Научная статья на тему 'Новая архитектоника образовательного пространства аспирантуры: взгляд сквозь призму концепции четырехмерного образования'

Новая архитектоника образовательного пространства аспирантуры: взгляд сквозь призму концепции четырехмерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНЦЕПЦИЯ ЧЕТЫРЕХМЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А.

Статья посвящена актуальной для подготовки специалистов высшей квалификации проблеме проектированию архитектоники современного образовательного пространства, которое, сохраняя лучшие качества классического образования, было бы смоделировано сообразно вызовам времени, новыми целевыми установками и ценностями философии образования XXI века. Ключевым для статьи является понятие архитектоника образовательного пространства, суть которого авторы и анализируют в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая архитектоника образовательного пространства аспирантуры: взгляд сквозь призму концепции четырехмерного образования»

Ванюшкина Л.М., доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А., e-mail: tpiovshni@yandex.ru

Vanyushkina L.M., doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of art history, Higher school offolk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov Canal Embankment, 2A, e-mail: tpiovshni@yandex.ru

Тихомиров С.А., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А., e-mail: nauka_vshni@mail.ru

Tikhomirov S.A., candidate of culturology, associate professor, associate professor of the department of art history, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А., nauka_vshni@mail.ru

Новая архитектоника образовательного пространства аспирантуры: взгляд сквозь призму концепции четырехмерного образования New architectonics of educational space of postgraduate course: a view through the prism of the concept of four-dimensional education

Аннотация. Статья посвящена актуальной для подготовки специалистов высшей квалификации проблеме - проектированию архитектоники современного образовательного пространства, которое, сохраняя лучшие качества классического образования, было бы смоделировано сообразно вызовам времени, новыми целевыми установками и ценностями философии образования XXI века. Ключевым для статьи является понятие архитектоника образовательного пространства, суть которого авторы и анализируют в ходе исследования.

Ключевые слова: аспирантура, высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации, компетенции, образовательные программы, концепция четырехмерного образования, непрерывность, многоуровневость и преемственность профессионального образования, индивидуализация образования, научно-исследовательская работа.

Abstract. The article is devoted to a relevant problem for preparation of specialists of the highest qualification the problem - creating of architectonics of the modern educational space, which, while preserving the best qualities of a classical education, would be modelled according to the challenges of the time, new targets, attitudes and values of philosophy of education in the XXI century. The key to the article is the concept of architectonics of educational space, the essence of which the authors analyze in the course of the study.

Keywords: postgraduate course, higher education, training of highly qualified personnel, competences, educational programs, the concept of four-

dimensional education, continuity, multilevel and continuity of professional education, individualization of education, research work.

Работа с корпусом аспирантов - доминанта деятельности любой научной и научно-педагогической школы, обеспечивающей не только воспроизводство кадров, но и являющаяся локомотивом научно-исследовательской деятельности вуза, кадровым ядром научно-образовательных инноваций.

Можно, конечно, поспорить со словами А. Эйнштейна о том, что «человек, который не сделал большого вклада в науку до 30 лет, никогда уже не сделает ничего важного» [3]. Однако история науки знает не столь много примеров, когда выдающиеся открытия были совершены в зрелом возрасте. Именно аспиранты, несмотря на сравнительно небольшой опыт научно -педагогической деятельности, находясь в самом начале академической карьеры, обладают нестандартным взглядом на факты и феномены, социально активны и академически мобильны, инициативны, мотивированы на достижение высоких результатов, продвижение и развитие идей научных и научно-педагогических школ [8, с. 8], приращение социального, культурного и символического капитала [7].

Ключевой проблемой в подготовке аспирантов становится поиск «золотой середины» между исследовательскими и преподавательскими компетенциями, научным «задором», здоровыми амбициями и возможностью остаться в науке и преподавании, видением карьерных перспектив.

С утверждением ФГОС по аспирантуре в 2014 году подготовка кадров высшей квалификации стала частью системы высшего, а не послевузовского образования.

