Научная статья на тему 'КУРС ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ'

КУРС ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные художественные промыслы / содержание образования / теория традиционных художественных промыслов / научно-исследовательская деятельность / Высшая школа народных искусств (академия) / художник / магистратура / traditional artistic crafts / content of education / theory of traditional artistic crafts / research activities / Higher School of Folk Frts / artist / master’s degree

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И.И. Куракина

В статье раскрыто содержание курса теории традиционных художественных промыслов в системе высшего образования будущих художников в области традиционного прикладного искусства, обучающихся по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Автор определяет приоритеты подготовки студентов на уровне магистратуры; выявляет место курса в структуре подготовки художников в этой сфере; раскрывает его сущностные доминанты. В исследовании определены особенности разработки и наполнения тем содержания курса теории традиционных художественных промыслов. Представлен анализ их влияния на формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов. Материалы статьи подготовлены на основе осмысления практики обучения в Высшей школе народных искусств (академии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — И.И. Куракина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE OF THE THEORY OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE ARTISTS: ESSENCE, CONTENT, MEANING

The article reveals the content of a course of theory on traditional arts and crafts in the higher education system of future artists in the field of traditional applied arts, studying in the direction of training 54.04.02 Decorative and applied arts and crafts. The author defines priorities of training students at the master’s level, identifies the place of the designated course in the structure of training artists in this field, reveals its mission and essential dominants. The study identifies features of the development and the content of the course on the theory of traditional arts and crafts and the analysis of their impact on the formation and development of students’ own research experience. The materials of the article are prepared on the basis of understanding the practice of teaching at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Текст научной работы на тему «КУРС ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ»

11. Лебедев С.В. ^локализация и возврат этничности в век глобализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2(69): 257 - 261.

12. Шаповалова И.А. Психолого-педагогическая поддержка развития интерпретационной деятельности студентов института традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 2: 79 - 89. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-10.pdf

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. Ot 25.12.2018). Available at: https://docs.cntd.ru/document/902389617

2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva: SIN-TEG: 375 - 389.

3. Paustovskij K.G. Zolotaya roza. Moskva: AST, 2017.

4. Ushinskij K.D. O kameral'nom obrazovanii. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva - Leningrad: APN RSFSR, 1948; T. 1: 121 - 252.

5. 'Elkins Dzh. Pochemu nel'zya nauchit' iskusstvu: posobie dlya studentov hudozhestvennyh vuzov. Moskva: Ad Marginem Press, 2017.

6. Fedotova O.V. Nasmotrennost' kak odno iz uslovij sozdaniya tvorcheskogo obraza v professional'nom obrazovanii tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvoiobrazovanie. 2021; № 3: 82 - 91. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf

7. Kopenkina O. Akademii i fabriki hudozhestvennogo vospitaniya v SShA. Hudozhestvennyjzhurnal. 2003; № 50. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/58/article/1169

8. Drakina I.K. Aktualizaciya problemy formirovaniya regional'noj sistemy professional'no-obschestvennoj ocenki kachestva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 288 -289.

9. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: utverzhdena Prikazom Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii ot 28.12.2001 № 1403.

10. Maksimovich V.F., Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Osnovnye napravleniya strategicheskogo razvitiya Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) - 2030. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 40-74. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-11.pdf

11. Lebedev S.V. Glokalizaciya i vozvrat 'etnichnosti v vek globalizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2(69): 257 - 261.

12. Shapovalova I.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka razvitiya interpretacionnoj deyatel'nosti studentov instituta tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 2: 79 - 89. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-10.pdf

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378.16

Kurakina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of History of Art, High School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ladybug90@yandex.ru

THE COURSE OF THE THEORY OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE ARTISTS: ESSENCE, CONTENT, MEANING. The article reveals the content of a course of theory on traditional arts and crafts in the higher education system of future artists in the field of traditional applied arts, studying in the direction of training 54.04.02 Decorative and applied arts and crafts. The author defines priorities of training students at the master's level, identifies the place of the designated course in the structure of training artists in this field, reveals its mission and essential dominants. The study identifies features of the development and the content of the course on the theory of traditional arts and crafts and the analysis of their impact on the formation and development of students' own research experience. The materials of the article are prepared on the basis of understanding the practice of teaching at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Key words: traditional artistic crafts, content of education, theory of traditional artistic crafts, research activities, Higher School of Folk Frts, artist, master's degree.

