Научная статья на тему 'Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке'

Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная философия образования / теория непрерывного профессионального образования / научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович / традиционные художественные промыслы / Высшая школа народных искусств (академия) / культуросообразность. / modern philosophy of education / theory of continuing professional education / V.F. Maksimovich scientific and pedagogical school / traditional art crafts / Higher school of folk arts (Academy) / cultural conformity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина И. И.

В статье раскрыта специфика преломления ключевых тенденций современной философии образования в образовательной и научно-исследовательской деятельности Высшей школы народных искусств (академии). Автором определены ключевые особенности современной философии образования в контексте содержания теории непрерывного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов и фундаментальных постулатов научно-педагогической школы В.Ф. Максимович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in the field of traditional arts and crafts: specifics and dominants of development in the XXI century

The article reveals the specifics of refraction of key trends in the modern philosophy of education in the educational and research activities of the Higher school of folk arts. The author identified the main features of modern philosophy of education in the context of the theory of continuous professional education in the field of traditional art crafts and the basic tenets of scientific-pedagogical school V.F. Maksimovich.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке»

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, е mail: [email protected]

Kurakina /./., PhD in pedagogical sciences, associate professor of the department of art history, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]

Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке Higher education in the field of traditional arts and crafts: specifics and dominants of development in the XXI century

Аннотация. В статье раскрыта специфика преломления ключевых тенденций современной философии образования в образовательной и научно-исследовательской деятельности Высшей школы народных искусств (академии). Автором определены ключевые особенности современной философии образования в контексте содержания теории непрерывного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов и фундаментальных постулатов научно-педагогической школы В.Ф. Максимович.

Ключевые слова: современная философия образования, теория непрерывного профессионального образования, научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович, традиционные художественные промыслы, Высшая школа народных искусств (академия), культуросообразность.

Abstract. The article reveals the specifics of refraction of key trends in the modern philosophy of education in the educational and research activities of the Higher school of folk arts. The author identified the main features of modern philosophy of education in the context of the theory of continuous professional education in the field of traditional art crafts and the basic tenets of scientific-pedagogical school V.F. Maksimovich.

Keywords: modern philosophy of education, theory of continuing professional education, V.F. Maksimovich scientific and pedagogical school, traditional art crafts, Higher school of folk arts (Academy), cultural conformity.

Философия образования - область философского знания, предметом изучения которой является образование [4]. Среди задач, решаемых философией образования, - осмысление места и роли образования в культуре и обществе; определение идеала образованности, сущности и специфики педагогической деятельности; проблемы и поиск путей преодоления существующих противоречий в теории и практике образования [17, с. 11].

Специфику философии образования определяют особенности современного состояния социума и культуры, которые становятся причинами изменения содержания образования, его организационных форм и условий

реализации. Сопоставим тенденции мирового развития и философии образования, имеющие сущностное значение для профильного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов.

Таблица

Ключевые тенденции философии образования

(1970 - 2020-е гг.)

№ Тенденции мирового развития Тенденции философии образования

1. Ускорение темпов социального и экономического развития; необходимость быстрой адаптации к условиям постоянно и непредсказуемо меняющегося мира; усиление роли «человеческого фактора» как инструмента быстрого реагирования на непредсказуемые вызовы современности; внимание к эффективной личностной самореализации профессионалов - переход к идее непрерывного образования («Образование через всю жизнь»); - развитие форм неформального и информального образования; утверждение человекосообразности образования;

2. Отказ от идеи поступательного движения прогресса в пользу «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер) утверждение принципа культуросообразности образования, предполагающего переход «от наукоучения - к логике культуры»;

3. Становление постиндустриального (информационного) общества, расширение межкультурного взаимодействия вследствие глобализационных процессов глобалиазция образования (реализация Болонского процесса); - гуманизация образования;

4. Появление и постоянное обновление, стремительное распространение и доступность современных технологий и средств коммуникации (в первую очередь, Интернет) - «цифровизация» образования (развитие онлайн-образования)

Современные тенденции философии образования детерминируют появление новых, а также уточнение, расширение и развитие отдельных положений уже сформулированных теорий; в контексте статьи - теории

непрерывного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов, разработанной В.Ф. Максимович [20].

Один из ключевых постулатов данной теории - обоснование необходимости не только среднего профессионального, но и профильного высшего образования в традиционных народных художественных промыслах, т.е. создания единой системы многоуровневого непрерывного профессионального образования, обеспечивающего подготовку выпускников, не только в совершенстве владеющих исполнительским мастерством (уровень СПО), но и способных создавать шедевры - высокохудожественные произведения в конкретных видах традиционного прикладного искусства (уровень ВО) [25].

В контексте данной статьи выявим ключевые научные положения деятельности школы, согласующиеся с положениями теории.

- утверждение каждого вида традиционных художественных промыслов в качестве уникального самобытного художественного феномена, обладающего собственными регионально-историческими и художественно-стилистическими особенностями (например, не лаковая миниатюрная живопись, а конкретный ее вид - палехская / мстёрская / холуйская / федоскинская);

- развитие теории непрерывного многоуровневого профессионального образования в области традиционных художественных промыслов (по конкретным видам);

- регионализация профессионального образования, что возможно благодаря сетевой системе организации вуза (учебные заведения - в регионально-исторических центрах традиционных народных художественных промыслов - Москве, Богородском, Федоскине, Сергиевом Посаде, Рязани, Холуе, Мстёре, Омске).

