiberia" Centre are defined by the accumulated experience of the educational activities, peculiarities of the audiences and character of museums interaction with the education institutions.

Текст научной работы на тему «Эрмитажный центр в Омске как перспективная точка роста кросс-культурного пространства»

УДК 304.2

эрмитажный центр в омске как перспективная точка роста кросс-культурного пространства

В статье автор подробно останавливается на опыте работы Эрмитажа по организации выставочных проектов в музеях России, который стал основой для организации культурно-образовательного центра «Эрмитаж - Сибирь» на базе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Автор считает, что содержание и формы конкретной деятельности создаваемого Центра «Эрмитаж - Сибирь» определяются накопленным опытом образовательной деятельности, особенностями аудиторий и характером взаимодействия музеев с учебными заведениями.

Ключевые слова: центр «Эрмитаж-Сибирь», культурно-образовательный проект, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, бренд музея, формирование туристической привлекательности.

На сайте Omsk.RU о целях и задачах организованной Омским государственным педагогическим университетом дискуссии сказано следующее: «В ходе Форума-2014 будут обсуждены актуальные вопросы использования коммуникационных технологий рекламы, маркетинга) для продвижения образовательных культурных проектов Омской области, способствующих формированию территориального бренда. Таким образом, тема логично расширена в связи с обсуждением темы формирования образовательного кластера как составляющего экономики региона. Кроме того, особое внимание в ходе мероприятия уделяется разработке проектов в сфере регионального туризма для привлечения потребителей туристических услуг к туристическим локусам региона - Муромцево, Таре, Большеречью и др.»

В связи с этими задачами представляется целесообразным рассмотреть намечающиеся сегодня перспективы реализации на базе Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля культурно-образовательного центра «Эрмитаж - Сибирь» и возможности его активного участия в осуществлении проектов развития Омской области. Соглашение о намерениях по созданию центра «Эрмитаж - Сибирь» подписано 5 декабря 2013 г. в Санкт-Петербурге генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским и губернатором Омской области, председателем правительства Омской области Виктором Ивановичем Назаровым. Открыть центр планируется в 2016 г. в здании на ул. Музейная, д. 4.

Предполагается, что Центр сосредоточит усилия на следующих основных направлениях своей деятельности:

В. Ю. Матвеев V. Yu. Matveev

the hermitage centre as a strategic point of cross-cultural environment development

The article gives a detailed analysis of the experience of the Hermitage activities on organizing exhibition projects in the Russian museums. The experience of the implemented exhibition events became the foundation for the organization of the Cultural-Educational Centre "Hermitage-Siberia" in the Omsk Regional Museum of Fine Arts named after M. A. Vrubel. The author considers that the content and the forms of activities of the "Hermitage- Siberia" Centre are defined by the accumulated experience of the educational activities, peculiarities of the audiences and character of museums interaction with the education institutions.

Keywords: "Hermitage-Siberia" Centre, cultural-educational project, the Omsk Regional Museum of Fine Arts named after M.A. Vrubel, museum brand, activities attracting tourists.

- выставочная (проведение художественных выставок из собрания Государственного Эрмитажа и других музеев);

- представление искусства ХХ—ХХ1 веков (выставки, встречи с художниками, другие мероприятия, в том числе с использованием компьютерных технологий);

- научно-методическая (оказание консультативной помощи научных сотрудников Эрмитажа сотрудникам создаваемого Центра, других учреждений науки и культуры Омской области и других регионов Сибири);

- образовательная, включающая в себя специальные программы (лекторий, публичные лекции, встречи с научными сотрудниками Эрмитажа и другие формы научно-просветительской работы, в первую очередь для детей и молодежи;

- подготовка специальных программ для различных социальных групп.

Содержание и формы конкретной деятельности создаваемого Центра «Эрмитаж - Сибирь» определяются многими факторами, среди которых следует назвать уже накопленный опыт образовательной деятельности, в том числе направленной на детскую и молодежную аудитории, каждого из музеев - участников программы - Государственного Эрмитажа и Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, особенности аудиторий и особенности взаимодействия музеев с учебными заведениями. Омск является крупным студенческим центром, и поэтому перспективна работа с молодежью в разных ее проявлениях. Моделью в Эрмитаже может служить деятельность Молодежного образовательного центра, существующего в структуре научно-просветительного отдела музея.

Результаты работы будут определяться и тем, в какой степени удастся использовать потенциал ведущих учебных заведений Омска - Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета - для целей развития существующих и внедрения новых форм работы музеев с аудиторией. Представляется интересным предложить сегодня омским студентам и аспирантам гуманитарных специальностей темы исследований, которые уже в близкой перспективе позволят оценить эффективность деятельности Центра «Эрмитаж - Сибирь» как в масштабах Омской области, так и в Сибирском федеральном округе.