И.И. Куракина, канд. пед. наук, доц., Высшая школа народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург, Е-mail: ladybug90@yandex.ru

КУРС ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

В статье раскрыто содержание курса теории традиционных художественных промыслов в системе высшего образования будущих художников в области традиционного прикладного искусства, обучающихся по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Автор определяет приоритеты подготовки студентов на уровне магистратуры; выявляет место курса в структуре подготовки художников в этой сфере; раскрывает его сущностные доминанты. В исследовании определены особенности разработки и наполнения тем содержания курса теории традиционных художественных промыслов. Представлен анализ их влияния на формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов. Материалы статьи подготовлены на основе осмысления практики обучения в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, содержание образования, теория традиционных художественных промыслов, научно-исследовательская деятельность, Высшая школа народных искусств (академия), художник, магистратура.

Актуальность темы статьи обусловлена вызовами современной эпохи и тенденциями образования XXI в., ключевая из которых - ориентация не только на практико-ориентированную подготовку будущих художников, но на формирование и развитие опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области традиционных народных художественных промыслов как значимого условия сохранения, возрождения и развития культурного наследия [1; 2].

Цель данной работы - выявить сущность и специфику содержания курса теории традиционных художественных промыслов как фактора совершенствования научно-исследовательской деятельности студента (на уровне магистратуры). Цель диктует задачи исследования: определение места обозначенного курса в системе непрерывного профильного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов; выявление основных доминант содержания курса; формулировка его миссии в профессиональном образовании будущих магистров и - шире - обеспечения органичного бытования традиционных художественных промыслов в XXI в.

Научная новизна исследования обусловлена разработкой содержания курса, не имеющего аналогов, для магистров направления подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, осмысления результатов его апробации в практике работы Высшей школы народных искусств (академии).

Теоретическая значимость заключена в определении доминант разработки содержания курса, позиционируемых в качестве основополагающих «вех» в теории традиционных художественных промыслов, изучение и осознание которых

станет фундаментальными основами, базой для приращения собственного опыта научно-исследовательской деятельности студентов.

Основой осмысления этапов формирования и бытования художественно-образной системы видов традиционного прикладного искусства при обучении художников в бакалавриате по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы является курс истории традиционных художественных промыслов. Его роль, процесс разработки содержания, особенности, организационно-педагогические условия, специфика учебно-методического обеспечения неоднократно становились предметом осмысления в исследованиях автора статьи [3; 4].

Сущностной особенностью подготовки магистров по направлению 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, в сравнении с бакалаврами, выступает приоритет видов деятельности, ориентированных на обогащение профессионального капитала выпускника новыми качествами. Среди них - способность выработки стратегии собственной научно-исследовательской работы, ее поэтапная реализация и последующая рефлексия; навыки взаимодействия с профессиональным сообществом; возможность реализации экспертной работы, осуществления профессиональных консультаций. Все это нашло отражение в расширении и уточнении типов задач профессиональной деятельности (в сравнении с бакалавриатом), что зафиксировано в ФГОС 3++ [5]. Изменение приоритетов и конечного результата подготовки художника традиционных художественных промыслов в магистратуре (доминанта научно-исследовательской деятельности) спровоцировали переосмысление содержания профессио-

Таблица 1

Содержание курса теории традиционных художественных промыслов

Наименование разделов и тем дисциплины Всего Лекции Практические занятия

Тема 1. Введение в дисциплину. Научное понятийное поле «народное искусство - народные художественные промыслы - традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство» 4 4

Тема 2. Предпосылки и этапы формирования теории народного искусства 4 2 2

Тема 3. Теория народного искусства М.А. Некрасовой 6 2 4

Тема 4. Теория традиционных художественных промыслов как предмет научного изучения. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович 6 2 4

