УДК 743.611:745.513
Уткин A.JI., кандидат педагогических наук, и.о. проректора по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия), член Союза художников России, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, A., e-mail: [email protected]
Utkin A.L., PhD in Pedagogy, Acting Vice-Rector for Academic and Educational Work, Higher school of folk arts (academy), member of the Union of artists of Russia, Saint Petersburg, Griboyedov canal emb. 2, A, e-mail: [email protected]
Обучение пластической анатомии как ключевой компонент профессиональной подготовки будущих художников лаковой
миниатюрной живописи Training artistic anatomy as a key component of professional preparation of future artists of lacquer miniature painting
Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей обучения пластической анатомии в области лаковой миниатюрной живописи с учетом специфики изображения человека и животных в данном виде искусства. Показано, что специфика художественно-выразительных средств лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Холуя детерминируется иконописной историко-региональной традицией и определяет необходимость особых подходов к отбору содержанию обучения пластической анатомии и его методике. В статье дана характеристика особенностей обучения пластической анатомии будущих художников лаковой миниатюрной живописи с учетом данных условий. Возможность дальнейшего повышения эффективности обучения пластической анатомии автором видится в усилении междисциплинарных связей с профессиональными дисциплинами и определении цели обучения пластической анатомии как формирования навыков качественного изображения человека и животных в лаковой миниатюре.
Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, лаковая миниатюрная живопись; профессиональная подготовка, обучение пластической анатомии, профессиональное образование
Abstract. The article presents the results of a research of the features of training artistic anatomy in the field of lacquer miniature painting, taking into account the specifics of the depiction of humans and animals in this art. It is shown that the specificity of the lacquer miniature of Palekh, Mstyora, and Kholuy as a whole is determined by the iconographie traditions with the requirements of special approaches to the content of teaching artistic anatomy and its methodology arising from this fact. The characteristics of the features of training artistic anatomy to future artists of lacquer miniature painting are given. The further improvement of the effectiveness of training artistic anatomy is seen by the author in strengthening interdisciplinary ties with professional disciplines and defining the purpose of
training artistic anatomy as the formation of skills of high-quality depiction of humans and animais in lacquer miniature.
Keywords: traditional artistic crafts, lacquer miniature painting; vocational training, plastic anatomy training, vocational éducation.
Понятие профессиональной подготовки рассматривается нами как процесс обучения, направленный на формирование компетенций, необходимых при выполнении работы в конкретной сфере деятельности [1]. В профессиональной подготовке художников-миниатюристов ведущую роль играет профессиональное мастерство, представляющее собой совокупность теоретических и практических компетенций в профессиональном арсенале специалиста. В высшем образовании в области традиционных художественных промыслов необходимый профессиональный комплекс из знаний, умений, навыков формируется, прежде всего, на занятиях таких дисциплин, как «Мастерство лаковой миниатюрной живописи», «Особенности лаковой миниатюрной живописи», «Основы макетирования и проектирования» и т.д.
Большое значение в профессиональной подготовке придается общепрофессиональным дисциплинам, являющимся практическим и теоретическим фундаментом изобразительной деятельности, таким как «Рисунок», «Живопись», «Пластическая анатомия», «Перспектива» и т.д.
В центре профессионального интереса художников лаковой миниатюрной живописи всегда находилось изображение человека с отражением его внутреннего мира, повествование о его деяниях и взаимоотношениях с природой и обществом. Грамотное и высокохудожественное изображение человека, его фигуры и лица требует понимания анатомического устройства тела, причин и логики образования форм, знания его основных пропорций. Совокупность этих компетенций необходима для художника лаковой миниатюрной живописи, что обосновывает включение в программу подготовки будущих миниатюристов дисциплины «Пластическая анатомия».
Владение знанием пластической анатомии является обязательным базовым условием реалистического изображения человека, и чем ближе к натуре должно быть это изображение, тем более необходимым становится изучение художником анатомического строения человека.
Рассмотрим степень реалистичности изображений человека и животных в творчестве художников лаковой миниатюрной живописи. В каждом из ее направлений - мстерской, холуйской, палехской, федоскинской - существует особый изобразительный язык, своя стилистика изображения человека, что связанно с историко-региональными особенностями и художественными традициями [3; 5; 8]. Стиль федоскинского письма - наиболее реалистичный и приближенный к академической школе. Необходимость обучения пластической анатомии будущих федоскинских художников-миниатюристов
обоснована потребностью в реалистическом воспроизведении натуры [7, с. 131].
