История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
History of vocational education in the field of
traditional arts and crafts
УДК 378.6:745
Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: [email protected]
Kurakina /./., PhD in Pedagogy, associate professor of the department of art history «Higher school of folk arts (academy)», 191186, St. 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]
Преподавание теории и истории традиционных художественных
промыслов в вузах России в 2015-2023 гг.: аналитический обзор Teaching the theory and history of traditional arts and crafts in Russian universities in 2015-2023: an analytical review
Аннотация. Статья посвящена осмыслению результатов аналитического обзора преподавания теории и истории традиционных художественных промыслов в вузах России в 2015 и 2023 гг. В рамках исследования был осуществлен сравнительный анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, Нижнего Новгорода. Автором раскрыта роль теоретических дисциплин в подготовке будущих художников; сформулирован потенциал курса теории и истории традиционных художественных промыслов; дан обзор основных изменений в системе народных художественных промыслов и профессиональном образовании в этой сфере в 2015-2023 гг., повлекшие пересмотр миссии и содержания обозначенного курса.
Ключевые слова: Высшая школа народных искусств (академия), традиционные художественные промыслы, традиционное прикладное искусство, теория и история традиционных художественных промыслов, непрерывное профессиональное образование.
Abstract. The article is devoted to understanding the results of an analytical review of teaching the theory and history of traditional artistic crafts in Russian universities in 2015 and 2023. As part of the study, a comparative analysis of curricula and work programs of disciplines in the field of training 54.03.02 Decorative and applied arts and crafts at universities in St. Petersburg, Moscow, Novosibirsk, Yekaterinburg, Krasnoyarsk, Nizhny Novgorod was carried out. The
author reveals the role of theoretical disciplines in the training of future artists; the potential of the course of theory and history of traditional artistic crafts is formulated; an overview of the main changes in the system of folk arts and crafts and vocational education in this area in 2015-2023 is given, which led to a revision of the mission and content of the designated course.
Keywords: Higher school of folk arts (academy), traditional artistic crafts, traditional applied art, theory and history of traditional artistic crafts, continuing professional education.
Высшая школа народных искусств (академия) - единственный в России вуз с развитой сетью филиалов (институтов), расположенных в исторических центрах традиционных художественных промыслов, что обеспечивает возможность реализации непрерывного профессионального образования по их конкретным видам с учетом региональной специфики. Значимым аспектом подготовки будущих художников является не только приращение опыта исполнительского мастерства, но и освоение теоретических профессиональных дисциплин. Последние формируют культурный уровень и общий кругозор будущего специалиста; обеспечивают представление о миссии художника традиционных художественных промыслов как носителя и транслятора «культурного кода» страны; гарантируют развитие качеств, необходимых для эффективной реализации собственного профессионального капитала в условиях современной социокультурной ситуации.
Место и роль общепрофессиональных теоретических дисциплин в образовательном процессе будущего художника неоднократно становились предметом научного изучения [1, 2, 3, 10, 16, 17]. Курсом, фундирующим подготовку на уровне бакалавриата в Высшей школе народных искусств (академии), является «Теория и история традиционных художественных промыслов». Ее сущность, содержание и значение в системе непрерывного профессионального образования на уровнях среднего профессионального образования и высшего образования (бакалавриат / магистратура) были раскрыты ранее [4, 5].
Кратко сформулируем, в чем заключается принципиальная значимость этой дисциплины в образовательном процессе Академии:
- знакомство с многообразием регионально-исторических центров традиционных художественных промыслов, историей их формирования и художественно-стилистическими особенностями произведений, творчеством конкретных художников;
- воспитание ценностного отношения к традиционным художественным промыслам России как системообразующего компонента национальной духовной и художественной культуры страны;
- формирование интереса и мотивации к изучению, сохранению и развитию традиций национального искусства посредством развития единства универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с художественно-творческой деятельностью;
- содействие в формировании качества «насмотренности», освоении навыков визуальной культуры и опыта визуальной коммуникации;
- формирование опыта научно-исследовательской деятельности в этой сфере.