Тема 5. Теория художественной вышивки 12 6 6

Тема 6. Теория художественного кружевоплетения 12 6 6

Тема 7. Теория художественной росписи ткани 8 4 4

Тема 8. Теория косторезного искусства 12 6 6

Тема 9. Теория художественной обработки металла (ювелирного искусства) 8 4 4

Тема 10. Теория федоскинской лаковой миниатюрной живописи 6 4 2

Тема 11. Теория палехской лаковой миниатюрной живописи 6 4 2

Тема 12. Теория мстёрской лаковой миниатюрной живописи 6 4 2

Тема 13. Теория холуйской лаковой миниатюрной живописи 6 4 2

Тема 14. Теория декоративной росписи по металлу 6 4 2

Тема 15. Теория художественной резьбы по дереву 6 4 2

Тема 16. Теория декоративной росписи по дереву 6 4 2

Тема 17. Теория художественной керамики 6 4 2

Тема 18. Теория народной игрушки 4 2 2

Тема 19. Теория профессиональной подготовки художников традиционного прикладного искусства в области общепрофессиональных художественных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, скульптуры) 4 2 2

Подготовка реферата к зачету с оценкой (СРС) 16

Итого часов 128 72 66

нальных теоретических курсов в обучении будущих магистров, представленных дисциплинами «Теория традиционных художественных промыслов», «Методология традиционных художественных промыслов», «Современные проблемы традиционных художественных промыслов России».

Проанализируем особенности содержания курса теории традиционных художественных промыслов в практике подготовки магистров в Высшей школе народных искусств (академии). «Теория традиционных художественных промыслов» - дисциплина, изучаемая магистрами на первом курсе в объеме 144 ак. часа (в таком же объеме в бакалавриате студенты осваивают дисциплину «История традиционных художественных промыслов», которая фундирует освоение новых курсов в магистратуре). Ее цель - формирование понимания сущности, общего контекста возникновения и генезиса исторического развития основных теоретических концепций в области традиционного прикладного искусства как условия его научного изучения на современном этапе. Достижению этой цели способствуют лекционные занятия, ориентированные на формирование представлений о предпосылках и этапах становления теории традиционных художественных промыслов, и практические, рассчитанные на освоение навыков работы с профильными исследованиями в этой области, мотивирование к реализации собственных научных исследований в области традиционных художественных промыслов России. В соответствии с логикой решения обозначенного круга задач выстроено содержание тем и соотношение учебных часов, отведенных на аудиторные занятия и самостоятельную работу (табл. 1).

Как видно из табл., условно содержание курса можно разделить на два блока. Первый (темы 1-4) является фундаментом для освоения второго (темы 5-19), т. к. концептуализирует сформированные у студентов на уровне бакалавриата представления о сущности и специфике научно-понятийного поля в этой области, раскрывает логику исторических этапов формирования и развития теории народного искусства и теории традиционных художественных промыслов как предметов научного изучения, обобщает основные постулаты научных исследований М.А. Некрасовой, проблематизирует общие вопросы, рассматриваемые в рамках научно-педагогической школы В.Ф. Максимович.

Кратко обозначим круг ключевых положений, на которых сосредоточено внимание в первых темах, и раскроем, каким образом их освоение влияет на формирование опыта научно-исследовательской деятельности магистрантов (табл. 2).

Освоение содержания курса включает и самостоятельную внеаудиторную работу, представленную выполнением к экзамену реферированного обзора источников по теме магистерской диссертации. Реферирование, ориентированное на изложение сути основного текста научной работы (монографии, статьи и т. д.) [7], включает анализ содержания основного круга научных исследований по выбранной проблематике, их анализ и критическую оценку. Обзор источников может быть структурирован хронологически (от самых ранних исследований - к более поздним) или тематически (анализа содержания отдельно искусствоведческих, исторических, педагогических работ по конкретной теме), что дает воз-

