ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Пути совершенствования системы подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства
УДК 37.013:745
Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]
Aleksandrova N.M., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Research institute of traditional artistic crafts, head of the Department of Theory and Methods of Vocational Education of the Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, emb. Griboedov Canal, 2, lit. A, e-mail: [email protected]
Содержание педагогического образования в области подготовки художников традиционного прикладного искусства4 The content of pedagogical education in the field of training professionals of
traditional applied arts
Аннотация. Статья посвящена изучению новой области научного педагогического знания - педагогическому образованию в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Рассмотрены нормативные и методолого-теоретические основания содержания педагогического образования в области подготовки художников. Представлен ход и результаты создания содержания педагогического образования для среднего профессионального и различных уровней высшего образования на примере исследований Высшей школы народных искусств (академии). На основе проведенных исследований предложены пути дальнейших научных работ, затрагивающих теоретическое и практическое направления изучения педагогического образования в области подготовки художников традиционного прикладного искусства.
Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, педагогическое образование, содержание, методология, теория, практика, учебные дисциплины, педагогическая практика, перспективы.
4 Статья публикуется в рамках инновационного образовательного проекта федеральной инновационной площадки Высшей школы народных искусств (академии) «Высшая школа народных искусств (академия) - инновационный центр развития высшего образования в традиционных художественных промыслах и формирования патриотизма и гражданского самосознания средствами традиционных художественных промыслов России»
Abstract. The article is devoted to the study of a new area of scientific pedagogical knowledge namely pedagogical education in the field of training artists of traditional applied art. The normative and methodologically theoretical foundations of the content of pedagogical education in the field of training artists are considered. The progress and results of creating the content of pedagogical education for secondary vocational and various levels of higher education are presented using the example of research from the Higher School of Folk Arts. Based on the conducted research ways for further scientific work have been proposed affecting the theoretical and practical areas of studying teacher education in the field of training artists of traditional applied art.
Keywords: traditional applied art, teacher education, content, methodology, theory, practice, academic disciplines, teaching practice, prospects.
Педагогическое образование уже более десяти лет реализуется в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Объясняется это тем, что объектами профессиональной деятельности выпускников выступают не только произведения различных видов традиционного прикладного искусства, но и образовательные организации, реализующие для детей и взрослых образование по этим видам искусства. Это определено действующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (54.03.02 - бакалавриат, 54.04.02 -магистратура) и специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (54.02.02 - среднее профессиональное образование, квалификация «художник-мастер-преподаватель»).
Остановимся на этом подробнее.
Так, уровень среднего профессионального образования подготовки художников-мастеров-преподавателей ориентирован на осуществление преподавательской и учебно-методической деятельности в образовательных организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях [1]. Для этого будущий преподаватель в своей деятельности обязан применять знания в области психологии и педагогики на всех стадиях учебного процесса; иметь опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения занятий; уметь проводить коррекцию своей педагогической деятельности согласно полученным результатам; осуществлять воспитательную деятельность.
В высшем образовании на уровне бакалавриата в действующем ФГОС ВО педагогическая деятельность определена как один из типов профессиональной деятельности, к которой могут подготавливаться выпускники [2]. В соответствии с установленными общепрофессиональными компетенциями будущий выпускник должен быть способен осуществлять педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения и дополнительного образования для детей и взрослых [2].
Высшее образование на уровне магистратуры согласно действующему ФГОС ВО в рамках освоения программы предусматривает подготовку выпускников к решению педагогических задач в своей профессиональной деятельности. В рамках общепрофессиональных компетенций, обеспечивающих педагогическую деятельность, выпускник способен осуществлять педагогическую деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования [3].
Подготовка в высшем образовании по специальности «Живопись», квалификации - художник-живописец (церковно-историческая живопись), охватывает образование в области традиционного прикладного искусства, а именно иконописание и лаковую миниатюрную живопись таких регионально-исторических центров, как Палех, Холуй, Мстера. Согласно ФГОС ВО по специальности «Живопись», одной из областей профессиональной деятельности выпускников - художников-живописцев -является (среди других видов деятельности) педагогическая. После обучения в вузе они могут занимать преподавательские должности в дошкольном, начальном общем, основном общем образовании, профессиональном обучении, профессиональном и дополнительном образовании [4].
