Научная статья на тему 'Ретроспектива становления обучения истории искусств художников традиционных художественных промыслов'

Ретроспектива становления обучения истории искусств художников традиционных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история искусств / традиционное прикладное искусство / традиционные художественные промыслы / художественное образование / профессиональная направленность и профессиональная полезность содержания истории искусств. / history of art / traditional applied art / traditional artistic crafts / art education / professional orientation and professional usefulness of the art history content.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Е. И.

Статья представляет ретроспективное исследование профессионального обучения в сфере традиционных художественных промыслов. Автор анализирует эволюцию содержания, роли и значения курса истории искусств, а также форм и методов обучения в учебных заведениях, специализирующихся на подготовке художников традиционных художественных промыслов. Рассматриваются ключевые исторические этапы, на которых происходили существенные изменения в подходах к обучению, начиная от интереса мастеров к европейскому искусству и заканчивая формированием системы профессионального образования с обязательным изучением истории искусств. Особое внимание уделяется становлению систематического изучения истории искусств в XIX веке и его связи с развитием традиционного прикладного искусства. В контексте советского периода подчеркивается соответствие обучения истории искусств идеологии, рассматриваются изменения в учебных программах в 1990–2000 гг. В заключении обосновывается необходимость усиления профессиональной направленности курсов истории искусств в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retrospective of the formation of teaching art history to artists of traditional artistic crafts

The article presents a retrospective study of vocational training in the field of traditional artistic crafts. The author analyzes the evolution of the content, role and significance of the art history course, as well as the forms and methods of teaching in educational institutions specializing in training artists of traditional artistic crafts. The key historical stages are considered at which significant changes occurred in approaches to education, starting from the interest of masters in European art and ending with the formation of a vocational education system with the compulsory study of art history. Particular attention is paid to the establishment of a systematic study of art history in the XIXth century and its connection with the development of traditional applied art. In the context of the Soviet period, the correspondence of art history teaching with ideology is emphasized, and changes in the educational programs in 1990-2000 years are examined. In conclusion the necessity of strengthening the professional orientation of art history courses in the preparation of future artists of traditional applied art is substantiated.

Текст научной работы на тему «Ретроспектива становления обучения истории искусств художников традиционных художественных промыслов»

УДК 37:7.03

Семенова Е.И., аспирант II курса кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», преподаватель Сибирского института традиционного прикладного искусства - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия) », 644045 г. Омск, ул. М. Никифорова, д. 5, e-mail: [email protected]

Semenova E.I., post-graduate student of the II course of the department of theory and methodology of vocational education of the «Higher school of folk arts (academy), teacher of the Siberian institute of traditional applied art - branch of the «Higher school of folk arts (academy) », 644045 Omsk, M. Nikiforova str., 5, e-mail: [email protected]

Ретроспектива становления обучения истории искусств художников традиционных художественных промыслов Retrospective of the formation of teaching art history to artists of traditional

artistic crafts

Аннотация. Статья представляет ретроспективное исследование профессионального обучения в сфере традиционных художественных промыслов. Автор анализирует эволюцию содержания, роли и значения курса истории искусств, а также форм и методов обучения в учебных заведениях, специализирующихся на подготовке художников традиционных художественных промыслов. Рассматриваются ключевые исторические этапы, на которых происходили существенные изменения в подходах к обучению, начиная от интереса мастеров к европейскому искусству и заканчивая формированием системы профессионального образования с обязательным изучением истории искусств. Особое внимание уделяется становлению систематического изучения истории искусств в XIX веке и его связи с развитием традиционного прикладного искусства. В контексте советского периода подчеркивается соответствие обучения истории искусств идеологии, рассматриваются изменения в учебных программах в 1990-2000 гг. В заключении обосновывается необходимость усиления профессиональной направленности курсов истории искусств в подготовке будущих художников традиционного прикладного искусства.

Abstract. The article presents a retrospective study of vocational training in the field of traditional artistic crafts. The author analyzes the evolution of the content, role and significance of the art history course, as well as the forms and methods of teaching in educational institutions specializing in training artists of traditional artistic crafts. The key historical stages are considered at which significant changes occurred in approaches to education, starting from the interest of masters in European art and ending with the formation of a vocational education system with the compulsory study of art history. Particular attention is paid to the establishment of a systematic study of art history in the XlXth century and its

connection with the development of traditional applied art. In the context of the Soviet period, the correspondence of art history teaching with ideology is emphasized, and changes in the educational programs in 1990-2000 years are examined. In conclusion the necessity of strengthening the professional orientation of art history courses in the preparation of future artists of traditional applied art is substantiated.

Ключевые слова: история искусств, традиционное прикладное искусство, традиционные художественные промыслы, художественное образование, профессиональная направленность и профессиональная полезность содержания истории искусств.

Key words: history of art, traditional applied art, traditional artistic crafts, art education, professional orientation and professional usefulness of the art history content.

Специфика профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов определяет особенности разработки содержания истории искусств, т.к. его изучение является эффективным инструментом формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. С целью разработки современного содержания курса необходимо проанализировать ретроспективу становления обучения истории искусств художников традиционных художественных промыслов.

Появление систематического курса истории искусств академического характера происходит лишь в середине XVIII в., когда открываются учебные заведения, занимающиеся профессиональной подготовкой, как живописцев, скульпторов, архитекторов, так и будущих художников традиционных художественных промыслов. Однако представляется важным исследовать истоки и формы изучения возможного влияния европейского искусства в допетровское время, способы знакомства с произведениями европейских мастеров, которые в редуцированном виде компенсировали отсутствие курса истории искусств в содержании обучения.

