Научная статья на тему 'Самозанятость молодых специалистов в области декоративно- прикладного искусства и народных промыслов'

Самозанятость молодых специалистов в области декоративно- прикладного искусства и народных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самозанятость / народное художественное творчество / профессиональные стандарты / сфера труда / производственное обучение / социальные компетенции / self-employment / folk art / professional standards / sphere of labor / industrial training / social competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. К. Дракина

В данной статье автором рассмотрены проблемы востребованности и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования, обучающихся по профилю декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов в условиях апробации интеграционной формы образовательных и профессиональных стандартов, а также образовательных стандартов вуза; проанализированы возможные варианты организации производственного обучения как условие формирования социальных компетенций выпускников, гарантирующих их адаптацию на современном рынке труда; необходимость корректировки программ учебных дисциплин базовой и вариативной части, а также учебных дисциплин по выбору студента в зависимости от их возможностей в условиях самозанятости. Материал статьи основан на анализе опыта подготовки художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. К. Дракина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE FIELD OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS AND CRAFTS

In this article, the author considers the problem of demand for and employment of graduates of higher education institutions, studying the profile of folk art in terms of testing the integration of educational and professional standards and educational standards of a university; analyzes possible options for the organization of inservice training as a condition of formation of social competence of graduates, guaranteeing their adaptation to the modern labor market; the need to adjust programs of study basic and optional parts, as well as academic disciplines chosen by the student depending on opportunities in self-employment. The article is based on the analysis of the experience of training artists of traditional applied art at the Higher school of folk arts (Academy).

Текст научной работы на тему «Самозанятость молодых специалистов в области декоративно- прикладного искусства и народных промыслов»

ность является наиболее значимой при выполнении произведения искусства. Ю.А. Бесшапошникова определила ее качественный состав, степень интегра-тивности и использовала это новое знание для корректирования содержания профессиональных учебных дисциплин, которые в большей степени формируют художественно-технологическую деятельность, а также внесла изменения в методы и средства обучения [4]. Тем самым обеспечила процесс формирования этого вида профессиональной деятельности на высоком уровне и повысила профессиональный уровень выпускников по профилю «Лаковая миниатюрная живопись».

Примерами использования профессиологического подхода являются исследования П.В. Гусевой, Д.С. Дронова, О.В. Озеровой [5 - 7], что доказывает возможности его применения.

Библиографический список

Незатронутыми областями применения подхода в контексте решения социально-экономических, трудовых, социально-культурных проблем образования в области традиционного прикладного искусства остаются следующие: разработка профессиональных стандартов; создание прогностических моделей образования в условиях среднего профессионального и высшего образования, которые бы учитывались при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов; теория профессиональной ориентации и профессиональной адаптации; теория и практика психологии профессиональной деятельности; теория проектирования содержания и процесса обучения и другие. Именно в этих направлениях использования профессиологического подхода предлагается продолжить исследования образовательной области традиционного прикладного искусства.

1. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики, монография. Санкт-Петербург: НИИПТО РАО, 1999.

2. Александрова Н.М. Закономерности и идеи профессиологии педагогического образования. Теория профессиологии педагогического образования: монография. Под научной редакцией Н.М. Александровой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2013: 4 - 53.

3. Чуракова М.В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2018.

4. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.

5. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

6. Дронов Д.С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.

7. Озерова О.В. Содержание профессионального образования в области игрушки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.

References

1. Belyaeva A.P. Metodologiya i teoriya professional'nojpedagogiki: monografiya. Sankt-Peterburg: NIIPTO RAO, 1999.

2. Aleksandrova N.M. Zakonomernosti i idei professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya. Teoriya professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Pod nauchnoj redakciej N.M. Aleksandrovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2013: 4 - 53.

3. Churakova M.V. Formirovanieprofessional'nogomasterstvabuduschihhudozhnikov-yuvelirovvsrednemprofessional'nomobrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2018.

4. Besshaposhnikova Yu.A. Hudozhestvenno-tehnologicheskoe soderzhanie vysshego obrazovaniya v holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi na pap'e-mashe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.

5. Guseva P.V. Formirovanie masterstva buduschih hudozhnikov palehskoj ikonopisi v vysshej professional'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.