Впервые аналитический обзор преподавания истории традиционных художественных промыслов в учреждениях высшего образования был осуществлен в рамках диссертационного исследования в 2015 г. Сравнительный анализ учебных планов направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в других вузах (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга), показал, что также, как и в Высшей школе народных искусств (академии), в обучении художников есть схожие теоретические курсы19. Однако и количественное соотношение часов20, и их содержание не соотносится в полной мере с ожидаемой миссией этих дисциплин в аспекте формирования целостного представления у будущих художников о месте и роли традиционных художественных промыслов в национальном искусстве страны [6, с. 70-72]. Вероятно, этот факт обусловлен тем, что образовательный процесс в данных вузах, в отличие от Высшей школы народных искусств (академии), изначально был ориентирован в большей степени на подготовку художников в области декоративно-прикладного искусства, а не народных промыслов.
В период 2015-2023 гг. в области образования и государственной политики в области народных художественных промыслов произошли значимые изменения, касающиеся утверждения значимых нормативно-правовых документов, обеспечения доступности информации (популяризации) традиционных промыслов:
2015 г. - Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года (приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. № 2011) [12];
2018 г. - запуск специализированного портала народных художественных промыслов Промыслы.рф (Минпромторг РФ) с целью широкой информационной поддержки российских предприятий народных художественных промыслов [9];
2020 г. - ФГОС 3++ направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 г. № 1010) [14]; ФГОС 3++ направления подготовки 54.03.05 Традиционное прикладное
19 Варианты наименований курсов: «Традиционные промыслы и ремесла»; «Традиционные промыслы и ремесла народов мира»; «Художественные промыслы народов России»; «История и современность декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»; «История декоративно-прикладного искусства и народных промыслов»; «Художественно-декоративные народные промыслы»; «Промышленность и народные промыслы Нижегородской области»; «История и теория традиционных художественных промыслов».
20 Количество зачетных единиц - от 1 (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет») до 8 (ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
искусство (приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2020 г. № 1450) [15];
2022 г. - Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, Указ «О Дне народных художественных промыслов» (от 17.06.2022 № 384) [13], Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809) [11].
Закономерно было бы предполагать, что курс государственной культурной политики детерминировал соответствующие изменения в учебных планах и содержании программ дисциплин направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы в пользу увеличения количества и качества курсов, посвященных изучению конкретных видов традиционных художественных промыслов, постижению их специфики и художественно-стилистических особенностей. Эта гипотеза потребовала очередного анализа и осмысления вопросов преподавания курсов теории и истории традиционных художественных промыслов.
Как и в 2015 г., в 2023 г. в рамках аналитического обзора было изучено учебно-методическое обеспечение тех же вузов (таблица 1).
Таблица 1.
Удельный вес содержания курсов, связанных с теорией и историей традиционных художественных промыслов (2023 г.)
Вуз Направление подготовки Учебный курс Количество зачетных единиц / ак. часов
Санкт-Петербург
AHO ВО «Смольный Не функционирует
институт Российской
академии образования»
ФГЪОУ ВО «Санкт- 54.03.02 Традиционные 2 72
Петербургский Декоративно- промыслы и
государственный прикладное ремесла народов 34 - ауд.
университет» искусство и народные промыслы мира 38-СРС
ФГЪОУ ВО Санкт- 54.03.02 История и 3 108
Петербургский Декоративно- современные
государственный прикладное проблемы 34 - ауд.
университет искусство и декоративно- 47 - СРС
промышленных народные прикладного 27 - контроль
технологии и дизаина промыслы искусства
(Институт прикладного искусства) Художественные промыслы народов России 3 108 56 - ауд. 51.75-СРС 0.25 - контроль
АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС» (Невский институт дизайна) 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История и теория декоративно- прикладного искусства и народных промыслов 3 108 64 - ауд. 44 - СРС
ФГЪОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» 54.03.02 «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы Теория и история традиционных художественных промыслов 6 216 144 - ауд. 72 - СРС
Москва
ФГЪОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина «Московский государственный университет дизайна и технологии» Институт дизайна 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История и современность декоративно- прикладного искусства и народных промыслов 3 108 54 - ауд. 27 - СРС 27 - контроль
ФГЪОУ во «Московский педагогический государственный университет» Институт искусств 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История декоративно- прикладного искусства и народных промыслов 4 144 61 - ауд. 56 - СРС 27 - контроль
ФГЪОУ во «Московская Государственная Художественно- Промышленная Академия имени С.Г. Строганова» 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История декоративно-прикладного искусства 4 144 72 - ауд. 72 - СРС
Новосибирск
ФГЪОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт искусств 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История промыслов и ремесел народов мира / Традиционные промыслы и ремесла народов Сибири 2 72 46 - ауд. 26 - СРС
История и современные проблемы декоративно- прикладного искусства 4 144 54 - ауд. 90 - СРС
Красноярск
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы Художественно-декоративные народные промыслы 4 144 54 - ауд. 54 - СРС 36 - контроль
Художественная культура Сибири народное творчество 2 72 40 - ауд. 32 - СРС
Екатеринбург
ФГЪОУ ВО «Уральский государственный архитектурно- художественный университет им. Н.С. Алферова», Екатеринбург 54.03.02 Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы История декоративно-прикладного искусства 3 108 36 - ауд. 72 - СРС
Нижний Новгород
ФГЪОУ во «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Направления подготовки ликвидировано.