Условно можно выделить несколько исторических этапов профессионального обучения, когда имело место, в той или форме, знакомство с европейским искусством или отдельными его произведениями.

Анализ форм семейного обучения (IX-XV вв.) и ученичества у мастера (XV-XVII вв.) не дают возможность выявить сведения, связанные с изучением истории искусств в современном понимании. Исследования ученых [7, 9, 11, 13] свидетельствуют о доминировании устной передачи традиций, связанных с технологиями и художественно-стилистическими особенностями создания произведений традиционных художественных промыслов, включая изучение исторических примеров и работ предыдущих эпох.

Главным центром обучения мастерству в XVII в. стала первая профессиональная художественная школа при Оружейной палате Московского Кремля, обеспечивающая государев двор оружием, предметами

для придворных церемоний, церковной утварью и др. для преподавания из-за рубежа пригласили голландцев Г. Детерса и Д. Вухтерса, грека А. Юрьева, поляка С. Лопуцкого, которые могли знакомить с произведениями европейского искусства [11, с. 47]. В школе Оружейной палаты, кроме общеобразовательных предметов, изучали дисциплины, связанные с прикладными видами искусства, осваивали основы живописи, рисунка, гравюры и фресок, а также копировали гравюры Библии Пискатора [11]. Д.А. Ровинский, анализирующий историю художественных мастерских при Оружейной палате, отмечает, что преимущества, доступные иностранным художникам, вдохновляли русских иконописцев на подражание [17, с. 52].

В 1711 г. школа при Оружейной палате переведена из Москвы в Санкт-Петербург и стала называться Рисовальной школой при Санкт-Петербургской типографии. Учебное заведение значительно расширилось, усовершенствована программа обучения. Фактически, это «первая регулярная художественная школа России», обеспечивающая подготовку художников и мастеров для различных промыслов. Школа пользовалась особым вниманием Петра I, который в инструкции предписывал чтобы обучение велось «...по правилам и по всем отраслям искусства» [18, с. 2]. Её создание положило начало повышению художественного уровня ремесленных изделий и произведений искусства в России.

Реформы Петра I, обеспечившие экономический и культурный подъем, установление более тесных связей с Западом, обусловили открытие первых художественных школ при кустарных предприятиях. Обучение проходило в рисовальных, иконописных и керамических мастерских, что способствовало созданию государственной системы обучения при Берг и Мануфактур-коллегиях [11, с. 48], Синоде, обеспечивало подготовку мастеров традиционного прикладного искусства и развитие художественных ремесел.

Середина XVIII в. - новый этап в подготовке творцов искусства для всех сфер, в т. ч., традиционных художественных промыслов. В 1757 г. в Санкт-Петербурге основана Академия художеств, цель которой - воспитание эрудированных профессиональных художников, как живописцев, так и художников прикладного искусства. Закономерно, что содержание подготовки включало изучение истории искусств, мифологии, особенностей стилей, эволюции искусства, что фиксирует Устав 1764 г. В 1802 г. впервые появились история художеств и художников, история архитектуры и выдающихся архитекторов. Фактически, с этого момента история искусств становится неотъемлемым и полноправным компонентом художественного образования.

Президент Академии художеств А.Н. Оленин большое значение придавал курсу «Теории изящных искусств», а программу «полного курса теории зодчества» для будущих архитекторов составил сам [4, с. 57]. Курс предусматривал комплексное изучение археологии и истории народов, мифологии, права и обычаев народов. Особое внимание уделялось разработке методического материала, рисунков и литографий, которые

помогали наглядно представить изучаемый материал, закладывая основы формирования образованных и эрудированных художников.

Первоначально необходимость изучения истории искусств, эстетики и других искусствоведческих дисциплин была очевидна при подготовке живописцев и архитекторов. Понадобилось время, чтобы осознать, что такой курс необходим и тем, кто будет заниматься традиционными высокохудожественными промыслами. В массовом сознании, начиная с петровского времени, укрепилось мнение: живопись и архитектура - высокие искусства, а традиционные художественные промыслы - ремесло, при освоении которого главное научить технологии и приемам создания изделий. Это мнение, в несколько модернизированном виде, бытует и в настоящее время, когда оспаривается вопрос о необходимости высшего образования для будущих художников традиционных художественных промыслов. Данное утверждение может быть справедливо, если речь идет о примитивных промыслах, но не о традиционном художественном прикладном искусстве.

Как указывает Е.А. Боровская, в XIX в. Академия художеств практически не готовила художников для традиционных художественных промыслов, сохранились лишь лепное и мозаичное «мастерства». В то же время, растущая потребность в мастерах для «украшения» способствовала утверждению практической и художественной значимости прикладного искусства, что обусловило необходимость профессионального обучения мастеров соответствующей подготовки [3].

Важным фактором развития образования в сфере традиционных художественных промыслов стало создание в Москве в 1825 г. по инициативе графа С. Г. Строганова Школы рисования, готовившей рисовальщиков и орнаментовщиков для мануфактурного производства. В программу обучения вводится курс «Краткие понятия о начале изящного в художестве», а с 1902 г. «История искусств», которая преподносилась как совокупность художественных переживаний, сокровищница красоты, являющейся источником для современного творчества. Особое внимание уделялось преподаванию истории отечественного искусства и архитектуры [12, с. 325].