«Архитектура» трехуровневой системы высшего образования была оформлена на законодательном уровне [6] и подготовка кадров в структуре высшего образования приобрела такие качества, как академичность, непрерывность, системность. ФГОС структурировал процесс подготовки аспирантов, сохранив в фокусе внимания, как научно-исследовательскую работу, так и педагогическую деятельность.

Новый взгляд на аспирантуру как завершающую ступень высшего образования не является механически расширительным. Бакалавриат, магистратура и аспирантура предполагают прохождение серьезной научной подготовки обучающимися, согласованность содержания уровней высшего образования между собой.

Образовательными рисками в данном случае является дублирование содержания рабочих учебных программ, когда бакалавры, магистры и аспиранты закреплены за одной и той же кафедрой, обучаются у одних и тех же преподавателей примерно одинаковому набору дисциплин. В Высшей школе народных искусств (академии) данные риски компенсированы тем, что «вертикальная конструкция» образовательных программ в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре не является полностью идентичной: перечни направлений подготовки в бакалавриате и магистратуре совпадают

(декоративно-прикладное искусство и народные промыслы), однако направление подготовки в аспирантуре - образование и педагогические науки. Это предполагает существенное расширение осваиваемых обучающимися компетенций: от художественных - к педагогическим и исследовательским. Если основные тексты культуры, создаваемые на уровне бакалавриата и магистратуры, - художественные произведения конкретных видов традиционного прикладного искусства России, то на уровне аспирантуры -диссертация, научные статьи, учебные пособия и методические разработки, посвященные теории и методике профессионального образования в этой области.

Непрерывность подготовки специалистов в сфере традиционного прикладного искусства в академии реализуется на содержательно-смысловом уровне: от глубокого освоения историко-региональных, технико-технологических и художественно-образных традиций каждого конкретного вида с их последующей интерпретацией при создании собственных произведений - высокохудожественных товаров роскоши, к постановке проблемы «чему и как именно учить будущих художников традиционного прикладного искусства?» с ее последующим решением в диссертационном исследовании.

Включение аспирантуры в систему высшего образования предполагает создание новой архитектоники образовательного пространства для системы подготовки кадров высшей квалификации, продиктованной современной философией образования.

Во-первых, непрерывность, многоуровневость и преемственность профессионального образования обеспечивают реализацию принципа «образование через всю жизнь». Профессиональное образование, выстраивающееся в логике «через всю жизнь», предполагает освоение не суммы знаний, а способности к их расширению и использованию в новых, нестандартных ситуациях: «мир больше не поощряет людей за владение знаниями - поисковые машины знают всё - важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему» [9, с. 20]. В условиях перехода образования к цифровой форме роль лектора как уникального носителя и транслятора информации становится неактуальной.

Образование реализуется как комплекс трех компонентов: формальное, неформальное и информальное для расширения поля знаний и способов познания. Подготовка аспирантов не может их не учитывать. Расширение каналов получения информации предполагает работу аспиранта в различных образовательных пространствах: вуз, музей, город, телекоммуникационные сети (Интернет). Представляется, что этот подход вписывается в концепцию четырехмерного образования, включающего знания («что мы знаем и понимаем»), навыки («как мы используем наши знания»), характер («как мы ведем себя и вовлекаемся в мир») и мета-обучение («как мы размышляем и адаптируемся») [9, с. 95].

Работа в различных образовательных пространствах дает возможность: освоения аспирантами как традиционных («История и философия науки», «Иностранный язык»), так и учебных дисциплин, которые вводятся в учебные планы самим вузом сообразно требованиям времени и направлению подготовки; использования междисциплинарного подхода в проведении научных изысканий, позволяющего приращивать новое знание на стыке теории и методики профессионального образования, философии образования, искусствоведения, музейного дела; развития навыков критического мышления и коммуникации, креативности, культуры участия.

