Научная статья на тему 'Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства'

Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н. М.

В статье дается обоснование необходимости изучения учебных дисциплин в подготовке художников традиционного прикладного искусства с позиций интеграции. Раскрыта междисциплинарность как направление и уровень интеграции содержания учебных дисциплин. Охарактеризованы учебные метадисциплины в структуре профессионального образования художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства»

Н.М. Александрова, доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства Высшей школы народных искусств (академии)

МЕТАДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Аннотация. В статье дается обоснование необходимости изучения учебных дисциплин в подготовке художников традиционного прикладного искусства с позиций интеграции. Раскрыта междисциплинарность как направление и уровень интеграции содержания учебных дисциплин. Охарактеризованы учебные метадисциплины в структуре профессионального образования художников.

Ключевые слова: Интеграция, профессиональное образование, традиционное прикладное искусство, содержание образования, метадисциплина

N. Aleksandrova, doctor of education, professor, director of the Research and Innovation Center for Traditional Applied Arts of Higher School of Folk Arts (academy) [email protected]

METADISCIPLINES IN PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ARTS

Abstract. The article provides a substantiation of the need to study the academic disciplines in the training of artists of traditional applied art from the point of view of integration. Disclosed is interdisciplinarity as a direction and level of integration of the content of educational disciplines. Educational metadisciplines in the structure of professional education of artists are characterized.

Key words: Integration, vocational education, traditional applied arts, the content of education, metadiscipline.

В дидактике профессионального образования давно обоснована закономерность интеграции и дифференциации, а также принцип интеграции и дифференциации [1 - 3]. Процессы интеграции и дифференциации действительно играют существенную роль в создании и изучении содержания профессионального образования.

Так В.А. Попков и В.А. Коржуев считают, что процессы интеграции и дифференциации являются методологической основой межнаучных и межпредметных связей, образующихся в процессе высшего образования [8, с. 128]. А.П. Беляева рассматривает интеграцию и дифференциацию как комплексное решение качественного изменения учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе, которое способствует успешному овладению каждым обучающимся знаниями, умениями и навыками, способами умственной и практической деятельности, формированию личностных качеств в условиях учебно-профессиональной деятельности [1, с. 68].

В профессиональной педагогике интеграцию рассматривают в широком и узком смысле. Под интеграцией в широком смысле понимают приведение содержания образования к единой дидактической форме для подготовки по интегрированным видам профессиональной деятельности, объединенным на базе производственных, технологических, экономических, психофизиологических и дидактических общностей. Под интеграцией в узком смысле понимают объединение общеобразовательных, общепрофессиональных, специальных учебных дисциплин, всех учебно-производственных работ в единый интегрированный комплекс. Дифференциацию же рассматривают как процесс разделения содержания образования для быстрого, четкого и прочного освоения специальных знаний и умений. При интеграции и дифференциации содержания образования возникают новые научные понятия, учебные дисциплины.

Как известно, интеграция и дифференциация являет собой в дидактике противоположные и одновременно протекающие процессы. Для раскрытия сущности процессов интеграции и дифференциации в профессиональной педагогике выявляются их методологические функции.

Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства (уровни средний и высший) также, как и иные образовательные направления использует интеграцию и дифференциацию. В содержании профессионального образования интеграцией созданы новые учебные дисциплины, новые методики обучения [2 - 6]. Дифференциацией раскрыто содержание образования, отражающее специфику профессиональной деятельности в конкретных видах традиционного прикладного искусства, которые зависят от регионально-исторических традиций [2,10]. Дифференциацией, например, представлены Д.Ю. Христолюбовой особенности

михайловского, ижеславского, скопинского, ряжского, рязанского художественного кружевоплетения в учебном пособии «Проектирование художественного кружевоплетения (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское)» для студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид - художественное кружевоплетение) [10].

Рассматривая интеграцию и дифференциацию как одновременно протекающие противоположные процессы раскроем сущностные стороны интеграции содержания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. В теории содержания профессионального образования выделены уровни интеграции: философский, общенаучный, междисциплинарный, внутридисциплинарный (межпредметный). Рассмотрим эти уровни, при этом в контексте статьи остановимся более подробно на одном из них - междисциплинарном.