6. Dronov D.S. Sovremennaya pedagogicheskaya model' professional'nogo obrazovaniya studentov v oblasti yuvelirnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

7. Ozerova O.V. Soderzhanie professional'nogo obrazovaniya v oblasti igrushki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 378.016

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector on Methodical Work, Higher School of Folk Arts (Academy) (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

SELF-EMPLOYMENT OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE FIELD OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS AND CRAFTS. In this article, the author considers the problem of demand for and employment of graduates of higher education institutions, studying the profile of folk art in terms of testing the integration of educational and professional standards and educational standards of a university; analyzes possible options for the organization of inservice training as a condition of formation of social competence of graduates, guaranteeing their adaptation to the modern labor market; the need to adjust programs of study basic and optional parts, as well as academic disciplines chosen by the student depending on opportunities in self-employment. The article is based on the analysis of the experience of training artists of traditional applied art at the Higher school of folk arts (Academy).

Key words: self-employment, folk art, professional standards, sphere of labor, industrial training, social competence.

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

САМОЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

В данной статье автором рассмотрены проблемы востребованности и трудоустройства выпускников учреждений высшего образования, обучающихся по профилю декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов в условиях апробации интеграционной формы образовательных и профессиональных стандартов, а также образовательных стандартов вуза; проанализированы возможные варианты организации производственного обучения как условие формирования социальных компетенций выпускников, гарантирующих их адаптацию на современном рынке труда; необходимость корректировки программ учебных дисциплин базовой и вариативной части, а также учебных дисциплин по выбору студента в зависимости от их возможностей в условиях самозанятости. Материал статьи основан на анализе опыта подготовки художников традиционного прикладного искусства в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: самозанятость, народное художественное творчество, профессиональные стандарты, сфера труда, производственное обучение, социальные компетенции.

В современных условиях достаточно часто меняется терминологическая база, сопровождающая систему профессионального образования в целом и высшего образования в частности. Недавно специалистами высшей школы апробировался процесс формирования различных видов компетенций - от общих до профессиональных. К названной группе компетенций с введением профессио-

нальных стандартов, сопряженных с образовательными стандартами, добавился еще один вид компетенций - социальные [1]. Но даже при наличии профессиональных стандартов и Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) высшего образования с грифом 3++ востребованность выпускников в сфере труда не везде одинакова.

Анализ процесса развития, сохранения, продвижения народных художественных промыслов позволяет утверждать, что даже высококвалифицированные мастера данной сферы зачастую не находят применения своему труду и практически изолированы от организованного процесса реализации готовой продукции в качестве образцов художественных изделий традиционных промыслов России. Ситуацию не спасает тот факт, что подготовка таких специалистов осуществляется практически индивидуально и ведется в единственном учреждении высшего образования - Высшей школе народных искусств (академии) (далее - ВШНИ). Ее выпускники - авторы уникальных работ в области киришского, вологодского художественного кружевоплетения, лаковой холуйской, мстерской, федоскинской миниатюрной живописи, холмогорского косторезного искусства, федоскинской и холуйской школы иконописи, богородской резьбы по дереву. Результаты их обучения и выполнения выпускных дипломных проектов являются гарантом того, что декоративно-прикладное искусство России в современных условиях не только сохраняется, но и развивается в условиях обязательного соблюдения канона определенного вида [2].

Практика работы девяти институтов Высшей школы народных искусств, расположенных в исторических местах становления народных промыслов, позволяет в условиях закрытия государственных предприятий, выпускавших изделия лаковой миниатюрной живописи, художественного кружева, резьбы по кости и дереву, сохранять народное художественное творчество и решать задачу социального обеспечения своих выпускников. В этой связи большой интерес преподавательского коллектива вызывают новые законодательные инициативы, имеющие практическую реализацию в сфере труда, а именно процесс, связанный с самозанятостью населения.

Самозанятость является понятием, сопровождающим процесс профессионального образования, достаточно новым, так как стало применяться с 2017 года. В практику отдельных регионов Российской Федерации, в числе которых находятся Москва и Санкт-Петербург, введено в 2019 году Профессиональное образование в случае объективных причин, не обеспечивающих трудовую деятельность выпускникам, должно ориентировать молодых специалистов на такую форму трудовых отношений с государственными структурами, как самозанятость [3]. Но к данному формату оформления результатов своего труда выпускника необходимо готовить.

