Актуальные проблемы педагогики традиционного прикладного искусства: традиции и новации
Проблемы методологии
Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e-mail: [email protected]
Aleksandrova N.M., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Research institute of traditional artistic crafts, Higher school of folk arts (academy), 191186, St.-Petersburg, emb. Griboedov Canal, 2, lit., e-mail: [email protected]
Понятийное поле технологий обучения в высшем образовании в области
традиционного прикладного искусства The conceptual field of teaching technologies in higher education in the field
of traditional applied art
Аннотация. В статье представлены теоретические основания создания понятийного поля технологии обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства. Выявлен круг понятий, характеризующих технологию обучения на базе технологической теории обучения в профессиональной педагогике. Установлена интеграция как основа раскрытия сущности технологических понятий: «технологические связи», «оптимизация технологии», «степень свободы содержания и процесса обучения», «непрерывность технологии обучения» и других. Приведены примеры технологий обучения конкретным видам традиционного прикладного искусства в высшем образовании.
Ключевые слова: технология обучения, традиционное прикладное искусство, понятийное поле, высшее образование, интеграция, технологическая теория обучения.
Abstract. The article presents the theoretical grounds for creating a conceptual field of teaching technology in higher education in the field of traditional applied art. A range of concepts has been identified that characterize the technology of teaching on the basis of the technological theory of training in professional pedagogy. The integration has been established as the basis for revealing the essence of technological concepts: «technological connections», «technology optimization», «degree of freedom of content and educational process», «continuity of learning technology» and others. The examples of training technologies for specific types of traditional applied art in higher education are given.
Keywords: teaching technology, traditional applied art, conceptual field, higher education, integration, technological theory of training.
55
Технологии обучения в области высшего образования играют одну из ведущих дидактических ролей и в педагогике рассматриваются как часть педагогических образовательных технологий.
В настоящее время в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства не только разработаны, но и успешно осуществляются множественные технологии обучения. Технологии обучения внедрены в подготовку художников по следующим профилям (видам традиционного прикладного искусства): художественная вышивка (ивановская строчка, олонецкое шитье, крестецкая строчка, белая гладь, владимирские верхошвы и др.), художественное кружевоплетение (вологодское, киришское, михайловское, ижеславское, скопинское, рязанское и др.), лаковая миниатюрная живопись (палехская, мстерская, холуйская, федоскинская), декоративная роспись по металлу и дереву (нижнетагильская, московское письмо, урало-сибирская), богородская резьба по дереву, холмогорская резьба по кости, ювелирное искусство, ростовская финифть. Как показало исследование, чаще всего используются в процессе обучения по различным дисциплинам такие технологии как: развитие творческих умений; освоение способов проектирования и моделирования художественных изделий; формирование художественного типа личности, то есть наиболее приспособленного к художественным видам деятельности (созданию произведений в стилистике определенного вида традиционного прикладного искусства, интеграции в едином произведении композиционных, колористических, орнаментальных, эстетических решений).
Например, при подготовке бакалавров в области художественной вышивки в Высшей школе народных искусств (академии) уже более десяти лет успешно применяется технология развития творчества, как необходимого профессионального качества обучающегося, основывающаяся на выявлении креативности личности каждого студента, последовательном развитии ее в соответствии с индивидуальной программой и сопровождающаяся мониторингом изменения творческих качеств студента [9].
Еще одним успешным примером технологии обучения в области традиционного прикладного искусства является интегративно-дифференцированная технология обучения дисциплине при подготовке художников по различным профилям - видам этого искусства, также осуществленная в Высшей школе народных искусств (академии). Сущность данной технологии обучения заключается в том, что для овладения обучающимися профессиональными видами художественной деятельности, например, декоративным рисунком, декоративной живописью, реорганизуется содержание и учебный процесс дисциплины. Для этого создаются структуры содержания обучения двух типов: инвариантная (интегрированная) - общая для нескольких видов искусства и вариативная (дифференцированная) - только для одного из них и выстраивается жесткая логика обучения - от инвариантной части к вариативной. Это непосредственно влияет на обеспечение высокого уровня освоения знаний и умений в
конкретном виде традиционного прикладного искусства. Именно так построено содержание и процесс обучения общепрофессиональных метадисциплин «Декоративный рисунок» и «Пластическая анатомия» [7; 11].