Проанализируем данные, представленные в таблице:
- во-первых, произошло сокращение вузов, реализующих обучение по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (с 12 до 10);
- во-вторых, очевидно уменьшение количества теоретических курсов, связанных с исследуемой проблематикой (с 14 до 11 дисциплин соответственно);
- в-третьих, снижение частотности использования понятия «народный промысел» (и их вариаций) в названии курсов (с 14 до 6 упоминаний, т.е. «перекос» в сферу декоративно-прикладного искусства);
- в-четвертых, увеличение количества часов самостоятельной работы студента и контроля в процессе освоения содержания дисциплины.
Это лишь те изменения, которые связаны с формальной стороной организации учебного процесса; однако они являются следствием доминанты содержания образования по этому направлению в каждом из вузов -приоритетом подготовки художников именно в области декоративно-прикладного искусства. Компонент, касающийся осмысления места и роли
традиционных («народных») художественных промыслов в культуре страны, что, казалось бы, также подразумевает направление подготовки 54.03.02, чаще всего сведен к их поверхностному изучению, лишенному системы, или региональным особенностям. Данный тезис подтверждает анализ содержания рабочих программ перечисленных учебных дисциплин. К наиболее типичным аспектам содержания программ, вызывающим сомнение и несогласие, следует отнести:
- терминологическую путаницу, равнозначное использование понятий «традиционные промыслы», «народные промыслы и ремесла», «народная культура», «народное творчество», новая терминология - «художественно-декоративные народные промыслы»;
- противоречивость и бессистемность изложения материала: приоритет истории над теорией, а также нелогичность отбора содержания - в рамках одной темы предлагается изучить виды традиционных художественных промыслов, не связанные между собой ни в историческом, ни в региональном, ни в художественном контексте (например, в одну тему объединены городецкая роспись и холуйская миниатюра; северная чернь и каслинское литье и т.д.);
- односторонность представления многообразия видов и центров традиционных художественных промыслов: например, художественный текстиль представлен только вологодским кружевоплетением, павловопосадскими набивными и оренбургскими пуховыми платками; художественная керамика - гжельской керамикой и дымковской игрушкой и т.д. В том случае, если изучение дисциплины предполагает знакомство и с историей декоративно-прикладного искусства, и народных промыслов, последние могут быть и вовсе не отражены в программе.
Тем более стройной и системной выглядит программа курса теории и истории традиционных художественных промыслов, преподаваемого в Высшей школе народных искусств [5]. Ее содержание включает три крупных блока («Теоретические аспекты традиционного прикладного искусства», «История развития и современное состояние традиционных художественных промыслов России», «Традиционное прикладное искусство - часть национальной культуры»), логично и непротиворечиво раскрывающих различные виды традиционных художественных промыслов и их региональные особенности, специфику терминологического поля и историографию изучения каждого промысла.
Курс ориентирует на формирование целостного представления о богатстве традиционных художественных промыслов страны и осмысление региональных вариантов их технико-технологических и художественно-стилистических особенностей, чему способствует структура каждой темы: от общих понятий - к частным видам традиционных художественных промыслов и кругу основных научных исследований в этой области. Конечно, в рамках годичного курса не представляется возможным рассмотреть все некогда существовавшие и бытующие в наши дни центры традиционных художественных промыслов, однако и выбранные способны сформировать
целостное представление о национальных художественных традициях России, истоках и характерных тенденциях их развития.