Обозначим основные направления подготовки молодого специалиста в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (далее - ДПИ и НП) к самозанятости. Во-первых, в учебный план учреждения высшего образования в рамках ФГОС направления 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавриат) необходимо ввести в вариативную часть базовой подготовки и практического обучения дисциплины, в рамках которых осуществляется обучение в экономическом, менеджерском и маркетинговом направлениях. Во-вторых, через программы дополнительного профессионального образования обеспечить подготовку выпускника по смежным видам декоративно-прикладного искусства. В этом случае обучение художественному кружево-плетению можно интегрировать с художественной вышивкой, косторезное искусство с ювелирным делом, художественную вышивку с декоративной росписью ткани, декоративную роспись по дереву и металлу с лаковой миниатюрной живописью. При организации обучения по программам высшего и дополнительного профессионального образования, кроме профессионального развития и совершенствования профессионального мастерства обучающийся получает гарантию социальной поддержки в период обучения в вузе. Данная форма организации образовательного процесса позволяет формировать у студента осознанное отношение к своей профессиональной карьере, к результатам обучения, создаёт потребность к реализации индивидуальных запросов через заявку на индивидуальный учебный план, позволяющий достаточно рано начинать трудовую деятельность в области ДПИ и НП.

Получить знания и опыт работы в формате самозанятости студентам ВШНИ помогает современная форма организации производственного обучения. На занятиях по исполнительскому мастерству после выполнения работ по копированию лучших образцов декоративно-прикладного искусства студент осуществляет работу по проектированию собственного образца изделия декоративно-прикладного искусства. Подбирает материал, предлагает колористическое решение, выбирает сюжетную композицию. По окончании учебной практики, в период производственной практики для каждого обучающегося составляется план-заказ на изготовление изделия, которое может быть представлено для реализации в выставочном комплексе академии. Организация производственного обучения через художественные мастерские, с соблюдением условий изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, готовых к реализации, позволяет подготовить выпускника к индивидуальной трудовой деятельности в формате самозанятости. Выпускник обучается основам организации индивидуального труда и индивидуальной ответственности не только в нормативно-правовом поле, маркетингово-экономическом направлении, но и в направлении умения работать в конкурентно-сбытовом пространстве, как на отечественном рынке, так и на рынке сбыта международного уровня. С этой целью в ВШНИ создан международный отдел, обеспечивающий организацию международных выставок, в рамках которых экспонируются лучшие образцы авторских работ студентов и преподавателей. В период организации и проведения выставок, будущие специалисты получают маркетинговый опыт представления своих работ, изучают спрос

потенциальных заказчиков, преодолевают лингвистические коммуникационные барьеры.

Подготовка выпускников к работе в формате самозанятости предполагает обучение в области не только рекламной маркетинговой деятельности, но и в области издательской полиграфической работы. Студенты выпускных курсов, как правило, являются членами различных по своей направленности студенческих коллективов, в том числе и студенческого научного общества. Такое направление предполагает участие в студенческих конференциях, подготовку публикаций тезисов по тематике в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также участие в написании учебных пособий, выставочных буклетов.

Таким образом, современное состояние подготовки специалистов в области декоративно-прикладного искусства в условиях апробации ФГОС нового поколения, сопряженных с профессиональными стандартами, позволяет выстраивать перспективу социальной защищенности выпускников через систему самозанятости.

Самозанятость выпускников высшей школы в области ДПИ и НП приобретает нормативно-правовой статус в случае формирования у них социальных компетенций как дополнительных к имеющим место общепрофессиональным и профессиональным компетенциям действующих ФГОС. Социальные компетенции разрабатываются образовательным учреждением, которое использует следующие подходы: системно-социальный, личностно ориентированный и компе-тентностный

Системно-социальный подход позволяет рассматривать самозанятость через сформированные социальные компетенции в реальных социальных условиях в качестве ведущих ориентиров в построении отношений в сфере труда с реальными потребителями услуг в области ДПИ и НП. Системно-социальный подход позволяет учитывать компоненты общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. К их числу можно отнести готовность к организации художественно-эстетических образцов народного художественного творчества с учетом региональных исторических особенностей. Системно-социальный подход в таком случае может быть базовой основой для формирования социальных компетенций.