Таким образом, для осуществления выпускниками заявленной в вышеуказанных федеральных государственных образовательных стандартах, педагогической деятельности необходимо обучение педагогике для освоения знаний ее основ, а также дидактических и методических особенностей преподавания в дошкольном, среднем общем, профессиональном и дополнительном образовании. Заявленная в нормативных документах педагогическая деятельность требует обязательного введения в образовательный процесс педагогических дисциплин и практик.
Ввиду того, что предполагаемыми образовательными организациями, где могут работать выпускники, являются дошкольные учреждения, учреждения общего образования, колледжи, вузы, школы искусств и другие, содержание педагогических дисциплин обязано интегрировать учебную информацию двух направлений. Первое - об основных разделах педагогики -дидактика, воспитание, управление образованием, методика обучения. Второе - о специфике преподавания различных видов традиционного прикладного искусства в профессиональных учебных заведениях, что изучается в профессиональной педагогике, т.к. именно этот научный раздел педагогики ответственен за обучение, воспитание и развитие человека для осуществления им профессиональной деятельности в определенной отрасли.
Изучение общей и профессиональной педагогики может быть осуществлено только на базе сформированных психологических знаний и умений. Это объясняется тем, что психология как наука позволяет постигнуть сущность понятий: «личность», «индивид», «индивидуальность», «направленность личности», «поведение», «деятельность», «способности», «общение», «память», «мышление», «речь», «эмоции», «чувства», «воля», «внимание», «творчество», «восприятие», «воображение» и других. Все
перечисленные понятия являются базовыми для формирования знаний об индивидуальных психологических особенностях личности, эмоционально-волевой ее сфере, познавательных процессах, межличностных отношениях. Будущие преподаватели, обладая перечисленными знаниями, овладевают умениями определять профессионально важные характеристики личности студента, изменения в них, что является частью педагогической деятельности.
Именно в профессиональной педагогике, а точнее в профессиологии педагогического образования, рассмотрены вопросы становления профессиональной зрелости педагога, формирования личностных качеств и потребностей, раскрывающих его профессиональное поле деятельности [5; 6]. Так, указывается, что структура профессиональной зрелости для разных категорий педагогов закладывается в обучении будущих преподавателей в вузе и имеет базовую, общую для всех, и вариативную, отражающую специфику деятельности, части [6, с. 118]. Это мнение согласуется с выявленными и указанными выше двумя интеграционными направлениями содержания педагогических дисциплин - общим и профессиональным (по видам традиционного прикладного искусства). Тот же автор, раскрывая сущность профессиональной зрелости педагога, отмечает ее психолого-педагогическую базу - универсальные интегративные показатели деятельности человека, а именно: способность к самоорганизации, саморазвитию, самоактуализации и самосовершенствованию, в которых заложена идея значимости активности личности для процесса ее развития [6, с. 118].
Изучение приведенных выше научных источников, а также научных работ иных ученых-исследователей педагогической деятельности и педагогического образования (A.B. Балакирева, Н.М. Борытко, Г.Н. Варковецкая, Э.Ф. Зеер, JI.A. Ламанова, И.В. Роберт, В.И. Сопин, А.П. Тряпицина и др.) доказывает, что разработка содержания педагогического образования основывается на: характеристиках профессионального поля деятельности педагогов (результатов профессиологических исследований) и взаимодействии его с квалификацией педагогов, на принципах фундаментализации, интеграции и дифференциации, доступности, системности, социально-культурной компетентности, соединении теории с практикой.
В соответствии с этим для создания содержания педагогического образования в среднем профессиональном и высшем образовании в области различных видов традиционного прикладного искусства, которое реализует Высшая школа народных искусств (академия), были проведены следующие научные исследования:
- изучение методами наблюдения, анализа, сравнения видов педагогической деятельности преподавателей в образовательных организациях общего образования, учреждениях дополнительного общего образования для детей, организациях среднего профессионального и высшего
образования, которые осуществляют образование в области изобразительного искусства;
- разработка и апробация пилотных учебных программ по психологии, педагогике, методике и педагогическим практикам с последующим анализом содержания, методов, средств и форм обучения;
- корректировка содержания разработанных ранее учебных программ, учебных практических заданий и педагогических практик с целью повышения качества педагогического образования.
Экспериментальные исследования, начавшиеся с 2016 г., продолжаются в настоящее время и охватывают не только разработку новых и корректировку функционирующих учебных программ и дидактических средств, выбор эффективных методов, форм и практик обучения, но и создание теоретических положений дидактики профессионально-педагогического образования в области традиционного прикладного искусства.