Остальные три направления лаковой миниатюры являются продолжателями изобразительной традиции древнерусской иконописи. Техника письма, материалы, условный изобразительный язык создают особый мир со своеобразным построением пространства и пластикой фигур: «иконописание ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Поэтому в иконописи есть и бывают определенные отступления от анатомии, необычная трактовка пространства и т. д.» [12, с. 6]. Анатомические детали в иконе часто интерпретируются символически или орнаментально. В этом заключается конфликт между требованиями знания пластической анатомии для реалистического изображения и специфической стилистикой произведений лаковой миниатюры, определяемой конструктивными, технологическими факторами и, иногда, вековыми художественными традициями.
А.Е. Филиппов, исследуя Распятия на средневековых иконах с точки зрения пластической анатомии, отмечает, что они варьируют от изображений, где «передача анатомических реалий приобретает черты схематизма, условности» до фигур с «органичным сочетанием психологической и анатомической достоверности, с утонченной и плавной ритмикой линий, равновесием композиции» [11, с. 75]. Следовательно, условный язык иконописи не исключает анатомической грамотности. В иконе изображение ликов и фигур святых по-своему реалистично и основано на анатомическом строении человека, реальной анатомической конструкции его тела. Поэтому актуальны проблемы соединения головы с шеей и плечами, то, как прядь волос огибает округлость головы и выпуклость ушной раковины, как «линиями складок фиксируется положение суставов, скрытых под одеждой, расположение и форма плечевого пояса, торса, рук и ног, а также их размеры по отношению к фигуре» [12, с. 10-11].
Таким образом, необходимость обучения пластической анатомии обусловлена профессиональными задачами изображения тела человека и животных с той или иной степенью анатомической достоверности [10]. Для эффективного обучения будущих художников-миниатюристов необходимо учитывать специфику изображения человека и животных в лаковой миниатюрной живописи [6; 9]. Рассмотрим данную специфику, а также ее влияние на содержание обучения пластической анатомии и его методику.
Во-первых, изображения миниатюрны, что определяет степень обобщения и детализации анатомических элементов. Подобный размер не позволяет подробно изображать анатомические детали, но требует понимания и знания их конструктивной сущности, пластики фигур и их пропорций. Поэтому необходимо изучать пластическую анатомию человека и животных без их подробной детализации, крупными узлами, чтобы минимальными изобразительными средствами передавать их пластическую сущность.
Во-вторых, имеет место иконописная стилизация, проявляющаяся в трактовке формы, передаче пропорций, способах изображения анатомических
деталей. Влияние иконописной стилизации, прежде всего, просматривается в мстёрской, холуйской, палехской лаковой миниатюрной живописи. Для понимания связи стилизованного изображения с анатомической основой были введены учебно-творческие задания - «изображение объекта с анатомическим анализом и последующей декоративной переработкой изображения в стилистике лаковой миниатюрной живописи». Подобные задания выполняются в ходе изучения тем: «Голова человека», «Руки и стопы», «Фигура человека в целом», а также в разделе «Пластическая анатомия животных».
Задание представляет собой проект, который включает несколько рисунков: рисунок с натуры изучаемого объекта (рис. 3 "' ), его анатомический анализ с изображением скелета и мускулатуры (рис. 1-2), и декоративная переработка натурного изображения (рис. 4).
Рис. 3. Рисунок с натуры головы Рис. 4. Декоративная переработка изображения человека головы человека в традиционной стилистике
подготовительного рисунка холуйской лаковой миниатюрной живописи
35 Рис. 1-4 - задания, выполненные студентами Высшей школы народных искусств (академии) в рамках освоения учебных дисциплин. Фото автора.
110
Последний рисунок (декоративная переработка) выполняется в стилистике и графических материалах, традиционно применяемых для подготовительных рисунков лаковой миниатюрной живописи - линейный рисунок простым карандашом или кистью в два цвета (черный для контуров и красный для изображения «пробелов»). Например, выполняя это задание (тема «Голова человека»), студенты выбирают выразительный ракурс и типаж изображаемого персонажа. Это может быть женская, мужская голова или голова старика, ребенка. Как показывает опыт, интересные результаты дает конкретизация задания - выполнение графического автопортрета, что облегчает поиск модели для изображения, дает возможность сравнения с оригиналом.