Личностно ориентированный подход, подробно изученный в работах В.В. Серикова и И.Л. Якиманской, позволяет рассмотреть варианты интеграции ФГОС и профессиональных стандартов в контексте формирования как профессиональных, так и социальных компетенций выпускников, имеющих достаточный опыт в деятельности, связанной с социальной направленностью. Это касается их участия в выставках, показах, конференциях, днях культуры и искусства, аукционах. С позиции этого подхода можно проанализировать наличие практического опыта по самореализации и саморазвитию творческой личности, обеспечивающего развитие не только профессиональных умений молодого специалиста на рефлексивно-смысловом уровне, но позволяющего прогнозировать его готовность работы в условиях самозанятости.

Компетентностный подход долгий период времени являлся прерогативой исследований И.В. Батраковой, В.В. Введенского, А.П. Тряпицыной. Их трактовка понятия «компетенция» предполагала, что к основным компонентам компетенции следует отнести осведомленность, авторитетность, познание в определенной области, практический опыт. К перечисленным единицам добавлялся перечень полномочий, которым было наделен специалист в конкретной отрасли. Классификация компетенций была многоплановой: ключевые, базовые, сквозные, интегративные. Но с введением ФГОС обучение студентов высшей школы определено форматом компетенций общего, общепрофессионального и профессионального формата. Профессиональные стандарты потребовали добавить формат социальных компетенций.

Профессиональные и социальные компетенции объединяют достаточно однородные понятия и характеристики: профессионализм, профессиональный опыт, квалификация, профессиональное мастерство, профессиональные способности, профессиональные умения, профессиональный расчет, профессиональное творческое мышление, профессиональная самостоятельность и пригодность, профессиональная востребованность. Компетентностный подход позволяет определить и проанализировать профессиональную востребованность как качество профессиональной пригодности выпускника, влияющее на развитие личности молодого специалиста, оказавшегося в сложной ситуации современного рынка труда. Он включает знания в области ДПИ и НП; навыки профессиональной рекламы и маркетинга; коммуникативные пиар-навыки; профессиональные творческие умения; профессиональные знания и опыт в менеджменте; психологическую готовность к рискам; опыт социальной ориентированности - осведомленность в спросе потенциальных заказчиков, способность ориентироваться в информационных потоках нормативно-правового, экономического, управленческого, международного характера.

Через компетентностный подход возможно формирование готовности выпускника к работе в условиях самозанятости: профессиональная (интегрирующая), личностная (целеполагание, ценностные ориентации) и социальная (толерантность, адаптивность), в совокупности обусловливающие формирование профессиональных умений. Кроме этого компетентностный подход позволяет рассматривать самозанятость специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов как базовый компонент современной концеп-

ции рынка труда. Создание таких условий осуществляется через включение обучающегося в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В целом понятие самозанятости выпускников формируется на том, что это индивидуальная производственная деятельность, согласованная с предпринимательской, охватывающая все основные сферы социальной среды на личность художника. По этой причине самозанятость не может не влиять на процесс социализации личности. Положительная результативность социализации молодого специалиста зависит от реализации как минимум двух условий. Первое связано с включением выпускников высшей школы в реальные социальные отношения. Второе определяется самореализацией начинающего специалиста-художника в процессе социального взаимодействия с конкурентной средой. Именно последнее позволяет наиболее полно раскрыть креативные и предпринимательские возможности.

Целевые установки процесса самозанятости в области ДПИ и НП можно условно разграничить на идеальные, в рамках которых складывается образ или идеал гармонично развитой творческой личности мастера-художника; реальные, испытывающие влияние среды и условий, в которых складывается процесс творчества.

Учитывая данные обстоятельства, можно определить основные задачи процесса самозанятости. Первая связана с решением проблем социального развития художника, создающего уникальные произведения в регионах бытования народных промыслов. Данный процесс должен внести изменения в творческие планы мастера, его взгляды, художественные мотивы и реальные трудовые действия, связанные с гуманистическим мировоззрением, потребностью нравственного поведения. Самозанятость специалистов в области ДПИ и НП не может развиваться без учета гуманистической ориентации высокохудожественного труда, социальной востребованности и адекватности современному представлению о произведении искусства, индивидуальности представленного произведения и его ценности.