За двадцать лет теория существенно обогатилась разработкой конкретных аспектов подготовки специалистов по видам традиционных художественных промыслов, что связано с деятельностью научно-педагогической школы В.Ф. Максимович [8].

Опираясь на анализ исследований, проводимых в рамках ее деятельности и осмысление практического опыта подготовки художников традиционных художественных промыслов, раскроем специфику преломления основных тенденций современной философии образования в деятельности академии.

• Переход к идее непрерывного образования

Идея «Образование через всю жизнь», формирующаяся с 1970-е гг., на данный момент - ведущий принцип конструирования системы образования во многих странах мира. Ее утверждение детерминировано осознанием факта, что значимым ресурсом эффективного развития всех областей человеческой жизни - науки, культуры, экономики, политики - в быстро меняющихся условиях являются люди: «образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ

сохранения идентичности человека» [18]. В современных реалиях образование позиционируется не только как гарант обеспечения социального благополучия, но инструмент выражения и утверждения собственного «я»: «личностная самоактуализация в культуре и жизни - важнейшая образовательная ценность в современном мире» [13, с. 48].

Наиболее последовательно принципы образования через всю жизнь реализованы в концепции непрерывного образования. Проанализируем, каким образом они раскрываются в деятельности Высшей школы народных искусств с позиций организационных условий (1-2) и содержания (3-5).

1. Наличие базового образования как условия дальнейшего успешного продвижения личности в образовательном пространстве: академия реализует уровни среднего профессионального и высшего образования. Минимальный уровень базового образования (9 классов, неполное среднее), а также желание и возможность изучать традиционные художественные промыслы - условие поступления в академию.

2. Интеграция образовательных структур (создание образовательных учреждений на основе социального партнерства) тесно соотносится с идеей интеграции трех типов образования - формального, неформального и информального [10, 11, 12]. Формальное образование связано с учебным и воспитательным процессом, осуществляемым непосредственно в академии; неформальное представлено вовлечением других институтов культуры - в первую очередь, музеев (в структуру вуза включен Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама; собственные музейные коллекции произведений традиционных художественных промыслов есть в каждом филиале); информальное -влиянием окружающей среды, взаимодействием с социумом. Последний тип образования, реализуемый наиболее сложно с точки зрения организационных форм (поскольку его нельзя жестко «структурировать»), наиболее эффективно воплощен в филиалах академии. Созданные в исторических центрах бытования традиционных народных художественных промыслов, они опираются на опыт профессиональных учебных заведений, ведущих свою историю со второй половины XIX в.; дают возможность живого общения с современными художниками промыслов и искусствоведами в этой области; способствуют формированию чувства принадлежности к определенному региону, самоидентификации и ответственности за малую Родину.

3. Многоуровневость, взаимодополнительность базового и последипломного образования, преемственность образовательных программ: данные особенности наиболее последовательно реализованы в вузе благодаря продуманной взаимосвязи уровней среднего профессионального и высшего (бакалавриат - магистратура / специалитет - аспирантура) образования. Важно подчеркнуть, что преемственность осуществляется не только по формальному, но в первую очередь, содержательному признаку (соотнесенность содержания программ обучения всех уровней, разработка методики обучения с опорой на уже сформированные компетенции,

расширение на каждом уровне областей профессиональной деятельности будущего художника и т.д.).

4. Диверсификация (расширение видов деятельности системы образования, создание альтернативных программ и систем обучения), гибкость организационных форм: построенные на принципах преемственности, образовательные программы дают возможность корректировать специфику направления обучения.

Помимо реализации основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки 54.02.02 (СПО), 54.03.02 (бакалавриат), 54.04.02 (магистратура) Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 50.03.04 Теория и история искусств (бакалавриат), 54.05.02 Живопись (специалитет), 54.03.01 Дизайн (бакалавриат), в академии осуществляется обучение по программам дополнительного профессионального образования и переподготовки. Каждый выпускник имеет возможность продолжить обучение в аспирантуре по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки (профиль 13.00.08 Теория и методика профессионального образования), что дает возможность в дальнейшем проявить себя не только в художественно-творческой, но и педагогической научно-исследовательской работе.

«Гибкость» - ключевое понятие, детерминирующее не только организационные формы, но и содержание программ отдельных дисциплин (варьируются в зависимости от конкретного направления подготовки, базового уровня подготовки студентов, индивидуальных особенностей группы и студентов), методик их реализации (интеграция формального, неформального и информального типов образования, аудиторного и внеаудиторного типов образования, традиционных и современных педагогических технологий).