Рисунки, которые обучающиеся выполняют в процессе работы над заданием, должны быть сопоставимы по ракурсу и повороту - натурный рисунок головы, рисунки черепа и мускулатуры головы.
При выполнении декоративной переработки натурного изображения перед обучающимися ставится задача переосмысления образа в иконописной стилистике с анатомическим анализом, при этом характер изображения заостряется, проводится отбор деталей и необходимое для стилизации обобщение. Образ может трансформироваться с изменением пропорций при сохранении, хотя бы частичном, анатомической достоверности.
При изучении пластической анатомии животных рисунки с натуры могут заменяться сбором иллюстративных материалов и их зарисованием с целью изучения характерной пластики, пропорций, возможных движений и ракурсов конкретного вида животного.
В-третьих, в лаковой миниатюрной живописи фигуры изображаются в одежде, открытыми и значимыми для изображения остаются лица, кисти рук, стопы, что определяет приоритет в отборе содержания обучения пластической анатомии - уделяется значительное внимание изучению и рисованию таких сложных узлов, как кисти, стопы, а также голова человека и фигура в целом. По завершению каждой из этих тем студентами выполняется задание по сбору информации об анатомии объекта и декоративной переработке его изображения на анатомической основе.
В-четвертых, фигуры в лаковой миниатюре изображаются не только в статичных позах, но и в движении. Изображение фигуры в движении - одна из наиболее сложных для художника задач, поэтому часть заданий посвящена изучению биомеханики и принципов движения. С этой целью выполняются рисунки движений обобщенными формами, зарисовки схем движения, например, лошади (схемы шага, рыси, галопа) и др.
В-пятых, традицией лаковой миниатюрной живописи определяется выбор животных для изображения (лошади, редко домашние животные и сцены охоты - олени и т. д.). В произведениях лаковой миниатюрной живописи Палеха, Мстёры, Холуя, Федоскино преобладают изображения человека. Анималистические сюжеты в основном содержат изображения лошади, и примером могут служить знаменитые «тройки» Федоскино и
Палеха. Соответственно, и содержание обучения пластической анатомии будущих художников лаковой миниатюры построено таким образом, что раздел пластической анатомии человека является основным, а в разделе «Пластическая анатомия животных» большее внимание уделяется изучению лошади в статике и динамике.
Завершается изучение данного раздела выполнением проекта по самостоятельному исследованию анатомии животного, в рамках которого собирается дополнительный материал, делаются наброски, зарисовки и декоративная переработка изображения. На примере изучения одного животного обучающиеся приобретают опыт самостоятельной работы по изучению анатомии животных, который будет им полезен в будущей творческой деятельности.
В то же время творческая фантазия студентов не ограничена рамками традиционных сюжетов, и выбор животных для изображения достаточно широк. В этом можно убедиться на примере художественно-творческого конкурса по выполнению броши в технике лаковой миниатюрной живописи «Анималистический образ в лаковой миниатюрной живописи», организованного кафедрой лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии) [4]. В конкурсе участвовали студенты институтов лаковой миниатюрной живописи Мстеры, Холуя, Федоскино. Из 45 работ, представленных на конкурс, не было ни одного изображения лошади, что свидетельствует, в том числе, о готовности студентов расширить вариативность традиционных сюжетов, переосмысливать наследие предыдущих поколений художников, творчески развиваться самим и развивать художественные традиции лаковой миниатюрной живописи. Кроме того, причинами выбора животных, могут быть личные предпочтения студентов и даже их опасения не справиться со сложной задачей из-за недостаточной практики.
Один из важных факторов повышения эффективности обучения пластической анатомии - тесная взаимосвязь с профессиональными («Мастерство» и «Проектирование») и общепрофессиональными («Рисунок» и «Живопись») дисциплинами. В 2023 г. в рамках курсов повышения квалификации проходили встречи преподавателей рисунка, живописи и пластической анатомии Высшей школы народных искусств (академии) и преподавателей мастерства и проектирования Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова и Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи. Темой встреч было обсуждение путей дальнейшего совершенствования мастерства в изображении человека, корректировка рабочих программ по рисунку и живописи. Были выявлены отдельные недостатки в изображениях людей в проектах и курсовых заданиях по мастерству, такие как: ошибки в пропорциях, недостаточная взаимосвязь силуэтов изображаемых фигур с анатомическим строением человеческого тела.
