Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание образования / традиционные художественные промыслы / теория и история искусств / Высшая школа народных искусств / художник / искусствовед / бакалавриат / content of education / traditional artistic crafts / theory and history of arts / Higher School of Folk Arts / artist / art historian / bachelor’s degree

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.И. Куракина

В данной статье раскрывается сущность и специфика содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов. Автором проанализированы варианты трактовки понятия «содержание образования»; определено значение художественного образования как необходимого условия формирования мировоззрения, этического, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру; обоснована роль культуросообразности образования как фактора развития личности в соответствии с вызовами времени. Основное внимание сосредоточено на осмыслении и интерпретации практического опыта подготовки художников и искусствоведов на уровне бакалавриата в образовательной деятельности Высшей школы народных искусств (академии): проведен сравнительный анализ соотношения теоретических и практических дисциплин в учебных планах подготовки, выявлены доминанты содержания образования каждого из направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTENT OF EDUCATION OF FUTURE ARTISTS AND ART HISTORIANS IN THE FIELD OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS

The article is dedicated to understanding the essence and specifics of the content of the education of future artists and art historians in the field of traditional artistic crafts. The author analyzes variants of interpretation of the concept of “content of education”; defines the importance of art education as a necessary condition for formation of a worldview, ethical, moral and value attitude to the surrounding world; substantiates the role of cultural conformity of education as a factor of personal development in accordance with the challenges of the time. The main focus is on understanding and interpreting practical experience of training artists and art historians at the undergraduate level in educational activities of the Higher School of Folk Arts (Academy): a comparative analysis of the ratio of theoretical and practical disciplines in the curricula of artists and art historians has been carried out, the dominant content of education in each of the directions has been identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ»

онного, канонического и специфического, сознательного и бессознательного в классах инструменталистов.

5. Педагогический показ имеет инвариантную природу; нацелен на решение учебно-воспитательных задач; может демонстрировать как целостно музыкальное произведение, так и его часть, эпизод, фрагмент; всегда диалогичен и подразумевает активизацию субъект-субъектных отношений в классе.

6. Физиологическая свобода в музыкально-инструментальном исполнительстве во многом определяет психотехническую и художественно-творческую свободу.

7. Физиологические уровни исполнительского аппарата инструменталиста по сравнению с более устойчивой психологической природой в достаточной степени инертны, малоподвижны, нуждаются в перманентном внимании педагога и обучающегося.

8. Важным слагаемым совершенствования музыкально-инструментального исполнительства является умение переходить от осознанно-подконтрольной игры к автоматизированным (подсознательным) действиям-движениям и наоборот, что позволяет экономить и рационально использовать

Библиографический список

психотехнический, интонационно-выразительный, художественно-творческий ресурсы. В этом смысле значимость педагогического взаимодействия трудно переоценить.

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике составляют:

1. Изучение закономерностей взаимодействия сознания и бессознательного в музыкально-инструментальном исполнительстве.

2. Поиск технологической базы, обеспечивающей психомоторное, сенсорно-тактильное единство в музыкально-инструментальном исполнительстве.

3. Выявление ряда факторов, педагогических условий и стимулов, способных обеспечить комфортное целостное развитие музыкантов-инструменталистов.

4. Разработка организационно-педагогических методов педагогического взаимодействия в классе инструменталистов в условиях пандемии.

5. Поиск концептуальной модели педагогического взаимодействия между наставником и обучающимся в современных условиях музыкально-образовательной среды.

1. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. Москва: Академия, 1999.

2. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Москва: Музыка, 1969.

3. Аристотель. Риторика. Поэтика. Москва: Лабиринт, 2000.

4. Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Москва: Музыка, 1963.

6. Николаев Л.В. Из бесед с учениками. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Москва: Музыка, 1984: 176 - 204.

7. Савин Е.И. Современное искусство игры на трубе: Методический альбом. Москва: МГУКИ, 2012.

8. Говорит Сергей Рахманинов. Советская музыка. 1973; № 4: 99 - 102.

