Научная статья на тему 'Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России'

Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
441
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ / РУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛУ / ПОДГОТОВКА МАСТЕРОВ / ХУДОЖНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / РИСОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ РИСУНКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дунаева Н.Ю.

В статье рассматриваются вопросы подготовки мастеров и художников декоративно-прикладного искусства в России, начиная от обучения ремеслу в древней Руси и заканчивая сложившейся к ХХ веку в России системой обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России»

Дунаева Н.Ю., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Профессиональных дисциплин Московского филиала Высшей школы народных искусств (институт)

ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки мастеров и художников декоративно-прикладного искусства в России, начиная от обучения ремеслу в древней Руси и заканчивая сложившейся к ХХ веку в России системой обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство России, русское народное искусство, обучение ремеслу, подготовка мастеров, художник декоративно-прикладного искусства, художественная школа, Академия художеств, рисование, преподавание рисунка.

Dunayeva N., Ph.D., assistant professor ofprofessional disciplines of the Moscow branch of the Higher School of Folk Arts (institute)

FROM THE HISTORY OF TEACHING DRAWINGS OF THE ARTIST OF ARTS AND CRAFTS IN RUSSIA

Annotation. The article deals with the preparation of craftsmen and artists of arts and crafts in Russia, from the apprenticeship in ancient Rus and ending with the current to the twentieth century in the Russian system of training to drawing artists of arts and crafts.

Keywords: decorative and applied art of Russia, Russian folk art, craft education, training masters, artist arts and crafts, art school, the Academy of Fine Arts, painting, drawing teaching.

Декоративно-прикладное искусство России — сокровищница художественного опыта многих поколений мастеров, оно хранит в себе национальное своеобразие русского народа. В народном искусстве отражаются природа, особенности быта, мировоззрения, историческая действительность, национальные черты.

Сохранившиеся памятники старины свидетельствуют о том, что на Руси издавна были талантливые мастера резьбы по дереву, кости, по литью, чеканке, гравировке, эмали, скани, гончарному искусству, изготовлению ковров, вышивке, кружеву и по другим видам художественных ремесел.

Народному искусству свойственны традиционность, праздничность, орнаментальность и декоративность, конструктивность, ясность рисунка, контурность, выразительность линии, силуэта, чувство связи с вещью, приводящее к плоскостности. В каждом виде традиционного прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости и дереву, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу и дереву и т.д.) по-своему разнообразно изображаются геометрический и растительный орнаменты, фигуры зверей, птиц, человека, жанровые сценки и т.д.

В.М. Василенко выделял в русском народном искусстве следующие характерные черты: необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративно-орнаментального характера, неисчерпаемой фантазией; повышенное чувство целесообразности формы, сильного ритма, колорита; тенденцию к преобразованию природы; великолепную выверенность рисунков; художественную отработанность; высокое мастерство, приобретенное в результате длительной традиции [1].

Хорошо развитое чувство ритма выражается в народном искусстве в любви к повторению узоров, в стремлении подчеркнуть равновесие форм, симметричность в изображении как отдельных предметов, так и всего орнамента. Последний всегда подчиняется форме вещи, ее размерам и изгибам поверхности.

Важная закономерность народного искусства — зависимость формы вещи, с которой работает художник, от ее назначения. В то же время на весь характер изделия оказывают влияние материал, из которого оно выполняется, декор и его соотношение с формой вещи.

Исторически сложились в нашей стране центры различных видов прикладного искусства. Если резьбой по дереву, вышивкой занимались повсеместно, то роспись по дереву была особенно распространена на севере и в средней полосе России (с. Хохлома); майолику с XVIII в. начали производить в деревнях Гжельского района под Москвой, а затем и по всей стране. Центрами производства игрушек в XVIII-XIX вв. были Сергиевский Посад с окружавшими его деревнями (с. Богородское), в которых занимались резьбой игрушек из дерева, деревня Дымково, в которой изготавливали игрушки из глины. Центром чугунного литья был город Касли Челябинской области; чеканкой оружия, гравировкой, ювелирными работами занимались в центре России, на Кавказе и на Украине. На севере, на берегах Белого моря, было распространено искусство резьбы по кости с центром в Холмогорах.