На философском уровне интегрируется содержание профессионального образования, которое признано формировать у обучающихся чрезвычайно важные для художника мировоззренческие позиции, уважительное отношение к традиционному прикладному искусству, понимание народного искусства как уникального культурного наследия человечества. Отсюда, содержание учебных дисциплин всех циклов обучения наполняется информацией философского мировоззренческого характера. Такие учебные дисциплины общекультурного значения, как «Философия традиционного прикладного искусства», «История искусств», «История традиционного прикладного искусства», «Современные проблемы традиционного прикладного искусства» в структуре профессионального образования будущих художников, содержат большое количество информации о значимости традиционного прикладного искусства в жизни и культуре человека, о сохранении этого вида искусства обществом, о путях воссоздания утраченных видов искусства, о сочетании традиций и инноваций в конкретных видах искусства. Вся учебная информация имеет ориентацию на постепенное становление в студентах профессионала в традиционном прикладном искусстве, обладающего твердыми мировоззренческими, эстетическими, историко-региональными принципами.

Общенаучный уровень интеграции содержания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства обеспечивает появление нового знания из знания нескольких наук, нескольких систем. Например, при изучении пропедевтики как учебной дисциплины, обучаемые конкретному виду традиционного прикладного искусства погружаются сразу в системы нескольких наук: технологию,

материаловедение, цветоведение и др. При этом у студентов формируется системное видение художественного произведения, компонентами которого являются не только художественно-эстетическое восприятие, а процесс изготовления изделия с особенностями цвета, материалов, технологии.

Интеграция междисциплинарного уровня реализует общедидактический методологический подход к формированию профессиональных знаний и умений как к результату междисциплинарного взаимодействия. На уровне учебного плана это взаимодействие осуществляется между циклами обучения. На междисциплинарном уровне (определенном уровне взаимодействия, то есть системе) системообразующими связями выступают функции и принципы структурирования содержания отдельных циклов дисциплин. При этом цикл является подсистемой общей междисциплинарной системы или определенной дискретной единицей содержания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Это является объективным обеспечением интеграции структуры отдельных циклов, что обусловлено логикой развития традиционной прикладной культуры, производственным процессом создания художественных изделий, достижениями научных дисциплин.

На междисциплинарном уровне интеграции создается обобщенная дискретная информация о наличии связей между учебными дисциплинами. Связи образуют целый комплекс и отбор содержания в дисциплинах цикла (например, общепрофессионального) ведется на основе исследования конкретных видов традиционного прикладного искусства (художественного кружевоплетения, художественной вышивки, лаковой миниатюрной живописи и др.), а также их подвидов (например, в лаковой миниатюрной живописи: холуйская, мстерская, палехская, федоскинская). Отбор содержания дисциплин обязательно проводится с учетом закона соответствия профессиональной деятельности характеру современных средств производства. Это означает, что обучение конкретному виду традиционного прикладного искусства (например, художественной резьбе по кости) должно включать в себя не только информацию о современных способах обработки кости, но и проводить занятия со студентами на самых современных станках и с использованием современного ручного инструмента. Использование в учебном процессе современных технологий, методов и способов производства художественных изделий необходимо и с позиций формирования конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования на рынке труда.

В теории и практике профессионального образования в области традиционного прикладного искусства изучение интеграции междисциплинарного уровня позволило выделить новый дидактический принцип - междисциплинарность и новый ведущий признак отбора содержания образования - междисциплинарность. Основной причиной появления междисциплинарности как принципа и признака являются результаты научных исследований подготовки специалистов, бакалавров, магистров по профилям традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии). Успешно защищенные диссертационные исследования Ю.А. Бесшапошниковой, Е.А. Лапшиной, М.О. Ломакиным, Т.М. Носань, Е.В. Сайфулиной, О.В. Федотовой, Д.Ю. Христолюбовой и других ученых, а также опубликованные учебники и учебные пособия по художественному кружевоплетению, художественной вышивке, холуйской лаковой миниатюрной живописи, иконописи, художественной резьбе по кости и другим видам традиционного прикладного искусства Д.В. Завалей, С.Ю. Камневой, В.И. Колобова, Н.Г. Кузнецова, Е.А. Лапшиной, Ю.Е. Лапиной, Т.Е. Лончинской и других доказали приоритетность междисциплинарного взгляда на разработку содержания и процесса обучения.