Применение технологий обучения в приведенных примерах направлены на повышение качества обучения, но не равнозначны в предметах своего воздействия и способах осуществления. Так, предметом воздействия технологии развития творчества является непосредственно личностные качества обучающегося, а в интегративно-дифференцированной технологии обучения дисциплине - содержание и процесс ее преподавания. Эти два примера доказывают широту применения и разнообразность технологий обучения, что неоднократно отмечали в своих трудах В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, М.С. Пак, Г.Н. Селевко и другие ученые. Подтверждением этого служит и то, что классификаций педагогических технологий (а, значит, и технологий обучения) существует множество. Согласно классификации, в зависимости от психолого-педагогической направленности обучения, которая предложена Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования, технология развития творчества определяется как одна из группы технологий саморазвития. Технология же интегративно-дифференцированного обучения дисциплине выявлена как результат взаимодействия интегративной методологии и теории профессионального образования и не входит в какую-либо классификацию. Обе технологии обучения впервые не только применены к области высшего образования в сфере традиционного прикладного искусства, но и вносят новое научное знание о технологиях в теорию высшего художественного образования.
Несмотря на использование многочисленных технологий обучения при подготовке художников традиционного прикладного искусства в высшем образовании в настоящее время не установлено методологически и теоретически важное понятийное поле технологий обучения, т.е. системы связанных понятий, которая бы раскрывала и объясняла сущностные характеристики и логику использования технологических понятий применительно к процессу обучения. Для того чтобы это осуществить необходимо разобраться в сути понятия «технология обучения», его связи с другими понятиями.
Ядром технологий обучения и педагогических образовательных технологий является технологическая (процессная) составляющая любой дидактической или методической системы. Именно технологическая сторона образования и обучения отличает указанные выше технологии от отдельных применяемых на практике дидактических методов, средств и форм. Изучив взгляды современных ученых (В.П. Беспалько [2], В.С. Зайцева [5], Г.К. Селевко [10], В.М. Монахова [8], А.М. Кушнира [б], М.А. Чошанова [12] и др.) на педагогические образовательные технологии и технологии обучения, можно представить следующие единые основания для их создания:
- использование технологического подхода; применение систем взаимодействия субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателя, студента и студентов и др.);
- сопоставление исходных данных и планируемых результатов; интеграция содержания, методов, средств, форм и среды осуществления образовательного процесса.
Подчеркнем, что перечисленные дидактические составляющие в технологиях обучения используются именно с помощью интеграции, то есть объединения их для достижения определенного запланированного и предсказательного результата. Это объясняется сущностью технологии как некого процесса. Так, в соответствии с Большим толковым словарем русского языка [4], под понятием «технология» понимают: во-первых, совокупность операций, методов и процессов в определенной сфере или отрасли; во-вторых, совокупность знаний о способах обработки чего-либо, методах осуществления процессов. Как видно из определения понятия «технология», методы, процессы, способы, операции составляют ее единое объединенное понятийное поле.
Согласно технологической теории обучения в профессиональной педагогике понятие «технология обучения» в смысловой нагрузке базируется на межнаучной интеграции понятий дидактики профессиональной педагогики и общей технологии [1, с. 65]. Это означает, что понятийное поле технологий обучения в области традиционных художественных промыслов обязано включать в себя понятия, корневая основа которых исходит и из общей технологии, и из дидактики высшего образования в сфере этого искусства одновременно. Это является неукоснительным требованием к выбору понятий и их разъяснению. Иначе технологичность как один из смысловых признаков рассматриваемых понятий, входящих в понятийное поле может быть потеряна. При этом между понятиями разрушается их технологическая взаимосвязь, основанная на сущности технологии - процесса преобразования предмета в иной предмет путем использования средств преобразования.