В 1839 г. по инициативе К.Х. Рейссига в Санкт-Петербурге открывается Рисовальная школа для вольноприходящих, которая должна была стать первой в сети художественно-промышленных учебных заведений в промышленных городах России, удовлетворяя потребность в подготовке мастеров декоративно-прикладного искусства [2]. Подготовка велась по различным направлениям художественных промыслов: рисование для текстиля, резьба по дереву, лепка, ручное ткачество.

Подготовка для вольноприходящих осуществлялась по программам двух видов: художественная (рисунок, живопись, лепка и др.) и научная (анатомия, перспектива, история искусства). К.Х. Рейссиг рассматривал курсы истории искусств как педагогический инструмент эстетического и общекультурного воспитания, привития хорошего вкуса будущим художникам. Помимо истории европейского и отечественного искусства

программа подготовки включала историю прикладного искусства. Этот курс позволял осознать историческое значение традиционных художественных промыслов в формировании национальной и мировой культуры.

Концепция и образовательная стратегия Рисовальной школы являются важным этапом в развитии художественного образования и поддержки традиционных художественных промыслов. Заслуживает внимание и тот факт, что при создании методического обеспечения учебного процесса были использованы потенциалы библиотеки и музея, созданных при Рисовальной школе, что является одним из уникальных достижений педагогической науки, породившее мощное направление музейно-педагогической деятельности. Ученический музей представлял собой фонд гипсовых слепков с античных статуй для копирования и получил название «художественно-пластического музеума». Музей - важная часть учебного процесса - стал прообразом художественно-промышленного музея, возникшего в 1870 г. [2].

Таким образом, в середине XIX в. начинает складываться модель художественного образования не только будущих художников-академистов, но и творцов традиционных художественных промыслов. В содержании образования все более значительное место занимают курсы, связанные с историей искусства или отдельных его видов, что позволяет соединить профессиональную подготовку с общекультурной. Вместе с тем, автор согласен с мнением Е.А. Боровской, которая утверждает, что до середины XIX в. в России в ведущих художественных учебных заведениях курсы истории искусств не были систематизированы, состояли из отдельных разрозненных сведений, не имели четкой хронологической последовательности. Знания транслировались как фрагментарные факты и эпизоды зарубежной истории искусства, информация о художественных направлениях, школах и мастерах [3, с. 68].

Знаковой фигурой, с деятельностью которой связаны сущностные изменения в художественном образовании, является академик И.И. Горностаев. Он разработал первый в России систематический курс истории искусства для студентов Академии художеств [2], поддержанный вице-президентом Академии князем Г.Г. Гагариным, который считал, что знания учащихся в области истории, эстетики и истории искусств недостаточны [3, с. 57]. В 1861 г. министерству двора было направлено письмо: «С учреждением нового учебного курса Академии художеств введено было преподавание истории изящных искусств, науки, не изложенной нигде на русском языке» [3, с. 57]. Конференц-секретарь Академии художеств Ф.Ф. Львов вспоминал, что этот курс был принят студентами с большим интересом, некоторые лекции посещали толпы слушателей, и залы едва могли вместить желающих, особенно по истории изящных искусств и русской словесности. Напечатанные записи лекций бесплатно раздавали студентам [3, с. 58].

И.И. Горностаев преобразовал преподавание истории искусств и в Рисовальной школе. В некоторой степени это было обусловлено открытием в 1870 г. классов фундаментального изучения орнамента, стилей и

композиции, в программе которого особое внимание уделялось применению рисунка при выполнении декоративных изделий в условиях промышленного производства [2]. Разработанный курс основывался на историко-художественной основе обучения «ремесленных художников» и имел целью показать связь истории мировой культуры и декоративно-прикладного искусства. В лекциях И.И. Горностаев использовал собственные зарисовки, сделанные во время зарубежных путешествий, которые позднее были изданы в виде литографий.

В Рисовальной школе в 1882 г. были открыты новые классы: исполнения декораций, медальерного искусства, рисования с живых цветов и стилизации, керамики и живописи по фарфору и фаянсу и др., она получила новое название «Школа Императорского общества поощрения художеств» [2]. Директор Школы Н.К. Рерих серьезное внимание уделял изучению истории искусства, особенно русского, считая его неотъемлемым элементом подготовки художников прикладного искусства. Был разработан цикл учебных дисциплин: история искусства, история русского искусства («Лекции по технике и истории древнерусского искусства и изучения главных памятников» [2]), история орнамента и история ремесел. Содержание курса истории ремесел предполагало изучение плетения, вышивки, гравюры, резьбы, гончарного дела, ювелирного искусства, ткачества, связанных с художественными производствами и ручным трудом, знакомство с историческими исследованиями и архивными материалами, изучение образцов и практическая работа мастерской. Создание такого курса является ярким свидетельством понимания важности сохранения традиций высокохудожественных видов ремесел, необходимости формирования у обучающихся уважения к ручному труду и народному искусству. Н.К. Рерих видел в будущих художниках традиционных художественных промыслов носителей национальной и культурной идентичности, призванных сохранять и развивать русское искусство, его уникальные черты и дух.

