УДК 743:745
Уткин A.JI., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: prorectoruvrvshni@mail. ru
Utkin A.L, PhD in Pedagogy, member of the Union of artists of Russiac, andidate ofpedagogical sciences, vice-rector for academic affairs and educational work of the federal state budgetary educational institution of the «Higher school of folk arts (academy)», 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]
Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов изображению фигуры человека на занятиях пластической анатомии Teaching future artists of traditional crafts to depict of the human figure in
artistically anatomy classes
Аннотация. Статья представляет собой исследование проблемы качества обучения пластической анатомии в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов, разнообразие видов которых определяет различные подходы к созданию содержания обучения, отбор дидактических средств и методов. Является продолжением исследования, описание которого, теоретическое и практическое обоснование в виде педагогического эксперимента, а также результаты описаны в диссертационном исследовании автора. Углубляется и корректируется содержание обучения изображению фигуры человека на анатомической основе.
Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, пластическая анатомия, фигура человека, пропорции, специфика обучения.
Abstract. The article is a study of the problem of the quality of teaching plastic anatomy in the preparation of future artists of traditional artistic crafts, the variety of types of which determines different approaches to the creation of educational content, the selection of didactic tools and methods. It is a continuation of the research the description of which, theoretical and practical justification in the form of a pedagogical experiment as well as the results are described in the author's dissertation research. The content of teaching how to depict a human figure on an anatomical basis is deepened and adjusted.
Keywords: traditional arts and crafts, artistic anatomy, human figures, proportions, specifics of training.
Традиционные художественные промыслы, представляющие собой уникальное культурное наследие, созданное и бережно сохраненное нашими предками, определяются как ключевой элемент национального самосознания
и национальной самоидентификации [7]. Поэтому, столь значимы вопросы профессионального образования в этой области, совершенствование дидактики и поиск эффективных образовательных технологий.
При подготовке художников традиционного прикладного искусства имеет место проблема качества изображения фигуры человека, как часто применяемого изобразительного объекта в произведениях данного вида искусства. Проблема является актуальной в силу потребности в подготовке высококвалифицированных художников традиционного прикладного искусства, формирования у них навыков грамотного изображения человека, и, следовательно, необходимости совершенствования содержания обучения пластической анатомии в высшем образовании в этой области.
При разработке данного содержания обучения автором был использован опыт преподавания пластической анатомии в Высшей школе народных искусств (академии), где обучают многим видам традиционного прикладного искусства, а также в ее филиалах, находящихся в регионально-исторических центрах традиционных художественных промыслов, таких как с. Богородское, п. Мстера, с. Холуй.
Проведенное исследование опиралось на такие методы, как наблюдение, опрос и педагогический эксперимент по внедрению обновленного содержания обучения пластической анатомии, а также продолжение изучения научной литературы по педагогике и методике преподавания по конкретным направлениям традиционных художественных промыслов, анализ полученных данных.
Для исследования проблемы качества обучения изображению фигуры человека на занятиях по пластической анатомии, необходимо было учитывать разнообразие профессиональных требований к будущим художникам традиционных промыслов, обусловленное разнообразием видов этого данных промыслов.
Общность и различие художественно-выразительных средств конкретных видов традиционных промыслов определили необходимость дифференциации и интеграции содержания обучения пластической анатомии [1, с. 224]. Общая для всех направлений традиционных художественных промыслов часть (инвариантная) содержания пластической анатомии представляет собой базовую информацию о строении тела человека, необходимую для освоения учебных дисциплин рисунок и живопись. Вариативная часть адресована будущим художникам конкретных направлений и распределена по отдельным модулям содержания обучения пластической анатомии: текстильно-орнаментальному, объемно-скульптурному, миниатюрному живописно-плоскостному, декоративному живописно-плоскостному модулю [8]. Умение изображать фигуру человека особенно значимо для студентов, обучающихся по профилям, соответствующим первым трем модулям, их мы и рассмотрим в данном исследовании.
Структура содержания обучения пластической анатомии, включающая модульную вариативную часть, была разработана на основе анализа
художественно-выразительных средств традиционных художественных промыслов с точки зрения необходимости и специфики обучения пластической анатомии, при этом тема «Фигура человека» в содержании обучения является ключевой.
Рассмотрим специфику художественно-выразительных средств различных видов традиционных художественных промыслов, которая влечет за собой разнообразие требований к подготовке художников в части изображения фигуры человека, и связанные с ней особенности обучения пластической анатомии.