Так, в исследованиях М.О. Ломакина [4], посвященных изучению места декоративного рисунка в структуре подготовки художников традиционного прикладного искусства (уровень высшего образования) доказано, что интеграция в содержании подготовки на междисциплинарном уровне обеспечивает раскрытие связей между учебной дисциплиной «Декоративный рисунок» и учебными дисциплинами «Декоративная живопись», «Композиция», «Проектирование изделий традиционного прикладного искусства», «Мастерство».

М.О. Ломакиным убедительно доказано, что определение и использование в процессе обучения преподавателями таких междисциплинарных связей дает возможность формировать в сознании студента логических зависимостей, например, «рисунок - живопись - композиция - проект изделия - профессиональное исполнение изделия в материале». Это не только способствует запоминанию у студентов последовательности и специфики выполнения изделия традиционного прикладного искусства, но и формированию у них художественного инновационного мышления важного для создания нового произведения искусства.

Учебные дисциплины, образованные междисциплинарным взаимодействием -междисциплинарной интеграцией, такие как «Декоративный рисунок», «Мастерство» и

другие в структуре дисциплин учебного плана подготовки художников в среднем профессиональном и высшем образовании занимают особое место. Они находятся формально в определенных циклах дисциплин. Однако, их реальное место нахождения между циклами общепрофессиональных и профессиональных (узкопрофессиональных или специальных) дисциплин. В виду этого, возможно предложить для профессионального образования в области традиционного прикладного искусства новый цикл дисциплин с примерным названием - межпрофильный.

Обучение таким дисциплинам проводится несколько курсов подряд, что связано с выполнением задачи по становлению устойчивого процесса формирования будущих компетентностей у выпускников в конкретном виде традиционного прикладного искусства. Кроме этого такие учебные дисциплины на своем интеграционном уровне создают новое содержание обучения. Например, содержание учебной дисциплины «Декоративный рисунок» ориентировано не только на формирование у студентов общекультурных и общепрофессиональных компетенций (умение отличать художественные приемы, стилевые особенности работы мастеров художественного рисунка; владение и умение грамотно использовать полученные навыки исполнения натурного рисунка на любых уровнях работы над декоративным рисунком), но и на приобретение ими спектра новых профессиональных компетенций. К ним относятся следующие: для лаковой миниатюрной живописи - владение методами, способами и выразительными средствами для получения переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной композиции с учетом художественной специфики лаковой миниатюрной живописи; для декоративной росписи по металлу - нахождение четкого решения орнаментальных элементов в соответствии с композиционной сущностью выполнения декоративной работы; для художественного кружевоплетения - умение применять стилистические приемы искусства художественного кружевоплетения при создании декоративных решений [4, с. 55-56].

Дисциплины, образованные междисциплинарным взаимодействием, называют метадисциплинами, комплексными дисциплинами. Они созданы на основе дидактического принципа - междисциплинарности, а ведущим признаком отбора содержания этих дисциплин является - междисциплинарность.

Метадисциплинарность или комплексность проявляется в соединении нескольких частей дисциплины. Эти части также могут иметь названия. Например, в

метадисциплине «Декоративный рисунок» содержится две следующие части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть включает в себя общие сведения: об искусстве декоративной графики, о тональных пятнах, о композиции, о количестве светлого и темного, цельного и дробного и др. Содержание вариативной части построено таким образом, что оно, учитывая требования к инвариантной части, раскрывает специфику выполнения декоративного рисунка в соответствии с конкретными видами традиционного прикладного искусства - профилями подготовки.

В этой связи преподавателю декоративного рисунка важно владеть содержанием программ дисциплин, связанных с формированием пропедевтических, композиционных, проектировочных, исполнительских знаний и умений в конкретном виде традиционного прикладного искусства. Это необходимо для разработки специального, ориентированного на конкретный вид искусства содержания образования, в котором будут учтены особые изобразительные средства, техники изображения и графические материалы, особые орнаментальные мотивы типичные для того или иного вида традиционного прикладного искусства.