Исходя из особенностей процесса самозанятости в области ДПИ и НП, можно констатировать факт социального развития специалиста, изменений в творческой деятельности. Наибольшей результативности от процесса самозаня-

Библиографический список

тости можно ожидать при условии интеграции социальных условий и условий индивидуального творческого развития личности. При такой форме интеграции можно достичь развития творческой личности молодого специалиста в интеллектуальной, мотивационной, профессиональной сферах. Важно, чтобы процесс самозанятости не уничтожил стремление художника продолжать процесс познания современного общества в плане индивидуальной способности жить и сознательно определять художественные и нравственные ценности, так как он связан с культурным наследием народа.

Самозанятость в области ДПИ и НП необходимо рассматривать в контексте концепции воспитания личности будущего художника как человека культуры [4], представленного в качестве культурно-воспитательного представителя общества XXI в. Социокультурная среда этого общества является открытой, правовой, с развитым общественным самоуправлением, представленного образованными, воспитанными, культурными потребителями народных произведений искусства. В условиях действия указанной концепции процесс самозанятости в области ДПИ и НП обеспечит развитие, сохранение и продвижение высокохудожественных произведений народа.

Самозанятость как процесс, связанный с индивидуальном опытом личности мастера-художника, должна развивать определенный канон в его практической деятельности: аксиологическая или ценностно-смысловая, состоящая из универсальных общечеловеческих ценностей; культурологическая, связанная с культурной средой; историческая событийная как технология жизни и преобразования жизненной среды; морально-этическая в плане накопления опыта проживания ситуаций социального поведения; гражданская через участие в общественно полезных делах; личностная в свободном выборе и принятии решений, рефлексии своих поступков; индивидуально-творческая, обеспечивающая креативность.

Таким образом, обозначенные подходы к организации самозанятости выпускников высшей школы в области ДПИ и НП в силу объективных обстоятельств пока не могут проанализировать реально существующую практику в данном направлении. Процесс самозанятости находится в стадии нормативно-правового и организационного становления. Но данная практика должна стать объектом не только изучения, но и обучения в высшем образовании.

1. Бейлина Е.С. Сущность понятия социальная компетентность. Вестник Череповецкого государственного университета. 2011; № 3: 19 - 21.

2. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства. Научный диалог. 2016; № 12: 387 - 400.

3. Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке. Вопросы статистики. 2002; № 9: 16 - 32.

4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997; № 4: 11 - 17.

References

1. Bejlina E.S. Suschnost' ponyatiya social'naya kompetentnost'. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 3: 19 - 21.

2. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Nauchnyjdialog. 2016; № 12: 387 - 400.

3. Zherebin V.M. Samozanyatost' naseleniya: razlichnye podhody k opredeleniyu i ocenke. Voprosy statistiki. 2002; № 9: 16 - 32.

4. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 1997; № 4: 11 - 17.

Статья поступила в редакцию 02.06.20

УДК 37

Zaitseva E.Yu, MA student, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ekaterina.rizen@yandex.ru

Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ivanova_msc@mail.ru

FORMATION OF TECHNOLOGICAL LITERACY IN STUDENTS BY MEANS OF 3D MODELING. The article presents the problem of technological literacy formation among students of younger adolescents in modern education. There is justified an interest of society in a technologically competent specialist whose skills correspond to the skills of the future. The theoretical aspects of technological literacy in the context of technological competence and technological culture are considered. There are disclosed features of technological literacy formation among students of younger adolescents in the context of modern education. The relationship of technological literacy with IT-competency is reflected. The work presents possibilities of using 3D-modeling technology to formulate such components of technological literacy in younger adolescents: applying knowledge in various subject areas; the study of various technologies of virtual modeling; the formation of knowledge, skills in various fields of professional activity (architecture, construction, medicine, engineering and technical direction). Verification of the provisions presented in the work is planned in the framework of approbation of the authors' programs: study of Technology subject and additional general development for thematic sections.

Key words: 3D-modeling, technological literacy, technological culture, technological environment, IT-competence.

Е.Ю. Зайцева, магистрант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: ekaterina.rizen@yandex.ru

О.А. Иванова, д-р пед. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail:ivanova_msc@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ З^МОДЕЛИРОВАНИЯ

В статье поднимается проблема формирования технологической грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста в условиях современного образования. Обоснована заинтересованность общества в технологически грамотном специалисте, навыки которого соответствуют навыкам будущего. Рассмотрены теоретические аспекты технологической грамотности в контексте технологической компетентности и технологической культуры. Раскрыты особенности формирования технологической грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста в условиях современного образования. От-

2G7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.