В начале 1906 г. в Школе Императорского общества поощрения художеств начал читать курс «История искусства в связи с эстетикой» искусствовед С.К. Маковский. Он стремился установить живую связь с аудиторией и побудить обучающихся к собственным размышлениям о природе искусства. Постепенно формируется методический фонд учебной литературы: двухтомное «Руководство к истории искусства» Ф. Куглера, «История искусств всех времен и народов» К. Вермана (на русском языке опубликованы два тома из трех), «История русского искусства» А.П. Новицкого, «История искусства и костюмов. Искусство в Греции. Этруски. Римляне» И.И. Горностаева; «История изящных искусств» Е.А. Сабанеева [2]. Значимым фактом является то, что лекционные курсы истории искусств дополнялись выездным практиками во Владимир, Суздаль, Новгород, в ходе которых изучали архитектуру и иконопись, делали подробные зарисовки древних памятников, копировали фрески, выполняли обмеры архитектурных сооружений. Академики Н.П. Кондаков, Н.Ф. Селиванов, Б.В. Фармаковский и В.П. Шнейдер руководили

экскурсиями по Императорскому Эрмитажу и другим музеям, а также организацией публичных лекций и встречами с известными художниками.

Преподаватели Школы Императорского общества поощрения художеств в начале XX века были знатоками истории искусств. Их педагогическая практика отражала глубокое знание и понимание художественного процесса. Усиление историко-художественного цикла в программе отвечало особенностям развития отечественной культуры того времени, особенно глубокому интересу к русской старине и национальным традициям, что нашло отражение в содержании обучения.

В становление системы образования в области традиционных художественных промыслов в конце XIX века внесло вклад открытие в 1877 г. в Санкт-Петербурге Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица [2]. Цель деятельности в Уставе сформулирована так: подготовка ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактуры, а также учителей рисования и черчения. Открыты классы ксилографии и офорта, майолики, живописи по фарфору и на стекле; рисования по ткацкому и ситценабивному делу; художественной работы по коже, декоративной живописи, лепки, художественной керамики.

Учебные программы разрабатывались и базировались «на непосредственном изучении принципов и закономерностей художественного формообразования лучших произведений ремесла и прикладного искусства прошлых эпох и современности» [2]. В 1881 г. было начато преподавание курса «Русское искусство XVIII - начала XX в. с возможно полным обзором истории быта», история изящных искусств, учение о стиле в связи с теорией композиции. Как отмечает исследователь М.В. Кузьмичева, основу обучения составляли идеи Г. Земпера и других архитекторов и теоретиков искусства о том, что профессиональное образование художников должно базироваться не только на инженерном подходе, но и на глубоком изучении произведений искусства и художественных памятников прошлых эпох. С этой целью, дополнительно к лекционному курсу, был создан музей, чтобы обучающиеся могли изучить произведения известных мастеров, историю развития и создания прикладного искусства различных стран, стилей и эпох [8, с. 56].

Решающее значение для становления и развития художественного образования в области традиционного прикладного искусства имела Школа народного искусства, основанная при содействии императрицы Александры Федоровны в 1911 г. в Санкт-Петербурге. В Школу набирали грамотных девушек 15-16 лет разных сословий из губерний. Преподаваемые дисциплины согласовывались с задачей воспитания разносторонне образованных мастериц-художниц [15, с. 5]. Уникальное учебное заведение осуществляло подготовку по различным видам традиционных художественных промыслов: ткачество, кружевоплетение, золотное шитьё, вышивка, иконопись, ковроткачество, миниатюрная живопись, финифть.

Высокий уровень подготовки обучающихся, отмечает В.Ф. Максимович, обеспечивался учебным планом, предусматривающим обширное общехудожественное и общеобразовательное обучение [13, с. 69].

На первом курсе изучали грамоту, арифметику, объяснительное чтение, русскую литературу, общее рисование, акварельное письмо, составление рисунков (композиция) и профессиональное мастерство по конкретной специальности, а также анализ картин и отечествоведение. На втором курсе -народоведение, грамоту и арифметику, русскую литературу, историю орнамента в контексте верований и быта народов. На последнем году обучения преподавался курс истории русского искусства [14, с. 16].

Занятия по специальным дисциплинам проходили в экспозициях Русского музея, Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии. Ученицы имели возможность рассматривать памятники искусства, делать зарисовки орнаментов. В ходе экскурсий и занятий знакомились с различными стилями и направлениями в искусстве, произведениями русского и мирового искусства. Еще более важно, что при Школе народного искусства был организован собственный музей, в собрании которого были представлены образцы исторических видов вышивки, кружева, ткани, служившие учебными пособиями. Для «выравнивания образовательных возможностей учениц», которые были представительницами разных сословий, а также их эстетического развития процесс обучения дополняли беседы по истории музыки, русского театра и русской драматургии, русского народного творчества [1].

Столь глубокое погружение учениц в мир художественной культуры, является одним из концептуальных оснований системы подготовки творцов исторически сформировавшихся художественных промыслов, отчетливое понимание руководителями Школы некомпенсируемости результатов знания культурного наследия России и мира, глубинных исторических традиций, осознания ценности национальной культуры, в которой традиционные художественные промыслы являются важнейшей и неотъемлемой ее частью. Школа просуществовала до 1918 г. и доказала важность деятельностного отношения к сохранению народного искусства как национального достояния России.