5. Экономическая компетентность (включение личности в экономические отношения)\ необходимость интеграции специалиста в будущую собственную профессиональную деятельность, в настоящее время сопряженную преимущественно с созданием и развитием собственного дела, определила введение в программу подготовки художников на каждом уровне образования комплекса соответствующих учебных дисциплин. Они охватывают аспекты правового поля, экономики и менеджмента, основ предпринимательской деятельности в области традиционных художественных промыслов. Среди перспективных направлений деятельности Высшей школы народных искусств - создание собственных художественно-творческих мастерских, в которых выпускники могли бы продолжать формирование собственного художественного стиля, сохраняя и возрождая традиции художественных промыслов России.

• Челоеекосообразность образования, гуманизация образования

Использование ресурсов трех типов образования - формального, неформального, информального - способствует оптимальному развитию личности, т.к. ориентирует на возможно полное раскрытие ее потенциала и его

дальнейшую реализацию по отношению к себе и окружающему миру (принцип человекосообразности) [30].

Выявленные принципы напрямую связаны с общим процессом гуманизации образования, понимаемым как создание условий, способствующих развитию личности, определения ее жизненных ориентиров и характера взаимодействия с окружающей средой; при этом в качестве доминанты образовательного процесса выступает уважительное отношение к человеку. Наиболее эффективно гуманистический подход к образованию может быть воплощен при индивидуальном обучении, являющимся одной из ключевых особенностей образовательного процесса в академии. Малочисленность групп обусловлена уникальностью специфики ручного творческого труда, необходимого для создания подлинных произведений традиционных художественных промыслов. Взращивание художников, способных к трансляции собственных духовно-нравственных идей, воплощенных в эстетически выразительных образах средствами конкретных традиционных художественных промыслов, не может быть осуществлено в больших группах.

Доминанта в профессиональном образовании смещается от простой трансляции знаний со стороны педагога и их накопления студентом на содействие процессу личностного становления. Задача преподавателя - не просто научить выполнять определенные операции и передать технические навыки (как это было исторически в профессиональном обучении кустарным промыслам - «из-под руки»), а выявить творческие способности каждого будущего художника традиционных художественных промыслов и содействовать их максимальному раскрытию. Тем самым профессиональное образование создаёт «новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой "здесь и сейчас"» [14, с. 93], что в полной мере соотносится с концепцией непрерывного образования.

Гуманизация образования, связанная с формированием новых ценностных установок по отношению к национальной культуре, также находит отражение в деятельности Высшей школы народных искусств (академии). Приоритетом является культивирование осознанного, бережного отношения к художественному наследию страны, великолепию традиционных художественных промыслов России и регионам их бытования как центрам сосредоточения духовных традиций.

В этом контексте особенное значение приобретают новые явления современной культуры - глокализация и транссентиментализм.

- «¿локализация» - приоритет сохранения и развития локальных черт в рамках глобального пространства

Глокализация (от «глобализация» и лат. localis - местный) декларирует «возврат к этничности» [19, с. 258], что находит проявление в признании и утверждении своеобразия истории и культуры региона («genius loci»). В противовес активному распространению и внедрению идеалов массовой культуры, унификации культурных продуктов и практик, навязыванию

стереотипов, ^локализация предлагает осмысление собственного исторического прошлого, обращение к национальным идеалам, аутентичным художественным традициям, в том числе - традиционным народным художественным промыслам. Последние наиболее ярко, образно и выразительно формируют «облик» специфики культуры каждого региона [28].

Воплощением процессов «^локализации» в деятельности академии является создание филиалов в регионально-исторических центрах бытования традиционных народных художественных промыслов - Московской, Владимирской, Ивановской, Рязанской, Омской областях.

- транссентиментализм - обращение к традиционным ценностям, их возрождение

Трансентиментализм, в отличие от ироничного цитирования текстов культуры прошлых эпох в постмодернизме, наоборот, обращается к «вечным» ценностям и ориентирует на уважительное отношение к образцам искусства [23] и художественным традициям, «диалог культур».

Именно укорененность во «вмещающем ландшафте» и тесная взаимосвязь с конкретным регионом - специфическая особенность бытования традиционных художественных промыслов обуславливает их художественно-стилистические и эстетические традиции и делает невозможным искусственное «перемещение» образовательного учреждения в другой регион, диктует необходимость развития системы профессионального образования «на местах». По замечанию В.Ф. Максимович, создание образовательных учреждений непосредственно в центрах бытования художественных промыслов обеспечивает «связь поколений и процесс национальной идентификации» [22], способствует осмысленному, ценностно-ориентированному восприятию своей малой Родины, «созданию престижа самих уникальных регионально-исторических центров, повышению интереса местного населения к художественной деятельности непосредственно в местах их постоянного проживания» [21], в полной мере реализуя идею гуманизации образования.

• Культуросообразность образования: «от наукоучения - к логике культуры»

«От наукоучения - к логике культуры» - базовое основание философии образования XXI в. [5] Переход от доминанты только научного познания к привлечению других форм познания и формированию широкого набора компетенций (при сохранении в то же время узкой профессиональной специализации), отказ от исключительной прагматизации образования, возможность создания яркого, многогранного образа мира посредством привлечения ресурсов иных институтов культуры - залог эффективной самореализации и органичного существования человека в XXI в.

