Современные педагогические технологии
УДК 378.14:745
Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]
Aleksandrova N.M., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Research Institute of traditional artistic crafts, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, emb. Griboedov Canal, 2, lit., e-mail: [email protected]
Интегративные технологии обучения как педагогические инновации в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства Integrative learning technologies as pedagogical innovations in higher education in the field of traditional applied arts
Аннотация. Статья посвящена изучению использования интеграции для разработки интегративных технологий обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства. Раскрыта сущность интегративных технологий обучения. Приведены конкретные примеры интегративных технологий, осуществляемых в отборе содержания и процесса обучения. Дана характеристика технологии отбора художественно-технологического содержания обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи, технологии отбора содержания пластической анатомии с учетом особенностей различных видов традиционного прикладного искусства, интегративной технологии освоения содержания обучения метадисциплине.
Ключевые слова: идея, интеграция, технология обучения, высшее образование, традиционное прикладное искусство, дидактика, методика.
Abstract. The article is devoted to the study of the use of integration for the development of integrative learning technologies in higher education in the field of traditional applied arts. The essence of integrative learning technologies is revealed. The specific examples of integrative technologies implemented in the selection of the content and learning process are given. The article describes the technology of selecting the artistic and technological content of teaching Kholui lacquer miniature painting, the technology of selecting the content of plastic anatomy, taking into account the peculiarities of various types of traditional applied art, integrative technology of mastering the content of teaching meta-discipline.
Keywords: idea, integration, learning technology, higher education, traditional applied art, didactics, methodology.
Технологии обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства являются компонентом дидактики и методики этого уровня образования. Под технологиями обучения понимают процесс формирования видов деятельности, компетенций и качеств личности будущего профессионала. В соответствии с функциями технологии, отмеченными в теории общей технологии, определены требования к осуществлению технологий обучения [1, с. 129]. Такими требованиями выступают последовательность, алгоритмичность, этапность, процедурность, режимность. Это означает, что любая технология обучения имеет свою последовательность выполнения; алгоритмы, этапы, процедуры, режимы её осуществления.
Для того, чтобы создать технологию обучения применяют технологический подход. Применение его приводит к выстраиванию процесса обучения и воспитания как к технологическому процессу. Этот процесс многокомпонентный и включает технологию подготовки к обучению, технологию отбора содержания обучения, технологию процесса обучения, технологию оценивания обучения.
Ввиду того, что любая конкретная задача обучения реализуется собственной технологией, технологий обучения множество, т.е. существуют разнообразные технологии подготовки к обучению, технологии отбора содержания обучения и т.д. Однако есть общие (типовые) технологии. Это обобщенные структуры, из компонентов которых могут создаваться частные единичные технологии обучения, в том числе и в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства.
Изучение представленных в научной литературе классификаций типовых технологий обучения выявило их различные научные основания: психолого-педагогические, профессиологические, потребностные (зависящие от потребностей субъектов обучения) [1; 4; 9]. Это доказывает наличие широкого спектра оснований технологий обучения и открытие новых, что продиктовано появлением нового содержания обучения, нового обучающего процесса (новых методов, средств, форм, среды, оценивания, методик обучения).
В этой связи интегративный подход как возможность применения интеграции к разработке технологий обучения вполне правомочен. Действительно интеграцией создано содержание высшего образования в области традиционного прикладного искусства, а именно, метадисциплин «Декоративный рисунок» [6, с. 37-38] и «Пластическая анатомия» [11, с. 29], художественно-технологического содержания образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи [2, с. 81] и др. Кроме этого интеграция методов, средств, форм, среды и оценивания как ведущих компонентов процесса обучения позволила создать уникальные дидактические условия для эффективной подготовки бакалавров по различным видам традиционного прикладного искусства [3; 5; 7].
Именно процессом интеграции, возможно, объединить условно разделенные технологии обучения. Например:
- операциональные - технологии формирования различных способов умственных действий и операций у будущих художников, обеспечивающих развитие абстрактно-логического (понятийного) мышления;
- эмоционально-эстетические - технологии, направленные на развитие эмоционально-эстетического опыта, необходимого для создания художественных произведений в конкретных видах традиционного прикладного искусства; утверждение избирательности эстетических предпочтений; мотивирование изучения художественных изделий; приобретение навыков эстетического оценивания)
- эвристические - технологии, которые направлены на развитие инновационного мышления, способствующего выбору решений в создании художественных произведений традиционного прикладного искусства, а именно, в разработке новых технологических методов, способов и приёмов изготовления художественных изделий; в преобразовании конструкционных форм и применении новых материалов в проектировании и изготовлении произведений.