9. Шульпяков О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. Санкт-Петербург: Композитор, 2006.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

11. Блок О.А. Педагогический потенциал музыкального искусства. Вестник МГУКИ. 2016; № 4: 227 - 232.

12. Блок О.А. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. Хабаровск: ХГИИК, 2013: 23 - 31.

References

1. Cypin G.M. Ispolnitel' i tehnika. Moskva: Akademiya, 1999.

2. Fejnberg S.E. Pianizm kakiskusstvo. Moskva: Muzyka, 1969.

3. Aristotel'. Ritorika. Po'etika. Moskva: Labirint, 2000.

4. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

5. Gofman I. Fortepiannaya igra. Otvety na voprosy o fortepiannojigre. Moskva: Muzyka, 1963.

6. Nikolaev L.V. Iz besed s uchenikami. Vydayuschiesya pianisty-pedagogi o fortepiannom iskusstve. Moskva: Muzyka, 1984: 176 - 204.

7. Savin E.I. Sovremennoe iskusstvo igry na trube: Metodicheskij al'bom. Moskva: MGUKI, 2012.

8. Govorit Sergej Rahmaninov. Sovetskaya muzyka. 1973; № 4: 99 - 102.

9. Shul'pyakov O.F. Skripichnoeispolnitel'stvo ipedagogika. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2006.

10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

11. Blok O.A. Pedagogicheskij potencial muzykal'nogo iskusstva. Vestnik MGUKI. 2016; № 4: 227 - 232.

12. Blok O.A. Pedagogika i psihologiya muzykal'nogo tvorchestva kak paradigma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Problemy kadrovogo obespecheniya sfery kultury i iskusstva: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu Habarovskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury. Habarovsk: HGIIK, 2013: 23 - 31.

Статья поступила в редакцию 29.11.21

УДК 378.16

Kurakina I.I., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of History of Art, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ladybug90@yandex.ru

FEATURES OF CONTENT OF EDUCATION OF FUTURE ARTISTS AND ART HISTORIANS IN THE FIELD OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS. The article is dedicated to understanding the essence and specifics of the content of the education of future artists and art historians in the field of traditional artistic crafts. The author analyzes variants of interpretation of the concept of "content of education"; defines the importance of art education as a necessary condition for formation of a worldview, ethical, moral and value attitude to the surrounding world; substantiates the role of cultural conformity of education as a factor of personal development in accordance with the challenges of the time. The main focus is on understanding and interpreting practical experience of training artists and art historians at the undergraduate level in educational activities of the Higher School of Folk Arts (Academy): a comparative analysis of the ratio of theoretical and practical disciplines in the curricula of artists and art historians has been carried out, the dominant content of education in each of the directions has been identified.

Key words: content of education, traditional artistic crafts, theory and history of arts, Higher School of Folk Arts, artist, art historian, bachelor's degree.

И.И. Куракина, канд. пед. наук, доц., Высшая школа народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург, E-mail: ladybug90@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ И ИСКУССТВОВЕДОВ

В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

В данной статье раскрывается сущность и специфика содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов. Автором проанализированы варианты трактовки понятия «содержание образования»; определено значение художественного образования как необходимого условия формирования мировоззрения, этического, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру; обоснована роль культуросообразности образования как фактора развития личности в соответствии с вызовами времени. Основное внимание сосредоточено на осмыслении

и интерпретации практического опыта подготовки художников и искусствоведов на уровне бакалавриата в образовательной деятельности Высшей школы народных искусств (академии): проведен сравнительный анализ соотношения теоретических и практических дисциплин в учебных планах подготовки, выявлены доминанты содержания образования каждого из направлений.

Ключевые слова: содержание образования, традиционные художественные промыслы, теория и история искусств, Высшая школа народных искусств, художник, искусствовед, бакалавриат.

Актуальность темы данной статьи детерминирована необходимостью совершенствования профильной профессиональной подготовки будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов с учетом современной философии образования и вызовов времени.

Значимость актуальных социокультурных тенденций диктует перспективную цель исследования - выявление специфики содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов как фактора, играющего ведущую роль при его обновлении в соответствии с логикой развития высшего образования (его культурологизации).