Культуросообразность образования обеспечивает обращение к различным видам искусства, формирующим образ мира с использованием различных художественно-выразительных средств: слова - в литературе, звуков - в музыке, форм и красок, линий и пятен - в изобразительном

искусстве, объемов - в архитектуре. Каждый из видов искусства способен дополнить, наравне с «классическими» научными трудами наше представление об исследуемом периоде.

Традиционные художественные промыслы - не исключение, поскольку в их произведениях сосредоточено народное, самобытное, национально-специфичное представление об окружающем мире, выраженное в исторически выкристаллизовавшихся формах, орнаментальном строе, колорите и т.д., на что неоднократно указывала М.А. Некрасова [26]. «Картина мира», формируемая произведениями традиционных художественных промыслов органична для человека - на это ориентируют образы и орнаментальное своеобразие отдельных вещей.

За утверждение и «трансляцию» идеалов и образа мира отвечают и профильные вузы: единственным профильным учебным заведением в России, «ответственным» за формирование представлений о специфике и своеобразии традиционных художественных промыслов, обеспечивающим процесс инкультурации в этой области, является Высшая школа народных искусств (академия) и ее филиалы. С момента своего создания и вплоть до настоящего времени Высшая школа народных искусств - единственный в мире вуз, выполняющий функцию научно-образовательного центра, обеспечивающего научное сопровождение сохранения, возрождения и реновации традиционных художественных промыслов. Фактически, академия и ее филиалы на современном этапе реализует миссию Научно-исследовательского института художественной промышленности (1932-1992), обеспечивающего развитие традиций народных художественных промыслов в советский период.

Успешный процесс инкультурации и индивидуализации [29, с. 253] личности будущих художников традиционных художественных промыслов возможен только при условии формирования общего культурного уровня и расширения культурного поля, что реализуется в рамках общепрофессиональных теоретических дисциплин - «Истории искусств», «Истории традиционного прикладного искусства», «Теории традиционных художественных промыслов», «Русского языка и культуры речи», «Литература», «Истории». Содержание этих дисциплин ориентировано на признание факта культурного многообразия, является «единственно возможным вариантом социокультурной коммуникации» [16, с. 29], позволяя: формировать интерес и понимание базовых тенденций развития мирового и отечественного искусства, особенностей традиционных народных художественных промыслов; воспитывать визуальную культуру студентов; развивать способности к созданию собственных текстов культуры; формировать уважительное отношение к чужим ценностям и признавать право их существования.

Культуросообразность в контексте профессиональных дисциплин может быть соотнесена с обогащением профессионального капитала личности, что может быть достигнуто в процессе взаимодействия с носителями традиций художественных промыслов и осмысления,

интерпретации их профессионального опыта, знакомства с особенностями регионов бытования промыслов, спецификой современного состояния предприятий и т.д.

Значимым инструментом культурологизации обучения в рамках профессиональных дисциплин также является привлечение ресурсов других институтов культуры - в частности, музеев. Высшая школа народных искусств - сетевой вуз, в состав которого входит единственный в мире профильны й Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама.

Так, например, работа на базе Художественно-педагогического музея игрушки им. Н.Д. Бартрама дает несколько некомпенсируемых результатов в практике подготовки будущих художников в области игрушки:

- во-первых, появляется возможность изучения подлинных образцов лучших произведений традиционных художественных промыслов, русской народной игрушки;

- во-вторых, музей становится «экспериментальной площадкой» для реализации собственных творческих проектов студентов (выполнение реноваций произведений, возможность проверки соответствия созданных игрушек потребностям детей в игротеке, формирование опыта взаимодействия с аудиторией - проведение экскурсий и т.д.);

- в-третьих, изучение иных способов работы и реализации собственных профессиональных навыков в рамках существующего музея-театра [24].

В конечном итоге культурологизация образования ориентирована на обеспечение возможности эффективно реализовать профессиональный капитал в собственной художественно-проектной творческой деятельности.

Культурологизация образования взаимосвязана с идеей «диалога культур». Сформулированная еще в 1970-е гг. М.М. Бахтиным и B.C. Библером, в реалиях современности она выступает как один из возможных инструментов решения проблемы понимания (на всех уровнях и между разными структурами - конфессиями, государствами, этносами и т.д.) [15]. По замечанию A.B. Костиной, «диалог, основанный на понимании - это единственная приемлемая основа современного культурного и цивилизационного равновесия», что проявляется в отказе от «логоцентризма, монокаузальности и линейности культуры модерна и утверждении таких принципов ее функционирования, как диалогичность и плюрализм» [15].

В отношении бытования традиционных художественных промыслов идея диалога (плодотворной интерпретации заимствованных элементов) прослеживается наиболее отчетливо: исторически формирование и развитие их художественных традиций было обусловлено осмыслением опыта западноевропейского искусства (лаковая миниатюрная живопись, художественное кружевоплетение), приемов и технико-технологических особенностей других видов искусства (декоративная роспись по металлу), элементов больших художественных стилей (холмогорское косторезное искусство) и т.д. Однако, каждый из видов традиционных художественных

промыслов России, с течением времени оформился в самостоятельную художественную систему.