Раскроем интегративные технологии обучения на конкретных примерах. Отметим, что данные технологии являются инновационными, так как впервые созданы и успешно использованы в подготовке художников-бакалавров в области художественного кружевоплетения, художественной вышивки, художественной резьбе по кости и дереву, лаковой миниатюрной живописи в Высшей школе народных искусств (академии).
Пример первый - технология отбора художественно-технологического содержания обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи студентов в высшем образовании по специальности Живопись, специализации -художник-живописец (церковно-историческая живопись). Данную технологию можно назвать интегративной, т.к. ее методолого-теоретической основой является взаимосвязь профессиональной художественно-технологической деятельности художника холуйской лаковой миниатюрной живописи и содержания высшего образования. Данная взаимосвязь базируется на идее создания содержания высшего образования на основе изучения видов профессиональной деятельности художников. Технология реализуется изучением особенностей художественно-технологической деятельности художника и фиксации их в учебном материале содержания профильных учебных дисциплин, таких как «Основы проектирования и макетирования», «Совершенствование мастерства» и др.
Осуществление технологии отбора художественно-технологического содержания обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи начинается с установления особенностей этой живописи: стилистической специфики, декоративности и вписанности в фон предмета, конкретности изобразительного языка, содержания художественного образа, пластического
строя композиции, образности цвета, орнаментального обрамления, эмоциональной содержательности [2, с. 36-37].
Кроме этого важно, чтобы преподаватель-исследователь определил, что он понимает под видом профессиональной художественно-технологической деятельности. При этом он должен исходить из того, что в профессиологии профессионального образования методы, способы, средства, характер, операции и приемы воздействия на предмет деятельности с целью его преобразования являют суть профессиональной деятельности [10]. В этой связи, исследуя художественно-технологическую деятельность художников и студентов, изучаются именно перечисленные выше характеристики преобразования предмета. Поскольку эту деятельность можно отнести к интегративному виду [2, с. 37-39], то дифференцируя ее на художественную и технологическую части, изучают их более подробно и далее, устанавливая взаимосвязи между ними, формируют понимание художественно-технологической деятельности.
Остановимся на этом более подробно на примере холуйской лаковой миниатюрной живописи. Художественная часть интегративного вида деятельности состоит из комплекса последовательно выполняющихся этапов: поиск идеи художественного произведения; разработка композиционного и колористического решения; проектирование изделия с детальной проработкой элементов, характерных для традиций конкретного вида традиционных художественных промыслов; выполнение в материале произведения с учетом таких средств художественного выражения, как способ наложения красок, исполнительское мастерство, декоративность, содержание миниатюрной живописи, художественный образ, пластический строй, цвет, условность и др. Определяются конкретные средства художественной деятельности и формируются в группы, такие как, материально-технические, информационные художественно-стилистические, логические.
Технологическая часть художественно-технологической деятельности представляет собой выполнение на папье-маше холуйской лаковой миниатюрной живописи с использованием принципиальных положений построения композиции, орнамента, колористического решения; специфических операций - нанесение белильного грунта, (роскрыши, лессировок), применение методов и приемов именно холуйской живописи. Выявляются средства технологической деятельност - материалы и инструменты. Так, инструментами являются: курант, мастихин и плита для приготовления красок.
Подробное изучение художественной и технологической деятельности позволяет четко представить ее сложность, материалы, возможные трудности, что важно включить в содержание дисциплин профильного образования.
Соединяя части в единую художественно-технологическую деятельность, определяется интегративный результат - особая живопись с одноклеймовой (односюжетной) или многоклеймовой (многосюжетной) композицией, которая завершена, т.е. ее элементы вписаны в единое
живописное пространство и замкнуты введением кулис первого плана, живопись имеет конкретность изобразительного языка, формы и цвет приближены к действительности [2, с. 42] и соответствует традициям холуйской лаковой миниатюры.
Профессиологические, т.е. профессионально-деятельностные основы содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи устанавливают прямую связь вырабатываемых умений и навыков у будущих художников и этой деятельности.