Исследования в данной области проводятся впервые и затрагивают разные образовательные уровни - среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, магистратура, специалитет). В них участвуют преподаватели педагогических и психологических дисциплин всех образовательных структур Высшей школы народных искусств, включающих головной вуз в Санкт-Петербурге и восемь ее филиалов-институтов, расположенных в регионально-исторических центрах возникновения и развития лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественного кружевоплетения, косторезного искусства, художественной обработки кожи, игрушки, богородской художественной резьбы по дереву, художественной росписи по эмали, декоративной росписи по дереву, металлу и ткани.
Проводящиеся научные работы подкреплены диссертационными исследованиями научно-педагогических работников вуза по научной специальности 5.8.7. - Методология и технология профессионального образования (педагогические науки), которые касаются вопросов изучения содержания среднего профессионального и высшего образования в области различных видов традиционного прикладного искусства.
Экспериментальная работа доказала, что важным практическим методом исследования являются экспедиции - метод наблюдений в полевых условиях. Включенные и не включенные, монографические и формализованные наблюдения проводятся на занятиях по психологии и педагогике в различных структурных подразделениях вуза, в том числе в его филиалах. Использование метода наблюдений позволило получить первичную информацию о ходе освоения содержания педагогического образования, квалификации преподавателей, эффективности использования дидактических средств. Заполненные протоколы наблюдений (педагогический инструментарий метода наблюдения) позволили собрать экспериментальные данные для последующего анализа и сравнения изменений в содержании педагогического образования, которые были
внесены во время корректировки учебных программ, учебных практических заданий и педагогических практик.
Приведем примеры этих исследований. В Рязанском институте традиционного прикладного искусства - филиале Высшей школы народных искусств (академии) анализ результатов наблюдения на занятиях по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики», входящей в учебный план подготовки художников по художественной вышивке и художественному кружевоплетению в среднем профессиональном образовании, показал следующее. Заявленные в программной теме дисциплины цели воспитания молодежи трактуются без учета их различий в общем и профессиональном образовании и без использования знаний о традиционных для Рязанского региона видах художественной вышивки и художественного кружевоплетения как одного из средств достижения цели эстетического и патриотического воспитания. Этот факт потребовал корректировки содержания темы в программе.
Наблюдениями на занятиях и в беседах с преподавателями выяснились их пробелы в знании психологии и педагогики. Было установлено наличие ошибок в речи преподавателей, связанных с непониманием педагогических понятий. Например, методологический подход определялся как цель обучения, при объяснении функций обучения, или деятельности не разъяснялся смысл понятия «функция». Это приводило к путанице в понятиях у студентов, снижению мотивации к познанию педагогической деятельности, что доказывается ответами обучающихся на экзаменационные вопросы по педагогическим дисциплинам и в беседах на семинарских занятиях. Выявленные факты определили темы повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей вуза. Был составлен план повышения квалификации, который осуществляется в Высшей школе народных искусств (академии) в соответствии с нормативными требованиями на регулярной основе и с учетом результатов мониторинга педагогической деятельности преподавателей.
Остановимся на основных теоретических и практических результатах исследования содержания педагогического образования в области традиционного прикладного искусства. К теоретическим результатам исследования отнесем:
- установление регионально-исторического подхода как важнейшего в разработке профессионально ориентированного содержания обучения педагогических дисциплин;
раскрытие функций профессиологического подхода как определяющего специфику содержания педагогической деятельности в области традиционных художественных промыслов, что представляет собой научную базу для создания содержания педагогического образования;
- создание основ интегративной дидактической теории подготовки художников-педагогов в области традиционного прикладного искусства, а именно интегративно-модульного построения содержания обучения; интеграции и дифференциации содержания дисциплин благодаря введению в
него инвариантной и вариативной частей, а также распределению его по уровням интеграции (межнаучный, междисциплинарный,
внутридисциплинарный);
Основными практическими результатами исследования являются:
- разработка, корректировка и внедрение в педагогический процесс учебных программ дисциплин: «Основы психологии и педагогики», «Методика преподавания специальных дисциплин», а также «Педагогической практики» для освоения педагогической деятельности на уровне среднего профессионального образования и в соответствии с конкретным видом традиционного прикладного искусства;
- разработка, корректировка и внедрение учебных программ дисциплин: «Основы психологии», «Педагогика», «Методика преподавания специальных дисциплин», а также педагогической практики для подготовки к педагогической деятельности студентов в высшем образовании (бакалавриат) по конкретным профилям (видам) традиционного прикладного искусства;
- разработка, корректировка и внедрение учебных программ дисциплин: «Психология и педагогика», «Теория и методика преподавания специальных дисциплин», педагогической практики для подготовки студентов к педагогической деятельности на уровне магистратуры и в соответствии с конкретными профилями (видами) традиционного прикладного искусства;
- разработка, корректировка и внедрение учебных программ дисциплин: «Психология и педагогика», «Методика преподавания специальных дисциплин», педагогической практики для подготовки студентов высшего образования по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись);
- создание системы практических заданий (семинары, практические работы), обеспечивающих освоение студентами основ психологии, педагогики и методики обучения специальным дисциплинам;
- разработка комплекса дидактических материалов на основе использования компьютерных технологий для обеспечения освоения содержания педагогического образования.