Сложность работы над подобными изображениями заключается в том, что в лаковой миниатюрной живописи приходится делать композиции с изображениями людей по представлению и по памяти. Для отработки навыков передачи пропорций, конструкции, пластики и движения было предложено увеличить количество заданий по изображению фигур человека (в курсах дисциплин «Рисунок» и «Живопись»), ввести учебные задания по изображению двух фигур натурщиков, выстроить единый тематический план по рисунку, живописи на уровне среднего профессионального образования и бакалавриата, специалитета. Пластическая анатомия в этой цепочке общепрофессиональных и профессиональных дисциплин является ключевым звеном получения знаний и умений по изображению человека. Состоявшееся обсуждение проблем подтвердило приведенные в этой статье результаты анализа особенностей обучения пластической анатомии и обозначило перспективу совершенствования этого обучения в области традиционных художественных промыслов.
Таким образом, гарантией успешного развития лаковой миниатюрной живописи и транслирования национальных художественных традиций является профессиональное образование. Дисциплина «Пластическая анатомия», как немаловажная его часть, определяет качество профессиональной подготовки художников лаковой миниатюрной живописи. Условием эффективности обучения пластической анатомии будущих художников-миниатюристов является осуществление этого обучения с учетом изобразительной специфики лаковой миниатюры. Именно в этом случае формируется мастерство и готовность к профессиональной деятельности, происходит профессиональное становление художника-миниатюриста, что доказывается высоким качеством выпускных квалификационных работ Высшей школы народных искусств (академии) [2].
Литература
1. Александрова Н.М. Закономерности профессиологической теории образования в области традиционных художественных промыслов / Н.М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование. - № 1 (36) - С. 91-100 - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-1-91-99. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_l/2021-01-12.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
2. Бесшапошникова Ю.А. Выпускная квалификационная работа -гарант сохранения традиций и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи / Ю.А. Бесшапошникова // Традиционное прикладное искусство и образование. -2021. -№3 (38). - С. 122-132. -DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-118-128 - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-20.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
3. Бесшапошникова Ю.А. Содержание высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи: монография / Ю.А. Бесшапошникова; Высшая школа народных искусств (академия); под
научной редакцией В. Ф. Максимович. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 121 с. - ISBN 978-5-907193-22-2.
4. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-творческий конкурс как фактор активизации творческой активности студентов / Ю.А. Бесшапошникова // Традиционное прикладное искусство и образование. -2021. - №3 (38). - С. 122-132. -DOI: 10.24412/2619-1504-2022-3-39-45 - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-06.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
5. Борисова В.Ю. Проектирование композиций на тему современной действительности в мстёрской лаковой миниатюрной живописи / В.Ю. Борисова // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 4 (39). - С. 178-186. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-4-178-186. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-22.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
6. Максимович В.Ф. Специфика эстетики традиционных художественных промыслов / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 4 (43). - С. 60-66. - URL: https://www. dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-15.pdf (дата обращения: 06.02.2023)
7. Салтанов М.А. Роль дисциплины «Проектирование» в подготовке бакалавров в лаковой миниатюрной живописи Федоскино / М.А. Салтанов // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3 (38). - С. 133-142. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-129-138 - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-21.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
8. Салтанов М.А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Салтанов Михаил Алексеевич; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2018. - 172 с.
9. Уткин A.JI. Пластическая анатомия в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов: содержание обучения: монография в 2-х частях / A.JI. Уткин; Высшая школа народных искусств (академия); под научной редакцией Н.М. Александровой - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - Ч. I. - 100 с. - ISBN 978-5-907193-77-2.