Это осуществляется посредством отбора такого содержания образования по дисциплинам, которое соответствует логике освоения художественно-технологической деятельности и является результатом выполнения нескольких ее технологических этапов: первый - изучение конкретных видов художественной и технологической деятельности и их совмещения; второй - точное установление общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые формируются во время подготовки художников; третий - моделирование содержания блоков дисциплин (модулей), например, обязательной части («Общий курс композиции», «Иконография», «Основы проектирования и макетирования», «Техника темперной живописи и технология живописных материалов» и др.) в соответствии с методами, средствами, процессом деятельности и выявленными компетенциями. Отметим, что содержание высшего образования позволяет будущим художникам освоить выполнение сложных композиций по собственным художественным проектам, спроектировать новые конструкции форм изделий, получить новые выставочные произведения миниатюрной живописи. Это возможно только после освоения ими особенностей макетирования разнообразных форм изделий, законов построения многофигурных композиций, методов оформления форм, решений орнаментальных, многоклеймовый и много фигурных композиционных задач.
Художественно-технологический рукотворный процесс создания холуйской и иных видов лаковой миниатюрной живописи, с заложенным в нем знанием стилистических особенностей, логики работы, техники исполнения живописи, во времени длителен. Именно это во многом определяет содержание и структуру длительного практического процесса обучения профессиональной деятельности, то есть изучение последней приводит не только к отбору специфического содержания дисциплин, но и к выстраиванию логики и объема теоретического и практического видов обучения дисциплинам.
Пример второй - технология отбора содержания пластической анатомии с учетом особенностей различных видов традиционного прикладного искусства. Данная технология является интегративной, так как основана на интеграции различных дисциплин и выявлении взаимовлияния специфики конкретных видов традиционного прикладного искусства и содержания учебной дисциплины «Пластическая анатомия».
Это означает, что содержание дисциплины отбирается с учетом тех видов традиционного прикладного искусства, которые непосредственно осваивают студенты в процессе обучения.
«Пластическая анатомия» как метадисциплина имеет инвариантную и вариативную части [11, с. 30].
Технологически последовательность отбора содержания состоит из двух крупных этапов: разработки инвариантной части и разработки вариативной части.
Инвариантная часть содержит учебную информацию, формирующую общие целостные представления об изображении человека и животных в статическом и динамическом положении, и строится на базе интеграции дисциплин «Академический рисунок», «Академическая скульптура», которые изучаются студентами непосредственно в вузе, и научной дисциплины «Анатомия», раскрывающей особенности внутреннего и внешнего строения человека и животных. В связи с этим инвариантная часть, не учитывающая специфику видов прикладного искусства, тоже создана интеграцией. Значение данной части важно тем, что разделы и темы в ней соответствуют практическим заданиям по дисциплинам «Академический рисунок», «Академическая скульптура», которые призваны обучать реалистическому изображению человека и животных.
Вариативная часть метадисциплины «Пластическая анатомия» концентрирует в себе содержание, учитывающее изображение человека и животных в зависимости от вида традиционного прикладного искусства. Для создания содержания пластической анатомии исследуется профессиональная деятельность художников и изучаются произведения лаковой миниатюрной живописи (федоскинской, палехской, мстерской, холуйской), художественной резьбы по дереву и по кости, ювелирного искусства, декоративной росписи (нижнетагильской, жостовской, московского письма), художественной вышивки, художественного кружевоплетения и других видов традиционного прикладного искусства с целью установления техники изображения человека или животных (реалистической, стилизованной), которое зависит от вида искусства.
Эта часть метадисциплины в связи с этим разделяется на модули содержания обучения. Каждый модуль представляет собой результат интеграции особенностей изображения человека и животных в конкретных видах традиционного прикладного искусства, содержания научной дисциплины «Анатомия» и содержания требований к обучению пластической анатомии, исходящих из федеральных государственных образовательных стандартов для высшего образования, согласно которым осуществляется процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. Приведем примеры модулей содержания обучения.
Объемно-скульптурный модуль характеризует освоение реалистического изображения человека и животных путем создания конструктивно-анатомического рисунка с передачей объема, нескольких
ракурсов, при соотношении часов изучения человека и животных 60/40. Данный модуль предназначен для обучения будущих художников художественной резьбе по дереву, художественной резьбе по кости, ювелирному искусству, где изображение человека и животных во многих случаях является основным.
Миниатюрный живописно-плоскостной модуль предопределен для изучения пластики фигуры в целом, ключевых узлов - голова, кисти рук, стопы, при соотношении часов изучения человека и животных 80/20. Модуль определен для обучения будущих художников лаковой миниатюрной живописи, которой свойственна реалистичность (федоскинская миниатюра), миниатюрность, стилизация, преимущественное статическое и динамическое изображение человека, среди животных - лошади [11, с. 67].