Отметим, что практическим достижением в разработке содержания педагогического образования можно считать и установление видов учебной деятельности для освоения процесса обучения и воспитания на педагогических практиках. Так, во время педагогической практики в среднем профессиональном образовании и в бакалавриате согласно профессиональным компетенциям, соответствующим педагогической деятельности, отмеченной в федеральных государственных образовательных стандартах, обучаемые осваивают диагностические методы преподавателя при посещении занятий. Занятия проводятся в учреждении дополнительного образования или среднего профессионального образования, при этом они овладевают планированием и методикой учебного процесса и проводят самостоятельно 2-3 учебных занятия с последующим их самоанализом.
Проведенные работы оформляются студентами в виде отчета о педагогической практике.
Магистранты на педагогической практике также проводят диагностику учебных занятий методами наблюдения и анализа, посещая их и заполняя протоколы наблюдений. При этом выбираются учебные занятия уровня среднего профессионального образования или бакалавриата по тому же профилю (виду) подготовки, например, художественной вышивке. Это позволяет студентам понять суть непрерывного профессионального образования по определенному виду традиционного прикладного искусства, изучить различия в содержании обучения дисциплинам. Студентам магистратуры предоставляется возможность проведения от 5 до 10 занятий самостоятельно. На всех образовательных уровнях в оценивании результатов педагогической практики учитывается проведение студентами мастер-классов по художественной технологии изготовления произведений традиционного прикладного искусства того вида, который ими осваивается в учебном заведении.
В процессе разработки и корректировки содержания педагогического образования совершенствовалась и критериально-оценочная база контроля освоения педагогических знаний и умений. Так, была разработана система критериев оценивания, охватывающая овладение содержанием по каждой теме педагогической или психологической дисциплины, включая освоение теоретического и практического материала. По показателям оценивалось выполнение студентами обязательных практических заданий и работа на семинарах.
Уровень освоения содержания педагогического образования в среднем профессиональном и высшем образовании доказательно представлен в выпускных квалификационных работах студентов, а именно в их текстовой части. В ней наряду с художественно-технологическим, экономическим аспектами внесен педагогический аспект в виде предложений к использованию в учебном процессе дошкольного, общего и профессионального образования созданных произведений и технологических особенностей их разработки, или в качестве методических разработок для преподавателей к применению на занятиях по профессионально значимым дисциплинам, полученных в процессе выпускной квалификационной работы результатов.
Оценивание результатов освоения скорректированного содержания педагогического образования на разных профессиональных уровнях показало, что все студенты овладели основами педагогической деятельности. По результатам тестирования с использованием системы электронного обучения и реализации дистанционных образовательных технологий МоосИе в 2023 г.:
- 32% студентов среднего профессионального образования освоили педагогические дисциплины на «отлично», 68 % - на «хорошо»;
- 38% студентов бакалавриата и специалитета овладели содержанием педагогического образования на «отлично», 62 % - на «хорошо»;
- 81% студентов магистратуры освоили педагогические дисциплины на «отлично», 19 % - на «хорошо».
