Научная статья на тему 'Иностранный язык в контексте непрерывного образования в художественном вузе'

Иностранный язык в контексте непрерывного образования в художественном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR COURSE / МАГИСТРАТУРА / MASTER COURSE / АСПИРАНТУРА / POST GRADUATE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиж Роман Николаевич

В связи с новым вектором образовательных тенденций произошло переосмысление и обновление целей, содержания, методов, форм и технологий обучения иноязычного образования. Иностранный язык рассматривается теперь не только как средство коммуникации, но и как инструмент познания и развития личности. В современном поликультурном мире иностранный язык является не только средством межкультурной коммуникации, но и одним из главных условий, обеспечивающих возможность личностного, социального и профессионального развития человека, осуществления его непрерывного образования. Непрерывное образование в области иноязычной компетенции способствует формированию умений и навыков, необходимых для осуществления иноязычной коммуникации в устной и письменной формах, с одной стороны, а также дает возможность познакомиться с культурой, традициями, укладом людей, живущих в стране изучаемого языка, с другой стороны. Тем самым, непрерывное образование обеспечивает гармоничное развитие личности, индивидуализирует обучение, создает потребность в повышении своего уровня знаний. Непрерывное образование представляет собой целостный процесс, обеспечивающий развитие творческого потенциала обучаемых. Результатом этого процесса является всестороннее развитие личности, а также ее духовного мира. Этот процесс состоит из постепенно усложняющихся ступеней специально организованной эдукации, которая способствует получению новых знаний, умений, которая развивает способы мышления и виды деятельности. Целью непрерывного образования в области иноязычной коммуникации является не только развитие человека как отдельной свободной личности, но и повышение возможностей его трудовой, социальной адаптации в быстро меняющемся современном мире, развитие способностей, возможностей и интенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE ART INSTITUTE

In connection with the new vector of the educational trends the rethinking and updating of goals, content, methods, forms and technologies of training of foreign language education happened. Foreign language is now regarded not only as a means of communication, but also as a tool of cognition and personal development. In today's multicultural world, foreign language is not only a means of intercultural communication, but also one of the main conditions for the possibility of personal, social and professional development of the person, the enjoyment of his continuous education. Continuous education in the field of foreign language competence aims to develop the skills necessary to implement foreign language communication in oral and written forms, on the one hand, and also gives the opportunity to experience the culture, traditions, lifestyle of people living in the country of the target language, on the other hand. Thus, continuous education ensures the harmonious development of personality, individualizes training, creates a need to increase the level of knowledge. Continuous education is a holistic process, providing development of creative potential of students. The result of this process is the full development of personality and its spiritual world. This process consists of progressively more complex stages specially organized educational procedures that promote new knowledge, skills, and which develops ways of thinking and activities. The purpose of continuous education in the field of foreign language communication is not only the development of a person as an individual free person, but also increasing of chances of employment and social adaptation in a rapidly changing modern world, the development of skills, opportunities and intentions.

Текст научной работы на тему «Иностранный язык в контексте непрерывного образования в художественном вузе»

педагогические науки

Чиж Роман Николаевич

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ...

УДК 378

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВУЗЕ

© 2017

Чиж Роман Николаевич, кандидат филологических наук, зав. кафедрой языковой подготовки Высшая школа народных искусств (институт) (191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 2, лит. А, e-mail: [email protected])

Аннотация. В связи с новым вектором образовательных тенденций произошло переосмысление и обновление целей, содержания, методов, форм и технологий обучения иноязычного образования. Иностранный язык рассматривается теперь не только как средство коммуникации, но и как инструмент познания и развития личности. В современном поликультурном мире иностранный язык является не только средством межкультурной коммуникации, но и одним из главных условий, обеспечивающих возможность личностного, социального и профессионального развития человека, осуществления его непрерывного образования. Непрерывное образование в области иноязычной компетенции способствует формированию умений и навыков, необходимых для осуществления иноязычной коммуникации в устной и письменной формах, с одной стороны, а также дает возможность познакомиться с культурой, традициями, укладом людей, живущих в стране изучаемого языка, с другой стороны. Тем самым, непрерывное образование обеспечивает гармоничное развитие личности, индивидуализирует обучение, создает потребность в повышении своего уровня знаний. Непрерывное образование представляет собой целостный процесс, обеспечивающий развитие творческого потенциала обучаемых. Результатом этого процесса является всестороннее развитие личности, а также ее духовного мира. Этот процесс состоит из постепенно усложняющихся ступеней специально организованной эдукации, которая способствует получению новых знаний, умений, которая развивает способы мышления и виды деятельности. Целью непрерывного образования в области иноязычной коммуникации является не только развитие человека как отдельной свободной личности, но и повышение возможностей его трудовой, социальной адаптации в быстро меняющемся современном мире, развитие способностей, возможностей и интенций.

Ключевые слова: непрерывное образование, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, компетентностный подход, среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура.

FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE ART INSTITUTE

© 2017

Chizh Roman Nikolayevich, candidate of philological sciences, head of language training department

Higher school of folk arts (institute) (191186, Russia, Saint Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: [email protected])

Abstract. In connection with the new vector of the educational trends the rethinking and updating of goals, content, methods, forms and technologies of training of foreign language education happened. Foreign language is now regarded not only as a means of communication, but also as a tool of cognition and personal development. In today's multicultural world, foreign language is not only a means of intercultural communication, but also one of the main conditions for the possibility of personal, social and professional development of the person, the enjoyment of his continuous education. Continuous education in the field of foreign language competence aims to develop the skills necessary to implement foreign language communication in oral and written forms, on the one hand, and also gives the opportunity to experience the culture, traditions, lifestyle of people living in the country of the target language, on the other hand. Thus, continuous education ensures the harmonious development of personality, individualizes training, creates a need to increase the level of knowledge. Continuous education is a holistic process, providing development of creative potential of students. The result of this process is the full development of personality and its spiritual world. This process consists of progressively more complex stages specially organized educational procedures that promote new knowledge, skills, and which develops ways of thinking and activities. The purpose of continuous education in the field of foreign language communication is not only the development of a person as an individual free person, but also increasing of chances of employment and social adaptation in a rapidly changing modern world, the development of skills, opportunities and intentions.

Keywords: continuous education, foreign language, foreign language communicative competence, competence approach, secondary vocational education, bachelor course, master course, post graduate course.

Бесспорно, что иностранные языки в современном обществе приобрели особую значимость. Владение иностранными языками является залогом построения хорошей карьеры и успешного будущего. Успешному специалисту любой области в своей работе приходится вести иноязычную коммуникацию с коллегами из-за рубежа, в связи, с чем перед ним возникает много трудностей. Во-первых, недостаточная начальная языковая подготовка в школе, отсутствие мотивации и регулярной практики на иностранном языке; во-вторых, отсутствие преемственности в изучении языка - несоответствие программ школы и вуза.

В настоящее время обращение к данной проблеме дает свои результаты. Так, многими специалистами разрабатываются концепции непрерывного образования в области иностранного языка (E.B. Борзова, О.В. Володина, Н.Д. Гальскова, Е.И. Пассов, Т.Ю. Полякова, С.В. Санникова, И.И. Халеева, Е.Н. Ярославова, М.Г. Федотова; P.J. Mitchell, L.A. Mitchell, A. Kakouris, S. Hayakawa, A. Costa, A. Foucart, B. Keysar), где речь идет о воссоздании языковой среды и условий для формирования потребности в использовании иностранных язы-

ков как средства коммуникации в процессе межкультурного и профессионального взаимодействия.

Так, кафедрой языковой подготовки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» разрабатывается и воплощается концепция профессиональной иноязычной подготовки специалистов традиционного прикладного искусства в среднем профессиональном образовании, бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, в основе которой лежит непрерывное образование.

Под непрерывным образованием в области иностранного языка мы понимаем такой вид образования, при котором человек любого возраста способен применять, совершенствовать и активно использовать приобретенные ранее знания и умения иностранного языка, постоянно расширять свой кругозор. Непрерывное образование представляет собой постоянный процесс роста личности в соответствии с ее потребностями, интенциями на основе использования системы государственных и общественных институтов.

Данная концепция обеспечивает преемственность требований в формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов

Chizh Roman Nikolayevich pedagogical

FOREIGN LANGUAGE ... sciences

разных категорий на всех этапах подготовки по всем направлениям среднего, высшего, а также послевузовского профессионального образования.

Непрерывное образование в области иноязычной коммуникативной компетенции специалистов художественного профиля можно представить в следующем виде:

Довузовская подготовка - подготовительная ступень общей иноязычной подготовки, ведется в детском саду, начальной и средней школе.

Среднее профессиональное образование - является подготовительной ступенью общей иноязычной подготовки и собственно начальная профессиональная иноязычная подготовка.

Бакалавриат - первая ступень профессиональной иноязычной подготовки.

Магистратура - вторая ступень профессиональной иноязычной подготовки.

Аспирантура - третья ступень профессиональной иноязычной подготовки.

В основе данной концепции лежит компетентност-ной подход в обучении иностранному языку, который закреплен в современных документах об образовании [1; 2].

Среднее профессиональное образование. Обучение иностранному языку на данной ступени должно способствовать формированию и развитию иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, бытовой, культурной и профессиональной сферах. При этом в фокусе внимания - развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление культуроведческих знаний о странах изучаемого языка.

Бакалавриат. Данная ступень подготовки специалистов художественного профиля в области иноязычной коммуникативной компетенции нацелена на повышение исходного уровня владения иностранным языком, который был достигнут на предыдущих ступенях образования, а также овладение студентами важными знаниями, умениями и навыками, которые будут применены при решении различных задач в бытовой сфере, в сфере культурной, а также в профессиональной деятельности при общении с зарубежными коллегами, а также для дальнейшего саморазвития.