«Диалог культур» в контексте традиционных художественных промыслов на современном этапе проявляется и в актуализации их исторических традиций в современном культурном пространстве в соответствии с вызовами времени1. Последнее может быть достигнуто посредством привлечения ресурсов дизайна и художественной промышленности. Например, в оформлении современного костюма могут быть органично интегрированы элементы художественной вышивки, кружевоплетения или росписи ткани в традициях конкретных художественных промыслов. Полагаем, что подобные вещи, соответствуя современным модным тенденциям, будут привлекательны не только для истинных знатоков многообразия центров художественного наследия России, но и тех, кто только знакомится с этими страницами истории.

• «Глобализация образования»

Процесс глобализации образования был начат в 1990-х гг. в европейских странах, подошедших к необходимости создания единого открытого образовательного пространства [2, с. 53]. Вопросы нивелирования языкового барьера, обеспечения возможности взаимного признания сроков обучения (создание трех циклов - бакалавриат / магистратура / докторантура) и дипломов, внедрение единой системы академических кредитов (ECTS -European Credit Transfer System), унификации системы докторских программ (ликвидация структуры двухуровневых научных степеней), обмена опытом и информацией, учащимися и педагогами, информатизации образования и развития дистанционных технологий были разработаны и закреплены в Болонской конвенции, принятой в 1999 г. в двадцати девяти европейских странах (в 2017 г. их число составляло 47 [27]).

Глобализация образования в контексте практики работы Высшей школы народных искусств связана не столько с образовательным процессом -например привлечением студентов иных иностранных государств (хотя в вузе учатся студенты из Эстонии, Казахстана, Украины и др.), сколько с миссией популяризации традиций национального художественного наследия России в иных странах. Присутствие традиционных художественных промыслов России в зарубежном пространстве обеспечено представительством академии в иностранном государстве (г. Порвоо, Финляндия), членством в союзах кружевниц разных стран (Германия, Австрия, Бельгия и др.), постоянным участием в выставках традиционных художественных промыслов за рубежом (Голландия, Франция, Германия), организацией международных научно-практических конференций и форумов с участием иностранных коллег (Франция, Испания, Болгария, Белоруссия).

1 Соотношение традиций и новаций, коллективного и индивидуального в произведениях народного искусства становилось предметом научного изучения М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, Т.М. Разиной.

Характерной тенденцией глобализции образования является его «цифровизация». Активное включение онлайн-технологий в образовательный процесс - один из элементов цифровизации, востребованность которой была доказана и интенсифицирована событиями 2020 г. - пандемией СОУШ-19. К преимуществам онлайн-образования можно отнести его доступность, соответствие требованиям современности, многообразие предлагаемых образовательных программ и курсов, возможность их освоения в индивидуальном ритме. Но есть и риски - сложившееся убеждение о неравноценности онлайн-образования по отношению к традиционным формам, недостаточность внедрения учебными заведениями онлайн-технологий в образовательный процесс и т.д. Значимым фактом в контексте специфики образовательной деятельности некоторых вузов является полная невозможность перевода в онлайн-формат процесса профессиональной подготовки - это касается творческих направлений подготовки: музыкантов, балерин, художников традиционных художественных промыслов.

Таким образом, признавая актуальность развития цифровых технологий, становится очевидным, что сущность и специфика образовательного процесса в Высшей школе народных искусств (большой объем профессиональных практических дисциплин с преобладающей долей использования ручного труда, построение образовательного процесса на сочетании форм индивидуальной работы при личном взаимодействии между педагогом и студентом) делает использование онлайн-обучения невозможным.

Более эффективно онлайн обучение может быть реализовано по профессиональным теоретическим дисциплинам («История искусств», «История традиционного прикладного искусства» и др.). Лишая возможности личного «живого» общения, современные технологии дают и новые алгоритмы работы: совместное посещение виртуальных выставок и их обсуждение, когда преподаватель может акцентировать внимание студентов на наиболее значимых аспектах; более подробное знакомство с историей создания и художественными особенностями отдельных экспонатов из фондохранилищ в цифровых коллекциях; создание общих проектов, объединенных одной темой посредством \У1кьтехнологий и т.д. В научной литературе уже описана практика функционирования музеев в условиях самоизоляции и опыт, которые они дают для современного зрителя (студента и преподавателя) [7].

Цифровизация является и мощным импульсом для переосмысления миссии, функционала и форм организации содержания учебно-методического сопровождения дисциплин, является ресурсом создания интерактивных учебников - медиакурсов, что позиционируется трендом современного учебного книгоиздания. Медиакурс - открытая, гибкая и мобильная, полисенсорная и полифункциональная система, содержание которого разрабатывается исходя из уровня функциональной грамотности обучающихся в цифровой среде, с привлечением различных интернет-ресурсов [9].