В таком виде искусства как художественное кружевоплетение, сюжеты с фигурами человека не имеют широкого распространения в силу технологических особенностей и декоративного характера изделий, предназначенных, в основном, для оформления одежды. Сюжетные композиции встречаются в
декоративных панно, подзорах XIX -начала XX века. При этом образы при воплощении в материале сильно трансформируются, степень
обобщения фигур, заданная возможностями технологии
изготовления, определяет материал, исключающий детальное изображение фигуры человека (рис. I28). Поэтому раннее считалось [7], что в этом случае
необходимость подробного изучения анатомии человека отсутствует. Это находило отражение в содержании обучения будущих художников кружевоплетению, где делался упор на изображении фигуры в статике, обобщение и упрощение крупных форм.
Однако в настоящее время в Высшей школе народных искусств (академии) художественное кружевоплетение изучается на направлении подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль моделирование в художественном кружевоплетении. Это расширяет профессиональные компетенции выпускников, которые обучаются не только умению проектировать и выполнять изделия из
28 Рис. 1. - фото из методического фонда кафедры художественного кружевоплетения ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
Рис. 1. А. Павлова. Художественно-
графический проект панно «Защитник земли русской». 2020 г.
Семестровая работа. Художественное кружевоплетение. Преподаватель Е.А. Лапшина
кружева, но и применять его в моделях одежды. Еще книги-самоучители по кройке и шитью начала XX века обязательно содержали темы, рассматривающие строение человеческого тела, пропорции фигуры, отклонение от правильного телосложения и т.д., поскольку знание основ пластической анатомии помогает грамотно, с учетом внешних форм тела создавать модели одежды [6, с.71]. Кроме того, художнику данного профиля необходимо умение выполнять графическую презентацию, чтобы наглядно представить разработанную модель одежды в сочетании с кружевом. «Процесс проектирования любого текстиля (кроме интерьерного) всегда имеет стадию графической презентации изделия на человеческой фигуре, грамотное рисование которой невозможно без знания основ пластической анатомии [2, с. 60]. Таким образом, необходимость понимать обусловленную анатомией форму тела, а таюке владеть умением изображать фигуру человека в эскизах и технических рисунках одежды, определяет содержание обучения пластической анатомии для будущих художников художественного кружевоплетения.
Художественная вышивка, как вид традиционных художественных
промыслов, предполагает более широкий спектр применения изображений человека. В XVII - XX вв. вышивку религиозных сюжетов, в основном созданную в монастырях, называли «живописью иглой», настолько богатый диапазон оттенков цвета, убедительный и четкий рисунок фигур, предметов, орнаментов создавали стежки цветных ниток (рис. 229). Сюжетные композиции встречались в древнерусском лицевом шитье в таких предметах религиозного культа как покровы, облачения духовенства, шитые иконостасы, хоругви и знамёна.
В современный период вышивка сюжетов с фигурами человека по-прежнему имеет место в предметах церковного назначения, в светской области художественная вышивка с изображением человека применяется самостоятельно только в панно и имеет редкое применение при декорировании одежды. Так же, как и при подготовке будущих художников кружевоплетения, «для повышения конкурентных преимуществ выпускников
29 Рис. 2. - фото из методического фонда кафедры художественной вышивки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
Рис. 2. О. Корепанова. Художественно-графический проект панно «Сказки Пушкина». 2021 г. Художественная вышивка Семестровая работа. Преподаватель Е. В. Сайфулина
кафедры художественной вышивки на рынке труда увеличен объем знаний по конструированию и художественному моделированию одежды [5, с. 176].
Поэтому при обучении художников данных профилей возникает необходимость анатомического анализа фигуры человека с точки зрения основы для разрабатываемой одежды, а также как объекта для графической демонстрации одежды с элементами вышивки или кружева [3, с. 130]. При этом необходимость в передаче мимики, эмоционального состояния модели при изображении фигур в эскизном и проектом представлении одежды отсутствует, как отвлекающий фактор при восприятии декора и модели.
Данные требования находят отражение в текстильно-орнаментальном модуле содержания обучения пластической анатомии. В нем акцентируется внимание на построении фигуры, ее пропорциях, даются ключи к выполнению обобщенного рисунка. Подробнее дается понятие равновесия, внутренних ритмов, контрапоста, рассматривается позвоночник, как ось тела. Через каноны пропорций и прототипов трактовки фигуры и ее деталей происходит поиск законов красоты. Пропорциональные каноны создают модульность фигуры человека, облегчают определение других значимых точек частей тела, что облегчает «построение» фигуры. Причем более значимым на занятиях по пластической анатомии становится изучение женской фигуры, как преобладающей в моделировании одежды с художественной вышивкой и художественным кружевоплетением.