Изучение иностранного языка направлено здесь также на: расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся; развитие когнитивных и исследовательских умений; развитие информационной культуры; повышение способности к самообразованию; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

Для того, чтобы достичь отмеченные цели необходимо применять следующие виды образовательных технологий: коммуникативные, интерактивные, интенсивные, проектные. При работе со специалистами художественного профиля широко используются и дают хороший результат следующие формы проведения занятий: компьютерные презентации; интернет-технологии (тестирование в онлайн режиме, работа с программами в системе Интернет, чатами, блогами); метод кейсов (метод анализа конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры; проектные работы, различного рода дискуссии и диспуты.

Перечисленные технологии задействуют межличностное общение обучающихся, знания и умения ими приобретаются самостоятельно. Данные технологии помогают развить критическое мышление, умение решать проблемы, самостоятельно принимать решения.

Благодаря выполнению упражнений содержащих данные технологии у обучаемых формируется креативность. Они начинают мыслить творчески, что немаловажно для будущих художников.

Магистратура. Главными целями данной ступени подготовки специалистов в области иноязычной 244

коммуникативной компетенции является способность пользоваться изучаемым иностранным языком в своей учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, для того, чтобы изучить зарубежный опыт по своему профилю. Иностранный язык на данной ступени изучается в ситуациях профессионального иноязычного общения, а также в рамках научно-исследовательской деятельности.

Особенностью данного этапа обучения является обширное изучение терминологии специальности, знакомство с профессиональным дискурсом.

Как видно, обучение иностранному языку в магистратуре обусловливает наличие у студентов высокого уровня владения языком. В связи с относительно небольшим количеством часов, которые отводятся на эту дисциплину «Иностранный язык», ее преподавание строится на использовании смешанных методов обучения: грамматико-переводной метод, метод проектов, метод кейсов, интернет-технологии и др.

Аспирантура. На данной ступени профессиональной иноязычной подготовки перед обучающимися стоит задача овладеть нормами иностранного языка и использовать их во всех видах речевой коммуникации: в научной сфере в форме устного и письменного общения. К основополагающим требованиям по уровню освоения иноязычной коммуникативной компетенции в аспирантуре относятся: умение корректно понимать тексты по специальности с вспомогательными средствами - словарями, справочниками и без них, а также строить монологические высказывания по темам, связанным со специальностью, по теме диссертации и научно-исследовательской работы, вести диалог по указанной проблематике.

Следует отметить, что при обучении научно-техническому переводу здесь главным образом используются грамматико-переводной и лексико-переводной методы, в то время как при обучении речевого аспекта применяются активные методы (коммуникативный метод, метод проектов, метод кейсов) соответственно.

Важнейшим условием успешного обучения иностранному языку является преемственность, которая выражается в последовательности изложения учебного материала, и которая связана с уровнем возрастания его сложности и трудности, с поиском эффективных форм, методов, технологий организации процесса обучения языку.

Концепция непрерывной профессиональной иноязычной подготовки специалистов традиционного прикладного искусства будет эффективно реализоваться при выстраивании модели преемственности обучения в системе «СПО-бакалавриат-магистратура-аспирантура».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борзова Е.В. О приоритетной стратегии в иноязычном образовании//Иностранные языки в школе. -2012. - № 3. - С. 21-27.

2. Володина О.В. Непрерывное иноязычное образование: от антропоцентризма к социально-антропологической целостности/Mima mater (Вестник высшей школы). 2014. № 10. С. 97-101.

3. Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения/Иностранные языки в школе. - 2012. - № 9. - С. 3-9.

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. — М.: Русский язык, 2010.

5. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: Автореф. дис ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2011. - 50 с.

6. Санникова С.В. Аксиологический подход в системе непрерывного языкового образования: социокультурное измерение//Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 117-121.

7. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Чиж Роман Николаевич ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ...

реципиент инофонного текста//Язык - система. Язык -текст. Язык - способность: сб. ст. - М., 1995. - С. 277285.

8. Ярославова Е.Н., Федотова М.Г. Концепция непрерывного профессионально ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010.

9. Mitchell P.J., L.A. Mitchell. Implementation of the Bologna process and language education in Russia//Procedia

- Social and Behavioral Sciences. Vol. 154, 28 October 2014, P. 170-174. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.10.130.

10. Kakouris A. Entrepreneurship pedagogies in lifelong learning: Emergence of criticality//Learning, Culture and Social Interaction. Vol.6, September 2015, P. 87-97. DOI: 10.1016/j.lcsi.2015.04.004.

11. Hayakawa S., Costa A., Foucart A., Keysar B. Using a Foreign Language Changes Our Choices//Trends in cognitive sciences. Vol. 20, Issue 11, November 2016, P. 791-793. DOI: 10.1016/j.tics.2016.08.004

12. ФГОС по направлению подготовки «54.03.04

- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540302. pdf

13. Системное проектирование и обоснование ком-петенностно-ориентированных общеобразовательных программ ВПО, реализующих требования ФГОС ВПО. Установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла/Авт.-сост. Селезнева Н.А., Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Ка-занович В.Г.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 54 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214901.pdf

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.