Увеличение количества студентов, осваивающих педагогическую деятельность на «отлично» от уровня среднего профессионального образования к уровню магистратуры объясняется упрочнением, углублением и расширением спектра педагогических знаний и умений, чему способствует реализуемое в Высшей школе народных искусств (академии) непрерывное многоуровневое профессиональное образование. Резкое повышение количества студентов, освоивших педагогические знания и умения в магистратуре на «отлично», можно объяснить овладением на этом уровне образования самостоятельными навыками ведения занятий со студентами. Этому способствует не только увеличение количества учебных занятий, которые магистранты проводят в рамках педагогической практики, но и приобретенный ими педагогический опыт при проведении мастер-классов на выставочных и научно-практических мероприятиях, а также преподавая различные учебные предметы в дополнительном общем образовании факультета дополнительного образования Высшей школы народных искусств (академии).
Проводимые в Высшей школе народных искусств (академии) теоретические и практические исследования, направленные на совершенствование содержания педагогического образования в области подготовки профессионалов традиционного прикладного искусства, включены в единую систему педагогических исследований по профессиональному образованию в традиционном прикладном искусстве. Это активизирует изучение содержания педагогического образования, помогает проверять результаты исследования, сравнивая их с результатами других исследований в системе. Например, исследования И.А. Шаповаловой, посвященные созданию модели междисциплинарного подхода к организации процесса обучения будущих художников традиционных художественных промыслов [7] были использованы в определении связей между содержанием педагогических и психологических учебных дисциплин при конструировании их тематического содержания.
Есть примеры влияния результатов практических исследований в содержании педагогического образования в области традиционного прикладного искусства на изменение содержания педагогического образования в других областях деятельности. Например, в Сергиево-Посадском институте игрушки - филиале Высшей школе народных искусств (академии) преподавателями педагогических дисциплин проведена корректировка содержания пилотных учебных программ «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса» профессионального модуля «Педагогическая деятельность». Модуль используется при подготовке дизайнеров в области игрушки в среднем профессиональном образовании. Научно-практическим основанием корректировки выступило несоответствие
между показателями оценки результата освоения общих и профессиональных компетенций и содержанием тем в указанных выше учебных дисциплинах.
Разработка, корректировка и внедрение содержания педагогического образования в подготовке художников в конкретных видах традиционного прикладного искусства представляет собой новую область педагогических исследований в профессионально-педагогическом образовании и итоги исследований в ней уже имеют важные для развития этой области результаты. Ход и результаты данных исследований повлияли на обращение к изучению содержания педагогического образования в других профессиональных областях. Предполагаемыми направлениями дальнейших исследований являются:
- теоретическое направление - установление и обоснование принципов отбора содержания педагогического образования для создания учебников и учебных пособий по освоению педагогической деятельности в области традиционного прикладного искусства; разработка теоретических основ цифровых технологий для дидактического обеспечения педагогического образования; создание единой системы непрерывного многоуровневого педагогического образования в области традиционного прикладного искусства;
- практическое направление - совершенствование содержания педагогического образования за счет оптимизации теоретического и практического курсов на разных образовательных уровнях; создание учебников и учебных пособий по педагогике и методике обучения специальным дисциплинам для студентов среднего профессионального и высшего образования, обучающихся различным видам традиционного прикладного искусства; разработка новых практических заданий для студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, раскрывающих специфику осваиваемого ими вида традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Российская Федерация. Министерство просвещения. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 июля 2023 г. № 547. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL: https://www.art-gzhel.ru/sveden/eduStandarts/12/DPI_2023.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
2. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1010 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2020. - Текст : электронный // КонсультантПлюс
: справочная правовая система. - URL:
https: //www. miep. edu. ru/sveden/files/F GOS 54.03.02 DPI3. pdf (дата
обращения 19.02.2024).
3. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.04.02 (уровень магистратуры) : приказ Минобрнауки России от 21 марта 2016 г. № 252. - Текст : электронный // ФГОС ВО : портал федеральных государственных образовательных стандартов. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-04-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-252/?ysclid=ltn0auto 1464072282 (дата обращения: 19.02.2024).
4. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 54.05.02 Живопись (с изменениями и дополнениями) : приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1014 : редакция с изменениями № 1456 от 26 ноября 2020 г. - Текст : электронный // ФГОС ВО : портал федеральных государственных образовательных стандартов. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/540502_C_3_18062021. pdf?ysclid=ltn08filw2648212037 (дата обращения: 19.02.2024).