Изменения политической, социальной и экономической жизни страны после 1917 г. потребовали пересмотра содержания образования и в сфере традиционного прикладного искусства. Основанные в конце XIX в. учебные заведения были реформированы: Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге преобразована в Инструкторскую школу вышивки и кружева, а в 1932 г. в швейный техникум; Школа народного искусства в 1924 г. - в Техникум кустарной промышленности; созданный в 1929 г. класс резьбы по кости при Ломоносовском училище Холмогорского района Архангельской области реорганизован в профтехшколу [10, с. 108]. Одновременно создавались профтехнические школы при артелях, что позволяло знакомить со спецификой конкретного традиционного народного художественного промысла на предприятии [11, с. 53]. К 1924 г. создано более 170 учебно-показательных мастерских кустарных промыслов [11, с. 53]. Учебные планы профтехшкол 1921 г. не предусматривали изучение истории искусств, но помимо русского языка в связи с литературой,

обществоведения, рисования и черчения был введен курс истории культуры, с целью обогатить образование студентов и обеспечить им понимание культурных и исторических аспектов их профессиональной деятельности.

В 1931 г. в селе Федоскино - историческом центре лаковой миниатюрной живописи - учреждена профессионально-техническая школа, наследующая традиции обучения художников-миниатюристов, заложенные П.В. Лукутином. В школе открыты три отделения: федоскинской лаковой миниатюры, ростовской финифти и жостовской росписи. Руководство школы утверждало программы, позволяющие освоить традиции лаковой миниатюры, которые давали понимание ее общих художественно-стилистических особенностей и, вместе с тем, обеспечивали базовый культурный кругозор будущих художников. В учебный план включено изучение изобразительного искусства, различных видов и жанров живописи, а также специфики народного искусства. Обязательным считалось посещение выставок и музеев Москвы, изучение коллекции лукутинских лаков XIX века.

Открытие профессионально-технической школы в селе Федоскино совпало с разработкой государственной программы подготовки кадров. В 1931 г. утвержден типовой учебный план для школ фабрично-заводского ученичества, который предоставлял образовательным учреждениям возможность вносить коррективы с учетом специфики подготовки кадров. Исследователь М.В. Ермакова отмечает, что согласно выданным документам об образовании, руководство Федоскинской профессионально-технической школы дополнило учебный план дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «История искусств» [6, с. 24]. С этого времени «История искусств» является обязательным компонентом подготовки художников лаковой миниатюрной живописи.

В 1947 г. Федоскинская профессионально-техническая школа заключила договор с Государственной Третьяковской галереей, предоставившей обучающимся возможность копирования картин В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, O.A. Кипренского, Д.Г. Левицкого, П.А. Федотова в залах музея. Копирование сопровождалось лекциями ведущих искусствоведов Третьяковской галереи, что помогало понять смысл произведений, узнать об историческом и культурном контексте создания, расширить знания об искусстве. Такой подход стал ключевым в формировании профессиональных знаний и творческих способностей молодых художников, обладающих высоким уровнем мастерства. Это предполагает широкий кругозор, знания истории страны, истории развития искусства и традиционных художественных промыслов, устного народного творчества, чтобы реализовать собственный творческий замысел на высоком художественном уровне.

Изучение истории искусств будущими художниками традиционного прикладного искусства сохранялось и в Холуйской иконописной школе (с 1901 г. Холуйской учебной иконописной мастерской). Ее руководители -образованные выпускники Петербургской Императорской Академии

художеств - академик живописи H.H. Харламов и ученик И.Е. Репина Е.А. Зарин отлично осознавали необходимость сочетания профессиональной подготовки с общекультурным развитием. Конкретные документы, которые дали бы возможность проанализировать учебные планы, в частности программы истории искусств, не сохранились. Но документально подтверждено, что 1949 г. Управление учебных заведений Роспромсовета предоставило для обучения художников в Холуе в качестве обязательных программы Федоскинской профтехшколы.

В 1929 г. в с. Ломоносово учрежден «Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости», в 1930 г. преобразован в «Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова», осуществлявшую начальную подготовку в области художественной резьбы по кости [7, с. 42]. Лекции по истории народного искусства и композиции орнамента читал B.C. Воронов, по истории искусства - Б.М. Зубакин [11, с. 57]. Б.М. Зубакин - поэт, учёный-археолог, историк культуры, философ, скульптор, художник, находясь в ссылке в селе Ломоносово, написал книгу о косторезном промысле. Он отмечает, что «в отношении резьбы как нельзя более соответствует широкая профессиональная универсальность инструкторов школы... Начатки искусствоведения, истории искусств и преподавание рисования возложены на специального преподавателя, являющегося одновременно и художественным руководителем школы и цеха» [5, с. 65]. Школа предоставляла ученикам уникальную возможность сочетать обучение искусству резьбы по кости с возможностью развития их художественных и культурных интересов. Е.С. Потапова обращает внимание на то, что школа им. М.В. Ломоносова обеспечивала становление «...творческой личности мастера... способного к глубокому переосмыслению традиций, восстановлению забытых художественных приемов» [16, с. 97].

«Важнейшим этапом развития системы профессионального образования в области традиционных художественных промыслов, стало создание в 1938 г. Московской школы художественных ремесел, готовившей кадры для предприятий народных художественных промыслов по специальностям: ювелирное искусство, художественная вышивка, художественная роспись по ткани. Большое значение в образовательном процессе имели учебные пособия, разработанные искусствоведами, художниками, сотрудниками Научно-исследовательского института художественной промышленности. В 1987 г. Московская школа художественных ремесел начала обучение художников в сфере традиционного прикладного искусства, применяя новые методы и обновленное содержание профессиональной подготовки» [5].