Обучение ремеслу еще со времен Древней Руси до начала XVIII в. происходило в форме ученичества. Система подготовки основывалась на способе наглядного практического обучения, осуществлявшегося непосредственно в процессе работы. Традиционно усвоение художественных образов, формировавшихся из поколения в поколение, передача навыков мастерства происходили в семье, где учителем часто выступал отец, а учеником — сын. Обучение, как правило, происходило в форме наглядного показа отдельных процессов изготовления и объяснения, как пользоваться инструментами. Главным было практическое овладение технологией мастерства.

В конце XVII в. вследствие существенных изменений в образном восприятии мира начинает меняться характер ученичества. К этому времени русская архитектура осваивает ордерную систему, основу масштабных соотношений

которой составляют пропорции, соразмерные пропорциям человеческой фигуры.

68

Под воздействием новых представлений о действительности начинает возникать разделение на теоретическое и практическое обучение.

Изменяются и требования к подготовке художников, в том числе декоративно-прикладного искусства, мастеров-ремесленников. Теперь им нужно уметь передавать реальные формы, а поэтому необходимо знать правила рисования с натуры, владеть законами перспективы.

Впервые систематически заниматься рисунком стали ученики Московской Оружейной палаты — основного государственного центра подготовки и аттестации мастеров в XVII столетии. Подготовка мастеров в Оружейной палате стала включать в себя копирование как один из главных методических приемов обучения часто копировались гравюры библии Пискатора (1674), голландские и немецкие образцы. Иногда оригинал использовали лишь частично.

В конце XVII в. при Московской Оружейной палате дьяк М.П. Аврамов организовал школу для мальчиков с художественными способностями. Помимо грамоты, арифметики, иностранных языков, в ней обучали рисованию.

В 1711 г. школа была переведена в Петербург и стала числиться при типографии Оружейной канцелярии. На новом месте это учебное заведение значительно расширилось и совершенствовало свою специальную программу, став «первой регулярной художественной школой России». Как указывал И.Э. Грабарь, в этой школе ученики рисовали систематически и не только с гравюр и гипсов, но и с натурщиков. Таким образом, помимо копирования оригиналов, в программу обучения в этой школе входил и рисунок с натуры — основа обучения всему светскому искусству, в том числе и художественным ремеслам. И.А. Пронина в работе «Декоративное искусство в Академии художеств» подчеркивает, что «введение принципиально новой в художественной школе России разработанной методики обучения рисунку подготавливало формирование будущей академической системы» [2].

В начале XVIII в. остро встал вопрос о систематической подготовке в гораздо большем масштабе мастеров декоративно-прикладного искусства. Петр I начинает посылать способных молодых людей за границу для обучения художественному мастерству, в большом количестве приглашает опытных мастеров из-за границы, преследуя тем самым две цели: получение квалифицированных специалистов для строительства Петербурга и подготовку с их помощью русских мастеров. В контрактах, заключаемых с иностранцами, неизменным был пункт, обязывающий зарубежных мастеров обучать русских учеников в продолжение всего времени службы. Большое внимание Петр I уделял созданию в России светских специальных школ. Одним из обязательных предметов в этих школах было рисование, так как оно считалось «наиболее достоверным способом изучения действительности, необходимым для специалистов разных областей знания» [2]. В таких школах подготавливались в том числе и художники декоративно -прикладного искусства. Так, школа при Морской академии готовила корабельных резчиков и орнаментных живописцев, выпускники Карповской школы направлялись в канцелярию от строений и другие ведомства для выполнения разных живописных и прикладных работ.