Успешному освоению материала способствует баланс аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, выполнение в рамках дисциплины собственного исследования (курсовой работы), разработанная методика преподавания и учебно-методический комплекс. Последний включает как авторские разработки конкретно для данной дисциплины (монографии, учебные пособия), так и всю совокупность научных изданий коллектива академии, подготовленных в рамках научно-педагогической школы академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Максимович «Создание инновационной системы непрерывного многоуровневого образования в традиционном прикладном искусстве», утверждающей традиционные художественные промыслы как уникальное явление культурного наследия России [8, с. 15].
Таким образом, сущностными особенностями содержания заявленного курса являются:
- его взаимосвязь со всеми уровнями образования, последовательное усложнение и развитие от среднего профессионального образования - к магистратуре [6];
- системность изложения теории, исторических этапов формирования конкретных видов традиционных художественных промыслов страны и их современного состояния;
- представление многообразия видов традиционных художественных промыслов, их региональных вариантов (в т. ч. с учетом профилей подготовки студентов);
баланс аудиторных лекционных, практических занятий и самостоятельной работы;
- разработанный учебно-методический комплекс, учитывающий специфику образовательного процесса Высшей школы народных искусств.
Осуществленный анализ учебных планов и содержания рабочих программ перечисленных дисциплин, доказывает уникальность системы непрерывного профессионального образования в Высшей школе народных искусств (академии), тем самым подтверждая ее статус как единственного в России вуза, ориентированного на подготовку художников не декоративно-прикладного искусства, а традиционных художественных промыслов, готовых и способных к их сохранению и развитию в наши дни.
Литература
1. Агапова И. Э. Профессиональная направленность филологических дисциплин (на примере «Русского языка») в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов / И. Э. Агапова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2022. - № 3 (41). - С. 46-54. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-46-54. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-07.pdf (дата обращения: 13.03.2024). -EDN: UQFUFE.
2. Архангельская О. В. Формирование экономической грамотности будущего художника традиционных художественных промыслов / О. В. Архангельская // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2021. - № 3 (37). - С. 55-62. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-3-55-62. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_3/2021 -03-13.pdf (дата обращения: 13.03.2024). -EDN: AJKYKN.
3. Еракина Е. А. Особенности формирования правовой грамотности будущих художников традиционных художественных промыслов / Е. А. Еракина // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2022. - № 3 (41). - С. 98-111. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-98-111. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-12.pdf (дата обращения: 13.03.2024). - EDN: NFIGRL
4. Куракина И. И. Курс теории традиционных художественных промыслов в профессиональном образовании будущих художников: сущность, содержание, значение / И. И. Куракина // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3 (94). - С. 198-201. -DOI 10.24412/1991-5497-2022-394-198-201. - EDN: QICUSM.
5. Куракина И. И. Рабочая программа дисциплины «Теория и история традиционных художественных промыслов» / И. И. Куракина. - Текст электронный // ВШНИ : официальный сайт. - URL: https://www.vshni.ni/doc/u chprogr/bak/16. 54.03.02 2023.pdf (дата обращения: 23.03.2024).
6. Куракина И. И. Содержание и дидактические основы преподавания теории и истории традиционных художественных промыслов в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования / И. И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2021. - № 4 (38). - С. 126-142. -DOI 10.24412/2619-1504-2021-4-126-142. - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-17.pdf (дата обращения: 18.03.2024). EDN: IMHPDZ.
7. Куракина И. И. Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» (педагогические науки): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куракина Ирина Игоревна ; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2018. - 263 с.
8. Максимович В. Ф. Традиционные художественные промыслы как востребованный тренд современной культуры // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2023. -№3(45). - С. 10-17. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL: https://dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (дата обращения: 28.03.2024). - EDN: GNHNGZ.
9. Народные художественные промыслы России. - Текст электронный // МИНПРОМТОРГ Росии: официальный сайт. - URL: 1тН:р8://промыслы.рф (дата обращения: 14.03.2024).
10. Озерова О. В. Научно-исследовательская деятельность студентов в профессиональном образовании в области дизайна игрушки // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - Санкт-Петербург, 2023. - № 3 (45). - С. 18-27. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-18-27. - URL: https://dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-03.pdf (дата обращения: 13.03.2024). -EDN: CYLKTT.
11. Российская Федерация. Президент. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. - Текст электронный // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/40557906 l/?ysclid=lv57rwaqiy 1993 16259 (дата обращения: 28.03.2024).