«Разработанная модель обучения стала образцом для внедрения в других учебных центрах, специализирующихся на народных художественных промыслах России. В 1992 г. Московская школа художественных ремесел была преобразована в колледж (с 1996 г. - колледж повышенного типа, с 2003 г. - московский филиал Высшей школы народных

искусств, 2009 г. - Институт традиционного прикладного искусства -московский филиал Высшей школы народных искусств). Преподаватели школы разработали авторские программы для специальностей 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 052300 «Декоративно-прикладное искусство», отличающиеся научной обоснованностью, инновационными методами обучения, наличием методического сопровождения по всем предметам учебного плана, отвечающего основным положениям государственных образовательных стандартов в сфере среднего и высшего профессионального образования» [5].

До 1991 г. обучение истории искусств в средних профессиональных учебных заведениях в сфере традиционных художественных промыслов осуществлялось по учебной программе, разработанной Всесоюзным научно-методическим центром профессионально-технического обучения молодежи на основании учебного плана и требований к учебным программам, утвержденных Государственным Комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. В пояснительной записке к программе «Истории искусств» (1986 г.) указывается, что основное содержание курса должно заключаться в раскрытии роли марксистко-ленинской методологии в освещении процесса развития искусства, анализа его основных направлений и течений. Программа предусматривала 220 часов аудиторных занятий, включая лекции, семинары и самостоятельную работу студентов. Курс «Истории искусств» изучался на протяжении всего обучения, на изучение русского и советского искусства отводилось более 40% учебного времени, отдельный раздел - искусство социалистических стран. В плане предусмотрена лекция «Развитие художественных промыслов в 1950-1980-х гг.».

В 1994-1998-х гг. в ходе процесса стандартизации среднего профессионального образования был разработан Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Важно отметить, что для дисциплины «История искусств» в обучении художников традиционного прикладного искусства не было разработано примерных программ и учебные заведения осуществляли их разработку самостоятельно. Так, в программе по истории искусств (1999) для обучающихся в среднем профессиональном образовании на примере профессионального училища № 66 «Художественный лицей» (сейчас Сибирский институт традиционного прикладного искусства - филиал Высшей школы народных искусств (академии) цель курса обозначена как освоение закономерностей процесса развития мирового изобразительного искусства, его специфики, путем раскрытия роли и значения искусства в жизни общества. Курс рассчитан на 122 часа, 40% учебного времени - изучение отечественного искусства в контексте мировой культуры. Лекции были построены по принципу эволюционного охвата наиболее значимых этапов развития мирового изобразительного искусства от первобытного до искусства XX в.

В 2002 г. начался переход к образовательным стандартам второго поколения для среднего профессионального образования по специальности

0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (квалификация: художник-мастер), утверждены требования к уровню подготовки выпускников. Однако не были четко сформулированы позиции, которые бы определяли знания и умения в области истории искусств.

Принципиально новый этап модернизации системы художественного образования в области традиционных художественных промыслов связан с созданием в Санкт-Петербурге в 2003 г. Высшей школы народных искусств (академии) - единственного в стране и мире высшего учебного заведения для подготовки художников в области традиционного прикладного искусства. Высшая школа народных искусств наследует и продолжает передавать в образовательной практике богатый опыт подготовки художников традиционных художественных промыслов Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны и Московской школы художественных ремесел. В рамках Академии действует восемь филиалов, созданных в исторических центрах возникновения традиционного прикладного искусства (Сергиев Посад, Мстёра, Холуй, Федоскино, Богородское, Москва, Рязань, Омск и др.). Обучение на уровне среднего профессионального и высшего образования в филиалах осуществляется на основе рабочих программ, разработанных в головном вузе, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам.

Рабочая программа дисциплины «История искусств» является универсальной для всех филиалов Высшей школы народных искусств. Программа основана на системном подходе к пониманию сущности искусства, диалоговом взаимодействии с произведениями искусства, а также на контекстуальном изучении истории искусств, акцентирует важность понимания смыслов произведений. Курс истории искусств в Высшей школе народных искусств отличается сбалансированностью аудиторной, практической и самостоятельной работы, разработанным учебно-методическим комплексом, который обеспечивает качественное методическое сопровождение реализации программы на всем протяжении обучения. Лекции охватывают теоретические аспекты искусства и выявляют общие закономерности его развития в разных регионах мира. На изучение отечественного искусства отводится 50% учебного времени, изучение которого осуществляется в контексте общемирового, что позволяет студентам на конкретных примерах произведений искусства осознать и оценить уникальный вклад художественного наследия России в мировую культуру. Практические занятия дополняют материал лекций, фокусируясь на анализе биографий художников, стилей и направлений искусства, а также их влиянии на мировую культуру. Самостоятельная внеаудиторная работа стимулирует развитие навыков самоорганизации и самоконтроля студентов. Образовательные путешествия в музеях и городском пространстве развивают визуальную грамотность и аналитические способности.

Однако следует отметить, что курс истории искусств является унифицированным для будущих художников всех видов традиционных художественных промыслов, по которым осуществляется подготовка.

Освоение содержания слабо учитывает специфику направления обучения, что не позволяет в полной мере осознать его практическую направленность и полезность, применить полученные знания и опыт не только для расширения собственного кругозора и совершенствования общекультурных компетенций, но, прежде всего, для собственной успешной профессиональной деятельности.

Выявленные ограничения определяют перспективные направления совершенствования содержания учебных программ истории искусств и методик обучения в логике усиления профессиональной направленности и профессиональной полезности курса с учетом специфики и сущности традиционных художественных промыслов.