К началу XVIII в. относятся различные проекты создания государственной художественной школы для подготовки отечественных кадров — исполнителей художественных работ. Согласно плану будущего города Санкт-Петербурга, составленному Ж.-Б. А. Леблоном в 1717 г., близ усадьбы генерал-губернатора А.Д. Меньшикова на Васильевском острове должно было быть возведено здание Академии всех искусств и ремесел.

1 декабря 1724 г. Петру I был представлен проект учреждения Академии разных художеств, составленный механиком-изобретателем А.К. Нартовым. В этом проекте наряду с подготовкой «архитекторов цивилис» подчеркивалась необходимость создания механических, гравировальных, иконописных, токарных классов, обучения «мастеров фонтанных дел», слесарных дел, плотников, литейщиков, оптиков, оловянщиков, медников. Обширный план Академии ремесел

разрабатывал русский историк В.Н. Татищев при участии архитекторов П. М. Еропкина, Б. К. Растрелли и живописца Л. Каравакка. Все проекты по организации государственной специальной художественной школы не предусматривали каких-либо различий в обучении художников декоративно-прикладного направления и художников изящных искусств. Все искусства считались в то время одинаково значимыми.

До открытия в стране единого центра художественного образования — Академии художеств — специалистов в области декоративного искусства готовили в различных ведомствах, связанных со строительством (при Канцелярии от строений, Кабинете Императорского двора, Гоф-интендантской конторе, Адмиралтействе), а также обучали при фабриках и заводах.

В ведомствах, связанных со строительством, ученики проходили наглядное обучение у мастеров, часто занятых обслуживанием царского двора, нередко приобретали несколько профессий, но также получали элементарное общее образование и навыки в рисовании. Наиболее способных учеников дополнительно обучали рисованию — обязательному предмету для специалистов разных областей творчества. В процессе обучения копировалось большое количество орнаментов, образцов резьбы, лепнины из различных руководств и альбомов; также для копий и составления сложных композиций использовались богато иллюстрированные книги и гравюры.

С начала XVIII в. при фабриках и заводах начали организовывать специальные школы, ставящие своей целью подготовку практиков производства. В числе первых специализированных школ декоративного профиля были Знаменованная школа в Екатеринбурге, основанная в 1720-30-х годах, рисовальная школа при Шпалерной мануфактуре, учрежденная в 1741 г., школа при Императорском фарфоровом заводе, действующая с 1750-60-х годов и др. В таких школах обучали детей мастеровых грамоте, арифметике, рисованию, черчению и лепке.

В 1724 г. в Петербурге была открыта Академия наук, которая имела рисовальные и гравировальные палаты, типографию и различные мастерские, являясь, таким образом, своеобразным художественным и художественно-промышленным учебным заведением. При Академии наук обучали столярному делу, резьбе по дереву, переплетному мастерству, медальерному художеству, полированию, гранению, резьбе и шлифованию камней и проч.

Изначально обучение проводилось по методу наглядного показа: мастера-художники декоративного профиля были заинтересованы как можно скорее подготовить себе помощников для выполнения заказов. В 20-30-е годы XVIII в. какой-то единой программы и методики обучения не было; в конце 1730-х годов предпринимается попытка реорганизовать сложившуюся в Академии наук систему ученичества.

В программе обучения появляется самостоятельный учебный курс рисования с гипсов и с натуры, предназначенный для всех академических подмастерьев и учеников, — по два часа три раза в неделю. Для преподавания этого курса был приглашен придворный живописец Бартоломео Тарсия.

В конце 1738 г. при Академии наук открыли Рисовальную палату, в которой преподавали рисунок всем воспитанникам. Вначале занятия, на которых рисовали гипсы и модель, проходили три раза в неделю, затем, с приходом в 1741 г. рисовального мастера И.Э. Гриммеля, они становятся ежедневными. Известно, что школу Гриммеля, преподававшего в Академии наук около двадцати лет, прошли многие русские мастера прикладного искусства.