Таким образом, метадисциплина является соединением минимум двух разделов или частей, при этом один из них обладает обобщенной учебной информацией, а второй частной, узкоспециальной. Метадисциплинарность проявляется через сложное дифференцирование содержания, которое осуществляется во второй - узкоспециальной части метадисциплины. Особыми признаками метадисциплины или комплексной дисциплины выступают: интеграция и дифференциация содержания образования и длительность преподавания (обычно 2 или 4 курса подряд).

Сложная по структуре метадисциплина обязана быть обеспечена особой методикой обучения. Учеными в теории профессионального образования выявлен новый уровень методики - метаметодика, которая преодолевает предметный уровень методик и их абсолютность [4, 9]. Именно такие методики - внепредметные, междисциплинарные, охватывающие особенности обучения разным по структуре разделам и ориентированные на длительное обучение должна быть разработаны преподавателями метадисциплин (комплексных дисциплин). Создание и реализация таких метаметодик (комплексных методик) является обязательной дидактической подготовкой преподавателя к процессу обучения с помощью метадисциплин. Это соотвествует логике учебного процесса и, как доказали экспериментальные исследования, повышает качество профессионального образования в области

традиционного прикладного искусства. Структура метаметодики также, как и метадисциплины может содержать инвариантную и вариативную части, образовываться интеграцией и дифференциацией методов, средств, форм организации учебного процесса. Первые метаметодики для обучения в области традиционного прикладного искусства уже созданы и успешно внедрены в учебный процесс в Высшей школе народных искусств (академии).

Завершая изложение проведенных исследований, необходимо отметить, что разработка и внедрение в практику метадисциплин базируется, прежде всего, на таких закономерностях как: взаимосвязь интеграции и дифференциации, функциональная зависимость содержания профессионального образования от регионально-исторических особенностей конкретных видов традиционного прикладного искусства, единство содержания образования и методики обучения.

Что касается внутридисциплинарной интеграции, то благодаря ей создается содержание одной дисциплины цикла обучения или модуля при подготовке профессионалов в области традиционного прикладного искусства. На внутридисциплинарной интеграции конкретизируется смысл и функции интеграции более высоких уровней, в том числе междисциплинарной. На внутридисциплинарном уровне интеграции создаются модели содержания не нескольких дисциплин или одной метадисциплины, а содержание отдельных тем, лекций, практических занятий, включенных в одну дисциплину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО; Радом, 1997. - 227 с.

2. Бесшапошникова, Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бесшапошникова Юлия Авенгеровна. - СПб., 2015. - 227 с.

3. Бесшапошникова, Ю.А., Носова Е.П. Пропедевтика: учеб. пособие по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» профиль - художественная роспись (холуйская лаковая миниатюрная живопись на папье-маше). - СПб.: ВШНИ, 2014. - 72 с.

4. Ломакин, М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ломакин Михаил Олегович. - СПб.: 2016. - 251 с.

5. Максимович, В.Ф. Преемственность профессионального образования в народных художественных промыслах как основа качества обучения [электронный ресурс] // Педагогика искусства. Сетевой электронный научный журнал - 2012. No 2-Режим доступа: http://www.art-education.ru /sites /default /files / journal_pdf /maksimovich_12_june.pdf

6. Николаева, А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Николаева Анна Алексеевна. - СПб., 2017. - 214с.

7. Попов, В.В. Принципы отбора и структурирования содержания учебного материала. - М.: Изд-во ИПО, 1990. - 70 с.

8. Попков, В.А., Коржуев, А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический проект, 2010. - 341 с.

9. Сухоруков, В.Д. Метаметодика в контексте дидактических традиций и новаций // Universum: Вестник Герценского университета, Вып. № 7, 2007. - С. 6-9.

10. Христолюбова, Д.Ю. Проектирование художественного кружевоплетения (михайловское, ижеславское, скопинское, ряжское, рязанское): учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид - художественное кружевоплетение). - СПб.: ВШНИ, 2016. - 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.