Цель обусловливает задачи исследования: определение понятия «содержание образования»; анализ современного опыта и выявление специфики подготовки будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов (на примере образовательной деятельности Высшей школы народных искусств).

Научная новизна исследования связана с выполнением сравнительного анализа практики обучения бакалавров направлений подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и 50.03.04 Теория и история искусства, выявлением ее сущностных особенностей.

Определение сущностных черт подготовки художников и искусствоведов детерминирует теоретическую значимость работы - ее тезисы будут являться фундаментом для поиска новых вариантов обновления содержания образования, следовательно, совершенствования опыта профильной профессиональной подготовки в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, в конечном итоге - сохранения и развития традиционных художественных промыслов.

Понятие «содержание образования» - одно из ключевых в дидактике, что обусловливает существование большого количества вариантов его трактовок, варьирующихся в зависимости от специфики определяемой предметной области: «В современных научных представлениях содержание образования выступает как сложный многоаспектный дидактический феномен, который проблема-тизируется множественностью сосуществующих концепций, имеющих разную понятийную структуру и задающую определенную модель процесса обучения» [1, с. 35-36]. Эволюция подходов к определению понятия содержания образования, его приращение новыми пониманиями в зависимости от исторического контекста неоднократно становилось предметом научных исследований [1; 2; 3].

Наиболее целостно отражающим специфику содержания образования нам представляется определение, которое дает «Педагогический энциклопедический словарь»: «Содержание образования - это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру» [4, с. 266], усвоение которых гарантирует становление личности, ее самоопределение, органичное существование и встраивание в непредсказуемые условия окружающей реальности. Источник разработки содержания образования - социальный опыт человечества, воплощенный аспектах духовной и материальной культуры и включающий четыре компонента:

- опыт познавательной деятельности (формирует представления человека об окружающем мире и фиксируется в знаниях);

- опыт осуществления способов деятельности (обусловливает умения и навыки, значимые для сохранения и воспроизведения культурных практик);

- опыт творческой деятельности (влияет на дальнейшее развитие культуры, связан с возможностью применения имеющихся знаний в нестандартных условиях, по отношению к качественно новым проблемам);

- опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности (обеспечивает трансляцию ценностных ориентиров и моральных норм конкретного общества к определенным объектам) [5].

Потребности общества в конкретный исторический период диктуют особенности разработки содержания образования, цель которого - обеспечение адекватных современным условиям жизни общей и профессиональной культуры, уровню развития науки - картины мира.

В контексте данного исследования значимым представляется утверждение, что «научное образование необходимо, но недостаточно. Более того, художественное образование обязано опережать научное и сопровождать его» [4, с. 266]. Доминанта художественного образования детерминирована его основополагающим значением для формирования мировоззрения, этического, нравственно-ценностного отношения к окружающему миру.

Акцентуализация значения художественного образования взаимосвязана с общей тенденцией его культурологизации, обозначенной в качестве приоритета развития системы образования в XXI в. [6; 7, с. 19]. В контексте определения специфики понятия содержания образования подчеркнем, что культуросообраз-ность - необходимость учета природы культуры, способной интерпретировать окружающую действительность, наполняя новыми смыслами - обеспечивает мобильность, возможность развития личности в соответствии с вызовами времени и историческими традициями региона.

Раскроем особенности содержания образования будущих художников и искусствоведов в области традиционных художественных промыслов на примере анализа опыта ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)».

Высшая школа народных искусств (академия) - вуз, в практике работы которого воплощены фундаментальные основания теории непрерывного многоуровневого профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства. Ее положения были сформулированы в научных исследованиях В.Ф. Максимович - доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования [8].

В настоящее время в академии осуществляется образование по следующим направлениям подготовки: Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - 54.02.02 (среднее профессиональное), 54.03.02 (бакалавриат), 54.04.02 (магистратура); 50.03.04 Теория и история искусств (бакалавриат); 44.06.01 Образование и педагогические науки (аспирантура). Определим сущностные черты и специфику содержания образования будущих художников и искусствоведов, сопоставив учебные планы образовательных программ по направлениям подготовки 54.03.02 и 50.03.04 (бакалавриат).