Таблица 2

Содержание тем курса теории традиционных художественных промыслов

Тема Краткое содержание темы Содержание практических занятий по теме

Тема 1. Введение. Научное понятийное поле «народное искусство - народные художественные промыслы - традиционные народные художественные промыслы - традиционное прикладное искусство» Сущность и особенности трактовки основных понятий. Народное искусство - компонент национальной художественной культуры и часть духовной культуры страны. Народные художественные промыслы - компонент народного искусства. Традиционные народные художественные промыслы («примитивные художественные ремесла» и «традиционное прикладное искусство») и современные художественные производства. Традиционное прикладное искусство в исследованиях В.Ф. Максимович. Анализ традиционного прикладного искусства по региональному признаку и по конкретному направлению. Понятие «традиция» В рамках освоения первой темы практические занятия не предусмотрены,она - вводная. Ее цель - актуализировать знания, полученные при обучении в бакалавриате и обозначить основные формы работы в рамках освоения нового курса

Тема 2. Предпосылки и этапы формирования теории народного искусства В процессе становления теории народного искусства могут быть выявлены несколько этапов [6]: Нач. XVIII в. - 1870-е гг.: формирование интереса к народному искусству как компоненту русской традиционной культуры в аспекте словесности (фольклора); появление предпосылок к изучению других областей народного искусства (произведения крестьянского быта). 1870-1910-е гг.: собирание, коллекционирование и осмысление эстетики, своеобразия народного искусства в аспекте его материальной составляющей (произведения кустарных, традиционных народных художественных промыслов, домашнего ремесла); складывание первых коллекций произведений народного искусства; начальное «накопление» сведений об особенностях произведений различных видов художественных промыслов. 1917-1930-е гг.: истоки научного изучения исторического развития и своеобразия видов народного искусства, разработка его теоретических основ и тезауруса; осмысление народного искусства с позиций искусствоведения, как части искусства. 1930-1990-е гг.: систематическое научное изучение истории, современного состояния, художественно-стилистических особенностей конкретных видов народного искусства и художественных промыслов в историческом контексте и на современном этапе; разработка методики изучения произведений народного искусства. 1990-2020-е гг.: разработка проблем онтологии народного искусства; формирование теории непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства как значимого компонента его сохранения и развития и внедрение теории в практику Освоение второй темы ориентирует на постижение логики научного изучения своеобразия народного искусства и закономерностей формирования его теории. Значимым компонентом является работа с публицистическими статьями и иллюстрированными изданиями Х1Х-ХХ вв. (труды С.А. Давыдовой, И.А. Голы-шева, статьи В.В. Стасова, И.Я. Билибина), которые позволяют самостоятельно определить приоритет научных интересов в каждый исторический период. Работа студентов ориентирована на выявление проблем сохранения и изучения произведений народного искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв., сравнительный анализ проблем и состояния видов традиционных художественных промыслов на рубеже эпохи и в современном социокультурном пространстве

Тема 3. Теория народного искусства в исследованиях М.А. Некрасовой В рамках изучения данной темы рассматриваются следующие вопросы: теория и практика народного искусства, его сущность и перспективы; проблемы соотношения качеств коллективного и индивидуального, традиции и новизны в народном искусстве; системообразующие компоненты и основные функции народного искусства; основные векторы развития народного искусства и его бытования в условиях коммерциализации культуры; проблемы народного искусства в исторической перспективе и на современном этапе; роль и место народного искусства как духовного феномена; потенциал народного искусства как средства воспитания и образования молодого поколения. Третья тема позволяет выявить феноменологические характеристики народного искусства как компонента духовной и художественной культуры страны и освоить фундаментальные положения его теории. Инструментом решения этих задач выступает работа с избранными научными трудами М.А. Некрасовой, структурированная кругом проблемных вопросов. Опираясь на исследования ученого, студенты формулируют сущность понятий «коллективное», «индивидуальное», «традиция», «оригинальность», «канон», «школа», «универсальность»

Тема 4. Теория традиционных художественных промыслов как предмет научного изучения. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович Определение понятий «теория», «научно-педагогическая школа» и их сущностных черт Теория непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства академика РАО, д.п.н., профессора В.Ф. Максимович. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович: научные исследования теории и методики профессионального образования в области конкретных видов традиционного прикладного искусства (художественной вышивки, художественного кружевоплетения, видов лаковой миниатюрной живописи - палехской, мстёрской, холуйской, федоскинской, косторезного и ювелирного искусства, общепрофессиональных художественных дисциплин) Содержание данной темы предвосхищает освоение последующего круга тем (5-19), связанных с видами традиционного прикладного искусства, определяя сущность и доминанты исследовательской деятельности научно-педагогической школы ученого. Студентам предлагается выявить их самостоятельно, работая со статьями В.Ф. Максимович и преподавателей ее научно-педагогической школы. Работа с каждым источником завершается дискуссией, что позволяет студентам сформировать опыт диалога, формулировку и аргументированное изложение собственной позиции с соблюдением норм научной этики.