Текстильно-орнаментальный модуль предназначен для изучения фигуры человека и животных с высокой степенью обобщения форм при указанном выше соотношении часов изучения человека и животных. Модуль выбран для обучения студентов художественному кружевоплетению, художественной вышивке, когда изображение человека и животных, стилизованное по формам и пропорциям, плоскостно-силуэтное, часто схематичное представлено в проектах и техническом рисунке [11, с. 67].
Приведенные примеры технологий отбора содержания обучения в области конкретных видов традиционного прикладного искусства доказывают не только приоритетность интегративных процессов, но и сложность их механизма. Отметим, что обсуждаемые примеры технологий успешно внедрены в реальный учебный процесс подготовки художников.
Завершая обсуждение использования интегративных технологий обучения как педагогических инноваций в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов, приведем пример применения указанных технологий непосредственно в процессе обучения. При этом используем методический уровень этого процесса, а именно методику освоения студентами содержания обучения метадисциплин.
Остановимся на интегративной технологии освоения содержания обучения метадисциплине. Выше приведенный пример представил одну из метадисциплин «Пластическую анатомию». Однако в образовательном процессе подготовки художников традиционного прикладного искусства присутствуют и иные метадициплины, например, «Декоративный рисунок» [5]. Технология освоения содержания обучения любой из этих дисциплин строится на основе учета видов традиционного прикладного искусства, по которым осуществляется подготовка художников, и имеет общую методическую последовательность: вначале осваивается содержание инвариантной части метадисциплины, затем - содержание вариативной части метадисциплины. Для этого составляются методика обучения инвариантной части и методика обучения вариативной части.
Методика обучения инвариантной части направлена на освоение содержания базовой части метадисциплин, которая не зависит от конкретных
видов традиционного прикладного искусства. Она выстраивается по конкретной теме дисциплины (а так как тем несколько, то состоит из нескольких методик). Общий алгоритм разработки методик следующий: 1) определяют цель и задачи обучения; 2) выделяют ступени выполнения студентами определенного задания; 3) разрабатывают ход выполнения учебного задания; 4) выделяют в соответствии с ходом занятия методы преподавания и учения; 5) устанавливают дидактические средства обучения; 6) выявляют формы обучения; 7) определяют форму и критерии промежуточного и итогового контроля выполнения студентами работы по теме.
Ввиду того, что преподавание вариативной части содержания обучения метадисциплин имеет особенности, связанные с конкретными видами традиционного прикладного искусства, оно в своей технологической последовательности также интегрировано, то есть одновременно преподаватель может использовать несколько частных методик обучения -методик освоения содержания обучения, различающихся спецификой конкретных видов искусства. Это оправдано тем, что общепрофессиональные метадисциплины «Пластическая анатомия» и «Декоративный рисунок» предназначены для одновременного обучения студентов одного потока, но разных профилей (видов традиционного прикладного искусства). При этом профильные группы студентов малочисленны. Для обучения каждому профилю преподаватель разрабатывает частную методику. Совокупность всех частных методик представляет собой единую методику обучения вариативной части метадисциплины. Частные методики обучения имеют единую общую структуру: 1) цель и задачи обучения, 2) обоснование использующегося методологического подхода и методов обучения, 3) этапы хода выполнения учебно-творческого задания, 4) средства и формы обучения, 5) оценивание работы обучающихся.
Однако содержание каждого структурного компонента одной частной методики отличается от содержания структурного компонента другой методики, так как содержит информацию, продиктованную спецификой отдельного профиля обучения.
Например, даже используемые графические знаки в изобразительно-декоративных приемах, которыми овладевают студенты различные в зависимости от профиля. Так, линейно-графический прием декоративного решения (изображение линии прямой, бесконечной, изогнутой, ломаной; линии различной тональности, тонкой, светлой, черной, а также сочетание вертикальных и горизонтальных линий, создающих ритм в изображении) наиболее часто используется в художественной вышивке и художественном кружевоплетении, поскольку соответствует специфике как проектного рисования по вышивке и кружевоплетению, так и художественно-технологическим особенностям готовых изделий [6, с. 70].
Таким образом, интегративные технологии обучения как педагогические инновации в высшем образовании области конкретных видов
традиционного прикладного искусства реализуют идеи интеграции и интегративного подхода, они многочисленны, устанавливают и раскрывают сложный механизм интеграции в образовательном процессе. Интегративные технологии обучения, несомненно, имеют большие перспективы их применения, что повышает значение создания теории интеграции в области подготовки художников традиционного прикладного искусства.