5. Мелехин В. А. Личностные качества и потребности педагога, характеризующие его профессиональное поле деятельности / В.А. Мелехин // Профессиональное поле деятельности педагога системы общего и профессионального образования : сборник научных статей / под научной редакцией Н. М. Александровой. - Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - С. 24-38.
6. Полетаева Н. М. Профессиональная зрелость педагога: сущность, структура, проблемы и механизмы становления / Н. М. Полетаева. - Текст : электронный // Вестник ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия: Педагогика. - 2009. - №3. - С. 115-125. - URL: /https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zrelost-pedagoga-suschnost-struktura-problemy-i-mehanizmy-stanovleniya/viewer (дата обращения: 05.03.2024).
7. Шаповалова И. А. Междисциплинарный подход к организации процесса обучения будущих художников традиционных художественных промыслов / И. А. Шаповалова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2023. - № 2 (44). - С. 106-125. - DOI: 10.24412/2619-1504-2023-2-106-125. - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-15.pdf (дата обращения: 09.03.2024).
References
1. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo prosveshheniya. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 54.02.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promy' sly' (po vidam) : prikaz Ministerstva prosveshheniya Rossijskoj
Federacii ot 19 iyulya 2023 g. № 547. - Tekst: elektronnyj // KonsurtantPlyus : spravochnaya pravovaya sistema. - URL: https://www.art-gzhel.ru/sveden/eduStandarts/12/DPI_2023.pdf (data obrashheniya: 19.02.2024).
2. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya. Ob utverzhdenii federar nogo gosudarstvennogo obrazovaternogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promy'sly' : prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 13 avgusta 2020 g. № 1010 s izmeneniyami i dopolneniyami ot 26 noyabrya 2020. - Tekst : eTektronny'j // KonsuftantPlyus : spravochnaya pravovaya sistema. - URL: https: //www. miep. edu. ru/sveden/files/F GOS 54.03.02 DPI3. pdf (data obrashheniya 19.02.2024).
3. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya. Ob utverzhdenii Federar nogo gosudarstvennogo obrazovaternogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.02 (uro ven magistratury') : prikaz Minobrnauki Rossii ot 21 marta 2016 g. № 252. - Tekst : elektronnyj // FGOS VO : portal federal'ny'x gosudarstvenny'x obrazovatel'ny'x standartov. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-54-04-02-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly-252/?ysclid=ltn0auto 1464072282 (data obrashheniya: 19.02.2024).
4. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vy'sshego obrazovaniya. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovaternogo standarta vy'sshego obrazovaniya - specialitet po speciarnosti 54.05.02 Zhivopis' (s izmeneniyami i dopolneniyami) : prikaz Minobrnauki Rossii ot 13 avgusta 2020 g. № 1014 : redakciya s izmeneniyami № 1456 ot 26 noyabrya 2020 g. - Tekst : e'lektronny'j // FGOS VO : portal federal'ny'x gosudarstvenny'x obrazovatel'ny'x standartov. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/540502_C_3_18062021. pdf?ysclid=ltn08filw2648212037 (data obrashheniya: 19.02.2024).
5. Melexin V. A. Lichnostny'e kachestva i potrebnosti pedagoga, xarakterizuyushhie ego professional'noe pole deyatefnosti / V.A. Melexin // Professionafnoe pole deyatefnosti pedagoga sistemy' obshhego i professional nogo obrazovaniya : sbornik nauchny' x statej / pod nauchnoj redakciej N. M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg : FGNU IPOOV RAO, 2012. -S. 24-38.
6. Poletaeva N. M. Professionaf naya zrelost' pedagoga: sushhnost', struktura, problemy' i mexanizmy' stanovleniya / N. M. Poletaeva. - Tekst : e'lektronny'j // Vestnik leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. Seriya: Pedagogika. - 2009. - № 3. - S. 115-125. - URL: /https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-zrelost-pedagoga-suschnost-struktura-problemy-i-mehanizmy-stanovleniya/viewer (data obrashheniya: 5.03.2024).
7. Shapovalova I. A. Mezhdisciplinarny'j podxod k organizacii processa obucheniya budushhix xudozhnikov tradicionny'x xudozhestvenny'x promy'slov / I. A. Shapovalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie :
eTektronny'j zhurnal. - 2023. - № 2 (44). - S. 106-125. - DOI : 10.24412/2619-1504-2023-2-106-125. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-15.pdf (data obrashheniya: 9.03.2024).