10. Уткин A.JI. Профессиональная направленность обучения пластической анатомии в области традиционных художественных промыслов / A.JI. Уткин // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. -№ 1 (40). - С. 91-96 - DOI: 10.24412/2619-1504-2022-1-91-96 - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-12.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
11. Филиппов А.Е. Об анатомической достоверности в сюжете «Распятие» в русской иконописи XV - начала XVI веков / А.Е. Филиппов // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2015. - № 22. - С. 70-82. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-anatomicheskoy-dostovernosti-v-syuzhete-raspyatie-v-russkoy-ikonopisi-xv-nachala-xvi-vekov (дата обращения: 03.02.2023).
12. Шеко, Е.Д. Основы иконописного рисунка: учебно-методическое пособие / Е.Д. Шеко, М.И. Сухарев - Москва: Православный Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2011. - 87 с.
References
1. Aleksandrova N.M. Zakonomernosti professiologicheskoj teorii obrazovaniya v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov / N.M. Aleksandrova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - № 1 (36) - S. 91-100 - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-1-91-99. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_l/2021-01-12.pdf (data obrashcheniya: 10.02.2023).
2. Besshaposhnikova YU.A. Vypusknaya kvalifikacionnaya rabota -garant sohraneniya tradicij i razvitiya holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / YU.A. Besshaposhnikova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. - № 3 (38). - S. 122-132. - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-118-128 -URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-20.pdf (data obrashcheniya: 10.02.2023).
3. Besshaposhnikova YU.A. Soderzhanie vysshego obrazovaniya v oblasti holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: monografiya / YU.A. Besshaposhnikova; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya); pod nauchnoj redakciej V. F. Maksimovich. - 2-е izd. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2018. - 121 s.
- ISBN 978-5-907193-22-2.
4. Besshaposhnikova YU.A. Hudozhestvenno-tvorcheskij konkurs kak faktor aktivizacii tvorcheskoj aktivnosti studentov / YU.A. Besshaposhnikova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 3 (38). - S. 122-132.
DOI: 10.24412/2619-1504-2022-3-39-45 - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2022_3/2022-03-06.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2023)
5. Borisova V.YU. Proektirovanie kompozicij na temu sovremennoj dejstvitel'nosti v mstyorskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi / V.YU. Borisova // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 4 (39). - S. 178-186.
DOI: 10.24412/2619-1504-2021-4-178-186. - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-22.pdf (data obrashcheniya: 05.02.2023).
6. Maksimovich V.F. Specifika estetiki tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie.
- 2022. - № 4 (43). - S. 60-66. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-15.pdf (data obrashcheniya: 06.02.2023).
7. Saltanov M.A. Rol' discipliny «Proektirovanie» v podgotovke bakalavrov v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi Fedoskino / M.A. Saltanov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. -2021. -№3 (38). - S. 133-142.
DOI: 10.24412/2619-1504-2021-3-129-138 - URL:
https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-21.pdf (data obrashcheniya: 13.02.2023).
8. Saltanov M.A. Sistema obrazovaniya bakalavrov v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki)»: dissertaciya na soiskanie
uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Saltanov Mihail Alekseevich; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg, 2018. - 172 s.
9. Utkin A.L. Plasticheskaya anatomiya v vysshem obrazovanii v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: soderzhanie obucheniya: monografiya v 2-h chastyah / A.L Utkin; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya); pod nauchnoj redakciej N.M. Aleksandrovoj - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2022. - CH. I. - 100 s. - ISBN 978-5-907193-77-2.
10. Utkin A.L. Professional'naya napravlennost' obucheniya plasticheskoj anatomii v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov / A.L. Utkin // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 1 (40). - S. 91-96 -DOI: 10.24412/2619-1504-2022-1-91-96 - URL: https://www.dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-12.pdf (data obrashcheniya: 13.02.2023)
11. Filippov A.E. Ob anatomicheskoj dostovernosti v syuzhete «Raspyatie» v russkoj ikonopisi XV - nachala XVI vekov / A.E. Filippov // Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2015. - № 22. - S. 70-82. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-anatomicheskoy-dostovernosti-v-syuzhete-raspyatie-v-russkoy-ikonopisi-xv-nachala-xvi-vekov (data obrashcheniya: 03.02.2023).
12. SHeko, E.D. Osnovy ikonopisnogo risunka: uchebno-metodicheskoe posobie / E.D. SHeko, M.I. Suharev - Moskva: Pravoslavnyj Svyato-Tihvinskij gumanitarnyj universitet, 2011. - 87 s.