Используя изучение опубликованных результатов научных исследований и реализованных технологий обучения в практике подготовки художников традиционных художественных промыслов, было определено понятие «технология обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства». Сущность этого понятия состоит в:
- использовании в обучении регионально-исторических, художественно-технологических, конструкционных, композиционных, колористических, орнаментальных, эстетических особенностей конкретного вида традиционного прикладного искусства (например, мстерская лаковая миниатюрная живопись, богородская резьба по дереву, нижнетагильская роспись и др.);
- логическом применении целеполагания, планирования, научной организации учебно-воспитательного процесса; интеграции содержания, методов, средств, форм, среды обучения в интересах повышения качества
обучения и воспитания будущих высококвалифицированных художников -носителей конкретного вида этого искусства.
В технологической теории обучения (разработана в 1997 г. в Научно-исследовательском институте профессионально-технического образования Российской академии образования) - дидактической теории профессиональной педагогики - рабочими понятиями являются: элемент технологии обучения, непрерывность обучения, степень свободы содержания и процесса обучения, оптимизация учебного процесса, технологические связи, качество обучения и др. Все указанные выше понятия могут входить в понятийное поле технологий обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства. Остановимся на этом подробнее.
Под элементом технологии обучения подразумевают единицу процесса обучения. В технологии профессионального обучения, в том числе традиционным видам прикладного искусства, часто используемыми единицами, в которых зафиксированы цель и содержание обучения, выступают:
- преподаватель и обучающийся как субъекты индивидуального процесса обучения;
- содержание, методы, средства, формы, контроль как дидактически необходимые элементы, без которых не осуществляется обучение;
- приобретенные компетенции, качества личности как технологически важные и дидактически необходимые результаты.
Раскрывая сложный системный характер технологий обучения дисциплины, а также их логическую последовательность, процедурность как их признаки, единицами процесса обучения могут выступать:
- технология подготовительных для проведения занятий работ (составление плана и технологической карты занятия; подбор образцов -дидактических средств, например, образцов видов художественной вышивки при обучении этому виду искусства; проверка наличия материалов, инструментов и приспособлений для осуществления практических занятий по конкретному виду традиционного прикладного искусства);
- технология основного процесса обучения (собственно проведение занятия, например, лекции по истории развития и художественной ценности различных видов художественного кружевоплетения рязанской области);
- технология дополнительного обучения, включающая технологию дополнительных индивидуальных занятий со студентами, проводящихся с целью развития творческих и исследовательских умений в рамках плана работ студенческого научного общества, или выполнение обучаемым практической работы в связи с отставанием от ее планового исполнения.
- технология оценивания процесса обучения, включающая вводную, текущую, итоговую и остаточную проверку знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине или практике плана освоения конкретного профиля (вида) традиционного прикладного искусства;
- технология подготовки к следующему занятию (циклу занятий) согласно программе дисциплины или практики, заложенной в структуре образовательной программы по освоению конкретного профиля традиционного художественного промысла.
В реальном процессе обучения единицы, закрепляющие цель и содержание обучения, и единицы, фиксирующие логическую последовательность обучения, совмещаются (интегрируются) и представляют собой целостный технологический процесс.
Следовательно, понятие «элемент технологии обучения» определяем, как сложное системное понятие, устанавливающее иерархическую зависимость элементов между собой. Поясним на примере. Ошибки в избрании методов, средств, форм и контроля в отношении конкретного содержания обучения, например, киришского художественного кружевоплетения, могут привести к несформированности на запланированном уровне профессиональных компетенций (например, к незнанию колористических, орнаментальных, композиционных, художественно-технологических, эстетических особенностей киришского художественного кружевоплетения; его отличительных особенностей от вологодского, михайловского кружевоплетения; неумению спроектировать и выполнить в материале новое художественное изделие в технике именно киришского вида плетения, не овладению регионально-историческим уникальным видом ручного плетения кружев). Это потребует разработки технологии дополнительного обучения, изменений в технологиях оценивания процесса обучения и технологии подготовки к следующему занятию.