Опыт преподавания все яснее показывает необходимость введения анатомической информации для выполнения эскизов модели и технического рисунка одежды в текстильно-орнаментальном модуле. После изучения инвариантной части необходимо формировать у студентов представление о возможностях стилизации, изменения пропорций, чтобы адаптировать анатомическую (реальную) информацию к особенному языку эскизов одежды, сохраняя верные пропорции между отдельными частями фигуры.
Особенность графической презентации фигур человека заключается в соотношениях размера головы и роста (в женской фигуре размер головы восемь с половиной раз помещается в росте, и девять размеров головы - в мужской), что создает впечатление большей стройности изображаемой фигуры. В целом делается акцент на основном силуэте, без анатомических подробностей, с удлинением ног, особенно голеней, а также шеи. Скелет и шарниры суставов представляются как структурный каркас, абрис фигуры определяется рельефом мышечной массы. В трактовке лица распространен «тип Нефертити» с портретными характеристиками ее древнеегипетского скульптурного изображения, такими как длинная шея, пухлые губы, выдающийся вперёд подбородок. Перечисленные особенности эскизов и технического рисунка одежды показывают, что они невозможны без умения уверенно изображать фигуру человека на основе анатомического устройства, знания пропорций и пластики фигуры.
Фигура человека является ключевой в тематике произведений косторезного искусства и в художественной резьбе по дереву. Традиции реалистичного изображения в этих видах художественных промыслов
определяют необходимость подробного изучения внешней формы фигуры и ее анатомического обоснования. Объемное изображение фигуры человека в богородской скульптуре, традиционной резьбе по кости требует более детального рассмотрения анатомии. Для художников этих направлений, кроме грамотно переданной формы фигуры, также необходима передача характера, эмоций и настроения персонажей через мимику, позы и пластику фигуры.
Одна из особенностей богородской художественной резьбы по дереву - пропорции фигуры человека в изделиях этого промысла. Традиционными для богородской игрушки являются пропорции детской фигуры - 4-5 размеров головы в росте, что характерно для народной игрушки в целом (рис. Ззд). Такая современная разновидность богородской резьбы как парковая скульптура, чей масштаб сопоставим с реальными размерами изображаемых персонажей, тем не менее, является увеличенной копией игрушки с теми же пропорциями. Существуют также особые пропорции для фигур святых, что определяется иконописным каноном (10 размеров головы к высоте фигуры в целом). В то же время
богородская скульптура малых форм требует передачи реальных пропорций.
В косторезном искусстве, как в разновидности скульптурной миниатюры, также встречаются «большеголовые» персонажи, что позволяет подчеркнуть образность, показать их мимику и характер (рис. 431). Например, такой шуточный характер имеют многие произведения косторезного искусства Чукотки.
Стилистика ломоносовской (холмогорской) резьбы по кости исторически сформировалась под влиянием европейской академической школы. Портреты и фигуры в этом виде традиционных художественных промыслов реалистичны и жизненно убедительны в своих пропорциях и тонкой трактовке (рис. 532).
Рис. 3. Е.С. Птицын. Скульптура «Дровосек».
2023 г. Богородская художественная резьба по дереву
30 Рис. 3. - фото из методического фонда Богородского института художественной резьбы по дереву - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
31 Рис. 5. - фото из методического фонда кафедры ювелирного и косторезного искусства ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
32 Рис. 6. - фото из методического фонда кафедры ювелирного и косторезного искусства ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
Рис. 4. Н.Д. Буторин. Скульптурная композиция. «Ловля оленя». 1968 г. Художественная обработка кости
Рис. 5. Е.В. Балашова. Панно «Моисей». Семестровая работа. 2010 г. Художественная обработка кости. Преподаватель Н.Д. Буторин
В объемно-скульптурном модуле содержания обучения пластической анатомии, предназначенном для обучения студентов по профилям художественной резьбы по кости и художественной резьбы по дереву, дается информация о вариативности пропорций в зависимости от задач, стоящих перед художником, формируется пространственное восприятие посредством заданий с акцентом на передачу объема и формы через линейно-конструктивное рисование. Особое внимание уделяется изучению таких средств создания образа, как пластика и мимика человека, проявляющиеся через движение мышц и тела в целом, а также роли изменения пропорций в заострении характера и эмоций персонажей.