Литература
1. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учебное пособие для студентов педагогических вузов и научно-педагогических работников профессионального образования / Н.М. Александрова. - Нижний Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет; Санкт-Петербург: Любавич, 2010.-186 с.
2. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше; специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Юлия Авенгеровна Бесшапошникова. -Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 2015. -227 с.
3. Бесшапошникова Ю.А. Выпускная квалификационная работа -гарант сохранения традиций и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 3. - С. 118-128. - URL: http://dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-20.pdf (дата обращения: 22.02.2023). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-38-118-128 EDN: AMWWLG
4. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности / Э.Ф. Зеер. A.M. Павлова, Н.О. Садовникова. - Москва: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. - 188 с.
5. Колобов В.Н. Профессиональное образование в области художественной резьбы по кости - фактор сохранения и развития косторезного искусства: монография в 2-х частях. Ч. II / научный редактор В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020. - 100 с.
6. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства: монография / М.О. Ломакин. - Санкт-Петербург, ВШНИ. - 152 с.
7. Сайфулина Е.В. Развитие исследовательской активности студентов в процессе проектной деятельности / Е.В. Сайфулина // Педагогический журнал. - 2020. - № 2А. - С. 201-206.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий В 2-х т., Т. I. / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2005. - 555 с.
9. Сердюцких И. А. «Педагогическая технология» и «технология обучения». - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/09/20/pedagogicheskaya-tehnologiya-i (дата обращения: 22.02.2023).
10. Теория профессиологии педагогического образования: монография / под научной редакцией Н.М. Александровой. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 230 с.
11. Уткин A.JI. Пластическая анатомия в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов: содержание обучения: монография в 2-х частях, Ч. I / A. JI. Уткин. - Санкт-Петербург, ВШНИ. - 83 с.
References
1. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika: metodologiya i teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov professional'nogo obrazovaniya / N.M. Aleksandrova. - Nizhnij Novgorod: Volzhskij gosudarstvennyj inzhenerno-pedagogicheskij universitet; Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010. - S. 129.
2. Besshaposhnikova YU.A. Hudozhestvenno-tekhnologicheskoe soderzhanie vysshego obrazovaniya v oblasti holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi na pap'e-mashe; special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / YUliya Avengerovna Besshaposhnikova. -Sankt-Peterburg, FGBOU VO «Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya)», 2015.-227 s.
3. Besshaposhnikova YU.A. Vypusknaya kvalifikacionnaya rabota - garant sohraneniya tradicij i razvitiya holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 3. - S. 118-128. -URL: http://dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-20.pdf (data obrashcheniya: 22.02.2023). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-38-118-128 EDN: AMWWLG
4. Zeer E.F. Proforientologiya: teoriya i praktika. Vzaimosvyaz' tipa lichnosti i sfery professional'noj deyatel'nosti / E.F. Zeer. A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. -Moskva: Akad. proekt; Ekaterinburg: Delovayakn., 2004. - 188 s.
5.Kolobov V.N. Professional'noe obrazovanie v oblasti hudozhestvennoj rez'by po kosti - faktor sohraneniya i razvitiya kostoreznogo iskusstva: monografiya v 2-h chastyah. CH. II / nauchnyj redaktor V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2020. - 100 s.
ó.Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov tradicionnogo prikladnogo iskusstva: monografiya / M.O. Lomakin. - Sankt-Peterburg, VSHNI. - 152 s.
7. Sajfulina E.V. Razvitie issledovatel'skoj aktivnosti studentov v processe proektnoj deyatel'nosti / E.V. Sajfulina // Pedagogicheskij zhurnal. - 2020. - № 2A. -S. 201-206.
8. Selevko G.K. Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij V 2-h t., T. I / G.K. Selevko - Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2005. - 555 s.
9. Serdyuckih I.A. «Pedagogicheskaya tekhnologiya» i «tekhnologiya obucheniya». - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/09/20/pedagogicheskaya-tehnologiya-i (data obrashcheniya: 22.02.2023).
10. Teoriya professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya / pod nauchnoj redakciej N.M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013. - 230 s.
11. Utkin A.L. Plasticheskaya anatomiya v vysshem obrazovanii v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: soderzhanie obucheniya: monografiya v 2-h chastyah, CH. I / A.L. Utkin. - Sankt-Peterburg, VSHNI. - 83 s.