Создание произведений традиционных художественных промыслов требует от художника комплексного владения знаниями, умениями и навыками в области дисциплин профессиональных, специальных, связанных со спецификой каждого отдельного вида традиционного прикладного искусства (исполнительского мастерства, технологии и материаловедения, проектирования, конструировании т.д.). При этом для разработки авторского замысла, создания эстетически выразительных композиций, воплощения глубоких художественных образов от художника требуется наличие широкого культурного поля, способности к собственной креативной художественно-творческой деятельности; для дальнейшей реализации произведений - знаний в сфере правового поля, маркетинга и менеджмента в области традиционных художественных промыслов, что становится доступным благодаря включению в процесс подготовки общепрофессиональных и профессиональных теоретических дисциплин.

Совокупность приобретенных знаний в различных научных областях способствует наиболее эффективной реализации собственного профессионального и человеческого капитала, расширение сфер его реализации, а, следовательно, более органичного включения в реалии современной социокультурной ситуации. Таким образом, спецификой содержания образования будущих художников традиционных художественных промыслов является ведущее значение профессиональных практических дисциплин при одновременном формировании широкого культурного поля и общепрофессиональных компетенций, реализуемых за счет специальных теоретических дисциплин.

Если в содержании образования художников приоритетным является практическое обучение, дополненное введением комплекса теоретических курсов, то при подготовке искусствоведов доминанты смещаются: главенствующими выступают профильные теоретические дисциплины, но с включением ознакомительных курсов по рисунку, живописи, основам исполнительского мастерства различных видов традиционных художественных промыслов. Такая система дает возможность формирования комплексного понимания и теории и истории традиционных художественных промыслов в целом, и, одновременно, осмысления сущностных особенностей каждого конкретного вида (при чем не только визуально, что традиционно для искусствоведов, но и с точки зрения техники и технологии, «диктующих» художественное своеобразие создаваемых произведений). В этом заключается специфика подготовки искусствоведов в области традиционных художественных промыслов, понимающих своеобразие произведений не только визуально, теоретически (что традиционно для общераспространенной практики подготовки искусствоведов), но и осмысляющих логику создания и декоративных решений с позиций техники и технологии.

Соотношение теоретических и практических дисциплин, расширяющих кругозор будущих художников и раскрывающих специфику профессиональной направленности подготовки искусствоведов в области традиционных художественных промыслов (на уровне бакалавриата), может быть представлено в табл. 1 (курсивом в таблице отмечены дисциплины вариативной части учебного плана).

Анализ соотношения дисциплин и зачетных единиц, представленных в таблице, наглядно подтверждает, что:

1. Количественное и содержательное соотношение непрофильных общепрофессиональных дисциплин в практике подготовки художников и искусствоведов примерно равно (например, русская литература/история отечественной и зарубежной литературы; основы психологии, педагогика/основы психологии и педагогики и др.). Разница в названии отдельных курсов и количестве зачетных единиц, отведенных на их освоение, продиктовано особенностями видов профессиональной деятельности, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом, к которым готовится бакалавр каждого из направлений.

Таблица 1

Соотношение теоретических и практических дисциплин в учебных планах направлений подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и 50.03.04 Теория и история искусств

54.03.02 Декоративно- 50.03.04 Теория

Наименование дисциплины прикладное искусство и Наименование дисциплины и история

народные промыслы искусств

История 2 История 4

Философия 4 Философия 4

Философия и методология искусства 6

Иностранный язык 4 Иностранный язык 8

Русский язык и культура речи 2 Русский язык и культура речи 4

Русская литература 2 История отечественной и зарубежной литературы 2

Безопасность жизнедеятельности 2 Безопасность жизнедеятельности 2

Физическая культура и спорт 2 Физическая культура и спорт 2

Академический рисунок 15 Основы рисунка и живописи 14

Академическая живопись 15 Техника в изобразительном искусстве 5

Декоративный рисунок 9

Декоративная живопись 8

Цветоведение и колористика 2

Академическая скульптура и пластическое 2

моделирование

Пластическая анатомия 2

Перспектива 2

История традиционного прикладного искусства 6 Традиционное прикладное искусство (народное искусство) 27