В лаковой миниатюрной живописи реалистичное изображение человека также является важнейшей профессиональной компетенцией художника-миниатюриста. Поэтому особое внимание уделяется обучению изображению фигуры человека при освоении рисунка и живописи, а также подробному изучению пластической анатомии. При этом влияние на изображение фигур условного языка иконописи в традициях холуйской, мстерской, палехской миниатюры не является преградой для изучения реалистического изображения, и лишь корректируется на финальном периоде обучения объяснением зависимости пластики фигур от анатомической составляющей. Как проверка и закрепление навыков изображения человека в процессе подготовки будущих художников-миниатюристов на дисциплине «Проектирование» существуют творческие задания по изображению человека в различных сюжетных композициях.
В основу подготовки будущих художников-миниатюристов в Высшей школе народных искусств входит академическая система обучения рисунку и живописи, в которой большое внимание уделяется работе с натуры, что формирует глазомер, наблюдательность, умение анализировать и другие профессиональные качества художника.
В то же время изменение масштабов изображения при переходе от работы с натуры в формат лаковой миниатюры, часто сопровождается трудностями и ошибками в передаче пропорций и конструкции фигуры человека [4, с. 68]. Поэтому в миниатюрном живописно-плоскостном модуле вариативной части содержания обучения пластической анатомии, который реализуется при обучении будущих художников лаковой миниатюрной живописи, существует специфика в расстановке акцентов в обучении и объеме анатомической информации. Особое внимание уделяется также пропорциям, которые в различных направлениях лаковой миниатюрной живописи отличаются. Так, например, в мстерской и палехской лаковой миниатюрной живописи фигура человека изображается удлиненной и утонченной, особенно конечности (рис. б33), тогда как в федоскинской и холуйской лаковой миниатюрной живописи фигура человека выполняется более реалистично (рис. 7).
Рис. 6. И.В. Поселенова. Панно «Свадебный обряд», фрагмент. Палехская лаковая миниатюрная
живопись. Выпускная квалификационная работа. 2007 г. Руководитель А.Н. Арапов
Рис. 7. М. Ершова. Панно «Кому живется весело, вольготно на Руси», фрагмент. Холуйская лаковая миниатюрная живопись. Выпускная квалификационная работа. 2012 г. Руководитель Ю.А. Бесшапошникова
Кроме того, особенностью лаковой миниатюрной живописи является изображение фигур в движении, что является сложной задачей для
33 Рис. 6, 7. - фото из методического фонда кафедры лаковой миниатюрной живописи ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».
художника, и требует уверенного владения рисунком на основе знания анатомического устройства человека. Для развития умения изображать фигуру в движении включены упражнения на передачу динамики, тренинг схематичного изображения фигур людей в движении. Обращается внимание обучающихся на анатомическое содержание форм, контуры которых составляют силуэты фигур в произведениях лаковой миниатюрной живописи.
В трактовке фигуры человека особое значение имеют кисти и стопы, которые также подробно рассматриваются при обучении пластической анатомии будущих художников лаковой миниатюрной живописи.
Несмотря на малоформатность произведений лаковой миниатюрной живописи, фигуры человека в них прописываются тонко, с большим количеством деталей, поэтому данный модуль содержания обучения включает большее количество анатомической информации, фигура человека здесь изучается наиболее подробно.
Таким образом, приоритетами при обучении изображения фигуры человека будущих художников традиционных художественных промыслов на занятиях по пластической анатомии являются: представление о вариативности пропорций и понимание роли пропорциональных систем в создании художественного образа; степень обобщения анатомической информации в трактовке фигур; мера стилизации и условности; умение передавать движение или статику в зависимости от художественной задачи.
Дальнейшее совершенствование обучения пластической анатомии в части обучения изображению фигуры человека диктуется требованиями высшего образования в области традиционных художественных промыслов и повышения конкурентоспособности выпускников.
Литература
1. Александрова Н. М. Интегративные технологии обучения как педагогические инновации в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства / Н. М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2023. - № 1 (43). - С. 219-229. - DOI: 10.24412/2619-1504-2023-1-219-229. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_l/2023-01-21.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
2. Егорова С. И. Художественно-графическая подготовка студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности» / С. И. Егорова, А. М. Савинов // Концепт : электронный журнал. - 2018. - № 9. -С. 57-68. - URL: https://e-koncept.ru/2018/181062.htm (дата обращения: 15.02.2024).
3. Камнева С. Ю. Освоение студентами кафедры профессиональных дисциплин (профиль «Моделирование с художественной вышивкой») модных тенденций в украшении современной одежды / С. Ю. Камнева // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -2022. - № 4 (42). - С. 123-140. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-
21.pdf (дата обращения: 15.02.2024). - DOI: 10.24412/2619-1504-2022-4-123-140. -EDN: OWNPXS.