Таким образом, анализируя возможность цифровизации системы профильного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов можно сделать несколько выводов:

современные компьютерные технологии наиболее полно и результативно могут быть использованы при реализации профильных теоретических дисциплин;

- в общепрофессиональных дисциплинах («Академический рисунок», «Академическая живопись», «Декоративный рисунок», «Декоративная живопись») компьютерные технологии могут быть применимы в аспекте развития творческой составляющей личности студента (например, при выполнении декоративных переработок - используя ресурсы современных графических редакторов можно осуществить разработку вариантов орнаментальных и декоративных решений, цветовой гаммы, сохранение и сравнение отдельных стадий работы и т.д.);

- в области профильных практических дисциплин ведущую роль сохраняет опыт личного индивидуального обучения, практика передачи навыков исполнительского мастерства в процессе живого общения преподавателя и студента. Хотя, как и в случае с общепрофессиональными дисциплинами, определенные этапы работы по дисциплинам проектирования, композиции и т.д. также могут быть переведены в формат выполнения с использованием ресурсов графических редакторов, что позволит существенно сэкономить затраты времени и сил в пользу развития композиционного мышления и художественно-творческого труда.

Преимуществом цифровизации (в аспекте развития системы онлайн-обучения, включения онлайн-технологий в реальный образовательный процесс) видятся возможности: организации обсуждения создаваемых работы, выполняемых заданий с привлечением возможно более широкой аудитории и специалистов; пошаговой фиксации процесса взаимодействия со студентами, создания сводных таблиц с представлением этапов, последовательности работы над определенным проектом, что может быть интересно для включения в портфолио, дальнейшей корректировки процесса работы.

Подводя итог, отметим: выявленные и проанализированные тенденции современной философии образования - следствие современного уровня развития общества и культуры, зримое проявление доминант философии постмодернизма / метамодернизма.

Развитие теории и практики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства в сочетании с актуальными требованиями современной философии образования может стать ответом на запрос общества по возвращению к традициям национальной культуры и ресурсом формирования национальной идентичности.

Литература

1. 19 крупнейших российских онлайн-образовательных проектов. -URL: https://hr-media.ru/19-krupnejshih-rossijskih-onlajn-obrazovatelnyh-proektov/ (дата обращения: 10.11.2020).

2. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovanie-v-iisloviyah-globalizatsii (дата обращения: 10.11.2020). - С. 50-57.

3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик / А.Г. Асмолов. - Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 767 с.

4. Базалук O.A. Современное понимание философии образования / O.A. Базалук // Философская мысль. - 2015. - № 4. - С. 248-271. - DOI: 10.7256/2409-8728.2015.4.15321. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id= 15321 (дата обращения: 10.11.2020).

5. Библер, B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век / B.C. Библер. - Москва: Политиздат, 1990. -413 с.

6. Ванюшкина JIM., Коробкова E.H. Образование в пространстве культуры: монография / JI.M. Ванюшкина, E.H. Коробкова. - Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. - 175 с.

7. Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А. Музей на пересечении реального и виртуального миров / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - 2021. - Т. 2, № 1. - URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 05.12.2020).

8. Ванюшкина JI.M., Тихомиров С.А. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович «Теория и практика непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства»: феноменологическая характеристика / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 2 (28). - С. 56-66. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00028 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskaya-shkola-v-f-maksimovich-teoriya-i-praktika-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sfere-traditsionnogo (дата обращения: 02.12.2020).

9. Ванюшкина JI.M., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника / JI.M. Ванюшкина, С.А. Тихомиров, И.И. Куракина // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2 (33). - С. 39-68. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00029. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakurs-iskusstvo-byt-zritelem-problemy-i-perspektivy-proektirovaniya-sovremennogo-uchebnika (дата обращения: 14.03.2021).

10. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. - Санкт-Петербург: СПб АППО, 2008. - 151 с.

11. Гордина О.В., Гордин А.И. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: Монография / О.В. Гордина, А.И. Гордин. - Иркутск: ВСГАО, 2010. - 184 с.

12. Горшкова В.В. Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека / В.В. Горшкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2014. - Т. 26. - С. 176-180. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm (дата обращения: 19.11.2020).

13. Жусупова Б.Ж. Философские основания современного образования / Б.Ж. Жусупова // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия». - 2012. - № 2(66). - С. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Иванова C.B. Гуманизация образования: цели, задачи и условия / C.B. Иванова // Ценности и смыслы. - 2010. - № 2 (5). - С. 91-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya (дата обращения: 29.09.2020).

15. Костина A.B. Диалог в современном мире: условия и возможности осуществления / A.B. Костина // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 3. -С. 9-20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-v-sovremennom-mire-usloviya-i-vozmozhnosti-osuschestvleniya (дата обращения: 14.12.2020).

16. Костина A.B. Массовая культура: аспекты понимания / A.B. Костина // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 28-35. - URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-aspekty-ponimaniya (дата обращения: 14.12.2020).

17. Крашнева O.E. Философия образования: Социально-философский анализ предметной области: автореферат диссертации кандидата философских наук: 09.00.11 / Ольга Евгеньевна Крашнева. - Ростов-на-Дону, 2005. - 179 с.

18. Кузина H.H., Монина Г.Б., Павлова О.В. Особенности деятельности андрагога: компетентностный подход / H.H. Кузина, Г.Б. Монина, О.В. Павлова//Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 4 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-andragoga-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 29.09.2020).

19. Лебедев C.B. Глокализация и «возврат этничности» в век глобализации / C.B. Лебедев // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 257-261. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glokalizatsiya-i-vozvrat-etnichnosti-v-vek-globalizatsii (дата обращения: 15.09.2020).

20. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Валентина Федоровна Максимович. - Москва, 2000. - 340 с.

21. Максимович В.Ф. Традиционные художественные промыслы и образование: основные проблемы и пути их решения / В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3 (29). - С. 7-14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-hudozhestvennye-promysly-i-obrazovanie-osnovnye-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 15.12.2020).

22. Максимович В.Ф., Гусева П.В. Творческие вузы и «творчество»: общность и различия / В.Ф. Максимович, П.В. Гусева // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 3 (34). - С. 7-14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00045. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/1vorclieskie-vuzy-i-tvorcliestvo-obsclinost-i-razlichiya (дата обращения: 14.03.2021).

23. Митрошенков O.A. Постпостмодернизм как предчувствие / O.A. Митрошенков // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 52-61. -С. URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/postpostmodernizm-kak-predchuvstvie (дата обращения: 15.09.2020).

24. Музей - универсальное культурно-образовательное пространство: теория и практика: монография / Агеева О.Г. и др.; общ. науч. ред. JIM. Ванюшкина; Высшая школа народных искусств (институт), Художественно -педагогический музей игрушки. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. - 118 с.

25. Научно-педагогическая школа В.Ф. Максимович. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/nauchpedshk.pdf (дата обращения: 13.01.2021).

26. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М.А. Некрасова. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

27. Страны-участницы Болонского процесса. - URL: http://bologna.spbu.ru/members/147-2012-07-09-12-47-19.html (дата обращения: 10.11.2020).

28. Тихомиров С. А. Народные художественные промыслы как ресурс устойчивого развития региона и сохранения художественно-исторической среды // Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии). Коллективная монография / под научн. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия), 2018. - С. 54-67.

29. Токарев С.Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования / С.Н. Токарев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.

2005. - № 10. - С. 251-261. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-obrazovanie-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.11.2020).

30. Хуторской A.B. Человекосообразное образование // A.B. Хуторской. Персональный сайт - Научная школа. - URL: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm (дата обращения: 10.11.2020).

References

1. 19 krupnejshih rossijskih onlajn-obrazovatel'nyh proektov. - URL: https://hr-media.ru/19-krupnejshih-rossijskih-onlajn-obrazovatelnyh-proektov/ (data obrashcheniya: 10.11.2020).

2. Akulich M.M. Obrazovanie v usloviyah globalizacii / M.M. Akulich // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2005. - № 5. URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-usloviyah-globalizatsii (data obrashcheniya: 10.11.2020). - S. 50-57.

3. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovanie mirov: Psiholog. Psihopedagog. Psihoistorik / A.G. Asmolov. - Moskva: In-t prakt. psihologii; Voronezh: NPO «MODEK», 1996. - 767 s.

4. Bazaluk O.A. Sovremennoe ponimanie filosofii obrazovaniya / O.A. Bazaluk // Filosofskaya mysl'. - 2015. - № 4. - S. 248-271. - DOI: 10.7256/2409-8728.2015.4.15321. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id= 15321 (data obrashcheniya: 10.11.2020).

5. Bibler, V.S. Ot naukoucheniya - k logike kul'tury: Dva filosofskih wedeniya v XXI vek / V.S. Bibler. - Moskva: Politizdat, 1990. -413 s.

6. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie v prostranstve kul'tury: monografiya / L.M. Vanyushkina, E.N. Korobkova. - Sankt-Peterburg: SPbAPPO, 2012.-175 s.

7. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Muzej na peresechenii real'nogo i virtual'nogo mirov / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov // Ekopoezis: ekogumanitarnye teoriya i praktika. - 2021. - T. 2, № 1. - URL: http://ecopoiesis.ru (data obrashcheniya: 05.12.2020).

8. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Nauchno-pedagogicheskaya shkola V.F. Maksimovich «Teoriya i praktika nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere tradicionnogo prikladnogo iskusstva»: fenomenologicheskaya harakteristika / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 2 (28). - S. 56-66. - DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00028 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-pedagogicheskaya-shkola-v-f-maksimovich-teoriya-i-praktika-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sfere-traditsionnogo (data obrashcheniya: 02.12.2020).

9. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Mediakurs «iskusstvo byt' zritelem»: problemy i perspektivy proektirovaniya sovremennogo uchebnika / L.M. Vanyushkina, S.A. Tihomirov, I.I. Kurakina // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 2 (33). - S. 39-68. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00029. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakurs-iskusstvo-byt-zritelem-problemy-i-perspektivy-proektirovaniya-sovremennogo-uchebnika (data obrashcheniya: 14.03.2021).

10. Vershlovskij S.G. Nepreryvnoe obrazovanie: Istoriko-teoreticheskij analiz fenomena: Monografiya/ S.G. Vershlovskij. - Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2008. - 151 s.

11. Gordina O.V., Gordin A.I. Informarnoe i neformal'noe obrazovanie vzroslyh: voprosy teorii i praktiki: Monografiya / O.V. Gordina, A.I. Gordin. -Irkutsk: VSGAO, 2010. - 184 s.