12. Российская Федерация. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Стратегия развития народных художественных промыслов на 2015-2016 гг. и на период до 2020 года: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2015 г. № 2011. -Текст электронный // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71091740/?ysclid=lv586hmw3m508 563847 (дата обращения: 28.03.2024).
13. Российская Федерация. Президент. О Дне народных художественных промыслов : указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2022 № 384. - Текст электронный // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404747343/7ysclid4v58apioig2089 12966 (дата обращения: 28.03.2024).
14. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. №1010. - Текст электронный // Гарант.ру : информационно-правовой портал. - URL:
https://base.garant.ru/74566320/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4v5 9r90pm5551300110 (дата обращения: 28.03.2024).
15. Российская Федерация. Министерство науки и высшего образования. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта направления подготовки 54.03.05 Традиционное прикладное искусство : утвержден приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25.11.2020 г. № 1450. - Текст электронный // КОДИФИКАЦИЯ.РФ : официальный сайт. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-25.11,2020-N-1450/?ysclid=lv59yvollg963105047 (дата обращения: 28.03.2024).
16. Чиж Р. Н. Генезис иноязычного обучения будущих художников в области традиционных художественных промыслов / Р. Н. Чиж // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -
Санкт-Петербург, 2022. - № 2 (40). - С. 53-65. -DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-98-111. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-10.pdf (дата обращения: 13.03.2024). -EDN: GNEPYW.
17. Шаповалова И. А. Научно-исследовательская деятельность как ресурс развития творчества будущих художников в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов / И. А. Шаповалова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -Санкт-Петербург, 2019. -№ 3 (29). -С. 43-51. -DOI 10.24411/2619-1504-2019-00046. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-05.pdf (дата обращения: 13.03.2024). - EDN: IEOTJJ.
References
1. Agapova I. Е\ Professional'naya nap ravi ennosf filologicheskix disciplin (na primere «Russkogo yazy'ka») v podgotovke budushhix xudozhnikov tradicionny x xudozhestvenny'x promy slov / I. E\ Agapova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2022.
- № 3 (41). - S. 46-54. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-46-54. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-07.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). -EDN: UQFUFE.
2. Arxangef skaya О. V. Formirovanie e konomicheskoj gramotnosti budushhego xudozhnika tradicionnyx xudozhestvenny'x promyslov / О. V. Arxangef skaya // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2021. - № 3 (37). - S. 55-62. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-3-55-62. - URL: https://dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-13.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). - EDN: AJKYKN.
3. ErakinaE. A. Osobennosti formirovaniya pravovoj gramotnosti budushhix xudozhnikov tradicionny x xudozhestvenny'x promy slov / E. A. Erakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2022. - № 3 (41). - S. 98-111. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-98-111. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-12.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). - EDN: NFIGRI.
4. Kurakina I. I. Kurs teorii tradicionny x xudozhestvenny x promy slov v professionaTnom obrazovanii budushhix xudozhnikov: sushhnost,, soderzhanie, znachenie /1.1. Kurakina // Mir nauki, киПигуЛ, obrazovaniya. - 2022. - № 3 (94).
- S. 198-201. - DOI 10.24412/1991-5497-2022-394-198-201. - EDN: QICUSM.
5. Kurakina I. I. Rabochaya programma discipliny «Teoriya i istoriya tradicionny x xudozhestvenny x promy' slov» /1.1. Kurakina. - Tekst e lektronny j // VShNI : oficial'nyj sajt. - URL: https://www.vshni.ru/doc/uchprogr/bak/16. 54.03.02 2023.pdf(data obrashheniya: 23.03.2024).
6. Kurakina 1.1. Soderzhanie i didakticheskie osnovy' prepodavaniya teorii i istorii tradicionny'x xudozhestvenny x promy slov v sisteme neprery'vnogo mnogourovnevogo professionafnogo obrazovaniya /1.1. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2021.
- № 4 (38). - S. 126-142. - DOI 10.24412/2619-1504-2021-4-126-142. - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-17.pdf (data obrashheniya: 18.03.2024). EDN: IMHPDZ.