Литература

1. Агапова И.Э. Формы профессионального образования в народных художественных промыслах России / И.Э. Агапова // Педагогика искусства. - 2009. - № 2. - С. 122-137. - EDN: KNUOZH.

2. Боровская Е.А. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих учеников и её роль в развитии русского искусства. Опыт историко-художественной реконструкции: 1839-1917: специальность 17.00.04 «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура»: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Боровская Елена Анатольевна; ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина РАХ» -Москва, 2012. - 737 с.

3. Боровская Е.А. Преподавание истории искусств в художественных учебных заведениях Санкт-Петербурга второй половины XIX - начала XX в. / E.H. Боровская // Современные проблемы академического искусствоведческого образования: Материалы международной научной конференции 9-11 октября 2012 г.: сборник статей / Науч. ред. Н.С. Кутейникова, С.М. Грачёва; сост. Н.С. Кутейникова, С.М. Грачёва. - Санкт-Петербург: Институт им. И.Е. Репина, 2018. - С. 57-68.

4. Высшая школа народных искусств (институт). - URL: http://www.prepodi.rn/history/spb/1283-vysshaya-slikola-narodnyx-iskusstv-institut (дата обращения: 09.07.2023).

5. Зубакин В.М. Холмогорская резьба по кости: История и техника производства / Б.М. Зубакин; под ред. Н. Ульянова. - Архангельск: Севкрайгиз, 1931. - 73 с.

6. Ермакова М.В. Взаимосвязь содержания литературы, русского языка и профессиональных дисциплин в подготовке художников лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании: специальность 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ермакова Мария Владимировна; ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». - Санкт-Петербург, 2022. - 207 с.

7. Колобов В.Н. Развитие профессионального образования в области холмогорского косторезного искусства / В.Н. Колобов // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 4 (31). -С. 45-54. - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00066. - EDN TXUKOM. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-07.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

8. Кузмичева М.В. Традиции Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени A.JI. Штиглица в подготовке художников декоративного профиля / М.В. Кузмичева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 8. - С. 56-61. - URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/bc37cdlf-73b0-4b82-8ca2-28d5f876536d (дата обращения: 05.07.2023). - OEDNWYRLOL.

9. Кузнецов Н.Г. Возникновение и развитие профессионального образования в области церковной живописи России в XI - нач. XX вв. // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 2 (29). -С. 1-6. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00020. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-02.pdf (дата обращения: 03.07.2023).

10. Куракина И.И. Революция 1917 г. и профессиональное образование в традиционном прикладном искусстве / И.И. Куракина // Человек в мире культуры. - 2017. - № 2-3. - С. 107-110. - EDN ZXAOFH. -URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1837/Kurakina.pdf дата обращения: 07.07.2023).

11. Куракина И.И. Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куракина Ирина Игоревна; ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» - Санкт-Петербург, 2018. - 245 с.

12. Майстровская М.Т. Строгановская мебель: проекты, мастерские, мастера / М.Т. Майстровская // Академик Императорской Академии художеств Н.В. Глоба и Строгановское училище / Ответственный редактор T.JI. Астраханцева; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусств Российской академии художеств, Российский государственный художественно-промышленный академии им. С.Г. Строганова. - Издание 2-е, исправленное - Москва: Индрик, 2017. -С. 321-327.-978-5-91674-438-5.

13. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 2000. - 197 с. -ISBN5-89349-319-2.

14. Носань Т.М. Исторические особенности профессионального обучения художественной вышивке в Школе Народного искусства / Т.М. Носань // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. -№3 (26). - С. 14-18. - EDN YQKHBJ. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-07.pdf (дата обращения 05.07.2023).

15. Основанная ея императорским величеством государыней императрицей Александрой Федоровной женская «Школа народного искусства». Извлечения из временных правил. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1912. - 14 с.

16. Потапова Е.С. Холмогорская школа художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова / Е.С. Потапова // Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Черкасова. - Москва: Научно-исследовательский институт художественных промыслов, 1990. - С. 93-100.

17. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века / Д.А. Ровинский // Записки Императорского Археологического общества. - Т. 8. - Санкт-Петербург, 1856. - С. 1-196.

18. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914: в 2 частях. 4.1: Историческая / составитель С.Н. Кондаков. -Санкт-Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. - 351 с.

References

1. Agapova I.E\ Formy' professional'nogo obrazovaniya v narodny'x xudozhestvenny'x promy'slax Rossii / I.E\ Agapova // Pedagogika iskusstva. -2009. - № 2. - S. 122-137. - EDN: KNUOZH.

2. Borovskaya E.A. Sankt-Peterburgskaya riso val'naya shkola dlya vornoprixodyashhix uchenikov i eyo гоГ v razvitii russkogo iskusstva. Opy't istoriko-xudozhestvennoj rekonstrukcii: 1839-1917: special'nost' 17.00.04 «Izobrazitel'noe. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i arxitektura»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora iskusstvovedeniya / Borovskaya Elena AnatoFevna; GOU VPO «Sankt-Peterburgskij institut zhivopisi, skuF ptury' i arxitektury' im. I.E. Repina RAX» -Moskva, 2012. - 737 s.