Ученики сначала поступали в Рисовальную палату на двухмесячное пробное время, в течение которого они выполняли контурные линейные рисунки — копии с заданий книги И.Д. Прейслера. Успешно выдержавшие испытательный срок зачислялись в первый класс Рисовальной палаты (всего их было три). В первом классе продолжали копировать с Прейслеровой книги несложные рисунки и гравюры, во втором рисовали с более сложных рисунков, с многофигурных

купферштихов (гравюр на меди), начинали рисовать с гипсовых голов и статуй. В третьем классе рисовали с гипсовых фигур. «Зимой раз в две недели, а летом раз в месяц рисовали с натуры, с одеяния на глидермане-манекене, копировали большие картины, уменьшая их в размере, и пр. Тут же получали наставление мастера относительно законов композиции и правил тушевки»[2]

В 1745 г. в Рисовальной палате был введен обязательный для всех учеников курс рисования с натуры. Рисовали по три часа три раза в неделю в вечернее время. Однако при рисовании с натуры использовали рейсфедеры, что позволяет утверждать, что натурный рисунок строился по геометрическим принципам, разработанным в Прейслеровой книге.

Как правило, мастер определял будущую профессию ученику в зависимости от его способностей, когда воспитанник обучался во втором классе. В третьем классе начинали осваивать различное мастерство: живописное, гридоровальное, резное, моделирование и т.д. Известно, что даже после распределения по палатам специального профиля ученики наряду с подмастерьями и мастерами продолжали посещать Рисовальную палату для работы с натуры.

В Академии наук, так же как и в других государственных ведомствах того времени, готовили практиков со средним специальным уровнем знаний. Нередко для усовершенствования мастерства воспитанников отправляли на несколько лет за границу. Прежде всего, пенсионерство преследовало цель совершенствования на более высоком уровне рисовальной практики, работы с натуры, копирования и моделирования.

И.А. Пронина в работе «Декоративное искусство в Академии художеств» отмечает, что «с возникновением в Академии наук Рисовальной палаты установился общепринятый порядок обучения художников. Он узаконил элементарную последовательность в овладении мастерством» [2]. Копирование декоративных листов, всевозможных виньеток, мелкой пластики вырабатывало у мастеров декоративного искусства необходимые художественные навыки,

позволяло усваивать законы построения формы и композиции. Умение копировать большие картины с увеличением или уменьшением размеров, с изменением масштаба должно было особенно пригодиться в дальнейшем художникам, работавшим в архитектуре, и таким мастерам, как миниатюристы, резчики по камню, медальеры. Более близкое знакомство с натурой, многочасовое вглядывание в реальные предметы, изучение фигуры человека не только развивало у будущих художников декоративного профиля непосредственность восприятия природы, ощущение живой динамичной формы, но и совершенствовало чувство пропорций, гармонии цвета, ритма [3].

К началу ХХ в. в России сложилась сеть учебных заведений, состоящая из средних, низших ремесленных училищ, школ, учебных мастерских, к числу которых относится и Санкт-Петербургская школа народного искусства императрицы Александры Федоровны. Рисунок был основным предметом в этой школе, поскольку одной из основных целей обучения было создание узора, орнамента для произведений прикладного искусства. Особое внимание уделяли обучению рисунку в Строгановском училище технического рисования в Москве и в Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Многие выпускники этих учебных заведений преподавали рисование, черчение, художественные ремесла в центрах художественных промыслов, а также на различных курсах рисования и черчения.

Обязательным в программе по рисунку было рисование растений, цветов, животных, архитектурных памятников с натуры. Кроме общего курса рисования, были и специальные курсы: рисования цветов, орнаментов, графического воспроизведения изделий декоративно-прикладного искусства.

Именно в этот период преподавание рисования как одного из основных

предметов в художественно-промышленных учебных заведениях становится

объектом методического исследования — в учебные программы по обучению

рисунку привносится метод художественной стилизации. Существенный вклад в

создание этого метода внес М.А. Врубель: он первым включил в обучение

74

упражнения в стилизации растений, что явилось важной предпосылкой для введения в дальнейшем в профессиональную подготовку будущих художников традиционного прикладного искусства не только академического, но и декоративного рисунка, одной из задач которого стало создание стилизованного изображения.