4. Ломакин М. О. Малоформатные рисунки в подготовке художников лаковой миниатюрной живописи / М. О. Ломакин // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - 2023. -№2(44). - С. 68-75. - DOI: 10.24412/2619-1504-2023-2-68-75. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-l l.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
5. Сайфулина Е. В. Основные факторы, влияющие на развитие высшего профессионального образования в области художественной вышивки / Е. В. Сайфулина // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2023. - № 4 (46). - С. 173-179. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2023_4/2023-04-19.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
6. Скоробогатова О. Ю. Предпосылки становления образования в области моделирования одежды в России XIX - начала XX веков / О. Ю. Скоробогатова // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. - 2022. - №2 (40). - С. 66-75. - DOI: 10.24412/2619-1504-2022-2-66-75. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-ll.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
7. Тихомиров С. А. Традиционные художественные промыслы России как неотъемлемая часть национального кода культуры / С. А. Тихомиров // Традиционное прикладное искусство и образование : электронный журнал. -
2021. - № 2 (36). - С. 90-103. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-90-103. -URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-ll.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
8. Уткин А. Л. Пластическая анатомия в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов: содержание обучения: монография : в 2-х частях / А. Л. Уткин ; Высшая школа народных искусств; под научной редакцией Н. М. Александровой. - Санкт-Петербург : ВШНИ,
2022. - Ч. I. - 100 с. - ISBN 978-5-907542-95-2.
References
1. Aleksandrova N. М. Integrativny' е texnologii obucheniya как pedagogicheskie innovacii v vy' sshem obrazovanii v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva / N. M. Aleksandrova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2023. - № 1 (43). - C. 219-229. - DOI: 10.24412/2619-1504-2023-1-219-229. - URL:
https: //www. dpio. ru/stat/2023_l /2023-01 -21. pdf (data obrashheniy a: 15.02.2024).
2. Egorova S. I. Xudozhestvenno-graficheskaya podgotovka studentov napravleniya «Konstruirovanie izdelij legkoj promyshlennosti» / S. I. Egorova, A. M. Savinov // Koncept : eTektronny'j zhurnal. - 2018. - № 9. - S. 57-68. - URL: https://e-koncept.ru/2018/181062.htm (data obrashheniya: 15.02.2024).
3. Kamneva S. Yu. Osvoenie studentami kafedry' professional'nyx disciplin (profir «Modelirovanie s xudozhestvennoj vy' shivkoj») modny' x tendencij v ukrashenii sovremennoj odezhdy, / S. Yu. Kamneva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2022. - № 4 (42). - C. 126-143.
- URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-21.pdf (data obrashheniya: 15.02.2024). -EDN: OWNPXS.
4. Lomakin M. O. Maloformatnye risunki v podgotovke xudozhnikov lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / M. O. Lomakin // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2023. - № 2 (44). - C. 68-75. -DOI: 10.24412/2619-1504-2023-2-68-75. - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2023_2/2023-02-l 1.pdf (data obrashheniya: 15.02.2024).
5. Sajfulina E. V. Osnovnye faktory\ vliyayushhie na razvitie vy' sshego professionaTnogo obrazovaniya v oblasti xudozhestvennoj vyshivki / E. V. Sajfulina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : elektronnyj zhurnal. - 2023. - № 4 (46). - C. 173-179. - URL: https : //www. dpio. ru/stat/2023_4/2023-04-19. pdf (data obrashheniya: 15.02.2024).
6. Skorobogatova O. Yu. PredposyTki stanovleniya obrazovaniya v oblasti modelirovaniya odezhdy' v Rossii XIX - nachala XX vekov / O. Yu. Skorobogatova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : eTektronny'j zhurnal. - 2022. - № 2 (40). - S. 66-75. - DOI: 10.24412/2619-1504-2022-2-66-75. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_2/2022-02-ll.pdf (data obrashheniya: 04.03.2024).
7. Tixomirov S. A. Traditiom^ e xudozhestvennye promy' sly' Rossii как neof emlemaya chasf nacionafnogo koda kultury' / S.A. Tixomirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie : elektronnyj zhurnal. - 2021. -№ 2 (36). - C. 90-103. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-90-103. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-l l.pdf (data obrashheniya: 15.02.2024).
8. Utkin A. L. Piasticheskaya anatomiya v vy sshem obrazovanii v oblasti tradicionnyx xudozhestvennyx promyslov : soderzhanie obucheniya : monografíya : v 2-х chastyax / A. L. Utkin ; Vy sshaya shkola narodny' x iskusstv; pod nauchnoj redakciej N. M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg : VShM, 2022. -Ch. I. - 100 s. - ISBN 978-5-907542-95-2.