3. Borovskaya E.A. Prepodavanie istorii iskusstv v xudozhestvenny'x uchebny'x zavedeniyax Sankt-Peterburga vtoroj poloviny' XIX - nachala XX v. / E.N. Borovskaya // Sovremenny' e problemy' akademicheskogo iskusstvovedcheskogo obrazovaniya: Materialy' mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 9-11 oktyabrya 2012 g.: sbornik statej / Nauch. red. N.S. Kutejnikova, S.M. Grachyova; sost. N.S. Kutejnikova, S.M. Grachyova. - Sankt-Peterburg: Institut im. I.E. Repina, 2018. - С. 57-68.

4. Zubakin V.M. Xolmogorskaya rezba po kosti: Istoriya i texnika proizvodstva / B.M. Zubakin; pod red. N. UTyanova. - ArxangeFsk: Sevkrajgiz, 1931.-73 s.

5. Ermakova M.V. Vzaimosvyaz' soderzhaniya 1 iterating , russkogo yazy' ka i professional'ny'x disciplin v podgotovke xudozhnikov lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii: special'nosf 5.8.7 «Metodologiya i texnologiya professional'nogo obrazovaniya»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Ermakova Mariya Vladimirovna; FGBOU VO «Vy'sshaya shkola narodny' x iskusstv (akademiya)». - Sankt-Peterburg, 2022. - 207 s.

6. Kolobov V.N. Razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti xolmogorskogo kostoreznogo iskusstva / V.N. Kolobov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 4 (31). - S. 45-54. - DOI 10.24411/2619-1504-2019-00066. - EDN TXUKOM. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-07.pdf (data obrashheniya: 04.07.2023).

7. Kuzmicheva M.V. Tradicii Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj xudozhestvenno-promy, shlennoj akademii imeni A.L. Shtiglicza v podgotovke xudozhnikov dekorativnogo profilya / M.V. Kuzmicheva // Sovremennaya nauka: aktual'ny'e problemy' teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarny'e nauki. - 2016. -№8. - S. 56-61. - URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/bc37cdlf-73b0-4b82-8ca2-28d5f876536d (data obrashheniya: 05.07.2023). - 0EDN WYRLOL.

8. Kuzneczov N.G. Vozniknovenie i razvitie professional'nogo obrazovaniya v oblasti cerkovnoj zhivopisi Rossii v XI - nach. XX w. // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 2 (29). - S. 1-6. -DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00020. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_2/2019-02-02.pdf (data obrashheniya: 03.07.2023).

9. Kurakina I.I. Revolyuciya 1917 g. i professional'noe obrazovanie v tradicionnom prikladnom iskusstve / I.I. Kurakina // Chelovek v mire kul'tury'. -2017. - № 2-3. - S. 107-110. - EDN ZXAOFH. - URL: httpV/journals.uspu.ru/attachments/article/l837/Kurakina.pdf data obrashheniya: 07.07.2023).

10. Kurakina I.I. Soderzhanie obucheniya teorii i istorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva v profirnom vy'sshem obrazovanii: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskix nauk / Kurakina Irina Igorevna; FGBOU VO «Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv» - Sankt-Peterburg, 2018. -245 s.

11. Majstrovskaya M.T. Stroganovskaya mebel': proekty', masterskie, mastera / M.T. Majstrovskaya // Akademik Imperatorskoj Akademii xudozhestv N.V. Globa i Stroganovskoe uchilishhe / Otvetstvenny'j redaktor T.L. Astraxanceva; Nauchno-issledovater skij institut teorii i istorii izobrazitel'nogo iskusstv Rossijskoj akademii xudozhestv, Rossijskij gosudarstvenny'j xudozhestvenno-promy'shlenny'j akademii im. S.G. Stroganova. - Izdanie 2-e, ispravlennoe - Moskva: Indrik, 2017. - S. 321-327. - 978-5-91674-438-5.

12. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. Istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya / V.F. Maksimovich. - Moskva: Flinta, 2000. - 197 s. - ISBN5-89349-319-2.

13. Nosan T.M. Istoricheskie osobennosti professional'nogo obucheniya xudozhestvennoj vy'shivke v Shkole Narodnogo iskusstva / T.M. Nosan // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2018. - № 3 (26). - S. 14-18. -EDN YQKHBJ. - URL: http://dpio.ru/stat/2019_4/2019-04-07.pdf (data obrashheniya 05.07.2023).

14. Osnovannaya eya imperatorskim velichestvom gosudary' nej imperatricej Aleksandroj Fedorovnoj zhenskaya «Shkola narodnogo iskusstva». Izvlecheniya iz vremenny' x pravil. - Sankt-Peterburg: [b. i.], 1912. - 14 s.

15. Potapova E.S. Xolmogorskaya shkola xudozhestvennoj rezby' po kosti im. M.V. Lomonosova / E.S. Potapova // Formy' i metody' peredachi masterstva v sovremenny x tradicionnyx promy slax: Sbornik statej / Otv. red. N.V. Cherkasova. - Moskva: Nauchno-issledovater skij institut xudozhestvennyx promy slov, 1990. - S. 93-100.

16. Rovinskij D.A. Istoriya russkix shkol ikonopisaniya do koncza XVII veka / D.A. Rovinskij // Zapiski Imperatorskogo Arxeologicheskogo obshhestva. -T. 8. - Sankt-Peterburg, 1856. - S. 1-196.

17. Yubilejny j spravochnik Imperatorskoj Akademii xudozhestv. 1764-1914: v 2 chastyax. Ch.l: Istoricheskaya / sostaviteK S.N. Kondakov. - Sankt-Peterburg: Tovarishhestvo R. Golike i A. Vil borg, 1915. - 351 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.