Уроки Врубеля часто сводились к наглядному показу. Сохранились отдельные воспоминания учеников: «Мы делали за ним то же самое. В классе стояла мёртвая тишина...Мы были страшно увлечены им. Конечно, здесь действовал и гипноз его имени - ведь это был сам Врубель! Во вторых, нам было всё очень интересно, так как его метод был не похож на те методы, которые у нас применялись Всё у него было иное: и размах штрихов, и штрихи-то углами, притом углём, и крупно» [4]. По другим воспоминаниям, «М. Врубель в период преподавании в Строгановском училище ставил в классе гиацинты и, пояснив задание, одних просил сделать фриз, других рисунок для вазы, орнамент на ковер, вписать изображение в квадрат, в круг и так далее. Иногда и сам он, рисуя на доске, показывал, как много декоративных фигур можно создать на основании одного цветка» [4].

Исторически традиционному прикладному искусству свойственны праздничность, орнаментальность и декоративность, ясность рисунка, контурность, выразительность линии, силуэта, чувство связи с вещью, приводящее к плоскостности. В каждом виде традиционного прикладного искусства (художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости и дереву, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу и дереву и т.д.) используются различные орнаментальные приемы, изображаются фигуры зверей и птиц, различные жанровые сценки и т.д. И здесь важны содержание и методы обучения предмету «декоративный рисунок», обязательно соотнесенные со спецификой каждого из указанных видов этого искусства. В то же время преподавание предмета «академический рисунок» будущим художникам традиционного прикладного искусства также необходимо,

поскольку в своей художественно-творческой работе при проектировании росписей, узоров, орнаментов художник должен с самого начала работы прекрасно чувствовать объемную форму предмета [5].

Список литературы:

1. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве Х-ХХ вв. — М.: Советский художник, 1974.

2. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века. — М.: Изобр. ис-во, 1983.

3. Сафаралиева Д.А. [Авт.-сост.]. Учебный рисунок в Академии художеств: альбом / под ред. Б.С. Угарова. — М.: Изобр. ис-во, — 1990.

4. Строгановская школа рисунка. — М.: Сварог и К., 2001.

5. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: дис. канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2013.

6. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку в Московском филиале ВШНИ // Эл. журнал «Педагогика искусства». 2012. № 1 (www//art-education/ru). 0,5 п. л.

7. Дунаева Н.Ю. Основы обучения рисунку в декоративно-прикладном искусстве // Эл. журнал «Педагогика искусства». 2012. № 3 (www//art-education/ru). 0,5 п. л.

8. Дунаева Н.Ю. Рисование растений как важный этап в обучении художников декоративно-прикладного искусства // Человек и образование. СПб.: ИОВ РАО, 2012. № 4. С. 119-124. 0,5 п. л.

9. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку в сфере декоративно-прикладного искусства // Изобразительное искусство в школе. М., 2012. № 2. С. 66-71. 0,5 п. л.

10. Дунаева Н.Ю. Учебная программа «Рисунок» // Изобразительное искусство в школе. М., 2012. № 5. С. 59-71. 0,8 п. л.

11. Дунаева Н.Ю. Рисунок как общепрофессиональная дисциплина в образовании художника традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование: мат-лы XI Научно-практич. конференции. СПб.: ВШНИ (И), 2006. С. 57-61. 0,3 п. л.

12. Дунаева Н.Ю. Сочетание учебного академического рисунка и декоративной графики как метод подготовки художников традиционного прикладного искусства // Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания, ч. III: мат-лы I Междунар. научн. сессии (29-31 мая 2007 г.). М.: ИХО РАО, 2007. С. 56-60. 0,4 п. л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.