И если «классическое» образовательное пространство играет ключевую роль в формировании фундаментальной академической подготовки аспирантов, то новые образовательные пространства (например, музей) принципиально важны для формирования исследовательских навыков будущих специалистов высшей квалификации, их личностного роста и профессионального становления в рамках концепции четырехмерного образования.

Так, например, значительное количество абитуриентов, поступающих в аспирантуру Высшей школы народных искусств, - сотрудники Сергиево-Посадского института игрушки, являющегося филиалом академии с 2011 года. Впервые сотрудники этого филиала - уникального центра традиционной и промышленной игрушки - получили возможность освоения программ подготовки кадров высшей квалификации в профильном вузе. Одним из ключевых образовательных пространств для них становится Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама как «опытно-экспериментальная площадка для серьезных научных педагогических исследований» [5, с. 69]. Именно музей дает возможность аспирантам фиксировать все нюансы тестирования новых игрушек в процессе игры, проектируемых и создаваемых студентами Сергиево-Посадского филиала, для основной группы музейных посетителей - детей. Обладая колоссальным количеством подлинных предметов иных эпох, музей открывает неограниченные возможности и для реновации студентами игрушек, разработки соответствующих комплексов заданий и включения их в рабочие учебные программы и учебно-методический комплекс по профессиональным дисциплинам в целом.

Во-вторых, увеличение количества образовательных пространств, в которых осуществляется подготовка кадров высшей квалификации, предполагает индивидуализацию образования посредством выстраивания индивидуальной траектории обучения аспирантов: возможности выбора учебных дисциплин, темы научно-квалификационной работы (диссертации), научного руководителя, места прохождения научно-исследовательской и педагогической практик, дифференциации учебных заданий и заданий для самостоятельной работы, вариативности способов представления учебного материала.

В Высшей школе народных искусств индивидуализация процесса обучения - фактическая необходимость для всех уровней обучения. Например, у поступивших на программы бакалавриата - разный стартовый интеллектуальный и художественно-творческий уровень [4], поскольку абитуриенты приходят в академию как после окончания учреждений среднего профессионального образования, так и общеобразовательных школ. В аспирантуру поступают абитуриенты, владеющие различными видами традиционного прикладного искусства, что обуславливает необходимость совершенствования владения технологиями научной и педагогической деятельности, однако с учетом специфики конкретного вида художественных промыслов.

Исследователи отмечают преобладание не диссертационного (например, процедура защиты диссертации в диссертационном совете на данный момент не включена в структуру подготовки кадров высшей квалификации), а квалификационного подхода к реализации целей аспирантуры [2, с. 6]. Его эффективность напрямую связана с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для аспирантов - элемента новой архитектоники образовательного пространства, нелинейно развивающейся системы подготовки кадров высшей квалификации.

В-третьих, новая архитектоника образовательного пространства предполагает «организацию обучения в активной исследовательской среде» [6, с. 35]: вовлечение аспирантов в выполнение научно-исследовательской работы (фундаментальных и прикладных исследований, разработок). Современная модель вуза 2.0. (вуз не только как поставщик кадров, но и генератор знания [10]) обуславливает корректировку основ научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, которая коррелирует с тематикой научно-исследовательской работы Высшей школы народных искусств (академии).

Аспирантура становится важным элементом «треугольника производства знаний», включающего «образование - исследования -инновации» [1, с. 139]. В Высшей школе народных искусств наблюдается уникальная ситуация: в отечественной и зарубежной науке не существует аналогов исследований, проводимых академией, осуществляющей полномасштабное научное сопровождение непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. В этой связи исключительно ценными оказываются не только научные исследования аспирантов, но и приобретаемый ими опыт участия в реализации и выполнении коллективных исследовательских проектов как гарант преемственности и развития идей научно-педагогической школы академии.

Литература

1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Моисеева В.В. Сетевая аспирантура: теория и практика вузов России и Европы // Высшее образован е в России. - 2013. - № 2. - С. 138-146.

2. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. - 2017. - № 4 (211). - С. 5-16.

3. Брак убивает гениальность // Труд. 11.09.2003. - URL: http://www.trud.ru/article/11 -09-2003/61816_brak_ubivaet_genialnost/print/ (дата обращения - 31.08.2019).

4. Мишина А.В. Индивидуализация обучения студентов в вузах художественного направления // Филология и культура. - 2014. - №2 1(35). - С. 281-285.

5. Озерова О.В., Полякова В.А., Ванюшкина Л.М., Лончинская Т.Е., Александрова Н.М. Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрам - 100 лет. / Под науч. ред. В.Ф. Максимович. - СПб.: ВШНИ, 2018. - 96 с.

6. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 4. - С. 33-41.

7. Соколов М. Трансформационные и селективные академические системы // 2035 university. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=XXKyPof9nF4 (дата обращения -01.08.2019).

8. Фадеева И.М., Осипова О.Ю., Фадеева Е.С. Компетенции молодых ученых для научно-исследовательской деятельности и академической карьеры // Интеграция образования. - 2012. - № 1. - С. 7-13.

9. Фейдл Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции необходимые для успеха: [пер. с англ.]; Благотворит. фонд Сбербанка «Взгляд в будущее»; [предисл. А. Асмолова]. - М.: Точка, 2018. -

235 с.

10. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Г.Е. Збровский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузьминчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина / Под ред. Г.Е. Збровского. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018 - 251 с.

References

1. Artamonova U.D., Demchuk A.L., Moiseeva V.V. Setevaya aspirantura: teoriya i praktika vuzov Rossii i Evropy // Vysshee obrazovan e v Rossii. - 2013. - № 2. - S. 138-146.

2. Bednyj B.I. Novaya model' aspirantury: pro et contra // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 4 (211). - S. 5-16.

3. Brak ubivaet genial'nost' // Trud. 11.09.2003. - URL: http://www.trud.ru/article/11 -09-2003/61816_brak_ubivaet_genialnost/print/ (data obrashcheniya - 31.08.2019).

4. Mishina A.V. Individualizaciya obucheniya studentov v vuzah hudozhestvennogo napravleniya // Filologiya i kul'tura. - 2014. - №2 1(35). - S. 281285.

5. Ozerova O.V., Polyakova V.A., Vanyushkina L.M., Lonchinskaya T.E., Aleksandrova N.M. Hudozhestvenno-pedagogicheskij muzej igrushki imeni N.D. Bartram - 100 let. / Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. - SPb.: VSHNI, 2018. - 96 s.

6. Rajchuk D.YU., Minina N.V. O pozicionirovanii aspirantury v strukture vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 4. -S. 33-41.

7. Sokolov M. Transformacionnye i selektivnye akademicheskie sistemy // 2035 university. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=XXKyPof9nF4 (data obrashcheniya - 01.08.2019).

8. Fadeeva I.M., Osipova O.YU., Fadeeva E.S. Kompetencii molodyh uchenyh dlya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti i akademicheskoj kar'ery // Integraciya obrazovaniya. - 2012. - № 1. - S. 7-13.

9. Fejdl CH., Byalik M., Trilling B. CHetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii neobhodimye dlya uspekha: [per. s angl.]; Blagotvorit. fond Sberbanka «Vzglyad v budushchee»; [predisl. A. Asmolova]. - M.: Tochka, 2018. -

235 s.

10. Formirovanie nelinejnoj sistemy vysshego obrazovaniya v makroregione: monografiya / G.E. Zbrovskij, P.A. Ambarova, V.S. Katashinskih, A.K. Klyuev, A.A. Kuz'minchuk, S.V. Kul'pin, M.V. Pevnaya, N.V. SHabrova, E.A. SHuklina / Pod red. G.E. Zbrovskogo. - Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2018 - 251 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.