Темы 5-19 Теория конкретных видов традиционного прикладного искусства Содержание тем этого блока конструируется по единой матрице (рассмотрим на примере художественной вышивки): 1. Вид традиционного прикладного искусства как предмет научного изучения Художественная вышивка как предмет научного изучения. 2. Предпосылки формирования коллекций и искусствоведческого интереса к изучению своеобразия вида традиционного прикладного искусства Первые коллекции художественной вышивки XIX в. (К.Д. Далматов, В.В. Стасов, М.К. Тени-шева, Н.Л. Шабельская, И.А. Голышев). 3. Предпосылки формирования и эволюция научных подходов к изучению своеобразия вида традиционного прикладного искусства Исследования в области художественной вышивки перв. пол. XX вв. (В.С. Воронов, Л.С. Сви-онтковская-Воронова, М.Н. Гумилевская); втор. пол. XX вв. (И.П. Работнова, Н.Т. Климова, Л.А. Динцес, В.А. Фалеева, ГС. Маслова, Л.Э. Калмыкова, И.Я. Богуславская Н.П. Божьева). 4. Теория вида традиционного прикладного искусства и профессионального образования в этой области Теория профессионального образования в области художественной вышивки в исследованиях И.И. Юдиной (мстёрская художественная вышивка), Т.М. Носань (вышивка северных регионов России), С.Ю. Камневой (проектная культура), А.А. Николаевой (непрерывное профессиональное образование в области художественной вышивки, на примере ивановской строчки), Е.В. Сайфулиной (золотное шитье, инновации) Работа с искусствоведческими и педагогическими исследованиями в области теории традиционных художественных промыслов определяется логикой вопросов (раскрыто на примере художественной вышивки): - выявление сущности и специфики понятия «художественная вышивка»; - выявление ключевых положений теории художественной вышивки; - выявление специфики содержания отдельных научных исследований в области художественной вышивки; - определение основных этапов формирования теории профессионального образования в области художественной вышивки; - определение роли и значения теоретических трудов художников в области художественной вышивки; - определение перспективных направлений исследований в области теории художественной вышивки

можность представить целостную картину и логику изучения обозначенной проблемы.

Подводя итоги, отметим, что сущностной особенностью курса теории традиционных художественных промыслов является смещение акцентов в освоении его содержания с репродуктивной деятельности (лекционных занятий) в пользу продуктивной (практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы), что соответствует как специфике обучения в магистратуре, так и приоритетам современной образовательной политики в целом. Таким образом, доминанта исследовательской деятельности при освоении теории и методологии традиционных художественных промыслов способствует совершенствованию навыков функциональной грамотности студентов, приобретению опыта самостоятельных теоретических исследований в этой сфере,

Библиографический список

представлению собственного мнения и аргументирования позиции перед аудиторией.

Уровень магистратуры, обеспечивающий преемственность и логику обучения художников в системе многоуровневого профессионального образования в традиционных художественных промыслах (СПО - бакалавриат - магистратура - аспирантура), ориентирует не просто на формирование базовых знаний в этой области, но на освоение широкого круга универсальных компетенций, способствующих более эффективной и полной реализации профессионального капитала в современном мире. Последнее представляется принципиально важным в контексте необходимости возрождения, сохранения и развития центров традиционных художественных промыслов, с одной стороны, с опорой на их исторические традиции, с другой - в соответствии с тенденциями времени.

1. Шаповалова И.А. Научно-исследовательская деятельность как ресурс развития творчества будущих художников в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 3 (29): 43 - 51. Available at: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-05.pdf

2. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства. Научный диалог. 2016; № 12 (60): 387 - 400.

3. Куракина И.И. Теоретико-методологические основы преподавания истории и теории традиционного прикладного искусства будущим художникам. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 1 (62): 65 - 66.