12. Gorshkova V.V. Vzaimodejstvie formarnogo, neformarnogo i informarnogo obrazovaniya kak sovremennoe napravlenie razvitiya cheloveka / V.V. Gorshkova//Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». -2014. - T. 26. - S. 176-180. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64336.htm (data obrashcheniya: 19.11.2020).

13. ZHusupova B.ZH. Filosofskie osnovaniya sovremennogo obrazovaniya / B.ZH. ZHusupova // Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya «Istoriya. Filosofiya». - 2012. - № 2(66). - S. 47-53.

14. Ivanova S.V. Gumanizaciya obrazovaniya: celi, zadachi i usloviya / S.V. Ivanova // Cennosti i smysly. - 2010. - № 2 (5). - S. 91-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanizatsiya-obrazovaniya-tseli-zadachi-i-usloviya (data obrashcheniya: 29.09.2020).

15. Kostina A.V. Dialog v sovremennom mire: usloviya i vozmozhnosti osushchestvleniya / A.V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2011. - № 3. -S. 9-20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-v-sovremennom-mire-usloviya-i-vozmozhnosti-osuschestvleniya (data obrashcheniya: 14.12.2020).

16. Kostina A.V. Massovaya kul'tura: aspekty ponimaniya / A.V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2006. - № 1. - S. 28-35. - URL: https://cyberleninka.ni/article/n/massovaya-kultura-aspekty-ponimaniya (data obrashcheniya: 14.12.2020).

17. Krashneva O.E. Filosofiya obrazovaniya: Social'no-filosofskij analiz predmetnoj oblasti: avtoreferat dissertacii kandidata filosofskih nauk: 09.00.11 / Ol'ga Evgen'evna Krashneva. - Rostov-na-Donu, 2005. - 179 s.

18. Kuzina N.N., Monina G.B., Pavlova O.V. Osobennosti deyatel'nosti andragoga: kompetentnostnyj podhod/N.N. Kuzina, G.B. Monina, O.V. Pavlova// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2014. - № 4 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-andragoga-kompetentnostnyy-podhod (data obrashcheniya: 29.09.2020).

19. Lebedev S.V. Glokalizaciya i «vozvrat etnichnosti» v vek globalizacii / S.V. Lebedev // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2018. - № 2 (69). - S. 257-261. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glokalizatsiya-i-vozvrat-etnichnosti-v-vek-globalizatsii (data obrashcheniya: 15.09.2020).

20. Maksimovich V.F. Teoriya i praktika podgotovki uchashchihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya: Na primere uchebnyh zavedenij tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Valentina Fedorovna Maksimovich. - Moskva, 2000. - 340 s.

21. Maksimovich V.F. Tradicionnye hudozhestvennye promysly i obrazovanie: osnovnye problemy i puti ih resheniya / V.F. Maksimovich // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2019. - № 3 (29). - S. 7-14. -DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00043. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/traditsionnye-hudozhestvennye-promysly-i-obrazovanie-osnovnye-problemy-i-puti-ih-resheniya (data obrashcheniya: 15.12.2020).

22. Maksimovich V.F., Guseva P.V. Tvorcheskie vuzy i «tvorchestvo»: obshchnost' i razlichiya / V.F. Maksimovich, P.V. Guseva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 3 (34). - S. 7-14. - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00045. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-vuzy-i-tvorchestvo-obschnost-i-razlichiya (data obrashcheniya: 14.03.2021).

23. Mitroshenkov O.A. Postpostmodernizm kak predchuvstvie / O.A. Mitroshenkov // Social'no-gumanitarnye znaniya. - 2013. - № 4. - S. 52-61. - S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postpostmodernizm-kak-predchuvstvie (data obrashcheniya: 15.09.2020).

24. Muzej - universal'noe kurturno-obrazovatel'noe prostranstvo: teoriya i praktika: monografiya / Ageeva O.G. i dr.; obshch. nauch. red. L.M. Vanyushkina; Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (instituí), Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2015. - 118 s.

25. Nauchno-pedagogicheskaya shkola V.F. Maksimovich. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/nauchpedshk.pdf (data obrashcheniya: 13.01.2021).

26. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika / M.A. Nekrasova. - Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. - 343 s.

27. Strany-uchastnicy Bolonskogo processa. - URL: http://bologna.spbu.ru/members/147-2012-07-09-12-47-19.html (data obrashcheniya: 10.11.2020).

28. Tihomirov S.A. Narodnye hudozhestvennye promysly kak resurs ustojchivogo razvitiya regiona i sohraneniya hudozhestvenno-istoricheskoj sredy // Nauchnaya koncepciya narodnogo iskusstva M.A. Nekrasovoj v praktike raboty Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii). Kollektivnaya monografiya / pod nauchn. red. V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya), 2018. - S. 54-67.

29. Tokarev S.N. Kul'turologicheskoe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya / S.N. Tokarev // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2005. - № 10. - S. 251-261. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskoe-obrazovanie-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 10.11.2020).

30. Hutorskoj A.V. CHelovekosoobraznoe obrazovanie // A.V. Hutorskoj. Personal'nyj sajt - Nauchnaya shkola. - URL: http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm (data obrashcheniya: 10.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.