Для Государственного Эрмитажа при проработке новых проектов в музеях России, к которым можно отнести и создаваемый Центр в Омске, особую ценность приобретает опыт реализации в стране многочисленных выставочных проектов последних лет, например, таких как «Эрмитаж в Калининграде», «Эрмитаж в Сибири», «Эрмитаж Югу России», а также опыт работы Эрмитажных центров в Казани (с 2005 г.) и Выборге (с 2010 г.). Но не менее ценен и более ранний опыт проведения выставок Государственного Эрмитажа в музеях Советского Союза.

В Омске в период с 1956 по 1990 г. прошло 10 выставок из собрания Государственного Эрмитажа. Это достаточно высокий показатель и можно сравнить позицию Омска в советский период с позициями других городов России (РСФСР), в которых состоялось пять и более выставок Эрмитажа: Свердловск - 12, Тюмень - 11, Омск - 10, Иркутск - 9, Куйбышев, Ростов-на-Дону, Томск - по 8, Волгоград, Новосибирск, Челябинск - по 7, Архангельск, Барнаул, Новгород Великий, Пермь - по 6, Воронеж, Йошкар-Ола, Казань, Калинин, Чита - по 5 выставок [1, с. 60].

К сожалению, в постсоветскую эпоху не раз возникавшие предложения музеев о проведении в Омске новой эрмитажной выставки так и не смогли найти реальной финансовой поддержки со стороны региона. Можно надеяться, что создание Центра «Эрмитаж - Сибирь» изменит ситуацию, подтвердив тезис о том, что в регионах вектор инновационного развития экономики проходит через развитие культуры.

Наглядным примером богатых возможностей реализации в Сибирском федеральном округе проектов Государственного Эрмитажа может служить программа «Эрмитаж в Сибири», реализованная в 2003-2004 гг. при поддержке компании «Базовый элемент» и вобравшая в себя выставки «Искусство портрета» (Новосибирский художественный музей), «Античное искусство в искусстве Западной Европы» (Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева; Новосибирский художественный музей), «Частная жизнь в искусстве Западной Европы» (Бурятский республиканский художественный музей имени Ц. С. Сампилова, Улан-Удэ; Хакасский республиканский краеведческий музей, Абакан; Кемеровский областной музей изобразительных искусств), «Декабристские реликвии из собрания Государственного Эрмитажа» (Иркутский областной художественный музей

имени В. П. Сукачева при участии Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов).

В Отчете Государственного Эрмитажа за 2004 г. отмечены особенности сибирских лекционных программ: «В лектории городов, где проходила выставка «Античное наследие в искусстве Западной Европы», отдельная лекция была посвящена античному собранию Эрмитажа («Античный мир в залах Эрмитажа»), а в лекциях, представлявших слушателям коллекции западноевропейского искусства, был сделан акцент на значении античного наследия в классическом искусстве Запада.

В Иркутске, где, как было сказано выше, одновременно с главной выставкой Эрмитажем и местными музеями, при поддержке компании JTI была еще организована выставка «Декабристские реликвии из собрания Государственного Эрмитажа», старший научный сотрудник Отдела античного мира А. В. Круглов прочитал дополнительную лекцию, посвященную античному собранию графа И. С. Лаваля - отца Е. И. Трубецкой, супруги декабриста С. П. Трубецкого. Так связались воедино общие темы, родственные для культуры двух великих российских городов.

В городах, где проходила выставка, посвященная мастерам бытового жанра, программа городского лектория включала специальную лекцию «Поэзия повседневности... Бытовой жанр в западноевропейской живописи», которая, завершая общий цикл, дополняла и конкретизировала рассказ об Эрмитаже и его собрании западноевропейского искусства, помогая более глубоко понять и оценить привезенные на выставку шедевры живописи.

Обширная лекционная программа в рамках городских лекториев сопровождалась выездами эрмитажных сотрудников в города и поселки областей и краев. Сибирский «лекционный десант» Эрмитажа в составе семи человек (Л. Е. Торшина, А. В. Камчатова, Л. Н. Дмит-ренко, О. З. Кузьминская, П. А. Трусова, К. П. Гордее-ва, В. Я. Снеговская) объехал Иркутскую, Кемеровскую и Новосибирскую области, Бурятию и Хакасию. Было прочитано около 120 лекций, которые прослушали ученые двух центров Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирского и Иркутского), школьники, студенты, учащиеся художественных училищ и школ. Наряду с лекционными программами широкого образовательного плана сотрудники Научно-просветительного отдела Эрмитажа организовали и провели в сибирских городах специальные встречи и занятия: лекторий для молодежи «Эрмитаж - окно в мир»; круглые столы для преподавателей, студентов, сотрудников местных музеев «Музей и молодежь»; семинар для музейных специалистов «Мультимедийные формы музейного образования»; встречи интервью для сибирской прессы и телевидения, а также мастер-классы и занятия с целью оказания методической помощи музеям в организации и проведении экскурсий и образовательных программ на эрмитажных выставках» [1, с. 138-139].