7. Kurakina I. I. Soderzhanie obucheniya teorii i istorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva v profirnom vy' sshem obrazovanii : special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professionaTnogo obrazovaniya» (pedagogicheskie nauki) : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Kurakina Irina Igorevna ; Vy'sshaya shkola narodny' x iskusstv (akademiya). -Sankt-Peterburg, 2018. - 263 s.
8. Maksimovich V. F. Tradicionny,e xudozhestvenny'e promy'sly' kak vostrebovanny'j trend sovremennoj kul'tury' // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2023. - № 3 (45). - S. 10-17. -DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-10-17. - URL:
https://dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-02.pdf (data obrashheniya: 28.03.2024). -EDN: GNHNGZ.
9. Narodny' e xudozhestvenny'e promy' sly' Rossii. - Tekst e'lektronny'j // MINPROMTORG Rosii : oficiafny j sajt. - URL: https://promy sly .rf (data obrashheniya: 14.03.2024).
10. Ozerova O. V. Nauchno-issledovater skaya deyatefnosf studentov v professional'nom obrazovanii v oblasti dizajna igrushki // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e'lektronny'j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2023. - № 3 (45). - S. 18-27. - DOI 10.24412/2619-1504-2023-3-18-27. - URL: https://dpio.ru/stat/2023_3/2023-03-03.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). -EDN: CYLKTT.
11. Rossijskaya Federaciya. Prezident. Osnovy' gosudarstvennoj politiki po soxraneniyu i ukrepleniyu tradicionny'x rossijskix duxovno-nravstvenny' x cennostej : ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 g. № 809. - Tekst eTektronny'j // Garant.ru informacionno-pravovoj portal. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/40557906 l/?ysclid=lv57rwaqiy 1993 16259 (data obrashheniya: 28.03.2024).
12. Rossij skaya Federaciya. Ministerstvo promy'shlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii. Strategiya razvitiya narodny'x xudozhestvenny'x promy'si ov na 2015-2016 gg. i na period do 2020 goda : prikaz Ministerstva promy'shlennosti i torgovli RF ot 20 iyulya 2015 g. № 2011. - Tekst eTektronny'j // Garant.ru : informacionno-pravovoj portal. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71091740/?ysclid=lv586hmw3m508 563847 (data obrashheniya: 28.03.2024).
13. Rossij skaya Federaciya. Prezident. O Dne narodny' x xudozhestvenny'x promy' slov : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17 iyunya 2022 № 384. - Tekst elektronnyj // Garant.ru : informacionno-pravovoj portal. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404747343/7ysclidHv58apioig2089 12966 (data obrashheniya: 28.03.2024).
14. Rossij skaya Federaciya. Ministerstvo nauki i vy' sshego obrazovaniya. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatek nogo standarta vy'sshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodny' e promy' sly' : utverzhden prikazom Ministerstva
nauki i vy'sshego obrazovaniya RF ot 13 avgusta 2020 g. № 1010. - Tekst elektronnyj // Garant.ru : informacionno-pravovoj portal. - URL: https://base.garant.ru/74566320/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4v5 9r90pm5551300110 (data obrashheniya: 28.03.2024).
15. RossijskayaFederaciya. Ministerstvo nauki i vy' sshego obrazovaniya. Ob utverzhdenii federar nogo gosudarstvennogo obrazovaternogo standarta napravleniya podgotovki 54.03.05 Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo : utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vy' sshego obrazovaniya RF ot 25.11.2020 g. № 1450.
- Tekst eTektronnyj // KODIFIKACIYa.RF : oficiafnyj sajt. - URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-25.11.2020-N-1450/?ysclid=lv59yvollg963105047 (data obrashheniya: 28.03.2024).
16. ChizhR. N. Genezis inoyazy chnogo obucheniya budushhix xudozhnikov V oblasti tradicionny'X xudozhestvenny'x promy slov / R. N. Chizh // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2022.
- № 2 (40). - S. 53-65. - DOI 10.24412/2619-1504-2022-3-98-111. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-10.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). -EDN: GNEPYW.
17. Shapovalova I. A. Nauchno-issledovatef skaya deyatefnosf как resurs razvitiya tvorchestva budushhix xudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva i narodny x promy slov /1. A. Shapovalova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : e lektronny j zhurnal. - Sankt-Peterburg, 2019. - № 3 (29).
- S. 43-51. - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00046. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-05.pdf (data obrashheniya: 13.03.2024). - EDN: IEOTJJ.