4. Куракина И.И. Особенности содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 268 - 271.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень магистратуры). Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020 г. № 1007. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/540402.pdf.

6. Куракина И.И. Начальные этапы и истоки становления теории народного искусства. Обсерватория культуры: 2021; № 18 (5): 538 - 548.

7. Нестерова Н.М., Герте Н.А. Реферирование как способ извлечения и представления основного содержания текста. Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013; № 4 (24): 127 - 132.

References

1. Shapovalova I.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak resurs razvitiya tvorchestva buduschih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva i narodnyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 3 (29): 43 - 51. Available at: http://dpio.ru/stat/2019_3/2019-03-05.pdf

2. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Nauchnyj dialog. 2016; № 12 (60): 387 - 400.

3. Kurakina I.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy prepodavaniya istorii i teorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva buduschim hudozhnikam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 1 (62): 65 - 66.

4. Kurakina I.I. Osobennosti soderzhaniya obrazovaniya buduschih hudozhnikov i iskusstvovedov v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 268 - 271.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.04.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven' magistratury). Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 13.08.2020 g. № 1007. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/540402.pdf.

6. Kurakina I.I. Nachal'nye 'etapy i istoki stanovleniya teorii narodnogo iskusstva. Observatoriya kul'tury: 2021; № 18 (5): 538 - 548.

7. Nesterova N.M., Gerte N.A. Referirovanie kak sposob izvlecheniya i predstavleniya osnovnogo soderzhaniya teksta. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaya izarubezhnaya filologiya. 2013; № 4 (24): 127 - 132.

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 37.08 + 796.08

Nikitin I.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head Coach of Lokomotiv Hockey Club, (Yaroslavl', Russia), E-mail: nikval25@yandex.ru

THE MAIN ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A HOCKEY CLUB COACH. The article deals with problems of professional training of athletes in conditions of the training regime, preparation for various kinds of competitions. Special attention is paid to the process of adaptation to team work, the distribution of physical activity in accordance with the natural capabilities of the body. The author pays special attention to the need for educational and methodical and educational work of the coach with members of the sports team, as well as. The article is the result of accumulated experience in professional sports pedagogy. It presents an algorithm for rational and effective planning of theoretical classes and sports training, logical accents are placed in the professional training of the coaching staff reveals the methods of building relationships between athletes and the coaching staff in order to positively influence the emotional atmosphere in the sports team.

Key words: professional training, key competencies, educational and methodological process, team, individuality, specialization, sportsmanship.

И.В. Никитин, канд. пед. наук, гл. тренер хоккейного клуба «Локомотив», г. Ярославль, Е-mail: nikval25@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ТРЕНЕРА ХОККЕЙНОГО КЛУБА

В статье рассмотрены проблемы профессиональной подготовки спортсменов в условиях режима тренировок, подготовки к различного рода соревнованиям; особое внимание уделено процессу адаптации к работе в команде, распределению физической нагрузки в соответствии с естественными возможностями организма; автор обращает особое внимание на необходимость учебно-методической и учебно-воспитательной работы тренера с членами спортивного коллектива, а также представляет алгоритм рационального и результативного планирования теоретических занятий и спортивных тренировок; раскрыты методики выстраивания отношений между спортсменами и тренерским составом с целью положительного влияния на эмоциональную атмосферу в спортивном коллективе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, ключевые компетенции, учебно-методический процесс, коллектив, индивидуальность, специализация, спортивное мастерство.

Профессиональные образовательные организации в области физической культуры и спорта могут осуществлять подготовку не только спортсменов, но и специалистов в области организации спортивной деятельности различного уровня и профиля. Но из общей практики есть исключения. К таким исключениям относится организация профессиональной работы в хоккейном клубе, тренерский состав которого, как правило, состоит из бывших игроков. Данный факт обусловливает

актуальность темы, ориентированной на выявление и анализ сущности и специфики профессионального обучения, профессиональной подготовки и профессионального становления тренера, имеющего в своем арсенале игровую практику в любом качестве: защитника, нападающего или вратаря хоккейного клуба.

Цель исследования - выявить ключевые особенности профессионального становления тренера хоккейного клуба как условие развития опыта командного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.