Следует отметить, что деятельность существующих в России эрмитажных центров убеждает в эффективности объединения их выставочного и лекционного на-

82

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

правлений как мощного образовательного ресурса. Со дня открытия в августе 2005 г. на территории Казанского Кремля центра «Эрмитаж - Казань» в нем прошло 12 выставок из собрания Государственного Эрмитажа: «Золотая Орда», «Вышивка Западной Европы XVI - начала XX века», «"Полцарства за коня..." Лошадь в мировой культуре», «Русское искусство в Эрмитаже. Знаменитые и забытые мастера XIX - первой четверти XX века», «От Китая до Европы. Искусство Исламского мира», «Дети богов. Античные герои в древнем и новом искусстве», «Французское искусство XVII—XVIII веков», «Художественное оружие», «Испанское искусство», «Кочевники. Евразия на пути к империи», «Олимпия: победа над временем. Произведения античного и западноевропейского искусства», «Французские импрессионисты и их эпоха». На этом выставочном фоне представительно выглядит и работа лектория, в котором только за первые пять лет сотрудники Государственного Эрмитажа прочитали более 360 лекций.

В 2012 г. в выставочном центре «Эрмитаж - Казань» прочитано 72 лекции по двенадцати тематическим программам. «Прежде всего это была обязательная программа, связанная по сложившейся традиции с проходящей в Центре эрмитажной выставкой: цикл из трех лекционных тем (шесть лекций) к выставке "Кочевые империи Евразии"» [2, с. 179].

Именно два дополняющих друг друга направления (выставочное и лекционное) взаимно усиливают возможности каждого из них и придают образовательной деятельности особый характер. Применительно к теме создаваемого в Омске эрмитажного центра, чрезвычайно важным представляется и то обстоятельство, что существование в качестве основного партнера Государственного Эрмитажа крупного музея со своими традициями и со своей формируемой с детских лет аудиторией в еще большей степени будет способствовать раскрытию потенциала культурно-образовательных программ.

Выставки, как составная часть программ культурно-образовательного центра, сами по себе уже создают событийный ряд, укрепляющий привлекательность музея не только для жителей города, но и привлекательность города для туристов. Средства массовой информации, нацеленные на событие, перекрестными ссылками надежно закрепляют имя музея в сознании читателя, слушателя, зрителя. Вероятно, к участию в формировании и обсуждению программ развития Центра желательно привлечь журналистский корпус Омска, включая аспирантов и студентов факультета филологии и медиакомму-никаций Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского.

В рейтинге российских городов по состоянию на 31 января 2010 г. Омск занимает восьмое место по численности населения, следуя непосредственно за Казанью, где действует эрмитажный центр. Интересно сравнить позицию Омска и с аналогичными рейтингами других городов

Сибирского федерального округа (в которых в постсоветское время проходили выставки Государственного Эрмитажа): Абакан - 110, Иркутск - 23, Кемерово - 29, Новосибирск - 3, Улан-Удэ - 50 [3, с. 251].

Сегодня перед музеями непосредственно ставится задача активного участия в формировании туристической привлекательности городов, способствующей росту экономических показателей региона. Уже сегодня Омская область входит в число почти трех десятков регионов нашей страны, въездной туристический поток в которые превышает 100 000 человек в год. Одной из задач музеев является участие в развитии «культурного туризма». Сотрудничество в рамках программ Центра «Эрмитаж - Сибирь» может позволить осуществить для Омска разработку конкретных проектов, в еще большей степени раскрывающей для широкой публики потенциал музеев и других ведущих учреждений культуры.

Значительное внимание в центре «Эрмитаж - Сибирь» должно быть уделено научно-методической работе по самым разным направлениям с сотрудниками музеев Сибирского региона. В качестве примера такого рода деятельности Государственного Эрмитажа в регионах России можно назвать программу «Эрмитажная школа реставрации», реализуемую с 1997 г. на базе Реставрационного центра Свердловского областного краеведческого музея. За первые пятнадцать лет существования программы в Екатеринбурге было проведено тридцать тематических стажировок. Обучение прошли более ста реставраторов из различных регионов и городов России, в том числе из Омска [2, с. 120].

Одной из эффективных форм профессионального общения представляется организация в Центре «Эрмитаж - Сибирь» круглых столов и научно-практических конференция по самым разным направлениям и тематикам, в которых могли бы принимать активное участие представители других регионов Сибирского федерального округа. Такого рода встречи можно организовывать и до официального открытия здания Центра.

В целом представляются плодотворными перспективы создания Центра «Эрмитаж - Сибирь», деятельность которого может стать одной из точек роста кросс-культурного пространства Омской области.

1. Отчет Государственного Эрмитажа - 2004. СПб.: Славия, 2005.

2. Отчет Государственного Эрмитажа - 2012. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013.

3. Матвеев В. Ю. Эрмитаж «провинциальный», или Империя Эрмитаж. Выставочная деятельность музея в регионах СССР и Российской Федерации. СПб.: Сла-вия, 2011.

© Матвеев В. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.