«Непрерывность технологии обучения» как одно из понятий, входящих в понятийное поле, получено интеграцией понятий:
- «непрерывность технологического процесса», означающего непрерывность преобразования какого-либо предмета (сырья) в новый предмет (продукт), обладающий новыми качествами;
- «непрерывный процесс обучения», определяющийся как непрерывное освоение общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков и качеств личности на занятиях по дисциплинам и при прохождении практик при обучении конкретному профилю (виду) традиционного прикладного искусства.
Непрерывный процесс обучения конкретному виду традиционного прикладного искусства можно рассматривать и как непрерывное обучение в высшем образовании, например, обучение сначала в бакалавриате, а затем в магистратуре. При всех приведенных выше вариантах непрерывного обучения непрерывность технологии обучения требует точности в выборе и использовании содержания, методов и средств обучения. Отсутствие дублирования содержания обучения и срывов сроков обучения являются важнейшими требованиями для организации непрерывного процесса обучения. Именно так было организовано в Высшей школе народных искусств непрерывное обучение в высшем образовании на уровнях бакалавриата и
магистратуры по профилям художественная вышивка, декоративная роспись по металлу (нижнетагильская), богородская художественная резьба по дереву, ювелирное искусство и другим.
Понятие «степень свободы содержания и процесса обучения» определяется как параметры содержания и учебного процесса, имеющие первостепенное значение для обучения различным видам традиционного прикладного искусства. К таким параметрам, возможно, отнести:
- основное содержание учебных дисциплин, базирующееся на целостной регионально-исторической и художественно-технологической сущности конкретного вида традиционного прикладного искусства;
- базовые средства практического обучения (например, для практического обучения богородской художественной резьбе по дереву -богородский нож, стамески, исторические образцы лучших художественных произведений богородской резьбы);
- индивидуальную форму организации обучения, сопровождающуюся наставничеством - «системой социально-педагогических воздействий преподавателя на сознание, чувства и волю обучаемых с целью формирования у них положительного отношения к традиционному прикладному искусству, стремление к его сохранению и овладению на высоком уровне художественно-технологической деятельностью» [12, с. 97];
- художественно-творческую среду процесса обучения, обеспечивающую развитие у студентов самостоятельной творческой деятельности, направленной на формирование познавательной деятельности, готовности к самообразованию.
Как видно, степень свободы содержания и процесса обучения связывает его элементы и условия, которые существуют во время обучения.
Понятие «оптимизация процесса обучения» означает выбор такого содержания и процесса обучения, которые приводили бы к наилучшему результату и при этом были бы использованы наименьшие затраты на его достижение. Оптимизация процесса обучения в своем корневом смысле исходит из общих положений оптимизации в технологии [11, с. 87-88], а значит, она зависит от занятого объема средств для получения желаемого качества знаний, умений, навыков и качеств личности выпускника. В объем средств для обучения конкретным видам традиционного прикладного искусства в высшем образовании входят: квалифицированные педагоги -носители конкретных, преподаваемых ими видов этого искусства; материально-техническое обеспечение учебных аудиторий, мастерских, зависящее от изучаемого в них вида традиционных художественных промыслов; содержание и средства теоретического и практического обучения дисциплинам, соответствующее современным нормативным и дидактическим требованиям; осуществление интеграционных связей между учебными дисциплинами; система оценивания процесса и результатов обучения.