Методика анализа произведений традиционного 28

прикладного искусства

История искусств 8 История искусства Древнего мира 9

История зарубежного искусства Средних веков и 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрождения

История зарубежного искусства Нового времени 8

История зарубежного искусства Ж-Ж вв. 8

История искусства Древней Руси 3

История искусства России XWII-XIX вв. 10

История отечественного искусства \X-XXI вв. 8

Основы музейной деятельности 2

Правовое обеспечение профессиональной 3 Правовые основы профессиональной деятельности 3

деятельности

Экономика и менеджмент в народных 4 Основы экономики и менеджмента в искусстве 3

художественных промыслах Рекламно-выставочная и редакционно-издательская 5

деятельность

Основы психологии 3 Основы психологии и педагогики 2

Педагогика 2

Методика преподавания специальных дисциплин 4 Профессиональное образование в традиционном прикладном 3

искусстве

Основы научно-исследовательской работы в 2 Научные методы изучения искусства 16

области традиционного прикладного искусства Теория и история художественной критики 2

Общая композиция 2 Основы исполнительского мастерства 15

Технический рисунок 2

Технология и материаловедение 2

Конструирование и художественное 11

моделирование одежды

Проектирование 24

Исполнительское мастерство по 24

художественной вышивке

Совершенствование мастерства по 23

художественной вышивке

2. Количественное и содержательное соотношение профильных профессиональных дисциплин в практике подготовки художников и искусствоведов, напротив, различно (например, одному курсу истории искусств у художников соответствует 8 разных дисциплин у искусствоведов; в то время как «Основам рисунку и живописи» - 8 разных курсов у художников). Тем не менее, пусть и в сжатом виде, будущие бакалавры и одного, и другого направлений имеют возможность формирования целостного, комплексного восприятия истории развития, эстетического своеобразия и художественно-технологических особенностей различных

определенных видов художественных промыслов, в том числе в контексте мировой культуры и искусства.

3. Специфика подготовки искусствоведов в области традиционных художественных промыслов выявлена непосредственно в учебном плане соответствующего направления подготовки. Специфика подготовки художников в этой сфере детерминирована не только качественным и количественным соотношением дисциплин (что также отражается в учебном плане), но конкретным профилем подготовки (художественная вышивка, художественное

кружевоплетение, ювелирное искусство, художественная резьба по кости и т.д.).

Подводя итоги, отметим, что в процессе исследования были проанализированы существующие варианты трактовки понятия «содержание образования»; выявлено значение художественного образования и приоритет его культурологи-зации; раскрыт и осмыслен современный опыт подготовки будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов. Таким образом, были решены поставленные задачи и достигнута цель работы.

Анализ практики профильного профессионального образования будущих художников и искусствоведов в сфере традиционных художественных промыслов показал, что его специфика обусловлена органичным сочетанием комплекса

Библиографический список

профессиональных теоретических и практических дисциплин в каждом из направлений подготовки (54.03.02 и 50.03.04). Теоретизация обучения художников расширяет горизонты применения их профессиональных навыков, способствует наиболее эффективной и полной самореализации в смежных областях (реставрация, экспертиза произведений искусства и т.д.); введение практико-ориентиро-ванных дисциплин в подготовку искусствоведов, напротив, позволяет им более глубоко погрузиться в специфику исследуемых проблем традиционных художественных промыслов. Эти особенности обусловливают и перспективные направления исследования: поиск эффективных путей совершенствования обновления содержания образования в этой области, их теоретическая разработка и апробация, оценка эффективности.

1. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; № 4 (19): 35 - 44.

2. Павлова Я.А. Содержание образования как научно-педагогический феномен. Мир науки, культуры, образования. 2012; № 6: 249 - 251.

3. Каграманян К.А. Содержание образования и законы его построения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016; № 4 (72): 170 - 172.

4. Содержание образования. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.

5. Содержание образования. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993.

6. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век. Москва: Политиздат, 1990.

7. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.

8. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

References

1. Krasnova L.A. Soderzhanie obrazovaniya: tradicii i perspektivy razvitiya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014; № 4 (19): 35 - 44.

2. Pavlova Ya.A. Soderzhanie obrazovaniya kak nauchno-pedagogicheskij fenomen. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; № 6: 249 - 251.

3. Kagramanyan K.A. Soderzhanie obrazovaniya i zakony ego postroeniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016; № 4 (72): 170 - 172.

4. Soderzhanie obrazovaniya. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

5. Soderzhanie obrazovaniya. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1993.

6. Bibler V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih vvedeniya v XXI vek Moskva: Politizdat, 1990.

7. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury: monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.

8. Maksimovich V.F. Teoriya i prakiika podgotovki uchaschihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya: Na primere uchebnyh zavedenijtradicionnogodekorativno-prikladnogoiskusstva. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.12.21

УДК 32:316.752

Podmarenko A.A, senior lecturer, Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: podmarenko@mail.ru

THE MAIN ASPECTS OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article considers the main aspects of the current practice of forming the political culture of cadets studying in the military education system. The obtained results of the study allow us to correct the ideas about the political culture of a cadet of a military university in modern conditions. Special attention is paid to the processes of understanding the main components of political culture, the mastery of which allows to make changes in the theoretical and practical training of cadets at all stages of their formation, as the result of the analysis of conditions for the formation of political culture of cadets allowed the author to build a modular system for the formation of political knowledge during the study of military-historical and social disciplines and practices.

Key words: political culture, service characteristics, educational process, pedagogical conditions, pedagogical model.

А.А. Подмаренко, доц., ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное училище», г. Новосибирск, E-mail: podmarenko@mail.ru

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассмотрены основные аспекты сложившейся практики формирования политической культуры курсантов, обучающихся в системе военного образования. Полученные результата исследования позволяют скорректировать представления о политической культуре курсанта военного вуза в современных условиях. Особое внимание уделяется процессам понимания основных составляющих политической культуры, овладение которыми позволяют внести изменения в теоретическую и практическую подготовку курсантов на всех этапах их становления как будущих офицеров. Результат анализа основных аспектов, составляющих основу политической культуры, дал возможность создать модель учебного процесса получения политических знаний в ходе изучения военно-исторических и социальных дисциплин и практик.

Ключевые слова: политическая культура, служебная характеристика, образовательный процесс, педагогические условия, педагогическая модель.

Анализ литературы, посвященной проблемам формирования политической культуры, показал, что вопросы теории и практики политического образования и воспитания курсантов военного вуза в системе военного образования изучены недостаточно полно. Кроме того, данный вопрос нельзя назвать активно разрабатываемым при наличии в теории и практике профессиональной педагогики необходимых предпосылок для разрешения проблемы определения влияния индивидуального потенциала личности курсанта, ее творческих способностей, позволяющих офицеру успешно решать профессионально-педагогические задачи командира.

В условиях современной действительности существует необходимость по-новому взглянуть на процесс политического образования и воспитания курсантов военного вуза в целях разностороннего развития личности будущего офицера, освоения опыта политического поведения на различных этапах развития общества, овладение системой знаний, навыков и умений, характерных для профессиональной деятельности военнослужащих при решении задач в интересах достижения военно-политических целей страны. Реалии современной действи-

тельности диктуют необходимость внесения корректировок в образовательные стандарты. Особенно в части формирования общепрофессиональных компетенций в интеграционной взаимосвязи с общеполитической культурой обучающихся.

Политическую культуру офицера можно рассматривать как интегративный процесс образования личности в ходе освоения основных аспектов опыта военно-политической истории России.

Структура политической куль

- компонент (ориентировочная основа проблемного мышления и формирования целостной картины политической жизни, политического содержания современного военного противостояния);

- мотивационный компонент (побуждение офицера к политической деятельности к развитию в качестве субъекта политической культуры);

- эмоционально-волевой компонент (обеспечение устойчивой эмоциональной окраски политической деятельности и саморазвития офицера - субъекта политической культуры);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.