Понятие «технологические связи» в технологической теории обучения профессиональной педагогики определены как системные связи,
сформированные воздействием элементов друг на друга и в целом системы обучения с внешним ее окружением [1, с. 94]. Например, если в подготовке художников холуйской лаковой миниатюрной живописи действует художественно-технологическая система обучения художников (впервые установлена Ю.А. Бесшапошниковой [3]), то в ней преподаватель и обучающийся, содержание, методы, средства, формы, среда, контроль обучения, профессионально значимые компетенции и качества личности представляют собой элементы технологии обучения, которые имеют взаимные связи. При этом научные основания этих системных связей одновременно:
- частнодидактические - историко-региональная сущность художественной технологии холуйской лаковой миниатюрной живописи в содержании дисциплин и построении практических занятий по проектированию и изготовлению художественных изделий, учебники и учебные пособия, образцы лучших художественных произведений как дидактические средства, профессиональный язык общения преподавателя и студентов и многое другое;
- технологические - цель, направленная на результат; логическая и преемственная последовательность обучения (от освоения простых операций к освоению всего комплекса процедур изготовления новых творческих произведений); выявление этапов (модулей) процесса обучения; установление обязательного мониторинга освоения этапов.
Ввиду того, что технологические связи - это системные связи, они все значимы, и выделить из них наиважнейшие невозможно. Отсюда, точное выявление технологических связей является одним из необходимых факторов успеха применяемых технологий обучения.
Понятие «качество обучения» применительно к области традиционного прикладного искусства, исходя из его интегративной сути, можно определить, как междисциплинарную характеристику обучения, сущность которой в представлении технологии обучения как не только пути формирования компетенции выпускников, их промежуточном и итоговом оценивании, фиксации результатов, но и прогнозировании результатов. Так, изучая прогнозирование результатов обучения конкретному виду традиционного прикладного искусства в высшем образовании, задаются характеристики качества обучения, а это, прежде всего высокопрофессиональное овладение видами художественно-творческой деятельности, включая проектирование и реализацию в материале художественных изделий; направленность личности на сохранение и развитие этого искусства; высокий уровень образованности благодаря применению инновационных средств в художественных промыслах; воспитанность трудолюбия, устойчивого интереса к выбранной профессиональной деятельности, способности отстаивать свое профессиональное мнение и быть носителем конкретного вида традиционного искусства.
Таким образом, кратко рассмотрены понятия, входящие в понятийное поле технологии обучения высшего образования в сфере традиционного прикладного искусства. Основанием для их изучения послужили сущностные особенности профессиональной дидактики в области данного вида искусства, выявленные преподавателями-учеными Высшей школы народных искусств и технологическая теория обучения - теория профессиональной педагогики. Между всеми понятиями существуют системные связи, что указывает на зависимость одного понятия от другого. Этот факт нужно учитывать в практике применения технологий обучения, т.е. изменяя одну составляющую технологии, например, профессиональную компетенцию как результат обучения, необходимо внести изменения и во все остальные составляющие, иначе данная компетенция будет не достигнута.
В данной научной статье мы не предполагали раскрывать обширный научный материал, касающийся технологий активизации и интенсификации обучения, технологий эффективности и организации управления обучением, технологий личностной ориентации обучаемых, технологий дистанционного обучения и многих других технологий в области подготовки в высшем образовании художников традиционного прикладного искусства, а также вопросов систематизации и комплексности применения их. Приглашаем исследователей продолжить обсуждение технологий обучения на страницах данного сетевого научного издания.
Литература
1. Александрова Н.М. Профессиональная педагогика: методология и теория обучения: учебное пособие для научно-педагогических работников профессионального образования / Н.М. Александрова. - Нижний Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет; Санкт-Петербург: Любавич, 2010. - 165 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки): диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук / Бесшапошникова Юлия Авенгеровна; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2015. - 227 с.
4. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Институт лингвистических исследований; составитель, главный редактор кандидат филологических наук С.А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 1998. - 1534 с.
5. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие для преподавателей / В.С. Зайцев. - В 2-х книгах. - кн. 1. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 411 с.
6. Кушнир А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий и содержания обучения. - URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/printsip-prirodosoobraznosti-kak-metodologicheskoe-osnovanie-proektirovaniya-tehnologiy-i-soderzhaniya-obucheniya/viewer (дата обращения 01.09.2022).
7. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства: монография / М.О. Ломакин. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 152 с.
8. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография / В. М. Монахов; Министерство науки и образования РФ, Федеральное агентство по образованию, Межвузовский центр дистанционного образования МГОПУ им. М.А. Шолохова, Волгоградский государственный педагогический университет. - Волгоград: Перемена, 2006.
- 318 с.
9. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: специальность 13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки): диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук / Сайфулина Елена Витальевна; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2014. - 222 с.
10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.
- том 1. / Г.К. Селевко - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с.
11. Уткин А.Л. Содержание обучения пластической анатомии в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов: специальность 5.8.7 Методология и технология профессионального образования (педагогические науки): диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук / Уткин Александр Львович; Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург, 2021. - 208 с.
12. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М.А. Чошанов. - Москва: Народное образование, 1996. - 160 с.
References
1. Aleksandrova N.M. Professional'naya pedagogika: metodologiya i teoriya obucheniya: uchebnoe posobie dlya nauchno-pedagogicheskih rabotnikov professional'nogo obrazovaniya / N.M. Aleksandrova. - Nizhnij Novgorod: Volzhskij gosudarstvennyj inzhenerno-pedagogicheskij universitet; Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2010. - 165 s.
2. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii / V.P. Bespal'ko. - Moskva: Pedagogika, 1989. - 192 s.
3. Besshaposhnikova YU.A. Hudozhestvenno-tekhnologicheskoe soderzhanie vysshego obrazovaniya v holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi na
pap'e-mashe: special'nost' 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidat pedagogicheskih nauk / Besshaposhnikova YUliya Avengerovna; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg, 2015. - 227 s.
4. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka: A-YA / RAN. Institut lingvisticheskih issledovanij; sostavitel', glavnyj redaktor kandidat filologicheskih nauk S.A. Kuznecov. - Sankt-Peterburg: Norint, 1998. - 1534 s.
5. Zajcev V.S. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej / V.S. Zajcev. - V 2-h knigah. - kn. 1. - CHelyabinsk, CHGPU, 2012. - 411 s.
6. Kushnir A.M. Princip prirodosoobraznosti kak metodologicheskoe osnovanie proektirovaniya tekhnologij i soderzhaniya obucheniya. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-prirodosoobraznosti-kak-metodologicheskoe-osnovanie-proektirovaniya-tehnologiy-i-soderzhaniya-obucheniya/viewer (data obrashcheniya 01.09.2022).
7. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov tradicionnogo prikladnogo iskusstva: monografiya / M.O. Lomakin. - Sankt-Peterburg: Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2017. - 152 s.
8. Monahov V.M. Vvedenie v teoriyu pedagogicheskih tekhnologij: monografiya / V. M. Monahov; Ministerstvo nauki i obrazovaniya RF, Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Mezhvuzovskij centr distancionnogo obrazovaniya MGOPU im. M.A. SHolohova, Volgogradskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. - Volgograd: Peremena, 2006. - 318 s.
9. Sajfulina E.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k professional'noj innovacionnoj deyatel'nosti v oblasti hudozhestvennoj vyshivki: special'nost' 13.00.08 Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidat pedagogicheskih nauk / Sajfulina Elena Vital'evna; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). - Sankt-Peterburg, 2014. - 222 s.
10. Selevko G.K. Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij. V 2-h t. -tom 1. / G.K. Selevko - Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2005. - 556 s.
11. Utkin A.L. Soderzhanie obucheniya plasticheskoj anatomii v vysshem obrazovanii v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: special'nost' 5.8.7 Metodologiya i tekhnologiya professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidat pedagogicheskih nauk / Utkin Aleksandr L'vovich; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya). -Sankt-Peterburg, 2021. - 208 s.
12. CHoshanov M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie / M.A. CHoshanov. - Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1996. - 160 s.